как узнать есть ли у меня слух и голос
Проверка слуха у детей и подростков, методы диагностики
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.
Почему важно проверять слух у ребенка
В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:
У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.
Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.
Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.
Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.
Современные методы проверки слуха у детей
Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.
В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.
На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:
Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.
КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.
Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.
Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.
Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:
Как проверить слух у ребенка
Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.
На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:
При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.
Новокрещеных Марина Валерьевна
Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.
Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет. Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.
Что такое музыкальный слух
Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.
Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.
Как же можно проверить музыкальный слух?
Помогут несложные упражнения:
Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.
Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.
Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.
Виды музыкального слуха
Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:
Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.
О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.
Защита слуха от негативных факторов
Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.
Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.
Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.
Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.
Янмаева Ольга Анатольевна
Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика»
Автор: Редакция Мастерслух
Для детей и взрослых. При первых подозрениях на проблемы со слухом и на постоянной основе людям, которые давно наблюдаются у сурдолога. Перед установкой или заменой слухового аппарата или кохлеарной имплантацией. Быстро, просто, безболезненно. Если вы что-то еще не знали об аудиометрии, восполним пробелы с этой статьей.
Посмотрим и послушаем
Причин десятки, исследование одно
Причинами нарушения слуха могут быть:
Одни заметны сразу, особенно – окружающим, некоторые не определяются годами, а иногда человек сразу начинает ощущать себя так, будто вокруг понизили громкость.
Нередко не воспринимаются лишь отдельные звуки, например звонкие или шипящие, тона, какие-то слова кажутся неразборчивыми. Особенно коварна подобная ситуация у детей, которые еще не знают, как должно слышиться в идеале, и развиваются в нарушенном слуховом пространстве (о важности ранней диагностики читайте здесь).
Иногда можно начать что-то подозревать, когда свой голос самому себе воспринимается как-то странно. В общем, проблемных ситуаций может быть много. Установить, в чем именно заключается нарушение по сравнению с нормой в каждом конкретном случае может специалист-сурдолог. Но не на глаз, как говорится, а с помощью специального оборудования. Иначе это гадание на кофейной гуще, а не диагностика.
Когда-то давно в распоряжении врачей не было точных приборов, и все исследования проводились только с помощью живой речи. То есть врач говорил пациенту слова и звуки, пытаясь это сделать в разной тональности, пропуская отдельные шипящие или свистящие, некоторые громко, иные шепотом, а человек улавливал их, как мог, и говорил: слышно или нет, пытался повторить. Точность, конечно, далеко не стопроцентная.
Сегодня используются приборы – аудиометры, подключенные к компьютеру. А исследование – аудиометрия – представляет собой комфортный, безопасный и выверенный процесс.
Как проводится аудиометрия
Вы приходите к врачу, и поначалу с вами традиционно проводится беседа: на что жалуетесь, были ли подобные нарушения и проч. Специалист решает, на что обратить более пристальное внимание при обследовании.
Тональная и пороговая – есть ли разница?
В описании исследований, как правило, указывается: тональная пороговая аудиометрия. Что это значит? Это просто полное название одного полного исследования, т. к. специалист проверяет, все ли тона слышит пациент, и какой у него порог восприятия звуков.
Вот как это происходит:
Итоги обследования выводятся на специальный график – аудиограмму, по нему и врачу, и даже пациенту сразу видно и понятно:
По-хорошему подобное исследование нужно проводить регулярно, не дожидаясь тревожных симптомов. Как минимум, в составе профосмотров, диспансеризаций.
Но главное – на основе аудиометрии принимаются решения об имплантации, подборе слухового аппарата и его корректной настройке.
Как проверяют слух у младенцев?
Крохам нескольких дней от роду тоже проводится аудиометрия, только со своими особенностями. Ведь малыш не может повторить за врачом слово, нажать на кнопку, ребенок по большему счету даже если слышит звуки, может это еще не осознавать. Для младенцев используются специальные высокочувствительные приборы. Как правило, первое исследование – аудиологический скрининг – проводится еще в роддоме. Процедура настолько комфортная, что дети во время нее даже не просыпаются. Все, что видит родитель, это как специалист прикладывает какой-то приборчик к ушку младенца, а на экране уже виден ответ.
Подробнее об аудиологическом скрининге новорожденных мы уже писали в этой статье. О том, как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь, читайте здесь.
Кстати, малышам 3-5 лет и выше провести аудиометрию бывают порой намного сложнее, чем новорожденным. Дети в этом возрасте уже многое понимают, но могут пугаться или наоборот шалить. Для таких маленьких пациентов имеет смысл проводить обследование в игровой форме.
Записаться на аудиометрию можно по месту жительства, но, к сожалению, далеко не везде есть хорошие специалисты, оборудование, даже со звукоизолированными помещениями в некоторых поликлиниках бывают проблемы, иногда очереди «по талончику» приходится ждать несколько дней.
В сети «МастерСлух» в комфортном режиме осуществляются самые разные исследования. Аудиометрия – одно из них. Это важнейшее и во многих случаях первейшее исследование, которое проводится людям с подозрением на нарушение слуха.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →
Краткая история кохлеарной имплантации
Сегодня кохлеарная имплантация – сложное, но в общем-то рутинное медицинское вмешательство. Через него прошли около полумиллиона людей по всему миру – иначе они бы не получили возможность слышать. Операцию делают даже младенцам! Технологический прорыв произошел всего за несколько десятилетий. Об этом – в нашей статье. Читать далее →
Взаимопомощь – основа добра и милосердия
Во время пандемии коронавируса «МастерСлух» продолжает помогать своим подопечным, представителям старшего поколения, жителям домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Читать далее →
Как определить, есть ли вокальные данные?
Многие еще с детства мечтают научиться петь. Сейчас все чаще можно встретить детей, которых родители отдают на уроки вокала. Стоит отметить, что это довольно разумный шаг, ведь если у ребенка есть талант, то развивать его надо с детства. Но как определить, есть ли он на самом деле?
Тесты на слух и чувство ритма
Прежде всего, на уроках вокала, как и при освоении любого музыкального инструмента, человека проверяют на слух и чувство ритма. Стандартным тестом является запоминание мелодии, состоящей из 3-5 нот. Прослушав такую мелодию три раза, человек должен с легкостью ее проиграть сам. Обычно для данного теста используется пианино или любой другой клавишный инструмент, при этом слушать инструмент нужно с закрытыми глазами. Если тест пройден успешно, то далее он усложняется до 5-7 нот.
Далее следует проверка на чувство ритма. Обычно это простукивания по столу в такт подобранной музыке. Если человек успешно справляется и с этим тестом, то ему можно пробовать развивать вокал.
Вокальные данные
Считается, что вокалом обладает каждый человек, однако у одних он развит лучше, чем у других. Определить, насколько велик талант, может только мастер. Для этого проводится прослушивание в течение часа или двух. В студиях голос исполнителя записывают и обрабатывают, чтобы точно знать, можно ли добиться от него нужного результата.
В итоге, понять есть ли у вас вокальные данные или нет, можно, только обратившись к мастеру. Вполне вероятно, что у вас действительно есть большой талант, который нужно только развить.
Как узнать есть ли у меня слух и голос
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста.
Статья:
Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.
Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.
Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.
Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.
РАЗВИТИЕ СЛУХА У МЛАДЕНЦА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РАЗВИТИИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.
В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.
Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.
В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.
В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.
В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.
С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.
Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.
Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.
С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.
Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.
Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.
Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!
И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.
Ниже в этой статье Вы найдете:
Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях
Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.
ЧАСТЬ 1. КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ МЛАДЕНЦА (РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ) ДОМА
Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб. Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.
КАК СДЕЛАТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.
Баночки нужно заполнить так:
Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.
Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.
Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.
Баночка №4. Остается пустой.
Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:
— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,
— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,
— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.
Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенка в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца. Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ДОМА
Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.
Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.
Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.
Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).
Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?
Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.
Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.
Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.
Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:
— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.
— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ «ГОРОХОВОЙ ПРОБЫ»:
— До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!
— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.
— При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.
— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.
РЕАКЦИИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ЗВУК, КОТОРЫЙ ОН СЛЫШИТ
Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):
— вздрагивание всего тела,
— замирание (застывание) ребенка,
— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,
— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него ( в случае резкого звука),
— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,
— изменение ритма дыхания,
— широкое открывание глаз.
Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.
Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.
ЧАСТЬ 2. КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА С ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ (В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ)
Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.
Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.
Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ СЛУХА У РЕБЕНКА 1- 2 ЛЕТ
Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).
Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СЛУХА ЭТИМ МЕТОДОМ:
Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров. Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.
Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.
КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 1-2 ГОДА: ВТОРОЙ СПОСОБ
Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.
Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).
Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.
После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.
Список звуковых сигналов для проверки слуха:
— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),
— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),
— барабан (низкочастотное звучание),
— шепотная речь и голос разговорной громкости (ав-ав, пи-пи, кшшшш, имя ребенка),
— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).
Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:
— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.
— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.
— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.
— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.
ИГРАЕМ И ПРОВЕРЯЕМ СЛУХ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:
— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.
— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.
— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.
— После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.
— Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.
Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА ВТОРЫМ СПОСОБОМ.
При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.
Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.