блэк стар бургер выручка
Чёрная дыра. Сколько зарабатывает империя Тимати
Даёшь рабочие места!
Всё это можно приобрести в любом магазине Black Star Wear. Точки сети работают по всей России и в странах СНГ. В отзывах покупатели хвалят одежду за стиль. Кто-то очередной покупкой «балует сына».
Правда, на сайте, где публикуют отзывы сотрудники компаний, оценка Black Star Wear — 2,9 балла. Большинство бывших работников не рекомендуют устраиваться в компанию Тимати. Некоторые называют бизнес «семейным подрядом», а другие жалуются на «чёрную зарплату с большими задержками».
В 2017 году Тимати говорил, что Black Star меняет облик страны и подаёт пример другим. «Мы на сегодняшний день 400 человек трудоустроили. С божьей помощью — хватит сил — через год будет 1000 человек. Потом полторы, потом две», — рассказывал Тимати.
В настоящее время, по собственным данным Black Star, совокупное количество сотрудников достигло 1200 человек. Однако к концу 2018 года в крупнейших компаниях холдинга официально числилось около ста работников (в ООО «Музыкальный лейбл «Блэк Стар»» — 97, в ООО «Линия одежды «Блэк Стар»» — четыре, а в ООО «Блэк Стар Фудс» — один). За год ситуация могла измениться.
И сват, и брат
Право на продажу одежды и аксессуаров под брендом Black Star Wear есть у двух организаций: ООО «Фэшн Индастри» и ООО «Линия одежды «Блэк Стар»».
Владельцы первой компании: брат Тимати Артём Юнусов, его друг и генеральный директор Black Star Inc. Павел Курьянов (рэпер Пашу) и, предположительно, его сестра Ирина Курьянова.
Владельцы второй — те же люди вместе с Сергеем Булавкиным, владельцем «Сигма Групп», компании по оптовой торговле производственным электротехническим оборудованием, машинами, аппаратурой и материалами.
Согласно договору оферты на сайте Black Star Wear, одежду в интернете продаёт ИП Косорукова Надежда Владимировна, которая не владеет лицензией на товарный знак. Как рассказал «Секрету фирмы» один из представителей подрядной организации, договоры периодически оформлялись и переоформлялись на разные юридические лица, в том числе на ИП Варганешева Елена Анатольевна и ИП Квашнина Елена Владимировна, в списке видов деятельности которых также указана торговля одеждой и аксессуарами.
На сентябрь 2019 года, по данным ФССП «Линия одежды «Блэк Стар»» должна судебным приставам около 1 млн рублей. С компанией «Фэшн Индастри» Тимати всё уладил. Долг компании составлял 1,1 млн рублей.
Информация о доходах сети магазинов не раскрывается. Единственное, что можно узнать, — выручку Black Star Wear за 2017 год.
Последний раз «Линия одежды «Блэк Стар» публиковала отчетность в 2015 году. Тогда выручка компании составила 385 млн рублей, а прибыль — 32 млн рублей. Другое юрлицо — «Фэшн Индастри» — ни разу не отчитывалось о своих финансовых показателях. Всего за 2017 год «Фэшн Индастри» выплатила 4 млн рублей налогов. Компания использует упрощенную систему налогообложения (6%) или (15%). В первом случае доход компании будет составлять 66 млн рублей. Во втором 27 млн, но это уже чистая прибыль.
За бургер и двор
Помимо сети магазинов одежды лейбл Тимати владеет популярными бургерными.
Чистый доход бургерных Black Star за 2017 год — около 4 млн рублей. Сейчас в сети насчитывается 36 точек по всей России. Для сравнения: чистый доход сети Burger Heroes (17 ресторанов по всей России) за 2017 год — 20 млн рублей.
Руководство Black Star было уверено, что на конец 2017 года бургерный бизнес станет «золотой жилой» холдинга. Несмотря на метровые очереди и качественный маркетинг сети ресторанов, сегодня бизнес значительно проигрывает другим направлениям компании.
Стоимость покупки франшизы Black Star Burger начинается от 20 млн рублей плюс 10% от оборота ресторана. Для городов-миллионников цена фиксирована — 50 млн рублей.
Это достаточно высокая стоимость франшизы. Эксперт сайта Franshiza.ru Анна Рождественская сказала, что стоимость Black Star Burger «не имеет аналогов в России». Например, франшиза того же Burger Heroes обойдётся в 2 млн рублей, а Burger King — 4 млн.
В этом году Тимати передал Black Star Burger в центре Грозного крупнейшему чеченскому девелоперу Мовсади Альвиеву и его партнёру Ахмаду Айдамирову. Причины выхода из бизнеса в Грозном неизвестны.
Цена свободы
В 2017 году артисты лейбла дали 680 концертов в России. За год они принесли владельцам больше 130 млн рублей прибыли. В течение следующих двух лет лейбл покинули его наиболее популярные артисты: L’one, Кристина Си, Егор Kreed, Джиган и другие.
В разговоре с «Медузой» L’one признался, что к выходу из Black Star он готовился несколько лет. Фанаты предполагают, что одной из причин ухода певца стали разные политические взгляды с Тимати.
В своём твиттере L’one написал, что стоимость «выходного билета» из Black Star составляла 170 млн рублей. По слухам, выход другого известного исполнителя Егора Крида обошёлся в 250 млн рублей.
Сомнительные канители
Зарабатывает музыкальный лейбл Black Star не только на концертах артистов, стриминговых сервисах и продаже прав. В 2017 году Тимати вместе с Гуфом выпустили клип «Поколение» (72 млн просмотров), который был усеян рекламой. Читая рэп, создатель Black Star успевает подстричься в своём барбершопе, вспомнить про «Тантум Верде форте», похрустеть чипсами Lay’s, рассказать о «Русском радио» и прикупить два пакета в Louis Vuitton.
Во время съёмки Тимати и Гуф постоянно встречают знакомых. В клипе появляется Покрас Лампас и Скриптонит. Последний после публикации клипа в инстаграме написал, «это какой-то п****ц» и просил больше не приглашать его в «настолько сомнительные канители».
«Поколение» — только один из примеров подобных клипов Тимати. Продакт-плейсмент встречается и в «Понтах», «Где ты, где я», «Зеро» и пр. Сам артист объясняет такое количество рекламы «очередями спонсоров со спонсорскими пакетами». Но за участие в клипе платят не только бренды.
Девушки готовы выкладывать несколько миллионов рублей за возможность сняться вместе с кем-то из Black Star. Героиня клипа «Баклажан» Шаира Кульжабаева заплатила за роль 3 млн рублей, Ирина Слоневская из совместного ролика Тимати и Егора Крида «Где ты, где я» отдала столько же.
Другие девушки платили меньше — клип «Останусь» обошёлся участнице Арине Кузьминой в 1 млн рублей, а Юлия Ионина за съёмку в «Зеро» заплатила 1,5 млн.
Пошэрил Алик с пацанами
Тимати любит рекламу. Реклама любит Тимати. За пару лет он снялся во многих рекламных роликах: магазин «Пятёрочка», букмекер «Фонбэт», колбаса «Доброе дело», интернет-магазин AliExpress и др.
С AliExpress артиста связывают особые отношения. Он не только рекламирует китайскую компанию, но и был замечен в перепродаже товаров с этой площадки. Например, представленные в марте 2019 года беспроводные наушники от лейбла Black Star пользователи называли «шляпой с AliExpress». Аналогичные устройства продавались на сайте в три раза дешевле.
Похожая история была и с выпуском совместной линии одежды «Армия России x Black Star Wear». Представленные на показе тёмно-зелёные шорты показались многим пользователям «украденными» с AliExpress. Похожие модели там можно найти по запросу «женские военные шорты».
Я у мамы бизнесмен
Кроме одежды, бургеров и рэпа холдинг Тимати пытался объединить под своим лейблом совершенно разные бизнесы. До конца 2017 года планировал открыть молодёжный мобильный оператор Stars Mobile, интернет-банкинг Stars Bank и партнёрский кэшбек-сервис Stars CashBack (техническая сторона была за компанией «Атлас», а продвижение — за Black Star). Правда, ничего не вышло. Спустя год Тимати заявил, что пришлось отказаться от планов и пойти «в другую сторону».
