бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

«Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы
дочитаете до конца, вам кажется,
что всё это случилось с вами, и так оно всегда при вас
и останется: хорошее или плохое,
восторги, печали и сожаления, люди и
места, и какая была погода»

В казахской литературе есть автор, чьи детские повести читают и перечитывают уже несколько поколений взрослых и детей. Книга, которая прославила имя Бердибека Сокпакбаева, называется «Менің атым Қожа» («Меня зовут Кожа»).

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа«То, что пережито в детстве, – писал Бердибек Сокпакбаев, – не забывается никогда. Впечатления не скудеют, не охладевают. Они теплятся, как жар под слоем золы. Следует сдуть этот слой и вспыхивает огонь. » У самого писателя детство было отнюдь не лёгким, хотя и по-своему счастливым. Родился Бердибек Сокпакбаев в 1924 году в одном из горных аулов Нарынкольского района Алма-Атинской области. Мальчик рос в бедной семье, а в возрасте восьми лет лишился матери, и эта боль преследовала его до конца жизни. Первые годы своей жизни Сокпакбаев подробно описал в книге «Балалық шаққа саяхат» («Путешествие в детство»), которая вышла в 1960 году, но детские воспоминания, конечно же, присутствуют во всех книгах автора. Говорят, несмотря на жизненные трудности, маленький Бердибек отличался любознательностью и способностями. Любовь к знаниям и чтению привил мальчику его старший брат Сатылган, впоследствии погибший на войне…

Герой повести «Меня зовут Кожа» – фантазёр и шалун, он попадает в самые невероятные ситуации, но выходит из них с честью, благодаря не только своей сообразительности, но и доброму, отзывчивому сердцу, верности в дружбе. Эти качества не могут не вызывать симпатии к нему, и имя Кожа давно стало нарицательным. Из-за того, что главный герой книги не отличается особым послушанием, её долго не хотели печатать, ведь в те времена считалось, что такие герои могут быть только отрицательными, а воспитывать детей нужно на примере исключительно положительных персонажей. Сокпакбаев убедительно доказал, что у героя книги должно быть право на ошибки, он должен пройти через испытания, и только в этом случае он способен стать личностью.

Герои Сокпакбаева, в особенности, сам Кожа, – автобиографичны. Но произведения талантливого казахского писателя лишены назидательности, характерной для советской детской литературы. В них нет нравоучений. Герои Сокпакбаева – живые и непокорные, своеобразные и удивительные, как удивителен волшебный мир детства. Вырастая, мы забываем эти ощущения радостного открытия вселенной, и лишь немногие счастливцы умеют сохранить в своём сердце детскую впечатлительность и непосредственность. Именно таким взрослым талантливым ребёнком и был сам Бердибек Сокпакбаев. Вот как он вспоминает своё детство: «…Я был из тех немногих непосед, кто обычно никогда не заходил в класс, пока не прозвенит последний звонок. Меня невозможно было надолго усадить куда-нибудь вне уроков, разве что привязать».

Легендарная повесть «Меня зовут Кожа» была выпущена издательством «Детская литература» в 1957 году и мгновенно обрела популярность и разлетелась в переводах на иностранные языки по всему миру. Герои детских повестей Сокпакбаева растут в непростые послевоенные времена. Но сколько света и радости, непосредственности и озорства в их характерах! Мальчик Кожа остро воспринимает переживания своей матери, он растёт в семье без отца, у него случаются конфликты и с одноклассниками, и с учителями. Он – творческая натура, поэт, но он никогда не сдаётся и не даёт унынию овладеть своими мыслями.

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Главная тема повести – это тема взросления. На наших глазах озорник Кожа становится другим, он честно пытается измениться в лучшую сторону, впервые понимая, какая ответственность лежит на его плечах. Ответственность за близких – маму и бабушку, за самого себя, за своё будущее.

Возможно, события, происходящие в жизни Кожи, нельзя назвать особенными, а его приключения лишены всякого героизма. Судьба Кожи – это судьба тысяч и тысяч его сверстников, ставших сегодня нашими бабушками и дедушками. Если вам интересно, как и чем они жили более полувека тому назад, – прочитайте книгу «Меня зовут Кожа». За реалиями старого времени вы обнаружите те же переживания и мысли, которые свойственны и вам, современным подросткам.

Ещё при жизни Бердибек Сокпакбаев стал классиком казахской литературы. Его книги выходили большими тиражами, их охотно читали в библиотеках. Писатель также создавал пьесы и киносценарии. А по его повестям «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство» были сняты фильмы. Кинокартина «Меня зовут Кожа» вышла в 1963 году. В 1967 году она была удостоена премии на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах. Этот фильм стал одним из самых любимых в стране, и его вполне можно назвать «культовым».

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Мастерски написанная повесть «Меня зовут Кожа», основанная на быте и реалиях народной жизни той эпохи, проникнута светлой печалью и добродушным юмором. Это уникальная книга, которая пробуждает в читателях самые лучшие чувства. Ведь Бердибек Сокпакбаев всю свою жизнь, как и его герои, верил, что «птица мечты летит над миром, летит к звёздам, и никто не сможет остановить её сильный и вдохновенный полёт».

Источник

Презентация по литературе на тему Б.Сокпакбаев «Меня зовут Кожа»

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературы 4 «Д» класс

Бердибек Сокпакбаев «Меня зовут Кожа»

Работа в группах 1 группа Детство писателя 2 группа Творчество писателя 3группа Произведения писателя 4 группа Трудовая деятельность писателя 5 группа Награды и премии писателя

Работа по учебнику. Чтение текста по частям в группах

Беседа по содержанию

Словарная работа Седло Поджарый. Саврасый. Брюк-галифе. Кокпаре. Распалённый Гущи Дёру.

Работа в группах 1 группа Синквейн 2 группа Диаграмма Венна 3группа Нарисовать джайляу 4 группа пословицы про дружбу 5 группа Вывод Коже

Игра «Верно- неверно»

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Номер материала: ДБ-242587

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧЕРНОГО КОЖА

— О, аллах! Что Кожа сделал людям плохого? Поче­му его все ругают?

Это бабушка говорит обо мне.

Я притаился в сенях и жду, что ответит аллах, но он молчит. Тогда я осторожно заглядываю в комнату и ви­жу: на скамейке вместо аллаха сидит комбайнер сосед­него колхоза Каратай. Он разошелся со своей женой и теперь сватает мою маму.

Признаться, я не люблю этого человека. С тех пор, как он стал бывать в нашем доме, — это началось с прош­лой осени — мои отношения с мамой перестали быть та­кими дружескими, как раньше. Когда Каратай приезжает к нам на своем старом мотоцикле, они подолгу о чем-то шепчутся, и я не должен входить в комнату.

Не понимаю, почему мама должна выходить замуж? Нам и так хорошо. После того, как погиб на фронте мой отец, мы живем втроем — я, мама и бабушка. Зачем нам Каратай с его обшарпанным мотоциклом?!

. Я делаю шаг назад и, незамеченный никем, выбегаю из сеней.

— Черный Коже! — зовет меня кто-то с противополож­ной стороны улицы.

Я по привычке отзываюсь и тут же сжимаю кулаки. Это крикнул мой соклассник Жантас. Он насмешник и никогда не произносит моего имени правильно. Вместо Кожа он умышленно говорит Коже, что означает «пост­ный суп».

Я грожу ему кулаком, а он хохочет и хлопает себя по коленям. Не обращая внимания на Жантаса, продол­жаю идти дальше.

. Я давно хотел спросить бабушку, кто мне дал такое нехорошее имя. По свидетельству о рождении меня зо­вут Кожабергеном. Но потом кто-то из них — мама или бабушка — потерял вторую половину моего имени. Скорее всего, они обе, сговорившись, стали называть меня ко­ротко: Кожа. Теперь меня зовет так весь аул.

