авторская позиция царь рыба
Авторская позиция царь рыба
Сборник новелл Виктора Астафьева «Царь-рыба» был издан в конце 20 столетия и никого не оставил равнодушным. Вокруг него сразу разгорелись дискуссии и споры. Чем же вызван такой интерес? Все просто: автор поднял острую тему взаимоотношений человека и природы.
Браконьерство – зло, и с этим не поспоришь. Писатель рисует образ Игнатьича, умелого и удалого рыбака, посвятившего рыбной ловле всю жизнь. Этот герой пользуется уважением у односельчан, помогает советом и делом. Но все эти человеческие качества сводятся на нет из-за жадности и стремления урвать как можно больше. Игнатьич – настоящий браконьер.
Зачем же Астафьев показывает судьбу этого героя? Возможно, для того, чтобы убедить в том, что человек, хоть раз сотворивший зло и нашедший этому поступку оправдание, будет так вести себя и дальше, не боясь наказания. А оно неизменно придет, обольщаться не стоит.
Так, а все же, как относится сам автор к браконьерству? Астафьев считает это деяние непоправимым злом, разрушающим все вокруг. Причем, он полагает, что такими поступками люди разрушают не только природу вокруг себя, но и внутри, человеческую сущность губят они. Браконьеры – самоубийцы, в них нет ничего живого, нет души.
И именно бездуховность вызывает откровенно неприязненное отношение Виктора Астафьева к браконьерам. Под этим термином автор, конечно, понимает, не отсутствие культуры, а нежелание признавать нравственные нормы и принципы, отсутствие ответственности за содеянное зло.
Астафьев испытывает мучительную боль, глядя, как его земляки переступили черту. Рыба нужна им не для того, чтобы прокормиться, а с целью наживы, соревнования. Но он не судит героев. Он же, наоборот, пытается наставить их на истинный путь, хочет заставить исцелиться и предлагает различные испытания.
Виктор Астафьев – гениальный писатель, который заставил задуматься об острых и наболевших вопросах. Грубо вмешиваясь в жизнь природы, человек лишает ее гармонии, тем самым он преступает нравственный закон. Кто проявляет в отношении природы жестокость, обижает ее, должен понести наказание. Не может быть борьбы между этими двумя инстанциями, человек и природа завязаны воедино, и эту нить никогда не разорвать.
Важно сохранить те духовные взаимоотношения, которые были в истории предшествующих поколений. Человек у Астафьева не побеждает. Наоборот, он вынужден каяться и просить прощения. Люди, выступившие против законов природы, в конце концов приходят к тому, что нужно ей подчиняться. Природа – это храм, и хозяйничать там не получится.
Астафьев верит, что добро все же восторжествует, и в каждом из нас верх возьмет человек, который будет относиться и природе и всем окружающим богатствам уважительно, а не потребительски. Только тогда получится достичь того извечного духовного единства человека и природы.
Анализ произведения Виктора Астафьева «Царь-рыба»
Об истории создания
Сборник новелл автора «Царь-рыба» был опубликован в 1976 году. В него вошло двенадцать рассказов, сюжет которых связан с путешествием автора по родным местам Сибири. Одно из произведений дало название всему циклу. Оно является ключом к пониманию авторского замысла. В нем же отражены все мотивы и темы, которые встречаются в других новеллах.
Работа над сборником далась автору нелегко. Пришлось взаимодействовать с большим количеством материала, принимать во внимание каждый нюанс. Смысл названия ключевого произведения раскрывается в сюжете постепенно:
О том, почему автор дал повести такое название, подскажет народный фольклор. В старину осетра называли «царь-рыбой». Так же, как орла — «царем птиц», а льва — «царем зверей». В этом произведении рыба выступает символом величия и превосходства природы над человеком. Она сильнее и мудрее, в то время как люди — лишь ее часть, способная на неразумные поступки.
