астафьев фотография на которой меня нет краткое описание
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»
Всего получено оценок: 4774.
О произведении
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.
Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.
Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.
Заключение
Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.
После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Фотография, на которой меня нет
Микропересказ : Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскулачивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.
В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.
Приезд фотографа в село
Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотографировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.
👦🏻 Витя — рассказчик (в персонаже угадывается сам Астафьев); школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает.
Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».
👦🏼 Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения.
Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.
Болезнь Вити и Санькина поддержка
Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.
👵🏻 Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах.
Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.
Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячённым с маковыми головками. Под утро Витя наконец уснул и проспал до полудня.
Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотографироваться мальчик не смог: «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».
Молодая семья учителей
Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.
👨🏻 Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный.
Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.
Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.
👩🏻 Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне.
Только Вити и Саньки там не было…
Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.
Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.
«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».
Организация сельской школы
Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки, и получился большой класс.
Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии: на её фоне снялись школьники.
Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.
Память об учителях
Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…
Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.
Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьев Кратко
Виктор Петрович Астафьев
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Краткое содержание
Рассказ Астафьева является автобиографическим произведением, который был написан 1968 году.
Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.
Список и краткая характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»
Главные герои:
Второстепенные персонажи:
Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» подробно
Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.
Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.
Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.
К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.
Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.
Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.
Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.
В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.
Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.
«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник
Всего получено оценок: 564.
Всего получено оценок: 564.
«Фотография, на которой меня нет» — это автобиографическое произведение, в основу которого легла реальная история из жизни автора. Он всю жизнь бережно хранил школьную фотографию, несмотря на то что из-за болезни не смог прийти в школу фотографироваться.
Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» для читательского дневника
Название: Фотография, на которой меня нет
Число страниц: Астафьев Виктор Петрович. «Васюткино озеро. Рассказы для детей». Издательство «АСТ». 2018 год
Жанр: Рассказ.
Год написания: 1968 год
Время и место
Действие рассказа происходит зимой начала 30-х годов ХХ века в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию.
Главные герои
Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.
Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.
Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.
Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.
Сюжет
В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.
В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.
Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.
Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.
Вывод и своё мнение
В далёкие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съёмке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте маленькой довоенной деревушки, жизненных ценностях односельчан.
Главная мысль
Каждый человек, что бы с ним ни случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.
Авторские афоризмы
«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет. »
«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”. »
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш. »
«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»
Толкование непонятных слов
Алчущий — жаждущий, желающий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.
Куть — угол в избе против устья русской печки.
Ямщик — возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Полушалок — шаль, платок небольших размеров.
Ухарски — молодцевато, задорно.
Лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Новые слова
Заговаривать — воздействовать на кого-, что-нибудь заговором; заколдовать.
Гуж — деталь сбруи лошади.
Барин — человек из высших сословий, господин.
Аспид — злой, хитрый, язвительный человек.
Угар — удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.
Виктор Астафьев — Фотография, на которой меня нет:
Краткое содержание
Жителей таежного села Овсянка взбудоражила новость о приезде к ним городского фотографа. Он будет делать общий снимок учеников школы. Вся деревня решает, как получше разместить важного гостя. Выбор пал на дом интеллигентного потомка ссыльных Чехова.
Теперь осталась только забота во что одеться, да как встать. И оказалось, что все уже решено: в первые ряды встанут отличники. А двоечники и хулиганы – позади всех. Вите (рассказчику истории) и его приятелю Саньке обидно, стоять в последнем ряду они не хотят. Но даже дракой не удалось ничего решить. От досады ребята допоздна катались с самого крутого обрыва, расшибли санки, коленки, набрали в валенки снега и были разогнаны по домам только прутом подоспевшей бабушки Вити – Катерины Петровны.
Ночью у мальчика разболелись ноги. Бабушка называла эту хворь «рематизней» и считала, что она передалась внуку от покойной матери. Мальчик крепился, а потом взвыл от боли. Лечение застуженных ног у бабушки было проверенное, но в этот раз ничего не помогло. Ни растирание нашатырем, ни укрывание маминой шалью, ни баня. Дала она ему и ложку водки согреть нутро, и отвар маковых головок в молоке. Только после этого Витя заснул, как убитый.
Проснулся он в полдень от знакомых голосов. Учитель послал за ним Саньку предупредить, что фотограф ждет. Как назло, ослабевший Витя не в состоянии ни стоять, ни шагать. Санька, глядя на отчаяние товарища, решил его поддержать: «Раз так, я тоже не пойду! Еще наснимаемся!»
Обрадованная бабушка поддакнула, что в городе есть фотограф не хуже, Волков его фамилия. Он хоть на коне сфотографирует, да еще в рамочку снимок вставит. Но Витя безутешен: ведь школы-то на том снимке не будет. Больше недели бабушка баловала Витю и, наконец, поставила на ноги. От скуки он разглядывал окна в доме и сравнивал их с соседскими. У бабушки окно рачительной хозяйки, а между рамами – и вата, и рябинка от угара, и мох от сырости.
Однажды к ним заглянул Евгений Николаевич, молодой учитель. Жена его тоже учительница и зовут ее Евгенией Николаевной. Он занес поглядеть ту самую фотографию, на которой Вити с Санькой не было. Ребят на ней множество, но каждого можно узнать. И семейная пара учителей в центре. Вите досадно, а делать нечего.
В селе учителей уважают. Вежливые, обходительные, они пользуются непререкаемым авторитетом. Даже дебошир Левонтий, Санькин отец, и тот на время притих после внушения Евгения Николаевича. Учителя верховодили не только в школе, но и в сельском клубе. Учили пению и танцам, ставили спектакли. Местные жалели молодую семью, нянчили их малыша, тайком оставляли на пороге кто сметанки, а кто и воз дров.
На общей фотографии все стоят на фоне старой школы, доме, построенном еще Витиным прадедом. Младенцем Витя даже успел в нем пожить. Прадеда раскулачили, сослали, в первую зиму он и умер. А вообще народ в Овсянке дружный: всех обездоленных новой властью разбирали по домам. И бывшие хозяева несмело наведывались к себе за самым необходимым: хоть какой-то одеждой да посудой. А дом прадеда отдали под школу. Только вот печки в нем быстро пришли в негодность, пришлось школе выделить другое помещение.
Повзрослевший Виктор глядит на старую фотографию. Нет уже того дома, и многих ребят с нее давно нет на свете, погибли в войну. Но он, как и прежде, всех помнит по именам. Живет в сердце и благодарность учителям. Наивная и простая, эта деревенская фотография – память о времени, семье, бесхитростная народная летопись.
Читательский дневник по рассказу «Фотография, на которой меня нет» Астафьева
Сюжет
Витя и Санька из таежной Овсянки, как и весь сельский люд, ждут прибытия из города фотографа. Он собирается снять на память школу и ее учеников. Все бы хорошо, но Вите с Санькой не светит попасть в первые ряды на снимке. Они предназначены для примерных учеников. Разобидевшись, приятели почти до ночи катаются на санках с опасного обрыва. Бабушка гонит Витю домой. Ночью у него разболелись суставы ног и утром он не смог пойти фотографироваться. Верный Санька тоже не пошел. Учитель Евгений Николаевич, всеми уважаемый человек, занес фотографию Вите.
Спустя годы Виктор вспоминает то время и глядит на старый снимок. Школа на нем – дом его раскулаченного прадеда. Его давно уже снесли. Нет в живых и многих ребят – погибли на войне. Жива память о замечательных учителях. Эта пожелтевшая деревенская фотография – целая летопись народной жизни.
Отзыв
Быт и нравы сибирской деревни довоенного времени. Образы самоотверженных учителей, любимой бабушки, односельчан. Тема детства, дружбы, памяти, благодарности. Уникальность судьбы каждого человека.