беги умник и помни меня на английском

Между двумя ударами сердца (гет)

Глава 1. Умный глупыш.

Клара Освальд не хочет умирать. Одно дело стремиться получить дозу адреналина и быть на волоске от смерти, другое — по-настоящему погибнуть. Вот только застрять между двумя ударами сердца ещё хуже. Клара злится на Доктора, потому что он хотел всё решить за неё. Вытащил её из момента смерти, а потом и вовсе хотел стереть память. Не таким образом она хочет спастись. Это того не стоит. Когда Доктор, непомнящий её, выходит из придорожного бара, она едва сдерживается, чтобы не разрыдаться при Я. Ведь, в отличие от неё, Клара более эмоциональна и способна сочувствовать. Она вытирает подступившие слёзы и натягивает улыбку. Ей больно, но она справится.

Они отправляются в путь на ТАРДИС, надеясь избавиться от гложущего чувства неправильности происходящего. Клара не хочет возвращаться на Галлифрей, потому что тогда она будет по-настоящему мертва, без права на воскрешение.

— Не сожалей о том, что случилось, — Я непривычно мило улыбается, ободряюще сжимая её плечо. — Перед тобой открыт целый мир, который ты сможешь посмотреть, не боясь состариться и умереть.

— А тебя не волнует то, что у меня нет пульса? — Клара чувствует подкативший ком гнева к горлу.

— Увы, нет, — она убирает пустые стаканы в шкафчик, а потом подходит к двери и вешает табличку «Закрыто». — Нам пора отправляться, пока Доктор не решил вернуться обратно. Вдруг он вспомнит тебя.

Клара устало проводит по лицу рукой. В форме официантки ей неудобно. Они проходят в консольную. Ротор тихо гудит. Эта ТАРДИС совсем не похожа на ту, где она провела с Доктором достаточно времени. Консоль проще, как и управление, а ещё комнат слишком мало, что они с Я едва умещаются вдвоём, но Клара не жалуется. Ей хочется новых эмоций и настоящего праздника. Она задаёт координаты, надеясь, что это путешествие принесёт ей радость. Потому что неизвестно, сколько ей осталось до того, как она умрёт.

— Куда мы отправимся? — Я прищуривается, пытаясь выяснить заданные координаты. — Лондон семидесятых в Рождество? Ты серьёзно?

— Да, — кивает Клара, нажимая на рычаг. — Рождество — мой любимый праздник.

Рождество тысяча девятьсот семьдесят девятого года обещает быть интересным.

1979 год. Лондон, канун Рождества.

Мольба в глазах Лили Поттер заставляет Сириуса сесть на мотоцикл и отправиться в Лондон за её любимыми пирожными и новогодними украшениями. Конечно, маги могут создать рождественскую атмосферу с помощью волшебной палочки, но Лили не из таких. Всё-таки маггловское происхождение даёт о себе знать, хотя и сам парень не прочь прогуляться. В магической части Лондона становится опасно и душно. Поэтому он с радостью бродит среди магглов.

Первая Магическая война заставляет стать осторожнее. Первые открытые столкновения произошли пару недель назад. Сириус получает лишь пару царапин, но это лишь раззадоривает его. Если бы не Джеймс и Грюм, то он бы отправился за мерзкими Пожирателями вдогонку, наплевав на ранение.

Прислонившись к своему любимому летающему мотоциклу Сириус лениво рассматривает спешащих вокруг людей. Несмотря на декабрь в Лондоне непривычно тепло. Снега даже в помине нет. Он замечает девушку, которая выходит из небольшого неприметного паба и идёт по направлению к маленькой кондитерской. Той самой, где продаются любимые пирожные Лили. Сириус поправляет свою кожаную куртку, а затем идёт вслед за незнакомкой.

Миниатюрная. Сириус стоит позади неё в очереди, а затем видит, что она покупает те самые пирожные. Девушка оборачивается и улыбается ему. На неё забавный красный берет и алое пальто. У неё большие, даже слишком, карие глаза в обрамлении густых пушистых ресниц, маленький вздёрнутый носик и пухлые губы, накрашенные алой помадой. Сириус улыбается ей, а потом просит повторить заказ. Продавец разводит руками, говоря, что эта милая девушка в берете забрала последние. Блэк уже решает выкупить пирожные у неё, но та уже быстро выходит из кондитерской.