В 1978 году сборник был удостоен Государственной премии СССР в области литературы. Он переведен на несколько языков и принес автору мировую славу.
Недалеко от шоссе Красноярск-Дивногорск установлен памятник в виде исполинского осетра, развевающего рыбачью сеть. Так земляки увековечили произведение Виктора Астафьева.
Важные и второстепенные персонажи
В Википедии о «Царь-рыбе» Астафьева нет отдельной статьи. О произведении для подготовки к докладу и презентации можно узнать в описании биографии автора, а также на других сайтах. Действие происходит в далеком сибирском поселке Чуш, на реке Опарихе, одном из притоков Енисея. Герои рассказа — сибиряки, которые живут в комфорте и берут от природы больше чем нужно. Знакомство с персонажами понадобится для анализа произведения:
Содержание рассказа «Царь-рыба»
В цикле рассказов, объединенных общим названием, автор знакомит читателя с историями жизни в далеких Сибирских местах. Он родился и вырос здесь, но давно не живет и лишь изредка наведывается. Рассказчик не следует строгому хронологическому порядку и смешивает разные события из жизни.
В рассказе «Царь-рыба» речь идет об Игнатьиче — лучшем рыбаке в поселке. Не имея равных в своем ремесле, он занимается браконьерством и хорошо на этом наживается. Главный герой работает на пилораме. Он является старшим братом Командора, который ненавидит Зиновия за удачливость и практически с ним не общается, хотя живет в одном поселке.
Однажды осенью Игнатьич посещает свои самоловы, обнаруживает в сетях много стерляди и одного крупного осетра. Пытаясь достать рыбу, он полагается на свои силы и не зовет подмогу. Осетр оказывается больше, чем он предполагал, напоминает ему монстра, доисторического ящера, большую длинную макаронину.
Выбор Игнатьича
Браконьер понимает, что такой улов попадается раз в жизни. Он вспоминает рассказы деда о том, что рыбу лучше отпустить. Однако жадность перевешивает, над аргументами в пользу великодушия. Игнатьич бьет осетра по голове и старается вытянуть из воды. Рыба сопротивляется, герой падает в воду и начинает тонуть. Цепляясь за самолов, он находит последние силы и выбирается с рыбой наружу в лодку.
Зиновий уже не рад улову — и он, и рыба истекают кровью. Устав от борьбы, они впадают в сонное оцепенение. Уставшая рыба жмется к Игнатьичу. Она становится ему противна, кажется отвратительным оборотнем. Он начинает размышлять, за какие грехи ему послано такое испытание. Приходят воспоминания о днях молодости и Глаше Куклиной — девушке, которая ему очень нравилась.
Грехи молодости
Об отношениях избранницы героя с одним заезжим военным ходили не очень хорошие слухи, и Игнатьич мучился, ревновал. Однажды он пригласил Глашу на свидание и пожелал добиться ласки. Остыл Зиновий только тогда, когда увидел «байковые штанишки, крашеные домодельной краской». Поддал он ей коленом в зад, и она полетела в воду. Девушка не утонула, но с тех пор хранит позорную для героя тайну.
Он не смог заслужить прощения, но стал вести себя тихо и почтительно относился к женщинам. Истекая кровью, он бредит: «Глаша, прости». Вдруг в полудреме слышится ему рев мотора. Приближается спасение! Рыба из последних сил вырывалась.
Получив смертельные раны, она освободилась от пут. Зиновий мысленно попрощался с ней и поклялся никому ничего не говорить. Пришло облегчение, и у него появился шанс начать жизнь с нового листа.
Анализ произведения
В тексте автор поднимает две темы — взаимодействие человека с природой и обществом. При контакте с окружающим миром Игнатьича охватывают высокомерие, пренебрежение, сознание собственного могущества и превосходства. По мнению Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой и людьми, заботиться об экологии. В ином случае его ждет гибель. Это и есть сюжетообразующая идея произведения.