В школе у нас есть другой Кожа. Чтобы нас не пу­тать, ребята зовут меня Черный Кожа, а старшего сына Суттебая — Рыжий Кожа. А такой хитрец, как Жантас, коверкает имена нас обоих.

Что я буду делать с таким именем, когда стану взрос­лым? Я хочу стать писателем — это уже решено. К нам в школу из Алма-Аты приезжал писатель — высокий, кудря­вый, с красивым именем. Обо мне он сказал так:

— Какой подвижной мальчик!

Если бы он знал, как мне попадает за эту подвиж­ность от классного руководителя Майкановой!

Конечно, быть знаменитым писателем очень хорошо. Тогда уж никто не упрекнет бабушку, что ее внук Кожа плохо себя ведет. И хорошо бы еще иметь такое имя, как Мурат, Ербол или, скажем, Болат, Сабит.

Раз я надумал — значит, это будет так. Бабушка го­ворит, что я упрямый и страшно настойчивый. Она до сих пор помнит, как я прожег ее платок. Я был тогда совсем малышом. Мне нужны были лыжи. Бабушка ска­зала, что никаких лыж не будет, потому что я забияка и не слушаюсь ее. Я рассердился и сгоряча бросил бабуш­кин платок на раскаленную плиту. Платок прогорел, а бабушка положила меня ничком на пол и дала такую взбучку, что у нее заболели руки. Но я молчал и не пла­кал. Потом вырвался и убежал. Когда я стану писателем, я куплю бабушке отличный платок. Но об этом я пока ей не говорю.

. Несколько дней назад я закончил пятый класс. Сейчас каникулы, и я совершенно свободен. В самом деле, как хорошо летом! Можно спать сколько угодно, ходить на речку купаться, удить рыбу или поехать на джайляу.

Так размышляя, я дошел до реки. На крутом ее из­гибе есть небольшая песчаная коса. Сюда я прихожу каждый день. Тут даже лежит моя банка из-под червей.

Жаль, что я не взял с собой удочку. На закате иногда здорово клюет.

Солнце садится на том берегу в кустарники, и в воде глубоко-глубоко опрокинут золотой столб. Где-то в камы­шах беспокойно крякают утки, за поворотом слышны удары весел о лодку.

Я стою на берегу и смотрю, как струится вода. Она течет спокойно-спокойно.

Днем, я видел, сюда приходила купаться Жанар. Вы, должно быть, знаете эту девочку. Ее знают все. Прежде всего, это самая красивая девочка в нашей школе. У нее замечательный голос. Жанар отлично плавает, отлично поет, а как она танцует «Камажай»! С ней стоит дру­жить.

Почему-то мне всегда становится радостно, когда я думаю о Жанар. Мне даже приятно смотреть в ту сторо­ну аула, где стоит ее дом. Иногда у меня появляется же­лание сделать что-нибудь такое хорошее, чтобы люди го­ворили:

— Кожа — молодец! Кожа — герой!

И чтобы об этом обязательно знала Жанар.

Я подхожу к знакомому кусту боярышника, где обыч­но купается Жанар, и внимательно изучаю чистый, как стекло, песок. Может быть, она что-нибудь забыла здесь, я подберу и отнесу ей.

На песке следы чьих-то босых ног. Конечно, это сле­ды Жанар — маленькие и аккуратные. Я подхожу ближе и рассматриваю их. Потом я осторожно ставлю в эти следы ступни своих ног и так стою, не шелохнувшись. Песок теплый и нежный. Теперь я твердо знаю, что это следы Жанар. Медленно ступая по этим следам, я воз­вращаюсь домой. У входа в поселок следы исчезают, и мне опять становится скучно.

У нашей калитки по-прежнему стоит облезлый мото­цикл Каратая. Я не люблю эту, машину, как и ее хозяи­на. Со злостью я ударяю ногой по колесу и решительно иду в дом.

У порога меня встречает бабушка. Она перемешивает в кадке кумыс. Я хочу пройти мимо, но она останавливает меня за руку.

— Куда ты? Там человек. Садись здесь и покушай.