— Эй, мисс! — Сириус выбегает из магазина, пытаясь найти хрупкую фигурку в алом пальто. — Постойте!

— Вы что-то хотели? — она рассматривает его с интересом, держа в руках коробку с теми самыми пирожными.

— Ваши пирожные, — с улыбкой отвечает Сириус, пожимая плечами. — Вы забрали последние, а они мне очень нужны, иначе меня не пустят домой на порог без них.

— Разве это единственные пирожные во Вселенной? — непонимающе произносит Клара. — Купите другие, уверена, что они то же понравятся.

— Нет, — он отрицательно качает головой. — Я могу купить эти у вас по цене выше, чем в кондитерской. Ну, пожалуйста.

Он умоляюще смотрит на неё.

Клара хмурится и поджимает накрашенные алой помадой губы. Этот незнакомец очень настойчив. Она замечает неподалёку крутой мотоцикл, а потом вновь переводит взгляд на его кожаную мотоциклетную куртку и штаны. Складывает два и два.

— Это ваш мотоцикл? — она указывает на транспорт позади Сириуса.

— Покатаете? — Клара понимает, что совершает очередной безрассудный поступок. — Взамен заберёте пирожные.

Эх, Я её по головке не погладит за это.

— Вы ведь даже не знаете меня. Кстати, Сириус Блэк, — он протягивает ей ладонь в знак знакомства.

— Вот и познакомились, — с улыбкой отвечает она и пожимает его ладонь. — Клара Освальд.

Сириус не может отвести от неё взгляда. У неё маленькая ладошка и сама она кажется миниатюрной куколкой в алом наряде.

— Спасибо. Правда, это не меня назвали в честь самой ярчайшей звезды созвездия Большого Пса, — она непроизвольно сыпет научными терминами, вспоминая лекции Доктора во время путешествий.

— Смотрю, вы увлекаетесь астрономией. Но так уж и быть. Прокачу вас с ветерком, — улыбается Сириус и идёт по направлению к мотоциклу. — Тем более такой красивой девушке грех отказать.

Клара с восторгом рассматривает мотоцикл, а потом садится сзади, придерживая коробку с пирожными.

— Обхватите меня за талию, не бойтесь, Клара, — он чувствует, как её руки обхватывают его тело. — Куда изволите отправиться?

— Я не боюсь. Везите туда, где интересно! — сквозь рычание двигателя отвечает Клара, смеясь.

Клара чувствует себя спокойно в компании нового знакомого. Они едут в Гайд-Парк. Смотрят на маленьких уточек, снующих по не замёрзшему озеру, и много разговаривают. Клара радуется, словно ребёнок, когда слышит, как люди поют рождественские песни. Вокруг пахнет праздником. Сириус умудряется купить в лавке у парка небольшую связку можжевеловых веточек, перевязанных алой лентой.

— С Рождеством, Клара, — он привозит её обратно к той самой кондитерской и подаёт рождественский букетик.

— С Рождеством, Сириус. И спасибо за поездку, — он получает коробку тех самых пирожных.

— Надеюсь, что мы ещё увидимся, — он ослепительно улыбается ей.

Клара замечает, что у него выразительные серые глаза и мягкая улыбка. А ещё длинные тёмные волосы. Клара вспоминает о том, что сейчас конец семидесятых, а, значит, мода на длинные волосы у мужчин только набирает обороты. Но на удивление Сириусу эта причёска идёт.

Провожает её взглядом, а потом садится на мотоцикл и отправляется в путь. Лили и Джеймс его уже заждались.

Я удивляется, когда Клара приносит пирожные с заварным, а не творожным кремом.

ТАРДИС ломается в самый ненужный момент. Клара долго и громко ругается, пытаясь убедить машину времени заработать. Я же лениво осматривает консольную, отложив очередную книгу, которую она пыталась прочитать сегодня.

— Вот чуяло же моё сердце, что поездка добром не кончится, — Я наматывает кончик волос на палец. — А мы с тобой не сможем её починить.

— Должна же быть инструкция, — Клара подходит к небольшой встроенной полке, пытаясь найти нужную книгу. — Я понимаю, что Доктора учили в Академии управлять ТАРДИС, но неужели нельзя создать обучающую программу для чайников?

Клара устало садится на железный пол и закрывает голову руками. Я удивлённо смотрит на девушку.

— Уверена, что мы её починим. А пока можно открыть наш паб и поработать. Как думаешь? Конечно, я не знаток коктейлей и никогда не была барменом, но могу импровизировать, — она улыбается.

— Конечно. Импровизация — наше всё, — встаёт Клара и отряхивает джинсы. — Только я пойду прогуляюсь, как раз подумаю над вариантом ремонта. Может, детали найду.

— Не задерживайся допоздна, — Кларе на секунду кажется, будто Я — её добрая и милая тётушка, которая заботится о ней.

— Я ненадолго, — она надевает своё красное пальто и выходит из паба на свежий воздух.

Рождественская суматоха позади. Впереди Новый Год. Людей на улице мало, потому что все ещё отдыхают после рождественской ночи. Клара глубоко вдыхает морозный воздух. Она слышит резкий грохот и чьи-то ругательства в переулке возле бара. Девушка хмурится, но всё-таки идёт в сторону шума. Не хватало, чтобы кто-то повредил ТАРДИС снаружи.

— Мерлин тебя подери! — громко ругается Сириус, пытаясь отряхнуть штаны от грязи. — Заводись, старая рухлядь!

Падение оказалось крайне неудачным, да к тому же он не успевает вовремя достать волшебную палочку. Заклинание левитации почему-то не сработало, так что маг неудачно приземляется в безлюдном переулке.

Сириус достаёт волшебную палочку и вновь накладывает чары левитации. Клара ошарашено наблюдает за действом. Конечно, она повидала достаточно необычного и инопланетного, но магия? Серьёзно?

— Кхм… Сириус? — Клара не знает, что сказать.

Он поворачивается на её голос, всё ещё держа в руке волшебную палочку. По идее, Блэк обязан стереть ей память об этой встрече. Статут Секретности никто не отменял.

— Клара? Здравствуй, — он натянуто улыбается ей, пытаясь придумать план отступления без лишних проблем.

— Твой мотоцикл не прост как кажется, я смотрю, — она складывает руки на груди и прищуривается, ожидая услышать правду.

— И много ты видела? — Сириус понимает, что оправдания бессмысленны. — По идее я должен стереть тебе память.

— Неужели? Почему все хотят стереть мне память? — Клара заводится с пол оборота, продолжая наступать на мужчину. — Не надо решать за меня! И что эта за деревяшка у тебя в руке?

Несмотря на свой маленький рост и миниатюрность она выглядит крайне опасной в гневе.

— Волшебная палочка. Я — волшебник, Клара, — серьёзно отвечает Сириус. — И не надо злиться, я понял, что с тобой шутки плохи. Выглядишь грозной.

Смех у него низкий и хриплый. Клара не выдерживается и смеётся в ответ.

— Ну, так что? Расскажешь без стирания памяти? А взамен я покажу тебе свою магию, —

Клара загадочно улыбается. Сириус непонимающе смотрит на неё.

— Так и знал, что ты необычная, Клара Освальд, — с помощью заклинания он наколдовывает ей букет лилий.

Клара округляет глаза, но всё-таки принимает подарок. Запах лилий немного резкий, но ей нравится.

— Спасибо, — она пытается вспомнить, когда последний раз ей дарили цветы.

Кажется, это был Дэнни Пинк. Она не позволяет боли захлестнуть её, поэтому отбрасывает воспоминания о погибшем любимом в самый дальний уголок сознания.

Глава 2. Беги, умник, и помни.

Сириус кратко рассказывает ей о магии, стараясь не упоминать войну, в то время как Клара предлагает зайти в паб неподалёку. Мотоцикл он оставляет в переулке, при этом умудрившись его завести. Когда они заходят в паб, Я стоит у стойки и натирает и без того чистые стаканы. Удивлённо смотрит на Сириуса, а потом улыбается, подмигнув Кларе.

— Добрый день, — голос у Я звонкий. — Клара, я смотрю, ты решила привести к нам посетителя. Добро пожаловать.

Клара расстегивает пальто и снимает берет, поправляя волосы и растрёпанную чёлку. Сириус же осматривается и слышит странное гудение где-то в дальнем углу зала. Дверь в подсобку приоткрыта.

