как зарегистрироваться самозанятым и что это дает
Как стать самозанятым в 2021 году: особенности спецрежима и регистрация самозанятости
Самозанятость – отличная альтернатива для тех, кому по разным причинам невыгодно открывать ИП. Речь о стартапах с небольшим бюджетом, фрилансерах, репетиторах, таксистах, арендодателях жилых помещений с доходом не выше определенной планки. Как перейти на специальный налоговый режим самозанятости и в чем нюансы – читайте в нашей пошаговой инструкции.
Особенности, плюсы и минусы самозанятости
Режим для самозанятых ввели в 2019 году экспериментально сроком на 10 лет. Поначалу он действовал только для нескольких регионов. С июля 2020 его разрешили применять в любой точке РФ. Сейчас на него перешли уже около 2 000 000 человек.
Самозанятость – неофициальный термин. Но его используют даже в государственных органах. Самозанятыми считаются лица, которые уплачивают НПД – налог на профессиональный доход. Перейти на этот спецрежим могут те, кто работает самостоятельно без наемных сотрудников.
Основное преимущество режима – это возможность легализовать свою деятельность, работать прозрачно и не бояться штрафов за незаконное предпринимательство. К тому же, для самозанятых предусмотрена довольно щадящая налоговая ставка: 4% и 6%. Никаких дополнительных обязательных платежей нет.
В список преимуществ также входят:
Стать самозанятыми могут фотографы и видеооператоры, организаторы праздников, продавцы изделий собственного производства, водители, строители, мастера маникюра, специалисты, работающие удаленно через разные интернет-площадки. Все виды деятельности, допустимые на спецрежиме, прописаны в законе.
Перейти на самозанятость можно, если вы:
НПД заменяет страховые взносы и НДС.
Лимитов по сумме месячного дохода на режиме не существует. Но если выйти за пределы годового ограничения, вас автоматически переведут на другую систему. Все данные строго контролируются через «Мой налог».
Минусы у режима НПД тоже есть. Обычно самозанятые сталкиваются с такими сложностями:
Регистрация самозанятости: алгоритм действий
Чтобы стать пользователем спецрежима, нужно зарегистрироваться и получить соответствующее подтверждение. Все детали процедуры есть в Налоговом кодексе.
Самозанятость оформляется разными способами. Рассмотрим подробнее все случаи.
Через приложение
Первым делом скачайте программу в сервисе Google Play или в AppStore, отталкиваясь от вашего устройства и ОС.
Далее откройте ее, поставьте отметку в поле для согласия на обработку информации и примите правила.
После этого появится экран, предлагающий выбрать подходящий способ регистрации.
№1 – по паспорту:
Когда выполните все перечисленные действия, программа автоматически уведомит инспекцию о постановке на учет.
Это самый простой и удобный способ регистрации, занимающий буквально 3-5 минут. Выбрав его, вы можете не посещать налоговую, а все необходимые процедуры выполнить в режиме онлайн. Кроме того, для дальнейшего взаимодействия с инспекцией программа понадобится в любом случае. Через нее инспекторы контролируют самозанятых.
В самой программе есть еще 2 варианта оформления.
№2 – на Госуслугах:
№3 – через ЛК на официальном ресурсе налоговой:
Последний метод подойдет не только для жителей РФ, но и для иностранцев.
При наличии подтвержденного аккаунта на веб-сайте ФНС или Госуслугах проще и быстрее всего оформлять самозанятость именно через эти ресурсы. Если записи нет, регистрируйтесь по паспорту. В любом случае это удобнее, чем обращаться в службу или МФЦ.
На ПК в браузере
Пройти регистрацию можно и без приложения. Делается это прямо на ресурсе ФНС в ЛК плательщика налогов. Для входа понадобятся те же данные, которые запрашивает приложение (логин/пароль или учетка с Госуслуг).
Схема аналогичная:
На этом оформление для физлиц завершается. Паспорт, фото не нужны. Если самозанятость оформляет ИП, предприниматель должен будет дополнительно уведомить инспекцию о том, что отказывается от другого спецрежима. Например, от УСН или патента. Совмещать режимы нельзя. В противном случае налоговая аннулирует регистрацию. Такое уведомление необходимо подать на протяжении месяца.
Если ИП применяет патент, сначала следует дождаться пока истечет срок его действия или уведомить о прекращении данной деятельности предварительно. И только потом заниматься регистрацией плательщика НПД.
В уполномоченном банке
Еще один канал для оформления – банк, который предлагает такую услугу. Чаще всего получить статус можно в мобильном сервисе учреждения. Для примера возьмем «Сбербанк».
Что нужно сделать для получения статуса:
В целом процедура регистрации через банк занимает не более 6 дней. Но обычно все проходит намного быстрее.
После этого в приложении «Сбербанка» можно будет формировать электронные чеки, которые являются единственным обязательным видом отчетности для самозанятых. Они подтверждают доходы. Позже эта информация учитывается при расчете налога. Чеки в приложении могут формироваться даже на иностранные организации.
При оплате переводом на карту фискальные документы создаются автоматически. Формировать их вручную придется только в случае оплаты наличными, на счет или, если плательщиком является ИП/юрлицо.
Помимо этого, в сервисе банка есть и другие бонусные предложения для самозанятых. Это различные инструменты, облегчающие рутинные ежедневные процессы. К примеру, календарь для записи/учета клиентов, конструктор документов, обучающая платформа с полезными материалами, 3 бесплатные консультации юриста.
Кроме того, самозанятым доступны кредиты с особыми условиями на личные цели или развитие своего дела. Ипотека составляет от 1,4% годовых.
Услуга регистрации самозанятости предоставляется не только в «Сбербанке». Полный список организаций, которые поддерживают обмен данными с налоговой, размещен на официальном ресурсе ФНС.
В нем присутствуют:
В налоговой
Последний вариант – пойти в ближайшую службу по месту проживания. Перед этим нужно заполнить уведомление в бланке соответствующей формы.
В нем указывают:
Чтобы отказаться от статуса в дальнейшем, необходимо подавать аналогичный документ о прекращении деятельности.
Нужно учитывать, что в постановке на учет могут отказать. Но это бывает крайне редко. Основная причина – несоответствия или противоречия между поданными документами и информацией, которой владеет налоговая инспекция.
Как подтвердить получение статуса
Налоговая служба не предоставляет самозанятым никаких уведомлений, которые бы подтверждали факт взятия на учет.
Подтвердить свой новый статус можно двумя способами:
Нюансы расчета налога
Размер ставки определяется тем, кто рассчитывается с самозанятым:
Учет и контроль начислений, а также предварительные расчеты выполняются в программе. Все процессы полностью автоматизированы.
Что необходимо от пользователя:
Чеки в программе формируются автоматически при добавлении новой транзакции. При этом нужно прописывать наименование и стоимость товара/услуги. Во время проведения расчетов с ИП и юрлицами желательно указывать их ИНН. Чек клиенту передается в руки, на email или телефон. Также можно предоставлять QR-код на мобильном.
Главное – отражать получаемые средства непосредственно после расчета. Отложить можно только переводы на счет и посредством агентов. Но они должны быть обязательно отражены до 9-го числа следующего месяца. Если приложение не работает, данные вносятся через веб-кабинет.
Квитанция на оплату формируется налоговой службой автоматически, после чего сразу же появляется в программе.
Доступные способы оплаты:
Сумму меньше 100 рублей переносят на следующий расчетный период.
Заключение
Спецрежим для самозанятых предусматривает максимально простые условия. Процесс регистрации по большей части уведомительный, требует минимум документов и времени. Пройти его и узаконить доходы может любой желающий. Разумеется, если его работа подходит для этого режима. Самый быстрый и удобный вариант – оформление в приложении или в онлайн-сервисе банка.
Как зарегистрироваться самозанятым и что это дает
5 МИН
Как стать самозанятым онлайн и официально работать на себя
Рассказываем, как за несколько минут превратиться в самозанятого, не выходя из приложения СберБанк Онлайн, и получить бонусы, чтобы вести дела законно и удобно: консультации юристов, онлайн-обучение и не только.
Кто считается самозанятым
Во всех 84 регионах России вступил в силу закон о налоге на профессиональный доход, он же о самозанятых.
Теперь мастера маникюра, репетиторы, таксисты и другие специалисты, работающие на себя, а также те, кто сдают квартиры, могут зарегистрироваться как самозанятые и получить все преимущества работы «в белую» — бояться штрафов больше не придётся.
Сколько платить
По закону самозанятые платят 4 % с поступлений от своих клиентов-физлиц и 6 % — с платежей от юридических лиц и ИП.
Налог делится на две части: 37 % от его суммы идёт в Фонд обязательного медицинского страхования, а 63 % — в бюджет того субъекта РФ, который самозанятый указывает при регистрации.
Больше никаких обязательных платежей и перечислений в фонды нет.