— Ну и что же, что человек, — отвечаю я сердито, — я домой иду.

Бабушка что-то ворчит мне вслед, но я ее не слушаю.

Каратай и мама, как обычно, сидят за столом у ок­на и о чем-то тихо разговаривают. При моем появлении они переглядываются и замолкают. Я им помешал — это видно по недовольному выражению лица Каратая. Маме тоже не понравилось мое вторжение — взгляд у нее на­суплен.

Каратай неестественно улыбается и говорит:

— Эй, Кожатай, где твой салям?

Мне часто говорили, что не приветствовать старшего или знакомого человека — признак невоспитанности; что­бы не огорчить маму, я с трудом выговариваю:

— Что это ты такой сердитый? — спрашивает мама. — Или опять с кем-нибудь не поладил.

— Так просто, — отвечаю я нехотя и прохожу в угол, где стоит этажерка. Чтобы не маячить в комнате без де­ла, я начинаю бесцельно рыться в старых газетах и журналах, перебираю свои учебники. Что я ищу и что мне надо — я не знаю. Все мое внимание сейчас обраще­но на маму и Каратая.

— Весна нынче была дождливая, — как бы продол­жая беседу, говорит Каратай.

— У нас в «Коминтерне» отличные виды на урожай.

Голос у мамы какой-то виноватый. Я понимаю, что она любит меня, а не Каратая, и с ним беседует из веж­ливости. Ведь мама у меня — воспитанный человек. Она уже давно сказала Каратаю, что замуж не пойдет, а бу­дет ставить на ноги сына, т.е. меня. Но он никак не от­стает от мамы, и это начинает меня бесить.

Я молча роюсь в книгах, а Каратай продолжает что-то плести о видах на урожай, но я-то понимаю, о каких видах он ведет речь.

— Конечно, конечно, — механически подтверждает ма­ма, и в ее голосе я слышу совсем иные слова: «Эх, Кара­тай, не так просто провести моего сына. Он все уже понимает. »

Наступает пауза. Сидя на корточках у этажерки, я упорно продолжаю свое бессмысленное занятие. У Кара­тая лопается терпение, и он начинает что-то быстро шептать маме. Из этого шепота я разбираю только одно слово:

Нашел чем испугать! Пусть обижается. Нам с ма­мой безразлично, даже напротив. Мысленно я начинаю бранить Каратая и с нетерпением жду, когда он уйдет. А он ждет, когда я уйду.

Вдруг мама говорит каким-то твердым и одновремен­но ласковым голосом:

Источник

Бердибек Сокпакбаев. «Меня зовут- Кожа»

Тема: Бердибек Сокпакбаев. Меня зовут Кожа. 3 урок

продолжить работу над отрывком из повести Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»;

способствовать развитию устной, выразительной речи, развивать умение пересказывать текст, активизировать словарный запас учащихся;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Оборудование:портретписателя, иллюстрации, запись на доске, учебник, тетрадь;

I Организационный момент

2 ряд- автобиография

Учитель читает определение литературных терминов

II Проверка домашнего задания.

Пересказ «Состязания борцов».

Давайте вспомним, что происходит на тое, посвященному Дню Чабана?

III Всесторонняя проверка знаний.

Игра «С миру по нитке»

Над отрывком какой повести работаем?

Расскажите, что вы знаете об авторе повести «Меня зовут Кожа»

— Учитель читает существительные, характеризующие героев, учащиеся должны догадаться о ком идет речь?

Слова: удивление (К), проказник(С), хитрец(С), смущение(К), позор(К), подлость(С), глупость(К), досада(К), зло(С), радость(к), трусость(С), стыд(К)

IV Закрепление пройденного материала

Чтение отрывка по учебнику стр.222-227

Составление плана для пересказа отрывка

Проверка выполнения задания.

Кто из героев произведения вам больше понравился? Почему?

— Какие качества должен воспитывать в себе Кожа?

— Посоветовал бы ты почитать эту повесть другим ребятам? Почему?

VI Информация о домашнем задании. Прочитать всю повесть Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»

VII Оценки за урок с комментированием

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Номер материала: 108673051949

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Когда дети начинают шутить

Время чтения: 2 минуты

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Фразеологизмы повести Бердибека Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»

Алматинская область Жамбылский район

Каргалинская специализированная гимназия для одаренных детей с обучением на трех языках

Фразеология повести Бердыбека Ыдырысовича

Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Жилжаксынова Гульмира Жолдасбаевна

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

Талдыкурган, 2014 год

Глава 1. Фразеология как раздел науки о языке

1.1. Классификация фразеологических единиц……………………….4

Глава 2. Фразеология повести Б.Сокпакбаева

2.1. Мастерство Б.Сокпакбаева…………………………………………9

2.2. Язык повести Б.Сокпакбаева………………………………………10

2.3. Типы фразеологизмов в повести Сокпакбаева……………………11

Предметом данной работы стали фразеологизмы в повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа». Языковой материал повести является достаточно богатым для проведения работы над различными типами фразеологических единиц с точки зрения их структуры и значения.

Анализу подвергнуты 62 фразеологизма. Установлена типология фразеологических единиц. Основные результаты работы могут найти применение в спецкурсе, а также на уроках русского языка и литературы.

Научная новизна данного исследования заключается впервые предпринимаемой попытке обращения к анализу повести с точки зрения лингвистической, в то время как наиболее распространенным является литературоведческий подход.

бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Смотреть картинку бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Картинка про бердибек сокпакбаев меня зовут кожа. Фото бердибек сокпакбаев меня зовут кожа

Отзыв научного руководителя

О работе ученицы 9 «В» класса Нургазиевой Арны

«Фразеология повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»

В работе развивается актуальное направление лингвистической науки – аспект системного изучения фразеологизмов.

В качестве языкового источника использована повесть Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», из которой извлечены 62 фразеологизма. Процедуру отбора фразеологизмов предваряет теоретическая информация о фразеологизмах и их типология.

Фразеологические обороты – важный строительный материал языка. Как и отдельные слова, они могут служить для обозначения предмета и явления; действия и состояния; свойств, качеств, признаков; признаков действия. Таким образом в работе даны тематика и семантика фразеологизмов повести «Меня зовут Кожа».

Работа является результатом двухлетнего исследования. Нургазиева Арна выступала по данной работе на внутришкольной научно-практической конференции.

В работе проявляется самостоятельность, склонность автора к исследовательской деятельности.

Направление изучения фразеологизмов является перспективным в теоретическом плане.

Проект имеет четкую структуру, отличается строгой логикой изложения и содержит самостоятельные выводы о фразеологизмах и заслуживает оценки «отлично».

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Каргалинской СГОД № 2

Фразеология представляет собой раздел науки о языке, изучающий фразеологическую систему в ее современном состоянии и историческом развитии.

Объектом изучения фразеологии являются фразеологические обороты, то есть устойчивые сочетания слов, аналогичные по своей воспроизводимости в качестве готовых и целостных единиц словам.

Важными проблемами фразеологии остаются проблемы определения фразеологизма, а также проблема границ фразеологии, проблема типологии фразеологических единиц.

Вопросами фразеологии занимались такие известные лингвисты, как В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, В.П. Жуков, А.М. Бабкин, А.И. Молотков, М.Т. Баранов и многие другие.

Фразеологические единицы русского языка представляют собой огромную ценность и в методическом плане, являясь подлинной сокровищницей русского языка. Они выступают как мощнейшее средство воспитания языковой культуры и как важное средство развития их речи.

Предметом данной работы стали фразеологизмы в повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа». Повесть достойна чтения, изучения, исследования. Названная книга ценна, интересна, написана для детей очень простым и понятным языком.

Актуальность проблемы определяется тем, что изучение фразеологизмов повести Б.Сокпакбаева носит односторонний характер, т.е изучается лексическое значение их составляющих, в то время как они могут быть объектом изучения фразеологии, с точки зрения их частей, структуры, синтаксической спаянности. Фразеологизмы являются также важным средством развития речи, понимания русского языка как системы и воспитания любви к родному языку.

Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: языковой материал повести Б.Сокпакбаева является достаточным и богатым для проведения работы над фразеологизмами.

В соответствии с гипотезой мы сформулировали цель данной работы: проанализировать языковой материал повести Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» с точки зрения лексико-семантической и функционально-стилистической, рассмотреть проблемы перевода.

В работе проанализировано 62 фразеологических единиц.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. На основе анализа изученной литературы раскрыть содержание и сущность исследуемой проблемы.

2. Установить типологию фразеологических единиц в повести «Меня зовут Кожа».

При работе над темой использовались следующие методы: наблюдение над языковыми особенностями повести и их описание, сравнительный метод при оценке различных типов фразеологических единиц, а также метод статистического подсчета.

Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований фразеологии. Материалы работы могут найти применение в спецкурсе, а также на уроках русского языка и литературы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

В главе I нашей работы рассматриваются понятия фразеологии, а также проблемы фразеологической науки.

Глава II посвящена определению типов фразеологических единиц в повести Б.Сокпакбаева с точки зрения их семантики.

Научная новизна данного исследования заключается впервые предпринимаемой попытке обращения к анализу повести с точки зрения лингвистической, в то время как наиболее распространенным является литературоведческий подход.

Глава 1. Фразеология как раздел науки о языке

Приоритет в изучении фразеологии принадлежит России.

1. Срезневский Измаил Иванович говорил о лексической целостности некоторых слов и выражений [23].

2. Фортунатов Филипп Федорович создал учение о слитных словах вроде сумасшедший, сногсшибательный и слитных речениях [22].

3. Шахматов Алексей Александрович. Писал о неразложимых словосочетаниях [26].

5. Щерба Лев Владимирович. Разграничивал устойчивые сочетания в плане языка и плане речи [15].

6. Виноградов Виктор Владимирович. В его трудах были сформулированы основные понятия фразеологии, был поставлен вопрос о ее объеме и задачах. Ему принадлежит заслуга выдвижения фразеологии в отдельную учебную дисциплину [9].

7. Ларин Борис Александрович. «Очерки по фразеологии», петербургская фразеологическая школа [16].

8. Шанский Николай Максимович. Очень основательно занимался фразеологией, разработал дифференциальные признаки фразеологизма, сопоставил фразеологизм со словом и со словосочетанием, прокомментировал классификацию Виноградова.

9. Ожегов Сергей Иванович. Разграничил узкое и широкое понимание фразеологии и фразеологической единицы [23].

Фразеологизм как языковая единица

1. Общие черты фразеологизма и слова:

— устойчивость (постоянство состава, структуры и значения), устойчивость создается ограничениями сочетаемости лексем и частотой употребления фразеологизмов;

— воспроизводимость (извлекается из памяти целиком и не формируется в речи);

— целостность значения (значение фразеологизма не равно сумме значений его компонентов);

— соотнесённость с лексико-грамматическими типами (частями речи);

— определенные функции в предложении;

2. Общие черты фразеологизма и словосочетания:

— и словосочетание, и фразеологизм содержать не менее двух раздельнооформленных компонентов словного характера (два фонетических слова).

— наличие синтаксических связей внутри фразеологизма (согласование, управление, примыкание).

Эти общие черты являются одновременно и различающими для фразеологизма и слова, фразеологизма и словосочетания.

Дифференциальные признаки фразеологизмов.

— соотнесённость с ЛГ группой (частью речи);

— экспрессивно-стилистическая и оценочная функция [24].

Специфика признаков фразеологизмов:

Взгляды лингвистов иногда чрезвычайно различны, даже противоречивы. На современном этапе все теории могут быть сведены к широкому (Виноградов В.В., Шанский Н.М., Архангельский В.Л., Копыленко М.М. и др.) и узкому (Молотков А.И., Жуков В.П., Аносова Н.Н., Чернышева И.И., Торопцев И.С.) пониманию фразеологии.

Основные критерии выделения узкого и широкого понимания:

1) классификация по степени семантической слитности,

2) грамматическая классификация,

3) функциональная характеристика.

При широком понимании, главными признаками фразеологизма считаются не целостность значения, а воспроизводимость и устойчивость значения, состава и структуры (причем устойчивость трактуется как мера ограничения сочетаемости). Таким образом, к фразеологизмам относятся все четыре группы фразеологизмов (по Шанскому).

При узком понимании основным признаком фразеологизма считается целостность значения и десемантизация компонентов фразеологизмов

2. Грамматическая классификация.

При узком подходе (Молотков А.И.) за пределы фразеологии выводятся устойчивые обороты предикативного характера (пословицы, поговорки, крылатые выражения и т.д.), отождествляя тем самым фразеологизм со словом [18].

При широком подходе (Виноградов В.В., Шанский Н.М.) единицы предикативного характера включаются во фразеологическую систему, так как подобные единицы, как правило, имеют целостное образно-экспрессивное значение, которое может быть мотивированным (единства) или немотивированным (сращения) [27].

3. Функциональный критерий.

Среди признаков фразеологизма отмечаются образность, эмоциональная выразительность, экспрессивность и оценочный характер. Эти признаки часто являются наиболее существенными для фразеологизма. Если для знаменательных частей речи важны категориальные значения предметности, действия, состояния или признака, что обеспечивает их номинативную функцию, то в случае фразеологизма ослабление этой функции происходит за счет усиления эмоциональной и образно-экспрессивной («экспрессия, передающая сложные семантические обертоны, подавляет значение»).

В узком понимании к фразеологизмам относят стилистически окрашенные устойчивые обороты с ярко выраженным эмоционально-экспрессивным и оценочным компонентом. Сложные служебные слова (грамматическая функция), составные термины и другие составные наименования (сугубо номинативная функция) к фразеологии не относят.

Итак, в качестве вывода: узкое понимание фразеологии позволяет выделить ядро, широкое понимание скорее относится к периферии [11].

Классификация фразеологических единиц

Классификация фразеологизмов по степени семантической слитности.

Фразеологические обороты всегда представляют собой единое смысловое целое, однако соотношение семантики фразеологизмов в целом и значений составляющих ее компонентов может быть различным. На этой основе можно выделить четыре группы: фразеологические сращения, единства, сочетания и выражения. Первые две группы составляют семантически неделимые обороты. Они эквивалентны с точки зрения своего значения слову или словосочетанию. Третья и четвертая группы представляют собой уже семантически членимые обороты. Их значение равнозначно семантике составляющих их компонентов [9].

1. Фразеологическими сращениями называются такие семантически неделимые фразеологизмы, в которых целостное значение совершенно несоотносительно с отдельными значениями составляющих их слов. Значение такого рода фразеологических оборотов является таким же немотивированным и совершенно условным, как и семантика слов с непроизводной основой, в которых уже не чувствуется признак, положенный в основу названия. Это признак может быть вскрыт только лишь с этимологической точки зрения. В сращениях слов с их самостоятельными значениями по существу нет, это эквиваленты слов, подводимые под определенные грамматические категории как единые, абсолютно неразложимые смысловые единицы. Наивысшая степень семантической слитности возникает и поддерживается благодаря следующим фактам:

— наличию в пределах сращения устаревших и в силу этого непонятных слов (бить баклуши, попасть впросак)

— наличию в пределах сращения грамматических архаизмов (спустя рукава, сломя голову)

— отсутствию в пределах сращения живой синтаксической связи между компонентами, наличию синтаксической неупорядоченности и нерасчлененности (хоть куда, шутка сказать).

Среди фразеологических выражений следует выделить две группы: коммуникативные фразеологические выражения (предикативные словосочетания, равные предложению, являющиеся целым высказыванием и выражающие то или иное суждение) и номинативные фразеологические выражения (выступающие в качестве словесной формы того или иного понятия и, подобно словам, выполняющие в языке номинативную функцию) [11].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *