как говорится лучше один раз увидеть чем сто раз услышать
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
методист, учитель математики
Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен и остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Наглядность особенно важна в обучении математике. Особенно важна ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении).
В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:
Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
Помните – дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
Никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: телевидение, видеозапись, компьютерные презентации и др.; в совершенстве владейте ТСО, методикой их использования.
Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
С возрастом учащихся предметная наглядность должна более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
Помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
Поэтому в следующем параграфе мы остановимся на значении средств наглядности в процессе обучения младших школьников математике.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.
Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.
Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.
Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской. Ученики уже в первом классе, после того как им показывают на одно из этих тел и говорят, что это куб, безошибочно отбирают из множества тел все те, которые имеют такую же форму, пренебрегая различиями, касающимися размера, окраски, материала.
Классификация наглядных пособий по математике
Изучая математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных понятий: понятие числа, понятия арифметических действий, законов арифметических действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями».
Знание видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с детьми необходимые наглядные пособия.
Учебные наглядные пособия принято делить:
К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, палочки, кубики и т. п.
Среди изобразительных наглядных пособий выделяют:
образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур.
символические (условные): карточки с изображениями математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений «>», «
Как говорится лучше один раз увидеть чем сто раз услышать
Что лучше один раз увидеть чем сто раз услышать? раз
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Действительно, при помощи обоняния, осязания и слуха мы, как считают некоторые специалисты в области психологии восприятия, получаем лишь 30% общей информации о мире, а 60 (вдумайтесь, вдвое больше!) обретаем посредством зрения. Есть выражение «смотреть в корень», которое означает «понимать главное, исток, первопричину». Именно «смотреть» — потому что зрение дает человеку возможность адекватно и точно воспринимать мир. Вообще, сколько есть в русском языке поговорок о глазах! Можно «есть глазами» (внимательно, пристально всматриваться), «любить глазами» (уделять большое внимание внешнему виду избранника), «хлопать глазами» (выражать растерянность, смущение)… При желании этот ряд можно было бы продолжить, но, думаю, и так ясно, насколько важна для человека эта удивительная, сложная, важная функция — зрение.
Пять органов чувств помогают человеку познавать мир. Зрение среди них занимает первое место, потому что, как уже было сказано, 60% информации об окружающей среде люди получают благодаря глазам, а 40 — благодаря оставшимся четырем органам чувств. Человеческий глаз — очень чувствительный и тонкий механизм. Так, в полной темноте он может видеть пламя зажженной свечи на расстоянии многих километров. А глаз опытного художника различает до ста оттенков одного только черного цвета.
Глаза. бездонные в сиянии Любви,тот Свет из них,что Жизни Очевидность. ведь сколько сладких слов не говори. не сменит Счастья Зреть халвы любая разновидность.
Синонимы к словосочетанию «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Связанные слова и выражения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гротескность (существительное):
Связанные слова (по тематикам)
Ассоциации к слову «хороший»
Ассоциации к слову «видеть»
Ассоциации к слову «сто»
Ассоциации к слову «слышать»
Предложения со словом «хороший»
Предложения со словом «видеть»
Предложения со словом «сто»
Предложения со словом «слышать»
Сочетаемость слова «хороший»
Сочетаемость слова «видеть»
Сочетаемость слова «слышать»
Значение словосочетания «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
1. наблюдение чего-либо своими глазами куда убедительнее, чем рассказ из чужих уст (Викисловарь)
Афоризмы русских писателей со словом «хороший»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
1. наблюдение чего-либо своими глазами куда убедительнее, чем рассказ из чужих уст
Предложения со словом «хороший»
Потом, в момент моего первого банкротства, я очень хорошо понял, что меня окружает много очень хороших людей, но почти все они бедные, поэтому не к кому было обращаться за поддержкой.
Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.
– Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!
Предложения со словом «видеть»
– Возможно, кто-то мог видеть человека, подложившего записку, – предположила я.
Вот уже вижу её. Красавица венецианка. Очень отличается от толпы.
Столько всего слышать, столько всего прочитать, и вот вижу собственными глазами, трогаю собственными руками, дышу одним воздухом с тобой…
Предложения со словом «сто»
Русский народ такое свободолюбие и достоинство приобрёл за тысячу сто лет борьбы за независимость.
Крестьяне пожали плечами. Ну колдун. Ну нехристь иноземная. Но в деревне живёт уж лет сто пятьдесят, если не больше. И ничего, свыклись.
Он закончился примерно в X веке до нашей эры, а начался более ста тысяч лет назад.
Предложения со словом «слышать»
Здесь, в лесу, шуршание бумаги было гораздо тише, и наши герои могли уже слышать друг друга.
Он поймал себя на том, что впервые слышит голоса в своих воспоминаниях.
За долгую дорогу много пришлось слышать криков женщин и детей. Судно принимало испуганных мужчин с растерянными лицами и неумолимо продолжало свой путь.
Познавательное занятие
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
(Русская народная пословица)
1. Знакомство детей с предметами русского народного быта, упоминающимися в сказках, их использованию по назначению и в играх детей;
2. Использование в речи русских народных пословиц, поговорок, загадок о животных;
3.Театр ложек по русской народной сказке «Зимовье зверей»;
4. Пение колыбельной народной песни, пение частушек под аккомпанемент деревянных ложек.
– Проявить интерес к предметам народного быта, упоминающимся в сказках (скалка, деревянные ложки);
– Расширить представление детей об их использовании в быту по назначению и в играх;
– Развивать логическое мышление в отгадывании загадок;
– Получать удовольствие от использования в речи русских народных пословиц, поговорок, загадок;
– Воспитывать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Развивающая среда: Народная кухонная утварь и столовая посуда, скалка, деревянные ложки по числу детей.
Воспитатель: – Дети, скажите нам, в каком городе вы родились и живете? Правильно, в Воронеже! Каждый человек знает, где и когда он родился. Но никто не знает места и времени рождения тех предметов, которыми все мы так привыкли пользоваться. Например, вот такая посуда была раньше в любом русском доме. Никто не может сказать, когда именно придумали её люди, как ею пользоваться. Мы только догадываемся, что это было в стародавние времена, про которые сейчас только в сказках рассказывается. И про эти предметы русские люди тоже сказки сложили. Не верите? А вот посмотрите.
– Кто знает, что это за предмет?
– Что можно скалкой делать, для чего она нужна в доме?
(Раскатывать тесто на лапшу, на пряники, печенье.)
– Кто из Вас покажет, как ею пользоваться?
– Из какого материала сделана эта скалка?
– Есть ли у Вас дома скалка?
– Кто обычно раскатывает у Вас дома тесто?
– А кто из Вас помогает бабушке или маме?
– Вкусное печенье получается у мамы?
– Дети, а в какой сказке мы встречались со скалочкой?
– Кто нам расскажет, как эта сказка начинается? А как заканчивается?
– Посмотрите, здесь у нас еще что-то замечательное есть. В каждой избе, в каждом доме обязательно были ложки. И так как русские люди очень любили все красивое, они с любовью украшали свои дома, одежду, мебель узорами, резьбой, росписью. Они и ложки делали не простые, а расписные. Про ложки тоже сказки складывали. Ну-ка, кто вспомнит, из какой сказки вот эти строки:
А эта не простая, точеная,
– Правильно! Это русская народная сказка «Жихарка».
– Эти ложки из чего сделаны?
– Встал он прямо у дорожки: Не идут от страха ножки.
И мычит от страха: «My!
Шаг я сделать не могу!» (Бычок.)
Они птичьего рода. (Петух.)
– По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Баран)
(Раздает ложки тем, кто угадал.)
В какой сказке все эти животные встречались, чтоб построить себе жилье? Кого они там победили? Вот у меня еще есть ложки с нарисованными волками. Давайте эту сказку вспомним. (Театр ложек «Зимовье зверей»)
Вот как мы славно поиграли с ложками. А я тоже играла, когда была маленькая, с деревянной ложечкой. Я закутывала ее в платочек и укладывала спать, как куклу. Может кто-то хочет уложить спать вот эту ложку?
Спой ей колыбельную песенку, знаешь какую-нибудь?
Приди котик ночевать, Мою доченьку качать.
Уж как я тебе коту
Уж ты ешь, не кроши, Больше, котик, не проси!»
– А может, кто-то из вас знает, как еще можно с ложками поиграть.
– Правильно, на ложках можно любую песенку подобрать! Давайте попробуем?
(Дети поют, подыгрывая на деревянных ложках и других шумовых инструментах.)
«Эй, девчонки-хохотушки, Запевайте-ка частушки, Запевайте побыстрей, Чтобы было веселей!
Начинаю петь частушку Первую, начальную.
Я хочу развеселить Публику печальную!
У веселых матерей Веселые дочки!
Шли матрешки по дорожке Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка!
Мы воронежски ребята,
Очень любим мы частушки,
Хоть и в городе живем
– Вот как славно спели! Не даром в народе говорят: «Хорошо живется хорошо поется!», а еще какие пословицы вы о песнях знаете?
– «Петь хорошо вместе, а говорить врозь!»
– «С песней и труд спорится!»
(Угощают минеральной водой из кружки «Напейся, да
не облейся!» Кто разгадает секрет кружки, тот получает
Приглашаем всех гостей в «Теремок» на чаепитие!
Консультация «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Простые опыты для дошкольников»
Елена Комарова
Консультация «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Простые опыты для дошкольников»
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Опыт №1. «Лава – лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт№2.«Надуй шар»
Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт №3. «Цветное молоко»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Опыт№4 «Подводная лодка из винограда»
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории
Комарова Елена Евгеньевна
Консультация для родителей «Первый раз в детский сад, или Что за зверь адаптация?» Консультация для родителей Первый раз в детский сад или что за «зверь» адаптация? Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Консультация «Еще раз о профилактических мерах по безопасности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Часто, втягиваясь в круговорот подготовки.
Консультация для родителей «Ещё раз про адаптацию» Приход в детский сад является новым этапом в жизни каждого ребёнка. Детский сад является первым серьёзным коллективом,в который попадает.
Конспект занятия ФКЦМ «Как увидеть и услышать воздух» в старшей группе. Тематическая неделя «Природные богатства» Технологическая карта Дата проведения: Января 2019г. Образовательная область: Познавательное развитие Вид деятельности: Формирование целостной.
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях. Простые опыты» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.
Консультация для родителей: «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». Уважаемые родители! В детском саду Вашим детям, и Вам вместе.
Консультация «Первый раз в детский сад» Первый раз в детский сад. Период этот непростой не только для Вашей крохи, но и для всей семьи. Очень обманчивыми могут оказаться первые.
Консультация «Первый раз в детский сад» ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД. Я работаю в детском саду. Хотелось бы дать несколько советов по адаптации детей родителям, которые только отдают.
Консультация «В первый раз в детский сад» Статья : «В первый раз в детский сад» Приживется ли ребёнок в коллективе зависит от его настроя и подготовки, которую лучше начать заранее.