В образе Игнатьича воплощен тип человека, возомнившего себя хозяином планеты. Встреча с рыбой меняет его представления о себе и о жизни в целом. Судьбы человека и обитателя вод оказываются тесно переплетены. Их ждет или совместная погибель, или полное перерождение, для чего требуется освобождение от груза ошибок и грехов, которые лежат на душе человека. Нравственные низости, совершенные ранее героем, могли привести к гибели его и царь-рыбы. Однако в последний момент судьба дала ему шанс покаяться, прокричать во Вселенную мольбу о прощении.
Рассказ иллюстрирует идею о том, что природа — священный храм, частью которого является человек. Нельзя мнить себя хозяином и творить все, что хочется. Это ведет к утрате здоровья, доверия близких, гибели. История Игнатьича символизирует будущее человечества. Это призыв пересмотреть отношение к природе и экологической ситуации на планете.
Остальные образы подчеркивают драматичность ситуации, в которой оказался главный герой. Только осетр, сравниваемый автором с доисторическим ящером, выступает в качестве первородной силы. Краткий анализ произведения для читательского дневника:
Краткое тематическое сочинение
С момента написания Виктором Астафьевым цикла новелл о царской рыбе прошло более сорока лет. Однако тема отношения к природе, которую поднимает автор, стоит максимально остро. Люди берут от планеты все возможное, не проявляя даже капли доброты и не заботясь о ее восстановлении.
Писателю тяжело далась работа над произведением. Он стремился показать, что человек является не только разрушителем, но может и созидать. При этом опустошение природы губительно для личности. Название подчеркивает замысел и описываемую проблематику. Автор хочет показать величие природы, которая в случае нарушения ее законов становится безжалостной к людям. В произведении он доносит до читателя мысль о неделимости человека и окружающего мира.
Действие разворачивается в уникальном сибирском уголке, где от людей требуется максимально деликатное отношение к растениям, животным, близкому окружению, незнакомцам. Прекрасная и величественная природа не прощает ошибок и дает возмездие за грехи. Вопрос в том, сможет ли человек понять причину своих несчастий и вовремя покаяться. Его писатель рассматривает на примере главного персонажа Зиновия Игнатьича.
Мастер на все руки, он никому не отказывал в помощи, но не был искренним с людьми и все делал не от чистого сердца. Всегда руководствовался жаждой выгоды или собственными убеждениями. Жадность взяла верх и при виде богатого улова — осетра — он обрадовался удаче. Зная, что рыбу лучше отпустить, он решил ее оставить и попал в свои же сети. Узнал, что есть месть за необдуманные поступки и высшие силы, с которыми нужно считаться.
Жизнь пронеслась перед глазами как мгновение. Она позволила герою переосмыслить свои действия.
Произведение учит тому, что важно заботиться о природе постоянно, а не от случая к случаю или в последний момент. Только тогда можно наслаждаться жизнью, быть в гармонии с собой, обществом и окружающим миром.
Анализ произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Повесть «Царь-рыба» В. П. Астафьева (1924-2001)
Человек и природа, их единство и противоборство — это стрежневая тема повествования в рассказах Виктора Астафьева. Человек ответственен за то, что творится на земле, за то, что он оставит будущему поколению. Осознав все это, люди поймут, что если они потеряют природу — то потеряют себя. Астафьев не судит даже самых закоренелых браконьеров: он заботится об их душевном исцелении. Он пытается показать то, как необходимо, безотлагательно присоединиться к природе, жить в гармонии и понимании с ней.
3. Астафьев выступает в «Царь-рыбе» против любых прагматических концепций, ставящих перед личностью выше всего принцип полезности. Нельзя делать человеку добро, ожидая от него каких-то взаимных услуг и примитивной выгоды. Ведь спасение Эли, стоившее огромных усилий Акиму, ничем не окупается. Может быть, только психологическим перерождением столичной девчонки, начинающей осмыслять происходящее.Проблема «преступления и наказания» рассматривается Астафьевым в «Царь-рыбе» с точки зрения народного идеала, выраженного в фольклоре: зло наказывается незамедлительно. В какой-то мере это решение условно и принадлежит не тому, что есть, а тому что должно быть.
