какое то странное чувство доселе не испытанное вдруг захватило меня
Какое то странное чувство доселе не испытанное вдруг захватило меня
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Эти далеко (не)радостные события застали нас врасплох.
Какое-то странное чувство, доселе (не)испытанное, вдруг захватило меня.
С автором статьи я был (не)согласен.
В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и (не)скончаемых распрях.
Комната была совсем (не)освещена.
Эти далеко не радостные события застали нас врасплох.
Какое-то странное чувство, доселе не испытанное, вдруг захватило меня.
С автором статьи я был не согласен.
В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и нескончаемых распрях. (Слово нескончаемых без не не употребляется)
Комната была совсем не освещена.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Машина медленно развертывалась на небольшой площади, которую обступили еще (не)достроенные здания.
(Не)засыпая ни на минуту, он смотрел с интересом на незнакомые места.
(Не)любивший шума и пустых слов, Шмаков молчал.
Эта (не)обычная пьеса вызвала большой интерес.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Машина медленно развертывалась на небольшой площади, которую обступили еще не достроенные здания.
Не засыпая ни на минуту, он смотрел с интересом на незнакомые места.
Не любивший шума и пустых слов, Шмаков молчал.
Эта необычная пьеса вызвала большой интерес.
Солнце, ещё не скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какое то странное чувство доселе не испытанное вдруг захватило меня
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Эти далеко (не)радостные события застали нас врасплох.
Какое-то странное чувство, доселе (не)испытанное, вдруг захватило меня.
С автором статьи я был (не)согласен.
В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и (не)скончаемых распрях.
Комната была совсем (не)освещена.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
Эти далеко не радостные события застали нас врасплох.
Какое-то странное чувство, доселе не испытанное, вдруг захватило меня.
С автором статьи я был не согласен.
В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и нескончаемых распрях. (Слово нескончаемых без не не употребляется)
Комната была совсем не освещена.
Правописание НЕ и НИ.
По спецификации в задании данного типа проверяется:
−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;
−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;
−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.
В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.
Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.
12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Частица НЕ пишется раздельно:
Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.
а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;
б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.
а) в сравнительной степени
б) в роли сказуемого безличного сказуемого
мне не надо, ей не нужно
12.2 Слитное написание НЕ и НИ.
Частица не пишется слитно:
б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)
Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.
12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:
Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.
Основные случаи употребления отрицательных частиц
Частица НЕ используется | Частица НИ используется | 1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ Ни писем, ни телеграмм не было. Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника. Меня не интересуют ни звёзды, ни луна. | 2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание): Он не мог не позвонить. Мы не могли не заметить. | 3) для выражения невозможности в безличных предложениях: Не догнать тебе бешеной тройки! Не бывать войне-пожару! | 3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования: Ни звука! Ни дня без строчки! | 4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения: Не гость ли ты мой? Как бы мороз не ударил! Ну чем не герой! | 4) для выражения неопределённости: Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод). Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо. | 5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился! Разве не правда, что мы поумнели? Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет. |
---|
Сложные случаи разграничения НИ и НЕ
Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.
Не бывает войн, где солдаты не погибают.
Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.
Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.
Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.
Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.
Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.
Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.
Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.
Перед нами было не что иное, как древняя пещера.
Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.
Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.
Составные усилительные обороты с частицей ни:
во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.
Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:
а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;
б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.
К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.
Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.
Вариант 18
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Только художник способен познавать окружающий мир, при этом передавая и выражая своё мироощущение и душевное состояние, оставляя в художественном произведении что-то неразгаданное.
2. Наука и искусство во многом похожи, они требуют от человека восприятия окружающего мира.
3. В отличие от автора научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира, автор художественного произведения передаёт своё мироощущение и душевное состояние, и поэтому каждый человек видит в художественном образе что-то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.
4. Каждая эпоха и каждый человек по-своему воспринимают произведения искусства, ведь только художник способен открыть и исследовать объективные законы природы, не зависящие от его воли.
5. Художественное произведение, которое передаёт мироощущение и душевное состояние автора, отличается от научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира; в художественном образе каждый человек видит что- то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.
2. Вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с.
3. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым всю местность до неузнаваемости.
2. Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры.
3. Как ни странно, но выступление главного редактора популярного журнала, известного своими скандальными статьями, оказалось на редкость ДИПЛОМАТИЧНЫМ.
4. Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.
5. Большинство отрицательных героев Н.В. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМУ году
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салюте» и «Севере». | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавшим из Новгорода. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Благодаря внимания общества к этой проблеме на сегодняшний день она самая актуальная. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ПОДАЛЁКУ от речки расположились элитные санатории и более простые турбазы.
2. Сначала я думал, что они скрытничают, а потом понял, что я далеко (НЕ)ПРАВ.
3. Какое-то странное чувство, доселе (НЕ)ИСПЫТАННОЕ, вдруг охватило меня.
4. Он вёл спартанскую жизнь, но при этом был (НЕ)ЗАТВОРНИКОМ, а общительным человеком.
5. (НЕ)СЧАСТЬЕ обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на холод, скоро заснул самым крепким сном.
2. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак ЗА(ТО), что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа таскал за ней эту корзину.
3. Стоит прочесть ХОТЯ(БЫ) несколько строк из любимой книги — и ТОТ(ЧАС) же хочется писать самому.
4. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков люди пытались изобрести летательный аппарат, ЧТО(БЫ) подняться ввысь.
5. (В)ВИДУ ремонта пути ДА(ЖЕ) поезда отменены.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Всюду он был зва(1)ым гостем, но нередко отказывался от приглашений, карти(2)о опираясь на краше(3)ую трость с серебря(4)ым набалдашником.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
2. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
3. Индивидуальность каждого писателя проявляется прежде всего в предпочтении того или иного цветового эпитета.
4. И под звёздами балканскими вспоминаем неспроста ярославские рязанские да смоленские места.
5. Все так же молоды как десять лет назад.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несколько минут (1) Анна стояла у двери (2) абсолютно не шевелясь (3) как бы заново переживая (4) всё увиденное.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
В метель ветер забирался в пустые комнаты, и старый дом (1) вдруг (2) оживлялся звуками. Вот (3) кажется (4) точно вздохнуло что-то в белом зале глубоко, прерывисто, печально.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Через три дня мне вручили извещение (1) в котором (2) говорилось о необходимости немедленной оплаты (3) моего обучения.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Многие остались в твёрдом убеждении (1) что (2) если бы гарнизон показал больше храбрости и поспешности (3) то десятка два (4) хищников остались бы на месте.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналогов на мировом рынке.
(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (З)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.
(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.
(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то. (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.
(15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.
(17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.
(18)Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда.
* Леонид Максимович Леонов (1899-1994 гг.) — русский советский писатель.