как рыба без воды пьер ришар
Немного синих трусов в бокале с шампанским
Пьер Ришар. Как рыба без воды. Мемуары наизнанку/ Пер. с фр. А.Беляк. – М.: FreeFly, 2005, 176 c.
Мы упиваемся «героями дня» и «звездными кумирами» (как-то забывая о том, что любые «кумиры» по сути своей – идолы на глиняных ногах), мы любим порассуждать о «гениях» и «неординарных личностях». Мы пишем про них книги и выдумываем им изумительно пафосные биографии. Они для нас – неиссякаемый источник вдохновенья, а также слез, жизни, любви и прочего. Они – матрица мирозданья, и никакого чувства юмора по отношению к ним не предусматривается. Юмор заставляет усомниться в величине описываемого. Лучше уж без него. Смеяться в данном случае – это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь, или крушить топором свой собственный компьютер.
Иногда «великие» пишут про себя сами. Как-то этак снисходят до простых смертных. Пишут подробно, «с чувством, с толком», с простодушным дребезжанием скрытого, героического величия из серии: «Жизнь прожить – не поле перейти». Наставляют. Скромничают. Учат молодое поколение. Не смеются.
Итак, «все готово к встрече великого человека. 16 августа человечество осознает, что эпоха разделилась на «до 1934 года» и «после него». Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Деваис явился в этот мир┘ И мир этот уже никогда не будет прежним».
Так прекрасный французский актер Пьер Ришар начинает свои мемуары. И действительно, отчего бы ему и не признать за собой некоторых заслуг? Мир и впрямь никогда «не будет прежним» после Ришара. Другие-то «великие» пишут о себе более заковыристо и потаенно, а ведь приблизительно это и имеют в виду.
Далее по тексту: «А неплохой зачин, правда? Минуточку! Все факты строго соответствуют действительности! И даты тоже! Хотя, конечно, трактовка может озадачить. Верно говорят, что если кое-кто настроен немного предвзято, то он может заподозрить тут кое-где проклевывающийся намек на субъективность, легкий такой нарциссизм – то там то сям┘»
В таком духе, как можно догадаться, написаны все эти взрывчатые мемуары. До мании величия этому гению человечества далековато. Пожалуй, ему здорово облегчила жизнь его принадлежность к неунывающему племени комиков. «Особенно мне вспоминается 1936 год. Новой эре было всего два года┘ Толпа бурлила у меня под окнами, и я приветствовал ее с высоты моих двух лет.
– Мама, чего они хотят?
– Они протестуют, потому что ты не доел свой суп! – отвечала мама.
Я немедленно, в два взмаха столовой ложки, очистил тарелку┘ Залп радостных криков┘ взлетел до небес. Ну это-то я не выдумал! Видел собственными глазами!»
В процессе чтения выясняется, что подобного рода методика хороша для всякого, кто хандрит. Стоит только открыть книгу по истории на странице с датой вашего рождения, и хандру – как ветром сметет. «Вы увидите, что являетесь зачинщиком самых необыкновенных вещей! Признайтесь, ведь это приятно?»
Очень. Но нам, с нашей колокольни, особенно приятно следующее:
1) книга написана очаровательным человеком, не очень-то принимающим себя всерьез (какое облегчение для читателя!).
2) она отменно переведена.
Эти факты согревают читательскую душу, израненную всякими там «потрясающими копьем», а также машущими жезлом, скипетром и другими атрибутами власти. К чему нам все эти штуки? Зачем нас вразумлять, колоть нам глаза высокомудрием и пафосом и, как писал поэт Бен Джонсон про Шекспира, «потрясать копьем перед лицом невежества». Ради бога, оставим это. Поговорим лучше про синие трусы.
В мемуарах Ришара восемнадцать глав. Он ничего не забыл: ни друзей-актеров и режиссеров (разбивающих себе головы, пукающих на спор, пьющих, как лошади), ни праведных своих и чужих трудов. Начинает он, как водится, с воспоминаний о юности и работе в ННТ (Национальном народном театре). Об этом невозможно читать без слез. Через пару абзацев понимаешь, что Ришар – не только отличный комический актер, но и талантливый писатель.
Вот он, умудрившись заснуть по пьяному делу на сцене во время спектакля «Макбет», в ужасе ползет за кулисы: вообще-то он – павший солдат и не должен ни под каким соусом здесь находиться. Чтобы это чудовищное поведение посреди напряженного действа не так бросалось в глаза зрителям, он ползет, похрапывая┘ Ведь по пьесе на дворе – ночь┘ Это тот редкий случай, когда можно настоятельно рекомендовать вышеозначенную главу в качестве просветляющего и примиряющего с жизнью лекарства в ее истинном, если так можно выразиться, виде, то есть не тратя времени на пересказ.
Но где же все-таки синие трусы, о которых было говорено чуть раньше? Синие трусы, которые так любил актер Жан Карме┘ «Для него трусы были знаменем, синим вымпелом, стягом, который являют миру при каждом удобном, а еще лучше – неудобном случае. Брюки исполняли всего лишь функцию покрывала, брошенного на монумент в ожидании торжественного открытия┘» Разумеется, в подобных обстоятельствах лучше не просить друга о скромной услуге – одолжить синие трусы для купания в бассейне. И, уж конечно, не стоит, позабыв о всей мере ответственности за совершенное злодеяние, как ни в чем не бывало уходить домой в синих трусах┘ Потому что иначе┘ Ты будешь заклеймен по радио как злостный вор и похититель заветного дара любви. «Вы понимаете, – жаловался он ведущему передачи, – дело не в деньгах! Трусы были подарены женщиной, которую я глубоко любил. Они мне дороги как память, а это бесценно. Услышь меня, Пьер, – умолял он с бесконечной скорбью в голосе, – верни мне трусы!»
Не думайте, что в книге рассказывается только про пуки и нижнее белье. В ней есть все: и дивные стихи в духе Ростана (правда, опять-таки – про пуки), и рассуждения о масскультуре, и прелестные воспоминания о невезучем друге знаменитом Жераре Ури, и лирическое (а также невообразимо смешное) описание Грузии и ее обычаев (опыт незабываемый: автору пришлось работать с грузинами на съемках фильма «1001 рецепт влюбленного кулинара»). Все правила канона соблюдены. Мемуары великого человека вполне соответствуют самым строгим требованиям. Только вот кумирню никто не строит. Ни автор, ни читатель. И никто никого не назидает. И все хохочут.
Дело поистине удивления достойное! Просто прелесть, что такое┘
Ему уже 86!
Пост посвящен легендарному французскому актеру Пьеру Ришару.
Цитаты:
Я, как и Че Гевара, бунтарь и отшельник, а не идиот в черном ботинке.
Я плохо отношусь ко всем формам любительщины в творчестве.
Я нырял во все моря на планете. Я катался на лыжах в горах всех континентов. Я был в Африке и в Сибири. Все это позволяет мне сохранить жизненное равновесие, не зацикливаться на самом себе. Помогает избегать эгоцентризма, которым болеют многие актеры.
Я живу в полной эйфории во время съемок, и с возрастом это чувство не проходит.
Фестивальное общение поверхностно: Здравствуйте! Я вас обожаю! До свидания!
Отпуск — это период такой активной деятельности, что в большинстве стран ею запрещено заниматься более трёх-четырех недель в году.
Я мог бы не делать вино. Но никогда не мог бы не сниматься в кино.
Чем меньше я думаю о своих годах, тем лучше чувствую себя! Если бы я каждый день напоминал себе, что мне вот-вот стукнет 80 лет, то, наверное, у меня не было сил даже вылезти из кровати.
Человек без чувства юмора полностью безоружен. Для жизни это кошмарно, а для меня такой человек — практически калека.
Большинство людей, говоря, что хотят встретить свою половинку, мечтают все-так о двух четвертушках или даже о четырех восьмушках.
Русских я действительно люблю, хотя сыграть роль русского никогда бы не смог. И не только из-за несовпадения внешних данных. По-моему, русские немного сумасшедшие, все у них чрезмерно — и радость, и боль. Или они сходят с ума от счастья, или от несчастья!
Факты:
Пьер Ришар, Михаил Горбачев и Жерар Депардье на Московском международном кинофестивале, 1993 год
Пьер Ришар в юности
Тогда и Сейчас
История жизни Пьера Ришара
В гостях у Ивана Урганта
Фильмы с Пьером Ришаром
Высокий блондин в черном ботинке
Рассеянного скрипача-виртуоза Франсуа Перрена принимают за секретного суперагента. Высокий блондин оказывается крепким орешком. Он с легкостью избегает всех опасностей, даже не подозревая о них.
Удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб.
Мистер Штайн идёт в онлайн
75-летний вдовец ведёт уединённый образ жизни. Родственники дарят ему компьютер в надежде оживить будни старика. Вскоре он заводит онлайн знакомство, правда, несколько приукрасив данные своего профайла. Элегантной беседой, несвойственной современным людям, он сильно заинтересовывает молодую красивую женщину. Как избежать разоблачения при личной встрече?
Смешные моменты
Книга Пьера Ришара «Как рыба без воды. Мемуары наизнанку»
Пьер Ришар написал уморительные мемуары, в которых рассказывает о своей карьере, о трудностях профессии, об актерах и режиссерах, с которыми ему довелось работать. Высокий блондин в черном ботинке делится с читателями секретами мастерства, всем тем, что обычно остается за кадром, а кроме того с неподражаемым чувством юмора рассуждает о человеческой глупости во всех ее проявлениях.
Сейчас спутницей жизни Пьера Ришара является бразильянка Сейла Ласерда, которая младше его на тридцать лет
У Пьера Ришара двое талантливых сыновей. Они оба профессиональные музыканты.
Эмилиано (внук), сын Кристоф Ришар, Пьер Ришар, сын Оливье Ришар, Артур (внук)
light2811
light2811
Пьер Ришар Как рыба без воды
“…Факультеты медицинских институтов, кафедры психологии, учёные из Академии наук могли бы с большой пользой для себя изучать его как феномен. Потому что Жерар У ри, безусловно, был человек феноменальный.
Я не слишком уловил связь между гвоздём в ноге и макаронами в соусе песто, но, радуясь случаю изобразить внимательного слушателя, сказал:
— Лино напоролся на гвоздь, когда готовил макароны?
— Когда готовил спагетти?
Дались же мне эти спагетти! А как иначе было показать, какой интерес вызывает у меня беседа с ним?
— Да только что!
Я опустил глаза: действительно, из ботинка у него торчал длинный стальной штырь и лилась кровь.
Прибежал первый ассистент. С первого взгляда оценив серьёзность ситуации, он принял решение и тоже в свою очередь завопил:
Он делал прикидку сцены в деревенской кухне, где мы вскоре собирались проводить натурную съёмку.
— Мы вас побеспокоим совсем ненадолго, сударыня, я только покажу кухню оператору-постановщику.
Жерар с некоторой даже долей снисходительности весело сказал ей:
И, чтобы окончательно её успокоить, обнял коня за шею.
Что характерно, несчастья, приключающиеся с Жераром, всегда разнообразны. Признаки, их предвещающие, никогда не повторяются, так что у зрителей нет времени скучать. На сей раз то был не запах и не крик, а ноги. Мы увидели, как его ноги оторвались от земли и стали ритмично подергиваться, выписывая антраша, достойные самого Нижинского. Мой взгляд, оторвавшись от этих немыслимых танцевальных фигур, скользнул вверх, к першерону. Мотнув головой, коняга крепко ухватил режиссера за левое плечо и подкидывал в воздух, как охапку сена. Немного удивлённый тем, что сено дёргается и вопит, конь разжал зубы. У Жерара в общем-то не было времени выбирать между пробитой стопой и вывихнутой лодыжкой, и он приземлился как мог, то бишь на голову, и, громко крича, вновь впал в состояние агонии.
За несколько дней до первого взмаха хлопушки американский актёр, назначенный на роль наёмного убийцы (и невероятно подходивший для неё), попал в больницу. Умер художник-постановщик, ближайший друг Жерара, а вскоре Жерар потерял мать.
Мне выпала честь быть с ней знакомым. Очаровательная женщина, которая была музой великих музыкантов, художников, обладала большим умом и несравненным художественным чутьём. И главное, она была его матерью. Они были сильно привязаны друг к другу. Он места себе не находил от горя.
Жерар умел так щедро делить радостью, смехом, счастьем с другими потому, что внутри, в душе своей, он всегда носил эту радость. Но в конце концов несчастье добралось и до него.
Он упорствовал, не желая пропустить ни единого съёмочного дня, продолжая снимать фильм во что бы то ни стало. Для него то был ежедневный поединок уныния и веселья. Надо было видеть, как он сидел в режиссерском кресле, совершенно убитый, с красными глазами, и безжизненным голосом произносил: “Работаем… Снято…” Мне по ходу фильма полагалось путаться под ногами в ковре, спотыкаться, шлёпаться наземь, проделывать забавные трюки, и всякий раз я искал его вопрошающим взглядом в ожидании одобрения. И тогда в перерыве между двумя всхлипами он смотрел на меня мутным взором и без малейшей улыбки ласково говорил:
— Очень забавно получилось, я так смеялся…
Конечно, его веселье проиграло несколько сражений, но войну он в конце концов выиграл. И мало того что выиграл, он помогал держаться и нам.
Отрывок из книги Пьера Ришара “Как рыба без воды. Мемуары наизнанку”, перевод с франц. А.Беляк, ИД “Флюид”, 2005 год
Пьер Ришар «Как рыба без воды. Мемуары наизнанку»
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Пьера Ришара «Как рыба без воды. Мемуары наизнанку».
Говорят, что вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее даже лучший друг. Здравствуйте. В студии Макс Климов, и в эфире программа «Чтение без разбору». Сегодня речь пойдет о книге Пьера Ришара «Как рыба без воды. Мемуары наизнанку».
Актеры любят хвалить себя, любимых, в мемуарах, рассказывать, какие они хорошие, умные, смелые и красивые. Пьер Ришар же доводит прием до вудиалленовских высот. Когда мир узнал о его грядущем рождении, то произошло множество событий — Бонни и Клайд с радости напились, потеряли осторожность и попали в засаду; Гитлер, испугавшись появления соперника, немедленно пришел к власти; А Стаханов засучил рукава и установил пару рекордов. Чтобы будущему суперстару было не скучно, фирма «Лего» изобретает свой конструктор, «Боинг» — первый пассажирский самолет, «Кодак» — первый цветной фотоаппарат. «16 августа человечество осознает, что эпоха разделилась на „до 1934 года“ и „после него“. Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефаис явился в этот мир… И мир этот уже никогда не будет прежним». Это цитата из книги.
По своим же «Мемуарам наизнанку» Ришар сам поставил и сыграл моноспекталь, который, как написано на задней обложке книги, «стал очередной всемирно признанной работой автора». Еще бы! Ришар сочинял эту книгу не для занудного самовосхваления, а для игры. Поэтому каждая глава книги — это, в сущности, небольшая комедия, небольшой водевиль.
Есть в книге и вот такое обращение к читателю: «Для меня вранье — вроде бокса. Зрителем бывал, и не раз, а самому не доводилось… Уж поверьте на слово…» Нетрудно вообразить, с какой плутовской интонацией Ришар это произносит. Интонация заложена в тексте, потому что текст написан актером, прекрасно знающим, что такое контакт с публикой и как его устанавливать.
Главы-сценки — в основном веселые, комические. Ришар не прибедняется и не расписывает специально трудностей актерской работы. Но есть в книге одна символическая сцена, которая куда выразительнее любых прямых высказываний. Однажды снимали эпизод в тюрьме, и после десятого дубля уголовник-заключенный сказал Ришару: «Да, старик, тебе не позавидуешь…»
Это была программа «Чтение без разбору», которая на волнах радио «Кузбасс FM» выходит в эфир каждый день, кроме понедельника. Сегодня о книге Пьера Ришара «Как рыба без воды. Мемуары наизнанку» как обычно рассказывал Макс Климов.