бар сосна и липа меню
Новая «Сосна и Липа» на Покровке Молочный стаут, карамельный ламбик и кислый эль с малиновым пюре в крафтовом баре
The Village неустанно следит за всем происходящим в Москве. В нашей рубрике «Место» мы собираем как свежеоткрывшиеся, так и просто полюбившиеся нам за эти годы заведения, которые могут удивить нас и стать хорошим местом для отдыха и встреч с друзьями. В новом выпуске — открывшийся в прошлую пятницу на новом месте пивной бар «Сосна и Липа».
алена винокурова
Спустя месяц после закрытия пивной бар «Сосна и Липа» открылся по новому адресу — на Покровке, в доме № 17. Прежде заведение работало неподалеку, в доме № 31. Запущенный в 2015 году бар — первый совместный проект Санчира Бадакова и Андрея Липы. Собственно, в честь них заведение и названо.
Найти новое место несложно: надо свернуть в арку и пройти прямо, а затем подняться на второй этаж. Дизайном занималась команда столярной мастерской Ostov Crew, а само помещение гораздо просторнее предыдущего.
В интерьере в основном использовали два материала — кирпич и дуб. Атмосферу дополняют большие окна и незаметные на первый взгляд мелочи: на стенах висят картины и вырезки из журналов, на полках по соседству с книгами по истории и англо-русским словарем стоят молитвослов и Новый Завет, а в одном из углов лежит ковер с музыкальными инструментами, на которых иногда играют посетители.
Из еды в баре пока есть только вяленое мясо, но в планах — готовить что-то простое, например немецкую жареную сосиску карривурст. До этого момента перекусить можно в соседнем кафе «На чили», где предлагают мексиканскую еду: буррито и тако со всевозможными начинками.
«Сосна и Липа»
Телефон: + 7 (926) 159–86–28
Время работы: пн.-чт.: с 14:00 до 00:00; пт., сб.: с 14:00 до последнего посетителя
Средний чек: 700 рублей
За барную карту в «Сосне и Липе» отвечает один из владельцев заведения, Андрей Липа: поставщиков выбирают сами, ориентируясь на собственные вкусовые предпочтения. Сейчас в ассортименте порядка 80 сортов пива, как разливного (десять кранов), так и бутылочного. Половина всех сортов — российского производства, другая — скандинавские сорта, а также шотландские и американские. Кроме того, в ближайшее время в баре появится пиво из Италии. Цены на пиво российского производства варьируются в диапазоне от 250 до 300 рублей, а на импортное — от 300 до 950 рублей за самую дорогую бутылку.
Особой популярностью у гостей бара пользуются такие стили пива, как кислый эль, имперский стаут, барливайн, датский темный IPA и светлое пиво гозе. Также попробовать стоит молочный стаут одной тульской крафтовой пивоварни (согласно российскому законодательству, The Village не может прямо указывать названия пивных марок. — Прим. ред.), карамельный ламбик и вишневый крафт — последний представлен в двух вариациях.
В планах владельцев заведения — развивать «Сосну и Липу», но не в рамках сетевого проекта.
Молочный стаут — 250 рублей за 0,4 литра
Кислый эль с добавлением малинового пюре — 250 рублей за 0,4 литра
Американский пшеничный эль – 250 рублей за 0,4 литра
Карамельный ламбик — 200 рублей за 0,2 литра
Бельгийский темный эль с вишней —
150 рублей за 0,2 литра
Датский темный IPA — 300 рублей за 0,2 литра
Случайные обзоры: Сосна и липа, пиво за 80 рублей и DLC к Crusader Kings II
Март оказался настолько забит работой и выходными, что у нас совсем не было времени (да и сил), чтобы заниматься «Случайными обзорами». Зато после перерыва мы заходим с козырей: рассказываем про пиво, про липкий бар «Сосна и липа» и несколько приемов для хорошей фотографии.
Светлое пиво «Красная цена»
Как провести прекрасный вечер за 80 рублей
Стоит ли говорить, что для всех любителей пиваса в мире ключевым моментом в выборе напитка является соотношение цены и качества. Зачастую ты либо пьешь великолепный крафт вместе со знатоками пивной культуры, либо глушишь тормозуху под дождем в окружении увечных граждан с судимостями и без зубов. Третьего не дано.
Найти туманящее зелье в пределах 100 рублей, от которого при этом не слепнешь и не выблевываешь органы, довольно трудно, однако мне это удалось.
Стоимость «Светлого пива» от «Красной цены» около 80 рублей за 1,49л, и это не самое главное его преимущество. Поскольку сей продукт появился на прилавках ближайшей к моему дому «Пяторочки» не так давно, вкус у пенного напитка пока еще вполне приемлемый. Как известно, новые «демократичные» виды пиваса очень быстро паскудятся, после чего пить их можно только в виде наказания за проигрыш в карты
Помяните мое слово — через месяц-другой пиво встанет в один ряд с Багбиром и прочим шлаком, но пока что его можно предложить даже не особенно взыскательной даме, у которой на месте практически все зубы.
9/10 Владимир Самойлов
Бар «Сосна и Липа»
Мерзейший гадюшник на Чистых
Основным героем сегодня стал бар «Сосна и Липа», который с момента своего переезда на новую локацию (ранее он располагался в отдельном помещении ближе к пересечению с Земляным валом) превратился в гнуснейшее место, не вызывающее ничего, кроме ненависти.
Во-первых, это набор пива — предлагается выбирать из десяти сортов, половины из которых стабильно нет. По закону подлости, к моменту вашего прихода на кранах останется всякая экспериментальная кислятина, которую пить особо не хочется. Еды в меню тоже нет — приготовьтесь к этому заранее.
Во-вторых, оплата только наличными — и об этом вас предупреждают в тот момент, когда пиво уже заказано и налито. Центр Москвы, на дворе 2018 год, нужны наличные деньги. На мой постоянный вопрос в таких ситуациях «Что, пацаны, обналичечка?» в ответ получите лишь злость.
В-третьих, отвратительно отстроенная музыка по пятницам и субботам — средних частот слишком много и громкость выкручена на максимум, из-за чего приходится орать друг другу в кровоточащие уши.
И, конечно, гвоздь программы — персонал за барной стойкой, селекционированный из лучших представителей советского гастронома. Отметил это не только я — если внимательно ознакомиться с отзывами на странице бара, множество посетителей отмечают невероятное хамство персонала.
— Здравствуйте, лагер нальёте?
— А что можете предложить похожего?
— АРА не хочу, а пятый номер, стаут, можно?
— А что есть тогда вообще?
Бармен отворачивается и уходит. Великолепно.
За скобками оставим чудовищную очередь в единственный на этаже туалет (аж в три кабинки). Её можно рассматривать как четвертое заведение: из-за того, что в коридоре не слышно музыки, и собрались в основном единомышленники («Эх щас бы отлить»), коротание времени перерастает в полноценное общение, текущее бурно, словно вода в унитазе. Некоторые берут стакан и сразу занимают очередь — по её окончании пиво как раз подойдёт к концу. Вопрос о целесообразности «отдыха» в локациях, где наиболее комфортным и примечательным местом является туалетная очередь, оставим открытым.
Monks and Mystics. Дополнение для Crusader Kings II
Отыгрыш сатаниста еще никогда не был таким полным
Еще в 2017 году вышло дополнение Monks and Mystics для лучшего в истории симулятора средневековой политики Crusader Kings II. При всей любви к этой парадоксовской стратегии, оценил я его только сейчас. И, черт возьми, это просто пушка. DLC вводит в игру тайные и явные духовные общества. Теперь герой получает возможность примкнуть к ордену, навроде францисканцев, или же сообществу алхимиков-герметистов, либо вообще угореть по сатанизму и тайно исповедовать темный культ.
В глобальном смысле дополнение мало что меняет и можно вообще не заметить ничего нового. Но если намеренно полезть в его дебри, вас ждут новые уникальные истории, а суть Crusader Kings II как раз в генерировании историй. В каждом из обществ вам необходимо продвигаться по иерархической лестнице, выполняя задания его главы. У легальных и открытых монашеских орденов, понятное дело, все благообразно — там пожертвовать на крестовый поход, тут отстроить целое аббатство, здесь избавиться от чревоугодия или сгонять в паломнический тур. Немного скучновато, зато поможет в отыгрыше доброго христианина.
Зато у полузакрытого общества алхимиков-герменевтов и, тем более, сатанистов, все загадочнее и интереснее. Герменевты помогут вам отстроить в своем особняке алхимическую лабораторию и позволят заниматься самолечением и экспериментами. В одном из прохождений я настолько сконцентрировался на делах сообщества, что полностью забросил династические и политические дела. Составлять гороскопы, баловаться в лаборатории и искать философский камень было настолько любопытно, что я не обратил внимание на грабителей, которые высадились, чтобы грабить родной Крит. Все как в жизни!
Но сатанисты — это, конечно, вишенка обновления. Пестование собственных греховных пороков, осквернение церквей и принесение кровавых жертв позволяет вам обрести поистине великую силу. Как таковой магии это, конечно, не привнесет. Но отравлять конкурентов и плести интриги, пытаясь стать архидьяконом Вельзевула — тот еще опыт. Довольно забавно, что при этом отношения с соратниками по сатанинской ложе у вас сложатся прекраснейшие. В новом прохождении я нашел для своего персонажа замечательную жену, с которой они были не разлей вода и основали новую уважаемую династию. Правда, в свободное от забот о замке время они приносили в жертву собственных детей, но, как говорится, «Муж и жена — одна Сатана».
Если вы любите Crusader Kings II, но уже, казалось, перепробовали все возможные отыгрыши, то берите. Тем более, недавно вышло еще одно дополнение, посвященное политическим отношениям с китайской империей. Правда, то совсем незначительно. Так, пара новых штрихов.
8/10, Владимир Бровин
Mango Street
Научат вас фотографировать
Уже весна. А это значит, что в скором времени многие молодые и начинающие фотографы, планирующие хоть немного подзаработать, откроют весенне-летний сезон. Естественно многие из них еще только начинают работать с фотографиями и будут делать кучу ошибок. Выбор источников практического материала огромен, но среди всех каналов очень сильно выделяется один — Mango Street. Там все очень понятно объясняют, только по делу и перед глазами всегда будут примеры и результат того или иного совета.
Mango Street — проект Рейчел Гуллоты и Дэниеля Инскипа (одних их самых известных фотографов в Лос-Анджелесе) про фотографию, технику съемки и различные детали при работе с фото, которые будут интересны новичкам. Во-первых, этот проект создан лишь с одной целью: рассказать широкой аудитории про фотографию. А во-вторых, объяснить, как с ней — фотографией — научиться работать. Рассказывают об этом очень доступно и совсем за короткое время. Например, среднее время обучающего видео — 4 минуты. Не очень много, да и в автобусе, пока вы едете куда-то, можно посмотреть пару выпусков. Даже если совсем плохо знаете английский язык, авторы канала продемонстрируют на примерах абсолютно все, о чем они говорят во время своих обучающих курсов. Даже нарисуют графики, чтобы были прозрачны и понятны абсолютно все нюансы. И в конце выпусков всегда есть рубрика «Резюме», где они выносят основные тезисы всего видео. Все это интересно и, что самое главное, очень понятно.
Одним словом, очень многие моменты, которые на самом деле очевидны, но в процессе съемки про них как-то забываешь, в Mango Street рассказывают и показывают на живых примерах. К примеру, совсем недавно у них была серия выпусков, где они рассказывали о том, как сделать фотосет со всеми нюансами и совершенно за минимальную сумму. И старт этой серии дал простой запрос в поисковике.
Кафе Grill & Gyros и Wafflestory, пивной бар «Сосна и Липа», магазины «Углече Поле» и Grusha Market Рестораны Marcelli’s и «Вареничная № 1», переезд Semifreddo — The Village об интересных открытиях недели
Кафе Grill & Gyros
Рядом со станцией метро «Беговая» открылось маленькое кафе Grill & Gyros. Его запустил грек Никос Грибас, который последние 20 лет занимался ресторанным бизнесом в Греции, а потом по семейным обстоятельствам переехал в Россию.
Готовит здесь повар из Греции, а меню составляли вместе с владельцем. Главное блюдо в Grill & Gyros — гирос, то есть греческий вариант шаурмы: куриное рубленое мясо с разными добавками в бездрожжевой лепёшке из оливкового масла и воды. В кафе предлагают три вида гирос: классический (с дзадзики), «по-русски» (с томатно-майонезным соусом и солёными огурцами) и с хумусом. Каждый стоит по 185 рублей. Также в меню есть несколько видов салатов, сэндвичей и закусок.
Кафе «Вареничная № 1»
На месте закрывшегося ресторана «Охота на лобстера» открылось новое заведение тех же владельцев (ресторана Tarantino и сети кафе «Руккола») — «Вареничная № 1». Это уже третье по счёту в Москве кафе сети; другие два работают на Арбате и на 2-й Брестской. Меню разработала шеф-повар сети Алёна Солодовиченко, в нём 17 вариантов вареников, например, из трёх видов мяса, с капустой, с куриной печенью, по-полтавски и с яблоком и корицей — от 180 до 300 рублей. Кроме вареников есть, например, зразы с мясом и капустой, пельмени с копчёным поросенком и щукой, голубцы и блины с творогом и вишней.
«Вареничная № 1» расположилась на первом этаже помещения, а на втором владельцы планируют открыть на следующей неделе ещё одно заведение — бургерную с крафтовым пивом Lucky Luchiano, готовить в ней будет Виктор Апасьев, шеф-повар «Рукколы» и бренд-шеф «Тарантино».
Кафе Wafflestory
На Новом Арбате открылось кафе Wafflestory, которое специализируется на французских вафлях. Его открыл Патрис Тережоль, в прошлом один из шеф-поваров закрывшегося ресторана Jerome & Patrice (на его месте сейчас работает ресторан Pub Lo Picasso), а до этого — владелец сети демократичных кафе «Крепери де Пари». Он же, соответственно, и разработал меню.
Основное блюдо в меню — вафли. Они есть как в составе десертов, так и основных блюд, например: бургундские улитки с гречневыми вафлями, говядина по-строгановски с вафлей и картофельным пюре, шоколадные вафли со взбитыми сливками шантильи — цены начинаются от 200 рублей. Кроме этого, есть салаты и супы.
Пивной бар «Сосна и Липа»
Двое друзей Андрей Липа и Санчир Бадаков открыли на улице Покровка бар с крафтовым пивом «Сосна и Липа».
Для них это первый опыт в ресторанном бизнесе, но оба давно интересуются темой пива. Например, Андрей — пивной эксперт, автор Instagram-блога Passpassenger про крафтовое пиво в Москве. Для Санчира же пиво — это хобби, а по основной профессии он журналист (работал на радиостанции Business FM и в информационном агентстве Associated Press).
«Сосна и Липа» специализируется на российском крафтовом пиве. Меню состоит из него на 70 %, а остальное пиво в заведении— бельгийское, голландское, итальянское и английское.
Бар сотрудничает с российскими пивоварнями Salden’s, AF Brew, Plan B, Zagovor и Jaws. Из разливного российского — Rye Porter, Saldens APA, Amarallo, неимперский стаут Plan B, Zagovor и West Coast Volga — все стоят в пределах 200 рублей; также из разливного есть бельгийский Straffe Hendrik Tripel. Из бутылочного, в том числе импортного, — Orval, Brewdog Mixtape, AF Brew Ingria Pale Ale, Zagovor Brewery Midnight Moscow IPA), De Molen Bommen & Granaten, Saldens Double IPA и Mikkeller Brian.
Кроме этого, в помещении бара 18 апреля откроется кофейня кооператива «Чёрный».
Магазин «Углече Поле»
В ТЦ Dream House на Рублёво-Успенском шоссе открылся магазин с продуктами фермерского хозяйства «Углече Поле» компании «АгриВолга». Это третий магазин сети, другие два работают в Истринском районе Московской области в ТЦ «Павлово Подворье» и на станции метро «Октябрьское поле».
В магазине можно купить молочные продукты: молоко, кефир, ряженку, сметану, масло, творог и сыр, а также мясные деликатесы и полуфабрикаты из говядины, баранины и свинины, например рёбрышки для барбекю, мясной рулет, грудинку и стейки.
Кроме этого, в ассортименте есть продукция других российских компаний, например «Аривера» и «Чёрный хлеб», а также импортные соки, сладкое, крупы, пасты, детское питание, чай, кофе, овощная и фруктовая консервация, бытовые средства и косметика.
Магазин и кафе Grusha Market
В Подсосенском переулке, 8, строение 2 заработал Grusha Market. Его основатель — Константин Кривошонок, до этого он уже работал в ресторанном бизнесе: вывел петербургскую сеть суши-баров «Две палочки» в Москву, затем был директором сети пекарен «Волконский» и Paul. Около года назад начал задумываться о том, чтобы открыть магазин с качественными продуктами. Воплотить идею Grusha Market в жизнь помогла Марина Казакова (компания Woodi Bureau, работает, например, с «Даблби» и adidas), она разработала фирменный стиль и собрала команду. А идея Grusha Market — это три концепции в одном пространстве: магазин с продуктами, кафе и кулинарная школа.
Пространство занимает около 60 квадратных метров; есть прилавок, полки с продуктами, столы и стулья. На кухне работают три повара, они же могут выступать в качестве продавцов и консультантов; кроме этого, есть бариста.
Кухню ставила Катя Плотникова, выпускница кулинарной школы Ragout и совладелица кафе Moments. Она продолжает контролировать процесс и периодически появляется на кухне Grusha Market. Что касается мастер-классов, то пока идёт поиск ведущих. В меню: салат и сэндвичи с тунцом, креветками, цыплёнком терияки и запечёнными овощами — всё по 250 рублей, с острым ростбифом — за 300 рублей, а также супы, например, чечевичный и томатный. С 09:00 действуют завтраки, в их меню — пшённая каша с апельсином, сырники со сметаной, любое блюдо из яиц и творог с вареньем.
Что касается продуктов, то здесь есть несколько основных направлений: хлеб и выпечка (пекарня «Франсуа»), оливковое масло и оливки (Marnas), паста, томатные соусы и сыр (Don Giulio Salumeria), варенье («Банки»), молочные продукты (творог, йогурт и сметана — из фермерского хозяйства во Владимирской области), овощи и фрукты (закупают на овощебазе, которая поставляет продукты в том числе и на Даниловский рынок) и мясные деликатесы (Le bungun). Ассортимент со временем планируют расширять. Кроме этого, в Grusha Market можно купить готовую еду, например тапенад из маслин и паштет из печёнки с апельсином.
Ресторан Marcelli’s
Напротив ТЦ «Атриум» на Земляном валу открылся десятый ресторан сети с итальянской кухней Marcelli’s, принадлежащий петербургскому холдингу Food Retail Group (сеть суши-баров «Две палочки», рестораны «Длинный хвост. Еда и Cпеции», «Zimniy Шатёр», Vosaduli, «Большая кухня», Biblioteka и Cafe Berlin); восемь Marcelli’s работают в Петербурге, а один — в Москве на Митинской улице.
Меню стандартное для всех заведений сети: салаты, паста, ризотто, супы, пицца, а также мясные и рыбные блюда и десерты. Есть «Цезарь» с курицей или креветками, салаты с тёплой печенью цыплёнка и вешенками, тартар из лосося и авокадо, вяленые томаты, прошутто — цены на закуски и салаты варьируются от 200 до 430 рублей. Супов шесть видов, например, суп-пюре из копчёных томатов и крем-суп из белых грибов; из пасты — карбонара, аньолотти с телячьими щёчками, ньокки с тигровыми креветками. Пицца вся классическая: от «Маргариты» до пиццы с морепродуктами.
Переезд ресторана Semifreddo
Ресторан с итальянской кухней Semifreddo переехал с улицы Россолимо, 2 на соседнюю и теперь находится по адресу Тимура Фрунзе, 11/55. Теперь ресторан занимает пять залов и две веранды, есть открытая кухня. Меню и бренд-шеф не изменились: за кухню по-прежнему отвечает Нино Грациано с двумя звёздами Мишлен.
«Сосна и Липа»: заработать миллион в месяц на крафтовом баре без вывески
Весной 2015 года музыкант Андрей Липа и журналист Санчир Бадаков скинулись по 200 тысяч рублей и в центре Москвы открыли крафтовый бар «Сосна и Липа». Сами сделали ремонт и купили оборудование с рук. Заведение без рекламы (и вынужденно сменившее локацию) ежемесячно приносит около 1 млн рублей прибыли. Липа объясняет успех просто: «Мы сделали бар не про пиво, а про тусовку, — но с хорошим пивом». Андрей и Санчир рассказали Inc., как обезопаситься от наглости арендодателя, почему не стоит вкладываться в интерьер и для чего делать реалити-шоу из переезда.
Знакомство
В конце 2014 года Санчир Бадаков (тогда еще журналист) взял интервью у музыканта «Pass, passenger!» Андрея Липы, который играл «трогательный дрим-поп». После интервью они продолжили общаться в сети, а затем в реале: Санчир тоже занимался музыкой и пригласил Андрея на свой концерт.
— Мы сошлись на том, что нет крафтового бара, где можно проводить время, — рассказывает Бадаков, — и решили открыть свой бар.
Ребята не составляли бизнес-план, а стали искать помещение в центре, на первой линии.
— Сначала мы сняли помещение на Знаменке. Приехали с ключами и пивом — отметить. Но у входа припарковалась семерка BMW, из которой вышел глава местного ТСЖ со словами: «Ребята, бара здесь не будет». Хорошо, что мы не внесли аренду. Поэтому когда мы нашли подвал на Покровке, то первым делом убедились, что никто не будет против, если мы откроем тут бар, — рассказывает Андрей.
Аренда подвала без горячей воды обошлась в 150 тысяч рублей в месяц. 10 кранов для розлива купили с рук, холодильник для бутылочного крафта — на Авито. Часть первой партии пива закупили (вложили 200 тысяч рублей), часть взяли под реализацию — помогли связи Андрея. Главный редактор журнала для аудиофилов «What Hi-Fi?» Михаил Борзенков подарил виниловый проигрыватель и две колонки.
Андрей Липа в своем Instagram активно писал о крафтовом пиве и был довольно популярен в среде бир-гиков. В апреле 2015 года там появился пост: «…сегодня в тестовом режиме открываем небольшой пивной магазин/бар в Москве, по адресу: ул. Покровка, 31», который собрал около сотни комментариев. Позже о новом баре написали городские медиа The Village и «Афиша».
Название для бара помогла придумать жена Санчира. У Санчира в школе был ник в Counter-Strike «Сосный блюз». Так появилась «Сосна и Липа».
— Было много дурацких шуток на эту тему, но мы и сами любим пошутить, так что часто обыгрываем свое название, придумывая новые сорта пива, — улыбается Андрей.
Например, весной 2017 года, в честь второго дня рождения, Липа и Бадаков вместе с пивоварней Red Button выпустили собственное пиво под брендом «Сосни и залипни». Варка тонны обошлась в 110 тысяч рублей. Расходы и пиво поделили пополам с Red Button.
4 совета от Андрея Липы для открывающих
свой бар:
Не тратьтесь на интерьер. Покупайте дешевую и прочную мебель, чтоб не убиваться, когда вам сломают стол, стул или торшер.
Будьте смелее с арендодателем. Прописывайте в договоре аренды пункт, обязывающий арендодателя возместить все затраты на открытие бара в случае преждевременного расторжения. Это защитит вас от очевидной наглости. Но лучше настаивать на долгосрочном договоре.
Выберите уникальную концепцию и правильное место. Баров слишком много. Можно прогореть, если у вас нет оригинальной концепции: например, пивной бар для поклонников Навального. С концепцией можно не заморачиваться в спальных районах — там дефицит классных баров, и жителям, чтобы попить пивка, приходится тащиться в центр. Просто хороший бар там наверняка будет пользоваться спросом.
Выбирайте пиво в зависимости от района. В спальном начинайте с простых сортов, постепенно прививайте культуру и только потом вводите интересное пиво. В центре лучше делать тусовочное место и не заморачиваться с сортами: всем все равно, что пить. Либо серьезный бар с классным набором пива, но в центре Москвы эта ниша занята.
Крафт-бар «Сосна и Липа» официально открылся в пятницу, 24 апреля 2015 года.
— Мы были в шоке, сколько пришло народу! Очередь в бар стояла от угла дома, — вспоминает Андрей.
У основателей с самого начала не было четкого разделения обязанностей: Липа в основном занимался пивом и закупками, Бадаков отвечал за музыку и общался с арендодателем.
Почти сразу после открытия основатели «Сосны и Липы» договорились делить помещение с кооперативом «Черный». Новые соседи с кофейной стойкой разместились под лестницей и взяли на себя треть расходов по аренде.
— Это было здорово, потому что наши аудитории пересекались, а кооператив на тот момент был намного известнее, чем мы. Многие друзья бара — постоянные посетители «Черного». В Москве не было мест с такой концепцией, это подогревало интерес, но мы не знаем, что конкретно сработало. Крафт входил в моду и открылся всего лишь четвертый бар в городе — вот дело и пошло. Бар окупился за три месяца, — говорит Андрей.
В отличие от других баров, в «Сосне и Липе» нет закусок и еды. Пробовали ввести в меню сэндвичи, но их не брали. Люди привыкли, что в «Сосне и липе» нет еды, и приходят туда сытыми. Главная особенность заведения — публика.
— Правильная тусовка — это люди, которых ты хочешь видеть, — объясняет Андрей. — Вот многие заходили в бар и уходили, раз у нас нет сосисок. Да, это платежеспособная публика, но нам важнее, чтобы в баре тусили приятные люди творческих профессий, которым все равно что пить.
Пенное дело
Наиболее затратная статья расходов «Сосны и Липы» — пиво. Его наливают гостям сами владельцы, а по найму работают только двое в конце недели (2,5 тысячи рублей — в пятницу, и 2 тысячи — в остальные дни).
Обычно в 3–4 кранах из 10 — импортное пиво, в остальных — российское. По мнению Андрея, в коммерчески успешном баре должны быть лагер, вишневое пиво, сидр и чем меньше кранов, тем лучше.
— Если у тебя 50 кранов, пиво может испортиться. У нас редко пиво задерживается на неделю. Иногда нас просят: «Мне, пожалуйста, пиво под номером 5. Неделю назад пил — очень понравилось». А у нас уже все три раза поменялось, — рассказывает Андрей.
Рентабельность у стакана пива разная и зависит от стоимости аренды помещения. Как правило, продажная цена разливного пива в два-три раза выше закупочной. По бутылочному пиву эту разницу оценить сложнее — подходы к ценообразованию у всех разные.
Андрей и Санчир на бутылку в закупке дешевле 170 рублей накидывают 100%, стоимостью от 200 до 350 — 50–75%, дороже 350 — 50%. Наценка на разливное пиво — около 100%.
— Есть мнение, что пивовары сильно накручивают. Но я не соглашусь, — говорит Андрей. — Конкуренция высокая, а она как раз и регулирует рынок. Я бы посоветовал отказаться от перекупщиков — зачем покупать втридорога? Можно найти другую пивоварню. Мы работаем напрямую с топовыми пивоварнями (AF Brew, Salden’s, Zagovor, XP Brew, Red Button, Omnipollo, To Øl, Boon, Alvinne), и отношения у нас хорошие.
Ребята знакомы со всеми пивоварами лично — стать своим в крафтовой тусовке легко, если фанатеешь от темы. Это помогает быстро организовывать поставки и договариваться о выгодных условиях: например, брать пиво под реализацию. Но пивоварни без собственных мощностей варят нерегулярно и ограниченными партиями, что может привести к перебоям в поставках. Андрей старается работать с пивоварнями, у которых процесс варки налажен, всегда есть запас продукции и бывают новинки.
Переезд
Изначально аренда помещения на Покровке площадью 39 м² стоила 150 тысяч рублей, но спустя 6 месяцев его владелец повысил аренду — сначала до 210, а потом до 250 тысяч. Осенью посетителей стало меньше, выручка упала: внутри было тесно и душно, а на улице холодно. Санчир и Андрей стали искать новое помещение.
От плана открыть бар в другом месте, а на прежнем оставить bottle shop (магазин бутылочного пива — Inc.) отказались. По мнению Андрея, в центре bottle shop держать невыгодно: чтобы выйти в ноль, нужны цены как в баре. А «фишка» магазина — дешевизна бутылок.
На переезд денег не было, и двое друзей — постояльцы бара — предложили вложиться. Теперь у «Сосны и Липы» четыре владельца (на словах, каждому принадлежит по 25%), имена просили не называть — не хотят публичности, — но оба новых партнера регулярно стоят за барной стойкой. Бизнес ведут через ИП Липы на упрощенке.