Самозанятые — это люди, у которых нет наёмных рабочих. Они получают свой доход от личной трудовой деятельности (её формы ищите в подробном FAQ)
Как вести дела законно
Нужно зарегистрироваться в специальном приложении для самозанятых. Это даст возможность работать легально и при этом не утруждать себя дополнительной отчётностью. Чтобы не иметь проблем с налоговыми органами, самозанятым достаточно:
В этой статье мы расскажем, как зарегистрироваться в качестве самозанятого через СберБанк Онлайн.
Как получить статус самозанятого
Зайдите в приложение СберБанк Онлайн, в категории «Каталог» найдите раздел «Услуги» и строку «Своё дело».
При регистрации нужно указать банковскую карту. Рекомендуем завести отдельную, чтобы разделить поступления от клиентов и, например, зарплату, если вы официально трудоустроены.
Удобный вариант — цифровая карта. Она бесплатная и выпускается за пару минут. Карта будет соответствовать региону, в котором у вас подключён СберБанк Онлайн.
Далее укажите номер телефона, на который придёт информация о регистрации, а после — ваши электронные чеки.
Важно отметить регион, в котором работаете или в котором находится большинство клиентов.
Затем определитесь со сферой деятельности. Спектр большой — от кузнеца до бухгалтера. Вы можете пролистать все варианты или набрать свой в поисковике. Выбрать разрешается от 1 до 5 направлений деятельности.
Далее следует стандартное соглашение с условиями договора. Лучше честно прочитать всё, что указано. Тут коротко, но по делу.
В течение нескольких минут придёт ответ из налоговой службы и уведомление из банка, максимальный срок регистрации — 6 дней.
Что дает статус самозанятого? Плюсы и минусы регистрации как самозанятого
В интернете много противоречивой информации по этой теме. Мы решили рассмотреть объективные плюсы и минусы оформления как самозанятого гражданина и уплаты налога на профессиональный доход (НПД). Также мы рассмотрим, что дает данный статус, кому выгодно его применять и почему, а кому – нельзя по закону.
Что такое налог на самозанятых и когда его ввели?
Начнем с того, что юридического понятия самозанятый нет. В 2018 году появился закон №422-ФЗ от 27.11.2018, который ввел новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Это экспериментальный налоговый режим, который появился в 4 регионах. Он позволяет людям, которые ведут микро- бизнес без привлечения наемных сотрудников, легализовать свои доходы с минимальными издержками.
Раньше для ведения легальной предпринимательской деятельности требовалось оформлять ИП или регистрировать фирму, но для микро бизнеса даже открытие ИП сейчас влечет много издержек. Нужно вести бухгалтерию, сдавать отчеты, платить фиксированные взносы в Пенсионный фонд, ставить онлайн-кассу и многое другое.
Поэтому законодатели придумали новый режим, максимально простой для микро бизнеса.
Налог на профессиональный доход ввели с 1 января 2019 года в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане, а недавно расширили на 19 новых регионов. Итого с 2020 года в эксперимент войдет 23 субъекта РФ.
Людей, которые используют новый налоговый режим, называют самозанятыми, подразумевая, что это люди, которые ведут бизнес самостоятельно и не нанимают других людей. Однако юридического термина самозанятый в законе нет.
Какие налоги и в какие сроки нужно платить?
Одно из преимуществ регистрации в качестве самозанятого – низкие налоги. Нужно платить всего 4% с платежей, полученных от физических лиц, и 6% с платежей от юридических лиц. Других налогов нет.
Взносов в Пенсионный фонд, которые платят ИП, также нет, но и страховой стаж при этом не копится. Об этом мы поговорим, когда дойдем до плюсов и минусов оформления как самозанятого.
Размер налога рассчитывает сама налоговая инспекция. Вам просто нужно вовремя оплатить счет, который они пришлют. Предусмотрен одноразовый налоговый вычет в размере 10 000 рублей, на который уменьшается налог на профессиональный доход (пока вычет не кончится).
Плюсы и минусы оформления как самозанятый
В этой части статьи мы рассмотрим, какие есть плюсы и минусы у самозанятых граждан и что нужно учитывать, решив использовать данный статус.
Плюсы самозанятых
Новый режим могут использовать ИП, но об этом подробно расскажем ниже.
Особенностью налога на профессиональный доход является то, что его плательщиком могут стать не только граждане РФ, но и граждане стран ЕАЭС. Для этого им потребуется получить ИНН в российской налоговой инспекции, завести личный кабинет налогоплательщика и там зарегистрироваться в качестве самозанятого. Это нельзя назвать плюсом режима, а скорее его особенностью.
