как сдают меню официанты
Как выучить меню быстро и легко
Как быстро выучить меню ресторана: секреты и эффективные способы
В современных респектабельных ресторанах официанты давно перестали пользоваться блокнотами для записи заказов. Представители пунктов общественного питания с лёгкостью пересказывают меню, знают, что входит в состав блюд, могут порекомендовать напитки к закускам и запомнить пожелания гостя. Но такой уровень требует не одного дня подготовки. И первая задача — выучить меню. Работа в новом ресторане или кафе — это знакомство с перечнем новых кулинарных шедевров, которые создаются по традиционным или фирменным рецептам. Огромный объём информации непросто освоить за один день. Но если изучить основные правила составления перечня блюд и ответственно подойти к процессу, выучить меню можно быть и легко!
Принцип составления
Блюда, предлагаемые гостям ресторанов, обычно расположены по одному принципу. Закуски чередуются в строгой последовательности. Запомнив её, можно легко ориентироваться в перечне предложений и выучить меню.
Первыми в списке представлены холодные, горячие закуски и салаты. За ними — первые и основные блюда. Последние страницы демонстрируют ассортимент гарниров, десертов и напитков. В каждом разделе меню первыми представлены закуски из рыбы, затем — из мяса и овощей. Если готовятся фирменные блюда, они выносятся на титульную страницу.
Официанты должны выучить не только ассортимент предложений, но также знать:
Доскональное знание меню позволяет рекомендовать гостям блюда, которые удовлетворят их предпочтения и вкусы. А качественное обслуживание всегда достойно вознаграждается.
Советы и рекомендации по изучению
Как быстро выучить меню? К этому процессу необходимо отнестись со всей ответственностью. После разового прочтения вы запомните минимальный объём информации. Не изучив перечня предложений от поваров до конца, не зная нюансов приготовления, не рекомендуется принимать заказ у гостей.
Чтобы выучить меню, можно обратиться за помощью к официанту, который уже долгое время работает в ресторане. Опытным сотрудникам оно кажется уже простым и элементарным. Официанты могут посвятить вас в особенности приготовления, расскажут, какие кулинарные шедевры самые популярные среди гостей.
Обязательно общайтесь с поварами. По возможности наблюдайте за процессом создания закусок, салатов, супов и т. д. В свободное время можно обсудить особенности соусов, подачи и другие кулинарные секреты, которые повара используют в процессе работы.
Начните изучение с базовых закусок и салатов, а также фирменных блюд, которые пользуются максимальным спросом и привлекают внимание новых клиентов. Работайте на фуршетах и банкетах, так как выучить меню официанту легче, когда он знает, как выглядят самые популярные кулинарные шедевры. Зрительно запомнить блюда проще всего!
По сложным закускам, в которых много компонентов, и фирменным соусам составьте шпаргалки. Регулярный просмотр этой информации позволит быстро выучить состав блюда. Первые дни работы можно незаметно пользоваться «напоминалкой». Лучше выждать паузу и подсмотреть, чем ответить неправильно и подать блюдо, не соответствующее описанию, или просить поваров исправить рецепт.
Просите опытных официантов «погонять» вас по карте кулинарных шедевров. Такая практика придаст уверенности и позволит быстрее выучить меню даже из сложных и многокомпонентных блюд.
Логические цепочки и происхождение
Чтобы разбираться в карте кулинарных шедевров, совсем не обязательно «зубрить» все позиции и их составы. Гастрономическая память легко подчиняется логике. Гости редко заказывают несочетаемые продукты. Следуйте логике: к мясу — красное вино, к рыбе — белое, после плотного ужина — лёгкий фруктовый десерт. Но не стоит забывать и об обратной стороне. Некоторые гости могут удивлять своими предпочтениями. Официант должен искусно оперировать традиционными комбинациями продуктов и несочетаемыми блюдами с напитками.
В поиске эффективного решения, как быстро выучить меню официанту, можно обратиться к истокам. Изучите историю появления блюда, нюансы его приготовления в разных странах, интересные факты. Это позволит не только легко запомнить информацию. Вы сможете поделиться ею с гостями и заинтересовать клиентов в заказе. А когда официант выглядит как собеседник, создаётся неформальная, расслабляющая и комфортная обстановка.
Обратите внимание, что память работает лучше, когда вы спокойны и расслаблены. Но чтобы достичь такого уровня, необходима работа над собой, заинтересованность и желание. Надеемся, что благодаря блогу сайта «АРКВуд» вы сможете быстро и легко выучить меню ресторана, расположить гостей к общению. А достойные чаевые от клиентов — прекрасное вознаграждение за труд и старания.
Кроме того, мы изготавливаем деревянные меловые доски и менюшницы для кафе, баров и ресторанов по индивидуальному заказу.
Как выучить меню ресторана, основные советы
Сегодня мы поговорим о том, как выучить меню в ресторане, какие приемы помогут сделать это быстро и эффективно для официантов.
Все вы, наверняка, сталкивались с такой проблемой: пришли работать в новый ресторан и вам нужно первым делом быстро выучить меню, которое пугает вас своей новизной и огромным объёмом новой информации в нем. В этой ситуации многие теряются и не знают, с какого конца к этой проблеме подойти.
Уверяю вас, всё намного проще, чем кажется на первый взгляд. Для начала вам необходимо усвоить предыдущий материал:
Далее я перечислю по порядке советы, которые я проверил на себе, они работают и помогут вам освоить новое меню намного быстрей.
Как выучить меню официанту, основные советы
1. Отнеситесь к изучению меню очень серьёзно
После разового прочтения вы практически ничего не запомните в меню, особенно, если вы имеете малый опыт в работе официантом. Иногда приходилось наблюдать как опытные официанты, приходя в новое заведение относятся к изучению меню очень прохладно и с ленью.
-Чего я там не видел, ассорти мясное, рыбное и овощное, сыр –это везде одинаковое.
И не зная азов меню, и не изучив его до конца, начинают принимать заказ у гостей ресторана. Это огромная промашка руководства, такого допускать НЕЛЬЗЯ!
Принимая заказ, официант не знающий меню, на вопросы гостей начинает “от себя” нести такую ахинею и так выкручивается, что потом когда узнает правильные ответы на вопросы о данном блюде или закуске, просит поваров корректировать блюдо, якобы под пожелания гостей, на самом деле он исправляет свои огрехи.
Новичкам необходимо понимать, что меню ресторана это основа, которая вам необходима для работы. Не нужно думать, что вы со временем его всё равно освоите, обязательно досконально изучите меню в самом начале.
2. Попросите помочь вам опытного официанта
Для официанта, который уже несколько лет работает, меню кажется простым и элементарным, а для вас это темный лес. Вы думаете, да как его вообще можно выучить и запомнить? Не паникуйте, изучайте.
Лучше всего знакомиться с меню на банкетах и фуршетах. Там будут представлены самые востребованные закуски и блюда, вы легко их запомните, когда увидите как они выглядят. Зрительно легче всего запоминать блюда, уверяю вас.
Старайтесь первое время работать на банкетах или помогать коллегам официантам, поскольку в зал на полноценное обслуживание вам выходить еще рано. На таких обслуживаниях вы наберётесь опыта и увидите многие блюда ресторана, а со временем
3. Зайдите к поварам, они знают меню лучше всех
Очень помогает в изучении меню общение с поварами, только выберите того, кто уже давно работает в ресторане и знает досконально все тонкости блюд ресторана. Конечно же, подберите правильно время, когда повара свободны и расположены к общению, готовы вам помочь.
Поговорите с ними, может вы найдете общих знакомых с кем то из них или работали в одном заведении ранее. Возможно у вас общие интересы или просто найдете общий язык с одним из поваров, вот и побеседуйте с ним параллельно про меню ресторана.
Попросите его в свободное время побеседовать по соусам, фирменным блюдам, о том, какой должна быть прожарка мяса или какой степени готовности можно подавать то или иное блюдо.
Узнайте особенности самых основных блюд, ведь во многих заведениях есть десяток закусок или салатов, которые гости заказывают чаще всего.
Изучив базовые закуски вам будет легче понять все остальные, постепенно вы освоите всё меню.
4. Помощь администратора
Попросите администратора побеседовать с вами по закускам, в свободное время он вам не откажет. Только выберите подходящее время и настроение коллеги, довольно часто администраторы бывают заняты, но свободное время найти могут.
В основном, в ресторанах администратор знает меню очень хорошо, все его тонкости, различные варианты подачи блюд, воспользуйтесь этим и обязательно попросите вам помочь в изучении нового для вас меню.
Если вам откажут один раз, не опускайте руки, вы же новенький, не думайте, что все прямо ринутся вам помогать, нет. У работников ресторана куча своих обязанностей, проблем, желания пообщаться с коллегами, но не с вами, ведь вас ещё мало знают. Проявите смекалку, настойчивость, терпение и вам обязательно помогут.
5. Визуально блюдо запомнить лучше всего
Когда вы учите новое меню, сидя на диванчике, а мимо вас ходят опытные официанты с закусками, обслуживают гостей ресторана или накрывают банкет, не поленитесь подойти и посмотреть на закуски, которые они подают в зал.
Просто подойдите и спросите, а что это за салат или закуска, из чего состоит, какой соус и так далее. Хотя бы частично после этого вы уже будете иметь общее представление о данном блюде или салате. После этого найдите его в меню и посмотрите его месторасположение и основные ингредиенты.
Таким образом постепенно вы внешне научитесь узнавать все закуски в ресторане. Например, когда меню спрашивают гости о каком то блюде подробности, то я зрительно его сразу же представляю и описываю в деталях, попробуйте и вы 🙂
6. Составьте шпаргалку по самым сложным закускам
Все люди разные, у нас разная память, взгляды на жизнь интересы и так далее. Вот и в меню, то, что одним кажется элементарным, у других вызывают жуткие трудности. Одни не могут запомнить какую-то конкретную специю или овощ, другие экзотический фрукт или моллюска. Вот для этого и нужен небольшой блокнот, в который вы по мере изучения будете заносить те салаты и закуски, с которыми у вас возникают трудности с изучением.
Для меня было сложно запоминать ингредиенты салатов, которые не обозначались в меню. Некоторые меню составлены так, что содержат в графе салаты названия провинций и областей Франции или Италии )) Как же можно так составлять меню, скажите вы ))
Например, салаты Средиземноморский, Андалузский, Корсиканский и никаких составляющих в описании. Ну вот захотелось так хозяевам ресторана меню составить, что поделаешь))
Я в таком случае составлял себя таблицу с составляющими салатов и незаметно для гостей первое время подглядывал и читал с бумажки. Лучше сделать паузу и подглядеть, чем ответить неверно или бегать по каждому вопросу к старшему официанту, это будет выглядеть смешно :).
Вам я рекомендую поступить подобным образом, только пишите в шпаргалках разборчиво и четко, хоть и мелким шрифтом. Вам ведь затем нужно всё эти читать гостям с блокнотика и вы должны четко понимать свои записи.
7.Попросите опытных коллег в свободное время погонять вас по меню
Нет, не по коридору погонять или по улице, хотя и это весьма полезно )) Закрываете меню и все подсказки и попросите опытного официанта поспрашивать вас различные блюда. Только сначала убедитесь, что он сам их знает, это важно. Такой прием очень поможет вам выучить меню и почувствовать уверенность в том, что вам под силу одолеть эту кучу новой информации.
Сразу вам будет казаться, что это сложно и вообще невозможно выучить все закуски и компоненты блюд, но уже через пару дней вы измените своё мнение и начнете понимать, что шаг за шагом постепенно двигаетесь к финишу.
8. Стоп лист на кухне изучайте каждый день
Не забывайте каждый раз в начале работы подходить на кухню и спрашивать по наличию всех закусок. Часто в заведениях делают стоп лист, (очень удобно, кстати) где обозначают временно отсутствующие закуски и срок их появления.
Не уверен, что у всех он есть, может называется иначе, но суть не меняется от этого. Вы должны знать, каких закусок сегодня нет или ограниченное количество, какие появятся в течении дня и так далее.
Довольно не удобно принять заказ у гостей и затем подходить к ним, извиняться и объяснять, что некоторые из закусок временно отсутствуют. Многие официанты очень не любят это делать, но приходится, так что учите стоп лист на кухне.
Итак, вы усвоили что такое меню и для чего оно нужно. Надеюсь, запомнили, что должны знать его как “отче наш”, как говорят чтобы от зубов отскакивало. Знаете теперь, как выучит новое меню в ресторане и основные советы, которые вам помогут это сделать.
Используйте в первое время любую из вышеперечисленных возможностей для изучения меню. Не смотрите на более опытных или работающих давно коллег, они все это знают, а вам еще все это изучать. Не смотрите с ними телевизор, не слушайте их рассказы и подвиги, как я провел отпуск или выходные. Найдите укромное место и учите, учите, учите. Спрашивайте всех, кто может вам помочь в этом. Будьте настойчивыми, не думайте, что все сразу бросятся вам помогать, все уже давно это меню знают, а вам только предстоит его выучить.
Будете следовать советам, быстро освоитесь, выучите меню и вам разрешат обслуживать гостей. Чем быстрее выучите, тем раньше начнете зарабатывать деньги, ведь это главное, не так ли?
В завершении замечательное видео, в котором подробно:
Как официанту выучить меню
А какие способы вам помогли быстро выучить меню в ресторане, поделитесь опытом 🙂 С какими трудностями сталкивались при изучении меню, что было самым сложным? Жду ваших комментариев, напишите пару предложений, очень интересно.
Оцените пожалуйста мой пост
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.5 / 5. Количество оценок 56
Как помочь официанту быстро выучить меню?
Он может так красиво продать блюдо, что гость потратит в 2-3 раза больше, чем планировал и при этом уйти довольным. А может хмуро выслушать заказ на чашку кофе и через 20 минут принести ее холодной, потеряв при этом клиента, который планировал тут пообедать с коллегами.
А если к личным качествам официанта добавить умение работать в команде, то получится почти супермен – на рынке труда личность редкая и очень дорогая. Но если посмотреть, как на этот рынок труда официанты попадают, то получится совсем грустно. Ведь мало кто с детства мечтает стать официантом. Или годами учится этой профессии в колледже, настойчиво развивая свои навыки.
И если для сетевых ресторанов процесс отбора, обучения и адаптации официантов поставлен «на поток», то для небольших заведений все эти процессы возложены на администраторов или других таких же официантов, но чуть более опытных.
Как же сделать так, чтобы новый сотрудник как можно скорее влился в работу ресторана? Ведь чем дольше он учится, тем дольше получает свою зарплату не принося полноценной пользы заведению.
Самым большим и трудоемким процессом обычно оказывается изучение меню ресторана, ведь прежде чем позволить сотруднику принимать заказы посетителей нужно убедится, что он сможем ответить на их вопросы по нему. «А из чего сделан этот салат?» «А на что он похож?» «А курица в этом блюде в каком виде?» Ну и так далее…
Вопрос «Должен ли хороший официант знать меню наизусть?» очень дискуссионный. У каждого заведения на него свой ответ.
Если в вашем меню есть и «паназия», и «италия» и «кавказ» и в полном объеме в 200-300 позиций, то вопрос с полным изучением меню скорее всего не встанет. Достаточно хорошо выучить «хиты» и «специалитеты». Ну а если в ресторане современное меню на 80-100 позиций, то нужно требовать знания всего его содержимого.
Термин «знание меню» означает умение аппетитно описать блюдо, включая особенности и время его приготовления. Хороший официант должен уметь не задумываясь выдавать 5-6 синонимов, например, к слову «поджаренный» или «свежий».
Кстати, в одном сетевом кафе каждая утренняя планерка заканчивается именно такой разминкой – каждый участник включая руководство придумывает новое аппетитное описание к случайно выбранному блюду из меню. Очень помогает развивать язык и доводит такой навык до автоматизма.
Как же помочь новому сотруднику максимально быстро выучить меню? Способов есть несколько и все их можно использовать одновременно.
В некоторых заведениях новые официанты проходят мини-стажировку на кухне. При этом они своими глазами видят, как готовятся те или иные блюда, учат ингредиенты, разбирают технологии приготовления. Такие практические занятия гораздо эффективнее простой зубрежки, подготовленных кем-то другим описаний. При этом новые сотрудники проникаются атмосферой ресторана, лучше знакомятся с коллективом, что существенно упрощает их дальнейшую адаптацию.
В других ресторанах просто делят меню на части и составляют график, по которому новый сотрудник сдает выученный материал своим наставникам. Контроль за процессом обучения на этом этапе нужен не только для того, чтобы как можно скорее «отсеять» неподходящих соискателей. Он также помогает повысить значимость всего процесса обучения в глазах ученика. К тому же именно к таким правилам его приучил весь предыдущий жизненный опыт, ведь как правило такие новички – это или бывшие школьники, или действующие студенты. А студенты учат только то, что у них могут проверить. Поэтому молодое поколение так легко воспринимает системы мотивации, основанные на оценках. И за знание меню оценки тоже нужно выставлять, причем не только новичкам, но и «ветеранам».
Еще одним инструментом для быстрой адаптации новых сотрудников является «Учебное меню» ресторана. От обычного, гостевого, меню его отличает другая иерархия блюд, например, группировка по основному ингредиенту и их более подробное описание, включая краткую технологию приготовления, советы по сочетаемости с другими блюдами, несколько примеров продающего описания для каждого блюда.
Также учебное меню должно содержать фото образцовой подачи каждого блюда, потому что никакое описание не заменит изображения. Т.е. «Учебное меню» содержит ответы на те вопросы, которые может задать гость при заказе. Для составления такого «Учебного меню» придется потратить много времени, но это время отобьется за счет быстрой адаптации новых сотрудников ресторана. Такое меню не показывают гостям, оно гораздо обширнее обычного. Его печатают на принтере, вывешивают на служебных досках информации или выдают новичкам при поступлении на работу.
Для тех ресторанов, которые используют «Трактиръ: Мобильный официант», работу с учебным меню можно сильно упростить. Вот по этой инструкции его можно создать в учетной системе и загружать в смартфоны сотрудников вместе со стандартным меню ресторана. При приеме заказа новый сотрудник может быстро посмотреть подсказки по блюду из учебного меню, а свободное время уделять его изучению «без отрыва от производства».
Это сильно упрощает рутинные вопросы подготовки, позволяя больше внимания уделять навыкам активных продаж. Хорошая команда официантов – один из главных ресурсов ресторана. И этот ресурс трудно приобрести и очень легко потерять. Поэтому к процессу обучения и адаптации новых официантов нужно относится с таким же вниманием, как к стабильному качеству кухни или «фудкосту». Воспринимайте то время и деньги, которые вы уделяете развитию своих сотрудников как инвестиции в будущее своего ресторана. Возврат этих инвестиций будет зависеть только от вас.
Что должен знать официант: начнем с меню?
В этой статье речь пойдет о знании меню! О всех знаниях необходимых официанту читайте здесь: что нужно знать официанту?
Каждый, кого не спроси о необходимых знаниях официанта, ответит, что в первую очередь он должен в совершенстве знать меню. С этим не поспоришь: без знания меню не может быть и речи ни о сервисе, ни о продажах. И, вместе с тем, почему-то я вижу все больше и больше заведений, в которых официанты очень слабо ориентируются в том, что продают, и отсюда закономерно вытекает вопрос: чем они вообще занимаются?
Я считаю, что ответственность за то, что официант не знает того, что должен, лежит на администраторах и управляющем.
Есть две гипотезы, относительно незнания официантами меню и почему так происходит:
Мои наблюдения за разными сферами продаж, в том числе и в ресторанной, и большой опыт обучения персонала говорит о том, что при прочих равных условиях доскональное знание продукта всегда увеличивает продажи на 20-40%.
И если Вы решили заказать или самостоятельно провести своим официантам тренинг по продажам, то убедитесь сперва, что официанты знают меню хотя бы на 50%. Иначе, в лучшем случае, тренинг просто ничего не даст. А в худшем – официанты будут рассказывать Вам, что все техники неприменимы к жизни, не работают на практике, что гостю нельзя навязывать и что в жизни они по-другому общаются с гостями, а на тренинге слишком уж искусственная ситуация. Проблема в другом: нет знания меню.
Как же способствовать тому, чтобы официанты учили меню?
Процесс обучения и цели
Необходимо понимать, что обучение – это тоже бизнес процесс, крайне необходимый, и он должен быть организован соответствующим образом: ставятся цели, оговариваются сроки, организовывается контроль, и всё это должно делаться систематически.
Цели: каждый официант должен знать меню на 100%. Такую цель администратор должен ставить, прежде всего, перед собой и организовывать процесс таким образом, чтобы официанты достигли этой цели.
Сроки: понятное дело, что выучить меню из 150 наименований в совершенстве за неделю не получится. Кроме того, кто-то лучше знает меню, кто-то хуже, новенькие вообще не знают. В таком случае, всё меню нужно разбить на блоки и составить планы и сроки изучения для каждого официанта, после чего довести до них планы и поставить им краткосрочные цели. («Валя должна выучить супы к 1 декабря…»).
Контроль: Валя не станет учить супы, если будет знать, что 1 декабря ничего не произойдет. Поэтому Валю первого декабря нужно проэкзаменовать по супам обязательно! Это плановый контроль. А чтобы она не забыла супы сразу же после экзамена (как это было в школе), Валю нужно экзаменовать с некоторой периодичностью без предупреждения. Это будет «сюрпризный» контроль, который не позволит расслабляться, потому что меню быстро забывается.
Постоянство: обучение – это постоянный процесс. Его никогда нельзя прекращать, даже если Вам покажется, что каждый в совершенстве знает то, что должен знать. Официант постоянно должен освежать в памяти ингредиенты, прилагательные для красочного описания, цены и т.д.
Технически: помощь в изучении меню
Чтобы официанты лучше запоминали меню, им нужно в этом помочь. Предложить официанту переписать себе в блокнот состав блюд и зазубрить их – это не лучший способ, который, скорее всего, приведет к тому, что перед гостем они будут закатывать глаза и говорить: «Тирамису… туда идёт сыр маскарпоне, какао,….» и загибать пальцы (от словосочетания «Туда идёт» надо избавляться сразу).
Есть несколько вариантов:
Первый вариант – создать учебное меню. Это такая книжка или файл, где написано все о блюде.
Привожу два варианта оформления учебного меню. Одно традиционное, так обычно оформляют учебное меню:
А вот так я учил меню, когда был официантом. Хоть у меня и плохая память, но это позволило мне качественно выучить меню в кратчайшие сроки. Расположение рядом блюд с одинаковыми ингредиентами позволяет сразу запоминать по два-четыре блюда и видеть чем они отличаются:
Второй вариант обучения предполагает наличие в Вашем заведении системы стажировки нового сотрудника.
Поддерживать знание меню на должном уровне, Вам поможет специальная карточная игра для официантов >>>
Еще: что должен знать официант кроме состава блюд?
Кнут без пряников: мотивация в изучении меню
Знание меню – это стандарт: сотрудники должны понимать, что знание меню – это не опция, а железный стандарт для всех. Есть индивидуальные сроки, к которым официант должен знать меню на 20%, 40%, 60%… 100%.
И не знать нельзя. Это часть должностных обязанностей.
Пряники:
Я бы не стал награждать за то, что должно быть само по себе. Единственный пряник, который можно сулить официантам – это % от продаж и хорошие чаевые. Для этого, конечно, система материальной мотивации должна быть организованна соответствующим образом.
Кнуты:
Если у Вас есть категории или грейды официантов, от которых зависит ставка или %, то следует в обязательном порядке привязать к ним знание меню. И понижать категорию в ситуациях, когда официант не знает того, что он должен знать.
Увольнение: официанты должны знать, что их ждет, если они не будут знать меню на должном уровне к оговоренным срокам и не справятся с пересдачей. Я считаю, что официанты, которые не могут или не хотят выучить меню, будут не только влиять на показатели, но и расслаблять остальных («а чего это я должен знать на 100%, если Валя третий месяц и на 20% не может сдать?»).
Автор: Максим Пылаев, “Отличный Сервис”.