какое мясо можно есть по библии
Можно ли христианам есть свинину согласно Библии?
Очень многих людей людей интересует можно ли христианам есть свинину. Что говорится в Библии по этому поводу? На самом деле, ответ очень простой, давайте разбираться. Мы сначала посмотрим на практику Ветхого Завета для израильского народа, а потом посмотрим учение Нового Завета. Таким образом, мы рассмотрим все учение Библии насчет того, можно ли современным христианам есть свинину.
Свинина в Ветхом Завете
В Ветхом Завете содержатся указания для израильского народа относительно того, какую пищу можно есть, а какую нельзя. Книга Второзаконие повествует об этом, например:
«Можете есть любое животное, у которого раздвоены копыта и которое жуёт жвачку, но не ешьте верблюдов, зайцев и тушканчиков, потому что, хотя они и жуют жвачку, копыта у них не раздвоены, и потому эта еда для вас нечистая. И свиней также не ешьте: у них копыта хотя и раздвоены, но они не жуют жвачку, свиньи для вас — еда нечистая; не ешьте свиное мясо и даже не прикасайтесь к трупу свиньи» (Второзаконие 14:6-8).
На самом деле, в Ветхом Завете не так много отрывков, которые говорили бы об употреблении свинины в пищу. Тем не менее они все запрещают ее употребление. В книге пророка Исайи есть речь Бога, где Бог в негативном ключе высказывается о тех людях, которые употребляют свинину:
«Они всегда повергают Меня во гнев, приносят жертвы и воскуряют фимиам в своих садах. Они сидят среди могил и ждут вестей от умерших, они живут среди мертвецов, они едят свинину, их ножи грязны от гнилого мяса» (Исайя 65:3-4).
Таким образом, согласно Ветхому Завету, свиное мясо нельзя было употреблять в пищу еврейскому народу. Свинину нельзя было приносить в жертву Богу. К свинине даже нельзя было прикасаться. Эта еда считалась нечистой.
Почему израильскому народу нельзя было есть все эти виды пищи (подробнее смотрите отрывок из книги Левит 11 глава, с 1 по 47 стихи)? Израиль должен был повиноваться абсолютным Божьим стандартам. Вторая причина в такой диете в том, чтобы израильскому народу было трудно вкушать пищу поблизости или в присутствии народов, поклоняющихся идолам. Законы о пище служили барьером для смешения израильского народа с идолопоклонническими народами. Правильное питание и польза для здоровья были очевидны, но это было лишь второстепенной задачей Бога после послушания и отделения.
Свинина в Новом Завете
Слово Завет означает «соглашение» или «договор». Когда у вас есть один договор, а потом вы собираетесь заключить новый, то новый договор становится основой текущих взаимоотношений. Вот таким образом Новый Завет (новое соглашение) пришел на смену Ветхому Завету (старому соглашению). Вот как нам описывает нужду в новом соглашении автор послания Евреям:
«Если бы то, первое соглашение, было безупречно, то не было бы нужды в другом соглашении. Но Бог нашёл их виновными и сказал: «Приближаются дни, — говорит Господь, — когда Я вступлю в новое соглашение с домом Израиля и домом Иуды. И это соглашение будет не таково, какое Я заключил с предками в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из страны Египетской, ибо они не сохранили верность Моему соглашению, и Я отвернулся от них, — говорит Господь. Вот какое соглашение заключу Я с народом Израиля после этих дней, — говорит Господь. Я вложу законы Мои в их умы, запишу в сердцах у них и стану их Богом, и они станут Моим народом. И не будет нужды в том, чтобы кто-то поучал соплеменников или сограждан своих, говоря «Познайте Господа», ибо все они будут знать Меня, от самого ничтожного до самого великого. Я буду милостив к их проступкам и забуду о грехах их». Назвав это соглашение «новым», Он сделал первое устаревшим, а всё, что устаревает и становится бесполезным, вскоре исчезает» (Евреям 8:7-13).
Таким образом, мы теперь понимаем, почему то соглашение стало устаревшим и «бесполезным», а ему на смену пришло новое соглашение — Новый Завет.
Понятие христианин впервые встречается на страницах книги Деяний, а в это время уже вступил в силу Новый Завет. Следовательно, христиане находятся под действием Нового Завета, а не Ветхого Завета, и не обязаны подчиняться требованиям Ветхого Завета. Стоит оговориться, что Новый Завет во многом повторяет заповеди Ветхого Завета, но об этом в другой раз. Нас сейчас интересует, можно ли христианам есть свинину? Давайте посмотрим теперь отрывок из Нового Завета:
«Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо «земля и всё на ней принадлежит Господу». Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. Но если кто-то скажет тебе: «Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения», то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради собственной совести» (1 Коринфянам 10:25-28).
Новый Завет нигде не запрещает есть свинину христианам. Более того, Новый Завет вообще не выставляет никаких законов относительно употребления какой бы то ни было пищи. Если говорить об отрывке, приведенном выше, то видно, что разрешается есть любое мясо. Не только разрешается есть мясо (это если кто-то спросит, можно ли по Библии есть мясо вообще или надо быть вегетарианцем), но разрешается есть любое мясо. В том числе и все те виды мяса, что были запрещены в Ветхом Завете, в том числе и свинину.
Почему в некоторых случаях не стоит есть свинину, например? Библия объясняет это совестью других людей, находящихся рядом. Можно ли христианину пить алкоголь? Библия нигде не запрещает пить алкоголь (есть указания против пьянства, но не употребления алкоголя, как такового), но в некоторых случаях его лучше не пить вообще. Например, когда рядом находятся люди, борющиеся с алкогольной зависимостью, дети и т.д. В случае, описанном выше, свинину не стоило есть из-за совести другого человека.
Таким образом, можно ли христианину есть свинину по Библии? Да, можно. Но в некоторых случаях этого не стоит делать из-за совести другого человека.
Чистые и нечистые животные в Библии — полный список
В Ветхом Завете содержатся правила о пище, где перечисляются чистые и нечистые животные Библии. Одни виды животных могли употребляться в пищу, а другие нет.
Книга Левит, приводящая списки чистых и нечистых животных, описывает также строгие правила на случай, если кто-то из людей случайно дотронется до нечистого животного (насекомого, рыбы, птицы и т.д.). Человек, прикоснувшийся к нечистому животному, должен был пройти особый обряд очищения. В книге Левит содержатся также правила относительно того, как должны быть очищены различные предметы, к которым прикоснулись нечистые животные, пусть даже и случайно.
Вы можете прочесть все эти правила в 11 главе книги Левит и 14 главе книги Второзаконие, а мы хотим вам предоставить список, где все эти чистые и нечистые животные — которые были пригодны в пищу и которые не были пригодны в пищу.
Чистые животные в Библии (пригодные в пищу)
Нечистые животные в Библии (не пригодные в пищу)
От редактора: Мы хотим предложить вам посмотреть видео, в котором рассказывается о некоторых правилах и постановлениях Ветхого Завета, связанных с правилами о чистой и нечистой пище, а также о других правилах, связанных со здоровьем израильского народа. Многие тысячи лет назад Бог предусмотрительно заповедовал израильтянам правила, которые и сегодня являются действенным средством против различных болезней и эпидемий! Ведущий семинара — Джон Окс (приносим свои извинения за качество записи).
Библия и медицина древности
Живое Предание
Библейское меню. Ветхий Завет о «вкусной и здоровой пище»
Почему у иудеев так много пищевых табу – было и остается до сегодняшнего дня? И почему получилось так, что с течением времени Церковь дистанцировалась от того свода правил, который присутствует в Ветхом Завете и касается употребления разных сортов пищи? Рассказывает священник Алексий Волчков, директор «Школы библейской филологии» при Феодоровском соборе С.-Петербурга, кандидат теологии.
Священник Алексий Волчков
Тема христианского поста, на первый взгляд, никак не связана с темой нашего сегодняшнего разговора: представление о кошерной или некошерной пище у иудеев никакого отношения к посту не имело. Пост в Ветхом Завете был, как правило, полным воздержанием от употребления еды и питья. При всем этом иудеи жили по учению кашрута – учению о дозволенной и недозволенной пище. То, что разрешалось есть иудеям, можно было приготовить вполне непостно: сладко, вкусно, калорийно. Поэтому вроде бы тема нашего разговора никак не связана с Великим постом. Тем более что сам пост начинается с чтения на Литургии отрывка из Послания апостола Павла к Римлянам, глава 14, где он говорит о том, что можно есть и кошерную пищу, и некошерную пищу. Главное – ядущий правильно не осуждай ядущего неправильно, а ядущий неправильную пищу не осуждай верного традициям и устоям Ветхого Завета (Рим 14:3).
Получается, что Новый Завет начинается с попрания того, что связано в Ветхом Завете с чистой и нечистой пищей. Однако, углубляясь дальше в тему, понимаешь одну важную деталь: действительно учение о дозволенной, кошерной пище связано с великопостными размышлениями.
Что я имею в виду? Учение о дозволенной пище позволяет задуматься о том, что я ем, чем я питаюсь, что я потребляю. Можно ли мне всё потреблять? Возникает одна очень важная тема: действительно, не все, что можно съесть, – надо есть. Оставь, пусть что-то там летает, бегает, живет своей жизнью – не ешь, человек Израиля, все, что ты хочешь или можешь. И в этом ограничении, в этой рационализации вопроса о пище я вижу состыковку с тем, о чем мы рассуждаем, находясь в пространстве Великого поста.
Кошер и кашрут
Выделю два отрывка из Библии, в каком-то смысле друг друга дублирующих. Первый отрывок – из той самой Книги Левит, которая очень и очень нечасто оказывается предметом чтения христианина. Книга Левит, помимо “устарелых” вещей, рассказывает и об учении о кошерной пище. Второй отрывок – дублирующий и дополняющий – это Второзаконие, глава 14.
Итак, Левит, глава 11, стихи 46–47:
“Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно”.
Это фокус всех пищевых правил, о которых мы сегодня говорим. Мы видим здесь Закон Моисеев во всей полноте, главная цель закона – дать людям представление о том, как правильно жить во всем многообразии обычной жизни. Как правильно торговать, работать, отдыхать, жениться, разводиться, детей рожать, Богу поклоняться. В этом многообразии разных правил находят свое место правила, касающиеся пищи.
Напомню важное для этой темы слово “кошер”, и от него слово «кашрут» – всё, связанное с учением о кошер. Значение слова «кошер» – годное, пригодное, уместное. Например, ручка, которая пишет, может быть названа кошер – пригодная, работающая. Сломанная, недействующая ручка – не кошерная. Весь Закон Моисеев имеет своей целью обозначить зоны, где можно быть, и зоны, в которых быть не нужно, – некошерные зоны, “херем”: нельзя делать что-то, есть что-то, посещать какие-то места. Со временем “кошер” увязывается именно с едой.
Кошерные блюда в современном исполнении
Итак, глава 11 Книги Левит рассуждает о кошерной пище:
“И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле” (Лев 11:1–2).
Дальше будут разделы про птиц, насекомых, пресмыкающихся, рыб. Вопрос: какого раздела там нет, какой сорт пищи тут отсутствует? Пища растительная! Никаких правил по поводу такой пищи здесь нет. Все злаки, крупы, салаты, растения можно есть, и не согрешишь. Неплохое учение, которое косвенно намекает нам, что боговыдуманное устройство мира таково: нехорошо есть кого-то.
Первый раздел – животные. Есть множество животных, и всех их теоретически можно съесть. Возникает правило (стих 3):
“Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте”.
Тут три критерия: во-первых, копыта, во-вторых, раздвоенные копыта, в-третьих, – жвачка, то есть животные, которые могут жевать. Получается десять экземпляров того, кого можно есть: волы, овцы, козы, олени, серны, буйволы, лани, антилопы… Стихи 4–7 описывают тех животных, которых есть нельзя:
“Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас”.
То есть кроме этих десяти животных иудей не может есть ни бегемота, ни кенгуру, ни слона – критериям они не удовлетворяют. Животные эти все растительноядные.
Второй раздел – те, кто живет в воде. Конечно, в Израиле водоемов не очень много, но есть большое Галилейское озеро, там ловили рыбу апостолы. Вот правила (стих 12 главы 11):
“Все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас”.
Что такое перья? Странный перевод, не правда ли? Перья – это плавники. Вот вам два критерия: плавники и чешуя, это можно есть. Сюда входит почти вся рыба, кроме, к примеру, сома. Сюда не входят ни моллюски, ни ракообразные.
Третий раздел – раздел, связанный с птицами. Тут нет никакого принципа, есть просто перечень, который состоит из 20 вариантов птиц. Эти птицы указаны как некошерные, негодные, их нельзя употреблять в пищу. Стихи 13–19 главы 11:
“Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря”.
Нетопырь – это такая крупная летучая мышь, кто не знает. Эти птицы сами едят некошерную пищу – они хищники, падальщики, плотоядные. Почему-то указаны еще варианты: пеликан, цапля, лебедь.
Лекция священника Алексия Волчкова “Библейское меню. Ветхий Завет о “вкусной и здоровой пище”
Дальше идет класс насекомых, там такое указание:
“Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас; из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле” (Лев 11:20–21).
И из них указано, кого именно можно есть, – четыре вида саранчи:
“Сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою” (Лев 20:22).
И далее идут указания о ползающих по земле, иначе говоря, пресмыкающихся:
“Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят” (Лев 11:41–45).
Никаких пресмыкающихся – варанов, змей, саламандр нельзя есть. Действительно, зачем, в конце концов, есть пресмыкающихся: змею, к примеру. Лучше разводи овечек, телят. Так воспитывается культура питания.
Теперь переходим к классу кошерных животных. Мы вырастили овечек, волов, мы их заклали – и что, теперь их есть? Нет, не все так просто, тут тоже есть правила. Во-первых, нельзя есть кровь. На чем основано это правило? Сначала обратимся к Ною.
“И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте” (Быт 9:1–4).
Вот так выходит, что кровь тут равно душа. Еще можно привести Книгу Левит, глава 7, стихи 26–27:
“И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего”.
Что стоит за учением о том, что кровь нельзя употреблять в пищу
Нужно помнить, что это времена были не такими, как сейчас, когда можно выйти из дома и 24 часа в сутки просто зайти магазин и найти себе пропитание. В древние времена часто была такая ситуация, что ресурсы кончились, природа не дает урожая, какие-то катаклизмы – и возникает голод. Кого будем есть? Да всё будем есть, зайцев съедим, тушканчиков съедим – кровь будем не сливать на землю, она калорийная, ей можно наесться. И тут возникает то, что выделяет иудеев из окружающих и из наших реалий: не всё, что можно, – то можно. Не всё, что служит твоему выживанию, можно употреблять в пищу. Кровь – даже когда голод, когда бедствие – не ешь, потому что в ней душа. Это духовный смысл этого правила.
Также нельзя было есть жир – это тоже то, что Богу отходит. Жир между мясом и шкурой или во внутренних органах надо отделить, его есть нельзя. А жир, который находится в мясе, – его есть можно. Смысл этого правила тоже культовый: это Божья часть, не буду на нее претендовать. И еще есть одна очень маленькая деталь, которую в кошерном животном есть нельзя: седалищный нерв, его надо изъять – потому что коснулся этого места Бог.
Также нельзя есть трефное животное – растерзанное и брошенное хищниками. Почему нельзя? Потому что там кровь, она запеклась и ее никак оттуда не вымоешь. Исход, глава 22, стих 31:
“И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его”.
Это мясо можно было передать или продать язычникам, так как они его ели. Тут не было какого-то коварства продажи плохой пищи чужакам, пища не была плохая – она была свежая, но там была кровь, которую недопустимо было есть иудеям.
Еще одна важная статья правил – раздел о том, что что-то с чем-то сочетать невозможно. Этих комбинаций достаточно много появилось с развитием учения о Законе Моисеевом, но я вам назову лишь одно. Описывается празднество и говорится о том, какие ритуалы в празднестве можно практиковать.
“Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его” (Исх 23:19).
Это правило про козленка повторяется в Пятикнижии три раза – два раза в Исходе и во Второзаконии. Евреи сами уже не знали, что тут имеется в виду, почему я должен это делать: три раза было повторено правило, что имеется в виду Богом? И возникла догадка: запрещается сочетать молочное и мясное. В современных еврейских традиционных кухнях имеется две части – часть мясная и часть молочная с отдельным набором чашек, ложек, тарелок и пр. Молочное, а затем мясное, ты можешь есть не одновременно, а одно за другим – должно пройти между приемами блюд около 6 часов. Вот такая огромная системоопределяющая традиция возникла из этого стиха про козленка и молоко матери.
Какой же смысл? Зачем это всё?
С какой стати существует это деление? Почему саранчу можно есть, а другого насекомого нельзя? Почему утку можно есть, а лебедя нельзя есть? Какой смысл всего этого?
В Библии никак не объясняется смысл этих запретов, просто сказано: это ешь, это не ешь. Далее возникли разные объясняющие гипотезы, схемы, пытающиеся объяснить себе, язычникам, христианам и каким-то другим “оппонентам” – почему мы не едим это, почему мы едим то.
Первое объяснение: изначально главным корнем этих правил было представление о том, что какая-то пища или комбинации ее вызывают болезни. Поэтому Бог сообщил людям: ешьте это, но не ешьте то. Это опасная пища, которую легко неправильно приготовить – и ты будешь болеть. Кошерная еда полезна, здорова и обеспечивает долголетие.
Второе объяснение такое: культовый элемент. Гипотеза, которая была озвучена уже Оригеном – христианским автором, он пытался объяснить сам себе и своему окружению, почему это возникло. Были в Хананее местные жители – они почитали Астарт, Ваалов и так далее. Евреи оказываются в Хананее и появляется опасность ассимиляции. Чтобы не было семейного смешения, растворения крови – нужны границы, довольно искусственные границы. Если ты ешь мясо, то ты можешь есть всё – и свинью, и барашка, и овечку. А евреи – нет. И когда существуют такие несовместимости, то предпосылок для слияния народов очень мало. Тем более, когда мы говорим о древних временах, то были такие праздники, когда весь народ съезжался к одним местам, и там были общие блюда, застолья, общие рецепты. Так вот у евреев не могло быть общих рецептов с неевреями. Так произошло, чтобы не было ассимиляции.
Дальше еще одно объяснение, касающиеся природы самого Закона Моисеева. Закон Моисеев охватывает тебя целиком, не только в плане твоих молитв, богословия, философствования, он охватывает тебя и твою жизнь полностью. Когда Закон Моисеев касается пищевых правил, мы обретаем в этом огромный якорь, который цепляется за саму сердцевину твоей жизни, за твое нутро, за твое чрево, за твой живот. Возникает такая мощная сцепка: ты являешься израильтянином, потому что ты во что-то веруешь, во что-то не веруешь, что-то ешь и что-то не ешь.
Следующее объяснение (это уже антропологи постарались) – «по подобию». Здесь мы видим попытку осмыслить окружающий мир. Ребенок рождается, имеет дело с разными существами и понимает: есть животные моего мира, с которыми я провожу время, животные цивилизованные, а есть мир посторонний, внешний, дикий мир – там живут коршуны, грифы, змеи, скорпионы. И я не буду ничего с ними иметь общего – не буду их есть, не буду их разводить, не буду на них охотиться. Я живу в гуманизированном пространстве – в нем есть “нормальные” животные: овечки, козочки, коровки. Возникает учение, представление о том, что есть животные – “чужаки”, это хищники и падальщики. Причем падальщики могут быть в теории и домашним животным, к примеру, свинья или собака. Собака вроде бы хорошая, но она падальщик и в библейской традиции – плохое, нечистое животное.
И последняя схема, которая поможет нам понять, что стоит за этими правилами.
Тут появляется этика – учение о добром житии, о правильной жизни. Во-первых, кошерные правила учат людей умеренности потребления. Почему я не ем свинину? Я не могу ее есть, так как Бог так сказал, и я воспитываюсь в этой самодисциплине, в этой умеренности. Аскеза: не всё, что я могу съесть, я должен съесть.
Во-вторых, возникает экологическая тема. Есть экосистема – ущелье, к примеру, где живут саламандры, тушканчики и так далее. Я не буду вторгаться в эту экосистему, пусть они там живут. Это бережное отношение к окружающему миру, более цивилизованное отношение к окружающему пространству: я не могу есть всё, что вижу вокруг.
Почему нельзя есть лошадь или осла, как это объясняет этика? Это животные, с которыми ты вместе работаешь. Как можно есть того, с кем ты только что вместе работал?
Также здесь появляется понятие «брезгливость», которое в русском языке имеет несколько негативную окраску, но благодаря ему в человеке воспитывается некое правильное отношение к окружающему миру. Когда человек не может что-то делать, что-то потреблять, в какие-то отношения вступать. И я думаю, такая брезгливость правильная.
Что стало с этими правилами в христианстве
Почему же христианская Церковь от всех этих правил отказалась?
Читаем Евангелия – и почти не находим там слов Христа о том, что кошерная или некошерная пища: это то, что должно быть отменено и забыто.
Такого учения нет, кроме одного момента. В седьмой главе Евангелия от Марка есть подробный рассказ о том, что есть входящая в нас пища, которая нас не оскверняет, а то, что от нас исходит – слова, поступки, – то нас и оскверняет.
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк 7:15).
И этим исчерпывается критика Христом огромного корпуса правил о кошерном и некошерном.
А вот потом, когда появляется христианская миссия, возникает огромная проблема. Приходит апостол проповедовать в города Римской империи. Он выступает в синагогах, его слушают – и возникает община, которая состоит из евреев и неевреев. И со временем неевреев становится всё больше и больше. И возникала банальная проблема – застолий. Каждый приносил свое, еда была разная, так что есть? Кошерное или всё, что можно купить на рынке? Возникает конфронтация, о которой мы узнаём из Книги Деяний.
«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян 10:9–16).
Итак, евреи уже дожили до этих времен, всё, сосуд может раствориться, исчезнуть. Потому что в христианском пространстве деление на евреев и неевреев неактуально. Все члены христианского сообщества являют собой одинаковый по своему статусу положению новый Израиль. Где все имеют статус нового израильтянина, «еврея» Христова.
Второй текст – глава 15, стих 20:
«А написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».
Собирается в Иерусалиме собор апостолов. И Павел рассказывает о том, что он проповедовал в городах язычникам, и он их крестил, и они получали Духа Святого. И при всем этом он не обрезывал их и не учил правилам о кошерной пище.
Резюме: христианская Церковь однажды приняла решение, что эти правила можно положить на полочку, в Церкви правила эти не соблюдаются. Лишь бы не было ссор и расколов внутри общины.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания