блэк стар бургер кто хозяин
Закулисье Black Star Burger: Реальный владелец, долги, состав котлет и обращение с персоналом
Правду раскрыли бывшие работники сети быстрого питания.
Тимати с бургером из Black Star Burger. Фото из Instagram: @blackstarburger
Тимати и Пашу не являются основными владельцами фирмы. Закрытие филиалов, обман потребителей о составе бургеров, антисанитария на кухне, неправильные маркировки продуктов и задержка оплаты работникам — закулисье закусочных стоит за бизнесменом Юрием Левитасом.
Реальный владелец сети Black Star Burger.
Юрий Левитас. Источник фото: rma.ru
Юрию пришла идея о создании сети быстрого питания в 2016 году, но для популярности заведения и быстрой окупаемости вложений он искал знаменитость с большой аудиторией. Выбор стоял между Ольгой Бузовой и Тимати. С певицей у Левитаса отношения не сложились, а вот представители лейбла Black Star отнеслись к его идее более, чем положительно.
Партнёры создали предприятие ООО «Блэк Стар Фудс», где 49% компании принадлежит Левитасу, а по 17% Пашу, Тимати и Вальтеру (ещё один партнёр Black Star).
Кадр из официального источника: rusprofile.ru
Долги и закрытие филиалов Black Star Burger в городах РФ.
На данный момент по всей стране располагается более 100 ресторанов (если верить написанному на официальном сайте Black Star Burger). Однако заведение начало нести крупные убытки, когда фанаты Тимати начали бойкотировать его продукцию из-за скандального клипа о Москве перед выборами мэра столицы России.
Сейчас же Тимати вовсе покинул лейбл, но решил оставить свои доли в различных сферах открытых бизнесов (в том числе и в сети быстрого питания).
Бывший сотрудник сети рассказал на YouTube-канале «Все работы хороши», что после закрытия и увольнения сотрудников у ресторана остался долг в 4 миллиона перед арендодателями. Данное заведение закрылось уже более года назад. Екатеринбург, Воронеж, Новосибирск, Ростов и даже в Москве закрываются филиалы Black Star Burger.
Обман потребителя: реальный состав котлет и работа на закрытой кухне.
По признаниям бывшего работника BSB, 100% мраморная говядина — миф и маркетинговый ход. По факту: ради экономии поварам приходится замешивать дорогой фарш с жиром или обычной говядиной.
Маркировки на продуктах отсутствуют, потому что у работников попросту нет времени на это. Антисанитария, грязь и нарушения «соседства» товара на кухне происходило по той же причине.
«Бывало, что просроченный фарш может простоять 2 недели на кухне», — признавался экс-сотрудник заведения.
Обращение с персоналом заведения.
«Условия труда в общем были адские. Особенно на кухне, особенно на гриле. Помню, один уехал, у него был больничный на несколько дней, с жуткими ожогами на руках. Очень там жарко на кухне, безумно жарко», — рассказывала бывшая сотрудница BSB.
Огромный список штрафов, переработка в несколько часов и дней, задержка и даже обман работников в выплате заработной платы. Доходило до того, что на кухне оставался только один сотрудник.
Персоналу приходилось также участвовать в роли грузчиков, перетаскивая шкафы, плиты и холодильники. В роли уборщиц, замывая после смены рабочие поверхности по несколько часов.
Подписание трудового договора давалось слишком трудно — его попросту не давали, ссылаясь на его долгую отправку с Москвы. Обследование для обязательных медицинских книжек должны оплачивать работодатели, но менеджеры говорили сотрудникам покупать их «со скидкой» за свой счёт.
Работа в крупных сетях быстрого питания зачастую неидеальна. Однако не факт, что такое происходит абсолютно во всех филиалах Black Star Burger. Бывшие сотрудники отмечали, что отношение к клиенту находилось всегда на высоте — гости для них это царь и Бог.
Юрий Левитас – биография, фото, личная жизнь, бизнес
Юрий Левитас – бизнесмен, совладелец и по совместительству генеральный директор Black Star Foods. Ресторатор активно ведет личный блог, рассказывая о своей жизни и новых проектах. Предприниматель является основателем FREE COMPANY, проект который активно занимается благотворительностью.
Биография
Родился Юрий Левитас 27 сентября 1968 года в Москве, Россия. К сожалению о детских годах жизни и родителях бизнесмена практически ничего неизвестно. Окончив школу, Юра поступил в техникум, на факультет торгового холодильного оборудования.
Получив диплом, Левитас отдал долг родине. В 21 год, после демобилизации, начал постепенно погружаться в бизнес. Первый кооператив, созданный Юрием, был направлена на обслуживании холодильного оборудования ресторанов. Работал он не один. В партнеры взял своего однокурсника. За месяц ребята обслуживали около 20 ресторанов.
В 1990 году, после смерти матери, Юрий Левитас переехал жить в Америку. Там юноша продолжил обучение. Он освоил специальность «Бизнес и менеджмент». В Нью-Йорке обучался в институте французской кухни. Параллельно парень продолжал создавать прибыльные проекты.
Именно с США, Юрий Левитас заработал первый серьезный капитал. По возвращению на родину, предприниматель с головой погрузился в создание бизнес-проектов.
Карьера
В 2004 году Левитас открыл первый в Москве лаундж-клуб One More Club, который расположился на Новом Арбате. По меркам того времени заведение было класса премиум. Чтобы попасть в лаунж-клуб люди ждали в очереди часами. Спустя 5 лет, когда One More Club был на пике популярности, предприниматель продал бизнес за баснословные деньги.
Ресторатор помешан на качественных блюдах и новых вкусах. За жизнь он посетил сотни заведений в разных странах мира. В 2011 году бизнесмен был акционером Первого республиканского банка. В 2014 году он вышел из игры, и решил вернуться в ресторанный бизнес.
Познакомившись с Тимуром Юнусовым, Левитам предложил артисту создать совместный проект. Юрий пришел на встречу к Тимати с переносным грилем. Он показал концепт бургеров и заведения. В 2016 году был открыт первый Black Star Burger. Левитас является управляющим компании ООО «Блэк Стар Фудс».
Позднее, под руководством Юрия был создан проект FREE COMPANY. Его главной особенностью является бесплатная еда и благотворительность.
Личная жизнь
Подробности личной жизни ресторатор не выставляет на всеобщее обозрение. Однако известно, что впервый раз он женился еще будучи в Америке. В 2020 году у бизнесмена родился сын, которого назвали Майклом.
На официальной странице в Фейсбук указано, что в 2012 году Юрий Левитас женился во второй раз. Ресторатор активно ведет личный блог. На свой страничке в Инстаграм, бизнесмен регулярно выкладывает личные фото с отдыха и работы. Там он делится актуальными новостями и планами.
Юрий Левитас сейчас
Сейчас ресторатор продолжает работать над развитием предприятий. Проект FREE COMPANY был представлен в 2020 году на StartUp Show 29. В том же году получил премию в номинации ресторатор года от Luxury in Russia.
Владелец Black Star Burger решил открыть свою фастфуд-сеть. Там не будет бургеров и Тимати
Без бургеров и Тимати
Гендиректор Black Star Burger, который также является основным владельцем этого бренда, уже начал искать площадки под новую сеть ресторанов быстрого питания, в том числе в офисных комплексах и торговых центрах. Речь идёт о небольших точках, работающих в формате навынос, со средним чеком около 270 рублей.
Уже в сентябре в Москве могут заработать 40 первых «Фридогов». В течение двух лет планируется увеличить количество точек до 500 за счёт франчайзи. По словам Левитаса, франчайзи будут отбираться на конкурсной основе без начального взноса.
Впрочем, эксперты рынка считают, что у проекта есть хорошие шансы «взлететь». В 2019 году на сегмент фастфуда пришлось более половины расходов россиян на общепит, за год этот показатель вырос почти на 20%. Популярность таких заведений связали с падающими доходами и растущим запросом на быстрое обслуживание в условиях городского ритма жизни.
Тем временем у первой сети, основанной Тимати и Левитасом, уже давно продолжаются проблемы. В марте стало известно, что заведения Black Star Burger в ряде городов России закрываются, чтобы переориентироваться на меньший формат, а сам бренд Тимати заложил Сбербанку ради кредита. Ранее Тимати пришлось отдать чеченскую часть своей фастфуд-сети бизнесменам из Грозного.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!
Блэк стар бургер кто хозяин
Гендиректор Black Star Burger Юрий Левитас дал интервью о Тимати, бургерах и чёрных перчатках
В сентябре 2016 года в Москве на Новом Арбате открылся первый ресторан Black Star Burger. Новая сеть общепита от известного музыкального лейбла всколыхнула отечественный ресторанный мир. Её лицом и главным амбассадоромстал Тимати (само собой), но концепцию и меню придумал Юрий Левитас.
В 1990 году Юрий Левитас отправился «погулять» в США, где женился и получил американское гражданство. Через год распался Советский Союз, и возвращаться Юрию Левитасу стало некуда. Спустя восемь лет появился закон «О возвращении соотечественников». Наш герой пошёл в российское консульство в Нью-Йорке и попросил российское гражданство. На родине он открыл заведение в центре столицы, которым владел до 2008 года. Почему это важно, Юрий Левитас сам объяснит ниже в интервью.
Мы встретились с ним в Сочи, на съёмках программы«Шефы и их тайны», которая стартовала 21 сентября на телеканале «Кухня ТВ». Для читателей Rap.ru Юрий Левитас рассказал, чем Тимати лучше Ольги Бузовой, где можно встретиться с легендой баскетбола Коби Брайантом, как приготовить котлету для бургера «по-блэкстаровски» и кому принадлежит идея чёрных перчаток.
ПРО ЗНАКОМСТВО С ТИМАТИ
– Юрий, расскажите, как вы познакомились с Тимати?
– Через Пашу – это генеральный директор BlackStarInc. Павел Курьянов. Я знал о нём ещё с начала 2000-х, мы были соседями по клубам и шапочно пересекались. В 2015 году я увидел, что мир поменялся – он стал миром соцсетей. Яркий пример – семейство Кардашьян-Уэст, которое монетизирует своих подписчиков через Инстаграм. Я начал анализировать, у кого из российских звёзд самая большая и лояльная аудитория.
– Мне кажется, у Ольги Бузовой.
– Я следил за этим проектом,но мне показалось, что её аудитория не настолько лояльна, как подписчики Тимати. В итоге я написал на почту Пашу, он поговорил с Тимуром и Вальтером (директор музыкального лейбла Black Star – прим.) и договорился со мной встретиться. Так мы познакомились
– Вам нравится музыка Тимати?
– Не всё. У него коммерческая музыка, она в тренде благодаря тому, что Тимати и вся команда Black Star являются профессионалами своего дела. Мне нравится, как он работает с живым звуком. На тексты я внимание не обращаю. Считаю, если нравятся только тексты, почитай стихи Есенина или Пушкина, а в музыке всё должно быть гармонично.
– Назовите песни, которые вам нравятся.
– Например, «Плачут небеса». Когда она вышла, я ещё не был таким старым.
– Работа с Black Star оказала влияние на ваш внешний вид? У вас есть татуировки?
– Есть одна – группа крови. Но это ещё со времён службы в армии. Мне 50 лет. У нас в команде работает зять Владимира Винокура. Он рассказывал, что Владимир Натанович сделал себе первую татуировку, когда ему было за 60. Так что у меня всё впереди.
– Почему татуировка группы крови? Служили в горячей точке?
– В 1987 году в Германии. В танковых войсках группы советских войск недалеко от Дрездена.
– В 2011-12 годах трек Тимати «Welcome To St. Tropez» звучал во всех клубах Европы. Планируете там открывать точки Black StarBurger?
– Тимати известен и в мире, и в Европе. Лично видел, как с ним общаются большие мировые звёзды. Естественно, мы планируем расширяться на Запад: открываем точку в Лос-Анджелесе, ведём переговоры по Европе.
– А вы с какими звёздами общаетесь? Судя по вашей физической форме, со спортивными.
– У меня много знакомых звёзд и в шоу бизнесе, и в спорте.Я очень люблю английский футбол. Слежу за хоккеем, баскетболом, теннисом. Вообще, всеяден в спорте. Я был знаком с Алексеем Ковалёвым (советский и российский хоккеист, обладатель Кубка Стэнли-1994 – прим.), который выступал за «Нью-Йорк Рейнджерс». Коби Брайанта один раз видел. Марата Сафина и Евгения Кафельникова на каких-то вечеринках. Чаще всего звёзд так и встречаешь – на вечеринках. Что касается BlackStarBurger, к нам часто приходят звёзды спорта, особенно футболисты. Большой поклонник наших бургеров Самюэль Это’о (камерунский футболист, известен по выступлениям за «Барселону», «Интер», «Анжи» – прим.). Он друг Вальтера. Он сейчас живёт и играет в Катаре, приглашал нас открыть бургерную там. Часто заходил бывший спартаковец Куинси Промес. Ещё один поклонник – известный мастер уличного воркаута Ислам Бадургов, официальный двойник Конора Макгрегора.
ПРО БУРГЕРЫ И ПРАВИЛЬНО ПРОЖАРЕННУЮ КОТЛЕТУ
– Моё мнение: бургеры Black Star очень жирные. Какая идеальная жирность, на ваш взгляд?
– Идеальное содержание жира в котлете – 20-30 процентов. Хотя жир – это не так плохо. Ты слышал про модные кето-диеты, где нужно большое потребление жира, порядка 60 процентов, и только 40 – белка? Таким образом отучаешь организм брать энергию из углеводов.
Про жирность бургера. Считается, чтобы котлета была сочной, она должна быть жирной и толстенькой. Но тогда она не прожарится. Если мы её будем жарить быстро, она внутри останется сырая, то есть получится прожарка medium. В России люди в масс-маркете этого не понимают, поэтому мы стараемся делать котлеты прожарки well-done.
– Как это получается?
– Всё очень просто. Первое, нужно, чтобы фарш был определенной температуры, где-то 10 градусов. Холодное мясо не успеет прожариться. Второе, нужно сделать тонкую котлету большого диаметра.И третье, очень быстро пожарить. Мы жарим котлету 30-40 секунд с каждой стороны при температуре 300 градусов. Только в этом случае мясной сок не успеет вытечь, котлета будет сочной, но при этом прожарки well-done. Вот такой секрет.
– Что должно быть в котлете, кроме мяса?
– Ничего, только мясо. Добавь лук – получится бабушкина котлета. Тоже вкусно, но к бургеру она не имеет отношения.
– Из каких отрубов вы делаете фарш для котлеты?
– Мы покупаем готовый фарш у одной торговой марки из Воронежа.Делать фарш в ресторане тяжело, потому что нужны большие мясорубки, отсекатели косточек и т.д. Бывает, что попадаются хрящики, но это говорит только о натуральности мяса. Когда мы были на заводе, ели сырой фарш руками. Он делается, конечно, не из самих премиальных отрубов, но всё равно это настоящая мраморная говядина.
– За сколько в среднем отдается бургер?
– Если есть все заготовки, то мы делаем бургер за две минуты.
ПРО ЧЁРНЫЕ ПЕРЧАТКИ
– Как пришла идея с чёрными перчатками?
– Вы уже достигли такого уровня, когда производитель работает…
– … под нас. Да, думаю, какая-то конвейерная линия в Тайланде под нас изготовляет перчатки.
– Сколько рублей добавляют перчатки к стоимости бургера?
ПРО БИЗНЕС
– Вы себя позиционируете как фастфуд или ресторан?
– Мы называем себя фастфудом. Мы боремся за каждую копейку, поэтому ввели дешевую линейку, в которой бургеры стоят 46-48 рублей. Естественно, поместить туда перчатки за шесть рублей невозможно. Эти бургеры мы отдаем ниже себестоимости,себе в убыток. Они меньше: в отличие от 170-граммовой котлеты в стандартном бургере, там 75-граммовая котлета и булочка 9-10 сантиметров в диаметре сравнению со стандартной 12-сантиметровой. Зачем нам это нужно? Мы хотим быть доступными для всех слоев населения с разным достатком.
– Сколько бургеров вы продаете в день?
– По-разному. Если назвать рекорд, то в одном ресторане было около 4000 бургеров за день.
– Сколько людей работают на кухне, чтобы в одном ресторане за день отдать 4000 бургеров?
– В нашем первом ресторане на Новом Арбате в один момент работали 130 человек в две смены.
– Без Тимати ваш бизнес был бы настолько успешен?
– Нет, конечно. Тимати наш фронтмен. Одним постом в Инстаграме он может организовать рекорд России. Мы так собрали самую длинную танцующую очередь – она была 300 метров, в ней участвовали около 700 человек.
– Сколько ресторанов насчитывает сеть Black Star Burger?
– По франшизе их уже около 70, но сейчас открыты около 40 в разных городах и странах. В планах 200 ресторанов на следующий год.
– Получается, вы одна из самых крупных сетей в стране.
– Не знаю, не мне судить. Хотя некоторые рестораторы до сих пор свысока на нас смотрят. По началу нас много критиковали. Говорили, что через месяц ажиотаж спадёт и очереди пропадут. Потом – через два, потому – через три. Через год я написал этим ребятам: «Ну, как дела?». Они признали свою неправоту.
ЕЩЁ БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ ЮРИЙ ЛЕВИТАС РАССКАЖЕТ, А ТАКЖЕ ПОДЕЛИТСЯ ПОТРЯСАЮЩИМ РЕЦЕПТОМ ЗОЖ-БУРГЕРА ОТ BLACKSTARBURGER В КУЛИНАРНОМ ШОУ «ШЕФЫ И ИХ ТАЙНЫ» – СМОТРИТЕ В СУББОТУ, 19 ОКТЯБРЯ, В 20.00 НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КУХНЯ ТВ».
Рэпер, бургер, барбер: на чем холдинг Black Star зарабатывает 1 млрд руб.
Воскресным вечером на Новом Арбате немноголюдно. Прохожие лениво гуляют по улице, пока не утыкаются в местную достопримечательность — очередь в Black Star Burger. Ресторан открылся в сентябре 2016-го и пользуется спросом у поклонников бренда, готовых часами ждать бургер за 195 руб. Очереди — самый яркий пример хайпа, который поймали основатели лейбла Black Star Тимати (Тимур Юнусов), Павел Курьянов (Пашу) и Вальтер Чассем.
В офисе Black Star в центре Москвы аскетичный дизайн, никакого «люкса». На ресепшене две стопки бумаг — «на подпись Тимати» и «на подпись Пашу», в кабинете Пашу — траурный постер в память о погибшем DJ Dlee (Алексее Таганцеве), полка с музыкальными наградами, портрет жены и деревянная шахматная доска. 33-летний Курьянов — гендиректор Black Star, он определяет стратегию развития группы. Стена напротив его рабочего стола увешана распечатками с аналитикой по аудитории артистов. Рядом в столбик выписаны текущие и будущие проекты под брендом Black Star — всего 15.
Драйвером роста бизнеса остается лейбл, рассказывает Пашу в разговоре с журналом РБК. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015-м выручка музыкального бизнеса подскочила втрое, до 142 млн руб., а «Линии одежды Black Star» (развивает магазины Black Star Wear и продает франшизу по России и странам СНГ) — почти в два раза, до 385 млн руб. По словам Пашу, в прошлом году доходы обоих направлений выросли, причем лейбл опередил «Линию одежды». А в 2017-м финансовым чемпионом холдинга станет сеть Black Star Burger, которая до конца года пополнится минимум двумя ресторанами, обещает Пашу.
Совокупная выручка группы компаний Black Star по итогам 2017-го превысит 1 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Помимо музыки, одежды и бургеров в группу входят агентство маркетинговых коммуникаций Global Star, разработчик софта для музыкального бизнеса Make It Music, барбершоп и тату-студия 13 by Black Star, футбольное агентство Black Star Sport, игровая компания BS Gaming. В стадии запуска — виртуальный мобильный оператор, производство напитков и другие проекты. В группе работают около 600 человек. Тимати и Пашу владеют долями почти во всех юрлицах группы.
Хот-дог и Dr Pepper
У офиса Black Star припаркованы десятки миллионов рублей — на тесной площадке жмутся Ferrari, Bentley, Mercedes, между ними бродят хмурые бородатые охранники. Автопарк частично принадлежит основателям Black Star, частично — владельцам здания, семье девелоперов Рудяк. Через дорогу от офиса — основной актив Рудяков, торговый комплекс «Атриум» у Курского вокзала. В нем в свое время открылся первый магазин одежды Black Star. Пашу и Тимати дружат с Эрнестом Рудяком, который управляет семейным бизнесом (Рудяк вопрос об отношениях с Black Star оставил без комментариев).
Основатели Black Star давно научились обращать знакомства на пользу бизнесу. Пашу и Тимати сдружились в школьные годы: оба гоняли на роликах и скейтах на Манежной площади. Тимати вырос в обеспеченной семье, Пашу — в семье рабочего метро и воспитательницы детского сада.
Отец Тимати — непубличный бизнесмен Ильдар Юнусов, предположительно совладелец швейцарской инвесткомпании Stratus Trade & Finance и член совета директоров производителя нефтяных насосов Art Pumping Technologies. Разговоры о том, что Юнусов-старший спонсировал старт карьеры сына, Тимати и Пашу неоднократно опровергали. «Родители никогда не давали ему денег. На мои карманные мы покупали один на двоих хот-дог и банку Dr Pepper», — вспоминает Пашу.
Тимати в детстве увлекся хип-хопом и подсадил на него друга. Вскоре оба устроились в команду продюсера Александра Толмацкого, который делал из сына Кирилла рэп-звезду Децла. В тени чужой славы друзьям быстро наскучило, их первым самостоятельным проектом стала организация вечеринок в клубах «Марика» и «Мост». Позднее они запускали как промоутеры и свои заведения — B-Club и Black October Bar. «Все кругом расслаблялись, а Тима и Пашу пахали. Когда кто-то посмеивался над тем, что «мажоры» ведут бизнес, я говорил: пройдет немного времени, и ребята сделают всех», — вспоминает давний знакомый основателей Black Star Сергей Док, ныне управляющий барбершопом и тату-студией 13 by Black Star.
