кадомский вениз что это
Кадомский вениз
Адрес: | ул. Ленина д.47 |
---|---|
Телефон: | 5-11-49 |
Директор: | Ренин Николай Дмитриевич |
Сайт: | www.veniz.ru |
История возникновения Кадомского вениза уходит далеко в прошлое. В народе до сих пор бытует интересная легенда.
Открыв окно в Европу, русский царь Петр I повелел всем знатным людям и боярам носить европейскую одежду, богато отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Приобретался этот наряд за золото. И чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь, которые и в Кадом скоро прибыли.
Трудно теперь сказать, так ли это было. Но легенда, не превратившаяся в быль, нереальна. А кадомский вениз, этот игольчатый сказочный узор белым по белому, существует и сейчас, три столетия спустя, существует как реальность. Отличались мастерством кружевоплетения и воспитанницы Кадомского женского монастыря. Их руками, на основе подлинных народных узоров создавались кружевные изделия, украшающие домашний быт.
Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Это было чисто меценатское начинание в скромных размерах. 1904-1905 годы оказались неурожайными, нужна была помощь людям. Наши прабабушки, бабушки, матери плели русское кружево на коклюшках с несложными узорами, получая за это плату. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых в небольшой вроде бы школьной комнатке крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения. Так возникла кадомская игольная вышивка, принесшая славу древнему городу.
В 1913 году в Кадоме открылась кружевная школа, сооруженная на средства Авиновой. Школа с бесплатным обучением, с общежитием, с выдачей пособий при заболевании, с введением наград за лучшие работы. Стояла она на берегу Мокши, с северной стороны города. Деревянное, двухэтажное светлое здание по своей архитектуре и убранству было в числе лучших в городе. Располагало учебными классами, мастерской, раздаточным пунктом, складом готовых изделий и складом материала. Обучались в ней девочки горожан и окрестных крестьян плетению и вышивке, а также грамоте в пределах двухлетнего курса сельской школы. Она имела богатую библиотеку с русскими и заграничными художественными изданиями и пособиями рисунков для филе и гипюра. При школе был создан превосходный музей из приобретенных у кадомчан старинных строчевышивальных изделий и кружев.
Приняв под свое ведение частновладельческое предприятие, Эмилия Евстафьевна энергично занялась его перестройкой. Школа стала швейно-вышивальным техникумом, на базе мастерской организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение», в которую вошли 25 кружевниц-надомниц, их список сохранен в архиве фабрики. Артель вполне оправдала свое название. Совместная работа подняла чувство ответственности каждого перед коллективом, стремление не отстать от соседки. В тот период экспорт кружевных изделий в Америку и Европу имел важное значение в госбюджете, и кадомские кружевницы внесли в него свою долю.
К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедряются виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь. Все говорило о дальнейшем росте и укреплении кадомского промысла.
Война нарушила работу кружевниц. Артель перешла на выполнение военных заказов, часть работниц ушла на трудовой фронт рыть окопы. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.
В 1953 году за высокое качество кружева Постоянный павильон Всесоюзной торговой палаты присудил артели Диплом III степени и ежегодную денежную премию в размере 20 тысяч рублей. На следующий год предприятие принимает участие в Международных выставках в Брюсселе и Монреале, за что было отмечено Почетной грамотой. В 1956 году отраслевой Комиссией экспертного Совета была проведена проверка ассортимента и качества выпускаемой продукции. По итогам проверки Комиссия приняла решение за хорошую работу сохранить за предприятием Диплом III степени и ежегодную денежную премию.
И снова известен кадомский вениз, как в давние старые времена.
В 1985 году блузки, украшенные нашей традиционной вышивкой, экспортировались в Чехословакию. Через три года показывались на Московской межреспубликанской выставке. Комплект «Восторг», салфетки «Снежинка», венизные блузки красовались и на Красной Пресне на выставке товаров народного потребления «Консул-Экспо-90», вызвав поистине восхищение прекрасными творениями кадомских рукодельниц с фабрики «Пробуждение».
Спасибо вам всем, кадомские мастерицы, прославившие родной Кадом своими красивыми делами. Спасибо тем, кто сейчас творит это чудо, тем, кто на заслуженном отдыхе.
Использовался архивный материал краеведческого музея.
Е.ТЕПЛОВОДСКАЯ
сотрудник Кадомского музея.
Август 1994 г.
История промысла Кадомский вениз
Устное предание относит возникновение ажурной вышивки «вениз» к периоду петровских реформ…
…но документальных подтверждений начала возникновения на кадомской земле ручной игольной вышивки «вениз» в архивах не имеется.
Легенда
По наследству от вышивальщиц 1720-х годов кадомчанам передалась следующая легенда:
«Царь Пётр I обязал бояр и других знатных людей России носить европейскую одежду, богато украшенную кружевом. В России кружево не производилось и его приходилось закупать в Венеции и Брюсселе, расплачиваясь за него золотом.
Дабы не оскудела государственная казна, царь запретил покупать кружево за границей, а повелел обучать искусству кружевоплетения русских монахинь.
По преданию в Кадомский женский монастырь из Венеции привезли нескольких мастериц, которые обучили местных рукодельниц плести иглой прекрасное венецианское кружево.
Кадомчанки успешно освоили его ювелирную технику плетения, а спустя некоторое время на его основе создали свою уникальную ручную игольную вышивку белым по белому и назвали её «вениз», оставив в названии что-то от слова Венеция.»
Развитие промысла
Исследователь Л.И. Воронова приводит сведения, согласно которым в 1904 г. местная помещица М.А. Новосельцева организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сёл.
Одним из поводов для его создания стали обнаруженные Новосельцевой у жительницы Кадома вышитые полотенца и накидка на комод с элементами ажурной вышивки «вениз».
М.А. Новосельцева смогла успешно наладить реализацию изделий кадомских мастериц в московских и петербургских магазинах, а затем через Русско-английскую торговую палату экспортировать в Европу.
В русском обществе предпочитали изделия с западными рисунками, а на европейском рынке сбыта популярностью пользовались русские орнаменты.
М.Ю. Авинова руководила кустарным пунктом женских рукодельных работ до 1925г.
Артель «Пробуждение»
В 1927 мастерицы организовали промыслово-кооперативную артель «Пробуждение».
В 1933 г. в Кадом переехали преподаватели Мариинской кружевной школы, эвакуированной в 1918г. из Петрограда в Рязань. Материалы библиотеки Мариинской школы и собранные Угрюмовой образцы помогали кадомским мастерицам в поисках новых художественных идей.
Разнообразные изделия Кадомской артели «Пробуждение» довоенных лет отправляли на экспорт, представляли на крупных международных выставках: в 1925 и 1936 гг. в Париже и в 1927г. — в Милане.
Годы Великой Отечественной войны стали губительными для старинного народного промысла — игольной вышивки «вениз». Несколько десятилетий он пребывал в забвении.
Конец 1970-х годов отмечен в истории промысла обращением к практически забытому «венизу». Символом возрождения «вениза» стал комплект «Звездное небо» (1982г) автора Петруниной А.Н., впервые представленный в Москве на выставке, посвященной 60-летию СССР.
Известность
В 2015 году в номере журнала, издаваемого Международной организацией коклюшечного и игольного кружева, была напечатана большая статья о старинном кадомском промысле.
Тонкое, изящное искусство оказалось востребованным в последнее десятилетие. Женственные детали костюма – воротники, манжеты, а также декоративные предметы интерьера и выставочные панно находят себе достойное место в современной жизни.
Сохраняется высокое техническое мастерство вышивки «вениз» с четко выраженной контрастностью рисунка и воздушного фона.
Большое разнообразие художественных идей отмечается в авторских работах художников. На ООО «Кадомский вениз» (бывшая фабрика «Пробуждение»), подхватившем эстафету знаменитой кадомской вышивки, соблюдается преемственность поколений творческих работников.
Вид на фабрику «Кодомский вениз»
В своё время на смену Шембаковой Е.В. и Бондаренко З.И. пришли молодые художники Петрунина А.Н. и Кузнецова В.Н. Сначала 1990-х годов на предприятии работает талантливая художница Грачева О.А., которая сыграла важную роль в дальнейшем развитии промысла применительно к современным условиям.
Её столешницы «Букет», «Ольга», «Мечта», панно «У Лукоморья», «Петушок золотой гребешок», «Каменный цветок», «Возрождение» и прекрасный женский «Палантин» неизменно вызывают восторг и восхищение посетителей престижных выставок красотой орнамента и ювелирным мастерством исполнения.
Большие надежды подает художник Корнеева Л.А., которая, несмотря на небольшой стаж работы, уже создает изделия, отнесенные Экспертным советом Всероссийского конкурса «Молодые дарования» к числу победителей конкурса.
Заслуги предприятия в области сохранения промысла отмечены многочисленными дипломами и грамотами выставок и конкурсов.
В настоящее время решается вопрос о выполнении заказа сюжетных произведений, в т.ч. по мотивам сказок А.С. Пушкина, для Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства /ВМДПНИ/.
При постоянной поддержке Ассоциации «Народные художественные промыслы России» коллектив предприятия намерен не только сохранить на кадомской земле один из ярких народных промыслов России, но и продолжить его дальнейшее развитие.
Прочные узелки столетий
Изделия под маркой «кадомский вениз» перешли в разряд художественных изделий прикладного искусства и протянутая сквозь три столетия шелковая нить не прерывается, завязывая прочные узелки народной памяти.
Схожесть с легендой
Сопоставление вышитых изделий из Кадома с образцами венецианского и брюссельского кружева подтверждает их схожесть, что дает основание признать справедливость легенды.
О школе-мастерской
В 1910 г. в Кадоме была открыта кружевная школа-мастерская, в которой активно внедрялись образцы ажурной вышивки «вениз». В 1912 г. руководителем школы-мастерской была назначена дочь Новосельцевой — Мария Юрьевна Авинова. Изделия кадомских мастериц экспонировались Авиновой как на местных (в городах Моршанск и Тамбов), так и всероссийских выставках, получая золотые и серебряные медали.
Сохранение качества
Высокое качество изделий артели сохранялось во многом благодаря деятельности выпускницы Мариинской кружевной школы в Петербурге Пелагеи Васильевны Угрюмовой.
Уникальное искусство
Кадом — единственный в России город, где владеют техникой исполнения ручной вышивки «вениз» белым по белому, т.е. на тонкой хлопчатобумажной ткани вышивают узоры тонкими нитями из белого натурального шёлка. Говорить о «кадомском венизе» — значит говорить о красоте. Белый — это цвет русских берёз, это сияние российских снегов, это весеннее цветение садов и поляны ромашек в июньских лугах.
За оригинальность и красоту
Учитывая оригинальность, красоту и изящество высокохудожественных изделий «кадомского вениза» в 2000-х годах она закупались подарочным фондом Президента РФ, а в последние годы их приобретают, в качестве сувениров аппарат Государственной Думы и Правительство Рязанской области. Они закупались структурными подразделениями ОАО «Газпром» и Тюменской нефтяной компанией. Одновременно с этим только за последние 5 лет произвели закупки изделий «кадомского вениза», для пополнения фондов, Государственный исторический музей, Рязанский историко-архитектурный музей – заповедник, Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Авторские права
Статья подготовлена по материалам: Н.Д. Ренина, CC BY-SA 4.0. авторство фото: 1 — ООО«Кадомский вениз», Copyright.
Текстильные изделия в магазине «Русские ремёсла»
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Кадомский вениз
Почти 300 лет в глубинке Рязанской области – Кадоме, в краю голубых рек, озер и зеленых лесов создается самая тонкая и изящная игольная вышивка в России – кадомский «вениз»
История
Кадомская вышивка возникла при Петре I. Он повелел знати и боярам носить европейскую одежду, отделанную венецианским и брюссельским кружевом.
Поскольку приобретение наряда оплачивалось золотом, венецианские кружевницы были привезены в Кадомский монастырь, где обучали мастерству русских монахинь.
Расцвет промысел получил в конце XIX-го века по инициативе помещицы М. А. Новосильцевой, которая организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок в своём имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома.
Дочь Новосильцевой — М. Ю. Авинова учредила кустарный пункт в Кадоме. Кружева имели успех в Петербурге, Москве, Киеве и Лондоне. В 1913 году открылась кружевная школа на средства Авиновой.
В 1927 году образована артель «Пробуждение». В 1960 году артель была переименована в фабрику. С 1992 года фабрика называется ТОО «Кадомский вениз», ныне кооператив.
Технология
В производстве используются шёлковые нити, мулине, золотая вискоза, хлопок высокого качества (маркизет), батист, лён, шёлк. На станине устанавливаются пяльца. Рисунок переносится на кальку, а затем с кальки иглой на ткань.
После этого рисунок выделяется с помощью раствора, в состав которого входит синька, затекающая в отверстия из-под иглы. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.
В наше время
Кадомский вениз как промысел, удивительным образом сохранился до нашего времени, пережив века царской России, 70 советских лет и трудные постсоветские годы.
Сегодня это небольшая фабрика, с вышивальным и пошивочным цехом, расположенная в сердце городка. Часть производства находится в здании бывшей церкви.
В советские времена, когда повсеместно сносили монастыри и церкви, кадомскую церковь не уничтожили, а перестроили и отдали под производственные помещения.
На производстве есть художники- разроботчики — свои, кадомские, получившие специальное образование за его пределами.
Они придумывают прекрасные настенные панно, которые достойны встать в один ряд
с произведениями подлинного искусства, да к тому же и украсить собой любой, самый изысканный интерьер.
Появились в последние годы у «Вениза» заказчики, состоятельные ценители редкого, уникального и престижного товара — ручного кружева.
[io_caption text=»Фильм о Кадоме и его кружевницах»]
Текстильные изделия в магазине «Русские ремёсла»
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Кадомский вениз что это
Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали о холмогорской резьбе по кости:https://id77.livejournal.com/2237375.html, а сегодня вспомним о красивых кружевах, которые принято называть Кадомский вениз.
Кадомская вышивка возникла при Петре I. Он повелел знати и боярам носить европейскую одежду, отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Ну и как это часто бывало в истории нашей страны,чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь.
Венецианские кружевницы были привезены в Кадомский монастырь, что в Рязанской области, где обучали мастерству русских монахинь. Получился симбиоз старинной русской вышивки и венецианского кружева. Отсюда и название Кадомский вениз :-))
Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Мастерицы плели русское кружево на коклюшках с несложными узорами, получая за это плату. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых в небольшой вроде бы школьной комнатке крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения.
К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедряются виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь.
Война все нарушила. Артель перешла на выполнение военных заказов, часть работниц ушла на фронт. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.
Особенности производства:
В производстве используются шёлковые нити, мулине, золотая вискоза, хлопок высокого качества (маркизет), батист, лён, шёлк. На станине устанавливаются пяльца. Рисунок переносится на кальку, а затем с кальки иглой на ткань.
После этого рисунок выделяется с помощью раствора, в состав которого входит синька, затекающая в отверстия из-под иглы. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.