как у армян называлась новогодняя выпечка в виде человечков
Новогодний стол в Армении – древний и современный
ЕРЕВАН, 2 янв – РИА Новости, Гамлет Матевосян. Приезжий, попавший на Новый год в Армению, сможет насладиться не только огромным количеством блюд — а новогодний стол в республике очень разнообразен, — но и неповторимой атмосферой, ведь главным героем новогодних торжеств, которые длятся в Армении 13 дней – до старого Нового года включительно, является именно гость, в роли которого так или иначе оказывается каждый.
В новогодние дни люди либо принимают гостей, либо сами ходят в гости. Никто никого специально не приглашает, однако во всех домах накрыты столы в ожидании родственников, друзей, знакомых, соседей, сослуживцев. Когда они придут и сколько их будет, вычислить заранее сложно, но это никого не смущает.
Современный стол — разнообразный стол
Современный армянский новогодний стол предполагает наличие определенного набора закусок и горячих блюд, сладостей и фруктов.
Армянская кухня всегда отличалась разнообразием мясных блюд. Главными блюдами на новогоднем столе в последние годы стали свиной окорок, начиненный различными специями – чесноком, лавровым листом, душистым перцем, молотым острым черным и красным перцем, а также запеченная в духовке с яблоками индейка, фаршированная орехами, черносливом и другими сухофруктами.
Из холодных мясных закусок на столе обязательны бастурма и суджух. Бастурма представляет собой куски говядины, пропитанные солью, спрессованные, покрытые слоем острой заправки (чаман) и высушенные на воздухе. Суджух — это приплюснутые колбаски из заправленного острыми специями говяжьего фарша, высушенные на воздухе. И бастурму, и суджух подают на стол очень тонко нарезанными.
На новогоднем столе по традиции должно быть как минимум пять-семь видов сладостей. Это пахлава, гозинах (кипяченый мед с обжаренными грецкими орехами), различные цукаты, сухофрукты и гата, приготовленная из различных видов теста.
Праздничный стол не обходится без армянского коньяка и вина, а также тамады и тостов.
Символы Нового года в Армении те же, что во многих других странах – нарядная елка и Дзмер папи (Дед Мороз). Кроме того, все стараются украсить дома фигурками, символизирующими наступающий Новый год по восточному календарю.
Армянская Апостольская церковь отмечает 6 января праздник Рождества Христова одновременно с Крещением под общим названием Богоявления. В этот день на стол подают отварную рыбу – чаще всего это ишхан (форель) и сиг, в последние годы стерлядь, а также плов с изюмом и другими сухофруктами, а из напитков – красное вино.
Обычаи и кухня древних армян
Этнограф, доктор исторических наук Рафаэль Нахапетян утверждает, что в период язычества Новый год отмечали роскошнее, но не в смысле изобилия яств. Для древних армян важнее были обычаи, традиции и соревнования, в которых участвовал даже царь.
Армяне в Новый год придавали важность цифре 7. Всего делали по семь штук, что, по словам Нахапетяна, связано с семью языческими божествами.
На праздник готовили гату, в тесто клали косточку или монету и украшали ее в соответствии с 12 месяцами года или количеством членов семьи. Вечером хозяин или хозяйка раздавали ее членам семьи, и тот, кому попадалась косточка, верил, что в новом году ему будет сопутствовать удача.
Также в прошлом на Новый год были распространены традиции гадания. Например, если в семье должен был родиться ребенок, то готовили соответствующую лепешку. Если она набухала, это означало, что родится мальчик, если нет – девочка.
По словам Нахапетяна, на новогоднем столе фрукты были обязательными, причем каждый фрукт имел свое значение. К примеру, яблоко символизировало любовь и было связано с выбором спутницы.
«Поскольку праздник несет в себе множество смыслов, каждое блюдо также имеет свое значение. Однако прежняя система не действует, и сейчас придается большое значение изобилию мясных блюд и используются такие компоненты, которых никогда не было», — сообщил этнограф, отметив, что раньше народ не придавал важности роскоши новогоднего стола.
Традиционная армянская новогодняя кухня является всего лишь одним из элементов традиций и обычаев, связанных с празднованием Нового года, соглашается этнограф и телеведущая Сона Тащян.
«У древних армян был очень интересный и продуманный цикл новогодних обычаев и поверий, некоторые из которых до сих пор сохранились в армянских селах. Новый год считался возможностью начать все заново, переосмыслить совершенные ошибки и попытаться избежать их в дальнейшем, оставив все плохое в старом году», — сказала она. Тащян считает важным, что у армян сохранился обычай праздновать Новый год в кругу семьи.
По ее словам, армянский Новый год буквально пропитан различными символами. Издревле в канун этого праздника члены семьи собирались вокруг костра, таким образом как бы «предавая» огню все плохие воспоминания, ошибки и события. Получая от огня тепло и свет, люди надеялись, что следующий год будет светлым и теплым.
У армян существовал культ воды — в Новый год ближе к полуночи девушки спешили к роднику, куда бросали в качестве пожертвования кусочек праздничного хлеба «тареац», в который клали талисман — фасолину, пуговицу или монетку. Хлеб делили по числу членов семьи. Удачный год ожидал того, кому попадался заветный кусок с талисманом. Выпечка «тареац» до сих пор широко распространена в некоторых областях Армении.
Кроме того, одним из блюд, существовавших еще в дохристианскую эпоху, считается пасус толма (постные голубцы), ранее предназначавшаяся богам в качестве подношения. Ее готовят из фасоли, чечевицы, нута. Армяне верили, что, принося в жертву богам злаковые и бобовые, они получают их благословение, а урожай следующего года обязательно будет обильным и качественным. «Это очень интересная традиция, которая сохранилась до сих пор. При этом есть множество вариаций пасус толмы, присущих конкретному региону в Армении, исходя из его природно-климатических условий», — рассказала Тащян.
Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также «ануш апур» (суп с сухофруктами) и «хапама» (тыква с начинкой из риса, меда, орехов, сухофруктов).
Каждый стол украшали салаты из фасоли и конского щавеля, а также еще одно особое блюдо «кчехаш» (суп в кувшине). Его клали в тонир (глиняная печь в виде перевернутого усеченного конуса) в новогоднюю ночь для томления и с утра разливали по мискам. Подавали с жареным луком или маслом.
«Наши предки всегда накрывали богатый стол, однако излишеств не позволяли. Но, к сожалению, сегодня новогодний стол стал предметом соревнования и показухи, что нам не к лицу. Будучи народом с такими интересными и сложными традициями, сейчас мы свели этот праздник к подобному примитивизму восприятия. Хотелось бы, чтобы мы, подобно нашим предкам, были бы немного более одухотворенными, и праздник стал бы проявлением всеобщей радости», — сказала Тащян.
В старину в Армении была широко распространена традиция подвешивания вязаных носков к ердыку (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света), в который клали подарки. Аналогичная традиция есть у многих народов Запада. По словам Тащян, трудно сказать, где и когда впервые возник этот обычай.
Женщины на Новый год дарили платки, кошельки, мужчины — зеркала, драгоценные изделия, носки, обувь. Подарки детям клали под подушку или в носок. Далее наступали рождественские дни: звали священника, который очищал дом от былых невзгод, и человек с чистым сердцем вступал в новую жизнь.
Новогодние Асил-Басилы: как в Армении пекут хлебных человечков
Пока бабушка просеивает муку, младшие члены семьи водят хороводы и поют песни про хлеб. С древних времен дети любили наблюдать за тем, как самый старший в доме готовил для них Асил-Басилы.
Это один из самых важных процессов в приготовлении новогоднего хлеба и Асил-Басилов. Потому что эта мука как чистый снег символизирует плодородный, хороший, чистый год.
Детей отправляют спать, а песни и хороводы сменяются молитвой. Бабушка Кнкуш с особым трепетом относится к процессу создания Асил-Басилов, ведь хлеб занимает центральное место на армянском новогоднем столе.По сути – хлеб, по форме – ритуальная кукла. Асил-Басил или Асил-Васил значит «болтливый король». С ним можно играть и разговаривать. А пока печешь – загадывать заветные желания. При этом фигурка может быть любой: мешочек с деньгами, цветок, животное. Бабушка Кнкуш всегда делает улыбчивых человечков, потому что просит для близких одного благополучия и здоровья.
В печи хлеб должен подняться. Если фигурки обрели округлые формы, то год будет богатым и загаданные желания обязательно сбудутся. Большинство хлебных кукол исчезает во время праздничного застолья, но как минимум одного человечка обязательно оставляют в доме на целый год.
По преданию, старого Асил-Басила, которого делали в прошлом году, нужно обязательно сжечь. Потому что считается, что он уже впитал в себя всю негативную энергию.
Традиции армян на Новый год: забытые обряды и сохранившиеся обычаи
Новый год уже не за горами. В Армении к этому замечательному празднику относятся с особенной теплотой и трепетом.
К Новому году здесь готовятся тщательно, придерживаясь особых традиций, сохранившихся с давних времен. Тем не менее, мало кто задумывался о том, откуда берутся истоки тех или иных традиций, и сколько они насчитывают столетий.
Этнограф Хорен Григорян рассказал агентству «Новости-Армения» как традиционно отмечали Новый год армяне, каковы были их обычаи и сохранились ли они до наших дней.
— Расскажите немного про традиции празднования нового года в Армении?
Этот праздник для армян знаменовал конец года и начало следующего, включал в себя ряд народных обрядов.
— Сохранились ли эти традиции до наших дней?
— Традиционные обряды празднования Нового года все время менялись. То есть нельзя сказать, что они были одинаковыми каждый год, более того, каждый период отличался своими особыми новогодними мероприятиями.
— Что традиционно готовили на Новый год наши предки?
По фигуркам хлебного человечка не только гадали, но их еще и дарили на праздники в качестве поздравления.
Важное значение имела набранная под новый год колодезная вода, ради которой люди могли целую ночь провести у колодца.
– Каких важных обрядов обязательно придерживались армяне в Новый год?
— Перед Новым годом люди должны были освобождаться от долгов и мириться с теми, с кем находились в ссоре, чтобы год был удачным.
Важным новогодним событием была уборка дома. Дом нужно было очистить от всего старого и негодного.
— Ходили ли армяне в гости на новогодние праздники или это сравнительно новая традиция?
— Хождение по домам – старая традиция. Сегодня это явление встречается реже. Раньше Новый год было принято отмечать всем вместе.
В первую очередь, люди посещали дом сельского старосты, ему несли фрукты, вино или другие напитки. Затем навещали старейшин села. Поскольку перед Рождеством люди придерживались поста, мясные блюда на новогодних столах исключались.
— Что было принято дарить на Новый год? Одевали ли армяне какие-то особенные наряды в этот день?
— Необходимости в новой одежде в Новый год не было, подарков тоже особо не было. А выпекаемые в канун Нового года печенья, с помощью которых гадали, как раз и предназначались в качестве подарков.
Из истории популярных армянских новогодних традиций
Празднование Нового года у армян — одного из древнейших народов мира, хранит в себе традиции тысячелетий. Еще в древние времена в армянском календаре существовали праздники, обозначенные как Новый год в современном понимании. Речь идет о Навасарде или Аманоре.
Рубик Кочарян. «Айк поражает Бэла»
В XXV веке до нашей эры армяне праздновали Навасард в день весеннего равноденствия — 21 марта. В связи со знаменательными событиями в истории еще языческой Армении несколько столетий подряд Навасард был армянским новогодним праздником (в переводе с персидского «нав» или «ноу» означают «новый», «сард» — год).
В 301 году христианство было провозглашено в качестве государственной религии, и праздник Нового года был перенесен с 11 августа на воскресенье, идущее следом за 10 ноября. Так, Навасард, перенесенный на ноябрь, стал символом благодарности богу за собранный урожай, а во время этого праздника на столах в основном преобладали фрукты и сухофрукты.
В XVI веке Навасард уступил свое место Аманору, так как армяне перешли к новому — Григорианскому календарю, введенному Римским папой Григорием XIII.
Несмотря на исторический период и наличие различных религиозных направлений, в Армении Новый год всегда считался символом переосмысления прошлых традиций и обычаев.
— Накануне Нового года семьи собирались вокруг костра, чтобы получить от него свет, тепло и предать огню все ошибки и воспоминания о плохих событиях прошлого года.
— В канун Нового года было принято бросать в родник «тареаца» (новогодний армянский хлеб) — своего рода пожертвование, чтобы благословить воду, поскольку в те времена существовал культ воды.
— Также существовала традиция дарить друг другу подарки на Новый год. Армяне подвешивали вязаные носки к дымоходу — «ердыку», в который клали подарки.
— Самый старший мужчина дарил подарки всем членам семьи, которые тоже обменивались подарками, взрослые и дети с нетерпением ожидали прихода Каханд Папа (Дед Мороз в современном понимании), или Мец Папука (в дословном переводе с армянского — «Большой Дед») и Хлвлика (современная Снегурочка или Дзюнанушик). Но последние приносили детям и взрослым членам семьи не подарки, а семь советов Аманора: взаимное уважение, мир, честность, мудрость, трудолюбие, скромность и благодарность.
— По словам известного этнографа Соны Тащян, накануне праздника молодые девушки гадали на счастье. Они клали яйцо в сосуд с золой и красками, и если наутро на скорлупе краски окажется больше, чем золы, то считалось, что это к счастью. Также среди народа была широко распространена традиция наряжать крупный рогатый скот и утром выводить скот во двор. Если животное переступало порог хлева правой ногой, следовало ожидать доброго года!
— Глава армянской семьи первым поднимал бокал и поздравлял всех с Новым годом, предлагая отведать меда, чтобы в новом году преобладали сладкие дни, они говорили и слушали только сладкие слова.
— На столе обязательно присутствовала традиционная гата, которую украшали фигурками животных, а позже — маленькими фигурками храмов. В языческий период этот хлеб олицетворял просьбу к богам послать плодородный год. В гату обязательно клали какой-нибудь талисман — фасолину, пуговицу или монетку, затем делили хлеб по количеству членов семьи. Удачный год ожидал того, кому доставался заветный кусок с талисманом, и его объявляли «счастливчиком семьи». Следует заметить, что этот обычай соблюдается по сей день.
— Среди традиционных армянских новогодних блюд стоит подчеркнуть пасуц толму, существовавшую с дохристианских времен и весьма популярную также в наши дни.
— «Ануш апур» является другим армянским новогодним блюдом и представляет собой суп с сухофруктами.
— «Хапама» — тыква с начинкой из риса, меда, молока, орехов и сухофруктов, также традиционное армянское блюдо, имеющее четко подчеркнутые национальные особенности.
— Нгацахик — цветок, обладающий свойством вызывать аппетит (рос в основном на склонах Арарата), широко использовался во время приготовления различных блюд в качестве приправы. Эта приправа символизировала связь армянства с Араратом и означала национальное единение.
Хотя в современных реалиях многое изменилось в праздновании Нового года, но этот праздник неизменно остается самым любимым и теплым семейным праздником для армян по всему миру.
Как у армян называлась новогодняя выпечка в виде человечков
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Новогодние традиции и обычаи в Армении
Как и обещала,хочу поделиться с вами информацией о Новогодних традициях и обычаях,принятых в Армении.
С древнейших времен армяне праздновали Новый Год встречали 21-го марта, в день весеннего равноденствия, что не случайно. Символика этого праздника заключается в том, что природа просыпается 21-го марта, и этот день армянин праздновал как начало Нового Года. Этот праздник армяне отмечали большими празднествами, прославляя пробуждение весны, обращаясь с молитвой к богам, чтобы год был урожайным.
В 18-ом веке, при католикосе Симеоне Ереванском, за начало Нового года была принята дата 1-го января (приведя в соответствие с началом Нового года в ряде европейских стран), хотя до середины 19-го века во многих армянских областях (Арцах, Сюник, Утик) Новый Год продолжали отмечать в августе. Только в начале 20-го века празднование Нового Года первого января стало общеармянским явлением.
В армянских семьях Новый Год начинался 30-31-го декабря, с приготовлением новогодних пирогов. Главным был хлеб-пирог «Тари» (Год) – плоский хлеб, поверхность которого была украшена орехами, изюмом и фруктами – символами плодородия. В этот хлеб обычно прятали монету или бусину, и нарезали его по числу домочадцев. Кому доставалась бусина, того ожидала удача и счастье в Новом году. Иногда хлеб нарезали на 12 кусков, как символ каждого месяца. Хлеб торжественно нарезали в Новогоднюю ночь.
На новогоднем столе обязательной была новогодняя «гата», которая украшалась фигурками животных или маленькими символами храмов. Кроме гаты и «Тари», пекли разные фигурные хлеба – «Асил-Басилы», изображающие людей и символизирующие воскресающих божеств – Ара Прекрасного и Нара, а также богов-покровителей урожая. Посредством этих хлебов проводили гадания. Иногда посвященные мужчинам хлеба пекли в виде кошельков, если хлеб набухал, значит, год должен был быть прибыльным. Точно так же, пекли «пшеничные», «колосья», «подковы», «пилы», «замки» и т.д.
Фигурными хлебами не только проводили гадания, а также поздравляли друг друга и «каландовали» воду. Это было распространено во всех областях Армении. В полночь молодые женщины и мужчины шли к источнику и «каландовали», разбрасывая семена, фрукты или окропляли водой «священные хлеба». Верили, что ровно в полночь из источника одно мгновение течет золотая вода, и старались зачерпнуть воду именно в этот момент.
В почти во всех районах Армении была традиция «Кахука» или «Готекаха», «члолунк» – в Восточной Армении. Суть традиции в том, что юноши и девушки в канун новогодней ночи брали с собой свертки и корзины и опускали через дымоволок, с песнями и пожеланиями поздравляя домочадцев. Хозяйка дома была обязана наполнить корзины фруктами и сладостями.
В отличие от остальных районов Армении, в Арцахе и Сюнике традиция «готекаха» несколько отличалась. Здесь было принято готовить связки из орехов и сухофруктов, или из отварной курятины, которая называлась «члолунк». Связку опускали через дымоволок родственников, в особенности – сватов. Обрученные девушки опускали «члолунк» через дымоволок своих суженых и убегали, если кому –то из домачадцев удавалось их догнать, девушки были обязаны войти в дом жениха, где их угощали и провожали домой.
На следующий день, 1-го января, взрослые посещали друг друга, преподнося яблоки, орехи, апельсины. В деревнях сельчане обязательно навещали священника и старшину села, даря ему фрукты и напитки. Все поздравляли друг друга : священник – свою паству, родители – своих детей, учителя – учеников, теще – зятя, свекровь – невестку.
Интересно, что в понтийских районах хозяин приносил домой оливковую ветвь, как «дерево Каланда», украшали его желудями и орехами, а утром относили в церковь для освящения. Возможно, такой пример подтверждает его происхождение от армянского новогоднего дерева, тем более, что армяне имели обычай украшать дома деревьями (царзардар – цахказард). А также, возможно, что армянский Дед Каханд является прототипом европейского Санта Клауса (вспомним веселящих людей старичков масленицы или «Большого Деда»)
В общей сложности, на новогоднем столе были обязательны 7 видов фруктов и 7 блюд.
Часть новогодних традиций непосредственно с культом огня, деревьев, воды. В некоторых районах Армении было принято «кахандовать» вечером Нового года. Бревно, которое должны были сжечь в Новом году, называлось «Бревно начала года» (Лори). Искрящие головешки зарывали в полях, чтобы год был урожайный, и не было потерь.
Согласно традиции, в ночь Нового года во многих домах зажигали лампады, чтобы «удача очага оставалась в доме».
Пусть добрые традиции наших предков будут сопровождать нас и дальше.