— Сириус знакомься. Этого прекрасного бармена зовут Я.

— Я, это Сириус. И он волшебник.

Девушка ничуть не удивляется словам подруги. За прожитые годы она повидала достаточно волшебства.

— Приятно познакомиться, Я, — он старается не думать о том, почему у этой девушки такое странное имя.

Ему удивляться в принципе не положено. В магическом мире и не такое услышишь.

— Вообще, нам нужна помощь, — Клара садится на высокий барный стул и просит Я сделать всем чай.

— Ты думаешь, что он сможет нам помочь? — кажется, что она не замечает присутствие нового знакомого.

Сириус с удовольствием делает глоток чая с молоком, удобно устроившись на таком же стуле рядом с Кларой. После долгой беседы за чаем Сириус понимает, что его нагрузили слишком большим объёмом информации. Клара говорит быстро и много, и всё заканчивается тем, что помощь его заключается в том, что нужно починить машину времени.

— Ты думаешь, что я могу починить вашу штуковину? Как вы её называете?

— ТАРДИС. Возможно, что твоё волшебство и заклинания помогут починить деталь, и тогда мы отправимся в путешествие дальше.

— Вы не останетесь здесь? — с грустью спрашивает Сириус.

Он понимает, что отношения с магглой, пусть и необычной сейчас ему не нужны. Потому что война, потому что сейчас стоит задуматься над тем, как наладить мир в Магической Британии.

— Нам нельзя останавливаться, — Клара произносит это серьёзно и холодно, пытаясь нащупать свой пульс. — У нас есть миссия, которую нужно завершить.

Безуспешно. Так или иначе, она застревает между двумя ударами сердца.

— Так понимаю, что вы о миссии не расскажете?

— Клара, отведи его уже в консольную, — недовольно бурчит Я, убирая пустые чашки. — Вы можете долго беседовать, но стоит уже проверить, поможет ли нам Сириус в нашем нелёгком деле.

Клара послушно кивает и идёт в сторону той самой двери, откуда Блэк слышит гудение. Когда он открывает дверь, то на секунду замирает, потому что белый цвет повсюду режет глаза.

Клара смотрит на его реакцию, надеясь на то, что мужчина не сбежит, сверкая пятками.

— Это грандиозно. Маги, конечно, тоже могут перемещаться во времени, но они используют специальные хроновороты. Что-то похожее на медальоны, — заворожёно говорит Сириус, всё ещё рассматривая обстановку вокруг. — Так что мне надо починить? Инструкция есть?

— Кстати, об инструкции, — Я подаёт голос, протискиваясь мимо этих двоих, — я тут нашла небольшой тайник. В нём есть инструкция по управлению и ремонту ТАРДИС.

Она подходит к одному из кругов на стене и нажимает на небольшой участок пальцем. Выдвижной сейф удивляет Клару. Она выхватывает из рук Я папку и начинает читать. Сириус же с улыбкой наблюдает за этим действием.

— Может, всё-таки дашь мне посмотреть? А потом я хочу экскурсию по ТАРДИС. Вы можете попасть в любой промежуток времени?

— Будущее и прошлое, любая Вселенная, — Клара неохотно отдаёт ему папку. — Мы можем взять тебя с собой. Вот только нам нельзя вмешиваться в события.

— Ой, да неужели? — фыркает Я, подходя к консоли, чтобы попробовать вновь её запустить. — Сириус, я — пример того, что в прошлое менять можно.

— Я хочу отправиться в путешествие, вот только не понимаю, о чём ты говоришь.

— Однажды Доктор решил меня спасти. Итог: я бессмертна. Вот уже много веков я существую и забываю со временем то, что произошло, — Я недовольно качает головой, вспоминая Доктора. — А Клара…

Освальд смотрит на неё с упрёком.

— Что Клара? — Сириус переворачивает страницу инструкции, а потом и вовсе откладывает чтение. — И кто такой Доктор?

— Лучше тебе с ним не знакомиться, мало ли что. А Клара умерла, но этот чокнутый галлифреец решил спасти её, вытащив из временного участка.

— Прекрати, прошу, — Клара чувствует внутри себя нарастающий гнев. — Доктор он хороший…

Я временами жутко прямолинейна и упряма. А ещё игнорирует Клару Освальд и её попытки остановить рассказ.