— На двоих прибыль делить было приятнее, чем сейчас на четверых. Зато у нас появились выходные дни, — говорит Санчир
«Сосна и Липа» в цифрах.
МЛН РУБЛЕЙ ежемесячный оборот.
МЛН РУБЛЕЙ ежемесячная прибыль.
ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ уходит каждый месяц на закупку пива
ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ расходы на аренду.
млн рублей вложили четыре владельца в открытие бара на новом месте.
Новое помещение нашли быстро и недалеко — тоже на Покровке. Бар во дворе, нет вывесок и указателей. По старому адресу было много случайных посетителей, теперь они отсеялись.
Оформляли по принципу «сделай сам и позови друзей»: Андрей и Санчир покрасили стены, а друзья (владельцы мастерской по работе с деревом Ostov Crew) помогли с мебелью, полом и барной стойкой — за что стали единственными, у кого есть 20% скидки на все пиво в баре.
Новая жизнь
Переезд бара стал реалити-шоу — подогревая интерес аудитории, парни регулярно отчитывались о проделанной работе в соцсетях. Об официальной дате открытия сообщили всё те же городские СМИ.
Средний чек остался прежним — 500–600 рублей на человека или две пинты пива. Но клиентский поток после переезда вырос кратно площади бара (77 м² — зал и около 10 м² — подсобка).
— Раньше ребята, которые про нас знали, приводили друзей, не понимающих концепцию. По их мнению, в баре можно разложиться удобно, за столиком посидеть. А им приходилось стоять на улице, у проезжей части. Они говорили: «Не, чуваки, что-то здесь херня». В новом месте для них все гораздо привычнее — можно посидеть. И площадь стала больше раза в три, это тоже играет свою роль, — говорит Андрей.
Прибыль выросла, но теперь у основателей постоянно непредвиденные расходы — дом очень старый и проблемный: то трубы замерзнут, то проводка загорится. С соседями тоже не повезло.
— Мы хоть и рады, что гостям есть где перекусить (в соседнем заведении работает тако-бар «На чили» — Inc.), но только они к нам приходили про пиво поговорить. Мы рассказывали по-соседки, а потом увидели, что в меню заведения появились все наши позиции. Теперь мы не особо общаемся, — делится Санчир.
Весной 2017 года по соседству открылся еще один бар — «Культура». По словам Андрея, там своя тусовка — предпочитают техно, хаус и клуб «Рабица», — и с этим заведением они не соревнуются. Другое дело — «На Чили»: часть гостей считает, что это второе помещение «Сосны и Липы» с мексиканской едой.
— Мы каждые два-три дня смотрим, что гости выкладывают в Инстаграме. Некоторые делают фотографию в «На Чили», ставят геотег «Сосна и Липа» и пишут комментарий: «О! В «Сосне и Липе» очень крутые буррито и тако!» Это больше всего бесит, — возмущается Андрей.
Сейчас ребята доводят помещение до ума и уже потратили на доделки 300-400 тысяч. Горячей воды по-прежнему нет, так что в планах — купить бойлер.
Липа и Бадаков не сомневаются: открыть собственный бар — стоящее дело.
— В Америке до сих пор крафт развивается и отбирает все большую долю рынка у пивных гигантов. Так что в России есть куда расти. У нас еще столько регионов, где можно развиваться. Есть города, где про крафт вообще еще ничего не знают. Возможно, крафт в России скоро станет чем-то обыденным, а не модным. Но его все равно будут пить, — убежден Андрей.
Сами же основатели бара (уже вчетвером) думают открыть заведение иной концепции, чем «Сосна и Липа». Формат Андрей подсмотрел в Копенгагене: небольшое кафе с парой столиков и стойкой, где продается картошка фри с разными соусами по 150–200 рублей (можно съесть на месте или взять на вынос), а может быть, вино и коктейли.
Детально идею пока не разбирали — сначала надо найти место в центре на проходной улице, но там аренда 300 тысяч в месяц и на картошке эти деньги не отбить. Но надежду ребята не теряют. А пока ищут помещение под «картошечную», обсуждают с пивоварней Red Button новое пиво под своим брендом, которое сварят к августу.
Материал подготовлен при участии Игоря Д. Романова