блюдо в честь итальянского композитора
РОССИНИ – КОМПОЗИТОР И КУЛИНАР
Может быть, это было связано с депрессией в связи со смертью матери или проблемами со здоровьем (застарелая гонорея), какими-то изменения в политической и музыкальной жизни, но факт остается фактом, Россини отказывается от музыки и с не меньшим жаром отдается другому своему глобальному увлечению — кулинарии.
Автора “ Вильгельма Теля ” и “ Отелло ” еще при жизни назвали величайшим композитором своего времени. А всеобщее признание принесло и материальное благосостояние. Россини отличался скоростью написания и удивительной плодовитостью (только опер более 40!). Так гениального “ Севильского цирюльника ” он создал всего за 13 дней!
Еще в 1824 году, когда Россини было всего 32 года, Стендаль сетует, что он “ уже написал слишком много или, скорее, написал слишком быстро ”. Может быть причина в том, что композитор попросту иссяк? Но для Россини это не стало трагедией.
“ Выдающийся человек просто сменил одно великое искусство на другое — музыку на кулинарию ” (Петр Вайль)
Сам Россини говорил:
Россини и Карема связывала трепетная дружба, основанная на общности интересов. Карем считал композитора “ единственным, способным оценить по достоинству ”. Когда Россини уехал в Болонью, Карем с дипкурьером отправил ему паштет из фазана с трюфелями, снабдив запиской “Россини от Карема”.
Композитор ответил музыкальной композицией “Карему от Россини”. В честь самой грандиозной оперы Россини “Вильгельм Телль” (в полной редакции идет около 6 часов) Карем соорудил не менее грандиозный торт, украсив его яблоками, сахарным арбалетом и сахарной стрелой.
“ Завязав с музыкой, Россини жил в Париже напряженной творческой жизнью: угощал друзей. Рано растолстев, он неохотно выходил из дому, передвигался медленно: своего экипажа не держал, а когда вызывал наемный, требовал, чтобы лошади были старые или уставшие. Тем не менее, услышав, что в лавку Канавери привезли пасту из Неаполя, неотложно отправился туда. С трудом поднял себя на третий этаж, еще от двери увидел, что паста не неаполитанская, а генуэзская, и стал спускаться. Канавери, которому сообщили, кого он разочаровал, сказал: «Если этот господин так же разбирается в музыке, как в пасте, он действительно великий композитор». Россини, которому пересказали эти слова, отозвался: «Похвала, до коей не поднимался никто из моих музыкальных критиков «. ( Петр Вайль, “Слово в пути” )
Джоаккино Россини умер 13 ноября 1868 года в возрасте 76 лет. Он, наверное, единственный из великих, кто оставил гениальное наследие в двух таких разных областях – музыке и кулинарии.
Ингредиенты оригинального рецепта :
В завершение — один из фильмов документального цикла о выдающихся композиторах мира, авторы которого показывают скрытую связь между творчеством великих музыкантов и кулинарными традициями тех регионов, в которых они жили.
«Музыкальная кулинария. Джоаккино Россини ».
БЛЮДА В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ КОМПОЗИТОРОВ
Многие знаменитые композиторы не только сочиняли превосходную музыку, но и хорошо разбирались в кулинарии. Сочетая оба таланта, они даже создавали музыкальные произведения на гастрономические темы. Вспомнить, хотя бы, музыкальную миниатюру Россини “Четыре закуски” или “Кофейную кантату” И. С. Баха. Кулинары не оставались в долгу и называли свои блюда в честь знаменитых композиторов. Поэтому имена некоторых из музыкантов оказались запечатленными не только в истории музыки, но и в истории мировой кулинарии.
Джоаккино Россини (1792-1868) бесспорно является самым знаменитым композитором-гурманом. К 37 годам своей жизни он создал более 40 опер и с легким сердцем ушел на покой, всецело посвятив себя своему второму пристрастию – кулинарии.
Отдавая должное всему многообразию вкусовых сочетаний, Россини наиболее изысканным считал соединение в одном блюде фуа-гра и трюфелей. Такое сочетание и получило имя великого композитора. Существует паста a la Rossini, омлет, курица и, конечно, турнедо Россини. Блюдо в честь знаменито итальянского маэстро готовится из говяжьего филе, фуа-гра, трюфелей и подается в соусе мадера.
(Больше о Россини-кулинаре и рецепте турнедо можно прочитать в статье на сайте).
Даниэль Обер (1782 – 1871) прославился, как основоположник жанра французской «большой» оперы. Его произведения были настолько популярны, что повара многочисленных ресторанов, где он любил проводить время, не раз посвящали ему свои блюда. В честь знаменитого французского композитора были названы и “Яйца Обер” или “Яйца по-оберовски” (Oeufs Auber), сейчас практически исчезнувшие из меню.
Для приготовления яиц по-оберовски половинки помидор наполняли поджаренным куриным фаршем, смешанным с нарезанными трюфелями. Сверху водружали яйцо-пашот. Подавали с соусом велюте и трюфелями, сваренными в шерри.
Гектор Берлиоз (1803- 1869) вошел в историю музыки как бескомпромиссный революционер- новатор. Со всем пылом романтического идеализма, он внедрял инновации в гармонии и инструментовки. Свои произведения музыкант создавал, сидя за столиками кафе или ресторанов. Композитор-романтик был частым гостем в Café de Paris, который на ту пору считался самым дорогим и элегантным рестораном Парижа. Берлиоз вспоминал в своих мемуарах:
« К моей большой радости, две мои оперы созрели, родились и были положены на бумагу под горячий шоколад и пирожные “Cafe de Paris ”.
Куриные грудки а-ля Берлиоз (с гарниром из фаршированных артишоков)
Ингредиенты:
4 куриных грудки, разделенных на две половинки
2 яйца, слегка взбитых с 2 ч.л. воды
1/4 стакана муки(для панировки)
1/4 стакана сливочного масла
1 стакан куриного бульона
1 стакан взбитых сливок
соль, молотый перец по вкусу
Для гарнира:
8 больших или 16 маленьких артишоков
350 г порезанных шампиньонов
2 ст.л. сливочного масла
2 ст.л. взбитых сливок
2 ст.л. измельченного репчатого лука
соль, черный перец по вкусу
Их автором является зальцбургский кондитер Пауль Фюрст, впервые изготовивший моцарткугель еще в 1890 году. До сих пор аутентичные конфеты производятся вручную в небольшой кондитерской Зальцбурга по старинному рецепту и называются Original Salzburger Mozartkugel. (Больше о конфетах Моцарта и их производстве можно прочитать здесь).
“Паста а ля Норма” является самым известным сицилийским блюдом. По преданию, свое название она получила в честь знаменитой оперы “Норма”, написанной композитором Винченцо Беллини в 1831 году.
Говорят, что во время написания этого шедевра композитор имел обыкновение заказывать в ресторане вегетарианскую баклажанную пасту. После триумфального успеха оперы, владелец ресторана в дань уважения композитору назвал свое самое популярное блюдо “пастой а ля Норма”.
Другая версия гласит, что сицилийский писатель Нино Мартолио попробовав эту пасту, воскликнул “Норма!”, тем самым выразив высшую степень восхищения, приравняв блюдо к музыкальному шедевру.
В те времена пасту подавали на блюде, вначале разместив как основу баклажаны, потом сами макароны, а сверху заливали соусом. Все это символизировало величественный вулкан Этна – землю, снег и лаву. Сейчас же все компоненты смешивают и перед подачей посыпают тертым сыром.
Паста а ля Норма
300 гр пасты пенне (короткие полые трубочки с косыми краями)
4 ст. л. оливкового масла
400 гр томатов без шкурки в собственном соку(1 банка) или свежие помидоры
1 средний баклажан
50 гр твердого сыра (пармезан)
Соль, перец, чеснок
Сухой орегано, базилик
Отварите пасту в подсоленной воде до готовности. Нарежьте баклажан дольками или кружочками. Посолите и дайте постоять 15-20 мин., чтобы ушла горечь. Промокните выступивший сок и обжарьте баклажаны на оливковом масле. Масло наливайте на сковороду по минимуму – баклажаны сильно его впитывают, и соус может получиться слишком жирным.
Добавьте чеснок, томаты и орегано. Протушите все вместе на медленном огне 10 мин. Если любите более насыщенный вкус, можно добавить лимонный сок.
Смешайте пасту с соусом, посыпьте тертым сыром и украсьте базиликом.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
БЛЮДА В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ КОМПОЗИТОРОВ
Многие знаменитые композиторы не только сочиняли превосходную музыку, но и хорошо разбирались в кулинарии. Сочетая оба таланта, они даже создавали музыкальные произведения на гастрономические темы.
Вспомнить, хотя бы, музыкальную миниатюру Россини “Четыре закуски” или “Кофейную кантату” И. С. Баха. Кулинары не оставались в долгу и называли свои блюда в честь знаменитых композиторов.
Поэтому имена некоторых из музыкантов оказались запечатленными не только в истории музыки, но и в истории мировой кулинарии.
Джоаккино Россини (1792–1868) бесспорно является самым знаменитым композитором-гурманом.
К 37 годам своей жизни он создал более 40 опер и с легким сердцем ушел на покой, всецело посвятив себя своему второму пристрастию – кулинарии.
Отдавая должное всему многообразию вкусовых сочетаний, Россини наиболее изысканным считал соединение в одном блюде фуа-гра и трюфелей.
Такое сочетание и получило имя великого композитора. Существует паста a la Rossini, омлет, курица и, конечно, турнедо Россини. Блюдо в честь знаменито итальянского маэстро готовится из говяжьего филе, фуа-гра, трюфелей и подается в соусе мадера.
Даниэль Обер (1782 – 1871) прославился, как основоположник жанра французской «большой» оперы.
Его произведения были настолько популярны, что повара многочисленных ресторанов, где он любил проводить время, не раз посвящали ему свои блюда.
В честь знаменитого французского композитора были названы и “Яйца Обер” или “Яйца по-оберовски” (Oeufs Auber), сейчас практически исчезнувшие из меню.
Для приготовления яиц по-оберовски половинки помидор наполняли поджаренным куриным фаршем, смешанным с нарезанными трюфелями. Сверху водружали яйцо-пашот. Подавали с соусом велюте и трюфелями, сваренными в шерри.
Гектор Берлиоз (1803- 1869) вошел в историю музыки как бескомпромиссный революционер- новатор.
Со всем пылом романтического идеализма, он внедрял инновации в гармонии и инструментовки. Свои произведения музыкант создавал, сидя за столиками кафе или ресторанов.
Композитор-романтик был частым гостем в Café de Paris, который на ту пору считался самым дорогим и элегантным рестораном Парижа. Берлиоз вспоминал в своих мемуарах:
«К моей большой радости, две мои оперы созрели, родились и были положены на бумагу под горячий шоколад и пирожные “Cafe de Paris”.
Среди всего гастрономического многообразия композитор все-таки отдавал предпочтение не десертам и сладостям, а обстоятельному куриному фрикасе. Если верить его дневникам, то маэстро заказывал это блюдо в парижских ресторанах порядка 300 раз.
Неудивительно, что уже после смерти Берлиоза знаменитый парижский кулинар Казимир Моиссон посвятил композитору блюдо “Куриные грудки а-ля Берлиоз”.
Куриные грудки а-ля Берлиоз (с гарниром из фаршированных артишоков)
4 куриных грудки, разделенных на две половинки
2 яйца, слегка взбитых с 2 ч.л. воды
1/4 стакана муки(для панировки)
1/4 стакана сливочного масла
1 стакан куриного бульона
1 стакан взбитых сливок
соль, молотый перец по вкусу
8 больших или 16 маленьких артишоков
350 г порезанных шампиньонов
2 ст.л. сливочного масла
2 ст.л. взбитых сливок
2 ст.л. измельченного репчатого лука
соль, черный перец по вкусу
Куриные грудки посолите и поперчите. Обмакните их сначала во взбитые яйца, затем в муку. В сковороде растопите масло и поджарьте на нем куриные грудки.
Добавьте сливки, посолите и поперчите по вкусу. У артишока удалите ложкой середину и зафаршируйте грибной смесью. Поставьте нафаршированные артишоки в духовку, разогретую до 200C на 5 минут.
Подавайте куриные грудки вместе с фаршированными артишоками, сбрызнув лимонным соком.
В честь великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта были названы шоколадные конфеты с начинкой из марципана — моцарткугель.
Их автором является зальцбургский кондитер Пауль Фюрст, впервые изготовивший моцарткугель еще в 1890 году.
До сих пор аутентичные конфеты производятся вручную в небольшой кондитерской Зальцбурга по старинному рецепту и называются Original Salzburger Mozartkugel.
“Паста а ля Норма” является самым известным сицилийским блюдом. По преданию, свое название она получила в честь знаменитой оперы “Норма”, написанной композитором Винченцо Беллини в 1831 году.
Говорят, что во время написания этого шедевра композитор имел обыкновение заказывать в ресторане вегетарианскую баклажанную пасту.
После триумфального успеха оперы, владелец ресторана в дань уважения композитору назвал свое самое популярное блюдо “пастой а ля Норма”.
Другая версия гласит, что сицилийский писатель Нино Мартолио попробовав эту пасту, воскликнул “Норма!”, тем самым выразив высшую степень восхищения, приравняв блюдо к музыкальному шедевру.
300 гр пасты пенне (короткие полые трубочки с косыми краями)
4 ст. л. оливкового масла 400 гр томатов без шкурки в собственном соку(1 банка)
или свежие помидоры
1 средний баклажан 50 гр твердого сыра (пармезан)
Соль, перец, чеснок Сухой орегано, базилик
Отварите пасту в подсоленной воде до готовности. ‘
Нарежьте баклажан дольками или кружочками.
Посолите и дайте постоять 15–20 мин., чтобы ушла горечь.
Промокните выступивший сок и обжарьте баклажаны на оливковом масле.
Масло наливайте на сковороду по минимуму – баклажаны сильно его впитывают, и соус может получиться слишком жирным.
Добавьте чеснок, томаты и орегано.
Протушите все вместе на медленном огне 10 мин.
Если любите более насыщенный вкус, можно добавить лимонный сок. Смешайте пасту с соусом, посыпьте тертым сыром и украсьте базиликом.
Музыкальный вкус
07.07.2008 | Смелянский Александр | № 27 от 07 июля 2008 года
Что объединяет разных по стилю, эпохе и происхождению Иоганна Себастьяна Баха, Гектора Берлиоза, Франца Шуберта, Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Даниэля Франсуа Обера, Джакомо Пуччини, Джоаккино Россини и Ференца Легара? Вдохновение? Экспрессия? Чувственность? Все вместе. И. вкусная еда
Сюзанна Егер, жена Иоганна Себастьяна Баха, была автором «Лейпцигской кулинарной книги» 1750 года издания. Она оказалась первой женщиной-поваром, сохранившей свое имя в истории. На ужине в честь 250-летия со дня рождения композитора подавали его любимые яства по рецептам из книги Сюзанны: картофельный салат с жареными грибами, телячий язык, суп из щуки с кардамоном, фаршированных голубей с сырными клецками. Ну чем не источник вдохновения? Особенно если после десерта можно выпить чашечку кофе, страстным защитником которого являлся Бах. Стоит только вспомнить его «Кантату о кофе», в которой рассказывается об усилиях отца, желающего отучить свою дочь от потребления этого, по мнению многих, дьявольского напитка. Вопреки запретам и посулам своенравная дочь не изменяет своей привычке, и только обещание отца найти ей достойную пару несколько отрезвляет ее. Однако она требует, чтобы в брачном контракте было гарантировано ее неотъемлемое право пить кофе.
Легар, Берлиоз, Обер
Зато — полное отсутствие конфликтных ситуаций у Ференца Легара, друга семьи владельцев отеля «Амбассадор» на роскошной центральной венской Кернтнерштрассе. Композитор часто останавливался в этом отеле, наслаждался кулинарными изысками поваров и с удовольствием написал музыку для церемонии открытия отельного ресторана в 1930 году. Еще бы он отказался! Ведь ресторан был назван в его честь — «Легар».
Не отставали в гурманстве от других европейцев и французские композиторы. Гектор Берлиоз творил гармонию за столиком кафе. Его оперы «Беатриче и Бенедикт» и «Бенвенуто Челлини» были рождены под горячий шоколад Cafe de Paris. А ораторию «Детство Христа» он написал уже в другом ресторане — «Бофенже». Шеф-повар «Кафе де Пари» подарил композитору блюдо под названием «куриные грудки «Берлиоз», которое попробовал и Бальзак, когда вместе с Берлиозом и его друзьями отмечал премьеру «Бенвенуто Челлини».
Автор комических опер «Бриллианты короны», «Фра Дьяволо» и многих других Даниэль Франсуа Обер был завсегдатаем лучших парижских ресторанов: то он не вылезал из «Мезон Доре», то делил трапезу в знаменитом «Мани» с Виктором Гюго, Сент-Бевом и братьями Гонкурами. Повара его обожали, и современные историки-гастрономы насчитали 12 блюд, названных его именем. Самым известным из них является «яйца Обер», или, если правильно назвать это блюдо по-русски, «яйца по-оберовски», в котором присутствует в качестве одного из ингредиентов любимый продукт композитора — мясо цыпленка. Рецепт приготовления этого блюда слишком сложен, и мы приводить его не станем.
Гурманом был и Винченцо Беллини, написавший 11 опер, самая известная из которых «Норма». Говорят, что сицилийские повара, проникшись трагизмом истории несчастной галльской девушки и очарованные музыкой своего соотечественника, создали блюдо Pasta alla Norma, ставшее обязательным в рационе композитора.
Верди
Так уж получается, что многие великие композиторы любили хорошую кухню. Некоторые — чрезмерно. Генделя Берлиоз называл «бадьей, полной свинины и пива», да и Россини, о котором весьма подробный разговор будет ниже, не знал иногда меры в еде, поглощая в течение дня до 20 бифштексов. Но все же имена только двух композиторов — Верди и Россини — можно поставить в список не только гурмэ, но и настоящих кулинаров. Говорят, что неплохо готовил и Паганини, но свидетельств этому мы не нашли.
Джузеппе Верди был всю жизнь настолько поглощен сочинением музыки, что не уделял внимания другим радостям бытия, за исключением вкусной еды, которую сам и готовил. Его родители держали остерию и бакалейную лавку. Превратившись из простого деревенского парня, сравнивавшего себя с медведем, в композитора с мировым именем, он стал любителем хорошей кухни. Ненавистные ему приемы и другие светские развлечения он сменил на простую крестьянскую жизнь на своей вилле Сант-Агата, куда перебрался в возрасте 34 лет, оставаясь до конца жизни простым фермером. Вместе с женой Джузеппиной они перешли на натуральное хозяйство.
После рыночного дня в Кремоне Верди всегда заказывал шницель по-милански с большим количеством масла, а надо сказать, что кухня провинции Эмилия Романья была жирной и плотной. Масло и густые сливки заменяли оливковое масло и лимон. Он очень любил равиоли по-генуэзски, а ризотто по-милански готовил только сам. Сам солил и коптил окорока и рассылал их своим друзьям. Обожал сладости: панакотту, груши в вине. Для Верди процесс готовки и еды был способом возвращения к себе, самоуспокоения. В семье за едой никогда не говорили о делах. А с женой они ласково называли друг друга pasticcio — «пирожок». В его погребе было французское шампанское и бордосские вина, но любимым вином оставалось кьянти, особенно если оно было от барона Беттино Риказоли, который 35 лет потратил на создание кьянти классико.
Россини
А тем временем на банкетах, от которых Верди сбежал в деревню, царил кулинарный разгул, заставлявший забывать о принципах здорового питания. Жирную, обильно приправленную пищу приходилось заливать большим количеством вина, в чем сильно преуспевал Джоаккино Россини. «Любовь нужна сердцу, как аппетит желудку… Есть и любить, петь и переваривать — вот 4 акта оперы-буфф, которая называется жизнью. Тот, кто бежит от этого не пользуясь, — просто сумасшедший».
Эта цитата иллюстрирует философию Россини, который больше времени уделяет кухне и застолью, чем сочинительству. Его кухонные опусы скорее похожи на вариации на тему: он просто добавляет ингредиенты к базовым блюдам — чаще всего это трюфели и фуа гра, ставшие основными продуктами кухни композитора. Среди его любимых блюд — равиоли с пармезаном, макароны (есть даже бронзовое изображение композитора с блюдом этой пасты) и, конечно, устрицы, за которые, работая в Милане над Gazza Ladra, он задолжал приличную сумму хозяину рыбной лавки, но смог расплатиться, написав для него «Песню устриц».
Вообще гастрономических анекдотов о Россини — море. Тут и история арии Танкреда, описанная Стендалем, который, кстати, возмущался неуемным аппетитом композитора и называл его «огромным, как трое обжор». Эта ария Di Tanti Palpiti была известна всем как «рисовая», потому что Россини написал ее, пока готовил ризотто.
А вот с любимым блюдом Россини канелони (макаронные изделия в виде больших трубочек), фаршированными фуа гра, связан еще один курьез.
Александр Дюма, прознав об этом блюде, попросил у Россини рецепт. Тот ответил: «Дорогой Дюма, рецепт слишком ценен, чтобы я его вам дал, но приходите завтра ко мне попробовать канелони. И если вы действительно столь хороший повар, как о вас говорят, вы легко определите составляющие моего любимого блюда». Дюма принял приглашение, но блюдо показалось ему весьма посредственным. Он решил не напрягаться и, прощаясь, сказал: «Спасибо, дорогой Россини, я теперь знаю все, что хотел узнать». Самым знаменитым блюдом композитора является «турнедо Россини». Рецепт его прост до безобразия. На крутоне из белого хлеба подается жареный стейк из говяжьей вырезки, на который выкладываются ломтики террин (прямоугольные кусочки в виде хлебцев) из фуа гра. Да, и классический соус «мадера». Как видите, опять вариации на тему. Свое фирменное турнедо было и у Верди. Оно было более легким и не таким дорогим. К нему подавался соус на основе томатов, пармезана и лука.
По возвращении в Париж в 1855 году Россини худеет и к нему возвращается вдохновение. Весь Париж ходит к нему на ставшие знаменитыми музыкальные субботы, где счастливо уживаются и перемешиваются кулинарное искусство с музыкальными дегустациями. Да и названия его музыкальных зарисовок говорят сами за себя: «Миндаль», «Орехи», «Четыре закуски (редис, анчоус, корнишоны и сливочное масло)», «О, горошек».
Три коктейля
Творчество Верди и Россини вдохновляло кулинаров. Кстати, последний вроде был даже другом Антонена Карема, гуру гастрономии XIX века. Так, после триумфа «Набуко» Верди кондитеры предложили слоеное пирожное «Верди», а повара — «соус Верди» к пармской ветчине. В Генуе булочник присылал ему каждое утро бриош с вареньем — назывался он «Фальстаф». В честь героя «Севильского цирюльника» Россини в Париже появляются пирожные «Фигаро». Антонен Карем, в то время повар Ротшильдов, посвящает Россини паштет из дичи, а после триумфа «Вильгельма Телля» парижские буржуа наслаждаются одноименным яблочным пирогом.
А достойной и торжественной одой музыкально-гастрономической симфонии великих композиторов прозвучат три коктейля. В один бокал положите размятую клубнику, в другой налейте персиковый сок с мякотью, а в третий — мандариновый сок. Долейте в каждый холодного шампанского, возьмите бокалы за ножку и чокнитесь. В хрустальном звоне у вас встретятся сразу три композитора — Россини, Беллини и Пуччини. Так называются эти коктейли.