балтийское море суп с клецками
Через «суп с клёцками»: последний поход героической «щуки»
Их было сорок. Сорок краснофлотцев – совсем молодых и моряков постарше, людей умудренных опытом и наивных новичков. Все они, от командира до последнего матроса, разделили ровно 73 года назад один общий стальной гроб в солёной купели Финского залива. История лодки Щ-408, «посмертно» принявшей имя «балтийского «Варяга»» долгие годы будоражила воображение разных поколений молодежи, учившейся на этом примере любви к Родине и самопожертвованию. Однако точное место гибели подлодки до самого последнего момента оставалось неизвестным, пока нынешней весной корабль не нашла российско-финская команда поисковиков.
Их было сорок…
Почему, собственно, обнаружение Щ-408 привлекло к себе повышенное внимание? Этой субмарине, вступившей в строй 10 сентября 1941 г., фатально не везло. Уже 26 сентября при переходе из Кронштадта в Ленинград она получила серьёзные повреждения – был пробит корпус, погнута тумба перископов. 22 июня 1942 г. «щука» вытерпела попадание двух артиллерийских снарядов. Результат – пробоины ниже ватерлинии, из-за которых подлодку пришлось ставить на ремонт.
Щ-408 в блокадном Ленинграде
Однако гибель этого неудачливого, казалось бы, корабля, сгинувшего в первом же боевом походе, вошла в легенду. На тот момент немецкое военно-морское командование распорядилось наглухо перегородить Финский залив минными полями (до такой степени, что этот участок моря получил название «суп с клёцками») и подводными сетями, дабы предотвратить прорыв советских субмарин на оперативный простор Балтийского моря. В свою очередь, командование Балтфлотом решило отправить несколько кораблей, дабы проверить: действительно ли настолько неодолима эта преграда? В их числе оказалась и четыреста восьмая «щука».
Выйдя в море в мае 43-го, подлодка трое суток подряд пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения в районе острова Вайндло. Корабль выследила финская авиация и катера-охотники, принявшиеся утюжить его глубинными бомбами. Положение складывалось критическое: аккумуляторная батарея разрядилась, запасы воздуха подходили к концу, из поврежденных топливных цистерн сочилась солярка, демаскируя лодку. Капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение – всплывать!
Знаменитый советский подводник Григорий Щедрин в публикации ленинградской «Смены» в 1964 г. так реконструировал дальнейшие события: «Лодка медленно оторвалась от грунта. Мотористы во главе с главным старшиной Романиным и старшиной 1-й статьи Родионовым готовили к пуску дизели. Главный старшина Дряхлов и старшина 2-й статьи Евстигнеев приготовили к выстрелу торпедные аппараты. Боцман Колпаков и командир отделения Бритвин управляли рулями. В электромоторном отсеке у ходовых станций ждали приказаний мичман Старостин и электрик Воеводин. Штурман старший лейтенант Игорь Михайлович Орлов отмечал на карте точку всплытия. Фельдшер Николай Борзенко готовил операционный стол. Все они понимали, что наступает «последний парад». Увидев внезапно всплывшую подводную лодку, фашисты, очевидно, решили, что она сдается на милость победителей. Они ждали белого полотнища. Но «Щука» открыла огонь…»
Судя по сохранившимся свидетельствам, подводники стреляли метко, поразив два катера. Одновременно на базу ушел по радио призыв – немедля шлите самолеты! С флотских аэродромов на помощь морякам устремились три авиагруппы, но они не сумели отыскать Щ-408 и оказать ей поддержку. «Щ-408 потеряла ход, накренилась. Увеличилась осадка и дифферент на корму. Катерам-охотникам теперь отвечало только носовое орудие «щуки». Наконец флаг, реявший на флагштоке и означавший «веду бой и не сдаюсь», ушёл под воду: израсходовав весь артбоезапас, командир решил идти на погружение. Отчаянное решение! Шанс на спасение корабля и экипажа был один из тысячи. Гидроакустические приборы вражеских сторожевиков, как указано в трофейных документах, ещё двое суток ловили звуки от ударов кувалд, доносящиеся из-под воды. И ещё двое суток сыпали сторожевики глубинные бомбы. 24 мая лодка замолчала», – пишет Г. Щедрин.
Действительно, противник, не будучи уверенным в гибели «щуки», долго ещё патрулировал место. Но это уже оказалось напрасным – Щ-408 была мертва. Не уцелел ни один из сорока членов экипажа, так что некому оказалось рассказать о том, какие муки пришлось им вытерпеть перед гибелью.
Море выдало свою тайну
Руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов рассказал автору этих строк, как шёл поиск Щ-408. «Непосредственно поисковая часть заняла около суток, подготовительная – несколько месяцев. А вот для родственников членов экипажа лодки закончилось ожидание длинною в семьдесят три года. Район для сканирования дна был определён участником нашей «Разведывательно-водолазной команды» Михаилом Ивановым совместно с научным сотрудником НИИ Военной академии Генерального штаба ВС РФ Мирославом Морозовым – на основе финских и немецких архивных документов. Потом началось решение большого количества организационных и технических вопросов. Благодаря благотворительной помощи компании «Транснефть» стало возможным организовать в сотрудничестве с финской командой Subzone полноценную поисковую экспедицию, сделать серию исследовательских погружений на глубину семьдесят два метра и провести церемонию увековечения памяти погибшего экипажа с участием родственников моряков и людей, создавших музей «Балтийского Варяга»».
Константин Богданов
По словам К. Богданова, вся экспедиция оказалась для истории проекта «Поклон кораблям Великой Победы» не менее уникальной, чем эпопея самой лодки Щ-408. Ведь команда из России совместно с финскими коллегами из Subzone вела поисково-мемориальную деятельность в территориальных водах Эстонии, причём свой вклад внесли заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов и его товарищи, создавшие в Петербурге музей, посвящённый Щ-408, контр-адмирал Александр Дьяконов, священники Русской православной церкви и родственники членов экипажа лодки. Чем не доказательство того, что по братским могилам минувшей войны нельзя проводить границ?
Как отмечают участники экспедиции, финны взяли на себя, пожалуй, самую сложную часть работы – обеспечение экспедиционного судна и получение разрешений для проведения исследовательских погружений. Ведь по эстонским законам все объекты, находящиеся на дне, строго охраняются государством. Погружения без соответствующих разрешений запрещены, равно как нельзя и дотрагиваться до чего-либо. Ответственная работа легла на плечи подводных операторов Ивана Боровикова и Кари Хюттинена, которые проводили максимально подробную съёмку всех частей лодки. Крайне важно, что при этом была доказана правдивость информации о жестоком сражении, которое пришлось выдержать советским подводникам.
Подводные съемки: рубка и кормовое орудие Щ-408
Отсюда и в вечность
Но почему экипаж погиб целиком, неужели не было ни единого шанса на спасение хотя бы части людей? Ответ исследователя на этот вопрос таков: «Возможность спастись, безусловно, была. Судя по воссозданной нами картине событий, с 22-го по 25 мая, когда, согласно финским отчётам, престали прослушиваться звуки со дна, оставшиеся в живых члены экипажа как минимум один раз попытались поднять лодку со дна. Им удалось оторвать от грунта корму, но, вероятно, количество пробоин в балластных цистернах и заканчивавшийся запас воздуха высокого давления не позволили поднять Щ-408 на поверхность. То, что все три люка, через которые возможно было покинуть затонувшую субмарину, остались закрытыми и не имеют видимых повреждений, свидетельствует, что подводники приняли осознанное решение врагу не сдаваться. О присутствии кораблей противника экипаж знал по шумам винтов над головой и периодически сбрасываемым глубинным бомбам».
3 мая нынешнего года над местом гибели Щ-408 была проведена мемориальная акция. В церемонии приняли участие сын и внук командира субмарины Валерий и Павел Кузьмины – кстати, тоже военно-морские офицеры. Также присутствовали куратор музея Щ-408 Марина Лукина, К. Молодцов и его товарищи, создавшие этот музей, контр-адмирал А. Дьяконов, российские и финские поисковики. Священники отслужили панихиду, вспомнив каждого моряка поимённо, на воду был спущен памятный венок и сорок гвоздик. Сыну командира и сотруднице музея передали воду с того места, где упокоился экипаж «Балтийского «Варяга»». Соответствующий отчёт с координатами данной точки и описанием деталей идентификации лодки направлен министру обороны России Сергею Шойгу. Эта информация будет внесена в соответствующие картотеки по учёту воинских захоронений, а родственники экипажа получат необходимые уведомления.
«Единственное, о чём приходится жалеть, это то, что поскольку лодка была обнаружена незадолго до проведения экспедиции, своевременно не удалось получить у эстонских властей дозволения на установку мемориальной доски со списком экипажа на корпус Щ-408. Такие таблички в рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы» уже закреплены на некоторых других советских подводных лодках, лежащих в российских, финских и нейтральных водах. Возможно, просто не хватило времени, чтобы быстро получить такое разрешение – и в ближайшее время мы вновь сможем выйти в район острова Вайндло, чтобы выполнить этот церемониал», – отмечает К. Богданов.
Несколько слов о Павле Кузьмине, вместе с экипажем ушедшем в вечность тем далеким майским днем 43-го. Павел Семёнович родился 2 января 1914 г. в семье рабочего. В детстве с родителями переехал во Владикавказ, после окончания десяти классов школы работал на городской электростанции машинистом котельной. В 1932-м с ним произошёл случай, во многом предопределивший его дальнейшую судьбу. Во время одного из дежурств произошла авария на одном из котлов – ЧП грозило остановкой производства на городских предприятиях. Не дожидаясь, пока котёл остынет, комсомолец Кузьмин, надев асбестовый костюм, через топку проник внутрь и устранил неисправность. Вскоре после этого случая обком комсомола направил его на учёбу в Ленинград в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Окончив его в 1938-м с отличием, Кузьмин начал службу в должности начальника БЧ-1 на подлодке Щ-303. В октябре 1940-го старший лейтенант Кузьмин окончил спецкурсы командного состава при Учебном отряде подводного плавания имени Кирова, продолжил службу старпомом подводной лодки С-9, совершил на ней два боевых похода. 6 октября 1941 г. Павлу Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, и 24 октября он получил назначение на должность командира Щ-408. До своего 30-летия он так и не дожил…
В заключение стоит сказать, что подвиг героического корабля не был забыт: в 1961 г. одна из улиц Кировского района в Ленинграде получила имя Павла Кузьмина. Неподалеку находится школа, в одном из помещений которой энтузиасты когда-то создали небольшой музей, посвященный Щ-408. Кстати, свыше 30 лет назад стены этой школы покинули трое друзей-выпускников. Ныне это успешные бизнесмены Максим Пуслис, Владимир Шумилов и заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Пронеся через всю жизнь благодарную память об экипаже знаменитой подлодки, они добились воссоздания музея, обустроили экспозицию с четырьмя основными витринами и тремя интерактивными панелями. Наверное, так и должно быть в стране, население которой свято помнит тех, кто своим героизмом и самопожертвованием завоевал всем нам право на жизнь…
Подводный «Варяг» Как искали и нашли героически погибшую в водах Балтики советскую подлодку Щ-408
Нынешняя весна ознаменовалась важной для всех, кто чтит память павших воинов, находкой: российские поисковики обнаружили у берегов Эстонии советскую подлодку Щ-408, погибшую в неравном бою с вражескими кораблями 73 года назад. Это событие, интересное, казалось бы, лишь с исторической точки зрения, обернулось скандалом. Власти прибалтийской республики отказались пустить на свою территорию съемочную группу ВГТРК, отправившуюся в Эстонию снимать сюжет о знаменитом подводном «Варяге». «Лента.ру» разбиралась в перипетиях этой истории.
Пали в неравном бою
Подлодка Щ-408 погибла в первом же боевом походе. Но стала легендой. Немецкое военно-морское командование распорядилось наглухо перегородить Финский залив минными полями (этот участок моря даже прозвали «суп с клецками») и подводными сетями, дабы предотвратить прорыв советских подлодок на оперативный простор Балтийского моря. Руководство Балтфлота отправило несколько кораблей проверить: действительно ли эта преграда непреодолима? В их числе оказалась и 408-я «щука».
Она вышла в море в мае 1943-го. Трое суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения в районе острова Вайндло. Подлодку выследили финская авиация и катера-охотники. Принялись утюжить ее глубинными бомбами. Положение складывалось критическое: аккумуляторная батарея разрядилась, воздух заканчивался, из поврежденных топливных цистерн сочилась солярка, демаскируя лодку. Капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение — всплывать.
Едва подлодка выскочила на поверхность, у двух ее 45-миллиметровых пушек заняли место расчеты и началась неравная дуэль. Судя по сохранившимся свидетельствам, подводники стреляли метко, поразив два катера. По радио на базу ушел призыв — поддержите авиацией. С флотских аэродромов поднялись три авиагруппы, однако не смогли отыскать Щ-408 и помочь ей. Пораженный множеством снарядов, весь в пробоинах корабль, не спуская флага, вновь ушел под воду — уже навечно. Противник, не уверенный в гибели «щуки», двое суток патрулировал это место. Ни один из сорока членов экипажа не выжил, и некому было рассказать о том, какие муки пришлось принять подводникам перед гибелью. 24 мая корабль вычеркнули из списков советского Балтийского флота.
Подвиг моряков не был забыт: в 1961 году одна из улиц Кировского района в Ленинграде получила имя Павла Кузьмина. Неподалеку находится школа, где энтузиасты когда-то оборудовали маленький музей, посвященный подвигу Щ-408. Более 30 лет назад стены этой школы покинули трое друзей-выпускников. Ныне это успешные бизнесмены Максим Пуслис, Владимир Шумилов и заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. Благодаря им удалось воссоздать музей и обустроить экспозицию с четырьмя основными витринами и тремя интерактивными панелями.
Материалы по теме
Люди, которых не было
Точное место трагедии было неизвестно. Координаты, указанные в финских и немецких источниках, не соответствовали действительности. По мнению специалистов, это может свидетельствовать о том, что подлодка не погибла сразу после последнего своего погружения, а смогла пройти еще несколько миль. И вот легендарный корабль обнаружили. Это произошло в ходе экспедиции проекта «Корабли Великой Победы», в которой, помимо россиян, участвовали еще и финские водолазы из поисковой команды SubZone.
Подробностями с «Лентой.ру» поделился участник экспедиции Михаил Иванов. «В первый раз наша команда предприняла попытку найти Щ-408 в июле 2015-го, — рассказывает он. — За исходную точку для поиска были взяты координаты из финских архивов. Около 12 часов ушло на сканирование дна гидролокатором. Однако ничего не нашли». Весной 2016 года поисковики продолжили операцию, расширив ее район. По их словам, одним из поворотных моментов для принятия этого решения стала встреча с Молодцовым, Пуслисом и Шумиловым. «Мы поняли, что судьба Щ-408 небезразлична многим, и обнаружение погибшей лодки поставит точку в спорах и домыслах вокруг ее гибели. На этот раз мы объединились с финской командой SubZone, с которой познакомились прошлой осенью. У них хорошее судно, мощный гидролокатор и огромный опыт поиска затонувших кораблей. Мы передали финским коллегам наши наработки, и финны продолжили искать с той точки, где мы остановились», — говорит Иванов.
Подводная могила
По его словам, можно сделать вывод о том, что значительная часть экипажа погибла в бою — в том числе, видимо, и командир. «Оставшиеся в живых подводники, судя по звукам, которые слышали находившиеся на поверхности гидроакустики финских кораблей, еще более двух суток боролись за жизнь. Видимо, ждали нашу авиацию, надеялись, что она разгонит вражеские суда, стоявшие сверху и методично забрасывавшие глубинными бомбами лежащую на дне Щ-408. Теоретически моряки имели возможность покинуть лодку через эвакуационные люки. Мы их осмотрели, как и рубочный люк. Они все задраены и не повреждены. Очевидно, экипаж принял осознанное решение: врагу не сдаваться и лодку не покидать, предпочтя смерть», — полагает собеседник.
Материалы по теме
Секретный фарватер 2.0
А как восприняли находку эстонские власти, ведь «щука» лежит в их территориальных водах? «В Эстонии очень бережное отношение к подводному наследию. Все объекты на дне моря занесены в базы данных, и акватория вокруг контролируется береговой охраной, позволяющей погружаться к ним только после получения разрешения. Насколько мне известно, со стороны эстонских властей Щ-408 не будет присвоено каких-то особых статусов, кроме стандартного. Как-то активно они нам не мешали. Нашу работу мы заранее согласовали. Но вместе с тем не смогли получить от них разрешения на установку на лодке памятной таблички. Официально нам сказали, что это требует межведомственных согласований, и взяли длинную паузу, длящуюся до сих пор. Ну и в преддверии мемориальной акции в эфир пошли новости касательно российской телегруппы, которую не пустили в Эстонию. Обстановка накалилась, и мы вынуждены были, дабы не подставлять наших финских коллег, урезать запланированную церемонию — под воду не погружались, а ограничились спуском над местом гибели лодки венка и цветов», — раскрывает подробности Иванов.
Действительно, история находки Щ-408 завершилась скандалом. Съемочную группу ВГТРК, направлявшуюся в эстонский населенный пункт Вызу снимать участников экспедиции, «завернули» на КПП в Нарве и отправили в обратном направлении. «При проверке документов было установлено, что трое граждан РФ желают въехать в Эстонию на основании туристической визы, что не соответствовало настоящей цели их поездки. В связи с этим визы данных лиц были признаны недействительными, и они вернулись обратно в Российскую Федерацию», — заявила пресс-секретарь эстонского Департамента полиции и пограничной охраны Виктория Корпан.
Ситуацию прокомментировал «Ленте.ру» соучредитель Ассоциации правозащитников Прибалтики Сергей Середенко. «Никаких особенных причин, понятных простым людям, для недопущения этой группы журналистов в Эстонию нет. Тут просто общая практика — по возможности не пускать представителей российской прессы в Прибалтику. Несовпадение целей визита с указанными в визе используется как один из поводов в подобных случаях. Но если тебе дают шенгенскую мультивизу, то с ней ты можешь ездить по самым разным поводам! И если, допустим, цель визита меняется, тебе что новую визу оформлять? Что за ерунда! Европейские нормы предусматривают отказ во въезде с визой только при наличии подозрения о преступных намерениях. Но где преступный умысел в данном конкретном случае, в чем он состоит?» — возмущается Середенко. Впрочем, негодование правозащитников никак не сказывается на позиции эстонских властей.
Материалы по теме
Последнее погружение «Сома»
Жизни, отнятые морем
В июле 2009-го у берегов Швеции отыскали С-2, затонувшую 3 января 1940 года во время войны с Финляндией. Все эти годы экипаж из 50 человек числился пропавшим без вести. Судя по всему, подлодка погибла, подорвавшись на мине. В 1998 году группа шведских аквалангистов-любителей наткнулась вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море на С-7, потопленную финской субмариной «Весихииси». С этой подлодки несколько моряков смогли спастись и попали в плен к финнам. В 1944-м они вернулись на родину. Среди них был и командир корабля, Герой Советского Союза Сергей Прокофьевич Лисин. Капитану Лисину судьба подарила долгую жизнь: он скончался в Петербурге в 1992 году.
Гибель и слава. Последний поход подлодки Щ-317
Лодка и ее командир
Будущий командир лодки «Щ-317» Н.К. Мохов (1912-1942) в то время был командиром 9-го учебного дивизиона подлодок, оснащенного «Малютками». На этой должности Мохов получил негативную характеристику: командование отмечало, что высокую требовательность к подчиненным он чередует едва ли не с панибратством. Имелись и иные претензии к дисциплине. Вследствие этого 16 января 1942 г. капитан-лейтенанта Мохова понизили в должности, поставив командиром подлодки «Щ-317».
Вероятно, такая должность больше устраивала Н. Мохова, и он быстро проявил себя с лучшей стороны. В тяжелейших условиях первой блокадной зимы в Ленинграде он смог организовать подчиненных и смежников и провести необходимый ремонт своей лодки. Как отмечалось в наградных документах, «Щ-317» первой в своей бригаде подготовилась к боевым действиям в 1942 г.
В конце весны корабль был готов к выходу в море и охоте на вражеские суда. Для этого на борту было 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата с боезапасом из 10 торпед калибра 533 мм.
Подлодка в походе
Целью подводной кампании Балтийского флота в 1942 г. являлось нарушение морских перевозок противника. Транспорты на Балтийском море решали задачи снабжения группы армий «Север», а также обеспечивали поставки финских и шведских ресурсов. Все эти суда, а также корабли прикрытия следовало топить.
Для выхода на назначенную боевую позицию и на оперативный простор по установленному маршруту подлодке предстояло преодолеть два немецких минных заграждения. Южнее и восточнее о. Гогланд, между островом и южным берегом залива, находилось заграждение Seeigel («Морской еж»). Это заграждение включало несколько тысяч якорных мин, расположенных в 8-12 рядов с разными промежутками и на разных глубинах.
Западнее Таллина залив перекрывало заграждение Nashorn («Носорог»). На этот раз подводникам мешали шесть линий из нескольких сотен мин. В составе обоих заграждений имелись неконтактные донные мины, мешавшие проходу под якорными.
Преодоление заграждений оказалось крайне сложным мероприятием. Лодке приходилось идти на максимально допустимой глубине, чтобы не попасть на якорные мины. При этом нельзя было приближаться ко дну – во избежание срабатывания донных. На путь от Гогланда за пределы «Носорога» у «Щ-317» ушло около трех суток.
Подводники в бою
16 июня «Щ-317» первой из подлодок Балтфлота сообщила о выходе на боевую позицию. Любопытно, что это сообщение перехватила немецкая радиоразведка – но командование не придало ему значения. Немцы считали свои заграждения достаточно надежными, чтобы ни одна советская подлодка не могла прорваться в открытое море.
18 июня вблизи о. Готланд заметили судно Orion (2405 брт), под датским флагом возившее шведскую руду в Германию. Последовавшая атака оказалась частично успешной. Торпеды попали в цель, команда покинула пароход, но тот не затонул. Через несколько дней его привели в ближайший порт. Следующей целью «Щ-317» стал рудовоз Ada Gorthon (2400 брт), обнаруженный 22 июня вблизи о. Эланд. Судно и груз отправились на дно. 25 июня провели еще одну атаку, потопив неустановленное судно на 2500-2600 брт.
1 июля в том же районе обнаружен пароход Galeon в сопровождении эсминца HMS Ehrenschiöld ВМС Швеции. «Щ-317» отстрелялась торпедами и выдала себя; эсминец попытался применять глубинные бомбы. Обе атаки оказались неудачными – противники разошлись и потеряли друг друга. 4 июля подводники безуспешно атаковали легкий транспорт Fortuna, а 6 июля вновь подверглись атаке сами. Эсминец HMS Nordenskjöld нанес лодке некоторые повреждения, но она осталась на позиции.
8 июля в перископ капитан-лейтенанта Мохова попал германский транспорт Otto Cords (966 брт). Судно пошло на дно вместе с грузом. Вероятно, в следующие дни имели место новые атаки, но безуспешные.
Гибель и память
В течение нескольких десятилетий обстоятельства гибели «Щ-317» и ее экипажа оставались неизвестными. Высказывались версии об атаке со стороны надводных кораблей, береговой артиллерии или самолетов противника. Также под подозрением были два минных заграждения на пути к базе.
Все стало ясно только несколько лет назад. В июне 2017 г. на дне Финского залива между островами Гогланд и Большой Тютерс были найдены останки затонувшей подлодки. Весной следующего года экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» установила, что это была «Щ-317». В преддверии Дня победы на корабле закрепили доску в память о 41 погибшем подводнике.
Местоположение и характерные повреждения подлодки прояснили обстоятельства ее гибели. «Щ-317» успешно прошла через заграждение Nashorn и преодолела большую часть Seeigel. На последней линии «Морского ежа» подлодка зацепила мину – с фатальными последствиями.
Подводные успехи
На боевом счету капитана-лейтенанта Н.К. Мохова и его «Щ-317» три подтвержденных судна суммарно почти на 5900 брт. Еще одно судно на 2405 брт атаковали и поразили, но не потопили. Пятая успешная атака пока не получила подтверждения. Хотя прочие торпедные стрельбы были безуспешными и имеют место споры об одной из удачных атак, в целом показатели подлодки «Щ-317» весьма примечательны.