бизнес суп в стакане
Бизнес-план супов в стаканах
Введение
Жизнь в ритме большого города дает о себе знать постоянно, а особенно в тот момент, когда, работая в режиме 24/7 нет возможности полноценно пообедать. При таком положении дел единственным вариантом остается успеть перехватить что-то на лету либо перекусывать всухомятку. Подобное регулярное питание оказывает негативный эффект на здоровье человека.
Всем известно, что в здоровом рационе питания обязательным пунктом должны быть – первые блюда. Начав свой обед с супа, большинство современных людей сможет избежать или решить различные проблемы с желудком. Большими преимуществами открытия точки по продаже полезной еды является то, что у людей после приема первого блюда всегда будут силы для активной работы в течение дня, в холодную погоду они всегда смогут согреться и времени на весь процесс требуется также как при поедании очередного бургера.
К тому же открытие точки по продаже супов в стакане является универсальной идеей и подойдет жителям больших и маленьких городов. Для начала работы в подобном бизнесе большого опыта не требуется. Самое главное, чтобы было желание работать над своим бизнесом и постоянно развивать его.
Следовательно, открытие бизнеса по продаже супов в стаканах позволит начинающему бизнесмену получать достаточно высокий доход.
Суть бизнес-идеи
Предлагается открыть новое и интересное дело в сфере общепита с высоким доходом.
Средний чек посетителя 200 руб. Целевая аудитория — молодежь, средний класс, 16-45 лет. Основной выгодой является существенная экономия времени. Стоит вложиться в создание фирменного стиля.
При открытии такого бизнеса конкуренция будет практически нулевая, так как подобную нишу еще не успели занять, и потенциальные покупатели будут удивлены увидев среди приевшихся хот-догов и гамбургеров что-то новое и необычное и естественно благодаря интересу продажи будут расти.
Рынок сбыта продукции/услуг
Наиболее выгодным местоположением бизнеса по продаже супов в стаканах будет точка рядом с офисными помещениями, учебными учреждениями и бизнес-центрами. Также можно открыть «островок» в торговых и развлекательных центрах.
Что потребуется для открытия?
Для открытия данного бизнеса потребуется небольшое пространство – 10 кв.м. Самое главное, чтобы это была точка с большой проходимостью и большим спросом на данные услуги.
Начать работу надо с установки вывески, стойки с витринами и полками. Также надо будет приобрести все необходимое оборудование (холодильник, микроволновка, миксер, мойка, весы и т.д.) и покупки инвентаря, например такого как упаковка для супов.
Персонал
Для дополнительной экономии при открытии бизнеса функции администратора можно взять на себя. Бухгалтерские обязанности такие как ведение учета и подготовки отчетности следует передать специалисту на аутсорс. И самое главное необходимо нанять двух хороших поваров, профессионалов своего дела, которые смогут работать посменно вместе с этим занимаясь уборкой и продажей продукции.
Документы необходимые для начала работы
Реклама и продвижение
Для быстрого продвижения и повышения узнаваемости необходимо очень точно продумать упаковку продукта и его подачу, так как клиенту должно быть приятно и удобно есть еду как за столиком, так и на бегу.
Также стоит готовить продукт прямо перед покупателем, чтобы он проникся доверием и увидел, что его еда вкусная, аппетитная и готовится в чистых условиях из свежих продуктов.
Стоит провести крупную рекламную компанию в местах, где есть ваша целевая аудитория, раздавая брошюры, листовки. Также можно задействовать социальные сети, форумы и блоги.
Можно посмотреть список предстоящих конференций, фестивалей, ярмарок, где будет находится большое количество потенциальных покупателей и попробовать приобрести рекламу у них. Такой вид продвижения точно скажет вам есть ли спрос на вашу продукцию или нет.
Необходимо разработать прозрачную систему лояльности, чтобы покупатель видел и ощущал выгоду от приобретения вашей продукции. Это могут быть бонусы, накопительные баллы и т.д.
Как казанское кафе зарабатывает на крем-супах в съедобных стаканах
Кафе «Супстанция» занимает небольшой закуток в помещении, расположенном на самой «студенческой» улице Казани — Университетской. Оно открылось в марте 2019-го и довольно быстро обзавелось армией поклонников.
Enter совместно с «Мастерами России» рассказывает, как появилась идея проекта с супами в съедобных стаканах, когда откроется вторая точка и сколько стоит франшиза «Супстанции».
Азат Гимадеев и Александр Поляков, основатели «Супстанции»
Путь к открытию собственного кафе
Идея «Супстанции» как проекта появилась у Александра Полякова и Азата Гимадеева еще в мае 2018-го. Двое друзей отправились в путешествие в Минск, где наткнулись на кафе с супами в съедобных стаканах. «Нам очень понравилась задумка, мы изучили рынок и поняли, что в России заведений с подобной концепцией еще нет», — вспоминает Александр.
По словам основателей, им хотелось сделать что-то совершенно новое: «Надоели эти бесконечные бургеры, шаурма — все одно и то же. Нам удалось открыть фастфуд, но не вредный, как это обычно бывает. Мы готовим из натуральных продуктов, без усилителей вкуса, а большая часть нашей аудитории придерживается правильного питания или вовсе вегетарианцы. У нас иногда спрашивают, порошковые ли супы — и надо признаться, это даже обижает. А еще “Супстанция” — это и просто удобный формат: взял стакан и пошел, как кофе с собой».
Проблемы с поиском помещения и текучка кадров
Аренда помещения стала одним из сложных моментов при открытии заведения. Решающим фактором, как это часто бывает, было местоположение. «Когда у тебя нет уверенности в том, что бизнес взлетит, нужно открываться в месте с внушительным пешеходным трафиком — так и для нас проходимость стала главным критерием», — рассказывает Азат. Изначально компаньоны планировали разместить торговую точку и закупочный цех в одном помещении, но не смогли найти подходящий вариант.
Так, знаменитые супы варятся в цеху на площади 17 м², в месте, расположенном на улице Сары Садыковой. Основатели сняли его за 16 000 рублей в месяц. Аренда самого кафе обходится чуть дороже — 20 000 рублей. Раньше в этом закутке на 14 м² располагался суши-бар и копи-центр, но с приходом Александра и Азата помещение заметно похорошело: всего за месяц они поменяли проводку, сделали ремонт, закупили необходимое оборудование и не забыли про декор.
Визуальным оформлением помещения занимался креативщик проекта — дизайнер Оскар Галанский: он разработал логотип, фирменный стиль, придумал декор. Вместе с ним (не считая Азата и Александра) в команду входят два продавца, два повара, финансист, снабженец, конструктор и дизайнер интерьера — всего 11 человек.
Основатели жалуются на большую текучку среди продавцов: «Многие рассматривают “Супстанцию” как подработку на лето и вот сейчас у ребят началась учеба, иногда приходится вместо них выходить на смену. Но это даже к лучшему, позволяет быть в форме, оптимизировать внутренние процессы, учитывать все детали», — объясняет Азат.
На разработку концепции и ремонт потребовалось около девяти месяцев, и уже в марте 2019-го небольшое кафе на Университетской, 20 начало свою работу. Начальный капитал — 800 тысяч рублей: владельцы заведения хотели уложиться в минимум, но чтобы при этом проект не выглядел дешево — в ход пошли собственные накопления.
50 000 рублей выручки в день и секрет популярности сырного супа
На первых порах супы в кафе часто заканчивались уже к 14:00, но сейчас Александр и Азат учитывают погоду и день недели, анализируют предыдущие продажи, уточняют, не проходит ли в городе крупное мероприятие и только исходя из этого рассчитывают объемы.
Наценка на супы зависит от сезона — в среднем это 75-80%. Летом себестоимость снижается: например, грибной подешевел в производстве на 30%. Выручка «Супстанции» так же зависит от времени года и температуры: зимой, к примеру, кафе приносит 10-15 тысяч рублей в день (300-400 тысяч в месяц), летом же эти показатели падают. Однако основатели быстро ориентируются: к примеру, ввели летнее меню с холодными супами, лимонадами и десертами.
Пик выручки, по словам владельцев, обычно приходится на фестивали — например, последний Open Space Market принес им около 50 тысяч рублей за день. Средний чек — 190 рублей, а себестоимость стаканчика с супом — 35 рублей (30 за суп и 5 за стакан).
