как реализовать домашнюю выпечку
Выпечка на дому с нуля: 4 формата бизнеса
Услуги кондитера – одно из перспективных направлений для собственного бизнеса на дому. Можно печь торты или пирожки по индивидуальным заказам, заниматься кейтерингом или сдавать свою продукцию на реализацию через торговые точки. Продажа выпечки – простой бизнес для тех, кто любит и умеет готовить, но помимо квалификации, есть еще ряд обязательных требований и правил. Разберем все нюансы заработка на домашней выпечке.
Выпечка на дому: с чего начать? Пошаговый план действий
Пошаговый план запуска бизнеса включает следующие этапы:
Выбираем вид выпечки
Разновидностей выпечки – огромное количество. Вы не сможете охватить все, поэтому нужно выбрать конкретный вид или виды. От этого будет зависеть ваша целевая аудитория, способы привлечения клиентов. Основные варианты:
Самые распространенные форматы бизнеса:
Выпечка дома на продажу: организационные вопросы
Домашнему кондитеру необходимо иметь и регулярно (не реже чем раз в полгода) обновлять медицинскую книжку. Большой плюс в том, что продукция домашних кондитеров не подлежит обязательной сертификации. Но для работы с магазинами и заведениями общепита на каждый продукт нужно оформить декларацию соответствия.
Обычно кондитеры, которые занимаются выпечкой дома на продажу и работают с физическими лицами, начинают дело без регистрации, но со временем отсутствие оформления может привести к проблемам с налоговыми органами. Когда бизнес выходит за пределы продаж родственникам и друзьям и начинает приносить регулярный доход, необходимо оформить документы. Если же ваша целевая аудитория – ИП и юридические лица, регистрация понадобится сразу.
Как законно продавать домашнюю выпечку
Открытие полноценного кондитерского цеха в жилом помещении запрещено по закону, поскольку:
Но это не касается услуги выпечки торгов для частных лиц. Также вы можете оформить патент на услуги домашнего повара и выезжать к заказчикам, чтобы готовить у них дома.
Необходимые документы для регистрации бизнеса
Для небольшого бизнеса подходит регистрация самозанятого гражданина. Если кондитерское дело – ваше хобби, а не основная работа, вы можете совмещать самозанятость и работу по найму. А вот совмещать режим самозанятости и ИП нельзя – нужно выбрать что-то одно.
Условия регистрации самозанятого гражданина:
Никаких дополнительных документов не нужно. Зарегистрироваться можно онлайн – или на сайте ФНС, или через приложения некоторых банков (например, Сбербанк, Тинькофф, Альфа-банк).
При выборе вида деятельности укажите “кондитер”. Регистрация бесплатная, кодов ОКВЭД указывать не нужно. Проверка заявления занимает несколько рабочих дней.
Альтернатива – регистрация ИП. Для этого нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту жительства с копией паспорта и квитанцией об оплате госпошлины. Пошлина- 800 рублей, срок рассмотрения документов – неделя.
Также вам понадобится открыть расчетный счет. Основной код ОКВЭД 10.71 – Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Вам понадобятся:
Формат ООО для домашней выпечки не подходит – если вы не планируете запускать полноценное производство в арендованном помещении.
Бизнес на выпечке: выбор оборудования
Обычно начинающие домашние кондитеры запускают бизнес на выпечке со своим кухонным инвентарем. Но для профессиональной деятельности желательно иметь отдельное оборудование – особенно когда объемы продаж увеличиваются. Бытовые (не профессиональные) приборы не предназначены для постоянной эксплуатации и обычно быстро выходят из строя.
Что можно купить:
Прежде чем покупать посуду и оборудование, отработайте технологию выпечки. Это важно для понимания характеристик тестомесов и другого оборудования.
Если вы работаете не на дому, а в отдельном помещении, можно купить единый комплекс мини пекарни, который совмещает оборудование для выпечки и торговую точку. В таком случае важно выбрать место распололожения пекарни с учетом логистики.
Требования к помещению пекарни:
Важно уметь хорошо готовить!
