астафьев фотография на которой меня нет аннотация
«Фотография, на которой меня нет» — читательский дневник по рассказу В. Астафьева
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Виктора Астафьева написан в 1968 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Астафьев Виктор Петрович
Название произведения: Фотография, на которой меня нет
Число страниц: 56
Издательство: «АСТ».
Год издания: 2018 год
Жанр: Рассказ.
Год написания: 1968 год
Главные герои и их краткая характеристика
Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.
Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.
Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.
Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию.
Очень краткое содержание для читательского дневника
В деревню приехал фотограф и мальчики на радостях побежали кататься с горки. У Вити сильно заболели ноги и он не смог пойти в школу фотографироваться. С ним остался его друг Санька, но мальчик все равно был очень несчастен. Школа была устроена в доме, который рубил еще прадед Вити. Но дом отняли во время раскулачивания, деда сослали, а потом дом разрушили. Фотография выцвела, но Виктор смотрит на нее и улыбается, ведь это летопись народа.
Краткое содержание и сюжет
у должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну, а отстающим ученикам было уготован самый дальний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.
В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьезно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка, и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.
Так Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилось и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее классное фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.
Однажды к ним пришел учитель, и принес Вите фотографию, на котором его не было. Он сохранил ее на всю жизнь, и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись потом с войны.
Основная мысль
Каждый человек, что бы с ним не случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.
Вывод и мое мнение
В далекие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съемке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте крестьян довоенной маленькой деревушки, их жизненных ценностях.
Чему учит
Рассказ учит ценить все, что случается в жизни. Дорожить минутами счастья. Учит верной дружбе, не бросать товарища в беде. Учит не совершать необдуманных поступков. Учит заботиться о своем здоровье.
Что понравилось
Мне очень понравился этот трогательный рассказ и мне было очень жаль героя, худенького и болезненного мальчика, который по собственной неосторожности лишился одного из главных чудес своего детства. Ему остались воспоминания об этом событии, но на памятной фотографии его не оказалось. И все равно эти воспоминания дарят ему счастье.
Цитаты из текста рассказа
«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная него история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет. »
«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно чтоб осталось слово “учитель”. »
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш. »
«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»
Словарь новых и незнакомых слов
Алчущий – жаждущий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.
Куть – угол в избе против устья русской печки.
Ямщик – возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Полушалок – шаль, платок небольших размеров.
Ухарски – молодцевато, задорно.
Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Заговаривать – воздействовать на кого-что-нибудь заговором, заговариванием; заколдовать.
Гуж – это деталь сбруи лошади.
Барин – человек из высших сословий, господин.
Аспид – злой, хитрый, язвительный человек.
Угар – удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Астафьев В. “Фотография, на которой меня нет” Читательский дневник, краткое содержание
Астафьев В. “Фотография, на которой меня нет” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Астафьев Виктор.
Название: «Фотография, на которой меня нет».
Жанр: рассказ.
Тема произведения: судьба человека.
Число страниц: 18.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
В деревню приехал фотограф, чтобы сделать снимок ребят в школе. Но герой рассказа промочил ноги и заболел, поэтому его не оказалось на снимке.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда Санька пришёл к мальчику, чтобы поддержать его. Увидев, что его друг слишком сильно заболел и не может пойти в школу, Санька решил остаться с ним.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Первый учитель всегда остаётся для человека близким и дорогим человеком.
Чему учит эта книга
Рассказ учит стойко переносить невзгоды и жизненные трудности, не отчаиваться и не сдаваться, во всём находить положительные моменты. Учит сопереживать и помогать товарищам. Учит не бросать друзей в беде.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и больше всего понравился поступок Саньки, который остался с больным товарищем. Хотя ему очень хотелось сфотографироваться. Но мальчик поступил как настоящий герой.
Новые слова и выражения
Ямщики – возчики, которые перевозят почту и пассажиров.
Ухарски гикая – весело, громко крича.
Старый одёр – старый конь.
Пословицы к произведению
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познаётся в беде.
Назвался другом – выручай в беде.
Что ни делается – всё к лучшему.
Не дай нам бог жить в эпоху перемен.
«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник
Всего получено оценок: 564.
Всего получено оценок: 564.
«Фотография, на которой меня нет» — это автобиографическое произведение, в основу которого легла реальная история из жизни автора. Он всю жизнь бережно хранил школьную фотографию, несмотря на то что из-за болезни не смог прийти в школу фотографироваться.
Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» для читательского дневника
Название: Фотография, на которой меня нет
Число страниц: Астафьев Виктор Петрович. «Васюткино озеро. Рассказы для детей». Издательство «АСТ». 2018 год
Жанр: Рассказ.
Год написания: 1968 год
Время и место
Действие рассказа происходит зимой начала 30-х годов ХХ века в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию.
Главные герои
Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.
Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.
Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.
Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.
Сюжет
В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.
В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.
Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.
Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.
Вывод и своё мнение
В далёкие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съёмке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте маленькой довоенной деревушки, жизненных ценностях односельчан.
Главная мысль
Каждый человек, что бы с ним ни случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.
Авторские афоризмы
«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет. »
«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”. »
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш. »
«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»
Толкование непонятных слов
Алчущий — жаждущий, желающий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.
Куть — угол в избе против устья русской печки.
Ямщик — возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Полушалок — шаль, платок небольших размеров.
Ухарски — молодцевато, задорно.
Лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Новые слова
Заговаривать — воздействовать на кого-, что-нибудь заговором; заколдовать.
Гуж — деталь сбруи лошади.
Барин — человек из высших сословий, господин.
Аспид — злой, хитрый, язвительный человек.
Угар — удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.
Фотография, на которой меня нет
Микропересказ : Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскулачивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.
В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.
Приезд фотографа в село
Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотографировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.
👦🏻 Витя — рассказчик (в персонаже угадывается сам Астафьев); школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает.
Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».
👦🏼 Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения.
Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.
Болезнь Вити и Санькина поддержка
Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.
👵🏻 Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах.
Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.
Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячённым с маковыми головками. Под утро Витя наконец уснул и проспал до полудня.
Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотографироваться мальчик не смог: «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».
Молодая семья учителей
Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.
👨🏻 Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный.
Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.
Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.
👩🏻 Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне.
Только Вити и Саньки там не было…
Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.
Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.
«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».
Организация сельской школы
Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки, и получился большой класс.
Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии: на её фоне снялись школьники.
Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.
Память об учителях
Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…
Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.
Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Фотография, на которой меня нет
Скачать книгу
О книге «Фотография, на которой меня нет»
Жизнь на селе никогда не была легкой. В любые времена сельские жители должны были тяжело трудиться, чтобы обеспечить себя. Особенно тяжело им было в годы войны, ведь именно тогда все проблемы крестьянской жизни вставали наиболее остро. Книга Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это рассказ о настоящей дружбе, любви и заботе на фоне крестьянского быта.
Действие происходит в небольшой деревне в послевоенные годы. Сюда приезжает фотограф, чтобы сфотографировать учащихся деревенской школы. Для жителей села — это редкое и примечательное событие в их жизни. Витя и Саня – не очень хорошие ученики, и поэтому их не поставят на самые хорошие места перед камерой. Узнав это, они обиделись и отправились на речку кататься. Там Витя сильно застудил ноги.
Кто же теперь ему придет на помощь, ведь если Витя не встанет на ноги, он не сфотографируется со своими одноклассниками? Фотограф уедет, а больше сфотографировать их будет некому. Что будет делать его друг Саня, ведь он-то на ногах и может быть запечатлен на фотографии? Это вопросы, на которые предстоит дать ответы самим ребятам, ведь дружба, совесть и честь – это те понятия, которые каждый человек формулирует для себя сам…
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Фотография, на которой меня нет» Астафьев Виктор Петрович бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.