Самые популярные позиции — сырный и грибной супы. «Мы их всегда готовим побольше, потому что на них спрос выше. Думаю, секрет их популярности кроется в простоте. Сельдереевый суп, например, не каждый отважится взять, а очень зря!», — рассказывает Александр.
Разработка технологии производства съедобных стаканчиков стала одной из главных сложностей для команды. Александр и Азат несколько раз даже собирали фокус-группу из друзей, раздавали всем анкеты, давали попробовать и стаканы и супы. Работали с возражениями, долго искали идеальную технологию выпекания и рецептуру стаканчиков. Сейчас их готовят из пшеничной муки, соли, сахара, масла и куркумы. Также основатели всячески тестировали свой продукт на прочность. К примеру, чтобы проверить стакан на непротекаемость, владельцы наливали туда не суп, а просто кипяток — съедобная тара не теряла форму минимум час.
Тяга к дизайнерскому комьюнити и доступная франшиза
Недавно Александр и Азат нашли новое помещение для еще одной точки — она откроется до конца года на Межлаука, 6. В конечном счете в Казани, по задумкам основателей, должно работать минимум три «Супстанции». Причем для одной из точек уже есть желанная локация: «Очень хочется расположиться возле КГАСУ — архитекторам и дизайнерам точно зайдет наш формат», — рассказывает Александр.
Аудитория «Супстанции» — студенты, сотрудники ближайших офисов и просто молодежь, которая всегда тянется к чему-то новому. «Да, проходимость здесь действительно хорошая, но о нас по-прежнему не все знают. Во многом из-за проблем с вывеской — нам до сих пор не удалось ее согласовать, для нее попросту нет места. Мы сейчас занимаемся этим вопросом: хотим сделать хотя бы торцевую. Вот как раз ждем согласования», — объясняет Александр.
Открывая заведение, основатели уже держали в голове мысль о целой сети и франшизе. Это заметно и по узнаваемым интерьеру и фирстилю. «На самом деле многие гости думают, что у нас сетевой проект, да и в Инстаграм часто поступают вопросы о продаже франшизы — обращались даже из Якутии.
Сейчас мы готовимся к открытию первой точки в Ижевске: уже ездили знакомиться с франчайзи, смотрели помещение. Новое кафе тоже расположится рядом с университетом, причем заготовочный цех будет размещен там же, да и с вывеской у ребят проблем не было — там не такой строгий контроль, как у нас», — объясняет Александр. Основатели продолжают курировать ижевскую точку, уже передали все рецепты, промо-материалы и ждут открытия до конца 2019 года. Стоимость франшизы притягательная — всего 300 тысяч рублей.
Как заработать на супах в стаканах
Встряхнули рынок
В ноябре 2013 г. у проекта появилось название Soupmates и страница в Facebook. Олешкевич позвала в проект друзей из рекламного бизнеса: дизайнера Илью Шакирова и Марию Рунову, которая помимо копирайта занималась продвижением бренда в соцсетях и просто любила готовить.
Когда для участия в первом для себя фестивале еды предприниматели сварили сами 120 л супов, стало понятно, что пора привлекать профессионалов. Они арендовали цех-кухню, наняли поваров, а некоторое время спустя позвали шеф-поваром Вячеслава Лепехова (бывший шеф-повар в известном ресторане «Море»).
Однако курьерские компании, специализирующиеся на доставке еды, по словам предпринимателей, не справлялись. Опаздывали, требовали сузить зону доставки. Доставку пришлось заморозить, чтобы сосредоточиться на открытии кафе.
Когда в конце мая им предложили в субаренду часть помещения в магазине подарков «Больше» на Малой Бронной, предприниматели посчитали, что это идеальный вариант для поп-ап-кафе.
Сплошные провалы
До Soupmates идею супа как быстрого и полезного способа перекуса на ходу пытались реализовать уже не раз. Ни одному из предшественников построить масштабный бизнес так и не удалось.
Идею супов навынос одной из первых в России стала продвигать на рынок сеть кафе быстрого питания «Супчик». Их киоски появились на улицах Москвы весной 2010 г. Но уже в конце года компании пришлось перестраивать стратегию. Сергей Собянин, пришедший на смену Юрию Лужкову, объявил войну уличной торговле. «Супчики» были вынуждены перебираться на фудкорты в торговые центры. Сейчас у них пять точек продаж. А компанию супам в меню составляют сэндвичи и салаты.
Потом затею с супами подхватил известный ресторанный холдинг «Арпиком» (рестораны Goodman, «Филимонова и Янкель», «Колбасофф»), открывший в «Москва-сити» кафе Soup & Go. Супы подавались в специальных герметичных термостаканах, которые удобно брать с собой, чтобы пообедать в офисе или на прогулке. В новый проект компания инвестировала тогда около 3 млн руб. Анализ структур продаж в ресторанах компании демонстрировал, что супы заказывает треть гостей вне зависимости от сезона. Это давало уверенность, что новый суповой проект будет успешным. В течение 2011 г. в «Арпикоме» планировали открыть еще 10 точек. Но кафе в «Сити» так и осталось единственным. Спустя два года проект был закрыт.
Сама бизнес-модель показала себя хорошо, уверяет Королев, финансовые показатели, интерес к продукту и отзывы конечных потребителей предпринимателей радовали. Все подталкивало к дальнейшему развитию. Но, чтобы такая модель экономически себя оправдывала, нужны прямые договоры аренды от города. Через посредников стоимость аренды становится настолько дорогой, что точка работает фактически только на аренду.
Сейчас проект Any Soup заморожен, но Королев говорит, что есть вероятность продажи франшизы в регионы, где законодательные барьеры не так суровы, как в столицах.
В расчете на трудоголиков
В поп-ап-кафе ежедневно в продаже 3-5 разных супов, ежедневная выручка составляет около 50 000 руб. Основную выручку компании сейчас приносит участие в различных городских мероприятиях выходного дня в парках. К примеру, на «Пикнике «Афиши» в Коломенском они продали около 300 л супов. Говорят, что могли бы продать и больше, но супы закончились.
С выбором инвестора предприниматели пока выжидают. Надеются, что появится не просто человек с деньгами, а инвестор, имеющий опыт в ресторанном бизнесе. Пока совладельцы Soupmates обходились собственными средствами. Сумма невозвращенных инвестиций за девять месяцев, по словам Стоумова, приближается к 1 млн руб. Но основные вложения предстоят предпринимателям осенью. Развиваться в дальнейшем они планируют за счет открытия стационарных кафе в бизнес-центрах.
На днях глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк заявил, что город отказывается от тендеров на размещение объектов уличного питания и больше развиваться этот формат в Москве не будет. Уличная еда, по мнению столичного чиновника, должна постепенно исчезать.
Не супом единым
Сейчас порция супа стоит 250-300 руб. за 300-400 мл. В идеале большинство супов предприниматели хотели бы продавать в пределах 200 руб. за 400 мл. А дорогие в производстве супы, такие как сливочно-лососевый, в который идет 600 г филе лосося на 1 л супа, продавать за 250 руб. Снизить цены в Soupmates рассчитывают, когда найдут помещение под собственный цех и откажутся от дорогой аренды.
Основатели Soupmates полны энтузиазма и не считают неудачный опыт коллег, продвигавших суповые проекты в двух столицах, и для себя черной меткой.
Бизнес суп в стакане
Разговора про «закрыть бизнес» никогда не было. А что было — рассказывает основатель Soupmates Татьяна Стоумова-Олешкевич
2 октября 2018
Шесть лет назад Татьяна Стоумова-Олешкевич променяла работу в рекламной компании на свой фуд-стартап. И не прогадала: сейчас у Soupmates подписаны договоры с поставщиками на 1,5 млн рублей и есть планы по выходу в ритейл. Но все же один раз пришлось поставить бизнес на паузу, а потом — начинать все сначала. Rusbase рассказывает о перспективах ниши food-casual и главных выводах основателей Soupmates.
В 2012 году я была голодным рекламщиком. Идею супов в стаканчике придумала во время работы в SapientNitro. В ассортименте ближайшего кафе были только жирные салаты да багеты с индейкой и майонезом. Эта еда — точно не про меня.
И тут я увидела бульон. Попросила налить мне его в картонный стакан вместо тарелки. Меня долго отговаривали, предлагали пластиковую миску с собой. С трудом уговорила именно на стакан: «Я выпью его по дороге». Зашла в лифт, сделала глоток и подумала: «Ммм! Был бы суп — был бы рай!»
Так я начала обдумывать мысль о супах в стаканах.
Чтобы начать проект, мне потребовался год. Я еще не знала и не верила, что могу открыть свой бизнес, скорее, все обдумывала. Изучила рынок и увидела, что на тот момент, в 2012 году, супов в стаканах в России не было.
Но я не понимала, что делать с документами. Казалось, что столько всего сложного — сертификация, бухгалтерия, юридические моменты.
Я стала внимательнее слушать про опыт друзей-предпринимателей, но никому не раскрывала идею. Через год я встретила Витю (Виктор Стоумов, сооснователь Moleskines. — Прим.) — своего будущего супруга. У него был опыт в бизнесе — в проектах Moleskines и Trusbox. Как только я озвучила ему идею, он сказал: «Надо делать». Когда я начала спрашивать про то, что меня беспокоило, он говорил: «Давай впишемся, а там разберемся».
Я знала, с кем хочу делать продукт. Позвала в команду Машу Рунову, мою подругу-копирайтера, и Илью Шакирова, с которым мы несколько раз работали в команде и дружили лет пять. Им понравилась идея и они сразу согласились.
В октябре 2013 на обычной домашней кухне мы — я, Витя, Маша и Илья — начали пробовать рецепты и записывать первые техкарты (карта блюда, где пишется его рецепт, калорийность, содержание витаминов и микроэлементов, технология приготовления, вес на выходе. — Прим.). У нас не было технолога или повара. Мы взяли весы и по табличкам техкарт блюд из интернета посчитали, из какого брутто сколько супа выходит.
Карты были неточные, но их оказалось вполне достаточно, чтобы увидеть цифры и стартовать. Инвестиции на этом этапе составили 100 тысяч рублей.
Супы сначала готовили по нашим с Машей рецептам. Мы по-прежнему варим все в кастрюлях, только в 2013 их объем был 5 л, а сейчас — 25 л. Тогда нам хватало помещения 10 кв. м, сейчас у нас цех-кухня в 100 кв. м и команда поваров.
Сырный шейк-суп: + 30%
Лососевый шейк-суп по-фински: + 140%
Тыквенно-имбирный шейк-суп: +0%
Шейк-суп том кха: +55%
Получается, что в 2013 приготовить лососевый суп стоило в 2-3 раза дешевле, чем сегодня.
* Фудкост — абсолютная цифра стоимости входящих в суп ингредиентов.
В конце декабря мы начали анонсировать проект в Facebook. Рассказывали о себе ЦА: писали популярным молодым изданиям, креативным, рекламным, digital-компаниям. Привозили супы бесплатно, собирали обратную связь.
Никого не просили написать о нас, но втайне нам этого хотелось, конечно.
По экономике: мы тратили деньги только на продукт, доставку агентства чаще всего брали на себя. В случае личной доставки мы еще презентовали продукт сотрудникам. Несколько рекламных агентств сразу предложили нам сделать совместно фестивальный кейс.
90% тех, кого мы накормили, решили написать о проекте. Так у нас появился пиар до официального запуска.
К апрелю 2014 года нас уже очень ждали. Мы даже сделали сайт с листом ожидания, где можно было оставить почту и первым узнать о старте продаж.
Зарегистрировать дело в России — просто. Не стоит бояться бюрократических сложностей.
В банке мне помогли зарегистрировать ООО: я просидела с их сотрудницей 1,5 часа. Меня скорее утомило подписывать большое количество листов. Единственная сложность с оформлением документов была связана с нотариусом: мы с сооснователями долго не могли собраться одновременно, чтобы зарегистрировать фирму. Нам уже нужны были документы, чтобы искать производство, меня торопил Витя: «Так бизнес не ведется». Поэтому в какой-то момент я пошла и зарегистрировала все сама.
Так как сейчас мы продаем супы в ритейле — сделали декларации соответствия EAC и техническую инструкцию, а также описали технические условия и подготовили протоколы испытания. У всех сотрудников есть медкнижки. Еще мы оформили авторские права на торговую марку.
«За ночь сварили 120 л супа. Это был первый и последний раз, когда мы сами готовили супы»
В феврале 2014 года я ушла из SapientNitro. До этого в январе мы приняли участие в «Ресторанном дне» (мероприятие, когда любой желающий может открыть свое заведение на один день и угощать гостей. — Прим.). Это бесплатно и просто: пишешь описание продукта, отправляешь заявку на участие. Тогда за ночь мы сварили порядка 120 литров супа. Это был первый и последний раз, когда мы готовили сами на продажу.
Супы пользовались такой популярностью, что в тот же день Витя поехал доваривать еще, привез партию и уснул в машине. Стало ясно, что все серьезно — надо срочно брать повара. Выручка с продаж «Ресторанного дня» составила больше 100 тысяч рублей.
Мы думали, что найти кухню будет непросто: боялись мошенников, больших комиссий. Витя предложил найти недозагруженное кафе или ресторан. Это решало проблемы аренды, оплаты и сертификации кухни. В итоге нашли место у метро Красные ворота. Мы договорились с ними, что наш шеф будет готовить, а су-шефы кухни должны ему помогать. Кухня также закупала продукты по нашему списку у поставщиков. Мы получали готовый продукт, продавали его и платили ресторану по стоимости двойного фудкоста.
В 2014 году Виктор сделал мне предложение. По семейным обстоятельствам мы решили уехать в США.
Сначала думали, что можем оставить Soupmates на партнеров. Но еще во время короткой поездки, до Штатов, поняли, что не получится. Пришлось приостановить бизнес.
Решение было совсем не простым. К этому моменту мы успели запустить поп-ап-кафе, начав с выручки около 50 тысяч рублей. О нас писали бизнес-издания и предлагали инвестиции, было порядка 50 запросов на франшизу из Европы и Азии.
Хоть делать паузу мы не хотели — к этому подталкивали и другие обстоятельства. Начали скакать курсы валют: стало понятно, что через 2-3 месяца все цены взлетят. Работать по старой технологии было уже нельзя — слишком дорого и неэффективно. Все ключевые супы нужно было переделывать. И мы решили приостановить дело.
Разговора про «закрыть бизнес» никогда не было. Вопрос был в том, когда мы вернемся и снова запустим продажи.
Мы вернулись в Москву в ноябре 2016 года. Я тут же начала прорабатывать новую технологию с шеф-поваром. «Второй раунд» обошелся нам в 400 тысяч рублей инвестиций.
Мы проработали под себя новое оборудование, похожее на суповой бойлер. Начиная с весны планировали строить кафе, где могли бы продавать супы. Сделали смету на строительство точки 20-25 м с небольшой посадочной зоной (кафе так и не открылось. — Прим). Нас звала «Гастроферма», но нам не понравилась их арендная политика и проходимость зон.
Пока мы планировали новое производство, я вспомнила, что мне рассказывали про технологичность и франшизу «Додо Пиццы». Мы с мужем отправились учиться этому в Сыктывкар, где стали их франчайзи. Витя построил в Москве пиццерию, а я начала внедрять элементы «конвейерной» модели производства в Soupmates.
Деньги на перезапуск в 2017 году я взяла у четверых лучших друзей, которые меня всегда поддерживают. Это не такие большие суммы: по 100 тысяч рублей. Их я вернула согласно нашим договоренностям в течение двух месяцев.
Взять деньги на бизнес в долг — хорошая мысль с точки зрения взросления тебя как предпринимателя. В этот момент ты принимаешь на себя ответственность за бизнес. В результате я работала на адреналине, у меня было много энергии, а главное, понимание, что чужие деньги нужно тратить максимально эффективно.
Занятия в преакселераторе проходили удаленнно со встречами в Москве: мы предоставляли свою бизнес-модель, делали качественные и количественные исследования, интервью с ЦА, описывали свои позиционирование и стратегию. Мы еще раз поняли, что супы в стаканчиках попадают в тренд.
Преакселератор помогает заново проанализировать свой бизнес. А на выходе из него ты можешь пойти в акселератор, по итогам которого финалистам дают грант в виде ресурсов компании на определенную сумму, например, консультации технолога. Также PepciCo говорит о поглощении. Но это нам не было интересно.
Под преакселератор PepsiCo мы разработали специальный формат — супы в бутылочке. Вскоре Настя Колесникова (основатель «Маркета Местной Еды». — Прим.) порекомендовала наш проект в «Город-Сад». Этим летом мы for fun подали заявку в акселератор в Сколково и по результатам нам предложили грант. Он распространяется только на обучение в Академии стартапов, плюс мы выступили на Дне инвестора.
1,75 до 5,5 порций супа, то есть в 3,5 раза. Дополнительно мы привозим заказчикам брендированные стаканы, в которых можно при желании разогреть суп.
В сентябре 2017 мы получили новые техкарты на супы, а в октябре открыли производственный цех площадью 50 кв. м. Мы заново переработали технологию, протестировали ее на новом оборудовании.
В декабре 2017 встали в «Город-Сад». На тот момент они для нас были тестово-имиджевой историей. По факту сотрудничества мы научились правильно вставать в магазин, а также мерчендайзингу, выбору цены. Собрали обратную связь от покупателей, получили пиар. Мы временно отказались от продаж там, но у нас есть договоренность, что после возвращения они включат нас в «Яндекс.Еду».
Полноценные оптовые поставки запустили в феврале-начале марта. Наш опт — это кафе и магазины здоровой еды, коворкинги, бизнес-центры, витрины и вендинги («Тома Дома», MoscowFresh, «Завтраки.ру», Nasladdin, «Здоровая точка», «Морковка и Огурчик», «Кофе Ко», коворкинг «Ключ». — Прим.). Весной к нам пришел запрос на поставку от модной сети бургерных в Москве и сети магазинов здорового питания (названия Татьяна не раскрывает, так как договоры с ними в процессе подписания. — Прим.). На нас вышли Х5, но для них мы еще слишком дорогие.
Проработав с бизнес-моделью оптовых продаж 2,5 месяца, мы вышли на оборот около 4000 супов в месяц (после недавнего переезда; до этого оборот был около 2500 супов. — Прим.) и поняли, что упираемся в потолок из-за мощностей и размеров цеха. Деньги, которые были взяты на открытие цеха, мы отбили за 1,5-2 неполных месяца работы опта. С тех пор мы регулярно подходим к нулю и большую часть инвестируем в рост. Сейчас, например, у нас выросла команда, появляется новое и новое оборудование, открылся цех вдвое больше прежнего — это снова затраты.
Меня очень вдохновило выступление Хестона Блюменталя, на котором он рассказывал, как создать для гостя не просто обед, а экспириенс. Он делился интересным экспериментом: если включить звуки моря гостям, которые едят устриц, то устриц будет съедено гораздо больше, чем без музыки.
Фишка наших супов — вкус. Многие ударяются в ЗОЖ и забывают, что еда может быть вкусной. У нас работает шеф-повар с дипломом Le Cordon Bleu. Выпускники этой знаменитой кулинарной школы угощают королеву Великобритании. Мы работаем над текстурой супов, избегаем красителей.
Наша аудитория очень крутая. Это люди из медиа, креативных сфер, digital и не только: те, у кого часто нет времени покупать здоровую еду. Но все они хотят хорошо выглядеть и быть здоровыми. Нас обожают велосипедисты, потому что суп в бутылочке удобно держать одной рукой. Мамы, потому что дети сами просят попить суп из трубочки. Пациенты после стоматологических процедур или пластических операций — потому что неделю им надо что-то жевать. Автомобилисты. Иногда наши супы отправляют болеющим друзьям.
С блогерами мы не сотрудничаем, но они нам иногда пишут. У меня в силу работы двоякое отношение к блогерам. С одной стороны, я знаю, что такая реклама не всегда работает. С другой стороны, у нашего мозга есть особенность: если какой-то продукт хвалят, мы в это все равно верим, даже зная, что публикация куплена. Это относится и к работе с блогерами. Мы знаем, что блогеру заплатили за пост, но думаем: «Он, наверное, не будет рекламировать все подряд». В итоге отношение к продукту смягчается.
Сайт нужен нам в основном как онлайн-меню. Соцсети, к моему удивлению, приносят и оптовых, и розничных клиентов. Сейчас мы заново будем выстраивать продвижение в соцсетях.