Басня «Скупой и Курица» [ i ] (1819 г.) русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844).
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Чтоб долго мне примеров не искать,
Хоть есть и много их, я в том уверен;
Да рыться лень: так я намерен
Вам басню старую сказать.
Вот что в ребячестве читал я про Скупого.
Был человек, который никакого
Не знал ни промысла, ни ремесла,
Но сундуки его полнели очевидно.
Он Курицу имел (как это не завидно!),
Иной бы и тому был рад,
Что понемногу он становится богат;
Но этого Скупому мало,
Ему на мысли вспало,
Что, взрезав Курицу, он в ней достанет клад.
И так, забыв ее к себе благодеянье,
Неблагодарности не побоясь греха,
Ее зарезал он. И что же? В воздаянье
Он вынул из нее простые потроха.
Примечания
↑ i) Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 65; написана не позднее начала марта 1819 г. Крыловым эта басни отмечена в числе «переводов или подражаний», о чем упоминается и в тексте басни («я намерен вам басню старую сказать»). Сюжет ее восходит к басне Лафонтена «Lа Роulе аuх оеufs d’or», в свою очередь восходящей к басне Эзопа «Вдова и Курица». Басня Лафонтена неоднократно переводилась и переделывалась русскими поэтами в XVIII в (Тредиаковским, Сумароковым, Хемницером).
С этой басней связано еще одно выражение: Курица несущая золотые яйца.
» style=»text-align:center;»> Басня Скупой и Курица. Авторские, Крылов И.А.
Басня Скупой и Курица читать
Скупой теряет все, желая все достать.
Чтоб долго мне примеров не искать,
Хоть есть и много их, я в том уверен;
Да рыться лень: так я намерен
Вам басню старую сказать.
Вот что в ребячестве читал я про Скупого,
Был человек, который никакого
Не знал ни промысла, ни ремесла,
Но сундуки его полнели очевидно.
Он Курицу имел (как это не завидно!),
Иной бы и тому был рад,
Что понемногу он становится богат;
Но этого Скупому мало,
Ему на мысли вспало,
Что, взрезав Курицу, он в ней достанет клад.
И так, забыв ее к себе благодеянье,
Неблагодарности не побоясь греха,
Ее зарезал он. И что же? В воздаянье
Он вынул из нее простые потроха.
Крылов И.А.
Вы можете распечатать текст, отправить его по эл.почте или поделиться с друзьями в соц.сетях
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Искать на сайте
Личная библиотека
Вы не вошли на сайт.
ВОЙТИ НА САЙТ МОЖНО ДВУМЯ СПОСОБАМИ
чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, в частности, у Вас появится возможность отбирать в личную библиотеку понравившиеся детские сказки загадки, потешки, считалки и детские раскраски, тем самым формируя свою, уникальную библиотеку.
Для наполнения личной библиотеки нажимайте на звёздочки рядом с заголовками записей сайта.
Постепенно Ваша личная библиотека наполнится и Вам не придётся тратить время на повторный поиск понравившихся произведений.
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)
Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)
Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)
Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)
Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)
Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)
Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)
Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)
Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)
Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)
Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)
Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)
Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)
Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)
Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)
Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)
Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)
Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)
Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)
Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)
Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)
Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)
Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)
Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)
Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)
Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)
Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)
Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)
Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)
Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)
Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)
Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)
Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)
Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)
Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )
Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)
Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)
Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)
Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)
Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)
Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)
Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)
Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)
Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)
Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)
Первая фраза басни «Скупой и Курица» (1819) русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 — 1844), общий смысл которой выражается пословицей «Скупой платит дважды». Впервые опубликована в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 65.
Скупой имел курицу, которая несла золотые яйца. Но он решил, что в курице находится клад и зарезал ее, чтобы достать его. Но клада в курице не оказалось, а золотых яиц уже больше не было.
Скупой и Курица
Скупой теряет всё, желая всё достать. Чтоб долго мне примеров не искать, Хоть есть и много их, я в том уверен; Да рыться лень: так я намерен Вам басню старую сказать.
Вот что в ребячестве читал я про Скупого. Был человек, который никакого Не знал ни промысла, ни ремесла, Но сундуки его полнели очевидно. Он Курицу имел (как это не завидно!), Котора яица несла, Но не простые, А золотые. Иной бы и тому был рад, Что понемногу он становится богат; Но этого Скупому мало, Ему на мысли вспало, Что, взрезав Курицу, он в ней достанет клад. И так, забыв ее к себе благодеянье, Неблагодарности не побоясь греха, Ее зарезал он. И что же? В воздаянье Он вынул из нее простые потроха.
Крыловым эта басни отмечена в числе «переводов или подражаний», о чем упоминается и в тексте басни («я намерен вам басню старую сказать»). Сюжет ее восходит к басне Лафонтена Lа Роulе аuх оеufs d’or», в свою очередь восходящей к басне Эзопа «Вдова и Курица». Басня Лафонтена неоднократно переводилась и переделывалась русскими поэтами в XVIII в (Тредиаковским, Сумароковым, Хемницером).
С этой басней связано еще одно выражение — «курица несущая золотые яйца».
Басня Ивана Андреевича Крылова «Скупой и курица» была издана в 1819 году. Аналогичный сюжет использован в басне Эзопа «Вдова и курица», а также в басне Ж. де Лафонтена «Курица с золотыми яйцами». В басне повествуется о скупом, у которого была курица, несущая яйца, «но не простые, а золотые». Скупой богател понемногу, но алчность натолкнула его на мысль, что в курице он найдет клад и, «неблагодарности не побоясь греха», зарезал курицу, но в ней он нашел «простые потроха».
СКУПОЙ И КУРИЦА
Скупой теряет все, желая все достать. Чтоб долго мне примеров не искать, Хоть есть и много их, я в том уверен; Да рыться лень: так я намерен Вам басню старую сказать. Вот что в ребячестве читал я про Скупого. Был человек, который никакого Не знал ни промысла, ни ремесла, Но сундуки его полнели очевидно. Он Курицу имел (как это не завидно!), Котора яица несла, Но не простые, А золотые. Иной бы и тому был рад, Что понемногу он становится богат; Но этого Скупому мало, Ему на мысли вспало, Что, взрезав Курицу, он в ней достанет клад.
И так, забыв ее к себе благодеянье, Неблагодарности не побоясь греха, Ее зарезал он. И что же? В воздаянье Он вынул из нее простые потроха.
В этой басне Иван Андреевич Крылов акцентирует наше внимание на ряде порочных проявлений в жизни человека, которые произрастают из-за отсутствия любви и наличия греховного эгоизма, алчности, что порой приводят и к жестокости. Алчность ослепляет человека и лишает его рассудительности и чувства меры. Стремление к материальному богатству разрушает шкалу подлинных жизненных ценностей.
В Священном Писании говорится: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8, 36). Эгоистичный, помраченный алчностью человек теряет способность правильно определять жизненные ценности. Важно сознавать, что все материальное потребно человеку только при земной временной жизни, а душа человека, как «дыхание Божие», являясь по своей природе Божественной, обладает наследием вечности. Одним из признаков душевного здоровья является чувство меры и чувство благодарности Богу и людям за все доброе, что мы имеем в жизни.
Актуальность сей басни велика. И как говорит сам Иван Андреевич: «Примеров в жизни много».
В истории нашего Отечества выразительным примером безрассудства является то, как поступили безбожники после революции в начале XX века с Русской Православной Церковью. Духовенство, во множестве своем, являясь воплощением духовного и нравственного богатства нашего Отечества, было репрессировано. Храмы и монастыри, хранители духовного и культурного богатства народа, во множестве своем, были закрыты и разграблены. Духовное и культурное наследие наших благочестивых предков было поругано. В этом мы видим не только неблагодарность по отношению к нашим предкам, но и жестокость, и демоническую озлобленность по отношению к носителям и хранителям духовного и культурного богатства народа.
Надо признать, что наша Мать – Русская Православная Церковь – на протяжении более тысячелетия духовно взращивала наш народ и тем самым формировала нравственные ценности, на основе которых складывалось культурное богатство нашего Отечества. Именно в этой благодатной атмосфере возрастали великие сыны государства Российского, в науке – М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев; в искусстве – иконописцы преподобный Андрей Рублев, С. Ушаков и В. Васнецов, в живописи И.К. Айвазовский и М.В. Нестеров; в поэзии – В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие; в ратном деле герои Отечества – благоверный князь Александр Невский, благоверный князь Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, святой праведный адмирал Федор Ушаков.
Сегодня приходит осознание того, что разрушение традиционного уклада в духовно-нравственной жизни, в политике, в экономике через применение насилия может дать только кратковременный эффект.
Однако в перспективе разрушение уклада жизни приводит к потерям и к оскудению как в материальном, так и в духовно-нравственном плане. Мораль сей басни простая: надо быть благодарным Богу и добродетельным людям. Надо иметь умеренность и воздержание и избегать алчности. Заботясь о материальном для тела, нельзя забывать и о духовных и нравственных ценностях для души. Внутренняя духовная опустошенность приводит к чрезмерному увлечению внешним и материальным в этом мире. У бездуховного человека нет в глубине души точки нравственной опоры.
Завершая размышления над басней, хочется привести правило мудрых мужей: «Употреби труд и храни меру – богат будешь; умеренно ешь – здрав будешь; твори благо и бегай злаго – счастлив будешь. Возлюби Бога и ближнего – любим будешь».