Жизнь после Тимати
Над столом операционного директора Black Star Вальтера Чассема висит портрет 50 Cent. Вальтер тоже когда-то был «связан с криминальными людьми», говорил Пашу в интервью Rap.ru в 2006-м. Сегодня уроженец Камеруна — «душа» лейбла, в компании он с самого начала. На первых порах Чассем много инвестировал в развитие бизнеса: свой капитал он сколотил на футбольных трансферах, вспоминал Пашу в интервью журналу «Компания». В 2006-м начинающий лейбл, созданный тремя друзьями, выстрелил дебютным сольником Тимати Black Star. «Образ черной звезды у меня родился еще в 2001-м, когда я наблюдал затмение», — вспоминает Тимати. Планы диверсифицировать бизнес были уже тогда, но в первые годы не все идеи удавалось реализовать из-за дефицита опыта и средств, признается Пашу.
«Трушный» лейбл
Новый креативный директор помог лейблу изменить стратегию работы с исполнителями. Сегодня на Black Star 13 артистов, трое — Крид, L’One и Мот конкурируют по популярности с Тимати. Новичков лейбл ищет через кастинг «Молодая кровь», финальный выбор всегда за основателями. В раскрутку новобранца Black Star вкладывает до 15 млн руб.
Более свежий пример гибкой политики Black Star в отношении артистов — певица Клава Кока. На кастинге она покорила Абрамова вокалом и умением играть на разных инструментах, и сначала команда лейбла придумала ей типаж «очень приятной артистки». Но по рельсам традиционного шоу-бизнеса проект не поехал: песни Клавы завернули на радиостанциях с формулировкой «неформат», Black Star пришлось срочно менять позиционирование. Продюсеры обратили внимание на популярность трансляций Коки в Periscope и решили поэкспериментировать с форматом влога. В итоге менее чем за полгода певица превратилась в «быстрорастущего блогера» с 250 тыс. подписчиков. Абрамов с довольной улыбкой передает «приветы» критикам Коки: «Клава у нас хорошая и не мстительная. Я — нет».
Важным элементом позиционирования Black Star с приходом Абрамова стал и более «взрослый» имидж Тимати. Пришлось разрушать ореол «золотой молодежи» и искать «по-настоящему большие» песни, объясняет Абрамов. Прогресс заметен по концертам: если в 2012‑м Тимати не собирал шеститысячный «Крокус Сити Холл», то в ноябре 2017-го будет штурмовать 35-тысячный «Олимпийский». Рост популярности Абрамов объясняет качеством шоу, звука, маркетинга и отвергает претензии в «нерыночных» методах раскрутки. «Для получения денег от рекламодателей [таким компаниям, как Black Star] нужно много подписчиков. И если органического роста нет, вложения в социальные медиа оправданы», — говорит руководитель лейбла Effective Records Кирилл Лупинос.
Тимати определяет и общественно-политическую репутацию Black Star. Лояльность Владимиру Путину, дружба с Рамзаном Кадыровым, патриотизм, ЗОЖ — эти паттерны прочно закрепились за артистом. Соратники Тимати либо разделяют его взгляды, либо ссылаются на аполитичность. Мешает ЗОЖ-пропаганда разве что в подписании перспективной молодежи, опирающейся на менее традиционные ценности, например рэпера Pharaoh, отмечает Пашу.
Артист как актив
На диване рядом со стойкой ресепшен в офисе Black Star сидят двое молодых людей с ноутбуками. Они безостановочно звонят владельцам концертных площадок, чтобы продать выступления артистов Black Star. «Мы не ждем, пока к нам придут. Мы приходим сами», — объясняет Пашу. Артисты — ядро «экосистемы» Black Star и хорошо монетизируемый товар, говорит он. Совокупная аудитория лейбла в соцсетях — 33,2 млн пользователей, в основном это Instagram и «ВКонтакте».
Для реализации рекламного потенциала артистов Black Star в 2015-м запустил агентство Global Star. Его возглавил Павел Баженов, экс-директор лейбла по маркетингу. «Все артисты работают в своей нише. Например, L’One — про мотивацию, мы в его продвижении делали упор на спортивную составляющую. Теперь он топовый рэпер среди футболистов и других атлетов», — рассказывает глава Global Star. У Горозии уже есть контракты с Nike и «Единой лигой ВТБ». Сам L’One считает, что лейблу удается соблюдать баланс между интересами артиста и рекламной активностью. «Никто не заставляет подписываться на некомфортные проекты», — говорит рэпер.
«Для пробы», по словам Баженова, рекламодатели часто выбирают product placement в клипах. При интеграции бренда в ролики агентство задействует все маркетинговые ресурсы, связанные с артистом. Учитывая силу «социального капитала», Global Star может гарантировать, к примеру, 2–3 млн просмотров за месяц. Самые яркие проекты Global Star — Тимати и песня-мем для «Тантум Верде Форте», Крид как лицо мультиканальной кампании Garnier, брендирование «Вятским квасом» тура Тимати и L’One, сотрудничество L’One с KFC. Около 70% проектов агентства в 2016-м — контракты Black Star, за посредничество Global Star получает комиссию, ее размер не раскрывается, как и выручка агентства. По словам Пашу, в доходах Black Star на рекламу приходится до 30%.
К Global Star уже обращаются другие звезды: агентство внедрило бренды Mercedes-Benz и R.O.C.S. в клип Валерии. Продюсер певицы Иосиф Пригожин остался доволен: «Ребята передовые и талантливые». Правда, ему «показалось», что агентское вознаграждение немного завышено: сумма превышала 20% от бюджета рекламодателя. Баженов планирует довести объем сторонних заказов Global Star до 50% уже в 2017-м, в первую очередь за счет контрактов в спортивной отрасли.
Золотые жилы
Создавать одежду под брендом Black Star Wear Пашу решил еще в середине 2000-х: «Я начинал это направление сам, вложил все накопления, около 6 млн руб., в поставку первого товара, а партия на 90% оказалась браком». В итоге на становление бизнеса ушло почти десять лет: пришлось влезть в долги («только в прошлом году рассчитались»), воспользоваться связями (первый магазин открылся в ТК «Атриум» Рудяков) и набить шишки на производстве за рубежом. Когда рубль в 2014-м девальвировался, Пашу решил перевезти мощности в Россию: сейчас почти весь ассортимент отшивается на фабрике неподалеку от центра Москвы. Сеть Black Star Wear разрослась до 40 точек (свои и франшизные), часть из них в странах СНГ. В одежный бизнес вовлечены артисты лейбла: в магазинах можно купить коллекции, в разработке которых участвовали Тимати и Мот, над своей линией работает и L’One.
Пашу уверен: в конце 2017-го и музыкальный бизнес, и розницу по выручке обгонит новая «золотая жила» — Black Star Burger (BS Burger). С осени 2016-го компания открыла два ресторана — на Новом Арбате и Цветном бульваре, в обоих сработал эффект хайпа. «Это вторая за 25 лет очередь в общепит, после McDonald’s», — смеется Абрамов. В первую точку вложили 20 млн руб. (деньги отбили за три месяца), во вторую — 25 млн руб. В пиковые дни один ресторан готовит по 3 тыс. бургеров.
С идеей сети фастфуда к Black Star два года назад пришел экс-акционер Первого республиканского банка Юрий Левитас. Он разработал «уникальный» рецепт приготовления мяса для бургеров и долго просил Пашу о встрече с Тимати. Тот сдался с условием, что в меню будет вегетарианский бургер. По легенде на первую встречу в офис Black Star Левитас привез гриль и там же приготовил бургер для Тимати.
Одна из причин успеха BS Burger — секретный рецепт, уверен Левитас, другие «ингредиенты» хайпа — скорость (заказ за четыре минуты) и цена. BS Burger занимает нишу между McDonald’s и более дорогими бургерными: Левитас рассчитывал стоимость чизбургера так, чтобы продукт был на 100 руб. дешевле, чем у конкурентов, и чуть дороже, чем у самого популярного в мире фастфуда. «Для вас эти сто рублей ничто, но для многих они имеют огромное значение», — говорит он. При стоимости бургера 195 руб. средний чек — 700–800 руб. В 2017-м откроется до пяти новых ресторанов в Москве и один в Грозном. Последний BS Burger будет развивать совместно с девелопером Мовсади Альвиевым, соинвестором Фонда Ахмата Кадырова. Левитас мечтает открыть по ресторану во всех крупных городах страны.
Ставка на аудиторию лейбла сработала: Тимати регулярно делает бургерной промо в Instagram. «Неудивительно, что люди приходят после того, как он с любовью снимает ролики, как он ест, а сок течет по бороде и рукам в черных перчатках», — считает Абрамов. Тимати называет BS Burger любимым проектом. «На бургерах мы не остановимся», — рассказывает он. Сеть вырастет в подразделение Black Star Foods. В него войдут кафе-мороженое, кофейни и стейк-хаус, перечисляет Тимати.
Просчитать хайп невозможно: у этого явления нет математической формулы, признается Левитас. В BS Burger часто заходят артисты лейбла, в залах играет Black Star Radio, на плазмах — клипы и фото из Instagram с хештегом бургерных. Очереди — это следствие широкой аудитории артистов Black Star, мечтающей за посильную сумму приобщиться к ценностям бренда, считает совладелец ресторанов Brisket BBQ и Ferma Burger Максим Ливси: «Их клиент откусывает от бургера, жмуря глаза, — и представляет себя на 80-футовой яхте».
Далее — везде
Когда Егор Крид стрижется в 13 by Black Star, в соцсети он пишет уже на выходе из салона. «Иначе здесь выстроится очередь из 500 девочек», — смеется управляющий Сергей Док. Студия — одна из инициатив Black Star, претендующих на следующий бизнес-взрыв.
У салона, открытого в конце 2016-го, полная загрузка: ежедневно на стрижку приходят около 60 человек, запись к татуировщикам заполнена на несколько суток вперед. Экс-совладелец сети Tattoo 3000 Док давно мечтал о бизнесе с Тимати и Пашу. Но дальше обсуждения дело долго не шло: не было подходящей точки. Помог Эрнест Рудяк, у которого освободилось помещение на Большой Дмитровке. «Все должны думать: как они ухитрились сесть на улицу, где находятся бутики Prada и Louis Vuitton?» — объясняет Док. Он уверяет, что стоимость аренды «рыночная»; около 2 млн руб. в месяц (по ставке 85 тыс. за 1 кв. м), приводит данные консультант коммерческой недвижимости JLL.
Стоимость стрижек в 13 by Black Star примерно на 15% выше, чем в среднем на рынке. Самая популярная — мужская стрижка за 2 тыс. руб. Звездных мастеров сманили у конкурентов. Сооснователь сети Boy Cut Назим Зейналов, у которого Black Star увели нескольких сотрудников, считает, что аудитория 13 by Black Star отличается от слушателей артистов лейбла: «У артистов основная аудитория — молодые ребята, которые не готовы столько платить. Но они обрабатывают аудиторию с Дмитровки, окруженной офисами крупных компаний».
Татуированный с ног до головы Док отмечает, что размещенная на втором этаже студии тату-мастерская скорее «имиджевая история» для Black Star. Но и на ней можно зарабатывать: стоимость часового сеанса на 30% выше, чем в среднем по рынку (5 тыс. руб. за час). Док хочет довести выручку студии до 10 млн руб. в месяц. Нынешний объем доходов он не раскрывает, но уточняет, что за пять месяцев работы инвестиции «отбились». Док готовится к открытию академии барберов, которая поможет тиражировать бизнес. В планах — салон для женской аудитории.
Еще один амбициозный проект Black Star — футбольное агентство под руководством Юрия Штромбергера. Это проект на стыке спорта и селебрити-маркетинга: Black Star Sport (BS Sport) планирует заключать контракты с молодыми футболистами и превращать их в звезд для последующей продажи. Консультирует BS Sport вице-президент РФС Сергей Анохин. Футболисты будут тренироваться на базе ФК «Строгино», глава попечительского совета которого Анохин, а главный тренер отец Штромбергера. В бюджет BS Sport заложено до 15 млн руб. в год. Агентство может вырасти в полноценный футбольный клуб, рассказывает Штромбергер.
До конца 2017-го холдинг должен пополниться виртуальным оператором Stars Mobile, в планах — производство безалкогольных напитков, спортзалы и бутик-отель. Пашу вдохновляется историями Сэма Уолтона и Сергея Галицкого и следит за ростом бизнес-империи рэпера Jay-Z.
«Наша стратегия такая: мы должны делать крутой продукт и пытаться растить рынок, а не долю на нем. Лучше иметь 10% на рынке в 100 млрд руб., чем 80% на рынке в 100 млн руб.», — подытоживает Пашу. Никто из аналитиков никогда не оценивал бренд Black Star. В ответ на вопрос журнала РБК, о какой капитализации мечтают в лейбле, Пашу на секунду задумывается и то ли в шутку, то ли всерьез выдает: «50 миллиардов. Не рублей, конечно».