как раскачать доставку еды через агрегаторов
Как раскачать доставку еды через агрегаторов
1. Займитесь SMM.
Группы и страницы в социальных сетях (VK, Instagram) прогревают аудиторию, недозревшую до заказа, привлекают новых потенциальных клиентов, напоминают о вас. К тому же, в соцсетях легко общаться со своей аудиторией, можно быстро донести до них информацию о новых акциях, и специальных предложениях, устраивать конкурсы, игры и многое другое.
2. Запустите таргетированную рекламу.
Через таргет привлекают «холодных» клиентов. Можно настроить рекламу на подписчиков определенных сообществ, пользователей с подходящими интересами, привлекать жителей конкретных районов города, своих клиентов и тех, кто на них похож по поведению. Во Вконтакте с недавних пор можно настроить рекламу даже по поисковым запросам внутри самой социальной сети.
3. Запустите контекстную рекламу.
Яндекс.Директ и Google Ads привлекает огромное количество «горячих» клиентов, желающих заказать еду здесь и сейчас. Правильно настроенная контекстная реклама приносит постоянный поток клиентов. Дополнительно настройте догоняющую рекламу, которая будет показываться потенциальным клиентам еще долгое время.
Отслеживайте показатели сайта.
Подключите сервисы аналитики к вашему сайту, правильно настройте цели и отслеживайте поведение пользователей. Таким образом вы узнаете, сколько человек посетило ваш сайт, чем они интересовались, на каком этапе возникают проблемы, на каком моменте ушли клиенты без заказов. Анализируйте эти данные, делайте выводы и устраняйте ошибки.
5. Работайте над SEO-оптимизацией сайта.
Хорошо SEO-оптимизированный сайт будет попадать в топ выдачи по нужным поисковым запросам. Чем выше ваш сайт будет показываться в списке по запросам голодных пользователей, тем больше вероятность, что выберут именно вас. Что нужно для оптимизации:
— Правильная структура сайта
— Правильная разметка сайта
— Правильно собранная семантика
— SEO-оптимизированные тексты
— Подключение к сервисам аналитики и управления сайтами (Яндекс.Вебмастер и Google Search Console)
— Мониторинг состояния сайта, исправление ошибок
— Посев ссылок на трастовых сайтах подходящей тематики
9. Применяйте push-уведомления
Если у вас есть собственное приложение, то запустите в нем push-уведомления. Прежде, чем их запускать, нужно всех своих пользователей собрать, проанализировать и разделить по определенным принципам. Уведомления должны быть разными для разных сегментов пользователей (например, если в вашей базе много любителей пиццы, то можно отправить им уведомление о том, что в вашем меню появилась новая супер-пицца или сообщить о скидке на пиццы) и не должны быть слишком частыми, чтобы не надоесть клиенту.
Способ 1
Подключиться к агрегатору служб доставки
Агрегаторы доставки еды — это онлайн-платформы, где собраны предложения заведений общепита и магазинов. Они работают как веб-сайты или приложения и показывают, доступна ли доставка из ближайших к клиенту ресторанов и кафе. Кроме того, пользователь видит цены блюд, время доставки, а также отзывы. Можно подключиться сразу к нескольким агрегаторам.
Плюсы агрегаторов
1
Сервис берёт на себя весь процесс. Его сотрудники принимают заказ, передают в ресторан, назначают курьера и выдают ему снаряжение, организуют логистику, связываются с клиентом, составляют регламенты по взаимодействию покупателем.
1
При оплате заказов вы не должны выдавать клиенту чеки — это делает агрегатор. Софт для приёма заказов и оборудование (например, планшет) также предоставляет сервис.
1
О заведении узнают новые клиенты, которые заходят в приложение. Это дополнительный способ привлечь аудиторию.
1
Владельцу ресторана не нужно нанимать менеджера или организовывать кол-центр, чтобы решить проблему клиента или уладить конфликт. Этим занимается служба поддержки сервиса.
