как ведет себя иешуа во время допроса чего он боится
Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Роман “Мастер и Маргарита” – это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический (бытовой) и символический (библейский). Из двадцати шести глав романа четыре посвящены событиям библейской истории в интерпретации Булгакова. Это своеобразный “роман в романе”.
При этом в библейском сюжете писатель выражает свои заветные философские идеи о противостоянии добра и зла.
Один из центральных эпизодов романа – допрос Иешуа Понтием Пилатом. Сцена допроса изображается в главе “Понтий
Великий прокуратор предстает перед нами не официальным лицом, а человеком с присущими ему недостатками и слабостями. Неслучайно автор говорит о том, что Пилат ненавидит запах розового масла. Внутренний монолог персонажа свидетельствует о его физических мучениях. Пилат болен гемикранией, он постоянно испытывает тяжелые физические муки, головные боли.
Речь прокуратора лаконична, значительна. В его руках сосредоточена
В этот день он встретил Иешуа. Пилат должен был вынести ему свой приговор.
Появление Иешуа вносит в роман особые лирические интонации. Каков Иешуа? Человек, одетый в “старенький голубой хитон”, с “белой повязкой”, израненный, обезображенный ссадинами. Он поразительно естественен и добр.
Символично, что первые слова, которые он произносит: “Добрый человек! Поверь мне…”. Иешуа не просто отвечает на допросе, а беседует с прокуратором как человек с человеком. Естественность Иешуа контрастна несвободе, скованности, страданиям прокуратора.
Понтий Пилат груб, требователен, нетерпим. Иешуа искренен, прост. Формально перед нами допрос, но его участники постепенно переходят к естественному общению.
Именно на диалоге между Иешуа и Понтием Пилатом лежит большая смысловая нагрузка. Внутренне состояние прокуратора меняется на протяжении разговора. Вначале он подавлен, угрюм.
Его тяготят обязанности игемона, мучит нестерпимая головная боль, солнцепек. Ему доставляет мучение даже смотреть на обвиняемого. Свое состояние он ставит выше ответственности за судьбу человека.
Он стремится понять мотивы поведения бродяги, смущающего народ: “Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь ни малейшего представления? Что такое истина?” В этот момент Иешуа произносит ключевые сокровенные слова всего эпизода: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…” Эти слова потрясают прокуратора. Он понимает, что перед ним далеко не обычный человек.
Он снимает боль Понтия Пилата, чувствует его состояние, знает о его единственной привязанности к собаке Банго. Снова Булгаков вводит в повествование деталь (глаза прокуратора заискрились надеждой). Иешуа признается ему в том, что всех людей он считает добрыми. Это открытие поразило Пилата, уже давно разуверившегося в людях.
Иешуа развязали руки. Страшное видение, на мгновение охватившее прокуратора, противопоставлено неожиданно пролетевшей под сводами дворца ласточке. Это символ вечной надежды. Планы Пилата спасти Иешуа по закону не воплотились в жизнь.
Этому помешал донос Иуды из Кириафа. Каждое движение, каждое слово Пилата проникнуто внутренней неуверенностью, страхом. Он предстает перед читателем противоречивым и страдающим. Физические муки (головная боль, кровь, прилившая к вискам) выдают его душевные страдания.
Пилат находится в дисгармонии не только с миром, но и с самим собой. Он разучился верить в людей. А Иешуа кажется ему чудесным.
Но секрет его чудес – доброта, наблюдательность, сочувствие, сострадание.
Ключевое значение в эпизоде принадлежит понятию истины. Иешуа видит ее в конкретных проявлениях, он видит добрую сущность людей, какие бы действия по отношению к нему они не совершали. Истина всегда конкретна.
Она прозрачна для тех, кто стремится ее увидеть. Люди часто усердствуют в искажении этой истины. Они стали рабами.
Обвиняемый говорит о том времени, когда человек вернется к гармонии, станет более осознанным и не будет нуждаться в царях и армиях. Иешуа спокоен и гармоничен. Он живет в ладу с миром и с самим собой. Иешуа осознает ценность жизни.
Своей гармоничностью Иешуа притягивает к себе Пилата. Происходит нечто невероятное. Грозный прокуратор испытывает симпатию к приговоренному арестанту. Эпизод допроса Иешуа отражает одну из центральных проблем романа – проблему вины и ответственности.
Это тема Понтия Пилата. Булгаков показывает, что у человека всегда есть выбор. Но каким бы он ни был, за него придется нести ответственность.
Страх прокуратора помешал ему поступить в соответствии со своими убеждениями. Вина Пилата не в том, что он ускорил казнь Иешуа. Если бы он совершил это в соответствии с понятием о долге и чести, за ним не было бы никакой вины.
Его вина в том, что он не сделал то, что должен был сделать. “Ненавистный город”, – вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а потер, как бы обмывая их… Знаменитый жест, благодаря которому имя Пилата стало нарицательным, как стало выражение “умыть руки”. Этим символическим жестом Пилат демонстрирует свою равнодушную непричастность происходящему. Этот жест – не что иное, как знак перестраховки.
Этот жест – признак сильнейшего душевного движения. Прокуратор сам не понимает, что с ним происходит. Он не хочет, чтобы Га-Ноцри был казнен, и страдает от сознания своего бессилия. По сути, в его власти – спасти философа.
Он страдает оттого, что он поступит не так, как велит ему совесть. Так велит ему владеющий всем его существом страх. Именно за страх он подлежит суду высших сил.
Обращаясь к вечным вопросам, Булгаков использует иносказание. Показателен основной вопрос, с которым Иешуа обращается к своему судье: “Если я не прав, то докажи, в чем я не прав, а если я прав, то за что ты ругаешь меня?” Риторические вопросы и обращения помогают скрыть цитаты из книг священного писания. Язык героев индивидуализирован, но авторская речь остается подчеркнуто нейтральной.
Образы Пилата и Иешуа символичны. По сути, они противоположны друг другу, но в конце романа они идут вместе по бесконечной лунной дороге. Сцена допроса сталкивает между собой не только двух героев, но два жизненных принципа, гармонию и дисгармонию, страх и осознанность.
Вопросы, затронутые автором в разговоре Иешуа и Пилата, – это вечные вопросы, над которыми стоит задуматься каждому читателю.
Related posts:
Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).
В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Как позднее поймёт читатель, это один из фрагментов книги мастера, которую клянёт Массолит, но хорошо знает Воланд, пересказавший этот эпизод. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами», и будет прав. В Евангелиях есть лишь лёгкий намёк на мучения и колебания Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу, а в книге мастера допрос Иешуа представляет собой сложный психологический поединок не только нравственного добра и власти, но и двух людей, двух индивидуальностей.
Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.
И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит негромко, хотя автор и называет его голос «тусклым, больным».
Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.
Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.
Глаза Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё больше и больше блестят прежними искрами. В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот, Иешуа судит Пилата. Он избавляет прокуратора от головной боли, советует ему отвлечься от дел и погулять (словно врач), журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет на свете».
Пилат принял решение, хотя и понял, что больше никто не излечит ему головную боль. Но он продолжает мучиться и после того, как первосвященник Каифа сообщил ему, что помилован не Иешуа, а разбойник Вар-раван. Его охватывает необъяснимая тоска, ему кажется, что «он чего-то не договорил с осуждённым, а может быть, чего-то не дослушал». Его мучает «гнев бессилия».
В момент начала казни Пилат щурится, «но не оттого, что солнце жгло ему глаза… Он не хотел почему-то видеть группу осуждённых…» Когда Пилат произнёс, что помилован Вар-раван, «ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши».
М.Булгаков всеми возможными средствами показывает моральную победу Иешуа над Понтием Пилатом и жестокость власти, противостоящей нравственности, свободе, добру, даже против своей воли.
Иешуа – герой, потому что преодолел свой страх и остался верен себе. Пилат – не герой, он не одолел свой страх, для него подчинение власти и карьера оказались более важными, чем человеческое чутьё, совесть, сочувствие, симпатия.
Урок по литературе «Мастер и Маргарита» (11 класс)
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ТРОИЦКО-ХАРЦЫЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18 Г. ХАРЦЫЗСКА»
Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова
произведения. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы в 11 класс е
Учитель русского языка и литературы
Харченко Людмила Александровна
Цель урока: выявление библейских мотивов в романе, сравнение библейского сюжнта и романа; формирование у учащихся своего видения нравственно- философской проблематики романа; развитие умения решать основной философско-нравственный вопрос об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.
— через анализ содержания отдельных глав произведения рассмотреть нравственно-филосовские проблемы романа;
— рассмотреть новаторство Булгакова в изображении библейского сюжета;
— развивать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать творческое воображение и ассоциацио-логическое мышления учащихся;
— воспитать такие нравственные качества личности, как умение любить и сострадать; уяснить нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель: ценность человеческой личности, ответственность человека перед Богом и совестью за свои поступки.
Методы, применяемые на уроке:
— текст художественного произведения;
— иллюстрации к роману;
— картина Ге «Что есть истина. Пилат и Христос»»
— фрагменты одноимённого фильма Владимира Бортко.
Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.
І . Организационный момент
ІІ . Мотивация познавательной деятельности
Определение своеобразия жанра и композиции: роман в романе.
Слово учителя. На доске есть иллюстрации к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», есть эпиграф:
«Каждому будет дано по его вере» ( М.А.Булгаков).
— К какой сюжетной линии романа они имеют отношение? (К библейской); к каким главам? (ершалаимским).
— Что представляют собой ершалаимские главы, введенные в роман «Мастер и Маргарита»? (Это роман, написанный Мастером).
ІІІ. Определение темы, определение задач урока.
(Учащиеся определяют тему урока).
Постановка проблемного вопрос а
— Итак, нам предстоит ответить на вопрос: почему так сурово был наказан прокуратор Иудеи Понтий Пилат? Какую роль в романе играют главы, посвященные Пилату и Иешуа Га-Ноцри?
— В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе «Мастер и Маргарита»?
І V . Анализ содержания романа
Запишите действующих лиц, с которыми вы встречаетесь в этих главах.
— Почему Понтий Пилат – главный герой этих глав?
(Сообщение учащегося) ( Приложение 1).
— У вас на столах имеются карточки с таблицей, две графы которой заполнены, ваша задача – заполнить третью графу.
(Все участники команды работают на одном листе бумаги с таблицей, по очереди вписывая по одному пункту).
4.3. Работа с главами романа (Приложение 3).
— Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? Откройте предложенные главы романа, внимательно просмотрите их и ответьте на вопросы.
V . Анализ второй главы романа
5.1. Беседа по вопросам. Работа в парах
1. Вспомните, что является одним из основных способов раскрытия характера героя; в нём автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. (Литературный портрет).
2. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью пятый прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки. Найдите во второй главе портретное описание Иешуа и Понтия Пилата. Сделайте вывод. (Самостоятельная работа).
3. Как портрет раскрывает характеры героев? Сравнивая портреты, подумайте, какой приём используется автором? (Работа в группах).
1 команда. Иешуа Га-Ноцри. Зачитать от слов «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его…» до слов «Приведённый с тревожным любопытством…» (подчёркивается невинность, беззащитность).
Вывод. Прием, используемый автором, – антитеза.
4. Но сейчас Пилат страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета. Какой? (Глазам).
Второй прием, раскрывающий характер героя. Художественная деталь, как вы понимаете, играет огромную роль в произведении. Проследите по тексту, выделяя ключевые слова, как меняются глаза Понтия Пилата (Работа с текстом).
(Учащиеся зачитывают: «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…», «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта…», «Он смотрел мутными глазами на арестованного…»).
1. Почему Понтий Пилат отнесся к Иешуа не так, как относился к подобным людям раньше» Чем Иешуа заинтересовал его? ( Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них. Но не только – Иешуа заинтересовал его еще и речами).
2. Боится ли Иешуа Понтия Пилата? (Нет. Он без страха будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он боится опять пережить физическую боль (по приказу прокуратора Крысобой бил его).
3. Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению ершалаимского храма).
5.2. Просмотр кадра из фильма В. Бортко.
— Что на это отвечает Иешуа? («Рухнет храм старой веры и создается храм истины»).
Прозвучало слово «истина». И Понтий Пилат задает вопрос Иешуа: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления» Что такое истина?».
На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники. Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину (Пьер Безухов, Андрей Болконский, Родион Раскольников, Александр Андреевич Чацкий).
Художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину «Что есть истина? Пилат и Христос». (Ученик представляет репродукцию картины и объясняет ее понимание учащимся).
— А что истина, по вашему мнению? Запишите свой ответ.
5.4. Выразительное чтение эпизодов «Что есть истина?».
Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина?
«Истина, прежде всего в том…» до «… И тут говорящий позволил себе улыбнуться…»; «Чем хочешь, чтобы я поклялся?»; «Не знаешь ли ты таких?»; «Итак, говорил он, – отвечай, знаешь ли ты некого Иуду…?».
5.5. Беседа по содержанию произведения.
1. Как вы поняли, что такое истина для Иешуа? (Учащиеся записывают в тетрадь: «Злых людей на свете нет», «Нельзя распоряжаться чужой жизнью», «Не будет ничьей власти над людьми»).
2. Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?
(Понтий Пилат принимает решение в пользу Иешуа после его признаний, он решает объвить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора).
3. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказываться от своего первоначального решения?
(Понтий Пилат получит донос на Иешуа от Иуды из Кириафа «об оскорблении величества». Во время чтения у Понтия будет видение головы кесаря Тиберия: «Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризною губой». И дальше Пилатом будет руководить страх. Будучи смелым воином но поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти).
4. Перед какой нравственной проблемы встаёт Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия? (Понтий Пилат встаёт перед выбором, спасити ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью).
5. Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа, чтобы спасти себя, спасти Иешуа (ведь во время допроса первые мысли прокуратора были: «Погиб! Потом погибли!». Свои слова подтвердите текстом. (Он предлагает Иешуа компромисс, он подсказывает ему слова, которые тот должен произнести: « Ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил? Или… не… говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем-это полагалось на суде, и послал Иешуа в своём взгляде, какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту».)
6. Почему прокуратор хочет спасти Иешуа? (Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он одинок. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом, поэтому Пилат решает спасти Иешуа от казни.)
7. Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден? (Компромисс для Иешуа невозможен. Пойти на компромисс – значит пойти против истины. Истина для него оказывается дороже жизни.)
9. Есть люди, которые спокойно совершают нехорошие поступки, и даже подлые, предают. Так, например, Иуда, предав Иешуа, не страдает нравственно. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Иммануил Кант в свое время сказал о совести так: «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть применение наших поступков к этому закону». Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа. Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? (Ссорится со священником Каифой. Попытается спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи, но вместо Иешуа помилование получит мятежник и убийца Варравван.)
11. За что наказан Пилат? (За трусость. Воланд в сцене ночного полёта (глава 32) повторяет: «Трусость – самый тяжкий порок».)
12. В чем заключается наказание Понтия Пилата? Как воспринимает герой свое наказание? (Наказание Пилата – в его бессмертии. Герой ненавидит свое бессметрие, ибо это бессметрие предателя.)
13. Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата. Чтение отрывка «»Вам не надо просить за него…».
14. Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают историю Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершает роман, написанный Мастером? Чтение отрывка из «Эпилога» от слов «От постели к окну протягивается широкая лунная дорога…» (Здесь говорится о сне, который видит Иван Николаевич Понырев, уже не Иван Бездомный).
— Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
— Перечислим проблемы и запишем в тетрадь, так как они будут решаться содержанием всего романа:
1. Проблема личного выбора.
2. Проблема ответственности за содеянное.
4. Проблема веры и безверия.
5. Проблема истины (что такое истина?).
6. Проблема смысла жизни, человеческого существования.
7. Проблема верности и предательства.
8. Проблема добра и зла.
9. Проблема милосердия и всепрощения.
— Добро и зло не только у Булгакова, а вообще в мире находится в постоянной борьбе, в постоянном противостоянии. И мне хотелось бы в этой связи привести слова Бориса Пастернака:
«Верю, я придет пора,
Силу подлости и злобы
VI . Подведение итогов урока.
6.1. Заполнение листа самооценивания на уроке:
Знание содержание романа (домашнее задание).
Работа с текстом. Ответы на вопросы.
Роман посвящен вечным проблемам, они существуют и в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.
Запишем выводы по первой сюжетной линии романа: Иешуа не Иисус Христос, он сын человеческий, несущий идеалы добра, сострадания, истины и внутренней свободы. Главный герой – Понтий Пилат, с образом которого связана проблема ответственности за свои поступки. Самый большой порок – трусость.
Прочитать московские главы романа (1,6,7,9,12,15.17,18,24,27).
Ответить на вопрос: «Кого и за что наказал Воланд?»
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чем смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.