как рассчитать себестоимость торта в домашних условиях
Как рассчитать себестоимость торта? Калькуляция тортов
Ценообразование кондитерских изделий и то, как рассчитать себестоимость, может быть самым сложным и пугающим вопросом для большинства поваров, независимо от того, начали ли они создавать свои шедевры только недавно или уже готовят какое-то время. Когда человек понимает, что любит создавать кондитерские изделия, он решает превратить свою страсть к выпечке в бизнес. В итоге начинает изготавливать торты на заказ. Но в этом случае необходимо уметь с уверенностью оценить свои изделия.
Ценообразование на изделие, в которое вкладывается не только время и деньги, но и сердце, и душа, часто может быть проблемой.
Самые распространенные вопросы и страхи кондитеров, начинающих свой бизнес:
Последнее крайне сомнительно. Наиболее распространенная проблема с ценообразованием – занижение цен. Когда человек только начинает свой кондитерский бизнес, естественно, он не уверен в своих навыках и сомневается, стоит ли заказчику платить слишком много за его торты. Первое, что нужно помнить: люди худшие критики самим себе. Когда кондитер сам оценивает свои торты, он делает это соответствующим образом. Его клиенты тоже оценят их по достоинству.
Ценообразование: семиступенчатая формула
Как рассчитать себестоимость торта? Для ценообразования своих кулинарных изделий можно использовать семиступенчатую формулу, которая способна полностью изменить весь бизнес и начать приносить достойный заработок.
Итак, какова же формула? Для начала следует рассмотреть категории, из которых она состоит:
Хорошо, теперь пришло время добавить это в формулу:
Настрой/время + (Труд + Расходы на ингредиенты + Прочие затраты + Расходы на коммунальные услуги) x Прибыль = Общая стоимость торта
Шаг 1: Настрой и время
Начать следует с настроя и мышления. Во-первых, следует подумать о цене и понять свои ожидания о тех суммах, которые будут приносить изготовление тортов. Во-вторых, определить время. Для того чтобы эффективно оценить свои изделия, нужно подробно знать, сколько времени требуется для запекания одного торта. Следует записать точное время, а не приблизительное наугад. Включить нужно все составляющие: сколько времени понадобится, чтобы смешать, испечь и украсить торт, вымыть посуду, обсудить детали с заказчиком, купить ингредиенты и многое другое.
Шаг 2: Труд
Труд часто является частью, о которой производители тортов забывают при ценообразовании. Это звучит странно, но когда кондитер наслаждается процессом приготовления торта, он не считает это работой. Но если он думает о том, чтобы сделать из своего хобби бизнес, который будет приносить единственный доход, то стоит подумать, как оценить свой труд. Следует определить для себя ту почасовую ставку или зарплату в неделю/месяц/год, которую кондитер хотел бы получать. Здесь нет правильного или неправильного ответа. Каждый бизнес, желания и потребности индивидуальны для его владельца.
Теперь, когда почасовая ставка определена, необходимо начать записывать все, за что нужно взимать плату. Следует внести в список время для изготовления, стоимость ингредиентов, коммунальные и прочие расходы, прибыль. Очень важно понимать все составляющие, так как нужно увидеть и понять, что действительно входит в каждый созданный кондитером торт. Вставить все эти данные можно в электронную таблицу расчета себестоимости торта. О составляющих этой таблицы речь пойдет ниже.
Шаг 3: Стоимость ингредиентов
Подсчет стоимости ингредиентов может занять довольно много времени, особенно если у кондитера много разных рецептов. Но как только эта часть будет сделана, нужно будет просто следить за колебаниями цен на продукты и соответственно менять их.
Лучше всего составить таблицу для расчета стоимости ингредиентов для торта, каждого по отдельности.
Как рассчитать себестоимость торта
Себестоимость. Выбирая тему для занятия бизнесом, многие основываются на «хайповых» тематиках: дескать, давайте производить и/или продавать самое модное, то есть то, что гарантированно будет пользоваться спросом. Иногда это вполне обоснованно, а значит, и правильно, но только для тех видов бизнеса, где есть возможность относительно быстрого переключения на другой продаваемый продукт (когда хайповый спрос на изначальную продукцию спадет).
Но если у предпринимателя присутствует вполне естественное намерение сосредоточиться на какой-то одной теме и оставаться верным ей, что называется «в долгую», то тут на первое место выходит вопрос себестоимости. Здесь нужно четко и ответственно ответить себе на вопрос: сможете ли вы производить ваши изделия дешевле, чем другие? Получится ли у вас продавать их хотя бы по той же самой цене, которая имеется на рынке?
Очевидно, что успех бизнес будет иметь только в том случае, если ответы на указанные вопросы будут сугубо положительными. А для того, чтобы не ошибиться в предварительных расчетах, представляется разумным выполнить их на примере какого-нибудь знакомого и, вместе с тем, интересного, не примитивного, составного продукта – например, торта. Итак, как рассчитать себестоимость торта, попробуем осветить далее.
Бухгалтерская структура себестоимости
С точки зрения бухгалтерского и налогового учета себестоимость, в первую очередь, это следующая структура затрат:
1. Материальные затраты
До появления такой организационно-правовой формы, как УСН (упрощенная система налогообложения), можно было сказать, что материальные затраты – это те покупки, осуществляемые субъектом хозяйственной деятельности (юридическим лицом), которые сопровождаются счетом-фактуры.
После того, как в нашей стране появилась «упрощенка», некоторые компании перестали быть плательщиками НДС, а значит, и потеряли возможность предъявлять этот налог государству к возмещению. Так что сейчас под материальными затратами подразумеваются все те расходы, которые просто сопровождаются накладными.
2. Фонд оплаты труда и налоги на него
Здесь все просто: суммируем все те выплаты, которые мы производим в адрес сотрудников и все отчисления в социальные фонды.
3. И наконец, амортизация
Рассчитываем ежемесячные списания части стоимости основных средств по соответствующим нормативам (принятым еще Советом министров СССР, кстати). Это нужно для того, чтобы не забыть про оборудование, которое в операционных затратах, как бы, «участия» не принимает.
Структура себестоимости торта
В нашем случае с производством тортов в домашних условиях получится следующая картина:
Конечно, можно посчитать все эти цифры на калькуляторе, но намного удобнее будет рассчитывать себестоимость торта в Excel, не говоря уже о специализированных программных учетных комплексах.
Амортизация и оплата труда – это функции от времени, то есть, это затраты за период (за месяц), а значит, ваша себестоимость будет «плясать» в зависимости от того, сколько изделий вы сможете выпечь за месяц. Чем меньше тортов произведете, тем более дорогим выйдет каждый торт.
Экономическая структура себестоимости
Но в жизни зачастую используется другой способ калькуляции себестоимости. Почему? Просто далеко не всем предпринимателям удобно связываться с непонятными показателями амортизации и формулами ее расчета. Поэтому высчитываются операционные затраты за месяц, и к ним добавляется оплата труда. Затем получившийся показатель вычитается из предполагаемой выручки и, таким образом, формируется месячный объем прибыли до налогообложения.
Далее стоит все-таки рассчитать и учесть обязательные налоговые платежи и получить объем прибыли до распределения.
А вот затем уже предприниматель сравнивает получившуюся цифру с совокупными первоначальными затратами: на приобретение основных средств (в нашем случае – кухонного оборудования), плюс оборотные средства на операционную деятельность, с которыми бизнес начинался.
При делении суммы вложений на величину чистой прибыли до распределения мы получаем количество месяцев, за которые бизнес выходит на окупаемость. Да, это не совсем корректно с точки зрения налогового учета, зато весьма практично, так как позволяет предпринимателю наглядно понять, когда вложенные в дело средства (в том числе, возможно, кредитные) снова к нему вернутся.
Однако даже в таком, упрощенном варианте подсчета себестоимости обязательно нужно ввести и использовать классификацию затрат на постоянные и переменные.
Под переменными подразумеваются затраты, которые зависят от количества производимой продукции. Проще говоря, это те факторы производства, которые физически и счетно тратятся на производство одного торта (к примеру: мука – 1,5 кг., яйца – 6 шт., электроэнергия – 3 кВт*ч).
Постоянные затраты же от выпуска (в относительно коротком промежутке времени, например, на разбеге в месяц) напрямую не зависят. Наглядным примером таких затрат являются:
Сколько бы вы не произвели тортов в течение месяца, вы все равно должны будете заплатить одни и те же суммы по указанным статьям. Нужно понимать, что уровень постоянных затрат – это цена выхода из бизнеса. Если ваша выручка не позволяет покрывать их в течение 3 месяцев к ряду, то это означает, что бизнес, определенно, не пошел (ведь есть еще и затраты переменные). А потому за уровнем постоянных расходов нужно следить постоянно, буквально, в режиме онлайн и ни в коем случае не увеличивать их, подписываясь на какие-либо дополнительные ренты и сервисы – это очень опасно!
Резюме
Итак, как рассчитать себестоимость торта при открытии собственной домашней кондитерской? Если вы – микропредприниматель, то «заморачиваться» со сложными подсчетами амортизационных отчислений вам нет никакого резона.
Также, скорей всего, на первых порах у вас не будет никакого наемного труда. Это означает, что экономический формат оценки себестоимости будет для вас самым удобным.
Однако не забывайте четко подразделять затраты на переменные и постоянные, и четко контролируйте уровень последних. В этом залог выживаемости и устойчивости вашего бизнеса.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.