Почти каждый человек может приготовить что-то для себя и для друзей, но для карьеры домашнего кондитера этого недостаточно. Здесь важно постоянно повышать квалификацию: учиться, мониторить кулинарные сайты, посещать презентации и мастер-классы.
Важно критически оценить свои навыки повара, ориентируясь не только на отзывы друзей и семьи. При отсутствии профильного образования имеет смысл пройти кулинарные курсы, чтобы понять основы технологии приготовления выпечки и общепринятые стандарты.
Читайте также про выпечку замороженного хлеба.
Как и куда можно сдать выпечку
Первый и самый легкий способ реализации домашних тортов или любой другой выпечки– через своих знакомых. Приготовьте несколько вариантов продукции, проведите презентацию для друзей или коллег, раздайте свои визитки, попросите порекомендовать вас их знакомым. Это самый простой канал для привлечения клиентов. На первых порах можно выполнить несколько заказов бесплатно (взяв деньги только за ингредиенты).
Но нужно искать и другие варианты, куда сдать выпечку. Если вы работаете с заказами частных лиц, имеет смысл сосредоточить усилия на продвижении в социальных сетях. Заведите страницы ВКонтакте, Инстаграме, Фейсбуке. Сделайте несколько фотографий или даже коротких видеороликов, расскажите о процессе приготовления, опубликуйте отзывы клиентов. Но чтобы ускорить продвижение в соцсетях, нужно иметь хотя бы небольшой бюджет на рекламу. Вести страницы можно самостоятельно или через smm менеджера, но желательно сразу заложить бюджет на таргетированную рекламу для привлечения в группу подписчиков или на рекламу у блогеров. Можно использовать также доски бесплатных объявлений, но эффективность такого способа не слишком высока.
При возможности создайте сайт с каталогом и качественными привлекательными фото, укажите свои контакты и прайс-лист. Создание и продвижение такого сайта – еще одна статья расходов.
Выпечку можно реализовывать под заказ или сдавать в киоски, кафе, магазины. Если ваша целевая аудитория – не частные лица, а компании, напишите и разошлите коммерческие предложения с указанием ассортимента, цены и условий оплаты, упаковки, сроков и возможных объемов поставки. Приложите фото. Будьте готовы привезти образцы заинтересовавшимся клиентам. Чтобы найти клиентов для кейтеринга, также нужно рассылать коммерческие предложения, но со списком услуг и товаров для выездного обслуживания мероприятий.
Главная задача для домашнего кондитера на первом этапе – наработать клиентскую базу, в которую будут входить не только ваши родственники и друзья. Очень важно делать качественные фото каждой выпечки – это ваше кондитерское “портфолио”.
Если вы производите пироги и булочки, вам нужно сделать каталог продуктов и обойти ближайшие кафе, магазины, кондитерские. Ассортимент должен быть продуманным, а цены – умеренными.
Еще один вариант – реализация через собственную торговую точку, но это требует дополнительных денег и времени.
Сколько нужно денег для старта бизнеса
Перечень расходов зависит от вида выпечки. Если вы печете торты, то себестоимость одного торта в среднем составляет около 1000 – 1500 рублей. Минимальная наценка за работу – 20%. В начале работы лучше установить минимальную наценку, чтобы ваши цены были ниже, чем у конкурентов. Потом можно поднять прайс.
План расходов включает:
Рассмотрим примерный план расходов на первый месяц работы:
Итого – 33 000 рублей.
Также вам может понадобится дополнительное оборудование, формы для выпечки и другие необходимые инструменты, расходы на обучение и повышение квалификации.
Как и сколько можно заработать на выпечке дома
Расчет заработков зависит от формата работы и вида выпечки. Средний уровень рентабельности этого бизнеса – 20-30%. Например, для выпечки тортов доход с одного изделия может составить от 500 рублей до нескольких тысяч: все зависит от объема и специфики работы. В месяц кондитер может заработать на выпечке дома тортов и пирожных от 10 000 до 100 000 рублей в месяц. Если вы продаете пироги в офисы или в магазины или занимаетесь кейтерингом, расчет будет другим, а доход будет зависеть от объема заказов и количества мероприятий в месяц.
Заключение
Как создать пассивный доход за 4 дня 💰
Марафон на котором 🔥 вы создадите пассивный доход в прямом эфире с нуля и узнаете конкретные стратегии инвестирования в квартиры, дома, гаражи, автомобили и даже доходные сайты
Бизнес-идея: домашняя пекарня
Открытие пекарни – довольно популярный бизнес на сегодняшний день. Хлеб с хрустящей корочкой, горячие мягкие булочки и всевозможные пирожные всегда пользовались и будут пользоваться спросом – разве кто-то может отказаться от такого лакомства? Эта продукция регулярно скупается с прилавков всеми слоями населения. И если хорошо продумать бизнес-план и грамотно организовать дело, пекарня даже в домашних условиях станет рентабельной.
Особенности бизнеса
Часто изготовление мучных и кондитерских изделий – это прерогатива крупных компаний. Но эти производители пользуются исключительно проработанными рецептами и не в силах представить необычные идеи и специфическую выпечку: диетическую или же, например, по старым рецептам прошлых лет. Для этой цели они должны изменять производство и технологии, что стоит немалых затрат. В свою очередь, плюсы домашней мини-пекарни заключаются как раз в этом:
Регистрация бизнеса
Итак, вы решили заняться выпечкой на дому, но пока не уверены в успехе, ведь домашнюю пекарню также нельзя назвать и лёгким проектом.
На первое время можно обойтись без регистрации бизнеса, ведь лучше для начала наработать постоянную клиентуру. Если же вы хотите идти исключительно законным путем, то можно начать сотрудничество с уже действующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, у которого есть разрешение на данный вид деятельности. Предложение иметь процент от прибыли и при этом совершенно не переживать о бизнес-процессах – очень заманчивое, и многие с удовольствием пойдут на встречу. Однако во избежание проблем с контролирующими органами лучше быть оформленным в этой компании хотя бы на четверть ставки. И все же не стоит надолго задерживаться на этом варианте, так как у него имеются и свои недостатки.
Одним из самых главных пунктов при необходимости легализации своего дела являются варианты сбыта продукции. Если ваши клиенты – работники близлежащих офисов, ваши друзья, коллеги и знакомые, то можно на первое время обойтись без оформления. Если же вы планируете поставлять продукт в магазины, то регистрация обязательна. Более того, не стоит забывать о сертификации товара, которая также будет необходима при работе с магазинами.
Если же вы решили идти именно этим путем, то важно грамотно выбрать организационно-правовую форму: ИП или ООО.
Индивидуальный предприниматель – это кто-то средний между физическим и юридическим лицом. Эту форму регистрируют преимущественно, когда человек работает один или с очень небольшим штатом сотрудников. ИП довольно легко открыть и также легко закрыть, к тому же намного проще обстоят дела с налогообложением. Самый подходящий вариант – ЕНВД, так же подойдет – УСН 15% или же 6%. Бухгалтерия тоже довольно проста, ее можно вести самому или нанять сотрудника на аутсорсинг.
Общество с ограниченной ответственностью больше подходит для крупных компаний, у которых чаще всего уже имеется имущество на балансе. ООО также несложно открыть, но зато гораздо сложнее закрыть, а также ставка по налогам выше, чем у ИП на порядок.
Таким образом, для маленького бизнеса, организованного у себя дома, гораздо больше подойдет правовая форма Индивидуальный предприниматель.
Ассортимент продукции
Немаловажный вопрос – ассортимент и его формирование. Разнообразная продукция всегда привлечет внимание покупателей. И чтобы их интерес не угасал, необходим упор не только на цену и качество, но и на создание новых вкусов и начинки выпечки.
Вы можете специализироваться на чем-то одном или же охватить больший ассортимент:
Вариантов множество, но главное найти свою нишу, развиваться и совершенствовать свои технологии и производство, ведь продукты крупных комбинатов никогда не смогут составить конкуренцию продуктам домашней пекарни. А при использовании различных натуральных хлебопекарных смесей можно достигнуть успеха в создании новых необычных вкусов. К примеру, ржаная мука и термически обработанный солод придадут выпечке более темный цвет, необычный вкус и аромат. К тому же, смеси увеличивают не только срок хранения, но и улучшают качество продукции и помогают наладить технологию производства (сухая закваска способствует более быстрому поднятию хлеба). И расход их довольно невелик.
Необходимое оборудование
Для изготовления хлебобулочных изделий не в производственных объемах не стоит тратиться на дорогостоящее оборудование. Практически все, что необходимо, уже имеется у вас на кухне:
Все же, если придется замешивать тесто в больших объемах – лучше приобрести тестомес. Он значительно облегчит этот процесс. Его стоимость начинается, как правило, от 20 000 рублей. Тестомеса с емкостью 16 литров более чем достаточно для мини-пекарни в домашних условиях.
Где и как стоит приобретать сырье
Самое необходимое сырье – это, само собой, мука. Она может быть разных сортов. Это зависит от вашего ассортимента. Например, сейчас очень популярно делать бездрожжевой хлеб из муки грубого помола.
Приобретать муку для выпечки на крупных комбинатах бессмысленно – они не заинтересованы в небольших партиях, а большая закупка не подходит для домашнего производства. Наилучшим вариантом будет закупка сырья на оптовых базах.
Конечно же, помимо муки для выпечки также потребуются:
Затраты на старт
Основные затраты для организации мини-пекарни в домашних условиях – это оборудование, о котором мы говорили ранее. Почти у всех в доме оно уже есть, за исключением формочек и тестомеса. Но нельзя забывать о затратах на сырье. Его количество зависит от ассортимента.
Окупаемость
Обычно, так как первоначальных вложений в свою мини-пекарню практически не требуется, они оправдывают себя за несколько месяцев. Все зависит от масштабов намеченного вами производства. К тому же, в России существуют программы по поддержке малого бизнеса, которые могут помочь начинающим предпринимателям.
Наценка на продукцию обычно составляет порядка 50–100%.
Заключение
Нельзя забывать, что покупатели всегда ищут новые и необычные продукты, которые можно найти как раз у таких предпринимателей. И чем лучше получится у вас соответствовать различным вкусам, тем успешнее будет домашняя мини-пекарня. Если у вас имеется возможность открытия этого «вкусного» бизнеса, не стоит тратить много времени на размышления. Можно смело начинать реализовывать свои идеи.
Как организовать кондитерский бизнес дома: где брать клиентов и каких ошибок стоит избегать
У нас было 2 литра растительных сливок, 75 куриных яиц, 5 упаковок разрыхлителя, полсолонки серебристого порошка и целое множество красителей всех сортов и расцветок, индонезийский какао, а также коньяк и ром для пропитки, мешок муки, упаковка чистого крем–чиза и 2 дюжины плиток шоколада. Не то чтобы это был необходимый запас для домашнего кондитера, но если начал запасаться ингредиентами, становится трудно остановиться. Единственное, что вызывало у меня опасение — это искусственные ароматизаторы. Ничто в мире не бывает более беспомощным, безответственным и порочным, чем кондитер, который их использует. Я знала, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.
– Ох уж эта Катька, фигурки лепит кривые–косые, а деньги за тортики дерет! – так обо мне за глаза отзывалась Мария, одна из конкурентов–кондитеров в моем городе.
Я никогда не планировала стать домашним кондитером. Вообще–то я журналист. Все началось с того, что я проходила онлайн–курс по продажам, чтобы помочь моей маме–бухгалтеру найти клиентов. Нас научили писать продающие тексты, ознакомили немного с психологией продаж – сказали почитать книгу Р. Чалдини «Психология влияния». Я тогда первые в жизни испекла на свой день рождения очень красивый торт «Настоящий наполеон». И шутки ради решила написать объявление, что делаю такие торты.
Как я написала одно объявление и получила заказов на 20 тысяч
На тренинге нас научили писать продающие тексты по формуле AIDA (внимание–интерес–желание–действие), я сделала объявление «Настоящий наполеон» и выставила его на местный аукцион (аналог «Авито»). Через пару дней заметила, что тортик просматривали гораздо больше, чем мамино объявление о регистрации фирм, хотя на мамино была запущена реклама.
Я поняла, что торты – это востребованная тема, и решила попробовать брать заказы.
Один раз я написала текст по формуле AIDA для лендинга – хотела запустить курс о заработке на тортиках. Моя знакомая взяла этот текст и переделала в рекламу своего курса о посуточной аренде, заменив некоторые слова. Я решила почитать, что у нее получилось. Лендинг был так убедителен, что я, в конце концов, купила этот курс о посуточной аренде. Наверное, это единственный случай, когда человек продал сам себе что–то ненужное.
Мне на руку сыграло то, что это был конец декабря – самое лучшее время для домашних кондитеров. Я сразу же получила 3 заказа и заработала 5 тыс. рублей без вычета себестоимости.
У меня тогда был еще не продуман вопрос с упаковкой, приходилось делать какие–то импровизированные подставки, покрытые фольгой, а сверху закрывать пищевой пленкой.
Заказы продолжали поступать и после Нового года. У многих кондитеров январь – мертвый сезон, но почему–то мое объявление работало, может, потому что я подключила рекламу за 2 000 р. в месяц. В целом за конец декабря и январь я продала тортиков на 20 тыс. рублей. Иногда выпекала по 2 торта в день.
Приготовление наполеонов было, пожалуй, моим самым успешным проектом – себестоимость этого торта с заварным кремом минимальна, в отличие от других затратных рецептов. Чтобы его выпечь, надо потрудиться. Но я вскоре привыкла и наловчилась катать 10–12 коржей очень быстро. На все у меня уходило потом 2–3 часа.
Изучение печения
Когда я просматривала раздел сладостей на аукционе, то заметила, что есть торты, которые стоят не 700 р./кг, как мои, а 1100 р./кг – красивые с мастикой.
Я решила научиться делать торты с мастикой. Училась печь, украшать по форумам, читала кондитерские темы на «Хлебопечка.ру», «Кухарка», Say7, смотрела сайты с пошаговой лепкой фигурок, мастер–классы на YouTube.
Поначалу иногда не получалось даже просто выпечь бисквит, подгорал или не поднимался, приходилось делать заново в спешке. Зато потом набила руку, нашла подходящие рецепты, и все стало легко.
Дала новое объявление на аукцион, что делаю праздничные торты с любым дизайном. Вначале пришлось выставить фото из интернета.
Первым тортом с мастикой был «Маша и медведь», я очень старательно его украшала по МК с форума. Мне казалось, что получился шедевр. Сейчас, глядя на него, понимаю, что с Машей что–то явно не так. Но на моей страничке «ВКонтакте» все были в восторге, клиенту тоже понравилось.
Потом делала торт в виде машины для знакомой. Это один из самых сложных дизайнов, но все получилось.
Первый год работаешь на инструменты и материалы
Так сказала моя опытная знакомая кондитер.
Поначалу мои торты были не идеальны, особенно, фигурки. В это время в мой город постоянно приезжали знаменитые мастера с разными кондитерскими курсами. Я сходила на курсы по лепке фигурок из мастики, по изготовлению сахарных цветов, по росписи глазурью. Курсы длились от 2 до 5 дней и стоили 22–30 тыс. р. каждый. А еще надо было покупать инструменты, материалы, которые продавали там же мастера. Ведь у меня ничего не было. В общем, в первые месяцы я потратила примерно 100 тыс. р. на обучение и материалы. Чтоб вернуть эту сумму, понадобился примерно год выпечки тортов.
Сахарные цветы сложно отличить от настоящих
Форма для выпечки и для кондитера
Если вы решили заняться тортами на заказ, то вам придется купить:
– Скалки, силиконовые коврики.
На курсе по лепке фигурок я купила специальную скалку за 800 р. На курсе по цветам оказалось, что эта скалка недостаточно хороша, и надо купить еще одну за 900 р. Сейчас–то я понимаю, что раскатать лепесток можно любой скалкой.
– Формочки для украшения тортов, а также для лепестков цветов. На курсе по сахарным цветам я зачем–то купила формочки для огромного количества видов цветов, некоторые из которых я так и не делала никогда. Лежат, ржавеют. Просто, когда ты начинающий, не знаешь, что тебе пригодится.
– Аэрограф и пищевые красители.
– Сухие и гелевые красители.
– Молды, помогающие быстро лепить фигурки. Мы покупали медицинский силикон, которым пользуются зубные врачи, и сами делали молды. Например, можно было облепить куколку этим силиконом. Он застывал, и получалась формочка в виде куклы.
Одна кондитер работала в супермаркете на заказных тортах, делала по 8 тортов в день. Помогало то, что у нее был большой мешок молдов на все случаи жизни. То есть, она не лепила фигурки, а просто штамповала их этими формочками.
– Наборы стэков, специальных палочек с разными наконечниками для работы с мастикой.
– Для цветов нужны специальная проволока и скотч.
– Желательно приобрести пищевой принтер, потому что торты с сахарной печатью очень выгодные – делать их быстро, а получается красиво и эффектно. Но принтер, чернила, сахарная бумага – тоже дорогое удовольствие. Моя подруга–кондитер считала, что он у нее не окупился даже за несколько лет. Я так и не купила.
– Формы для выпечки, силиконовые формы для муссовых тортов.
– Ингредиенты: какао, шоколад и др.
Мы очень любили с ребенком ездить на базу для кондитеров. Там добрые грузчики ему насыпали по полмешка бельгийского шоколада Barry Callebaut – белые, молочные и черные кружочки. Щедро сыпали по полкилограмма–килограмму. Такой шоколад стоил 600 р./кг. Это длилось пару лет, пока не сменился начальник базы.
– И много, много всего еще: бумажные формочки для кексиков, кондитерские мешки и насадки, утюжок для мастики, упаковку, кисти – этот список бесконечен.
– А я тут купила кондитерскую форму, – делилась одна из девочек на курсе. –Представляешь, выходишь к клиенту и выносишь тортик вся такая красивая, в форме.
Я тогда тоже купила кондитерскую форму. Кстати, она мне потом много раз пригодилась, например, для съемок на телевидении.
Знакомство с кондитерами
На курсах я подружилась с Инной, кондитером, которая уже 8 лет пекла торты на заказ, была одним из первых частных кондитеров в моем городе. Она меня многому научила. Рассказала, где находятся лучшие магазины и склады. Подсказывала вкусные рецепты, лайфхаки по оформлению и др.
Мне казалось, что мои тортики сразу были довольно красивыми. А Инна меня утешала: «Не волнуйся, вот год поработаешь, увидишь, как качество улучшится!»
Я в начале делала все в соответствии с оригинальными рецептами, например, для тирамису специально купила дорогой портвейн «Марсала». Инна удивилась, узнав об этом: «Наверное, никто у нас в городе не готовит с “Марсалой”, я сама добавляю коньяк или ром». Позже я тоже перешла на коньяк или сливочный ликер. Но клиентам в первый год повезло попробовать самый аутентичный тирамису.
Меня удивило в кондитерах, что они почти все использовали растительные сливки. Ведь люди заказывают домашний тортик, чтоб все было натурально. Многие используют также специальные пасты – фруктовые, ягодные. Получается очень вкусно, но все равно, это уже не домашний вариант, а более похоже на продукцию кафе.
У моей подруги Инны весь ассортимент был построен на этих пастах. Это называлось крем «Пломбир», и он мог быть с любым вкусом – вишневый, банановый и др. Клиентам очень нравилось.
Мастер мирового уровня, приехавшая проводить кондитерский курс, делилась опытом. Оказывается, в своих супер–тортах она для крема напополам смешивала растительные и натуральные сливки. Так тортик лучше держит форму, считала она.
Еще одна кондитер из старожилов – Татьяна – говорила: «Да я никогда не возьму никакого помощника, потому что готовить – ответственное дело, я знаю, на чем можно сэкономить, чтобы клиенты не заметили». Инна мне сказала, что Татьяна пользуется какими–то порошками для придания вкуса крему. Это считалось дурным тоном, такого не делал больше никто. «Представь, как это ненатурально», – говорили девочки.
Конечно, не все домашние кондитеры используют растительные сливки. Если вы сомневаетесь, то при заказе просто попросите кондитера, чтобы было точно без них. Можно еще добавить, что у вас на них аллергия.
Дорогой значит хороший? Пара слов о ценообразовании
Представьте, что перед вами стоит выбор – заказать торт за 1 500 р./кг или за 800 р./кг? Какой из них вам покажется более качественным? Зачастую люди делают выбор в пользу дорогого, по умолчанию считая его хорошим, это я запомнила из книги Чалдини. Поэтому поставила сразу цену примерно такую, как у всех по городу – 1 100 р. за кг, несмотря на то, что я была начинающей. За это меня и невзлюбила одна из конкурентов.
Доставку сделала платной, 250 р. Люди охотно платили за это, чтоб не ездить за тортом. Поначалу и коробку для тортов делала платной – 100 р. Иначе торт отдавала просто на подложке, сверху упакованный прозрачной бумагой, тоже довольно красиво. Просто многие заказные торты, в принципе, не входят в коробку, или она нужна нестандартная и дорогая.
Перевозка тортиков – это непросто. Помню, как перевозила трехъярусный свадебный торт весом 11 кг в багажнике такси. Плюс потом надо было еще дотащить его до заказчика и дверь открыть, либо попросить кого–то помочь. В общем, тяжелая физическая работа.
Торговали веселились, подсчитали прослезились
Поначалу меня очень радовало, что иногда за выходные можно заработать 5–7 тыс. р. Но потом я посчитала расходы и доходы. Получилось, что с каждого тортика я зарабатывала ровно 1 000 р. при цене торта 3 000. То есть, прибыль составила треть дохода. Заработок выглядел уже не столь радужно.
Эти деньги я получала за сутки тяжелой работы, зачастую без сна, ведь фигурки, цветы, декор требовали очень много времени. После каждого тортика пару дней надо было восстанавливаться.
По сути, это был не бизнес, а самозанятость с не очень высокой зарплатой. К тому же я постоянно переживала, понравится ли мой торт заказчику.
Если судить по фотоальбому в моей группе, я приготовила за 4 года 333 тортика.
Где брать клиентов? Развитие группы в ВК
– Да не надо никакого специального продвижения, делайте вкусно и красиво, и будет очередь из клиентов, – так говорили почти все кондитеры… И тут же приглашали в свой Instagram, Facebook и в «Одноклассники», где выкладывали торты.
Все кондитеры что–то делали для продвижения: размещали объявления на форумах, активно вели соцсети. И даже у лучших не все всегда шло гладко, и не всегда стояла очередь из клиентов. Например, Инне иногда приходилось таксовать, несмотря на огромную клиентскую базу.
Первый год я пользовалась платным источником – объявлением на аукционе, с которого все и началось.
Выставляла фото тортиков «ВКонтакте», и заказы пошли оттуда. Создала и начала развивать группу. Вначале мне было неудобно, что в группе мало людей, и я купила 1 000 подписчиков. Затем стала развивать с помощью конкурсов, где разыгрывались тортики. Как я писала в другой статье, я знала технологию эффективного проведения конкурсов с помощью инвайтинга. Это очень сильно помогало. А потом «ВКонтакте» удалил купленных фальшивых подписчиков, но уже было много настоящих. Сейчас в группе 3 000 человек.
Пробовала и живые продажи: продавала торты по кусочкам на местном фестивале ролевой реконструкции. Так как цену ставила достаточно дешевую, то покупали охотно, но прибыль была небольшая. Один торт целиком купила соседняя пищевая точка, торговавшая самодельной шаурмой. Они повысили цену на мой тортик и успешно все продали с прибылью для себя.