5. Когда рассказчик «Царь-рыбы» переключается на социально-публицистический регистр, он оценивает рассматриваемые явления в духе воспитательного морализма. В частности, подчеркивается, что каждое совершенное человеком преступление влечет за собой неотвратимое возмездие. Любое нравственное прегрешение не останется неотомщенным. В сугубо морализаторском духе воспроизводятся и трактуются истории браконьеров – жителей таежного поселка Чуш. Лейтмотивом публицистических компонентов «Царь-рыбы» оказывается мысль о наличии в мире неких высших сил – однако их роль сводится здесь главным образом к возмездию, которое обрушивается как на отдельных аморальных индивидов, так и на нравственно несовершенное человечество в целом.
Между тем при переключении на лирико-философский регистр рассказчик как бы забывает об идее неотвратимого возмездия, он тоскует по царству доброты и любви – соответственно и высшие силы, по его убеждению, существуют не для того, чтобы вершить суд над грешниками, а для целей светлых, хотя и загадочных.
Сопоставление публицистических компонентов книги с лирико-философскими показывает, как при переходе с одного жанрово-стилевого регистра на другой резко меняется самый ракурс восприятия рассказчиком окружающей действительности, а соответственно трансформируется и вся тональность повествования. В первом случае рассказчик испытывает гнев, направленный против носителей социально-экологического зла, он жаждет справедливого возмездия. Во втором же – рассказчика переполняет элегическая грусть, беспричинная тоска, мир видится ему таинственным и непостижимым.
Публицистическое начало ряда глав первой части «Царь-рыбы» настолько велико, что эту часть произведения (за исключе нием главы-рассказа «Царь-рыба» можно квалифицировать как лирико- публицистический полюс повествования Публицистический компонент «Царь-рыбы» связан с актуализировавшимся в повествовании журнали стским опытом писателя Повесть написана на публицистически-острую, злободненевную для 1950-1980-х гг «экологическую» тему, обострив шуюся в связи с активной индустриализацией Сибири Публицистичность «Царь-рыбы» выразилась и в активности жанро вых и поэтических элементов и приемов «журналистских» жанров.
Все темы в одном произведении. Астафьев В. « Царь – рыба»
С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.
Краткий анализ
Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.
Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.
Жанр – повествование в рассказах.
Направление – реализм.
Изобразительно-выразительные средства произведения
В рассказе «Царь-рыба» В.П. Астафьев раскрывает сущность человека через природу и величие природы через человека с помощью сравнений и метафор. Проза автора очень богата художественными средствами и приемами выразительности. Например, он использует прием обобщения, называя героя не по имени, а просто человек. Также он использует ассоциативные связи, просторечные слова, местный диалект, рисуя образ жизни рыбаков.
Автор осуждает людей за их эгоизм, жадность, недальновидность и за другие негативные черты. Он с помощью многочисленных приемов и средств, выражает свое отрицательное отношение, неприятие таких противозаконных явлений как браконьерство и других действий людей, наносящих вред природе.
Повесть В.П. Астафьева учит читателей жить по законам природы и нравственной чистоты, рационально использовать природные дары, быть человечными по отношению к растениям, животным и людям.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
История создания
Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.
В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.
Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.
В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Галерея положительных героев
Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.
Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.
К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.
Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:
Фигура этого невзрачного на вид, потрепанного жизнью человека, порой наивного, но мудрого и честного, становится художественным обобщением.
Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.
Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта. Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им.
Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.
Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.
У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.