После закрытия культового бара «Симачёв» пошли слухи, что на его месте появится бургерная Black Star. В пресс-службе Black Star Burger заявили, что ничего не знают о дальнейшей судьбе здания, где некогда находился «Симачёв».
Одна из последних затей — киберлаунж Black Star Gaming (в партнёрстве с Intel и «M.Видео»), который на прошлой неделе открылся в Москве. Но и его открытию предшествовал скандал: в июле СМИ писали, что Тимати пытается захватить два пустующих детских садика около ЖК на Пресненском Валу и устроить там компьютерные клубы. Но открылся киберлаунж совершенно в другом месте: в пяти минутах ходьбы от метро «Сухаревская».
Мой лучший друг
Тимати лоялен власти — и о похорошевшей Москве он поёт не в первый раз (до песни «Москва» была другая — «Поколение»). Убийственной строчкой «Хлопну бургер за здоровье Собянина» ему удалось, казалось бы, невозможное: и мэра похвалить, и свои бургеры прорекламировать. Не меньше этой строчки слушателей возмутила ещё одна: «Не хожу на митинги и не втираю дичь». Она вышла на фоне скандальной предвыборной кампании, протестов, продолжавшихся с середины июля, и предстоящих муниципальных выборов.
В 2006 году Тимати ещё не был патриотом. В песне «Вопросы» он интересовался, почему в регионах нет денег, кто спонсирует войну с Чечнёй и почему россияне верят Кремлю. Спустя шесть лет его взгляды резко изменились. Рэпер стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина, а в 2015 году посвятил ему трек «Мой лучший друг».
Ещё один лучший друг Тимати — глава Чечни Рамзан Кадыров. И дружить они начали задолго до того, как рэпер отдал чеченцам свою бургерную в центре Грозного. «Дорогим братом» Кадырова Тимати стал как минимум в 2013-м, а год спустя получил звание заслуженного артиста Чечни. С той поры случалось всякое: Тимати и Кадыров встречались в боксёрском спарринге, рэпер летал на личном самолёте Кадырова, глава Чечни мирил Тимати и бойца ММА Хабиба Нурмагомедова, поссорившихся из-за отмены концерта Егора Крида в Дагестане.
О том, как к Тимати относится Собянин, доподлинно не известно. Ясно одно: сам Тимати крайне уважает мэра за то, как при нём похорошела столица, а ещё охотно участвует в столичных праздниках. Одно из последних мероприятий — митинг-концерт в честь Дня российского флага на проспекте Сахарова (обычно празднуют 22 августа, но концерт был спустя два дня — 24 августа). Тогда из-за народных гуляний мэрия отклонила все заявленные акции протеста.
Рэпер, бургер, барбер: на чем холдинг Black Star зарабатывает 1 млрд руб.
Воскресным вечером на Новом Арбате немноголюдно. Прохожие лениво гуляют по улице, пока не утыкаются в местную достопримечательность — очередь в Black Star Burger. Ресторан открылся в сентябре 2016-го и пользуется спросом у поклонников бренда, готовых часами ждать бургер за 195 руб. Очереди — самый яркий пример хайпа, который поймали основатели лейбла Black Star Тимати (Тимур Юнусов), Павел Курьянов (Пашу) и Вальтер Чассем.
В офисе Black Star в центре Москвы аскетичный дизайн, никакого «люкса». На ресепшене две стопки бумаг — «на подпись Тимати» и «на подпись Пашу», в кабинете Пашу — траурный постер в память о погибшем DJ Dlee (Алексее Таганцеве), полка с музыкальными наградами, портрет жены и деревянная шахматная доска. 33-летний Курьянов — гендиректор Black Star, он определяет стратегию развития группы. Стена напротив его рабочего стола увешана распечатками с аналитикой по аудитории артистов. Рядом в столбик выписаны текущие и будущие проекты под брендом Black Star — всего 15.
Драйвером роста бизнеса остается лейбл, рассказывает Пашу в разговоре с журналом РБК. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015-м выручка музыкального бизнеса подскочила втрое, до 142 млн руб., а «Линии одежды Black Star» (развивает магазины Black Star Wear и продает франшизу по России и странам СНГ) — почти в два раза, до 385 млн руб. По словам Пашу, в прошлом году доходы обоих направлений выросли, причем лейбл опередил «Линию одежды». А в 2017-м финансовым чемпионом холдинга станет сеть Black Star Burger, которая до конца года пополнится минимум двумя ресторанами, обещает Пашу.
Совокупная выручка группы компаний Black Star по итогам 2017-го превысит 1 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Помимо музыки, одежды и бургеров в группу входят агентство маркетинговых коммуникаций Global Star, разработчик софта для музыкального бизнеса Make It Music, барбершоп и тату-студия 13 by Black Star, футбольное агентство Black Star Sport, игровая компания BS Gaming. В стадии запуска — виртуальный мобильный оператор, производство напитков и другие проекты. В группе работают около 600 человек. Тимати и Пашу владеют долями почти во всех юрлицах группы.
Хот-дог и Dr Pepper
У офиса Black Star припаркованы десятки миллионов рублей — на тесной площадке жмутся Ferrari, Bentley, Mercedes, между ними бродят хмурые бородатые охранники. Автопарк частично принадлежит основателям Black Star, частично — владельцам здания, семье девелоперов Рудяк. Через дорогу от офиса — основной актив Рудяков, торговый комплекс «Атриум» у Курского вокзала. В нем в свое время открылся первый магазин одежды Black Star. Пашу и Тимати дружат с Эрнестом Рудяком, который управляет семейным бизнесом (Рудяк вопрос об отношениях с Black Star оставил без комментариев).
Основатели Black Star давно научились обращать знакомства на пользу бизнесу. Пашу и Тимати сдружились в школьные годы: оба гоняли на роликах и скейтах на Манежной площади. Тимати вырос в обеспеченной семье, Пашу — в семье рабочего метро и воспитательницы детского сада.
Отец Тимати — непубличный бизнесмен Ильдар Юнусов, предположительно совладелец швейцарской инвесткомпании Stratus Trade & Finance и член совета директоров производителя нефтяных насосов Art Pumping Technologies. Разговоры о том, что Юнусов-старший спонсировал старт карьеры сына, Тимати и Пашу неоднократно опровергали. «Родители никогда не давали ему денег. На мои карманные мы покупали один на двоих хот-дог и банку Dr Pepper», — вспоминает Пашу.
Тимати в детстве увлекся хип-хопом и подсадил на него друга. Вскоре оба устроились в команду продюсера Александра Толмацкого, который делал из сына Кирилла рэп-звезду Децла. В тени чужой славы друзьям быстро наскучило, их первым самостоятельным проектом стала организация вечеринок в клубах «Марика» и «Мост». Позднее они запускали как промоутеры и свои заведения — B-Club и Black October Bar. «Все кругом расслаблялись, а Тима и Пашу пахали. Когда кто-то посмеивался над тем, что «мажоры» ведут бизнес, я говорил: пройдет немного времени, и ребята сделают всех», — вспоминает давний знакомый основателей Black Star Сергей Док, ныне управляющий барбершопом и тату-студией 13 by Black Star.
Жизнь после Тимати
Над столом операционного директора Black Star Вальтера Чассема висит портрет 50 Cent. Вальтер тоже когда-то был «связан с криминальными людьми», говорил Пашу в интервью Rap.ru в 2006-м. Сегодня уроженец Камеруна — «душа» лейбла, в компании он с самого начала. На первых порах Чассем много инвестировал в развитие бизнеса: свой капитал он сколотил на футбольных трансферах, вспоминал Пашу в интервью журналу «Компания». В 2006-м начинающий лейбл, созданный тремя друзьями, выстрелил дебютным сольником Тимати Black Star. «Образ черной звезды у меня родился еще в 2001-м, когда я наблюдал затмение», — вспоминает Тимати. Планы диверсифицировать бизнес были уже тогда, но в первые годы не все идеи удавалось реализовать из-за дефицита опыта и средств, признается Пашу.
«Трушный» лейбл
Новый креативный директор помог лейблу изменить стратегию работы с исполнителями. Сегодня на Black Star 13 артистов, трое — Крид, L’One и Мот конкурируют по популярности с Тимати. Новичков лейбл ищет через кастинг «Молодая кровь», финальный выбор всегда за основателями. В раскрутку новобранца Black Star вкладывает до 15 млн руб.
Более свежий пример гибкой политики Black Star в отношении артистов — певица Клава Кока. На кастинге она покорила Абрамова вокалом и умением играть на разных инструментах, и сначала команда лейбла придумала ей типаж «очень приятной артистки». Но по рельсам традиционного шоу-бизнеса проект не поехал: песни Клавы завернули на радиостанциях с формулировкой «неформат», Black Star пришлось срочно менять позиционирование. Продюсеры обратили внимание на популярность трансляций Коки в Periscope и решили поэкспериментировать с форматом влога. В итоге менее чем за полгода певица превратилась в «быстрорастущего блогера» с 250 тыс. подписчиков. Абрамов с довольной улыбкой передает «приветы» критикам Коки: «Клава у нас хорошая и не мстительная. Я — нет».
Важным элементом позиционирования Black Star с приходом Абрамова стал и более «взрослый» имидж Тимати. Пришлось разрушать ореол «золотой молодежи» и искать «по-настоящему большие» песни, объясняет Абрамов. Прогресс заметен по концертам: если в 2012‑м Тимати не собирал шеститысячный «Крокус Сити Холл», то в ноябре 2017-го будет штурмовать 35-тысячный «Олимпийский». Рост популярности Абрамов объясняет качеством шоу, звука, маркетинга и отвергает претензии в «нерыночных» методах раскрутки. «Для получения денег от рекламодателей [таким компаниям, как Black Star] нужно много подписчиков. И если органического роста нет, вложения в социальные медиа оправданы», — говорит руководитель лейбла Effective Records Кирилл Лупинос.
Тимати определяет и общественно-политическую репутацию Black Star. Лояльность Владимиру Путину, дружба с Рамзаном Кадыровым, патриотизм, ЗОЖ — эти паттерны прочно закрепились за артистом. Соратники Тимати либо разделяют его взгляды, либо ссылаются на аполитичность. Мешает ЗОЖ-пропаганда разве что в подписании перспективной молодежи, опирающейся на менее традиционные ценности, например рэпера Pharaoh, отмечает Пашу.
Артист как актив
На диване рядом со стойкой ресепшен в офисе Black Star сидят двое молодых людей с ноутбуками. Они безостановочно звонят владельцам концертных площадок, чтобы продать выступления артистов Black Star. «Мы не ждем, пока к нам придут. Мы приходим сами», — объясняет Пашу. Артисты — ядро «экосистемы» Black Star и хорошо монетизируемый товар, говорит он. Совокупная аудитория лейбла в соцсетях — 33,2 млн пользователей, в основном это Instagram и «ВКонтакте».
Для реализации рекламного потенциала артистов Black Star в 2015-м запустил агентство Global Star. Его возглавил Павел Баженов, экс-директор лейбла по маркетингу. «Все артисты работают в своей нише. Например, L’One — про мотивацию, мы в его продвижении делали упор на спортивную составляющую. Теперь он топовый рэпер среди футболистов и других атлетов», — рассказывает глава Global Star. У Горозии уже есть контракты с Nike и «Единой лигой ВТБ». Сам L’One считает, что лейблу удается соблюдать баланс между интересами артиста и рекламной активностью. «Никто не заставляет подписываться на некомфортные проекты», — говорит рэпер.
«Для пробы», по словам Баженова, рекламодатели часто выбирают product placement в клипах. При интеграции бренда в ролики агентство задействует все маркетинговые ресурсы, связанные с артистом. Учитывая силу «социального капитала», Global Star может гарантировать, к примеру, 2–3 млн просмотров за месяц. Самые яркие проекты Global Star — Тимати и песня-мем для «Тантум Верде Форте», Крид как лицо мультиканальной кампании Garnier, брендирование «Вятским квасом» тура Тимати и L’One, сотрудничество L’One с KFC. Около 70% проектов агентства в 2016-м — контракты Black Star, за посредничество Global Star получает комиссию, ее размер не раскрывается, как и выручка агентства. По словам Пашу, в доходах Black Star на рекламу приходится до 30%.
К Global Star уже обращаются другие звезды: агентство внедрило бренды Mercedes-Benz и R.O.C.S. в клип Валерии. Продюсер певицы Иосиф Пригожин остался доволен: «Ребята передовые и талантливые». Правда, ему «показалось», что агентское вознаграждение немного завышено: сумма превышала 20% от бюджета рекламодателя. Баженов планирует довести объем сторонних заказов Global Star до 50% уже в 2017-м, в первую очередь за счет контрактов в спортивной отрасли.
Золотые жилы
Создавать одежду под брендом Black Star Wear Пашу решил еще в середине 2000-х: «Я начинал это направление сам, вложил все накопления, около 6 млн руб., в поставку первого товара, а партия на 90% оказалась браком». В итоге на становление бизнеса ушло почти десять лет: пришлось влезть в долги («только в прошлом году рассчитались»), воспользоваться связями (первый магазин открылся в ТК «Атриум» Рудяков) и набить шишки на производстве за рубежом. Когда рубль в 2014-м девальвировался, Пашу решил перевезти мощности в Россию: сейчас почти весь ассортимент отшивается на фабрике неподалеку от центра Москвы. Сеть Black Star Wear разрослась до 40 точек (свои и франшизные), часть из них в странах СНГ. В одежный бизнес вовлечены артисты лейбла: в магазинах можно купить коллекции, в разработке которых участвовали Тимати и Мот, над своей линией работает и L’One.
Пашу уверен: в конце 2017-го и музыкальный бизнес, и розницу по выручке обгонит новая «золотая жила» — Black Star Burger (BS Burger). С осени 2016-го компания открыла два ресторана — на Новом Арбате и Цветном бульваре, в обоих сработал эффект хайпа. «Это вторая за 25 лет очередь в общепит, после McDonald’s», — смеется Абрамов. В первую точку вложили 20 млн руб. (деньги отбили за три месяца), во вторую — 25 млн руб. В пиковые дни один ресторан готовит по 3 тыс. бургеров.
С идеей сети фастфуда к Black Star два года назад пришел экс-акционер Первого республиканского банка Юрий Левитас. Он разработал «уникальный» рецепт приготовления мяса для бургеров и долго просил Пашу о встрече с Тимати. Тот сдался с условием, что в меню будет вегетарианский бургер. По легенде на первую встречу в офис Black Star Левитас привез гриль и там же приготовил бургер для Тимати.
Одна из причин успеха BS Burger — секретный рецепт, уверен Левитас, другие «ингредиенты» хайпа — скорость (заказ за четыре минуты) и цена. BS Burger занимает нишу между McDonald’s и более дорогими бургерными: Левитас рассчитывал стоимость чизбургера так, чтобы продукт был на 100 руб. дешевле, чем у конкурентов, и чуть дороже, чем у самого популярного в мире фастфуда. «Для вас эти сто рублей ничто, но для многих они имеют огромное значение», — говорит он. При стоимости бургера 195 руб. средний чек — 700–800 руб. В 2017-м откроется до пяти новых ресторанов в Москве и один в Грозном. Последний BS Burger будет развивать совместно с девелопером Мовсади Альвиевым, соинвестором Фонда Ахмата Кадырова. Левитас мечтает открыть по ресторану во всех крупных городах страны.
Ставка на аудиторию лейбла сработала: Тимати регулярно делает бургерной промо в Instagram. «Неудивительно, что люди приходят после того, как он с любовью снимает ролики, как он ест, а сок течет по бороде и рукам в черных перчатках», — считает Абрамов. Тимати называет BS Burger любимым проектом. «На бургерах мы не остановимся», — рассказывает он. Сеть вырастет в подразделение Black Star Foods. В него войдут кафе-мороженое, кофейни и стейк-хаус, перечисляет Тимати.
Просчитать хайп невозможно: у этого явления нет математической формулы, признается Левитас. В BS Burger часто заходят артисты лейбла, в залах играет Black Star Radio, на плазмах — клипы и фото из Instagram с хештегом бургерных. Очереди — это следствие широкой аудитории артистов Black Star, мечтающей за посильную сумму приобщиться к ценностям бренда, считает совладелец ресторанов Brisket BBQ и Ferma Burger Максим Ливси: «Их клиент откусывает от бургера, жмуря глаза, — и представляет себя на 80-футовой яхте».
Далее — везде
Когда Егор Крид стрижется в 13 by Black Star, в соцсети он пишет уже на выходе из салона. «Иначе здесь выстроится очередь из 500 девочек», — смеется управляющий Сергей Док. Студия — одна из инициатив Black Star, претендующих на следующий бизнес-взрыв.
У салона, открытого в конце 2016-го, полная загрузка: ежедневно на стрижку приходят около 60 человек, запись к татуировщикам заполнена на несколько суток вперед. Экс-совладелец сети Tattoo 3000 Док давно мечтал о бизнесе с Тимати и Пашу. Но дальше обсуждения дело долго не шло: не было подходящей точки. Помог Эрнест Рудяк, у которого освободилось помещение на Большой Дмитровке. «Все должны думать: как они ухитрились сесть на улицу, где находятся бутики Prada и Louis Vuitton?» — объясняет Док. Он уверяет, что стоимость аренды «рыночная»; около 2 млн руб. в месяц (по ставке 85 тыс. за 1 кв. м), приводит данные консультант коммерческой недвижимости JLL.
Стоимость стрижек в 13 by Black Star примерно на 15% выше, чем в среднем на рынке. Самая популярная — мужская стрижка за 2 тыс. руб. Звездных мастеров сманили у конкурентов. Сооснователь сети Boy Cut Назим Зейналов, у которого Black Star увели нескольких сотрудников, считает, что аудитория 13 by Black Star отличается от слушателей артистов лейбла: «У артистов основная аудитория — молодые ребята, которые не готовы столько платить. Но они обрабатывают аудиторию с Дмитровки, окруженной офисами крупных компаний».
Татуированный с ног до головы Док отмечает, что размещенная на втором этаже студии тату-мастерская скорее «имиджевая история» для Black Star. Но и на ней можно зарабатывать: стоимость часового сеанса на 30% выше, чем в среднем по рынку (5 тыс. руб. за час). Док хочет довести выручку студии до 10 млн руб. в месяц. Нынешний объем доходов он не раскрывает, но уточняет, что за пять месяцев работы инвестиции «отбились». Док готовится к открытию академии барберов, которая поможет тиражировать бизнес. В планах — салон для женской аудитории.
Еще один амбициозный проект Black Star — футбольное агентство под руководством Юрия Штромбергера. Это проект на стыке спорта и селебрити-маркетинга: Black Star Sport (BS Sport) планирует заключать контракты с молодыми футболистами и превращать их в звезд для последующей продажи. Консультирует BS Sport вице-президент РФС Сергей Анохин. Футболисты будут тренироваться на базе ФК «Строгино», глава попечительского совета которого Анохин, а главный тренер отец Штромбергера. В бюджет BS Sport заложено до 15 млн руб. в год. Агентство может вырасти в полноценный футбольный клуб, рассказывает Штромбергер.
До конца 2017-го холдинг должен пополниться виртуальным оператором Stars Mobile, в планах — производство безалкогольных напитков, спортзалы и бутик-отель. Пашу вдохновляется историями Сэма Уолтона и Сергея Галицкого и следит за ростом бизнес-империи рэпера Jay-Z.
«Наша стратегия такая: мы должны делать крутой продукт и пытаться растить рынок, а не долю на нем. Лучше иметь 10% на рынке в 100 млрд руб., чем 80% на рынке в 100 млн руб.», — подытоживает Пашу. Никто из аналитиков никогда не оценивал бренд Black Star. В ответ на вопрос журнала РБК, о какой капитализации мечтают в лейбле, Пашу на секунду задумывается и то ли в шутку, то ли всерьез выдает: «50 миллиардов. Не рублей, конечно».