Минусы режима для самозанятых
Опустим различные опасения граждан, что после регистрации в качестве самозанятого они попадут под контроль налоговой инспекции или их банковские операции начнут проверять инспекторы. Это все из разряда слухов и домыслов. На самом деле основной минус нового налогового режима – это его новизна и отсутствие реальной практики по применению тех или иных норм закона.
Например, в законе сказано, что постановка на учет осуществляется по месту ведения деятельности (п. 1 ст. 2 №422-ФЗ). Но что подразумевается под местом ведения деятельности, не расшифровано. Например, если предприниматель ведет деятельность в нескольких регионах, в том числе тех, которые в эксперимент не входят, может он стать самозанятым или нет? Если гражданин ведет деятельность в одном регионе (Москве), а имеет прописку в другом, как доказать, что деятельность ведется в Москве? Это основной минус режима для самозанятых, поскольку не ясно, как налоговая будет трактовать закон и не аннулирует ли регистрацию постфактум. Ведь реальной практики по данному вопросу пока нет.
Еще один минус – не понятно, как работать с организациями, оформлять договора, акты и т.д. Какой документ можно предъявить организации о том, что самозанятый не является плательщиком НДС? Как выставить организации счет?
Помимо указанных выше минусов, у нового налогового режима имеются и другие недостатки:
Нет судебной практики.
Как видим, наравне с плюсами, у нового режима налогообложения имеются минусы. Давайте разберемся, что дает регистрация в качестве самозанятого и кому она нужна.
Что дает статус самозанятого: оформлять его или нет?
Если Вы ранее регистрировались как ИП, то можете перейти на режим налога на профессиональный доход и законно экономить деньги на взносах в ПФ РФ и налогах. Но при этом у вас не будет копиться трудовой стаж.
Чем режим для самозанятых отличается от ИП?
ИП – это статус физического лица, указывающий, что гражданин занимается предпринимательской деятельностью.
Налог на профессиональный доход – один из режимов налогообложения, который может использовать ИП наравне с ОСН (общий режим налогообложения), УСН (упрощенка), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог).
Поэтому вопрос, чем режим для самозанятых отличается от ИП, не совсем правильный с юридической точки зрения. Став ИП, вы можете выбирать любой доступный вам режим, в том числе для самозанятых.
Как ИП перейти на режим для самозанятых?
Здесь есть нюансы и подводные камни. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и хотите перейти на режим НПД, то вам необходимо:
После регистрации в приложении в течение месяца подать в ФНС заявление о снятии с учета в качестве плательщика по текущему режиму налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД или ЕСХН). Если такое заявление не подать, то налоговая аннулирует регистрацию ИП в качестве самозанятого.
Кому выгодно становиться самозанятым?
Получить статус самозанятого можно для оформления доходов от разовых подработок, например, от фриланса или ведения блога. При этом самозанятые могут параллельно работать по найму.
Кому нельзя использовать режим для самозанятых?
В ряде случаев использовать данный режим нельзя, в частности:
Вы занимаетесь продажей подакцизных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке, перепродажей товаров или имущественных прав, добычей и реализаций полезных ископаемых и в ряде иных случаев (полный перечень содержится в ст. 4 №422-ФЗ).
Например, если вы хотите открыть интернет-магазин (т.е. перепродавать товары), то использовать НПД не получится.
Как стать самозанятым в России?
ФНС сама считает размер налога, который вы должны заплатить. После каждого месяца вам приходит счет с размером налога. Его необходимо оплатить до 25 числа. Например, налог за июль необходимо оплатить до 25 августа, а налог за август – до 25 сентября.
Как видите, стать самозанятым очень просто. Никаких визитов в налоговую не требуется, если вы не являетесь на момент регистрации ИП. Отчеты сдавать также не нужно.
Мы рассмотрели, кто такие самозанятые, какие плюсы и минусы есть у данного режима налогообложения, а также что дает такая регистрация гражданину. Если у вас остались вопросы, просьба их задавать в комментариях. Постараемся всем ответить.
Плюсы и минусы перехода на самозанятость
Кому выгодно платить НПД
В этой статье собрали плюсы и минусы перехода на самозанятость. Прочитайте и решите, подходит это вам или нет.
Зачем работать легально и платить налоги
Налоги — это обязательные платежи государству, за счет которых оно обеспечивает работу здравоохранения, армии, транспорта и т. п. Только треть доходов бюджета формируют налоги с нефти и газа, остальные ⅔ — прочие налоги. Если люди не будут их платить, страна не сможет исполнять свои социальные обязательства. Только за счет полезных ископаемых мы жить не сможем.
