библейский персонаж проглоченный рыбой
Библейский персонаж проглоченный рыбой
На самом ли деле Иона был проглочен китом?
История об Ионе – это удивительный рассказ о своенравном пророке, который, будучи проглоченным китом (или «большой рыбой» – см. ниже) и изрыгнутым на берег, неохотно привел нечестивый город Ниневию к покаянию. Скептики часто критикуют этот библейский рассказ из-за невероятных событий, описанных в нем. Эти события включают следующее:
• средиземноморскую бурю, вызванную и успокоенную Богом (Ионы 1:4-16)
• крупную рыбу, направленную Богом, чтобы проглотить пророка после того, как его выбросил в море экипаж корабля (2:1)
• выживание Ионы в желудке рыбы в течении трех дней и трех ночей, или его воскрешение из мертвых после того, как он был изрыгнут на берег – в зависимости от того, как интерпретировать текст (2:1)
• рыбу, изрыгающую Иону на берег по приказу Бога (2:11)
• растение, выросшее очень быстро по Божьему провидению, чтобы дать Ионе тень (4:6)
• червя, направленного Богом, чтобы подточить и заставить увянуть растение, дающее тень (4:7)
• знойный ветер, вызванный Богом, чтобы доставить Ионе неудобство (4:8).
Критики также считают маловероятным покаяние Ниневии (3:4-9), хотя технически это не является чудом. Тем не менее, покаяние Ниневии имеет смысл, учитывая необыкновенное появление Ионы на побережье Средиземного моря и известный нам факт поклонения Дагону в этой конкретной области древнего мира. Дагон был богом-рыбой, популярным божеством среди пантеонов Месопотамии и восточного побережья Средиземного моря. Он несколько раз упоминается в Библии по отношению к филистимлянам (Судей 16:23-24; 1 Царств 5:1-7; 1 Паралипоменон 10:8-12). Изображения Дагона были найдены в дворцах и храмах Ниневии и во всем регионе. В некоторых случаях он был представлен как человек, одетый в рыбу. В других он был наполовину человеком, наполовину рыбой – своеобразный водяной или русалка.
Что касается успеха Ионы в Ниневии, то востоковед Генри Клей Трамбалл выдвинул правомерный аргумент, написав следующее: «Что могло быть еще убедительнее для Ионы как божественного посланника в Ниневию, чем быть выброшенным из уст большой рыбы в присутствии свидетелей где-то на побережье Финикии, где бог-рыба был любимым объектом поклонения? Такой случай неизбежно возбудил бы живое воображение восточных зрителей, так что многие были бы готовы последовать за тем, кого они считали воплощением бога-рыбы, поведавшим им историю своего восстания из моря и направлявшимся с миссией в город, в котором бог-рыба был центром поклонения» (Г. Клей Трамбалл, Иона в Ниневии, Журнал библейской литературы, том 2, № 1, 1892, стр. 56).
Некоторые исследователи предполагают, что внешний вид Ионы, обесцвеченный под воздействием желудочных кислот рыбы, посодействовал его миссии. Если это так, то ниневитяне встретили человека, чья кожа, волосы и одежда были призрачно-белого цвета – человека, сопровождаемого толпой неистовых последователей, многие из которых утверждали, что были очевидцами того, что его выплюнула на берег большая рыба (плюс любые красочные преувеличения, которые они могли добавить).
Ионе достаточно было только вызвать публичный резонанс, чтобы получить доступ к царю, который, услышав о божественном приговоре, имел бы власть провозгласить в городе день поста и покаяния. Согласно библейскому повествованию, именно это и произошло (Ионы 3:6-9). Итак, учитывая, что пророк был изрыгнут на берег большой рыбой, покаяние Ниневии вытекает из абсолютно логичной прогрессии.
По поводу морского опыта Ионы (который является самым трудным вопросом данной истории), хотя нет убедительных исторических свидетельств того, что он был когда-либо проглочен рыбой и выжил, чтобы поведать об этом, существуют некоторые поразительные доказательства, подтверждающие это. В третьем веке до н.э. вавилонский жрец/историк по имени Берос написал о мифическом существе по имени Оанн, вышедшем из моря, чтобы принести людям божественную мудрость. Ученые обычно идентифицируют этого загадочного человека-рыбу как аватара вавилонского бога воды Эа (также известного как Энки). Любопытный момент в рассказе Бероса – это использованное им имя: Оанн.
Берос писал на греческом языке в эллинистическую эпоху. Имя Оанн всего лишь на одну букву короче греческого имени Иоанн. Иоанн является одним из двух греческих имен, используемых в Новом Завете для обозначения еврейского имени Йона, которое, в свою очередь, является сокращенным от Йоханана. И Иоанн, и Ионас (второе греческое имя-аналог) используются взаимозаменяемо в Септуагинте, греческом переводе древнееврейского Ветхого Завета. (Сравните 4 Царств 25:23 и 1 Паралипоменон 3:24 в Септуагинте с теми же отрывками из еврейского Ветхого Завета.)
Что касается недостающего «и» в имени Оанн, то, по словам профессора Трамбалла, который утверждает, что его умозаключения подтвердил известный ассириолог доктор Херман Хилпрехт, «В ассирийских письменах «й» из иностранных слов трансформируется в «и» или вообще исчезает; поэтому Йоанн, греческий аналог Йоны, у ассирийцев будет либо как Иоанн, либо Оанн» (там же, стр. 58).
Ниневия была ассирийским городом. Это по сути означает, что Берос написал о рыбе-человеке по имени Иона, вышедшем из моря, чтобы поделиться божественной мудростью с людьми, – замечательное подтверждение еврейского повествования.
Берос утверждал, что основывал свое описание на официальных вавилонских источниках. Ниневия была завоевана вавилонянами при царе Набополасаре в 612 году до н.э., более чем за 300 лет до Бероса. Поэтому весьма вероятно, по крайней мере гипотетически, что в его трудах описаны успехи Ионы в Ниневии. Если это так, то, по всей видимости, Иона был обожествлен и мифологизирован в течение трех столетий, сначала ассирийцами, которые, без сомнения, ассоциировали его со своим богом-рыбой Дагоном, а затем вавилонянами, которые, похоже, ассоциировали его с их собственным богом воды Эа.
В дополнение к рассказу Бероса Иона фигурирует в израильских хрониках как пророк, предсказавший военные успехи Иеровоама II против Сирии в 8-м веке до Рождества Христова (4 Царств 14:25). Считается, что Иона был сыном Амафия (см. Ионы 1:1) из города Геф-Хефер в нижней Галилее. Иосиф Флавий повторяет эти подробности в своих «Иудейских древностях» (глава 10, абзац 2). Иона не был воображаемой личностью, выдуманной, чтобы сыграть роль непослушного пророка, проглоченного рыбой. Он является частью пророческой истории Израиля.
Относительно города Ниневии, то он был вновь открыт в 19-м веке после свыше 2500 лет забвения. В настоящее время считается, что это был самый большой город в мире на момент его исчезновения (см. «Четыре тысячелетия урбанистического развития: историческая перепись» Терциуса Чендлера). По словам сэра Остина Генри Лейарда, описавшего открытие этого города, окружность Большой Ниневии равнялась «ровно трем дням пути», как и сказано в Ионы 3:3 (Остин Генри Лейард. Популярный рассказ об открытиях в Ниневии, 1854 г., стр. 314). До этого открытия скептики посмеивались над тем, что в древнем мире мог существовать такой большой город. Многие вообще отрицали существование Ниневии. Ее повторное открытие в середине 1800-х годов стало замечательным свидетельством в пользу Библии, в которой Ниневия упоминается 18 раз и где ее судьбе посвящены две целых книги (Ионы и Наума).
Интересно отметить, где был открыт потерянный город Ниневия. Он был найден погребенным под несколькими курганами в окрестностях Мосула в современном Ираке. Эти курганы известны по своим местным названиям, Куюнджик и Наби-Юнус. Наби-Юнус, как оказывается, с арабского означает «пророк Иона». Потерянный город Ниневия был найден погребенным под курганом, названным в честь пророка Ионы.
Что касается кита, то Библия на самом деле не уточняет, какое морское животное проглотило Иону. Большинство исследователей полагает, что это был кашалот. Также это могла быть белая акула. Еврейское словосочетание, используемое в Ветхом Завете, «гадовл даг», буквально означает «большая рыба». Греческое слово, используемое в Новом Завете, «кетос», просто значит «морское существо». Известны как минимум два вида средиземноморских обитателей, способных полностью проглотить человека, – кашалот и белая акула. Оба эти существа встречались в разных местах Средиземного моря и были издавна известны средиземноморским морякам. Аристотель описал оба эти вида в своей «Истории животных» еще в 4-м веке н.э.
Итак, у нас есть три из четырех ключевых фигурантов истории: Иона, Ниневия и рыба, способная проглотить человека. Остается четвертый персонаж: Бог. Скептики насмехаются над чудесами, описанными в книге Ионы, утверждая, что нет механизма, при помощи которого такие события могли бы произойти. Это их предубеждение. Однако мы знаем, что существует Тот, Кто способен управлять природными явлениями таким сверхъестественным способом. Мы верим, что Он является Создателем естественного царства и поэтому не ограничен им. Мы называем Его Богом и верим, что Он послал Иону в Ниневию, чтобы привести этот город к покаянию.
Бог открывал Себя на протяжении всей истории различными способами, одним из которых было Его воплощение в Личности Иисуса Христа. Иисус не только дает нам основание полагать, что существует Тот, Кто способен творить чудеса, – Он дает нам уверенность в том, что такие события на самом деле произошли.
Иисус говорил об испытании Ионы как о реальном историческом событии. Он использовал его в качестве метафоры относительно Своего собственного распятия и воскрешения, которые сами по себе были невероятными событиями. Матфей процитировал слова Иисуса: «Как Иона пробыл в чреве морского чудища три дня и три ночи, так и Сын человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи. Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят его: ведь они покаялись, услышав проповедь Ионы. А здесь нечто большее, чем Иона!» (Матфея 12:40-41; перевод Российского Библейского общества; ср. с Луки 11:29-30, 32).
Доказательства таковы, что каждый христианин может иметь основание для веры, а каждый скептик должен подумать дважды, прежде чем отвергать историю об Ионе как миф.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Пророк Иона
Иона жил в VIII веке до Р. Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. Предание не без основания считает его учеником пророка Елисея.
Господь посылает Иону проповедовать в языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Но безграничный в Своем милосердии Господь во все времена желает спасения всем. Книга пророка Ионы, повествующая о посольстве его в языческую Ниневию, — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете. Ионе еще предстояло понять, что Бог, хотя и избрал еврейский народ и заключил с ним завет, не оставляет и другие народы. Поэтому пророк, вместо того чтобы исполнить повеление Божие, отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в Финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. Иона же полностью покорился воле Божией. Он спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.
Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу.
Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе (даг гадол). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос, которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное).
Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег.
После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет.
Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня.
Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).
Книга пророка Ионы весьма назидательна. Покаяние жителей Ниневии Спаситель ставит в пример Своим современникам (см.: Лк 11, 32).
Пророк Иона и кит
Иона. Миниатюра из Минология Василия II (976-1025). Ватиканская библиотека. Рим.
История о том, как человека проглотил кит – одна из самых необычных в Библии. Это случилось в восьмом веке до Рождества Христова. Глас Божий указал пророку Ионе отправиться в столицу Ассирийского государства, город Ниневию и призвать ее жителей к покаянию. Но пророк испугался. Ведь Сам Господь сказал, что жители Ниневии творят страшные злодеяния. Идти в это осиное гнездо Ионе совсем не хотелось, и он бросился бежать, а точнее сел на корабль, чтобы уплыть как можно дальше от этой ужасной Ниневии и ее жителей.
Пророк Иона не погиб. В Библии говорится, что Господь повелел большому киту поглотить его. Иона провел во чреве кита три дня и три ночи, и все это время незадачливый беглец горячо молился, прося Бога простить его за непослушание. И Господь внял его молитве. В третий день зверь подплыл к берегу и изверг пророка на сушу.
Многие из тех, кто читал «Книгу пророка Ионы» задавались вопросом: можно ли быть проглоченным китом и выжить? Оказывается, можно. В апреле 1947 года американский журнал «Естественная история» опубликовал статью, которая приковала внимание зоологов.
Комментарий эксперта:
В статье приводился рассказ китобоев о том, как в 1891 году огромный кашалот потопил у берегов Аргентины шлюпку с китобойного корабля «Звезда Востока». Когда матросы потопленной шлюпки добрались до корабля, оказалось, что один из них исчез. Китобои не собирались прекращать охоту и, в конце концов, убили кита. А на следующий день, разделывая его тушу, они обнаружили в ней своего товарища. Он был жив! Несчастный находился без сознания, а кожа на открытых местах стала белоснежной под действием желудочного сока животного. Впрочем, больной вскоре пришёл в себя, а через месяц окончательно поправился.
В «Книге пророка Ионы» не указано, какой именно кит проглотил человека. Зоологи утверждают, что это не мог быть голубой кит. Крупный объект просто не пролезет ему в глотку. Более вероятным кандидатом выглядит кашалот. Среди моряков до сих пор жива легенда о живом человеке, извлеченном из тела кашалота в 1758 году в Средиземном море. И все-таки, по мнению ученых, человек, проглоченный кашалотом, неизбежно должен умереть если не от едкого желудочного сока, то по крайней мере от недостатка воздуха. Может быть, у зоологов есть другие версии?
Комментарий эксперта:
Теоретически это может быть финвал, второй по величине вид кита. Финвал, достигающий 26 метров в длину, дышит воздухом, поэтому в голове у него есть воздушная камера, являющаяся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить предмет, кит проталкивает его в эту камеру. Об этом пишет в своей книге «Тайны четырех океанов» моряк и писатель Владимир Шигин. В этой камере вполне может поместиться взрослый человек. Но есть и более интересная деталь. Если в такую воздушную камеру попадает предмет слишком крупный, чтобы пройти дальше, то финвал изрыгает его обратно. Именно это и произошло с Ионой.
Есть и другой кандидат на роль живой подводной лодки – косатка. Это крупнейшее плотоядное млекопитающее семейства дельфиновых. Косатка запросто заглатывает тюленя весом в три центнера, а ее желудок устроен так, что имеет предварительную камеру, своего рода склад, где хранится добыча до того, как пойдет в пищу.
История пророка Ионы долгое время воспринималась как чудо. Но ученые убеждены, что с научной точки зрения в ней нет ничего невероятного. Человек действительно может выжить, побывав во чреве кита. Впрочем, смысл самой истории от этого не меняется. Пример Ионы учит нас тому, что у Господа все возможно. Главное – не отказываться от пути, предначертанного нам Богом, и тогда Он непременно услышит нас и не оставит Своей милостью.
Автор: Игорь Маранин
Антоний Виерикс. «Кит извергает Иону на сушу», конец XVI—начало XVII века.
Пророк Иона. Миниатюра 15 века.
Джулио Пиппи. Пророк Иона, извергаемый китом.
Пророк Иона и кит. Иран, 14 век. Лист из сборника летописей.
Поль Гюстав Доре. Пророк Иона выходит из пасти кита.
Ян Брейгель Старший (1568—1625). Иона выходит из пасти кита.
Иона пророк в чреве кита. Византийская миниатюра 9 века.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Иона и кит. Пророк иона во чреве кита
В Библии есть история о пророке Ионе и о том, как его проглотил огромный кит. Согласно Священному Писанию, Иона провел во чреве кита трое суток. Сегодня мы поговорим о смысле этой истории и о ее символическом значении. Но вначале узнаем, кем же был Иона в Библии.
Пророк Иона, проглоченный китом.
Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос.
Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.
Как кит проглотил Иону?
Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.
Иона во чреве кита.
Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.
Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.
Толкование и смысл истории об Ионе и ките.
Нам известно, что Иона был во чреве кита в течение трех дней. Это трехдневное пребывание часто описывают как символическую предысторию трехдневного пребывания Иисуса Христа в земле.
…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея)
История Ионы и кита – прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Как Иона добровольно бросился в море с корабля, так и Христос добровольно взошел на Голгофу. Иона приносит жертву для спасения корабля и людей на нем, Иисус приносит жертву для спасения всех людей. Через три дня Иона невредимым выходит из тела кита, а Христос – из сердца земли. После чудесного избавления Иона проповедует жителям Ниневии, а учение Христа распространяется по всей Земле после его Воскресения.
Историю об Ионе, проглоченном китом можно истолковать и как историю каждого человека. Корабль Ионы можно сравнить с нашей душой, которая мечется в житейском море страстей. Только вместе с Богом душа найдет себе спокойную гавань.
Мнение науки по поводу правдивости истории об Ионе во чреве кита.
Мнения о правдивости истории Ионы и кита можно разделить на три группы.
Могла ли история об Ионе и ките быть правдой, или это символический рассказ, эдакая аллегория? Многие ученые считают, что история могла произойти на самом деле. Здесь следует обратить внимание на то, что в оригинале Библии, иону проглотил не кит, который по-еврейски называется «таннин», а некое существо, обозначенное словом «даг», что в переводе будет «морское чудовище» или «чудовищная рыба».
Все мы знаем, что большинство китов питаются планктоном и физически не способны проглотить человека целиком. Но есть виды китов, которые могут проглотить человека, так как пищевод их работает наподобие клапана и проталкивает в огромный желудок пищу под напором воздуха. Теоретически, такой кит мог бы проглотить человека живьем.
Есть также реальная история о моряке, который был проглочен китовой акулой и прожил внутри акулы 2 суток, после чего был извлечен без сознания моряками, который, к счастью, выловили акулу и распотрошили ее.
Вероятные литературные источники истории об Ионе и ките.
Джозеф Кэмпбелл предложил провести параллель между историей об Ионе и эпосом о Гильгамеше, а также с греческой мифологией, а точнее с мифом о Ясоне. Обе эти истории имеют много общих мотивов, первый и весьма очевидный — схожесть в именах главных персонажей.
Гилдас Хамель, опираясь на книгу Ионы и греческую мифологию, выделяет ряд общих мотивов для обеих историй:
Хамель считает, что некий неизвестный еврейский автор адаптировали древнегреческий мифологический материал, чтобы передать свои собственные идеи. Однако, по всей видимости, эта догадка неверна в силу того, что история о Ясоне, вероятно, появилась позже, нежели Библейская история об Ионе во чреве кита.
Библеисты предполагают, что литературные источники истории об Ионе и ките – в Вавилонской мифологии. Вероятно, фигура или изображение божества Оаннеса стала прототипом истории об Ионе, проглоченном китом. Возможно, изображение божества – полурыбы – получеловека было неправильно истолковано. Действительно, можно подумать, что человек выходит на свет из рыбы.
Однако, все это, хотя интересные, но всего лишь версии возникновения история об Ионе и ките.