как приспособлены рыбы к жизни в воде
Вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Рыбы являются животными, приспособленными к жизни в воде. Они имеют обтекаемую форму тела, облегчающую их передвижение в водной среде. Поверхность тела большинства рыб покрыта чешуйным покровом, хорошо защищающим кожу и внутренние органы от повреждений. Жабры являются органом дыхания рыб. Рыбы набирают в рот воду и затем выталкивают ее наружу через щель под жаберной крышкой. Таким образом, вода, омывающая жабры, отдает кислород (газ, необходимый для дыхания рыбы) в кровь, протекающую по кровеносным сосудам, которыми обильно снабжены жабры. Отсюда кислород разносится кровью по всему телу.
Рыбы живут в воде. В природе встречаются самые различные воды: стоячие и текучие, пресные и соленые, разной температуры. Рыбы способны жить в самых разнообразных условиях: в реках и морях, в холодных и глубоких горных озерах, в мелких и заросших степных водоемах, даже в болотах.
Рыбы – животные холоднокровные, так как температура их крови не постоянна, а зависит от температуры воды, в которой они живут. При понижении температуры воды понижается и температура тела рыбы, рыба становится вялой, малоподвижной.
Одним из важнейших условий, без которого невозможна жизнь рыбы, является наличие достаточного количества растворенного в воде кислорода. Рыбы дышат воздухом посредством своих жабр. Через жабры кислород воздуха, растворенный в воде, проникает в кровь и разносится по всему телу. В воду кислород попадает из атмосферы (воздуха) или выделяется водными растениями. Это выделение кислорода растениями происходит в летний период при солнечном свете. Ночью же, в темноте, этот процесс приостанавливается. Зимой кислорода в воде меньше, так как доступ его из атмосферы прегражден ледяным покровом. Недостаток кислорода в воде в зимний период приводит к удушью рыбы, явлению, известному под названием замора. В такой период необходимо делать прорубь.
Таким образом, можно сделать вывод, что имеется глубокая взаимосвязь между рыбой и средой, в которой она обитает.
Как приспособлены рыбы к жизни в воде
Люди, как и многие другие млекопитающие, живут на суше и дышат воздухом. Существование в других условиях для нас невозможно. Однако большое количество живых существ предпочитают жить в водах океанов, морей, рек или озер. Многим из них даже не требуется постоянно выныривать из воды, для того чтобы подышать – они могут добывать необходимый кислород прямо из воды.
У обитателей водной среды имеются свои особенности, которые делают их ловкими и быстрыми или наоборот незаметными и защищенными. Большинство этих особенностей встречаются только у подводных жителей.
Чешуя
Тела многих рыб (но не всех) покрыты чешуей. Чешуйки могут иметь разную форму и размер, но всегда выполняют одну и ту же функцию – они защищают морского обитателя от хищников и травм. У некоторых рыб чешуя гибкая и полупрозрачная, а у других она твердая как кость. Кожа под чешуей выделяет специальную слизь, именно поэтому свежепойманная рыба немного скользкая.
От цвета чешуек зависит то, насколько рыбка будет заметна для окружающих. Яркая чешуя скрывает рыбок, жывущих среди пестых кораллов. Бесцветная, но зеркальная чешуя маскирует рыбу от хищников.
Жабры
Даже рыбам, всю жизнь живущим под водой, необходим кислород для дыхания. Для того, чтобы не всплывать на поверхность, чтобы сделать глоток живительного воздуха, рыбы обзавелись жабрами. Жабры – особый орган дыхания, расположенный в районе головы. В жабрах очень много тонких пластинок, опутанных кровеносными сосудами, которые впитывают кислород прямо из воды.
Морские звезды и морские ежи также дышат органом похожим на жабры, но с более простым строением.
Кстати говоря, большому количеству других водных животных вовсе не нужны жабры для дыхания. Например, пиявки способны поглощать кислород из воды сквозь кожу.
Дыхало
У дельфинов и китов нет жабр, ведь они не рыбы. Тем не менее, они живут в воде и им пришлось найти подходящий способ дыхания. Эти животные дышат через дыхало.
Дыхало – отверстие в верхней части головы, по функциям напоминающее ноздри человека. Под водой дыхало плотно закрыто и вода не проникает сквозь него. При всплытии оно открывается и животное может дышать.
Крупные дельфины поднимаются на поверхность чтобы сделать вдох раз в 10-20 минут, большие киты могут не дышать по полтора часа.
