беда если пироги начнет печи сапожник

Басня Щука и кот

беда если пироги начнет печи сапожник. Смотреть фото беда если пироги начнет печи сапожник. Смотреть картинку беда если пироги начнет печи сапожник. Картинка про беда если пироги начнет печи сапожник. Фото беда если пироги начнет печи сапожник

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.

***
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.

Стал Щуке Васька говорить.—
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».—
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».—

«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,-
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.

И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня впервые напечатана в 1813 году.
Поводом для ее создания послужила военная неудача адмирала Чичагова. После победы русских войск при Тарутине решено было пресечь путь отступавшему Наполеону при переправе через Березину. Однако адмирал Чичагов так неумело командовал этой операцией, что Наполеону удалось переправиться через Березину. Это вызвало сильнейшее общественное негодование, и Крылов, по словам современников, написал басню «о пирожнике, который берется шить сапоги, то есть моряке, начальствующем над сухопутными войсками».

Источник

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник
Из басни «Щука и Кот» (1813) И. А. Крылова (1769—1844), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели».
Мораль басни:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать совета.

Иносказательно: о непрофессионализме — каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать.

Смотреть что такое «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник» в других словарях:

ПИРОЖНИК — ПИРОЖНИК, пирожника, муж. Человек, изготовляющий пироги или торгующий ими. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.» Крылов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАЧАТЬ — ТАЧАТЬ, тачаю, тачаешь, несовер. (к стачать и к вытачать), что (сапож., порт.). Шить сквозной строчкой. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.» Крылов. «Вечером шилом, иголкой что нибудь бойко тачал.» Некрасов.… … Толковый словарь Ушакова

пирожник — а, м. Тот, кто печет или продает пироги. ► Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. // Крылов. Басни // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

тачать — аю, аешь, несов., перех. Шить, изготовлять шитьем; в портном и сапожном деле шить сквозной строчкой. ► Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. // Крылов. Басни // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Крылов И.А. — Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769 1844) Русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылов И.А. биография • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Волк и ягненок (Волк) • Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Вороненок • Почти у всех во… … Сводная энциклопедия афоризмов

ПЕЧЬ — 1. ПЕЧЬ1 (печи обл.), пеку, печёшь, пекут, прош. вр. пёк, пекла, несовер. 1. что. Приготовлять в пищу сухим способом (без жиров и жидкостей), обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих угольях или с помощью раскаленного воздуха в печи,… … Толковый словарь Ушакова

ПЕЧЬ — 1. ПЕЧЬ1 (печи обл.), пеку, печёшь, пекут, прош. вр. пёк, пекла, несовер. 1. что. Приготовлять в пищу сухим способом (без жиров и жидкостей), обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих угольях или с помощью раскаленного воздуха в печи,… … Толковый словарь Ушакова

пиро́жник — а, м. устар. Тот, кто печет или продает пироги. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. И. Крылов, Щука и Кот. Мальчишка пирожник кричит, продавая свой товар: А вот пироги, с пыла, с жара, полгроша пара! А. Н. Толстой,… … Малый академический словарь

Иван Андреевич Крылов — (1796 1844 гг.) писатель, баснописец Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. И счастье многие находят Лишь тем, что хорошо… … Сводная энциклопедия афоризмов

Источник

Беда если пироги начнет печи сапожник

© Вострышев М.И., состав, комментарии, 2020

© ООО «Агентство Алгоритм», худож. оформ., дизайн, 2020

Иван Андреевич Крылов и его басни

Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, еще не вполне осознанный, но бесконечно близкий и родной, чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. В ту пору мы даже не задумываемся над тем – кто он? – писатель ли, драматург, баснописец… Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями. В своем просторном халате, а может быть, в причудливой мантии, в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми «необыкновенными» превращениями.

И.А. Крылов (1769–1844) родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить «подканцеляристом» в одном из казенных учреждений. Рано познакомился он с судейским произволом, крючкотворством, ябедой, взяточничеством, и вся эта затхлая и унизительная атмосфера человеческого бесправия, безусловно, произвела на мальчика громадное впечатление, которое в дальнейшем послужило основой для всего его сатирического творчества.

Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Он понимает, что к басне труднее придраться, она сама кусает, а ее-то не укусишь, за аллегориями можно порой надежно укрыться. А звериные маски, благодаря таланту баснописца, не ограничены устойчивыми традиционными характеристиками (осёл – глупость, лиса – хитрость, заяц – трусость), но претворяются в более сложные, живые, бытующие характеры, родственные по существу человеческим. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из поговорок и пословиц черпал писатель многие свои сюжеты и мысли. По свидетельству одного из современников, он уже в детстве «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»[1]

Гуща жизни, живое ее кипение увлекали Крылова. Все творчество баснописца прочно и глубоко было связано с жизнью народа, служило его интересам, его правде. Крылов не только много знал о народе, но как бы проник в тайны мышления народного. «Это наша крепкая русская голова, – сказал Гоголь, – тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек…»

Наблюдения, представления, мысли народа, весь его многовековый жизненный опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконическую форму басенной морали: «У сильного всегда бессильный виноват», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник…», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» и т. д.

Народность крыловской басни – органическая и истинная. Вспомните, к примеру, басни «Крестьянин и Овца», «Демьянова уха», «Волк и Кот», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Три Мужика». Словно бы сама старая Русь с ее обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали такими неподражаемо русскими, органично крыловскими, что отдавать их Лафонтену нам никак не хочется. Гоголь писал о Крылове, что «всюду у него Русь и пахнет Русью», и что басни его – «книга мудрости самого народа». Историк М.П. Погодин как бы добавлял к этому: «Как все по-русски – чудо! И медведь Крылова, – видно, что земляк, русский!»

Иногда задумываешься. А что, если бы в баснях шла речь только о животных, что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному, и не было в них человеческих черт, что, если бы басни превратились в рассказы о зверях? Или, напротив, действовали бы в них только люди. Перед зеркалом вертелась какая-нибудь барышня-франтиха, а не обезьяна, и квартет устраивали не «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка», а реальные и достоверные дворяне, купцы, чиновники? Пожалуй, все бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном. Сохранив «звериное» обличие, басенные герои стали одновременно и носителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень. Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупее людей. Сообразуясь с природными нравами и повадками животных, Крылов наделяет их вполне человеческими поступками и мыслями. Пчелы и Муравьи почти всегда трудолюбивы, скромны и наблюдательны. Хитрая плутовка и лицемерка Лиса выступает в басне как криводушный судья-взяточник или льстивый царедворец, а хищный, жадный, глуповатый Волк олицетворяет бюрократа-чиновника, хапугу и грабителя. Уже одно только присутствие этих людских качеств в звере и «звериных» и человеке рождает восхитительный крыловский юмор, такой непосредственный, лукавый и добрый.

Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимают друг друга, по одинаковому они «думают», хитрят, обманывают, вызывая наше негодование, сочувствие, жалость, смех.

И животные, и люди в баснях Крылова сказочны, но, как в подлинной, настоящей сказке, они в то же время достоверны. Их занимательное существование – приключения, конфликты, столкновения при всей сказочности абсолютно правдоподобны, вполне вероятны. Весь животный, растительный и вещный мир оживает в крыловских баснях. Так великолепно он живописует и облекает в живую плоть свою фантазию, что «даже сам горшок» у него, по выражению Гоголя, «поворачивается как живой».

Источник

Значение крылатых выражений — Ба знакомые все лица, беда коль пироги начнет печь сапожник а сапоги тачать пирожник, без божества без вдохновенья, без руля и без ветрил

«Ба! знакомые все лица«

Слова Фамусова из комедии A. Г. Грибоедова «Горе от ума», 1824 год, действие 4, явление 14.
«Ба» — выражает удивление, изумление.
Говорится шутливо при неожиданной встрече со знакомыми людьми, чаще в какой-либо компании. Употребляется только по отношению к близким знакомым, друзьям, людям одного возраста. Часть выражения — знакомые всё лица — может употребляться в ситуации, когда человек встречается с чем-либо, что ему хорошо знакомо и не является для него новым.
Пример из литературы:
В. Маркевич в своих произведениях изображает только своих близких знакомых — признак писателя, не видящего дальше своего носа. — «Ба! Знакомые все лица!» — восклицали московские сплетники, смакуя его драму (А. Чехов, «Осколки московской жизни»).

«Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник«

Выражение из басни И. А. Крылова «Щука и Кот», 1813 год.
«Коль» — если.
«Тачать сапоги» — шить сапоги.
«Пирожник» — человек, который делает кондитерские изделия.
Говорят, когда человек занимается не своим делом.
Пример из литературы:
«Беда, коль пироги начнёт печь сапожник!» — так заключил г. Евтушевский свой доклад в педагогическом обществе об Азбуке и статье «О народном образовании» Толстого. Сапожник, на беду взявшийся печи пироги, есть Л. Н. Толстой, человек, двадцать лет теоретически и практически занимавшийся педагогическим делом. Кто же после этого не сапожник? И где основания для того, чтобы признать самого г. Евтушевского пирожником? (Н. Михайловский, «Записки профана»).

«Без божества, без вдохновения«

Выражение из стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» 1825 год.
В глуши, во мраке заточения
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновения,
Без слёз, без жизни, без любви…
Широко известен романс на эти стихи Пушкина, написанный великим русским композитором М. И. Глинкой (1840 год).
Смысл : делать что-либо, заниматься чем-либо без интереса, без любви к делу. Употребляется обычно для отрицательной характеристики равнодушного, формального отношения к делу.
Пример из литературы:
— Это какая-то деревянная жизнь! — сказал в сильном волнении Александр, — прозябание, а не жизнь! прозябать без вдохновения, без слёз, без жизни, без любви… (И. Гончаров, «Обыкновенная история»).

«Без руля и без ветрил«

Выражение из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», 1841 год, часть 1, строфа 15.
«Ветрило» — парус.
Говорится обычно иронически о человеке или коллективе, который в своих делах, поступках не имеет точной, ясной цели (выражение книжное, употребляется только с глаголами движения).
Пример из литературы:
Да, самого искреннего возмущения узостью, самого горячего желания поднять преклоняющихся перед ней людей ещё не достаточно, если возмущающийся носится без руля и без ветрил… (В. И. Ленин, «Что делать?»).

Источник

Беда, коль пироги начнет печи сапожник

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать совета.

Эти строки из басни И.А.Крылова, к сожалению, и сегодня не теряют актуальность.

Информация о том, что Никита Михалков и Андрей Кончаловский хотят создать национальную сеть общественного питания под брендом «Едим дома!», бизнес-идею которой режиссеры представляли президенту Владимиру Путину, произвела на меня удручающее впечатление. Чему есть немало причин.

Попытку известных режиссеров придти на пресыщенный по нынешним временам рынок, с которого и так в период кризиса вынуждено было уйти каждое девятое предприятие, никак нельзя назвать спасительной для отечественного общепита. В современных экономических условиях часть населения, которая раньше заходила в заведения фастфуда, уже и так живет по принципу «едим дома».

Несмотря на то, что цель проекта «Едим дома!» заявлена как способствование импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда перспективы его достаточно сомнительны. Попытка реализации в свое время аналогичного лужковского проекта с треском провалилась, и запомнилась только очередными крупными и неоправданными бюджетными тратами.

К тому, что сумма инвестиций, необходимых для запуска проекта «Едим дома!» составляет почти миллиард рублей, можно было бы относиться спокойно, если бы проект был коммерческим.

Но судя по тому, что вице-премьеру Аркадию Дворковичу предложено проект «рассмотреть и поддержать в контексте решения задач импортозамещения», проработав его регионами, и что к обсуждению проекта подключены Минэкономики, Минпромторг, Минсельхоз, а также администраций Московской и Калужской областей, не вызывает сомнений, что проект «Едим дома» носит бюджетный характер.

Ни о какой окупаемости проекта по созданию альтернативы западным сетям фастфуда за заявленные 4,8 года речи быть не может. Тем более, что фабрики-кухни кулинарии «Едим дома» по замыслу авторов проекта будут снабжать питанием социальные учреждения, в том числе детские дома и интернаты.

При этом режиссеры не скрывают своего стремления представить свой проект как социальный: «Учитывая социально-политический характер проекта», пишут они президенту, «просим поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству РФ». Понятно, что социальная проблема проектом «Едим дома» решена не будет.

Также понятно, что с помощью бюджетных дотаций новые фабрики-кухни кулинарии могут выдавить с рынка часть тех предприятий фастфуда (причем отечественных), которые там уже есть.

А главное, что, именитые режиссеры могли бы сделать гораздо больше в социально-политической сфере, если бы подарили нам не очередной фастфуд, а новые хорошие кинокартины, в том числе патриотической направленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *