березовский не отвержи мене во время старости ноты
Березовский не отвержи мене во время старости ноты
Христианская духовная музыка запись закреплена
Максим Созонтович Березовский (1745—1777) — украинский и русский композитор, работавший также в Италии. Наряду с Д. С. Бортнянским считается создателем классического типа русского хорового концерта.
Родился 16 (27) октября 1745 год в Глухове Левобережной Украины (ныне Сумская область Украины) в казацкой семье, Отец будущего композитора был небогатым украинским дворянином. Место рождения Березовского достоверно не известно, но детство прошло в Глухове на Сумщине — резиденции гетмана К. Разумовского. Там маленький Максим учился в известной певческой школе, основанной по инициативе гетмана Д. Апостола. Ученики изучали «киевское», «четырёхгласное» и «партесное» (на несколько партий) пение, нотную грамоту, игру на цимбалах и бандуре. В школу принимали как малолетних, так и более взрослых учеников. На протяжении двухлетней учебы они пели в школьном хоре и глуховской Николаевской церкви; посещали оперные, балетные и драматические спектакли, хоровые и симфонические концерты при гетманской резиденции. Высокий профессиональный уровень обучения позволял ежегодно десяти воспитанникам школы вступать в придворную капеллу в Петербурге[источник не указан 1664 дня].
Высшее образование получил в Киево-Могилянской академии, где начал писать собственные произведения — канты, быстро ставшие популярными. Имея прекрасный бас, он в 1758 году стал солистом-певцом капеллы при дворе великого князя Петра Фёдоровича — будущего императора Петра III, в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов под Петербургом); с 1759 года участвовал в постановках итальянских опер. После вступления в 1761 году на престол Петра III Березовского перевели в итальянскую придворную труппу, где он совершенствовал мастерство среди итальянских певцов и композиторов, служивших при русском дворе. В 1763 году он женился на дочери валторниста придворного оркестра Францине Юбершер — выпускнице ораниенбаумской театральной школы, танцовщице придворного театра.
В 1760-х годах Березовский, служивший придворным камер-музыкантом, создал ряд хоровых церковных концертов и песен. Его композиторское мастерство получило множество одобрительных отзывов современников — композитора хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений. «История российской музыки» пишет, что хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения «а капелла» (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ. Он утвердился в 1760-х годах благодаря произведениям итальянцев, работавших в России, а также хоровым кантатам первого автора в этом жанре — Березовского.
Весной 1769 года Березовского направили в Болонскую филармоническую академию, где он обучался до 1771 года. Это наиболее престижное учебное заведение с XVII века готовило музыкантов для всей Европы. Доверие к мастерству выпускников академии основывалось на высоком научном и педагогическом авторитете её главы — знаменитого композитора Дж.-Б. Мартини, которого современники называли «богом музыки». Он и стал учителем Березовского.
Для получения звания академика предстояло не только пройти три уровня обучения, но и сдать экзамены — написать музыкальное произведение, нужно было учиться очень хорошо (так как в те времена необразованные люди считались нищими). Березовскому пришлось создать полифоническую (многоголосную) композицию в определенном стиле на заданную тему. Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика-композитора (1771) — в тот же день экзаменовали чешского композитора Йозефа Мысливечека, а за год до этого юного Вольфганга Амадея Моцарта, который также стал академиком.
В 1771 г. Березовский получил статус иностранного члена Болонской академии. Иностранцу этот титул давал право работать капельмейстером. Протокольная рукопись «антифона» Березовского, подписанная «Massimo Berezovsky», до сих пор хранится в архиве академии. Пребывание Березовского в Италии не ограничилось лишь Болоньей, композитор посещал Венецию, где получал стипендию, и бывал в Ливорно, где стояла российская морская эскадра. Для традиционного зимнего карнавала в Ливорно Березовский написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио, поставлена в 1773 в Ливорно). Предание утверждает, что сделал он это по желанию командующего российской флотилии Орлова.
Прожив в Италии свыше четырёх лет, Березовский побывал и в других городах. На рукописи его «Сонаты для скрипки и чембало» обозначено место написания — Пиза. Болонская академия не ограничивала студентов только жанром духовной музыки и не возражала против их дальнейших карьер оперных композиторов или придворных капельмейстеров. Березовский, воспользовавшись этим правом, расширил свои знания в области музыкального театра и усовершенствовал навыки создания пьес для разных музыкальных инструментов. Кроме уже упомянутой «Сонаты», в итальянских архивах были выявлены «Симфония» и три клавирные сонаты. К сожалению, до сих пор не найдены партитуры кантаты и концерта, о существовании которых известно из разных источников.
В октябре 1773 года композитор вернулся в Петербург. Блестящее завершение итальянского путешествия молодого академика, превосходные отзывы о постановке его оперы, постоянный и стабильный успех при дворе, неизменный со времён юности, давали Березовскому основания надеяться на успешную карьеру. И действительно, архивные находки свидетельствуют, что после возвращения в Россию Березовский был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев — капельмейстером придворной капеллы. Это была высокая должность для российского музыканта того времени.
Свидетельства о последних годах жизни Березовского противоречивы. Согласно первому биографу композитора Евгению (Болховитинову) он «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя» в припадке горячки. Некоторые биографы объясняли это самоубийство знакомством Березовского с опальной княжной Таракановой. Современный биограф композитора М.Г. Рыцарева отрицает такую версию последних лет жизни композитора. Она указывает на то, что в Россию Березовский вернулся за два года до ареста Таракановой, а версия о самоубийстве впервые появляется в книгах Евгения только во втором десятилетии XIX в.; по мнению Рыцаревой, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой, которая и послужила причиной его смерти 22 марта (2 апреля) 1777 год.
Наряду с Д.С. Бортнянским Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Среди его музыки для хора Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70).
Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).
Некоторые сочинения Березовского до сих пор не опубликованы.
В наши дни творческое наследие композитора входит в репертуары многих европейских хоровых коллективов. Наряду с Бортнянским и Веделем Березовский является один из талантливейших русских композиторов XVIII века.
Конспект по музыке на тему «Особенности духовной музыки. М.Березовский» 6 класс
Образы русской духовной музыки. Березовский М.С.
План – конспект урока в 6 классе.
Тема урока: Судьба и творчество М. Березовского.
Тип урока: комбинированный.
Предметная – закрепление навыков пения 2 –х голосия;
знакомство с жизнью и творчеством М.С. Березовского.
Метапредметная : закрепление навыка осознанного слушания музыки; расширение культурологического кругозора учащихся; воспитание уважения к национальным духовным корням
Коммуникативная: формировать грамотное эмоциональное восприятие услышанного; умение формулировать оценку ответов одноклассников, диалога с учителем
Оборудование: фортепиано, компьютер, видеотехника, муз.центр, репродукции картин Ф. Грека, доска.
Конспект этапов урока.
Организационный момент – обозначение общей цели урока и цели каждого раздела.
Приветствие – распевка, хоровые упражнения (мажорное и минорное трезвучия, Гамма в унисон, в терцию – переход к
Хоровая работа – Песня Вечерний Звон, работа над чётким дыханием, артикуляцией: и интонированием
Переход к теме урока- Ввод в тему
У. – мы продолжаем знакомиться с музыкальной классикой.
Традиционно она делится на светскую ( мирскую, звучащую в жизненном обиходе, разнообразную по содержанию, направленности своей, инструменарию) и Духовную.
Так называется музыка, звучащая в храмах, требующая особого внимания и тишины для восприятия. Такая музыка – строгая, возвышенная и всегда очень гармоничная, красивая. Она сопровождает человека и в праздники, и в часы горя.
Православная церковная музыка – явление многогранное. Она возникла в эпоху становления православия, восточного христианства – Византии, и продолжает исполняться и создаваться по сей день. Музыкальная культура Византии вобрала в себя особенности музыки тех народов, которые составили православие: греков, болгар, сербов, русских, белорусов, восточных украинцев. Национальные особенности этих народов, яркие и узнаваемые, были в церковной православной музыке сглажены, поскольку подчинялись строгим правилам – канонам, которые строго соблюдались музыкантами, авторами псалмов, литургий. С середины XVII века в музыкальном православии окончательно закрепились основные жанры: кант, псалом, хоровой концерт.
Наша беседа сегодня посвящена одному из выдающихся композиторов XVIII века – Максиму Созонтовичу Березовскому.
Рассказ о жизни и творчестве М. Березовского.
Слушание фрагмента Хорового концерта «Не отвержи мене..»
Д/з –Письменный отзыв по выбору: а) о прослушанной музыке; б) о судьбе композитора; в) Свободная тема «Мои впечатления от услышанной храмовой музыки»
Березовский Максим Созонтович
Максим Созонтович Березовский родился в 1745 году в городе Глухове (ныне город областного значения в Сумской области), где в то время при дворе гетмана Кирилла Разумовского процветала культурная и, особенно, музыкальная жизнь.
Березовский, проявив очень глубокий музыкальный талант, обучался поначалу в Киеве, а после, став хористом придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, у капельмейстера Цописа. В 1766 году при царском дворе был исполнен написанный им Концерт для хора, ноты которого не сохранились. Успех концерта обусловил дальнейшую учебу М.Березовского в Италии, в студии Падре Мартини (учителя самого В.А.Моцарта) в Болонской музыкальной академии, которую он закончил в 1771 году. В Италии Березовский написал оперу «Домофонт», она была с успехом поставлена в тамошнем театре в 1755 году, за год до его возвращения в Санкт-Петербург.
Несмотря на талант, успешную учебу с наилучшими рекомендациями самого Падре Мартини, в России его ждала печальная участь. В придворной капелле молодой музыкант столкнулся с проявлениями зависти, интриг, в результате которых ему не нашлось соответствующей должности, да и достойной работы вообще. К этому добавились личные неудачи, одиночество. Так и не дождавшись обещанного ему места директора в якобы проектируемой музыкальной консерватории в Кременчуге Полтавской губернии, в порыве расстройства он свел счеты с жизнью… Это случилось в 1777 году, когда композитору было всего 32 года.
Творческое наследие М.С.Березовского невелико. Кроме упомянутой оперы «Домофонт» и второй, «Ифигения», не законченной им (обе оперы написаны были в духе и стиле итальянских опер XVIII в.), нескольких итальянских арий и написанных на латыни мотетов, Березовский оставил такие хоровые церковные произведения: концерт «Не отвержи мене во время старости», «Верую», и «Четыре причастия»: «Творяй Ангела своя», «Чаша спасения», «В память вечную», «Во всю землю».
Все эти произведения были изданы. В рукописях остались «Литургия», «Три концерта»: «Отрыгну сердце», «Милость и суд воспою», «Слава во вышних Богу», «Два причастия»: «Хвалите Господа с небес», «Блаженни якже избрал», наконец, «Не имамы иныя помощи».
В произведении «Не отвержи мене» появилось название «Концерт», которое в православной церковной музыке появилось, как упомянуто, в «Богогласнике», впервые. Его также употребляли, А. Ведель и Д. Бортнянский, хотя оно использовано неточно, так же как и название «мотет».
Восьмиголосие давало композиторам возможность использовать способы построения форм, аналогичных инструментальному концерту. Таким образом, мотет существовал, но именно своеобразную форму и название «концерт» для хоров a capella выбрали для своих произведений М.Березовский, А. Ведель и Д.Бортнянский, не смотря на то, что в западной церковной музыке концерт не применялся. Без сомнения, на выбор собственно формы мотета (как и концерта) у трех отечественных композиторов оказала влияние церковная музыка соседней Польши. И придворные петербургские итальянские приглашенные композиторы (Сарти, Галуппи и др.), активно писали мотеты даже на церковнославянские тексты и форму эту достаточно быстро сделали популярной.
Композитор Максим Созонтович Березовский
Максим Созонтович Березовский
Березовский известен как автор духовных концертов, среди которых наиболее популярен “Не отвержи мене во время старости”. Березовский соединил в своем творчестве западноевропейскую музыкальную культуру с традициями русского хорового пения.
Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005
Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова, «Очерк истории музыки в России» (приложение к «Руководству к изучению музыки» Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, «Церковное пение в России» (Москва, 1867); Н.А. Лебедева, «Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения» (Спб., 1882); Л. Саккети, «Очерк всеобщей истории музыки» (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко); Стаффорда, «История музыки» в переводе Е. Воронова, (Спб., 1838); Fetis, «Biographie universelle des musiciens» (Париж, 1860).
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.
Экзамен он сдавал вроде как в один день (или почти в один день) с Моцартом. Когда в первый раз слушал Березовского, подумал что очень похоже на Моцарта. Видно мода была такая. А так да, круть. Почему все хвалят итальянцев, немцев? Ведь наши же нисколько не хуже!
Александра Пахмутова. Сегодня ей исполнилось 92 года!
В Волгограде есть необычный памятник. Это маленькая девочка, играющая на аккордеоне. Он поставлен реальной девочке, которая ездила в госпиталь к бойцам, раненным во время Сталинградской битвы, и часами играла им.
Девочке было тогда 13 лет, но выглядела она лет на 9. Аккордеон был большой и тяжелый. Но бойцы очень любили ее концерты, и каждый день ждали их. Поэтому девочка снова шла пешком в госпиталь с тяжелым аккордеоном, чтобы скрасить бойцам госпитальные дни, наполненные страданиями.
Звали эту девочку – Александра Пахмутова.
Агнета и Фрида
Вечерний Санкт-Петербург под сверхшироким углом: атмосферная прогулка по красивому городу, лето 2021
Показываю в видео, как выглядит вечерний Санкт-Петербург под «сверхшироким углом»: съемка на ultrawide-камеру с углом обзора 120 градусов (в кадр помещается почти всё, что вы могли бы увидеть своими глазами). Вас ждет атмосферная прогулка по красивому и утонченному городу.
С днем рождения, Moby
Ричард Мэлвилл Холл, он же Moby, сегодня 11.09.21 исполнилось 56 лет!!) С днем рождения, радуй почаще своими композициями.
Первый гибридный автомобиль
Машину разработал Гэри Е. Дей. Для запуска в производство нашёл инвестора в лице Эмиля Роже, который специально под это дело основал Roger Mechanical Carriage, но не потянул расходы и обанкротился. Успели частично собрать одну машину, которую в 90-е нашёл и достроил Робин Лодер.
Для меня тут большим открытием было существование Тойоты Приус. XD
Игра на пиле. Веселый и находчивый дедушка играет на пиле, исполняя популярные композиции
Не каждый день увидишь выступление уличного музыканта, который буквально играет на пиле. И это вовсе не шутка: веселый и находчивый дедушка Алексей Петродворецкий настоящий пилач! Он исполняет для зрителей популярные композиции разных лет на обычной пиле по дереву (а, точнее говоря, на ножовке). Как это выглядит и звучит, вы можете наглядно посмотреть в этом видео про игру на пиле.
Приходите к нам.
Версия для музыкантов. 😀
Сегодня человеку с большим сердцем и всемирно известному певцу Джорджу Майклу исполнилось бы 57 лет
Он втайне перечислял миллионы на лечение больных, анонимно работал в приюте для бездомных, давал бесплатные концерты и жертвовал деньги случайным людям. А ещё он был потрясающим музыкантом, чьи песни переживут поколения.
P.S. Одна из последних фотосессий музыканта в стенах парижской оперы Гарнье перед концертом в 2011 году.
О филантропии Джорджа Майкла
«Подлинная благотворительность требует умения держаться в тени и не давать нуждающемуся в помощи почувствовать себя ниже своего благодетеля, и это скрытое самопожертвование полно особенной сладости. » (Оноре де Бальзак.)
Он тайно помогал тем, кто испытал несчастье.
Он поддерживал благотворительность, которая помогает людям с ВИЧ и СПИДом.
Он спас тысячи детей, перечисляя доходы на детскую горячую линию от своей песни «Jesus To A Child». Он перечислил деньги из своего сингла «Last Christmas» на благотворительность, которая помогает голодным в Эфиопии.
Однажды в кафе он заметил женщину, которая плакала из-за ее долгов, тогда он попросил официанта дать ей чек на 25. 000 фунтов.
Во время благотворительной передачи «Кто хочет быть миллионером?» он был единственным, кто сказал: если я проиграю, я сам пожертвую деньги.
Джордж был анонимным спонсором фонда Lake Fight Fund, занимающегося спасением озёр от загрязнений.
В 1993 году после смерти от СПИДа его партнера Ансельмо Фелеппа певец пожертвовал крупную сумму денег Terrence Higgins Trust – ассоциации помощи ВИЧ-инфицированным.
После смерти от рака его матери он дал бесплатный концерт для медсестер онкологической клиники, ухаживавших за его мамой.
Сообщения от разных людей:
Emilyne Mondo: «Джордж Майкл работал анонимно в приюте для бездомных, где я была волонтером. Я никогда об этом не рассказывала, так как он просил этого не делать».
Gary Parker: «Также много жертвовал африканской благотворительной организации, обеспечивающей детей стоматологической помощью – более 100 000 фунтов каждое лето». Миллионы фунтов и всегда на анонимной основе.
Sali Hughes: «Когда-то очень давно я написала об одной знаменитости, с которой я работала, давшей официантке чаевые в размере 5000 фунтов, поскольку она училась тогда на медсестру и задолжала за учебу. Это был Джордж Майкл».
David Walliams: «Сейчас появляется множество историй о легендарной щедрости Джорджа Майкла. Когда я переплыл Ла-Манш, он перечислил спортивной организации Sportrelief 50000 фунтов».
Ведущий телеигры «Deal or no deal», Richard Osman: «На нашем шоу одна женщина сказала, что ей требуется 15000 фунтов для процедуры экстракорпорального оплодотворения. Джордж Майкл тайно позвонил на следующий день и дал ей эти 15 тысяч».
Esther Rantzen, президент благотворительной детской ассоциации Childline: «Я думаю, все очень хорошо помнят песни группы Wham! и Джорджа Майкла, которые очень много для нас значат. Но для британских детей Джордж Майкл значит еще больше. В течение многих лет он был филантропом и невероятно щедрым. Он постоянно давал детям деньги, но при этом условием было то, что я никогда не должна была сообщать о его щедрости публично».
«Если бы меня сейчас сбил автобус, я бы умер счастливым человеком — с тем количеством качественной музыки, которую я оставил миру». © Джордж Майкл
«Я верю в то, что есть жизнь после смерти, и всегда стремился к тому, чтобы моя музыка и стихи были направлены к свету, а не во тьму, помогали людям в трудных ситуациях».
«Мой инстинкт продолжения рода реализовывается в музыке, которую я сочиняю. После себя я оставлю музыку и песни.»
«Кто жил так, что его память свято сохраняется в душах людей, сделал свое дело для продолжения своего существования и после смерти.»
Писатель, подружившийся с дьяволом
15 мая 1891 года родился один из самых читаемых писателей XX века, популярность которого в России даже сегодня в разы превосходит славу других авторов.
Известно, что Булгаков часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста. Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой «Батум». Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу.
Дача Булгаковых в Буче, август 1913. В верхнем ряду слева направо: Михаил, его мать, первая жена Татьяна.
В 1937 году, в годовщину смерти А.С.Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М.А. Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других авторов отсутствие одного персонажа. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич.
Клад Михаила Булгакова
Как известно, в романе «Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли.
Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем — Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «. Может быть, Фаланд?»
В первой редакции произведения содержалось детальное описание (15 рукописных страниц) примет Воланда, когда он впервые появляется под видом «незнакомца». Это описание сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали Астарот (один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной демонологии). Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог быть тождественным сатане.
Михаил Афанасьевич и его вторая жена Елена Сергеевна.
«Собачье сердце» и русская революция
Традиционно повесть «Собачье сердце» трактуют только в одном политическом ключе: Шариков — аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе подобных. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн), Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья — Дзержинский и т. д.
У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил.
Михаил Булгаков и драматург Сергей Ермолинский с женой.
Иван Васильевич: назад в будущее
Еще в 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и переносит в современный мир (т.е. 1934 год) Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадают двойник Ивана Грозного управдом Бунша-Корецкий и жулик Жорж Милославский. Современники Булгакова замучали автора просьбами об изменениях и переделках. Все боялись очевидного сходства между личностями Иоанна Грозного и Иосифа Сталина.
Триумфальный успех пришел к «Ивану Васильевичу» в 1973 году, когда к этой пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили (по крайней мере, в СССР).
Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить все три фильма Гайдая («Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию») одним героем: бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком.
Кстати, американскому зрителю фильм тоже знаком, но под измененным названием: «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future» и «Ivan the Terrible: Back to the Future»).
Значимые цитаты Булгакова
•Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
•Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
•Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
•Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
•Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
•Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
•Только через страдание приходит истина. Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.
•Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные.
•На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
•На свете существует только две силы: доллары и литература.
•Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт.
•Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
•Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
Последнее фото писателя с женой Еленой Сергеевной.
Андриано Челентано
Адриано родился в Милане пятым ребенком в семье переселенцев с юга Италии 6 января 1938 года. К моменту его появления на свет его брат Алессандро и сестры Мария и Роза были взрослыми людьми, а матери исполнилось сорок четыре года. Последний раз она рожала в двадцать шесть. Четвертым ребенком была девочка, Адриана, умершая задолго до его рождения в возрасте четырех лет. Вся семья была настолько уверена, что мальчик тоже либо умрет, либо родится мертвым, что не подготовила к его рождению даже кроватку и пеленки. Даже акушерка была в этом уверена, придя к роженице. Родившись, младенец некоторое время не издавал никаких звуков, но потом очень громко закричал! Пришлось тете Адриано взять мужнины рубашки и смастерить из них все необходимое для младенца. Родители назвали младшего сына в честь умершей сестры. Маленький Адриано был любимцем в емье, атмосфера любви и заботы сделала из него эмоциональную и чувствительную натуру.
Это небольшой отрывок из его биографии,безусловно это великий человек,и очень разносторонний,мне очень понравились его небезызвестные колкие фразы
Великие умы
P.s. 8 февраля Исполнилось 185 лет.
Итак, продолжаем рассказ о Фокионе, который считался самым великим душою и силой духа человеком, о котором с почтением отзывались даже его враги: македонские цари, а впоследствии и диадохи.
Будучи «на задании» своих сограждан вне города, Фокион, сторонник промакедонской партии, был не в состоянии помешать афинянам начать открытую борьбу с Филиппом Македонским (отцом Александра Македонского), а вернувшись стал убеждать их идти на сближение, ибо Филипп был настроен миролюбиво и ему невыгодна была война.
Демосфен, противник Фокиона победил, настроив Афины против Македонии и говоря, что сражение македонцам стоит дать как можно дальше от своих границ. «Милый ты мой, – заметил ему Фокион, – не об том надо думать, где нам сражаться, но как победить. Только в этом случае война будет от нас далеко, а если мы будем разбиты, все беды и ужасы окажутся у нас прямо перед глазами».
Когда умер Филипп, Фокион отговаривал народ приносить благодарственные жертвы богам. Во первых, сказал он, неблагородно радоваться по такому поводу, а во вторых, сила, стоявшая против них при Херонее, сделалась меньше всего лишь на одного человека.
Когда Демосфен осыпал бранью Александра, меж тем как македонское войско уже подходило к Фивам, Фокион сказал:
«О злополучный! Зачем раздражаешь ты грозного мужа
и жаждущего великой славы? Или, может, ты хочешь, раз уж поблизости пылает такой громадный пожар, поджечь заодно и наш город? Но я ради того и принял должность стратега, чтобы не дать этим людям погибнуть, хотя бы даже они и рвались навстречу гибели».
Разумеется афиняне проиграли, и прислав первое прошение о мире, увидели, что Александр швырнул его на землю и повернулся к послам спиной и бросился прочь. Тогда афиняне послали Фокиона. Александр милостиво его принял, так как старшие его соратники подсказывали, что его отец глубоко уважал его. Александр не только принял прошение, но и милостиво принял Фокиона и даже выслушал его советы. Увидев, что советы Фокиона совпадают с его желаниями, царь даже решил, что если с ним что то случится в дальнем походе, Афины должны стать во главе Греции. С Фокионом он заключил союз дружбы и гостеприимства (у греков это был самый священный союз, клятва вечной дружбе и взаимопомощи). До такой степени Александр проникся к нему дружбой, что после победы над Дарием, когда перестал начинать письма пожеланиями здоровья, только ему и Антипатру продолжил обращаться этим приветствием.
Когда Александр прислал ему 100 талантов (а это 100 огромных сосудов, полных драгоценностей), Фокион спросил, почему только его награждают? «Потому, что лишь тебя одного он считает человеком достойным во всех отношениях», – последовал ответ. «Пусть же он не лишает меня возможности оставаться таким и впредь – и в чужих глазах, и по существу», – сказал Фокион. Посланцы проводили его до дому и, увидев во всем чрезвычайную скромность, увидев, как жена Фокиона месит тесто, а сам он достал воды из колодца и моет себе ноги, принялись еще упорнее настаивать на своем и с негодованием говорили, что это, дескать, просто неслыханно: друг царя живет в такой скудости и убожестве! Тогда Фокион, заметив какого то бедного старика в потрепанном, грязном плаще, спросил своих гостей, не считают ли они, что ему приходится хуже, чем этому случайному прохожему. «Что ты, что ты!» – воскликнули посланцы. «А ведь он тратит куда меньше моего и все таки доволен. И вообще говоря, либо я совсем не сумею воспользоваться царскими деньгами, и они будут лежать у меня без всякого проку, либо, если воспользуюсь, опорочу и себя самого, и царя перед всем городом». Так эти деньги и вернулись из Афин восвояси, послужив для греков доказательством, что человек, не принимающий такого подарка, богаче того, кто его делает. Александр рассердился и написал Фокиону, что если друзьям ничего от него не нужно, он их друзьями не считает, но Фокион и тогда денег не взял, а попросил отпустить на волю софиста Эхекратида, имбросца Афинодора и двух родосцев – Демарата и Спартона, арестованных за какие то проступки и брошенных в тюрьму в Сардах. Александр немедленно их освободил, а Кратеру, посылая его в Македонию, велел предложить Фокиону на выбор один из четырех городов Азии – Киос, Гергит, Элею или Миласы, внушая при этом еще настоятельнее, что будет разгневан, если тот откажется. Тем не менее Фокион отказался, а царь вскорости умер. Дом Фокиона украшен медной обшивкой, а в остальном незатейлив и прост.
Фокион был женат дважды, но сведения сохранились лишь о второй его жене. Еее сдержанность и скромность пользовались у афинян не меньшей известностью, нежели честность Фокиона. Однажды на театре давали новые трагедии, и актер, игравший роль царицы, уже перед самым выходом потребовал у хорега целую свиту богато наряженных прислужниц. Тот не соглашался, актер был возмущен и не желал появляться перед зрителями, заставляя весь театр ждать. Тогда хорег Меланфий стал выталкивать его на проскений, крича: «Ты разве не видел, что жена Фокиона ходит повсюду с одной единственной служанкой? Твое бахвальство испортит нам всю женскую половину дома!» Слова эти были услышаны, и театр откликнулся на них громкими рукоплесканиями и одобрительным шумом. Та же самая вторая жена Фокиона сказала приехавшей из Ионии гостье, которая с гордостью показывала ей золотые, усыпанные драгоценными камнями ожерелья и диадемы: «А мое украшение – это Фокион, который вот уже двадцатый год командует войсками афинян».
Первым, кто сообщил афинянам о смерти Александра, был Асклепиад, Демад советовал не давать веры его словам, потому, дескать, что будь это так, запах тления уже давно наполнил бы всю вселенную, а Фокион, видя, что народ склонен к мятежу и перевороту, пытался утихомирить сограждан. Меж тем как многие взбегали на ораторское возвышение и кричали оттуда, что весть, принесенная Асклепиадом, верна и что Александр действительно умер, Фокион сказал: «Что же, если он мертв сегодня, то останется мертвым и завтра, и послезавтра, стало быть, мы можем держать совет спокойно и, главное, ничего не опасаясь».
Вскоре Леосфен силою втянул Афины в Ламийскую войну, (о которой я упоминал в одном из постов) и как то раз насмешливо спросил Фокиона, до крайности недовольного его действиями, какую пользу принес он государству, столько лет исполняя должность стратега. «Немалую, – отвечал Фокион, – благодаря мне афинских граждан хоронили в их собственных гробах и могилах». В ответ на пространные, дерзкие и хвастливые речи Леосфена в Народном собрании Фокион заметил: «Твои слова, мальчик, похожи на кипарис – так же высоки и так же бесплодны». Гиперид поднялся и спросил: «А по твоему, когда нужно афинянам вступить в войну, Фокион?» – «Когда я увижу, что юноши полны желания удержать свое место в строю, богачи – исправно платить налоги, а ораторы – не запускать руки в казну», – последовал ответ. Многие восхищались силою войска, которое набрал Леосфен, и спрашивали Фокиона, что он думает о сделанных приготовлениях. «К бегу на один стадий мы вполне готовы, – сказал он, – но длинного пробега я боюсь, потому что больше у нашего города нет ни денег, ни кораблей, ни пехотинцев». Когда же поднялся жуткий переполох в Собрании, Фокион предложил прямо из собрания повести войска, включая даже стариков. Понялся ещё более дикий крик и тогда Фокион с усмешкой сказал: «Напрасно вы шумите, ведь вашим начальником буду я, а мне уже восемьдесят». Таким манёвром он вразумил афинян и удержал их от опрометчивого шага.
Когда же дела Афин стали совсем плохи народ в испуге призвал Фокиона, крича, что доверяет лишь ему одному. «Ах, если бы вы раньше с доверием прислушивались к моим советам, не приходилось бы нам сейчас совещаться по такому тяжкому поводу».Он отправился к македонцам и первое, о чем он просил, это чтобы перемирие было заключено на месте, без перемены позиций. «Фокион толкает нас на несправедливость: он хочет, чтобы мы оставались на земле своих друзей и союзников и причиняли убытки им, в то время как можем существовать за счет противника», – возразил Кратер, однако Антипатр, взяв его за руку, промолвил: «Надо оказать эту милость Фокиону».
Все послы, кроме Ксенократа, признали условия заключённого мирного соглашения мягкими и остались довольны, а Ксенократ сказал, что будь афиняне рабами, требования Антипатра можно бы назвать скромными, но для людей свободных они слишком тяжелы. Фокион просил не вводить караульный отряд, но Антипатр якобы ответил: «Фокион, мы готовы уступить тебе во всем, кроме того, что может погубить и тебя, и нас». Существует и другой рассказ – будто бы Антипатр спросил Фокиона, ручается ли он, что афиняне, если их освободить от караульного отряда, не нарушат мира и не пустятся снова в опасные предприятия. Фокион медлил с ответом и молчал. Начальником гарнизона назначили друга Фокиона Менилла. А сам Антипатр, как сообщают, говорил, что у него в Афинах два друга – Фокион и Демад: первого он никак не убедит принять от него подарок, а второму, сколько ни дарит, все мало.
А теперь расскажу анекдот, которому уже почти 2.500 лет.Когда погиб Демосфен и все самые ярые противники македонян, дела афинян стали так плохи, что они начали с тоской вспоминать о Филиппе и Александре, ибо те даже в самом страшном гневе способны были на благородную снисходительность и выказывали величие души. Так вот, один крестьянин, копавший землю, на вопрос что он делает, с горьким вздохом ответил: «Ищу Александра! Или на худой конец Филиппа».
Именно этот караульный отряд и стал причиной гибели Фокиона. Когда народный гнев стал угрожать македонцам, которые кстати совершенно не применяли насилия, он тайно дал им сбежать. Как я думаю, тут он исходил из двух соображений: если бы афиняне расправились с македонцами, город точно снесли бы, а потом там были его друзья.
И тем не менее, враги Фокиона, словно все еще не насытившись борьбою, провели новое постановление – чтобы труп его был выброшен за пределы Аттики и чтобы ни один афинянин не смел разжечь огонь для его погребального костра. Поэтому никто из друзей не решился коснуться его тела, и некий Конопион, обыкновенно бравший на себя за плату подобного рода поручения, увез мертвого за Элевсин и там сжег, принеся огонь из Мегариды. На похоронах присутствовала супруга Фокиона со своими рабынями, она насыпала на месте костра могильный холм и совершила надгробные возлияния, но кости спрятала у себя на груди и, принеся ночью к себе в дом, зарыла у очага с такими словами: «Тебе, мой родной очаг, я вверяю эти останки прекрасного человека. Ты же отдай их отчей могиле, когда афиняне образумятся».
И в самом деле, не много времени потребовалось, чтобы сами обстоятельства показали, какого вождя, какого стража разума и справедливости погубил народ, и ему была поставлена бронзовая статуя, а кости его преданы погребению на общественный счет. Одного из обвинителей, Гагнонида, афиняне сами приговорили к смерти и казнили, а с Эпикуром и Демофилом, бежавшими из города, расправился сын Фокиона.
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Благодарю за внимание! Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне!=)