Минусы агрегаторов
1
Владелец ресторана не может выбрать территорию охвата самостоятельно, районы доставки определяет агрегатор.
1
Сервисы берут комиссию. Информации о том, какой процент получают агрегаторы от суммы каждого заказа, нет в открытом доступе. По словам предпринимателей, для небольших заведений комиссия составляет 25—30 %.
Что делать при подключении к агрегатору
Выберите блюда, доступные для заказа. Чтобы сэкономить время, можно сначала разместить сокращённое меню и добавить только популярные позиции без фотографий, а потом постепенно обновлять перечень блюд, расширять описания и публиковать фото.
Закажите упаковки, пакеты, одноразовые приборы и салфетки. Их могут предложить и агрегаторы.
Расскажите своей аудитории через социальные сети, сайт и другие рекламные каналы о новом способе заказать еду.
Способ 2
Организовать собственную доставку
Плюсы своей доставки
1
Не нужно платить комиссию.
1
Вы сами определяете зону доставки и максимальное и минимальное время выполнения заказа.
1
Работа ресторана не зависит от загрузки сторонних курьеров.
Минусы
1
Нужны ресурсы, чтобы нанять курьеров, обучить их, отправить на медицинское обследование, купить оборудование.
1
вы самостоятельно продумываете логистику, автоматизируете процессы, составляете регламенты.
Как организовать собственную службу доставки
Организуйте приём заказов. Сначала это можно делать по телефону, через сайт или соцсети, а потом автоматизировать запись.
Выберите один или несколько способов оплаты. Например, онлайн при заказе на сайте, картой через терминал курьера.
Закупите упаковки для продуктов и напитков, пластиковые приборы, пакеты, салфетки и партию сумок-холодильников — по возможности брендируйте их, это поможет привлекать аудиторию.
Найдите курьеров в штат или на аутсорсинг. В период падения посещаемости ими могут стать и постоянные работники заведения, например официанты, бармены, менеджеры. Если нанимаете новых сотрудников или привлекаете специалистов на аутсорсе, проконтролируйте наличие медкнижки. Она должна быть у всех работников, которые занимаются производством, хранением, транспортировкой и продажей еды. В целях безопасности выдайте курьерам медицинские маски, перчатки и дезинфицирующие средства.
Как раскачать доставку еды через агрегаторов
Крупные сети и рестораны занимают топовые места в списках, которые видит пользователь агрегатора. Сделать так, чтобы заметили в первую очередь вас, а не их, практически невозможно.
В Chibbis нет такой агрессивной конкурентной борьбы и в этом сервисе появиться в топе гораздо легче, чем в Яндекс.Еде и Delivery Club.
Размер комиссии Яндекс.Еда, Delivery Club и Chibbis
Delivery Club демократичнее и не скрывает размер комиссии. Этот агрегатор берет 20% при доставке заказа курьерами ресторана и 35% при доставке своими силами. Условия для ресторанов от Delivery club более понятные.
У кого останутся данные клиентов?
Яндекс.Еда не передает ресторанам контактные данные клиентов, совершивших заказ. Это не позволяет связаться с клиентом без посредника и полноценно развить клиентскую базу.
Delivery Club тоже не передает контактные данные клиентов ресторанам.
Chibbis ничего не скрывает, рестораны получают контактные данные клиентов, работая с ними самостоятельно.
Где быстрее можно получить помощь?
К сервису Яндекс.Еда подключено около 22 тысяч ресторанов. Хоть у Яндекса и огромный штат, но в случае необходимости оперативно решить проблему ресторана вряд ли получится. Техподдержка физически не справляется с таким потоком обращений, поэтому ждать помощи, ответа на свой вопрос или исправления возможных ошибок ждать придется не мало.
К Delivery Club уже подключились более 16 тысяч ресторанов. Это тоже большая нагрузка на службу технической поддержки, справиться с которой нелегко.
К Chibbis подключено на данный момент больше 3,5 тысячи ресторанов. Нагрузка на отдел технической поддержки не такая большая, поэтому на любой вопрос вам ответят оперативно, любую проблему решат максимально быстро.
Курьерская служба
Яндекс.Еда предоставляет своих курьеров по желанию ресторана за доплату к комиссии.
Delivery Club тоже может предоставить свои курьерские услуги, тоже за доплату к комиссии.
Chibbis своих курьеров не предоставляет. Доплаты за курьерские услуги нет, поэтому все рестораны находятся в равном положении.
Техническая сложность подключения
Все три агрегатора одинаково легко интегрируются c CRM ресторанов.
Для удобной работы с Яндекс.Едой и Delivery Club потребуется установить их мобильные приложения или работать через личный кабинет.
Chibbis не требует устанавливать отдельные приложения или заниматься сложной настройкой, все заказы от клиентов приходят в CRM ресторана, на электронную почту, в виде SMS-сообщений и т.д.. В личном кабинете легко посмотреть все данные по заказам и статистику.
Города присутствия
Яндекс.Еда сотрудничает с ресторанами в 112 городах.
Delivery Club подключил рестораны в 150 городах.
Chibbis работает в 151 городе России и каждый месяц появляется в 2-3 новых городах.
Как организовать доставку еды из кафе и ресторана
Рано или поздно любой ресторатор задумывается об организации доставки еды из своего заведения, тем более сейчас, во время карантина и эпидемии COVID-19, когда доставка стала чуть ли не единственным вариантом для выживания общепита. Если вы только планируете открывать заведение, советуем сначала прочесть нашу статью «Как открыть свое кафе», а если у вас уже есть интересное кафе с хорошей кухней, самое время подключать доставку.
Ваши лояльные клиенты и постоянные гости заведения — это лишь одна группа потенциальных покупателей еды с доставкой. Если вложиться в рекламу и грамотно раскрутить свой сайт, то заказы пойдут не только от людей, которые уже были в вашем заведении, но и от тех, кто просто хочет попробовать что-то новое или сравнить ваш сервис с другими.
Тогда вы получите дополнительную пользу: онлайн-клиент захочет прийти к вам лично и попробовать те блюда, которых нет в меню на сайте, оценить комфорт и уют вашего заведения.
Чек-лист по запуску ресторана
Открываете ресторан? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Сделать самому или подключить готовые решения?
Если у вас уже есть заведение, организовать доставку можно двумя способами. Убедитесь сначала, что ваша кухня достаточно доукомплектована необходимым оборудованием для доставки еды.
Своя доставка еды с нуля: вы полностью занимаетесь всем процессом: приготовлением еды, приемом заказов и доставкой еды клиенту.
С помощью курьерских служб и агрегаторов доставки: вы занимаетесь только приготовлением еды и приемом заказов, а курьерская служба берет на себя остальную часть работы по доставке еды вашим покупателям.
Плюсы и минусы своей доставки и агрегаторов
Начнем с самого большого минуса всех служб и агрегаторов доставки — огромный процент комиссии с каждого заказа, от 25% и выше, плюс стоимость самой услуги доставки для клиента, независимо от суммы заказа. Да, есть сервисы, которые временно запускают «бесплатную» доставку, но затраты на эту акцию ложатся на плечи рестораторов — им просто повышают процент или ставят другие не очень выгодные условия, чтобы «покрыть» расходы на курьеров.
Но, есть и явный плюс агрегаторов — это минимальные вложения на запуск доставки, достаточно закупить упаковку и сделать качественные фото своих блюд, чтобы начать продавать онлайн. К тому же, это хороший вариант для раскрутки услуги доставки еды в целом.
Например, вы можете рекламировать собственную доставку в каждом заказе из агрегатора — просто положите визитку или брошюру с меню на вашу доставку и покажите бонусы, которые вы предлагаете.
Да, это работает, если вы хотите задействовать все каналы для продвижения своего бизнеса доставки еды. По крайней мере, вы можете попробовать и понять насколько это интересно людям. И не забывайте, что в регионах и небольших городах крупные агрегаторы не работают и вам придется начинать с курьерской доставки, если вы не хотите запускать свою.
А теперь поговорим о запуске своей доставке, что гораздо предпочтительней и интересней со стороны окупаемости и получения прибыли. Плюсы: отсутствие комиссии с заказа, больший выбор блюд для клиента и соответсвенно высокая маржинальность меню доставки. Минусы: затраты на запуск, настройка логистики и самостоятельная раскрутка услуги.
Запустить собственную доставку можно параллельно работая со сторонними курьерами и агрегаторами. Нанимаете 2–3 пеших курьера для доставки в радиусе 1–2 км от заведения и уже можно работать.
Плюсы
Минусы
Агрегаторы
Хороший вариант для сетей и франшиз
Непостоянный поток заказов
Плохая обратная связь с клиентами
Отсутствие контроля курьеров
Своя доставка
Отсутствие комиссии с заказов
Более высокая маржинальность
Контроль работы курьеров и качества сервиса
Хорошая обратная связь с клиентами
Затраты на курьеров и транспорт
Требует больших вложения для доставки в отдаленные районы
Дополнительные расходы на рекламу доставки
Как организовать доставку еды c нуля
Организация доставки еды для кафе — это тренд современных рестораторов. На этом рынке существует уже довольно много активных и успешных игроков. Это очень легко проверить: ввести в Google (Яндекс) запрос «Доставка еды (ваш город)». Даже если на первой странице будет множество уникальных предложений, не расстраивайтесь. У большинства из них нет «реального» заведения, они работают в формате dark kitchen.
По статистике, около 15% всех заведений общепита в Украине и России запустили свою доставку до начала карантина в 2020. Сейчас же эта цифра растет с каждым днем, но не забываем, что также более 30% заведений закрылось навсегда.
Составьте бизнес-план доставки еды: схему доставки, выберите тип транспорта, его количество и настройте логистику. Самое важное в службе доставки — соблюдение заявленных сроков, так что отнеситесь к этому с особой тщательностью. Если установите слишком сжатые сроки, то появится риск не успеть вовремя, что вызовет лишний негатив со стороны клиента. А слишком завышенные сроки (для перестраховки от такого негатива) просто никого не привлекут. Согласитесь, кто захочет заказывать еду, если ее обещают доставить через 4–5 часов? Также обязательно изучите вопрос о доставке алкогольной продукции из заведений общепита.
Чаще всего стартуют с пеших и велосипедных курьеров, потом подключают мотороллеры. Если же вы хотите доставлять не только в своем районе, то вам понадобятся автомобили. Но не стоит сразу закупать автопарк в кредит или подключать локальные службы такси, начните с 1–2 машин и далее смотрите по количеству заказов — настраивайте логистику, чтобы оптимизировать расходы на самые дорогой вид доставки.
Время доставки
Следует учитывать факторы, которые влияют на время доставки. Это не только время курьера в дороге от заведения до клиента, но также и время приготовления заказа. Для города с населением до миллиона человек оптимальный срок до 1,5 часа. Для заказов в радиусе до 2 км от места выдачи — 40 минут.
Как только курьер приезжает в заведение, он должен незамедлительно получить заказ. Любое ожидание будет сказываться на финальном времени доставки. Обеспечьте быструю и четкую передачу заявки от клиента на кухню. Если у вас будет всего один человек, который отвечает и за работу зала, и за выполнение интернет-заказов, то ему будет очень сложно справиться с обязанностями. Из-за этого у вас могут возникнуть задержки. Рекомендуем назначить на эти позиции разных людей или автоматизировать работу с онлайн-заказами.
Автоматизация и CRM-система
Перед тем, как открыть доставку еды, чтобы работа шла в нужном темпе и без задержек, нужно автоматизировать все рабочие процессы. Например, есть связка программы для ресторана Poster с онлайн-магазином Poster Shop, который пересылает все заказы в систему учета в вашем заведении. Получив заявку от клиента, администратор подтверждает ее на терминале программы для dark kitchen (или классического заведения с посадкой) — и повара сразу же принимаются за готовку. К тому же все блюда и товары перенесены из аккаунта Poster, где уже есть готовое меню. В дальнейшем вы сможете изменять цены и редактировать позиции на сайте, как вам угодно.
CRM может быть частью системы учета для кафе или ресторана, как, например, это реализовано в Poster, так и отдельной программой. Внедряя CRM-системы для автоматизации доставки еды, вы быстрее и качественнее наполните клиентскую базу. Каждый заказчик автоматически становится вашим клиентом и записывается в общую базу. Вы сможете настраивать программы лояльности для клиентов, заносить адреса и телефоны в черный список, что в будущем убережет вас от лишних расходов.
Poster — система автоматизации кафе и ресторанов
Одна POS-система решает все вопросы: онлайн-касса, склад, финансы, аналитика, CRM.
При организации логистики существенную помощь может оказать специальное программное обеспечение. Например, сервис «Смартомато», который предлагает замену оператора и курьера в одном приложении. Преимущество таких сервисов — интеграция с системами автоматизации.
Если же вы решили построить свою доставки, не используя сторонние сервисы, то нужно определится еще с некоторыми деталями, описанными ниже.
Транспорт для службы доставки из ресторана
Выбор транспорта для курьеров обусловлен спецификой вашего города. Например, в курортных городах с теплым климатом и плотным графиком логичным решением будут небольшие скутеры. Это один из наименее затратных вариантов, дешевле только общественный транспорт. Но для городов с более суровым климатом он уже не подойдет.
В таких случаях стоит смотреть в сторону малолитражных автомобилей. Новые или подержанные — зависит от того, сколько вы готовы инвестировать в свою службу. Кстати, по поводу общественного транспорта: в некоторых случаях это почти единственный вариант. Например, в час пик в Киеве или Москве с небольшим заказом гораздо быстрее будет доехать на метро, но стоит учитывать, что такой маршрут не должен быть долгим и сложным.
Курьеры
Для начала вам хватит и двух курьеров на смене: в среднем они смогут обслужить до 5 клиентов за час, если брать в расчет диапазон в 20–30 минут на одного клиента. Но это тоже довольно условно, ведь многое зависит от широты покрытия вашей доставки и расположения самого заведения.
Когда заказов будет больше и ваша клиентская база значительно увеличится, можно расширять штат дальше. Для отслеживания работы курьеров вам понадобятся смартфоны или планшеты с установленными приложениями. Можно обойтись и без них, но контролировать работу только по мобильному телефону при наличии более 5 курьеров будет уже очень сложно.
Сколько стоит наладить процесс доставки с нуля
Посчитаем средние первоначальные затраты на запуск своей службы доставки:
В самом бюджетном варианте мы получим сумму стартового капитала от 300 000 до 350 000 рублей (около 120 000 грн). Но с такими вложениями вам потребуется немало усилий и терпения, чтобы добиться быстрого и заметного результата. Сумму от 600 000 до 800 000 рублей (от 200 000 до 350 000 грн) можно считать оптимальной для запуска своей службы доставки. Для каждого региона страны, затраты могут изменяться в обе стороны. Мы брали средние по рынку, чтобы вы смогли понять примерный порядок цен.
Просчет запуска доставки очень индивидуальный. Для кого-то это будет будет стоить в разы меньше, из-за отсутствия конкурентов в ближайших районах и большому количеству постоянных клиентов. А кому-то придется хорошо потратиться на рекламу, хотя бы для того, чтобы получить первый десяток заказов, работаю в минус из-за акций.
График работы службы доставки
Зачастую доставка работает в такое же время, как и заведение. Если вы открываетесь в 10:00 и закрываетесь в 22:00, получается 12 рабочих часов на прием и доставку еды. Проблема в том, что в таком случае вы теряете потенциальных клиентов, которые хотят заказать ланч или завтрак. Допустим, доставка и приготовление займут от 1 до 1,5 часа, значит, клиент получит свой заказ уже ближе к обеду, а то и позже, если учесть, что это время является пиковым по нагрузке в будние дни. Если расширить время приема заказов хотя бы на час — с 9:00, то это значительно отразится на скорости их выполнения. Когда повара придут на работу — у них уже будет готовый план из десятка заказов. Аналогично можно увеличить вечерний интервал в пятницу и выходные дни.
Существует также вариант с круглосуточной доставкой. Но перед его запуском советуем провести маркетинговое исследование в вашем городе и изучить практический опыт тех, кто пробовал организовывать такую доставку. Далеко не каждое заведение может себе это позволить. Следует учитывать, что затраты будут иные: ночные курьеры и повара — отдельная статья расходов. Ночью поток заказов гораздо меньше, чем днем. Цену на все заказы после 22:00 тоже можно пересмотреть и повысить хотя бы на 20-25%, что покроет часть дополнительных расходов. Если в вашем городе не будет конкурентов по ночной доставке, все заказы будут идти к вам. Но вопрос в том, сколько будет таких заказов и покроют ли они расходы? Здесь вам поможет только реклама и верная маркетинговая стратегия ресторана.
12-часовой график — это две смены курьеров на начальном этапе развития службы доставки. Если вы видите, что они не справляются и у вас возникают задержки доставки в определенное время, можно подключить еще одного курьера на сдельную оплату.
Заказ доставки еды со смартфона
Можно пойти еще дальше. Сейчас мало кого удивишь сайтом, а вот мобильное приложение или бот — другое дело. Разработка такого приложения обойдется не менее чем в 180 000 рублей (80 000 грн), и не забывайте о продвижении — от 60 000 рублей (25 000 грн). Что, конечно, немалая сумма даже по самым скромным расчетам.
Здесь тоже можно сэкономить, если скооперироваться с другими заведениями — только не с вашими прямыми конкурентами. Например, если у вас пиццерия и вы планируете открыть доставку пиццы, можно подключить к себе приложение для доставки из суши-бара или ресторана тайской еды. Если поделить финальный ценник на несколько заведений с разной кухней — это будет не только экономически выгодно, но также значительно расширит вашу клиентскую базу. Главное — быть уверенным в потенциальных партнерах и грамотно составить все договоры и соглашения.
Мобильное приложение — огромный бонус для ваших клиентов: с его помощью они смогут не только оформить заказ, но и отследить его состояние и примерное время доставки, применить возможные скидки или акции. А если курьеры оснащены GPS-маячками, можно даже наблюдать, где находится долгожданный заказ.
Гораздо дешевле и проще запустить бота для доставки и интегрировать его в вашу систему учета, чтобы заказы сразу поступали на терминал. Ваш оператор или кассир просто перезванивает для уточнения и подтверждения заказа и то, если это действительно нужно.
Что будет с доставкой в будущем?
Формат доставки с каждым годом все больше набирает обороты. Последний кризис и карантин показал, что для у тех, у кого не была настроена доставка, судьба сложилась печально. Они не смогли работать хотя б «в ноль», чтобы продержаться, и в итоге «заморозили» бизнес и потеряли команду, а некоторым пришлось закрыться. Последствия эпидемии коронавируса для общепита одни из самых тяжелых, после сферы туризма.
Не стоит отказываться от разных каналов продвижения ваших услуг — так вы теряете целевую группу людей, которые хотят попробовать блюдо из вашего заведения, но не хотят никуда идти. Эффективность службы доставки зависит от продвижения самой услуги, что обеспечит поток заказов, и четкого соблюдения сроков выполнения этой услуги.
Не забывайте, что успех в первую очередь зависит от популярности вашего «реального» заведения — именно это выгодно отличает вас от онлайн-ресторана и dark kitchen без физического заведения. Делайте ставку на ваши фирменные блюда и высокое качество продуктов, предлагая клиентам то, что они не смогут заказать онлайн у других, и то, что они уже могли попробовать в вашем заведении.