Плавники
Плавники заменяют рыбам руки и ноги. Конечно, они не могут ими что-то хватать, но зато они отлично приспособлены для того, чтобы плавать под водой. Боковые плавники дают рыбе возможность двигаться вперед, а плавники на спине и под брюшком выполняют роль руля.
Несмотря на кажущуюся хрупкость, плавники рыб очень сильные. У некоторых видов рыб из плавников торчат острые шипы, защищающие их от нападения плотоядных морских обитателей.
Плавательный пузырь
Плавательный пузырь это специальное ответвление кишечника, наполненное воздухом. Он необходим рыбам для того, чтобы без надобности не всплывать на поверхность и не идти ко дну. Оставаться на нужной глубине рыбе позволяют особые свойства воздуха внутри плавательного пузыря.
Обтекаемая форма тела
Далеко не все морские жители обладают обтекаемыми формами. Достаточно вспомнить крабов или морских коньков. Тем не менее, тело, похожее на торпеду, сильно увеличивает скорость передвижения в воде. Обтекаемой формой тела обладает большое число рыб, кальмары, медузы, морские змеи.
Пингвины и морские котики, которые живут на суше, но охотятся под водой, тоже обладают удлиненным, обтекаемым телом.
Ласты
Как и плавники у рыб, ласты являются конечностями водных животных. Они плоские, сильные и по виду напоминают лопасти или крылья птиц, только короткие и более плотные. Ласты приспособлены для передвижения под водой, а вот на суше обладатели ласт весьма неуклюжи.
Ласты есть у пингвинов, черепах, моржей. Некоторые животные обладают двумя парами лист – передними и задними, а у других задняя пара ласт заменена хвостом.
Как известно, люди давно заметили пользу ласт для передвижения под водой и придумали спортивную экипировку для подводного плавания с таким же названием.
Биолокация
Биолокация – способность издавать ультразвуковые сигналы, а также улавливать эхо этих сигналов, отраженное от преград – дна, камней, других рыб и тп. По особенностям эха, животные пользующиеся биолокацией, даже в полной темноте могут узнать что находится перед ними, форму, размеры, плотность окружающих предметов.
Ультразвук неразличим человеческим ухом, для того чтобы человек смог воспользоваться эхолокацией необходим специальный прибор.
Светящиеся глубоководные животные
Даже на дне самых темных морских впадин кипит жизнь. Ни один лучик света не достигает этих мест, но и к этому приспособились морские обитатели. Природа создала глубоководных животных, части тела которых светятся в темноте, как у светлячков. Причина свечения – химические процессы, происходящие в организме. Свечение может использоваться как для привлечения добычи, так и для дезориентации противника.
Мир морских обитателей удивителен. Разнообразие приспособлений для жизни в водных глубинах просто поражает и далеко не ограничивается перечисленными видами.
Урок по биологии для 7 класса на тему «Приспособления рыб к водной среде обитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Надкласс Рыбы.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Насчитывается около 20 тыс. видов рыб Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ
Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания
Факторы водной среды Большая плотность Прозрачность Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода Текучесть Высокое давление на больших глубинах Сильное поглощение солнечных лучей
Применив прием «Фишбоун», опишите приспособления рыб к обитанию в водной среде.
Применив прием «Фишбоун», опишите приспособления рыб к обитанию в водной среде. Проблема или вопрос вывод Признаки или факты Следствие или проявление
Форма тела Обтекаемая Между головой и туловищем нет шеи
Форма тела Сплюснутая с боков Торпедообразная Сплюснута сверху и снизу
Чешуя Чешуя костных рыб растёт неравномерно (циклически), образуя годичные кольца.
Окраска тела Подходит под цвет окружающей среды – покровительственная
Окраска тела Сверху – темная. На фоне темного дна водоема рыбу не видно сверху. Снизу – светлая. Рыбу не видно, глядя снизу на фоне светлого неба.
Зеркальный карп Сом
Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде? 1. Прочитайте текст. 2. Рассмотрите рисунок. 3. Ответьте на вопросы. 4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы
Движение при помощи плавников Повороты Движение вперед Поддержание равновесия Парные – брюшные и грудные Хвостовой Непарные – спинной, анальный
Жабры – орган водного дыхания Косная основа – жаберная дуга. Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров. Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.
органы чувств Глаза Орган слуха Ноздри (1) Органы вкуса (2) 1 2
Хрусталик не меняет кривизны Рыбы «близоруки», хорошо видят на расстоянии 2-3 м. Зрение рыб зависит от свойств воды Рыбы видят предметы и в наземно-воздушной среде Век и ресниц нет – рыба видит в т. ч. назад Рыбы спят с открытыми глазами органы зрения
Орган слуха и равновесия «Нем как рыба», а слышат ли рыбы? Звук в воде усиливается На поверхности головы органа слуха не видно Звук воспринимается всей поверхностью тела рыбы и височными костями черепа У рыб отличный слух
1. Из каких отделов состоит тело рыбы?
2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?
3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?
4. Есть ли у рыбы «паспорт»?
5. Где у рыбы находится вещество страха?
6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?
7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?
8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?
9. Почему рыбы не могут дышать на суше?
10. Какие органы чувств есть у рыб?
11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?
12. Какие плавники рыба использует как весла?
Оцените свою активность на уроке Работал активно Работал, но не очень активно Был пассивен
Выбранный для просмотра документ план конспект.docx
Открытый урок по биологии в 7 классе
Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»
Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.
2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми
организмами, работать с текстом учебника, воспринимать
учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
Изучение новой темы
Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.
Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов
для работы на занятие.
1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.
Держали в Древнем Риме и Греции.
В Европе впервые появились только в XVII в.
В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.
В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.
Сказочный персонаж, исполняющий желания.
2. Есть такой знак зодиака
Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.
И постанавливают тему урока.
Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.
1) Познакомимся с чертами строения рыб.
2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать
учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.
1) Изучат черты строения рыб.
2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать
учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.
4. Изучение новой темы.
Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб
— Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.
I стадия – Вызов (мотивация).
Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?
Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?
Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.
II стадия – содержание.
Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:
1 задание. Посмотреть видео фрагмент.
С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.
Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).
(Она приспособлена к жизни в воде).
Ребята записывают тему урока в тетрадь.
Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.
Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.
Ограниченное количество кислорода.
Вода – растворитель (соли, газы).
Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).
Вывод : приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).
— Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?
Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).
В чем особенности покровов тела рыбы?
Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?
Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ ( гормон страха)
ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.
Каковы особенности окраски рыбы?
Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.
Что такое боковая линия и каково ее значение?
Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.
Снижение трения воды
Приспособления у рыб к водному образу жизни
Приспособления у рыб к водному образу жизни:
Обтекаемая форма тела – снижает трение при движении в воде
Чешуя. Выполняет защитную функцию. Благодаря черепицеобразному ее расположению, также снижается трение.
Слизь на чешуе – снижает трение, защита.
Плавники – для оптимального движения в воде. Среди плавников выделяют парные (брюшные, грудные) и непарные (анальные, хвостовые, спинные). Парные плавники расположены симметрично, имеют одинаковый размер и форму. Самые развитые мышцы и плавники это хвостовые. Именно за счет них рыба двигается. Остальные плавники нужны для маневрирования и равновесия.
Боковая линия – орган чувств, позволяющий рыбе определить направление течения и его скорость. Проходит вдоль всего тела сбоку.
Плавательный пузырь – это пузырь с воздухом, который позволяет рыбе менять глубину погружения. Если пузырь увеличивается в объеме, общая плотность рыбы падает, и она всплывает, и наоборот, при уменьшении пузыря, плотность рыбы увеличивается, и рыба погружается. По происхождению плавательный пузырь является выростом кишечника. На стадии малька рыба всплывает к поверхности, заглатывает ртом некоторое количество воздуха, после чего воздух попадает в отросток, и он теряет связь с кишечником, становится пузырем. Объем пузыря увеличивается, когда газы поступают из крови в пузырь, и уменьшается, когда из пузыря поступают в кровь. Плавательный пузырь отсутствует у придонных рыб, таких как скат и у акул.
Жабры. Орган дыхания, который фильтрует воду и всасывает из нее кислород. Состоит из жаберной дуги, жаберных тычинок и лепестков. Прикрыт для защиты жаберной крышкой, которая отсутствует у хрящевых рыб. У них отверстия жабры видны.
Наличие только внутреннего уха. Так как в воде звук распространяется хорошо, то рыбе достаточно внутреннего уха в костной стенке черепа.
Большое количество икры и наружное оплодотворение. Так как рыба размножается в воде, ей доступно наружное оплодотворение, при котором вероятность встречи сперматозоида и яйцеклетки не такая высокая, как при внутреннем (когда гаметы вводятся в половые пути), поэтому важно повысить эту вероятность путем образования большего числа гамет. Рыбы самцы выделяют молоки.
Комментарии:
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Конспект урока «Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа №2
Павловского района Воронежской области
Тема: «Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде».
Учитель : Лоторева Л.В.
Сформировать знания учащихся о внешнем строении рыб в связи со средой обитания.
Продолжить формирование умений работы с натуральными объектами.
Продолжить формирование умений добывать знания в ходе исследования.
Формировать умение применять знания из области других образовательных дисциплин (физики, литературы, русскогоязыка) при объяснении биологических процессов.
Развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать любовь к природе, чувство восхищения ее творениями.
Живые рыбы в банке, сушеная рыба, лупы, пинцеты, чешуя;
1. Актуализация знаний.
— Назовите среды обитания живых организмов?
— Какая самая древняя? Самая обширная? (водная)
— Назовите группы животных, обитающих в воде?
(простейшие, моллюски, ракообразные, рыбы, млекопитающие.)
Неизвестно, кто первый открыл воду,
но уж наверняка это сделали рыбы.
Аркадий и Борис Стругацкие
2.Определение темы урока. Постановка целей и задач.
Среди всех водных обитателей самые богатые по количеству видов – рыбы.
Рыб более 25 тыс. видов – это больше, чем видов земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих вместе взятых.
Я приглашаю всех совершить заочное погружение в водную стихию и исследовать приспособления рыб к жизни в этой среде. (слайд)
Тема урока. Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде.
3.Изучение нового материала.
(связь с физическими свойствами воды)
— Какими особенными свойствами она обладает? (слайд)
(высокая плотность, высокое давление, нет резких колебаний…)
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм тела, множеству приспособлений к условиям обитания, как в строении, так и в биологических особенностях. В ходе исследовании мы выявим эти особенности. Сделать это мы можем в ходе лабораторной работы.
4.Лабораторная работа № 6.
Тема : Внешнее строение и способы передвижения рыбы.
Оборудование : Сушёная рыба, раба в банке, лупа, чешуя.
Рассмотрите особенности внешнего строения
Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите.
Как они соединены между собой?
Определите форму тела.
Какое значение имеет такая форма тела?
Как форма связана со свойствами воды?
Где границы отделов?
Что расположено под жаберными крышками?
Найдите у рассматриваемой рыбы плавники.
Рассмотрите работу плавников
Определите, какие парные, какие – непарные.
Заполните таблицу в тетради.
Какие свойства воды позволяют осуществлять работу этого органа ? ( межпредметная связь.)
Плавник представляют собой тонкие складки кожи, поддерживаемые костными плавниковыми лучами.
Чем покрыто тело рыбы? (чешуя, слизь).
Как расположена чешуя? (передний конец помещён в кожу, а задний налегает на чешую следующего ряда)
Есть ли среди рыб голокожие, то есть без чешуи?
Как у них защищено тело? (слизь. Она защищает рыб от редких колебаний температуры. А некоторые рыбы (линь, налим) выделяют в слизь ядовитые и раздражающие вещества, оберегающие их от паразитов и хищников.
Какие преимущества это дает для жизни в воде?
С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
Определите возраст рыбы.
Что еще можно определить по чешуе?( сообщение )
Чешуя. Можно ли определить возраст рыбы, узнать, сколько она прожила? Это можно сделать по некоторым костям и чешуе рыб. Рыба растет, но в течение года она растет неравномерно. Есть периоды замедленного и ускоренного роста рыбы, поэтому по мере ее роста на чешуе образуются кольца, по которым можно надежно определить возраст рыбы. У некоторых рыб – окуней, налима и других – такие же кольца можно наблюдать на жаберных крышках. Возраст акул и осетровых рыб удобнее всего проследить по костям плавников.
, Доп.материал.Чешую рыб используют для изготовления жемчуга . Ее собирают, кладут в раствор, в котором отделяется блестящее вещество чешуи. Из этого вещества делают жемчужный пат. Стеклянные бусы опускают в смесь жемчужного пата с лаком, и предметы получают блеск жемчуга.
Определите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне.
От чего зависит окраска рыбы?(сообщение)
Покровительственная окраска позволяет быть незаметным на фоне окружающей среды.
Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуей. Эти клетки называется хромотофорами и содержать в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов. Встречается в них черный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зеленые отливы.
У рыб, которые живут ближе к поверхности воды, оттенок синеватый или зеленоватый. У тех, кто обитает ближе ко дну, спина и бока обычно бурые. В океанских глубинах, куда не проникает свет, окраска у рыб чаще черная. У рыб, живущих в зарослях водных растений, тело покрывает полоски или пятна. Такая окраска помогает им маскироваться среди растений. У пресноводных хищников – окуня и судака – полосы поперечные. Окраска щуки зависит от того, в каком водоеме она водиться. У щуки, живущей в зарослях, там, где нет сильного течения, полоски более выражены.
Почему донные рыбы не могут быть светлыми?
(вода сильно преломляет и рассеивает световые лучи).
Какие органы чувств расположены на голове?
Какое значение они имеют в жизни рыб? (сообщение)
Есть ли веки? Почему?
Почему нет необходимости в наружном ухе?
(в воде хорошо распространяется звуковая волна,)
Найдите боковую линию.
Какова её роль? ( сообщение )
Почему возможна работа такого органа?
(вода текуча, межпредметная связь. )
Сделайте вывод о приспособлении рыб и жизни в воде:
Обтекаемая форма в воде.
Органы движения плавники.
Наличие чешуи и слизи.
Своеобразные органы чувств, позволяющие двигаться в воде (боковая линия).
Органы дыхания жабры.
Соотнесите эти приспособления и свойства воды.
Рыбы появились на Земле свыше 400 млн. лет назад. За столь долгий эволюционный срок они освоили все известные типы водоемов. В результате сформировалось многообразие жизненных форм, образа жизни, приспособлений.
Почетный титул самой большой рыбы принадлежит всем известной китовой акуле. Причем, это звание становится более весомым, если учесть, что китовая акула – самая большая рыба из всех когда-либо существовавших на земле. По крайней мере, пока эти данные никому не удалось опровергнуть. Вес этой рыбы достигает 30 т, а печень может весить около тонны.
Крошечная аквариумная рыбка пандау не больше муравья и весит 8г. Длина тела 0.8 мм. Некоторые модницы нося маленькие аквариума с пандау как серьги.
Обыкновенный сом весит до 200 кг, это одна из крупных пресноводных рыб. В1926 г была поймана белуга, которая весила 1228 кг, а икры – 246 кг.
В тропических водах атлантического океана обитает огромный скат манта, длина до 6 м, вес до 4 т.
2) продолжительность жизни
Продолжительность жизни у разных вид рыб весьма различна. Есть среди них долгожители (белуги живут более 100 лет). Рыбы некоторых видов погибают после первого нереста. Это, например, дальневосточные лососи, угри. Некоторые виды бычков живут около года, щуки, карпы – до 70 лет. Чаще продолжительность жизни не более 20 лет.
Много необычных названий рыб можно встретить в ихтиологических словарях. Они отражают форму тела, внешнее сходство с др. животным. Как вам рыба-старая жена, ворчун, хирург, удильщик?
Представьте, что вам предложат «хирурга пряного посола», «маринку в сливочном соусе»…
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение
– змеевидные (угри, мурены),
-плоские (скаты, камбала),
— дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
-торпедообразные (акулы, тунцы),
-шарообразные (кузовок, рыба-шар)
Доп.материал, ( межпредметная связь.) с русским языком:
А как правильно произнести камбала| или ка|мбала?
Еще более невероятной кажется окраска рыб. (Сообщение)
Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуей. Эти клетки называется хромотофорами и содержать в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов. Встречается в них черный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зеленые отливы.
У рыб, которые живут ближе к поверхности воды, оттенок синеватый или зеленоватый. У тех, кто обитает ближе ко дну, спина и бока обычно бурые. В океанских глубинах, куда не проникает свет, окраска у рыб чаще черная. У рыб, живущих в зарослях водных растений, тело покрывает полоски или пятна. Такая окраска помогает им маскироваться среди растений. У пресноводных хищников – окуня и судака – полосы поперечные. Окраска щуки зависит от того, в каком водоеме она водиться. У щуки, живущей в зарослях, там, где нет сильного течения, полоски более выражены.
Было установлено, что все костистые рыбы, а по некоторым д анным и акулы, имеют различные цвета.
Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Некоторые используют плавники не только для плавания.
Анабас, или ползун, переползает из водоема в водоем при помощи сильных грудных плавников. Илистый прыгун прыгает по берегу, добывая пищу, и даже поднимается по растениям в мангровых зарослях.
Есть такие, которые летают по воздуху – тоже с помощью плавников. У них полет планирующий Они выскакивают из воды и преодолевают до 200 м, а с попутным ветром и больше. Чаще они проделывают это, спасаясь от хищников. Эту группу так и называют летучими.
Угорь плывет, извиваясь всем длинным, узким и гибким телом. Скаты (манта) могут парить в толще воды. по плавникам у низ проходят волны, так что движения напоминают «полет» в воде.
Электрический угорь из Амазонки бьет током с напряжением более 500 вольт ( межпредметная связь.) Местные жители перед тем как их ловить, загоняют стадо коров, чтобы угри истратили свой заряд.
О другом способе защиты вы узнаете из загадки.
И щука не проглотит ( ерш)
В последние десятилетия выяснилось, что и популярное выражение «нем как рыбы» не соответствует действительности. Рыбы вовсе не так молчаливы, как была принято считать. Они издают весьма разнообразные звуки.
Глаз рыбы имеет блестящую радужную оболочку и круглый хрусталик , который обеспечивает зрение на близком расстоянии. Рыбы различают форму и цвет предмета. Для обеспечения четкого изображения хрусталик удаляется и приближается к сетчатке так, как это происходит в фотоаппарате. Глаз фокусирует изображение благодаря изменению кривизны хрусталика.
даже движущуюся добычу .
Глаза у рыб хитроумно приспособлены к работе в воде. у рыб нет век, ни слезных желез, потому что не страдают от высыхания. Каждый глаз связан с мозгом независимо, что позволяет некоторым рыбам двигать каждым глазом отдельно. Особенно хорошо развито зрение у хищников, что помогает находить и ловить добычу.
А есть даже четырехглазые. Они плавают у самой поверхности воды. Их глаза поделены на 2 части, и это помогает одинаково видеть и в водной и воздушной среде.
Вкусовые органы некоторых рыб находятся на усах (сомы),у других на лучах плавников, а у многих по всему телу.
Рыбы способны чувствовать изменения магнитного и электрического полей, ориентируя тело вдоль силовых линий. Известно, что вокруг их тел образуются электрические поля, но они настолько слабы, что не воспринимаются животными. Когда рыбы держатся стаями, происходит суммация индивидуальных электрических полей и образуется общее поле стаи, достаточное для того, чтобы его почувствовал каждый член группы. Оно играет важную роль в согласовании поведения и пространственной ориентации всей стаи. Клетки, отвечающие за электромагнитное чувство рыб, расположены преимущественно на голове.
Что же касается вкусовой чувствительности в ее классическом
понимании, то она, вероятно, играет меньшую роль в жизнедеятельности обитателей вод. Только у некоторых видов (щуки, колюшки, двоякодышащие и др.) орган вкуса расположен в ротовой полости. У остальных клетки, воспринимающие вкус, рассеяны по всей поверхности тела, концентрируясь на голове, усиках и видоизмененных плавниках.
Что и говорить, сложная рыбья жизнь! Сколько приспособлений необходимо вырабатывать обитателям вод, сколько удивительных ухищрений им приходиться применять, чтобы выжить. Мы с вами смогли поговорить лишь о малой толике проблем, с которыми вынуждены сталкиваться рыбы в их загадочном сумеречном мире. Но даже эта не большая экскурсия к нашим удивительным соседям по планете позволяет известной поговорке «как рыба в воде» придать более глубокий смысл. ( межпредметная связь.)
6.Общая характеристика рыб . (выполним задание в тетради )
Чем же рабы отличаются от других систематических групп?
Рыбы – позвоночные _________________ животные, обитающие ________ и передвигающиеся с помощью ______________.
Их тело состоит из ____________________________.
Кожа покрыта __________________________.
Имеется особый орган чувств ____________________.
Кровеносная система в виде ____ замкнутого круга кровообращения, сердце ________________.
Известно свыше ________ тыс. видов.
Почему рыбу трудно удержать в руках?
Что является паспортом рыбы?
Справедлива ли поговорка «нем как рыба?»
Закрывают ли рыбы глаза, когда спят?
Различают ли рыбы цвет?
Каких рыб можно добыть с лопатой?
В каком направлении следует чистить рыбу?
Заполните лист самоконтроля. Оценки. Спасибо за плодотворную работу.