В России миллионы людей, которые подрабатывают, оказывают услуги, продают товары собственного производства, честно трудятся, но не платят налоги. Это не преступники, а обычные добропорядочные люди, которые зарабатывают своим трудом: няни, репетиторы, ремонтники, фрилансеры, кулинары и другие. Но когда они не платят налоги, они нарушают закон.
Проблемы, которые могут возникнуть из-за неуплаты налогов. Если налоговая узнает, что человек не платил налоги, она может доначислить их за 3 года и взыскать пени — 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
Штраф за неуплату налогов составляет от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Еще есть штраф за несданные декларации — до 30% от суммы налога за каждый год.
Тем, кто давно и много не платит налоговой, грозит уголовная ответственность. Если за 3 года задолженность человека составит 2,7 млн рублей, по уголовному кодексу его могут оштрафовать на 300 тысяч рублей или посадить на год в тюрьму.
Если доход за время незаконного предпринимательства превысит 1,5 млн рублей, грозит уже уголовная ответственность.
В России самозанятые составляют до четверти всех работающих граждан — около 16—17 млн человек. А по некоторым оценкам — и до 25 млн. Для 9—10 млн из них самозанятость — единственный источник дохода. При этом, по данным налоговой, только полмиллиона человек официально зарегистрированы в качестве самозанятых и платят налоги. От этого бюджет теряет несколько десятков миллиардов рублей ежегодно.
Быть неплательщиком сложно. Без официального статуса рискованно в открытую рекламироваться: приходится постоянно бояться проверок и штрафов, сложно взять кредиты или ипотеку.
Раньше, чтобы заплатить налог с доходов от самозанятости, надо было либо заполнять декларацию и платить НДФЛ 13%, либо открывать ИП. Это не очень удобно и выгодно, поэтому большинство самозанятых предпочитали работать нелегально.
С 1 января 2019 года в России действует новый налоговый режим, который позволяет самозанятым работать официально и не боясь проверок. Они могут открыто получать деньги наличными или на банковский счет.
Что такое самозанятость
Это экспериментальный налоговый режим. Официально он называется налогом на профессиональный доход — НПД. Режим позволяет легально получать доход тем, кто зарабатывает самостоятельно, а не получает зарплату от работодателя.
Кто может стать самозанятым. Человек может стать самозанятым, если:
С 1 июля 2020 года работать как самозанятый можно почти в любом регионе России.
Граждане стран Евразийского экономического союза — Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии — тоже могут платить НПД. Для этого понадобится только получить ИНН в России.
Работать как самозанятый может физическое лицо без статуса ИП или с таким статусом.
Вот примеры профессий, подпадающих под самозанятость:
Кому нельзя использовать режим для самозанятых. Самозанятым не получится стать тому, кто зарабатывает больше 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч рублей, в феврале — ничего, а в марте — заработать миллион. Также НПД недоступен тем, у кого есть наемные сотрудники.
Еще существует ограничение по видам деятельности, которой не вправе заниматься самозанятый. Нельзя применять НПД, если человек:
Какие налоги и в какие сроки нужно платить. Самозанятые платят налог по двум ставкам:
НПД надо платить только за те месяцы, когда был доход. Если ничего не заработали, платить налог не нужно.
Платить надо только с доходов от своей профессиональной деятельности — тех денег, которые заплатил клиент.
Например, домашний кондитер печет торты на заказ и получает за них деньги на карту. Налог надо заплатить только с этих поступлений, а не с переводов от друзей или родственников.
Платить налог от других поступлений не надо. Самозанятость не применяется к доходам от:
С этих доходов надо платить НДФЛ — 13%.
Налог на профессиональный доход платят раз в месяц. В течение месяца самозанятый отчитывается о доходе, а потом ФНС сама считает налог и не позднее 12 числа следующего месяца присылает квитанцию об оплате. Ее нужно оплатить до 25 числа того же месяца.
Могут ли изменить условия самозанятости в будущем. Могут. Но действующие условия и ставки зафиксированы в законе и не изменятся до 2029 года.
Схема работы самозанятого. Учет доходов, с которых надо заплатить налог, ведется через приложение «Мой налог».
Когда клиент расплатится, самозанятый в приложении заявляет о поступлении как о доходе. Тут же, в приложении, формируется ссылка на чек — его надо передать клиенту.
Передать чек можно такими способами:
Самозанятый сам решает, какой чек выдать: электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать бумажный чек, если уже получил электронный.
Стоит ли оформлять самозанятость
Без статуса самозанятого, как и без любого другого официального статуса типа ИП, человек продолжает работать нелегально и не платить налоги. Если когда-нибудь об этом узнает налоговая — доначислит неуплаченные за 3 года налоги, взыщет штраф и пени.
Кому выгодно оформить. Раньше у мелких предпринимателей был выбор только между ИП и ООО. Оба варианта были не из самых простых: нужно было общаться с налоговой, подавать декларацию, а в случае ООО — еще и составлять бухгалтерскую отчетность.
НПД — быстрый способ заявить о своих доходах государству и работать легально. Заявление о постановке на учет подается через интернет, идти в налоговую не нужно, госпошлины нет. Подробнее об этом расскажу ниже.
Но бывают ситуации, когда все-таки лучше зарегистрироваться в качестве ИП.
Как выйти из тени
ИП и самозанятость
Отличия. Главное отличие в том, что самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить соцвзносы.
Разница между ИП и самозанятым
ИП на УСН | Самозанятый без статуса ИП | |
---|---|---|
Регистрация | Лично с госпошлиной 800 Р или через интернет бесплатно. Срок регистрации — 3 рабочих дня | Бесплатно. Срок регистрации — 6 дней |
Лимит годового дохода | 150 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Сотрудники | До 100 человек | Нельзя нанимать |
Налоговая ставка | 6% | 4% — доходы от физлиц, 6% — доходы от юрлиц и ИП |
Страховые взносы | Обязательны на ОПС и ОМС. В 2020 году — 40 874 Р + 1% от доходов, превышающих 300 000 Р в год | По желанию |
Работа по найму | Можно | Можно |
Онлайн-касса | Обязательна, если есть покупатели-физлица и деятельность не позволяет работать без кассы | Не нужна |
Налоговый учет | Надо заполнять книгу учета доходов и расходов, раз в год сдавать декларацию | Нет |
Налоговые вычеты | При УСН ежегодный вычет на сумму взносов на ОПС и ОМС | Один вычет 10 000 Р до достижения лимита |
Что лучше выбрать. Если вы работаете на себя, не собираетесь нанимать сотрудников, ваш доход не превышает 2,4 млн в год и вас мало заботит будущая пенсия, для вас идеальна самозанятость. А если хотите масштабировать бизнес, надо оформлять ИП.
Как стать самозанятым в России
Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.
Идти в налоговую не нужно: заявление подается через интернет. Есть 3 способа это сделать:
Проще всего зарегистрироваться через приложение «Мой налог» — об этом мы уже писали.
Приложение «Мой налог» для iOS и Android
Как перейти на самозанятость с ИП. Каких-то специальных требований нет — нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого.
Но самозанятый ИП не может совмещать НПД с другими спецрежимами: упрощенкой (УСН), вмененкой (ЕНВД) и единым сельхозналогом (ЕСХН). Поэтому после регистрации в качестве самозанятого в течение месяца надо отказаться от других спецрежимов в налоговой по месту жительства или ведения деятельности.
Для отказа можно использовать одну из следующих форм:
У любого налогового режима есть свои плюсы и минусы. Расскажу подробно, что вас ждет, если решите стать плательщиком НПД.
Плюсы регистрации в качестве самозанятого
Простая регистрация. Не нужно собирать бумаги, платить пошлину, ехать в налоговую. Для регистрации через приложение «Мой налог» понадобятся только паспортные данные и ваша фотография с телефона.
Если есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, для регистрации достаточно заявления через приложение «Мой налог». Стать самозанятым можно в любой день месяца.
Клиенты банка, с которым сотрудничает ФНС, могут подать заявку сразу в личном кабинете на сайте банка. В этом случае не понадобится даже фото.
Официальный статус. Регистрация в качестве самозанятого делает заработки легальными. Самозанятый «чист» перед государством, работает «в белую», без рисков получить штраф за неуплату налогов. Официальный статус также позволяет защищать свои права в суде, если их нарушили недобросовестные заказчики.
Официальное подтверждение доходов. Регистрация в качестве самозанятого позволяет подтвердить свой заработок, например для получения кредита, ипотеки, оформления визы.
Низкие налоговые ставки. Налог на профессиональный доход — самый недорогой способ работать легально. Ставки в 4 и 6% зафиксированы в законе и не изменятся до 2029 года.
Можно не платить страховые взносы. Страховые взносы на ОПС можно не платить. Это удобно, но, с другой стороны, если их не уплачивать, деятельность самозанятого не войдет в трудовой стаж. А вот бесплатная медицина ему все равно положена, так как часть налога идет на финансирование ОМС.
Самозанятые также могут оформить налоговые вычеты при покупке квартиры и лечении, но только с дохода, который облагается НДФЛ, например с зарплаты или с дохода от продажи квартиры или машины.
Можно работать по найму и быть самозанятым одновременно. С зарплаты будут удерживать НДФЛ 13%, а с дополнительного дохода надо самостоятельно платить НПД. При этом работодатель продолжит уплачивать страховые взносы с зарплаты.
Например, человек работает по найму менеджером, а в свободное время шьет кошельки на заказ. С его зарплаты на основной работе будут отчисляться НДФЛ и страховые взносы. А как самозанятый он будет платить 4 или 6% только с доходов от продажи кошельков.
Деятельность самозанятого может совпадать с работой по трудовому договору. Например, можно по будням работать в кондитерской, а по выходным печь тортики на заказ.
Можно совмещать разные виды деятельности. Самозанятый может одновременно писать текст на сайт, делать для него фотографии, подрабатывать репетитором и вести свой онлайн-курс по верстке лендингов.
Можно быть ИП и самозанятым одновременно. Предприниматель может перейти на НПД и работать без деклараций. Для этого ему надо сняться с учета в качестве налогоплательщика в прежнем режиме: УСН, ЕНВД или ЕСХН. Для предпринимателей без наемного персонала НПД — это возможность пересидеть безденежье без уплаты фиксированных взносов и прекращения статуса ИП.
Можно нанимать работников по гражданско-правовым договорам. Самозанятым нельзя нанимать сотрудников в штат по трудовым договорам. А вот заключать договор подряда или оказания услуг можно. Например, дизайнер сайтов на НПД может обратиться к копирайтеру за текстом, а фотограф — к ретушеру.
Нет отчетности. Самозанятому не надо заполнять декларации, выбирать наиболее выгодный налоговой режим. Все, что от него требуется, — сообщить о профессиональном доходе, сформировать чек в приложении, передать его клиенту и раз в месяц заплатить налог.
А если самозанятый работает через партнеров, например через агрегатор такси или биржу фриланса, чеки могут формироваться даже без его участия.
Повышение доверия клиентов и расширение клиентской базы. Самозанятые могут выдавать клиентам чеки, которые формирует приложение «Мой налог». Это позволяет открыто себя рекламировать и может повысить доверие клиентов к бизнесу.
Юрлицам и ИП проще работать с самозанятыми, чем с физлицами. Компании и ИП обязаны платить за физлиц НДФЛ и соцвзносы. При работе с самозанятыми им ничего платить дополнительно не надо — только за работу.
Минусы и подводные камни
Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам. Самозанятые могут работать только сами на себя. Если нужны помощники, придется нанимать людей по гражданско-правовому договору или регистрировать ИП.
Трудовой стаж не идет. Если не платить страховые взносы, трудовой стаж не засчитают. Поэтому копить на пенсию придется самостоятельно. Если не набрать нужное количество пенсионных баллов, на пенсию можно будет выйти в 70 лет. При этом пенсия будет минимальной.
Ограничения на доход. Если доход от самозанятости больше 2,4 млн рублей в год, с дохода свыше этого лимита надо заплатить НДФЛ 13%.
Самозанятый ИП после превышения лимита в течение 20 дней должен перейти на другой налоговый режим: УСН, ЕНВД или патент. Если он этого не сделает, налоговая автоматически переведет его на ОСН. На УСН можно перейти только с начала следующего года.
Нет соцгарантий и пособий. Самозанятым приходится рассчитывать только на себя: у них нет больничного, отпуска, выплаты по беременности и родам в сравнении с теми, кто работает по трудовому договору.
НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами. Это важно для ИП: они не могут совмещать НПД с ОСН, УСН или ЕНВД.
Нельзя работать как самозанятый с текущим и прошлым работодателем в течение двух лет после увольнения.
Банки неохотно выдают кредиты. Хоть самозанятые и могут подтвердить свои доходы справками из приложения «Мой налог», а банки обязаны их принимать, они по-прежнему часто отказывают в выдаче кредитов самозанятым или дают их на менее выгодных условиях. Впрочем, физлиц, работающих «в черную», банки кредитуют еще менее охотно.
Не подходит большинству иностранцев. Помимо россиян, на НПД могут работать только граждане Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии.
Больше хлопот, чем у физлица. Чек необходимо сформировать и передать клиенту не позднее 9 числа следующего месяца.
Запомнить
Я предпочитаю быть честным до тех пор пока государство со мной честное. Я не вижу никакой правдивости, прозрачности и чести со стороны государства поэтому считаю, что таким людям стоит дальше работать в черную. Ибо нехер кормить арраву чиновников и взяточников, наивно полагать что эти налоги пойдут на развитие малого бизнеса, образования или беднякам
Дмитрий, Абсолютно согласен! наше государство обдирая население до нитки не дает взамен вообще ни чего. Почему тогда я должен что-то такому государству!
Дмитрий, полностью поддерживаю
Дмитрий, согласен, по возможности так и делаем!
Дмитрий, когда пришпилят, будешь распятым с креста орать в массы про честность 🙂
Вобщем понятно: плюсы есть только для тех, кто уже сидел на ИП и хотел соскочить с уплаты соцстраха.
А тем, кто привык работать вчёрную, никакого смысла регистрироваться нет, только лишний раз засветиться на радарах.
Сергей, очень интересна прям статистика сколько ИП скинуло с себя эти бессмысленные и беспощадные поборы в виде доп налогов, стыдливо именуемых соц взносами
Сергей, да и то не все ип могут соскочить)
Vladimir, речь о будущих доходах.
«Разница между ИП и самозанятым»
статье постоянно причудливо переплетаются противоречащие друг другу вещи. Перепутано теплое с мягким. Впрочем эта путаница много где встречается до сих пор.Как можно противопоставлять ИП и самозанятого?
НПД это налоговый режим (НПД
УСН), а не правовая форма (ИП, ООО). Причем в статье про это даже есть
НПД надо не с ИП сравнивать, а с УСН, ОСН и тп
Иван, многие действительно забывают про возможность ИП применять НПД. В статье о такой возможности, кстати, написано, но общий ритм противопоставления ИП и самозанятого сбивает с толку. На мой взгляд, необходимо осветить проблему с трёх ракурсов: ИП на УСН, ИП на НПД, ФЛ без статуса ИП на НПД. Полагаю ИП на НПД незаслуженно пропускается, но у ИП на НПД есть свои плюсы (нет кассы, нет обязательных страховых взносов, можно открывать расчётные счета, можно судиться в арбитражных судах и пр.).
Сдаю квартиру как самозанятый. Подтолкнули к этому соседи, которые в домовом чате написали (не мне), что не любят квартиросъемщиков и если они будут себя неподобающе вести быстренько сообщат в налоговую. В своих квартиросъёмщиках уверена, но решила подстраховаться.
Roman, каждый платит свои налоги. Т.е. Ваш дизайнер платит с суммы, которая ему направлена (например, 4%, если он ФЛ-самозанятый и деньги пришли от ФЛ-самозанятого или 13% если он ФЛ без статуса ИП и не применяет НПД)
Roman, Если вдруг еще не разобрался(спустя год), то все очень просто. Заключаешь договор на оказание услуг с кем либо. Если ты дизайнер, то с заказчиком, если владелец сайта, то с дизайнером. В договоре прописываешь конкретную работу и соответственно оплату. Вот и все. С этой суммы и будет идти налог
Михаил, спасибо. Но я уже давно на ИП с патентом перешел. Но идея понятна.
Анна, расходы не принимаются в расчёт. Потратили расходники на 999 руб., получили за работу 1000 руб. = налог рассчитывается с 1000 руб., а не с 1 руб.
Roman, настоящий грабёж.
Олег, да, 4% это настоящий грабеж, конечно
Никита, это чревато будущим вымогательством. Плати больше или мы на тебя пожалуемся в налоговую. Ситуации бывают разные 😊
Александр, ну во первых я сделал оговорку- «если такой вариант возможен», потому, что у всех подъезды разные, как и соседи. А во вторых к любому человеку можно подход найти, если очень захотеть. А в третьих, если начнут вымогать, то станете самозанятым, 3 минуты через сбер например или самостоятельно через сайт, стать самозанятым не долго.
С одной стороны заманчиво, а с другой.
Предположим, что гражданин одной из перечисленных стран (Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) будет оформлен как самозанятый. Получается, что человек будет платить налоги в бюджет России. Значит ли это, что статус самозанятого даст ему право на легальный нахождение в Россию «по работе»?
>> Если доход за время незаконного предпринимательства превысит 1,5 млн рублей, грозит уже уголовная ответственность.
На самом деле 2,250 млн.
Самозанятый пенсионер не считается работающим пенсионером и ему индексируется пенсия как неработающему пенсионеру?
Вера, Да, самозанятый пенсионер не считается работающим, льгот и индексаций не лишается
Спасибо за статью, Все очень подробно и понятно. я ИП на усн, вот думаю, может стоит переметнуться к самозанятым.
ольга, подумайте на тему ИП на НПД (это если не нужны пенсионные баллы, если же нужны, лучше быть на УСН, но платить страховые взносу поквартально, исходя из размера доходов в квартале, чтобы уменьшать УСН)