Человек и природа в русской прозе XX века (На примере рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба»)
В рассказе показан один день из жизни умелого рыбака-браконьера Зиновия Игнатьича Утробина, который жил в сибирском поселке Чуш на Енисее. Что это был за человек? Игнатьич, как уважительно называли его земляки, был не только мастером тех дел, за которые брался, но и очень вежливым, спокойным, аккуратным, точным и чистоплотным человеком. Этот рассудительный, уважающий и себя, и других людей мужчина был полной противоположностью своему младшему брату по прозвищу Командор, который был жаден и завистлив. Работал Утробин-старший наладчиком пил и станков на местной пилораме, рыбачил лучше других, с умом. Он значительно отличался от других рыбаков: «…Прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Если летом, едет в бежевой рубахе, в багажнике у него фартук прорезиненный и рукавицы-верхонки. Осенью в телогрейке рыбачит Игнатьич и в плаще, не изожженном от костров, не изляпанном — он не будет о свою одежду руки вытирать, для этого старая тряпица имеется, и не обгорит он по пьянке у огня, потому что пьет с умом, и лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно. Руки у него без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет, на руках и переносице редкие пятнышки уже отлинявших веснушек». Зиновий всегда приходил на помощь рыбакам, не беря взятки, чинил моторы в лодках браконьеров. Другие мужики удивлялись тому, что Игнатьич всегда, даже в лодке мыл руки песком и тратил деньги на мыло и щетку. Именно с Зиновием Игнатьичем, лучшим рыбаком поселка, человеком, с самого детства любящим и знающим реку как родной дом, и случилось удивительное и страшное происшествие на Енисее, едва не стоившее ему жизни.
Внезапно возникшая ситуация, жестоко поставившая Зиновия Игнатьича между жизнью и смертью, заставила его задуматься о нравственности некоторых его поступков в прошлом, вспомнить мудрые заветы покойного деда. А дедушка Утробина, «вечный рыбак», говорил внуку среди прочих рыбачьих заветов и то, что если на душе есть какой-то грех, нехорошее дело, то царь-рыбу нужно обязательно отпустить. И вспомнил Игнатьич, как еще в юности, в годы Великой Отечественной войны, он обидел девушку — Глашу Куклину. Потом Зиновий просил у нее прощения, но природа, наверно, ему этого до сих пор простить не могла. Потому и предложила ему пройти суровое испытание. Вместе с природой повествователь вспомнил и о Боге: «…Женщина — тварь божья, за нее и суд, и кара особые. До него же, до бога, без молитвы не дойдешь. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик — им останься! Не раскисай, не хлюпай носом, молитвов своедельных не сочиняй, притворством себя и людей не обманывай. Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а богу — богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину, прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Осознал Зиновий Игнатьич, что следует попросить прощения и у самой природы. И не только попросить прощения, нужно еще и рыбу освободить, не дать ей умереть на крючках самолова. Царь-рыба освобождается, тяжело раненая, но непобежденная и живая, и уплывает на волю. А Игнатьич почувствовал себя свободнее и в физическом, и в моральном отношениях: «…И ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
Композиция
У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.
Образы браконьеров
В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».
Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность. Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».
Браконьерами люди становятся в основном из жадности: «Из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Писатель пишет и о тех рыбаках, кто не занимается браконьерством. Это члены артели на Боганиде, Аким, брат Коля, Павел Егорович и другие. Автор рассказывает, что в довоенное время браконьеров не было. Заводы по переработке рыбы договаривались с местными рыбаками, выдавали спецодежду, ловушки, за улов платили деньгами и продуктами.
И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем». У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.
И надзорщики не были нужны, и жестокости не было, и рыбы всем хватало. Таким образом, автор повествования «Царь-рыба» браконьерство считает большим злом, но исчисляет это зло по особым критериям, приводя веские аргументы в пользу местных обычаев.
По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.
Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.
Сочинение на тему “Царь – рыба”
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.
Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам.
Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу.
Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы.
Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы?
В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе.
Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с “рыбиной”. Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: “Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья — это единое * целое. Если муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой.
А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность.
Произведение “Царь-рыба” написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализировать свои поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить.
В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.