— И это говорит девочка, которая живёт между двумя ударами сердца. Ты мертва и одновременно жива. И это ужасно, Клара.

На этом Я заканчивает рассказ, оставляя Клару и Сириуса наедине.

Сириус замечает, что Клара крайне обеспокоена. Она отводит глаза и поджимает губы, чтобы не заплакать. Ей нужно держать себя в руках. Она сильная, справится.

— Знаешь, мне всё равно, что она говорит. Я хочу просто помочь тебе. Чтобы ты путешествовала дальше. Может, когда-нибудь буду путешествовать с тобой. Если, конечно, починю эту машину.

— Может, приступим? — Клара натягивает улыбку, а потом и вовсе ищет отвёртку, чтобы открыть один из компонентов консоли.

Когда Сириус применяет заклинания к ТАРДИС, то ничего не получается. Магия не работает в машине времени. Он долго ругается, а потом в итоге бродит по коридорам, пытаясь найти хоть что-то, что может быть похоже на сгоревшую деталь для ротора.

— Ты уверен, что мы найдём здесь деталь? — Клара закрывает очередную комнату.

— Судя по инструкции, ТАРДИС сама себя обслуживает. По крайней мере, данная модель, — Сириус заходит в очередную комнату, последнюю из возможных. — А вот и то, что нам нужно.

Действительно. Комната, где лежит куча хлама, решает их проблему. Клара с радостью помогает Сириусу починить ротор. И когда он начинает гудеть и ярко светиться, не может сдержать улыбки.

— Можем проверить, — подмигивает Сириус, когда она в знак благодарности обнимает его.

— Пойду позову Я. Ты ведь останешься с нами? Хотя бы на одно путешествие? Обещаю вернуть тебя к ужину.

— Думаю, что это неплохая идея.

Клара зовёт Я. Они долго спорят о том, куда можно отправиться. Сириус предлагает увидеть Диккенса или какое-нибудь другое важное лицо. В итоге, они отправляются на коронацию королевы Виктории. Клара всегда интересовалась жизнью этой женщины. Они стоят в толпе людей и машут в честь приветствия новой королевы. Я же ворчит о том, что это она уже видела.

— Это потрясающе, Клара, — он берёт её за руку и смотрит прямо в глаза. — Прекрасное путешествие. Спасибо.

— Тебе спасибо, что разобрался с инструкцией и починил ТАРДИС.

Клара смущается, когда он целует её в щёку.

Они возвращаются вечером в Лондон. Клара провожает Сириуса и наблюдает за тем, как мотоцикл исчезает в небе. Перед этим ей удалось уговорить его на новое путешествие через неделю, как только он вернётся с очередного задания. Ровно в пять вечера она будет ждать его у кондитерской лавки.

— Не привязывайся к людям, Клара. Пусть он и волшебник. Они все смертные, — говорит Я, закрывая паб на замок.

— Я знаю. Знаю, — Клара не обращает внимания на тон её голоса.

Сириус участвует в очередной операции ордена Феникса вопреки всем запретам друзей. Он вновь умудряется в пылу борьбы получить парочку режущих заклятий. Раны затягиваются, оставляя после себя уродливые шрамы на теле, но Сириус улыбается. Неделя подходит к концу. Он снова увидит Клару Освальд, которая является его личным секретом. Благо ментальные щиты позволяют скрывать мысли от вечно настороженного Грюма и остальных членов ордена. Она снится ему по ночам. Улыбается игриво, облизывая алые губы. Сириус хочется дотронуться до её лица пальцами, но каждый раз она ускользает. Это сводит его с ума.

Он торопится на встречу, соврав друзьям о том, что решил просто прогуляться.

Вот только желанию не суждено сбыться. Срочный сбор в штабе. Крупная атака на магглов заставляет всех членов ордена мобилизовать силы. Сириус участвует, вопреки своему желанию. На встречу с Кларой он не успевает.

Клара стоит на улице, в ожидании Сириуса. Ей не терпится рассказать ему впечатления о последнем путешествии в будущее, а потом предложить вариант отправиться на музыкальный фестиваль в шестидесятых. Нервно поглядывает на часы спустя полчаса. Ходит из угла в угол. Даже покупает кофе в кондитерской, чтобы согреться.

Сириус не приходит. Клара разочарованно отправляется в ТАРДИС.

— Я же говорила. Он, скорее всего, передумал, — Я напоминает Кларе собственного отца, который с возрастом превратился в брюзгу.

— Куда ты хочешь отправиться? — Клара подходит к консоли, чтобы задать координаты.

Ей не хочется говорить о Сириусе Блэке.

— Как насчёт пятидесятых? Мне нравится женская мода того времени, — Я улыбается ей, когда Клара нажимает на рычаг. — Хочу примерить парочку платьев.

Попав в Азкабан после смерти Поттеров, Сириус думает о том, что ему нужно было успеть в тот день. Так или иначе, Клара, скорее всего, ждала его, а он вот так нагло не пришёл. Глупый мальчишка.

Клара не надеется увидеть Сириуса, но каждое Рождество и Новый Год проводит возле той самой кондитерской, надеясь, увидеть его или услышать рёв его мотоцикла. Позже она сидит у барной стойки их псевдо паба, надеясь, что дверь откроется, и он зайдёт. Вновь улыбнётся ей и подарит букет лилий.

Вот только это не происходит.

После побега Сириуса и всей ситуации с дементорами, по настоянию Дамблдора, его в буквальном смысле запирают в особняке на Гриммо. Он не находит себе места, потому что чувствует себя воистину беспомощным. Но когда наступает Рождество, то он решает вспомнить свою анимагическую форму и отправиться в небольшое приключение. Пусть он уже не молод, но надежда умирает последней, верно?

Клара понимает, что глупо надеяться даже спустя четырнадцать лет. Она всё также живёт без пульса, надеясь найти выход из этой ситуации. Надевает красное пальто и берет, а потом направляется в кондитерскую, чтобы купить те самые творожные пирожные. Своеобразная традиция складывается за эти годы. Отдав продавцу деньги, она поворачивается к выходу, как вдруг сталкивается с кем-то.

— Клара… — этот голос кажется ей очень знакомым. — Прости за опоздание.

Мужчина стоит перед ней и мягко улыбается. Всё те же длинные волнистые волосы, вот только морщин на лице гораздо больше. Но эти серые глаза она узнает из тысячи.

— Сириус, — Клара не может поверить своим глазам. — Ты пришёл.

— Идея с путешествием ещё в силе? — он обнимает её слишком крепко, отрывая от земли.

— Да. Мне так много нужно тебе рассказать, — она не замечает выступивших слёз.

— Знаю, дорогая Клара. Знаю, — он целует её в волосы, вдыхая запах цветочных духов.

Возможно, это слишком глупо, но он рад вернуться в ТАРДИС и вновь услышать недовольство Я.

— Вернёмся к ужину? — Сириус стоит рядом с Кларой у консоли. — Мне нужно будет спасти своего крестника. По крайней мере, попытаться.

— Я помогу. У нас ведь есть всё время и пространство. И плевать я хотела на всякие правила.

Последняя фраза Клары заставляет Я улыбнуться. Кажется, не за горами новое приключение.

Кроссоверы с ГП

Фанфики в серии: авторские, миди+мини, все законченные Общий размер: 458 Кб

Источник

Беги, умник, беги!

Идея академика Георгиева заставить молодых ученых отрабатывать 15 лет в России ставит новые задачи перед талантливыми подростками и их родителями.

беги умник и помни меня на английском. Смотреть фото беги умник и помни меня на английском. Смотреть картинку беги умник и помни меня на английском. Картинка про беги умник и помни меня на английском. Фото беги умник и помни меня на английском

Недавнее предложение крупного молекулярного генетика, академика Георгия Георгиева ограничить «свободную эмиграцию молодых ученых» на меня произвело (и продолжает производить) сильное впечатление. В деградирующей среде и в деградирующей стране обычно именно такие идеи нравятся начальству, мечтающему не только закручивать гайки, но и намертво приваривать болты.

Вообще-то родившийся в год поджога Рейхстага и вскрытия заговора «вредителей на советских электростанциях» академик публично изложил план подъема отечественной науки в целых пяти пунктах. Однако четыре из них — «Обуздать формализм», «Не скупиться на науку», «Требуется стабильность», «Обеспечить жильем» — могли быть зачитаны на любом партактиве еще при Брежневе без замены стилистики, и на этот маргариновый торт никто внимания не обратил.

А вот на «вишенку» — предложение превратить на 15 лет молодых представителей востребованных наук в крепостных государства российского, пока они не отработают средства, потраченные из бюджета в их обучение, — обратили внимание все. Не каждый академик рискнет пропеть осанну государственной крепи, настаивая, что у любого ученого есть долг, который надлежит вернуть, не выезжая без разрешения дирекции института даже на международные научные конференции.

И хотя мне не вполне удобно заниматься публичной экзекуцией человека, перешагнувшего границу старости, я утешаю себя тем, что смысл публичного наказания — не унижение наказуемого, а привлечение общественного внимания к сути и последствиям проступка.

Первое. Я убежден, что у талантливого человека есть только одно обязательство — перед собственным мозгом. Семья, любовь, друзья, нация — это все кредиторы второй и третьей очередей, а государство и вовсе кредитор фальшивый. Чем более ты одарен, тем больше у тебя обязательств перед твоим даром, даже если для его реализации придется отказаться от своей страны, окружения, радостей жизни, соблюдения установленных правил и приличий. Эйнштейнами в деревнях не становятся, хотя и рождаются.

Второе. Говорить, что «государство оплачивает» учебу в университете, — невыносимая и глупость, и пошлость, и гадость, на которой вообще основан госпатриотизм (это когда госаппарат присваивает себе страну и требует признать себя Родиной). Государство ничего оплачивать не может по той простой причине, что оно деньги не зарабатывает. Деньги зарабатывают люди. Государство же — просто структура, типа правления ТСЖ, которая в интересах людей заработанное перераспределяет (и я бы посмотрел, как академику Георгиеву правление ТСЖ закрыло выход из дома).

В интересах людей — чтобы умные мальчики и девочки получали высшее образование. То есть это мы, в том числе я и академик Георгиев, оплачиваем образование таких детей — через налоги. И, если так хочется, пусть Георгиев говорит о возвращении долга лично ему. А я говорить от моего имени права не давал. Мне многие помогали, когда я был бедным студентом. И никто с меня потом денег не требовал. Не требую и я: мне кажется, это стыдно.

Третье. Риск, что варварская идея, освященная громким именем, будет в сегодняшней России внедрена, довольно высок. Однако это отток умов не остановит. Не только потому, что молодой ученый обязан найти лаз или лазейку и оказаться там, где он востребован. А потому, что эмигрировать начнут абитуриенты, выпускники школ. Я уже сегодня на месте родителей одаренных детей реально бы об этом задумался.

Это в России сокращаются бюджетные места в университетах, а платные растут вместе с ценником. Когда я преподавал в ВШЭ, то должен был не пить и не есть в течение 8 лет, чтобы оплатить годовую учебу у себя самого. Но вот в Германии и во Франции высшее образование (об этом Георгиев как-то умалчивает) бесплатно для всех, включая иностранцев. В Финляндии для иностранцев на английском языке образование платное, но на финском — бесплатное. И даже в англосаксонском мире, где образование традиционно дорого, есть тьма стипендий для талантов из бедных стран. Если идеи Георгиева реализуются, талантам придется уезжать из России в 16-17-18 лет. Однако, повторяю, их это не должно останавливать.

Четвертое. Сегодняшняя утечка мозгов на руку российскому обывателю, как бы странно это ни звучало. России сейчас нужны не мозги, а бесконечная стабильность, то есть дрема в болоте под напевы о величии — ну и нефть, чтобы на нефтедоллары купить передовые идеи и продукты. Зворыкин в России помрет, не создав телевизор, Сикорский — не создав вертолет, Брин — не придумав Google. Хорошая иллюстрация к тому, что в России происходит с мозгами, — судьба Павла Дурова и сети «ВКонтакте», превратившейся после Дурова в источник по сливу персональных данных силовикам.

Так что если русский патриот хочет пользоваться смартфонами, мессенджерами, новейшими поколениями связи, умными домами, вообще всеми благами цифровой цивилизации — надо дать возможность их создателям жить там, где они могут все это создать. А не привязывать их к государству, которое умеет лишь запрещать и не пущать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *