какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему в рассказе хамелеон
Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021
Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.
История создания
Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.
Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.
Жанр и направление
Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.
Смысл названия
Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».
Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.
Суть: о чём?
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».
Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.
Проблемы
Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.
Основная идея
Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.
Чему учит?
Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.
Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.
Что высмеивает автор?
Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.
Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.
Критика
Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.
О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:
С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.
Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)
Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.
Урок по литературе на тему «Разоблачение беспринципности, корыстолюбия в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» (7 класс)
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 7 класс «Разоблачение беспринципности, корыстолюбия в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
1. Оргмомент. Приветствие:
Мне приятно видеть ваши милые лица, красивую одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что сегодня мы будем говорить о писателе, который ценил всё прекрасное в человеке. Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
(слайд №1) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
?? Кто этот писатель? ( Антон Павлович Чехов)
(слайд №2) Перед вами еще одна цитата. Это слова Л.Н.Толстого о Чехове. Прочитаем цитату и попробуем поставить перед собой цели нашего урока.
Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»
Чем же мы будем заниматься сегодня?
Цели урока: 1.постараемся выявить, в чем особенность языка Чехова, чем же он так захватил Толстого; 2. Какой рассказ вы прочитали? раскрыть смысл рассказа «Хамелеон»
?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
2. сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон».
(слайд №4) Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (не забываем ставить себе + за ответы)
1. Что нес городовой в решете? (Что такое конфискованный, городовой?)
2. Какова фамилия полицейского надзирателя? (Очумелов)
3. Какова фамилия городового? (Елдырин, кто главнее?)
4. Какого цвета пятно было на спине у собаки? (борзой это какой?)
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина? (кто такой золотых дел мастер)
6. Какие в основном собаки были у генерала? (легавые)
7. Кто такой Прохор? (генеральский повар)
8. Как звали брата генерала? (Владимир Иванович)
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?
10. Зачем приехал брат генерала? (В гости)
(слайд №5) А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм
Как называется такой прием в литературе? ( По щелчку)
(слайд №6) Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.
5.Словесное рисование (работа в группах) : найдите в тексте детали портретов героев (слова, которые относятся к описанию внешности, действий данных героев)
– Очумелов : “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.
– Елдырин : рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
– Хрюкин : ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Приложение № 3. Задание № 2 : найти в рассказе художественные детали
( конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова и тд) (Проверка)
— Какую роль играют эти детали? Они заменяют подробное описание
(слайд №7) Определение прочитать. «художественная деталь», заменяющая подробное описание.
О чём они говорят?
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник):
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
Б) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.
В тексте несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».
. Определите лексическое значение этих слов.
Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
(слайд №8) 7. А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. По 1 предложению по цепочке. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)
9. Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
(слайд №10) Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении, состоянии).
10. А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)
Сколько раз он меняет настроение? (6 раз)
— Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
11 В «Амбулаторной карте” (Приложение №2) заполните графы: фамилия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?
— По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку
Обобщение: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?
(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
— Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я”, он подстраивается под обстоятельства)
— Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
— Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)
— Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.
( слайды №12 ) Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
(слайд 13) Приложение 3. 6 задание. Закончи предложение
Фамилии, которые характеризуют персонажа, называются _______________.
Детали, заменяющие подробное описание, называются _________________.
сегодня на уроке я узнал, что…
мы сегодня говорили о…
сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
VIII. Домашнее задание: (слайд №14)
Письменно (на выбор)
на «3»: какого человека называют «хамелеоном».
На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.
На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.
конспект урока литературы: определение смысла названия и картины нравов в рассказе.
Содержимое разработки
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.
Тема нашего урока «Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.
Как вы думаете, исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?
(определение смысла названия рассказа и картины нравов)
Прежде, чем мы непосредственно перейдем к анализу рассказа, скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «болезнь»?
Давайте попробуем определить лексическое значение этого слова.
Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.
А к кому мы обращаемся за помощью?
А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему?
(потому что был по профессии врачом)
Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как?
И сегодня я предлагаю вам посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
Какой врач без «Истории болезни». Давайте сейчас составим карточки «Истории болезни», которые и будет заполнять по ходу урока.
А прежде давайте составим алгоритм, как лечить болезнь?
Для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю:
выйти к доске и решить кроссворд, узнав героев.
1. Имя повара генерала (Прохор)
2. Полицейский надзиратель (Очумелов)
5. Фамилия генерала ( Жигалов)
Фамилии главных героев мы вспомнили, а теперь скажите,
-Где происходит действие?
— кто идет по площади?
— как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
— что нарушает тишину? Давайте посмотрим отрывок и ответим.
(прослушивается отрывок со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)
Учитель: Итак, кто же собрался? кратко опишите возникшую ситуацию. (собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)
Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Давайте посмотрим, как она отражается на состоянии каждого героя.
Понаблюдаем за Очумеловым, каково его состояние?
Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?
(перепады в настроении, состоянии).
Посмотрите отрывок фильма и проследите, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?
Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
Как меняется его взгляд на справедливость?
** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»
Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.
(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)
В «Амбулаторной карте” давайте заполним графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он? А ответить на это вопрос нам поможет анализ заглавия рассказа.
заглавие – это сильная позиция текста
Почему такое странное название – «Хамелеон”? Кто такой хамелеон?
Можем ли мы поставить диагноз?
Запишем диагноз – хамелеонство.
Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
— Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов?
(Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
А сколько раз меняет он свое мнение? (шесть)
Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.
А только ли у нас один «больной» Кто еще болен этой болезнью?
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют своё мнении. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)
А даёт ли Чехов рецепт прямо?
(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
— Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?
— Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я”, он подстраивается под обстоятельства)
— Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
— Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)
— Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.
Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки.
Причем, все жители города хамелеонствуют.
Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.
Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.
Сатира –смех беспощадный, критика действительности, явлений.
Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.
Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»
— «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Открытый урок по литературе на тему «Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» (7 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ
Разработка открытого урока по литературе на тему
«А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа».
Автор: Буракова Юлия Георгиевна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.
Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, тест.
1. Оргмомент. Приветствие:
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
?? Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).
?? Какие рассказы Чехова вы читали?
Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему, для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»
Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.
Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №2)
1. Что нес городовой в решете?
2. Какова фамилия полицейского надзирателя?
3. Какова фамилия городового?
4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
6. Какие в основном собаки были у генерала?
7. Кто такой Прохор?
8. Как звали брата генерала?
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?
10. Зачем приехал брат генерала?
Взаимопроверка (слайд №3)
Критерии оценки (слайд №4)
Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.
Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности рассказа». (слайд №5) А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.
?? как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?
(выявить особенности рассказа, смысл названия).
1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)
Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6)
?? А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).
?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм: (слайд №7)
А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:
1. Полицейский надзиратель (Очумелов);
2. Городовой (Елдырин);
3. Золотых дел мастер (Хрюкин)
4. Фамилия генерала ( Жигалов)
— кто идет по площади?
— как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
— что нарушает тишину?
*** (прослушивается отрывок со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)
Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)
Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (слайд №12) (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?
(перепады в настроении, состоянии).
Учитель: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)
***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
?? Как меняется его взгляд на справедливость?
** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»
. Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.
(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы) (слайд №13)
— По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку. (слайд №14)
— Почему такое странное название – «Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (слайд №15)
Запишем диагноз – хамелеонство. (слайд №16)
— Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
— Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос. ) (шесть)
(Приём «Фишбоун») Изображаем «рыбий скелет» : в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?».
На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.
?? А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?? (слайд №17)
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?
(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
— Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?
— Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я”, он подстраивается под обстоятельства)
— Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
— Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)
— Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.
Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…» (слайды №18-19)
Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа. (Будем делать краткие записи в тетрадях).
Вспомним, что же такое стиль писателя.
1 ГРУППА (средний уровень): выявить особенности заглавия и фамилий героев??
Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия? (Кратко и точно)
Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.
Карточка-помощник: 2) Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.
Хрюкин – свинья, хрюкать.
1. Короткое, простое заглавие. (слайд №22)
2. «Говорящие фамилии».
2 ГРУППА (нормальный уровень): выявить особенности композиции и построения рассказа.
Карточка-помощник: 1) Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа « Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)
Карточка-помощник: 2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
— Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
Карточка-помощник: 3) Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
— Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
— Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)
— Любимая часть речи? (Глагол)
— Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)
3. Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка (слайд №22)
4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.
5. Диалоговое построение рассказов.
6. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.
3 ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи
Карточка-помощник 1): В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? (неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут. Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)
— Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?
(Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа).
7. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики. (слайд №22)
Карточка-помощник: 2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова).
— Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?
— Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.
В тексте несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».
Учитель. Определите лексическое значение этих слов.
Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
3) Следующая деталь? Палец.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
8. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание. (слайд №22)
Определение «художественная деталь». (слайд №23-24)
— Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов? (слайд №25)
4. Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.
?? Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.
Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.
Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений. (слайд №26)
Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.
Самопроверка. (слайд №28)
Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»
— «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
VII . Рефлексия (слайд №29)
сегодня на уроке я узнал, что…
мы сегодня говорили о…
сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
— Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке. Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок, выберите смайлик в зависимости от своего настроения
VIII . Домашнее задание: (слайд №30)
Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».
Письменно (на выбор)
на «3»: какого человека называют «хамелеоном».
На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.
На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?
ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:
А) «говорящие фамилии» Б) разговор «глухих» В) художественное преувеличение
Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:
А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу
Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:
А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) палец Хрюкина
Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:
А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием
Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:
А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия
Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:
А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон
«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»- объявляет Очумелов собравшемуся на площади народу. В своей речи он употребляет:
А) канцеляризмы Б) фразеологизмы В) просторечные слова
1 ГРУППА (средний уровень): выявить особенности заглавия и фамилий героев??
Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия? (длинное с описанием или короткое)
Карточка-помощник: 2)— Попробуйте объяснить значение фамилии полицейского надзирателя и других героев.
Хрюкин – свинья, хрюкать.
2 ГРУППА (нормальный уровень) : выявить особенности композиции и построения рассказа.
Карточка-помощник: 1) Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка) А как построен рассказ «Хамелеон»?
Карточка-помощник: 2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
— Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
Карточка-помощник 3): Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
— Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
— Много ли эпитетов, сравнений?
— Любимая часть речи?
— Слова вычурные, непонятные?
3 ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?
— Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?
Подсказка 1 группе
Хрюкин – свинья, хрюкать.
ВЫВОД: простое название и «говорящие фамилии»
Подсказка 2 группе
Композиция – это построение рассказа. Её элементы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В этом рассказе:
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
ВЫВОД: композиция традиционная.
Экспозиция. Здесь нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Описание базара, на котором происходит действие рассказа, кратко и выразительно. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина.
Очень краткая завязка; место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)
Автор использует простые предложения (примеры…)
— Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)
— Любимая часть речи? ( Глагол)
— Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)
ВЫВОД: предложения простые, используются глаголы. Почти всё построено на диалоге.
Подсказка 3 группе
РЕЧЬ: В рассказе наблюдается неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут. Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?»; использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!»
Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога..
ВЫВОД: речь каждого героя характеризует его как личность, по характеру.
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
2) Следующая деталь Шинель. Означает символ власти.
В тексте несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».
Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
3) Следующая деталь. Палец.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
ВЫВОД: используется «художественная деталь», заменяющая подробное описание.