как ухаживать за рыбой в магазине
Вся ли рыба «второй свежести»? Как выбрать охлажденную и мороженую рыбу в магазине?
Содержание
Как должна храниться охлажденная рыба в магазине
– Охлажденная рыба должна храниться на ледяной крошке, под которой не должно быть воды. Куски льда, на которых хранится рыба, не должны быть крупными. Рыба должна лежать горизонтально и соприкасаться со льдом. При этом температура в холодильнике должна быть от 0 до минус 2 °С.
Как выбрать охлажденную рыбу?
– Нередко в погоне за прибылью продавец выкладывает на прилавок слишком много рыбы, одну на другую, – объясняет Инна Титова. – В итоге полноценно охлаждается только рыба, которая лежит на льду; вся остальная уже хранится, скорее, при комнатной температуре, а значит, быстрее портится (исключение – когда лежащая одна на другой рыба усыпана льдом). Обратите также внимание на то, чтобы рыба не лежала на пленке или в поддонах, установленных на ледяную крошку, – так рыба значительно хуже охлаждается и опять же хранится при температуре, близкой к комнатной. И еще один важный момент: прилавок должен быть отгорожен со стороны потребителя, в противном случае рыба осеменяется уличными микробами.
Примеры неправильного хранения рыбы
Пример правильного хранения рыбы
– В каждом магазине должны быть учетные документы, в которых отражено, при какой температуре хранятся в магазине скоропортящиеся продукты. Это могут быть журналы или соответствующее программное обеспечение, причем все эти документы относятся к внутренним документам магазина. И если по закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» покупатель вправе требовать от продавца сертификаты (декларации) соответствия и накладные документы на товар, то документы внутреннего учета магазина в этот перечень не входят. Тем не менее эти документы обязательны для предоставления надзорным органам по их требованию (надзорное ведомство вправе осуществлять проверку, но в рамках плановой проверки, не чаще чем один раз в три года, или по жалобе потребителей).
– К сожалению, случается, что в магазинах хранят рыбу (и не только) при более высокой температуре, чем полагается, – рассказывает Инна Титова. – Чтобы «не светить» нарушение температурного режима, индикатор температуры на холодильнике попросту отключают. Так что если вы видите погасший экран индикатора, то это повод отнестись к покупке с осторожностью или выбрать другой магазин (или поинтересоваться причиной неработающего индикатора у продавцов). Лишая потребителя информации о температурном режиме, продавец нарушает требования Роспотребнадзора – туда вы и можете обратиться с жалобой.
Как выбрать мороженую рыбу?
– Мороженая рыба должна храниться при температуре не выше минус 18 °С, – уточняет Любовь Абрамова. – Сроки хранения могут варьировать от 1 до 12 месяцев – в зависимости от вида рыбы и условий хранения. Сроки хранения определяются производителем. Каждый покупатель имеет право проверить, при какой температуре хранится продукт (и это касается не только рыбы).
Исследование качества и безопасности мороженого филе трески ЗДЕСЬ.
Исследование мороженого филе минтая ЗДЕСЬ.
Экран с индикатором температуры должен быть расположен на внешней стороне панели холодильника, иногда наверху или внизу (если речь о вертикальных холодильниках). Если затрудняетесь найти – интересуйтесь у персонала.
– Выбирая мороженую рыбу, обратите внимание на наличие упаковки и ее целостность, – объясняет Любовь Абрамова. – Чтобы проверить качество мороженой рыбы, потрогайте ее через упаковку. Рыба не должна быть полурастаявшей. В упаковке не должно быть много снега и льда – это признак повторно замороженной рыбы. Еще один признак неоднократного размораживания и замораживания рыбы – запах старого жира. Если в упаковке несколько рыбных продуктов, убедитесь, что они не слиплись между собой.
Сколько глазури должно быть в мороженом рыбном филе – читайте ЗДЕСЬ.
Как отличить размороженную рыбу от охлажденной?
– В последнее время в торговле появился ряд полуфабрикатов, изготовленных из мороженого сырья, которые реализуются в охлажденном виде, – комментирует Любовь Абрамова. – Согласно ТР ЕАЭС 040/2016, для такой продукции дополнительно наносится на этикетку надпись «Изготовлено из мороженого сырья». Однако размороженная рыба, которая хранится на льду в торговых сетях, в силу отсутствия официального термина может подаваться под видом охлажденной, что зачастую вводит в заблуждение потребителя.
Термин «размороженная рыба» как продукт не предусмотрен ни одним нормативным документом (коды деятельности, ТНВЭД, ГОСТы). В настоящее время эксперты отрасли вышли с предложением по внесению в ТР ЕАЭС 040/2016 термина «размороженная рыба» либо «Рыбный кулинарный полуфабрикат. Рыба охлажденная» – это название будет в достаточной степени правильно отражать размороженную охлажденную рыбу, – подытоживает эксперт.
На глаз отличить охлажденную рыбу от размороженной можно по некоторым внешним признакам:
У охлажденной рыбы прозрачные глаза, а у размороженной – мутные.
Тушка охлажденной рыбы покрыта тонким слоем прозрачной слизи, чешуя блестит, а размороженная более сухая, ее чешуя не блестит.
У охлажденной жабры розовые или красные, а у размороженной – серо-коричневые.
У охлажденной рыбы при надавливании пальцем на тушку ямка восстанавливается сразу, у размороженной – не сразу.
Важный критерий, который может свидетельствовать о том, что перед вами охлажденная рыба, – место ее вылова. Чем дальше место вылова, тем выше шанс купить размороженную рыбу под видом охлажденной.
– В замораживании и размораживании ничего плохого нет при условии, что проводилось быстрое замораживание, так называемое шоковое, а размораживание проводилось правильно – медленно, в холодильнике, без резкого перепада температур. В этом случае рыбная продукция не теряет своих свойств, – уточняет Любовь Абрамова.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Рыба: проблемная и прибыльная
Рыба — одна из самых перспективных, но и самых проблемных товарных категорий. С одной стороны, никто не сомневается в ценности этого продукта, с другой — существует масса ограничений, материальных и нематериальных, сдерживающих рост потребления рыбы и развитие этой категории в российском ритейле.
Разнообразный рыбный ассортимент в магазине дает возможность отстроиться от конкурентов, повысить трафик и привлечь больше поклонников здорового образа жизни.
Тем не менее в российских магазинах выбор рыбы, как правило, невелик. Причин масса. Одна из них — неумение ритейлеров работать с этим товаром.
На конференции «Рыба и морепродукты: мировые тренды розничных продаж и лучшие российские практики», проведенной порталом Retail.ru в рамках «WorldFood Ритейл Академии», представители сетей поделились своими практиками и проблемами развития рыбной категории.
По данным Информационного агентства по рыболовству, в 2019 году потребление рыбы и морепродуктов в России с учетом импорта составляет не более 12,9 кг на человека в год (в товарном весе, то есть без обрези, плавников, голов, хвостов, кишок и потрохов). Тогда как рекомендуемый Минздравом РФ объем потребления рыбных продуктов составляет 22 кг на человека в год.
С 2015 года потребление рыбы упало почти на 25 %, хотя вылов вырос с 4,4 млн тонн до 5,1 млн тонн в 2018 году. Максимум потребления рыбы — 17,1 кг на россиянина в год — был зафиксирован в 2012 году.
Рыба давно уже перестала быть дешевой альтернативой мясу, а изысканные сорта намного дороже мяса. Промысловики предпочитают работать на экспорт, а на внутреннем рынке рыба становится все менее доступной российскому покупателю, так как с 2013 по 2018 год рыба подорожала вдвое и продолжает дорожать. Например, в сентябре этого года существенно поднялась в цене красная рыба
Рыбные риски
Рыба как товарная категория сложна в работе, и риски остаются довольно высокими на всей цепочке поставки из-за коротких сроков хранения и высокой стоимости обработки. По оценке директора департамента по категорийному менеджменту московского округа сети «Магнит» Андрея Игнатова, основная опасность для ритейлера — неправильно спрогнозированный объем: дорогостоящий товар быстро слеживается, и это может негативно повлиять на прибыльность.
Важный минус — низкая логистическая доступность, сложности с обеспечением широкого ассортимента разных видов рыб и морепродуктов. Продукт становится дорогим из-за больших затрат на производство и необходимости четко соблюдать температурный режим на всей цепочке поставки. Из-за коротких сроков хранения в рыбе высокий процент списания.
Самая потенциальная, но и самая проблемная группа — свежая охлажденная рыба.
«Охлажденная рыба — это потрясающая категория, так как значительно прибавляет магазину баллы, — говорит Андрей Игнатов. — Но, с другой стороны, есть опасность, что, когда рыба слеживается, когда оборудование неправильно используется или выходит из строя, запах несвежей рыбы сразу распространяется на весь торговый зал».
Осложняют работу особенности категории. Рыба как продукт обладает высокой пищевой, но низкой энергетической ценностью. Чтобы наесться этим продуктом, надо купить его больше, чем мяса, и по весу, и по цене.
Категория очень эмоциональная и сильно зависит от вкусов и привычек питания.
Несмотря на то что РФ имеет выход к 23 морям и включает более 30 тыс. водоемов, то есть имеет возможность обеспечить поставки свежей рыбы, в большинстве регионов (кроме исторически рыбных — Северо-Запад, Юг и Дальний Восток) привыкли работать с замороженным продуктом.
Все эти условия становятся причиной низкого потребления: например, в сети «Магнит», по словам Андрея Игнатова, проникновение категории в чек, в зависимости от формата и ассортимента магазина, составляет от 0,5 до 1,5 %.
Иван Федяков, генеральный директор компании InfoLine
Общие рекомендации
Чтобы повысить продажи охлажденной рыбы, следует налаживать логистические цепочки с мест добычи, четко выстроить операционные процессы в магазине, обеспечить правильную подачу продукта и образовывать потребителя, прививать новые привычки.
«Доверие к магазину и его привлекательность — самое важное в продажах, — поясняет Андрей Игнатов, — поэтому здесь все должно быть хорошо — весь товар учтен и в наличии, установлено необходимое оборудование, присутствуют все ценники, продавцы — за прилавком и кассиры — на кассе, без этого уже нельзя, это классика. Охлажденная рыба больше связана с эмоциями, чем другие виды этого продукта, поэтому тут важны ощущения и впечатления при взаимодействии с магазином, хочет ли покупатель туда ходить и доверяет ли этому магазину».
Следует четко продумать и соблюдать процесс продаж — не просто выложить утром и снять вечером, а выстроить производственную цепочку — например, утром выкладывается охлажденная рыба на 3 часа, затем снимается с витрины и передается в цех полуфабрикатов, еще через 3 часа полуфабрикат идет на горячее блюдо. В этом случае магазин должен полностью ощущать и знать свою витрину, при таком подходе списания не растут, более того, рост продаж достигает двузначных цифр.
Важное условие — внятное сочетание цены и качества, понятный товар по понятной цене.
Следует давать покупателю знания о продукте и оказывать персонализированный сервис, задействовав специалистов по рыбе.
Оптимально, если за прилавком будет продавец-консультант, способный квалифицированно рассказать о продукте. Правильно позиционировать рыбу как продукт ЗОЖ для тех, кто следит за своим питанием. Вводить в ассортимент диетические рыбные готовые продукты и пресервы.
Делать эффектную презентационную выкладку для создания позитивного эмоционального образа.
Андрей Евстратов, собственник сети «Окрошка» (г. Муром, Владимирская область)
«Двигатель категории — замороженная рыба, упакованная навалом. Охлажденная, горячего копчения и пресервы имеют малую долю в продажах. Доходы людей в регионах не растут.
Наш покупатель — средний и средний минус, ему наплевать, как заморожена или разморожена рыба, он в первую очередь смотрит на ценник. Может быть, он готов купить более дорогую, но не имеет возможностей. При этом есть тренд на ЗОЖ, производители выпускают продукты с большей добавленной стоимостью, люди говорят «Я за ЗОЖ», но едят свинину.
Два года назад в нашей сети проходила акция «Горбуша по цене 79 руб. за килограмм», итог — рухнули продажи охлажденного мяса и курицы, которая стоила примерно столько же, сколько рыба, но уже приелась. Тогда горбуша сделала план продаж.
У нас никто не бегает за поставщиками: объявляется тендер, кто даст ниже цену, того и возьмут. Рыба покупается реже еще и потому, что ее сложнее готовить, чем курицу, не все умеют это правильно делать».
«Семья» растит доверие
Пермская сеть «Семья» сделала своей основной стратегией на 2019 год усовершенствование магазинов, в том числе открытие новых отделов, обновление оборудования и ассортимента. В рамках этой стратегии был оснащен рыбный отдел и запущен проект «Охлажденная рыба».
Сеть «Семья» работает в Пермском крае с 2002 года, в нее входят 76 магазинов, в том числе 4 гипермаркета (количество чеков в день — 18 380, средний чек — 595 руб.), 26 супермаркетов (42 556 чеков, средний чек – 348 руб.), 46 магазинов «у дома» (59 933 чеков, средний чек — 288 руб.). Владельцев дисконтных карт — 510 тыс. Объем налоговых платежей за 2018 год — 627,1 млн руб.
Как рассказала менеджер по управлению ассортиментом сети «Семья» Марина Никитина, охлажденная рыба – растущая категория, в развитие которой сеть готова инвестировать.
Одна из основных проблем проекта — недоверие людей к охлажденной рыбе. При этом отмечается рост интереса к блюдам из рыбы как части здорового питания.
Покупатели знают, что морепродукты в рационе обеспечивают организм витамином D, укрепляют сосуды, улучшают зрение, стабилизируют сон. Это вкусно и модно – ни одно ресторанное меню в мире не обходится без рыбных блюд, создается много концептуальных заведений на тему морепродуктов, СМИ публикуют информацию о пользе рыбы. Почему же не покупают?
10 декабря 2019 года в партнерстве с фирмой «1С» портал проводит конференцию «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?» для владельцев, директоров магазинов и специалистов по розничной торговле. Присоединяйтесь!
Чтобы разрешить опасения покупателей, сеть работает над повышением доверия.
Менеджер лично объясняет, как происходит процесс охлаждения, как рыба обрабатывается и доставляется, дает свой номер телефона покупателям рыбного отдела, чтобы они могли звонить и рассказывать свое видение, делиться впечатлением о товаре.
Самое важное — доносить правду до покупателя, так как зарабатывать доверие долго, а утратить легко — достаточно единственного промаха, считает Марина Никитина.
Если стейк приготовлен из замороженного сырья, которое подвергалось дефростации, то не нужно этого скрывать. Покупатель все равно это поймет и утратит желание доверять.
В этом процессе важно партнерство игроков рынка – сетей и производителей, единые стандарты и правила. Сети «Семья» не хватает надежных поставщиков, обеспечивающих качественный товар и широкий ассортимент.
«Хочется предложить покупателю разнообразие рыбы и много способов ее приготовления, чтобы человек не смог пройти мимо витрины, — говорит Марина Никитина. — Ждем партнеров-поставщиков замороженной и охлажденной рыбы. Наш призыв к производителям: помогите соблюдать доверие покупателей к витрине!»
По мнению эксперта, у охлажденной рыбы есть потенциал роста, у замороженной — нет, поэтому нужно:
Резюмируя, по мнению эксперта, категорию охлажденной рыбы можно развивать, но надо, чтобы все — от производителя, закупщика до покупателя — были уверены в качестве.
Свежий взгляд на «заморозку»
Заморозка часто ассоциируется с дешевым и безвкусным продуктом. Но сеть магазинов формата «у дома» «Фреш Фрост» решила развенчать этот стереотип. Основу ассортимента сети составляют замороженные продукты и готовые блюда. В частности в категории «Рыба и морепродукты» представлено 30 SKU, «Полуфабрикаты из рыбы» — 20 SKU, «Готовые блюда из рыбы» — 20 SKU.
Как рассказал генеральный директор сети «Фреш Фрост» Денис Бабаев, магазин «у дома» имеет небольшую ротацию товара, так как его посещают 100–300 человек в день, и держать при таком трафике все свежее и охлажденное невозможно, как и невозможно доставить свежую рыбу в центр России.
Но многие покупатели не знают, что промысловая рыба не бывает охлажденной. На борту судна рыба находится до трех суток, и ее необходимо заморозить в течение нескольких часов.
По словам специалистов, выловленная рыба после поднятия на борт быстро направляется на обработку, с момента поднятия трала до заморозки проходит не более 5–8 часов. Все технологические операции производятся непосредственно в море на борту судов, вследствие чего рыба не теряет вкусовых качеств и свежести.
«Пытаемся донести до покупателя, что исторически все морепродукты доставлялись замороженными из того места, где выращены или выловлены, — говорит Денис Бабаев. — Но, чтобы манипулировать понятиями ЗОЖ и фреш, сетевые компании девальвируют заморозку. А заморозка — это единственный способ довезти свежий продукт».
Сегодня стали привычными и популярными замороженные премиальные торты и выпечка, овощи и ягоды, пора переносить это отношение на рыбу. Хотите свежий морепродукт — в магазине у дома он будет только замороженным.
У охлажденной рыбы есть потенциал развития, считает Денис Бабаев, но только в ассортименте специализированного магазина или гипермаркета с высокой проходимостью.
Александр Туровцев, заместитель генерального директора компании «Алеут-ВЛК» (ГК «Антей»)
Найти свой магазин с качественной заморозкой очень сложно. Сети «убили» заморозку, потому что продавали дефростированную продукцию, которую разделывали, в которую лили глазурь и снова замораживали, в итоге получая маржу обманом покупателя.
Надо рассказать покупателям о том, что самая качественная рыба — это замороженная в течение 4–5 часов после вылова. При этом никто не отменяет пользу рыбы, выращенной в искусственных условиях.
Чтобы задавать тренды на рынке продаж рыбы, нужно понимать, что это за продукт, откуда и как его применить к ЗОЖ. Еще 15 лет назад все сети торговали рыбой — какой придется, лишь бы была маржа. Теперь тенденция меняется — ассортимент расширился, люди стараются найти ту рыбу, которая им нравится.
Успех будут иметь сети, начинающие работать с производителем в тандеме, не когда переработчик пытается продать, а когда они вместе пытаются найти продукт, отвечающий запросам покупателя, и научить клиента его правильно употреблять.
Посмотрите видеоинтервью с участниками конференции «Рыба и морепродукты: мировые тренды розничных продаж и лучшие российские практики», записанные в пресс-центре Retail.ru на выставке WorldFood.
Валерия Миронова, Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
Зарабатываем на продаже рыбы
Из данных статистики можно сделать вывод, что объем потребления рыбы в нашей стране вырастает на 1,5% ежегодно. Экономические аналитики утверждают, что спрос растет в следствии популяризации здорового образа жизни и относительно низкой стоимости рыбной продукции (если сравнивать с мясом). Поэтому бизнес на торговле любым видом рыбы считается достаточно перспективным и в то же время сложным.
Выбор ассортимента и места
Торговать можно свежей (живой), замороженной, соленой, копченой, сушеной, вяленой рыбой, стейками и филе, икрой и другими деликатесами, рыбными консервами, морепродуктами. В большом городе товар чаще всего доставляют сами поставщики. Для небольшого городка или поселка лучший вариант – покупать все на оптовой базе и самостоятельно везти в магазин. Так как рыба относится к категории скоропортящихся продуктов, не стоит закупать большие партии (если это не консервы).
Прежде, чем выбирать место, необходимо определиться, какой вид торговли предпочтительнее: оптовая торговля рыбой или торговля рыбой в розницу.
Тут все зависит от наличия финансов, которые имеются для начала бизнеса. Для открытия оптовой базы требуется гораздо больше средств, чем для организации магазина розничной торговли. Не стоит забывать и о таком варианте, как торговля живой рыбой с машины.
Если принято решение открыть магазин, то место нужно выбирать в спальном районе или вблизи остановок транспорта. Санитарные нормы запрещают размещать рыбный магазин в жилом доме. Хорошим вариантом может стать аренда места для торговли рыбой в павильоне на рынке. Площадь помещения – до 60м2, с электричеством, водопроводом, отоплением и вентиляцией. Рыба – пищевой продукт, поэтому и помещение, и оборудование должно соответствовать всем санитарным нормам.
Регистрация и разрешения
Правила торговли рыбой и требования к оборудованию определены в СанПиН 5781-91. Торговля рыбной продукцией требует получения специального разрешения, для получения которого необходимо собрать целый пакет документов.
Документы для торговли рыбой:
Закупая товар, необходимо требовать у поставщика сертификат (ветеринарную книжку).
Оборудование для торговли рыбой
К выбору оборудования необходимо отнестись ответственно – оно должно исправно работать даже в том случае, если случаются перебои в подаче электроэнергии. Следует учесть, что для торговли живой рыбой потребуются аквариумы, а это достаточно дорогое оборудование. Гораздо безопаснее торговля свежемороженой рыбой, а дополнить ассортимент можно копченой, вяленой продукцией, закусками и консервами.
Минимальный объем оборудования:
Специалистами подсчитано, что затраты окупаются за 1-2 года (в большом городе).
При торговле рыбой на улице необходимо место для ее хранения (например, площадь в хладокомбинате) или собственный холодильник (его тоже можно арендовать) и кассовый аппарат. Считается, что именно оставшаяся в конце дня продукция является самой большой проблемой при уличной торговле, особенно, если рыба замороженная. Ее обязательно нужно положить в холодильник, но нельзя заново замораживать. В противном случае после разморозку она не будет пригодна для потребления, что может доставить массу неприятностей.
Коммерческие предложения
На странице публикуются только полезные для других отзывы, в которых указано что человек имел опыт в этом деле.
Заранее большое спасибо, если поделитесь с нашими читателями своим драгоценным опытом!:)
Отзывы владельцев бизнеса:
Проще всего, конечно же, работать с замороженной и соленой/копченой рыбой. По охлажденной несколько сложнее — следует помнить о сроках продажи, максимум 72 часа с момента вылова. То есть или устраивать распродажи в конце дня или переводить в заморозку. Это уже нюансы конкретного торгового места. Специализация и ассортимент во многом зависит именно от того, где расположена торговля рыбой, проходимость точки. Если есть устойчивый и даже растущий спрос, то можно наращивать как товарные позиции, так и торговлю именно охлажденной и при случае — даже живой. Словом, пока у нас с рыбными рынками не ахти, как это ни странно.
Начинал я в этом бизнесе с торговли на рынке. Работал так несколько лет, наработал клиентскую базу. Параллельно присматривал помещение для магазина. Когда такое подобралось, я решил действовать. Открыл магазин в спальном районе. Смысл был в том, что поблизости не было хороших магазинов с качественной рыбной продукцией. Важно и расположение магазина. Это должно быть людное, проходное место, а не закуток. Внутреннее расположение не суть важно, главное — удобство. Есть только два условия: должно быть 2 комнаты (одна — торговое помещение, другая — склад) и площадь не менее 30 кв. м. С документацией вопрос отдельный, информацию нужно подробно изучить. На оборудование для магазина также придется потратить несколько сотен тысяч рублей, все зависит от фирмы и его изношенности. В полноценном рыбном магазине должен быть полный ассортимент: копченая, вяленая, соленая, мороженая и свежая. Неплохо будет внести разнообразие в ассортимент соленьями, морепродуктами и салатами из ламинарии. Не стараюсь много закупать, так как чем меньше рыба лежит, тем выше ее качество. Наценка в моем магазине составляет 30-60%. Важный момент — это качество товара. Выбирайте поставщика очень осторожно, так как ваш бизнес закончится не начавшись, если в продажу попадет испорченная рыба и кто-то из людей ей отравится. Окупаемость в моем случае составила год и два месяца.
На своем опыте понял, что хорошо идет рыбка, которая стоит подешевле. Замороженной можно привезти видов 20 в виде филе и стейков. В принципе, все идет. В моем магазине лидер минтай. Нужен поставщик, который не будет никуда пропадать, и рыба хорошего качества. Ассортимент стараюсь поддерживать большой, это людей привлекает, когда выбор есть.
Занимаюсь торговлей рыбы. Купил франшизу у рыбсети и думать даже не пришлось, что и как делать. Товар качественный, везут с Дальнего Востока, поэтому берут очень хорошо. По деньгам не сильно дорого вышло: 300 тысяч рублей на первую закупку и 200 тысяч на новое оборудование. По мелочам вышла аренда и небольшая реклама. Эти расходы можно даже сократить за счет оборудования б/у. Вполне доволен, за небольшие деньги готовый, а главное работающий, бизнес получил.
Держу один рыбный отдел. Из оборудования есть только витрина под вяленую и копченую рыбу. Считаю главным в этом бизнесе иметь хорошее проходное место и чтобы конкурентов сильных поблизости не было. И сезонность учитывать нужно, летом рыбу заметно реже покупают.
Моя история в рыбном бизнесе начиналась 15 лет назад. Тогда я начинал как простой рабочий на одном из казахстанских заводов. Коптил, солил рыбу. Все по старым, «дедовским» рецептам. Набирался опыта. Решил открыть свой цех. По началу было очень тяжело, много рыбы уходило в отходы. То недосаливали, то пересаливали. О прибыли речи даже не шло, можно сказать, что пытались наладить производство. Ездил в России на заводы, смотрел, как там делают. Перенимал опыт, одним словом. Соотносил это со своими знаниями. Дело кое-как пошло, но было много трудностей: отсутствие нормального оборудования, старые холодильники, работающие с перебоями. Раза три я все это бросить порывался, но все время передумывал и оставался. По мере поступления средств, я начал модернизировать цех. Шло все довольно медленно, но неуклонно вперед. Трудные времена были преодолены, теперь у меня много заказчиков, в том числе из США. У каждого своя история, в своей же основополагающим считаю упорство и трудолюбие.
А я вот недавно закрыл свой рыбный магазин. Теперь понимаю, что ошибка была в месте, где он располагался и отчасти в дорогом сегменте. Продавал в спальном районе дальневосточного краба, икру и другие довольно дорогие морепродукты. Не пошло, оказалось не по карману людям. Теперь район поменял, ассортимент немного тоже сменил. Посмотрим, что из этого выйдет.
Две недели назад открыли с мужем магазин по продаже рыбы. Итоги подводить еще рано, но кое-какие результаты уже есть. Покупателей в день у нас от 20 до 40 человек. Продается чаще всего недорогая рыба. Цены держим немного ниже, чем у конкурентов напротив. Работаем до 9 вечера, многие как раз после работы и заходят. В ассортименте есть копченая и мороженая рыба, таранка, консервы, масло подсолнечное, майонезы. Планируем расширять постепенно, раков живых привезти, рыбу холодного копчения. Идет все вроде бы неплохо, но сравнивать нам не с чем, в бизнесе этом мы новички.