асмр еда что это
Массаж мозга через шепот или «дурость в интернете»? Изучаем феномен АСМР
На YouTube творится что-то странное: девушки ногтями царапают браслеты, с шумом раскусывают леденцы, медленно расчесывают волосы и невнятно шепчут. Несколько переходов по подборке похожих роликов, и перед нами уже бородатый парень в татуировках — он стучит пальцами по банке пива, неторопливо открывает ее со звучным «чшшшпок!», переливает в бокал содержимое и, попивая под четко слышимое «глык-глык», хрустит арахисом. Оказывается, происходящее на экране называют АСМР — автономной сенсорной меридиональной реакцией. Это свежий феномен в неврологии, который изучен слабо, но немногочисленные исследования подтверждают: он правда существует. Хоть и действует не на всех людей.
Что это вообще такое
Источники сходятся на версии, что сам термин появился около десяти лет назад. Столь мудреное название «приятному покалыванию в затылке» придумала Дженнифер Аллен. Женщину считают основоположником и популяризатором явления, хотя известно о нем было и раньше — просто никто толком не собрал доступную информацию и не попытался дать научное объяснение эффекту.
АСМР простым языком — ощущение массажа головы, мурашек, чувство удовлетворения, которое вызывают различные триггеры (тактильные, визуальные, звуковые, когнитивные). Зачастую они индивидуальные: то, что «работает» на одном человеке, может не подействовать на другом. Наиболее простые примеры — раздавливание пупырышек на упаковочной пленке, шум дождя, падающего на листву деревьев, прикосновение к любимому человеку.
АСМР-записи оказывают схожий эффект, только ставка здесь на аудиоэффекты. Для записи мельчайших звуков используется один или несколько высокочувствительных микрофонов, поэтому шумы, которые в реальной жизни почти не слышны и проходят мимо нашего внимания, оказываются в центре.
Многие АСМР-блогеры обходятся подручным инвентарем при записи видео. Удивительно, как самые обычные предметы помогают делать ролики с миллионными просмотрами: карандаш, расческа, точилка, спрей, бокал, фольга, целлофановый пакет, зажигалка и вообще все, что видите, при правильной подаче способно вызвать те самые мурашки. Более того, в некоторых роликах блогеры просто вкрадчиво шепчут, причмокивают и постукивают зубами — это тоже относится к АСМР. Со стороны все выглядит предельно странно, но что удивительнее всего — штука и вправду работает.
До мурашек
Сразу заметим: до начала просмотра отношение к АСМР у нас было предельно скептическим. Но в определенной обстановке эффект однозначно есть. При этом ученые отмечают, что АСМР действует не на всех людей. От чего зависит восприимчивость — пока неизвестно.
Если описывать субъективные впечатления, то они такие: легкий эффект стягивания кожи на затылке, спокойствие и расслабленность. Похожие ощущения вызывает самый обычный массажер головы. При записи этих симптомов ловишь себя на мысли, что кому-то рассказывать о своем опыте не стоит. Окружение может неправильно понять: мол, вроде взрослый человек, а его «плющит» от перестукивания ногтями по пустой банке от шампуня. Также учтите, что не все триггеры вообще могут понравиться. К примеру, автору этого материала по ушам резанул момент с шуршанием фломастера о бумагу (еще бы пенопластом скрипели, ну в самом деле). Хотя кого-то вполне может расслаблять и такое.
Слушать или смотреть ролики на ходу — полная бессмыслица. В идеале нужно хорошо подготовиться: спокойная обстановка, тишина, наушники, никаких отвлекающих факторов. АСМР-видео сейчас есть на любой вкус: в одних только говорят, в других щелкают пальцами и легонько стучат по микрофону, в третьих творят всякое с предметами, в четвертых имеется полноценная ролевая составляющая — например, накладывание макияжа, бритье в барбершопе. Но почти все ролики строятся по одному принципу. Тихий голос, плавные движения, крупные ракурсы, мягкое освещение, автор будто общается именно с вами — все сделано для ощущения комфорта.
После того как АСМР-видео стали набирать популярность, на явление обратили внимание бренды. Вот, например, китаянка шелестит упаковкой от шоколадки и откусывает часть плитки:
Да и в целом АСМР-ролики, с учетом огромной популярности, — отличное место для рекламы: возрастных ограничений нет, а товар подходит вообще любой — блогеры что угодно заставят скрипеть, шипеть, цокать и шуршать. Подойдет даже электрический кроссовер Tesla Model X:
Ученые: АСМР работает
С научным изучением АСМР пока все непросто. Серьезных исследований маловато, но те, что есть, подтверждают эффект. Специалисты Шеффилдского университета (Великобритания) в прошлом году провели эксперимент. Они разделили людей на две группы — одни поддавались влиянию феномена, другие нет. Обе компании испытуемых смотрели АСМР-ролики и обычные видео. Выяснилось, что у подверженных эффекту людей во время просмотра АСМР-клипов успокаивался пульс (примерно на три удара в минуту). Также они отмечали прилив положительных эмоций и чувство расслабленности. Эти ощущения схожи с различными методиками по снятию стресса вроде прослушивания медитативной музыки.
Другое исследование провел Дартмутский колледж (США). Здесь специалисты собрали через АСМР-форумы восприимчивых к явлению добровольцев и предложили им смотреть ролики во время функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Оказалось, что при просмотре таких видео усиливается активность отдельных частей мозга (тех, которые отвечают за удовлетворение и эмоциональное состояние), а также выработку дофамина («гормона удовольствия»). Исследование тоже подтвердило схожесть между АСМР и расслабляющей музыкой.
Также любопытно еще одно исследование, затронувшее 475 человек. Оказалось, что 81% участников смотрит АСМР-ролики вечером — это указывает на чувство расслабления, которое как раз необходимо перед сном. Кроме того, 80% людей заявили, что такие видео оказывают положительный эффект на их настроение; 14% затруднились ответить и 6% опрошенных не почувствовали изменений — при этом ни у кого не было негативного эффекта. Более того, часть людей призналась, что АСМР-ролики уменьшили хронические боли, которыми они страдают.
Котик потерся о вас — это тоже АСМР
Исследований АСМР пока что совсем мало. Но судя по имеющимся, феномен в той или иной степени воздействует на многих людей. За прояснением нюансов мы обратились к нейроанатому Андрею Соколу.
— АСМР — это не то, что раньше называли аудионаркотиками?
— Нет, это совершенно другая вещь. Не доказано, что «аудионаркотики» вообще работают, просто была попытка поднять шумиху. Якобы с помощью бинауральных ритмов можно добиться волновой активности, схожей с работой мозга во время приема ряда наркотических веществ. По замыслу создателей это должно вводить вас в некий экстаз. Однако никто не подтвердил, что это по-настоящему работает. А вот АСМР действует.
— Ваше предположение: почему на одних людях срабатывает, а на других — нет?
— Думаю, тут действует комплекс факторов: обстановка прослушивания, подбор контента, наконец различные психологические характеристики людей. Ведь есть экстраверты, интроверты, холерики и меланхолики, агрессивные, мягкие и так далее — все реагируют по-разному.
— Как это работает с научной точки зрения? Что происходит с мозгом?
— Изучить это явление сложно. Датчик на голову толком не нацепишь, потому что «мурашки» тут же пропадают; в томограф испытуемого тоже не положить — аппарат гудит и человеку сложно расслабиться.
Однако удалось установить, что АСМР вызывает повышение альфа-волн, ассоциированных с состоянием расслабленности и спокойствия. Вызываете вы это с помощью медитации, фармакологии, просто расслабились перед сном или смотрите АСМР-ролик — пути разные, но воздействие на мозг будет схожим.
— АСМР может вызвать какой-то негатив?
— Точно нет. Ощущения приятные, зависимости нет — я не вижу здесь чего-то негативного. Скажем так, «подсесть» на это невозможно. Единственное — вам может просто не понравиться, допустим, персонаж из видео или какие-то отдельные триггеры вроде скрипа пенопласта.
— То есть глянуть АСМР-видео перед сном — это абсолютно нормально?
— Да, конечно. Я бы только периодически искал новые ролики, а не смотрел все время одни и те же. Это как с любимой песней, едой, фильмом: рано или поздно надоест. К слову, приятные ощущения может вызывать и аудиозапись, без видео. Так что АСМР — не только ролики на YouTube. Котенок о вас потерся, коснулась плечом любимая девушка, услышали песню, которая нравится, — вот вам снова АСМР. При выраженной депрессии и тревоге это вряд ли поможет, а вот небольшую тревожность АСМР снять вполне под силу.
Специалисты, которые проводили дебютные работы в области АСМР, подчеркивают: о феномене известно мало, и его нужно еще долго изучать. Сложно назвать такие исследования приоритетными в сфере науки и медицины, поэтому вряд ли в ближайшем будущем мы узнаем какие-либо принципиально новые факты об АСМР. Но раз это помогает некоторым людям успокоиться — почему бы и не глянуть пару роликов. В конце концов, где еще увидишь, насколько красиво можно разрезать кусок мыла.
Что такое ASMR и почему этот тренд разрывает соцсети?
Расслабляющий шепот, постукивание, чавканье на камеру или размешивание супа ложкой – такие простые и незамысловатые, казалось бы, видео сегодня набирают миллионы просмотров в соцсетях. Называется этот тренд – ASMR или автономная сенсорная меридиональная реакция. Это феномен описывает приятные ощущения покалывания в затылке, которые распространяются в виде мурашек по коже шеи, спине и конечностям. Пользователи, которые смотрят ASMR – видео, характеризуют их чувством легкой эйфории.
Однако если популярность вкрадчивого и расслабляющего голоса понятна еще со времен открытия гипноза, то почему кто-то испытывает эйфорию от звуков чваканья или скрежета? Все дело в триггерах, сектор которых может быть очень различным. Напомним, что изначально триггеры характеризовали в психологии события, вызывающие у человека с посттравматическим расстройством личности внезапное переживание психологической травмы и тяжелые негативные эмоции. Однако в последние годы термин начали использовать в психологии для обозначения всех сигналов, вызывающих срабатывание механизмов автоматических психологических и поведенческих реакций, как деструктивных, так и полезных, сопровождающихся положительными эмоциями. И если раньше триггеры применяли только в психологии, то сегодня ими пользуются маркетологи и политики. И все для того, чтобы управлять поведением и сознанием людей.
В ASMR-видео чаще всего применяют четыре категории триггеров. Самые популярные – звуковые: шепот, мягкое шуршание, резка мыла, постукивание ногтями, цоканье языком и, например, шелест страниц. Вторая категория – это визуальные стимулы. Среди них – плавные движения руками, рисование, массаж. Третья группа – это ситуации, изображающие персональное внимание к человеку. Например, прием у врача, укладка волос или макияж. Последняя категория – тактильные триггеры – потоки теплой воды, мягкие касания, поглаживания.
ASMR-видео сегодня популярны в TikTok, а несколько лет назад они разрывали Youtube. Однако сам термин сформировался еще в 2010 году. Дженнифер Аллен испытывала странные чувства, будто ей щекочут мозг, когда смотрела видео о космосе. Долгое время женщина пыталась найти объяснение странным ощущениям, пока однажды не натолкнулась на пост «Странные, но приятные ощущения» в одном из блогов. В комментариях пользователи делились роликами, которые вызывают у них странные, но приятные ощущения. Аллен решила, что это явление заслуживает отдельного исследования и зарегистрировала в Facebook группу «ASMR Group», где пользователи продолжали делиться всевозможными видео, вызывающими у них эйфорию. Но теперь это уже были не случайные звуки, а ролики, которые записывали женщины мягким и вкрадчивым голосом.
Научная база по исследованию ASMR сегодня не так велика. Среди проведенных исследований выделяется одно, где было проведено МРТ для определения активности кровотока в мозге во время просмотра видео. Результаты показали, что ASMR может быть связана с «аффилиативным поведением», которое вызывает гормон счастья – окситоцин.
Итинг АСМР. Еда на камеру, звуки готовки и жевания
Запросы на видеохостингах часто касаются темы еды. Но если вбить в поисковик «eat», то можно получить много видео с АСМР-тематикой. Что это значит, и как касается еды, будет рассказано в этой статье.
АСМР в сфере еды – что это
АСМР-эффект заключается в особых ощущениях в затылке, наличием «мурашек на коже», полного расслабления тела. Подобные ощущения называют триггерами, которые различны у каждого человека: кого-то может успокаивать шепот и мягкий нежный голос, а кого-то – шуршание бумаги и упаковки.
АСМР-итинг – новая волна, которая заключается в получении приятных слуху звуков посредством готовки и потребления еды. Существуют также визуальные триггеры. В большинстве случаев они сопровождаются тихим размеренным голосом, чтобы создать так называемое «полное погружение».
Изначально нельзя было соединить ASMR и еду, этот жанр выродился из мукбангов, когда человек просто ел на камеру, попутно общаясь со зрителем на разные темы. Родоначальником мукбангов была Южная Корея, но впоследствии этот формат перебрался в Европу и Россию.
Пища, которую задействуют в этих роликах, часто совпадает, но для АСМР-видео нужны более притягательные звуки, например, как жевание жвачки асмр. Мукбанг не может быть построен на этом, поскольку требуется поглощать еду на протяжении всего ролика, иначе это не соответствует формату.
В АСМР не обязательно что-то есть на протяжении всего видео, поскольку важнее эмоции, которые человек при этом испытывает, а также звуки, издаваемые им. Часто блогеры позволяют насладиться звуками в животе после потребления еды.
Как воздействует на человека
Люди включают АСМР-видео целенаправленно, чтобы расслабиться. По исследованиям ученых университета Шеффилда, автономная сенсорная полуденная реакция приравнивается осознанной медитации, поскольку это снижает уровень стресса. Покалывающие ощущения появляются в верхней части головы, а затем начинают распространяться по телу, вызывая расслабление.
Звуки приготовления еды
Звуки приготовления еды воспринимаются человеком как нечто жизненно необходимое, а потому выступают мощным триггером, успокаивающим и расслабляющим. Компания Coca-Cola выпустила ряд рекламных роликов, в которых не было музыки, были лишь звуки готовки. Изображение кастрюли с кипящей водой, в которую погружались спагетти, буквально заставляла ощутить их вкус. Лопающиеся пузыри воздуха, вырывающиеся из воды, заставляли ощутить успокоение.
Причины производства асмр-рекламы
Жарящаяся на огне котлета для бургера вызывала почесывание в районе затылка. Такая реклама, действующая на сознание людей, понравилась многим. Большая часть опрашиваемых говорила, что у них проснулся аппетит. Звуки бьющихся кусочков льда о стекло стакана, лопающиеся пузырьки наливаемого напитка заставляли захотеть выпить кока-колу.
Во время готовки человек не воспринимает эти звуки, поскольку их заглушает разговор с другими людьми, бурчание телевизора. Поэтому АСМР-видео с едой позволяют отвлечься от бытовых проблем.
Что используется в видео
Разный тип еды позволяет ощутить всю гамму разнообразных звуков. В асмр по приготовлению суши можно услышать хрустящий шелест одной части циновки о другую. Шуршание пищевой пленки, в которую упаковывается циновка. Лопающиеся пузырьки кипящей воды, в которой варится рис. Невозможно представить более успокаивающие звуки. Там нет ни резких ударов ножа о разделочную доску, ни металлического звука лопатки, переворачивающей мясо на сковороде.
Хрустящий звук, который издает картошка, можно использовать при ее чистке. Жарка также доставит зрителям наслаждение, но в качестве продукта, который впоследствии предстоит есть на камеру, она не привлекательна. А вот кукурузный початок и выглядит хорошо, и при готовке, потреблении из него можно извлечь приятные звуки.
Приготовление и последующее потребление должно доставлять удовольствие не только зрителям канала, но и человеку, который этим занимается. Он может даже чувствовать текстуру еды. Что, как не чайная колбаса, позволит ощутить весь спектр чувств?
Звуки жевания еды
Видео с приготовлением и потреблением пищи люди предпочитают смотреть во время собственной трапезы. Поедание пищи становится более приятным, если делать это не в одиночестве. При этом человека, который потребляет еду, можно видеть перед собой. Либо можно отдельно пустить дорожку со звуками, чтобы без проблем насладиться завтраком в любом месте.
Сценарий
Нежные причмокивания делают потребляемую еду более вкусной. При этом собеседник может шепотом рассказывать о том, как прошел его день, либо играть какую-либо сценку. Часто в качестве истории для АСМР берут больницу, но более расслабляющим можно считать ресторан или ужин с любимым человеком.
Научный эксперимент
Существует много факторов, которые оказывают влияние на вкус еды. Люди часто забывают о звуках. Серия экспериментов Чарльза Спенса и Массимилиано Зампини показала, что чем более высокой частоты звук потребляемой пищи (чипсы, яблоко, лимонад), тем более свежими и вкусными кажутся эти продукты.
При этом необязательно даже быть в наушниках, как и смотреть, как кто-то другой пьет воду или разламывает шоколадку. Можно в домашних условиях проделать тот же эксперимент: поднести печеньку ближе к уху и сломать ее. Но обязательное условие – вокруг должна стоять полная тишина.
Важно! Подобные видеоролики могут вызывать привыкание. Ежедневный просмотр приведет к тому, что ролики перестанут оказывать расслабляющее воздействие. В этом случае будет необходимо лишь на неделю забыть о них. После возвращения эффект будет тот же.
Поедание сладостей
Поедание на камеру особо популярно у молодых девушек. Чаще всего можно видеть участницу АСМР-видео с леденцом в руке. При этом сексуальное желание при просмотре подобных роликов испытывает только малый процент аудитории. Подобные ролики смотрят для расслабления, никто не воспринимает их в качестве food-порно, как об этом считают многие.
Звук чавканья, облизывания сладостей и губ вызывает приятные ассоциации. Высокая частота придает потребляемой пище сладость, а также возможность насладиться одиночеством в компании интернет-собеседника. Также многие не понимают, как чавканье может считаться расслабляющим, поскольку большинство этот звук раздражает, вплоть до того, что если близкие начинают чавкать, их просят есть аккуратнее.
Реклама
Большие компании пытаются нажиться на подобном формате, выпуская АСМР-рекламу, где актеры жуют жвачку или едят шоколад. Наиболее популярным стало на китайском рынке видео для Dove, где известные актеры пробегались пальцами по хрустящей фольге, плавно открывали упаковку, сопровождая это тихим нежным голосом, рассказывая о том, какое наслаждение они получают.
На экране разворачивается почти интимная сцена, в которой отламывается кусочек шоколадки. Создается ощущение подглядывания, поскольку время от времени крупным кадром показываются губы актрисы.
Дополнительная информация! Эти ролики были даже использованы нейрологами в научном исследовании.
На данный момент на территории Китая подобные видео запрещены, а чье-то чавканье с нотами асмр можно услышать только на семейном обеде. Но подобные видео выпускают и в Европе, заменяя шоколад мороженым.
Дополнительная информация! Зачастую просмотр АСМР-видео по поеданию маршмеллоу предпочитают люди, которые не могут позволить себе съесть их в реальной жизни. Боязнь сорваться на диете не мешает смотреть подобные ролики, поскольку при просмотре создается ощущение, будто это ты ешь эти конфеты.
Как самому снимать АСМР
Чтобы самому снимать АСМР-видео, требуется приобрести хороший микрофон, предназначенный специально для таких целей. Также особая подготовка необходима для выбора продукции, которую нужно использовать в кадре. Для АСМР йогуртовый торт вряд ли подойдет, поскольку он не издает приятных звуков, вызывая лишь визуальный триггер.
Но если взять те же «графские развалины», хруст будет хорошо слышимым, и разламывание безе даст положительный эффект. В качестве украшения можно использовать жевательный мармелад. Его также можно использовать в качестве визуального триггера.
Питье воды
Звук глотания также оказывает невероятное наслаждение у тех людей, которые привыкли смотреть АСМР-видео. Так, вышел ролик, где разную пищу давали собаке, записывая звуки, которые она издавала, при помощи сверхчувствительного микрофона.
Самоед пил воду из миски, грыз яблоко, что многие нашли даже более милым и расслабляющим, чем подобные видео, снятые людьми. Это не заставляет захотеть пить или есть, но вызывает умиление. Можно представить в такой момент, что это твой питомец неподалеку лакает воду из миски.
Поглощение разных видов еды
В Южной Корее в 2017 году компания Ritz выпустила несколько видеороликов, в которых в качестве кушанья выступали крекеры. Девушка, которая снималась в них, шептала слоган компании. При этом она постепенно открывала и ела непосредственно сам продукт. На данный момент по запросу «АСМР еда» в интернете можно найти массу каналов, которые на постоянной основе публикуют видео, в которых поедают на камеру роллы в формате АСМР.
Рестораны быстрого питания
Не только сладкая пища попадает в такие видеоролики, но также пицца, куриные ножки и прочие вкусные лакомства. Реклама не отстает: KFC снимали процесс поедания куриных крылышек полковником Сандерсом. При этом главный герой разговаривал на отвлеченные темы. Раздающийся время от времени хруст панировки заставлял зрителей пускать слюни.
Компания McDonald’s тоже решила не отставать, выпустив ролик, в котором известные актеры и знаменитости ели сезонный бургер, а субтитры вещали об эмоциях, которые выражали их лица. Триггеры в рекламе заставляет попробовать продукт, который рекламируется. Возможно, не было никакого желания есть пиццу, но после взгляда на растягивающуюся полосу сыра начинает ощущаться запах свежеприготовленного изделия, а рот наполняется слюной.
Важно! Звуки поедания еды могут оказывать расслабляющее воздействие, но созданы для тех, кто не желает есть в одиночестве. Видео могут называться «АСМР», но они не обязаны избавлять от панических атак, бессонниц и тревоги.
Домашняя пища
Каша не подойдет для употребления на людях, поскольку она издает более чавкающий и недостаточно приятный звук. Зачастую она недостаточно привлекательно выглядит на камеру. А вот фастфуд и еда быстрого приготовления отлично справляется с задачей, поскольку ее зачастую используют блогеры в своих видео. Лапша быстрого приготовления имеет сильный запах, а потому ее потребление на камеру может заставить зрителя почувствовать его почти наяву.
АСМР видео популярны на данный момент, поскольку позволяют ощутить себя не одиноким, поесть в компании, а также расслабиться под рассказы почти ставших родными людей. Блогеры подобным образом могут зарабатывать неплохие суммы, поскольку видео набирают по 15 миллионов просмотров.