архангельский траловый флот рыбная мука
Архангельский тралфлот: в фарватере новых задач
В 2020 году Архангельский траловый флот отметит столетие. История предприятия наполнена значимыми достижениями в сфере промышленного рыболовства. Сегодня первый государственный траловый флот России продолжает динамичное развитие, укрепляя потенциал и ставя перед собой амбициозные цели.
Старейший на российском Севере
Приказом Совета народных комиссаров 10 марта 1920 года в Архангельске было организовано Беломорско-Мурманское управление рыбных и морских промыслов при Архангельском губернском совете народного хозяйства («Областьрыба»). Ему передали 12 национализированных траулеров – по 6 от рыбопромышленника Беззубикова и архангельского Центросоюза.
Днем рождения первого государственного тралового флота нашей страны считается 29 июня, когда из Архангельска на промысел под флагом РСФСР ушел первый траулер Т-30 под командованием капитана Микеля Викмана.
Поскольку Архангельский порт замерзал и промысел здесь вели сезонно, в 1926 году все траулеры передали Мурманскому траловому флоту, где рыбаки выходили в море круглый год.
Во время Великой Отечественной войны рыболовные траулеры были переоборудованы в военные корабли, после Победы флот пополнился новыми судами. В 1964 году был получен первый большой морозильный рыболовный траулер, затем пришли промыслово-производственные рефрижераторы, зверобойно-рыболовные суда, посольно-свежьевые траулеры.
Архангельский тралфлот добывал треску, пикшу, сельдь, путассу, скумбрию, мойву и другие виды рыбы. С 90-х годов предприятие переживало трудные времена, и выйти из кризиса ему не удавалось на протяжении долгих лет. Важнейший этап в истории флота начался в 2014 году с переходом к новому владельцу.
Сегодня АТФ – это 8 судов и развитая береговая структура: грузовой участок, склады, холодильники, рыбоперерабатывающий завод, база технического обслуживания и учебно-тренажерный комплекс «Белокаменка».
Современные промысловые суда
В рамках масштабной инвестиционной программы АО «АТФ» модернизирует портовую инфраструктуру, строит промысловые суда.
По заказу архангелогородцев на Выборгском судостроительном заводе будут построены 4 современных траулера. В декабре 2018 года спущен на воду первый из них – «Баренцево море», он выйдет на промысел после монтажа необходимого оборудования в конце 2019-го. Планируется, что остальные суда флот получит до конца 2021 года.
Новые траулеры имеют усиленный ледовый класс и предназначены для добычи традиционных для АТФ видов рыб – трески и пикши. Ежедневно такая техника способна выловить до 160 тонн сырья.
Это уникальные суда, которые по сути представляют собой рыбоперерабатывающие предприятия на плаву.
Траулеры оборудуют автоматизированной рыбной фабрикой, которая позволит выпускать филе, обезглавленную и потрошеную рыбу, икру и печень трески, рыбную муку и рыбий жир. Производительность морозильного оборудования составит 110 тонн в сутки.
Стоит отметить, что в новых траулерах созданы более комфортные условия для экипажа: это одно- и двухместные каюты, спортзал, сауна и т. п.
Повышая эффективность работы
В структуру АТФ входят база техобслуживания и рыбный порт, которые за несколько лет заметно повысили свою эффективность.
— В 2014 году было решено активизировать работу порта по перевалке генеральных грузов, – говорит генеральный директор АО «АТФ» Алексей Заплатин. — В итоге возможности грузового участка заметно расширились. Отремонтировано и установлено современное погрузочное оборудование, появились новые площадки для хранения грузов.
Сегодня порт АТФ предлагает полный комплекс услуг, связанных с перевалкой и хранением всех видов грузов, стоянкой и обслуживанием судов. Здесь перегружают технику, трубы, пиломатериалы и многое другое.
Одновременно порт способен обслуживать до трех судов. По словам начальника порта Максима Дрегало, на участке ежесуточно могут выгружать до 900 тонн рыбопродукции. Для ее хранения используются промышленные холодильники вместимостью 5000 тонн, сертифицированные по системе MSC.
Сейчас идет монтаж нового портального крана грузоподъемностью 45 тонн. Эта техника позволит проводить перевалку тяжелых грузов, в том числе контейнеров с дальневосточной рыбой.
База техобслуживания работает не только для нужд АТФ, но и в интересах сторонних заказчиков – государственных и частных компаний. Среди них – Росгидромет, Росморпорт и другие.
В рамках инвестпрограммы частично модернизирован док, отремонтирована часть причальной линии, приобретена новейшая техника – системы водоструйной очистки корпуса, аппарат лазерной центровки валов и т. д. Намечено закупить оборудование для пескоструйной обработки поверхностей.
У Архангельского тралового флота грандиозные планы. На очереди – реализация инвестпроекта по строительству нового рыбоперерабатывающего завода.
Своей основной задачей предприятие считает снабжение российского потребителя отличной рыбопродукцией. Ее качество всегда получало высокую оценку: Архангельский тралфлот – лауреат международных и российских выставок и конкурсов. При этом АТФ – достойный партнер для европейских компаний.
Архангельский
траловый
флот
опыт, традиции, качество
С 2014 года АТФ входит в НП «Северо-западный рыбопромышленный консорциум».
В состав АТФ входят специализированные подразделения по ремонту судов, перевалке и хранению грузов, обучению и переподготовке плавсостава. Мы перерабатываем рыбу, как на борту судов, так и на рыбоперерабатывающем заводе в г. Архангельске.
Этот завод был построен немецкой компанией «ЕМF» в соответствии с требованиями современных стандартов и технологий. Завод – неоднократный лауреат российских и международных выставок. С ассортиментом продукции вы можете ознакомиться на сайте www.rz.aoatf.ru
АО «Архангельский траловый флот» ведёт промысел трески, пикши и синекорого палтуса в Северо-Восточной части Атлантического океана (район FAO 27 с зонами ICES Ia, Ib, IIa, IIb).
На рыбодобывающих судах внедрены индивидуальные системы управления безопасностью пищевых продуктов НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points), все суда одобрены властями ЕС и КНР как поставщики рыбопродукции на территорию стран Европейского Союза и Китайской Народной Республики.
Промысел трески, пикши, палтуса и сайды сертифицирован по экологическому стандарту устойчивого рыболовства Морского попечительского совета (MSC).
РЫБНОЕ МЕСТО
March 2019
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Из простого наблюдателя скоро стану участником этого «рыбного триллера». Съездил в Архангельск. Впереди – цикл заметок. А пока – прошу расшарить письмо ветеранов Путину. Вдруг услышит. Хотя писать надо было ДАМ. Он блоги читает.
Ветераны Архангельского тралфлота написали письмо президенту Владимиру ПУТИНУ
Вы – последняя надежда для ветеранов Архангельского тралового флота. Вы ратуете за укрепление патриотического воспитания в нашей стране, и мы с вами всем сердцем. Вас волнует судьба моногородов. Вы говорите о том, что нужно работать индивидуально по каждому городу и никогда не забывать, что за каждым увольнением – судьбы людей, положение российских семей, положение детей. И наша тревога о том же.
23 октября в Минэконоразвития рассматривались варианты приватизации Архангельского тралового флота. Нас очень обеспокоило, что среди прочих прозвучало и предложение продать акции АТФ через аукцион. Это значит, есть вероятность увода флота из Архангельска.
Но уважаемый Владимир Владимирович! Наш тралфлот – не просто предприятие, это национальное достояние Архангельского края и России. И вырвать его из Архангельска – как сердце пересадить. Исход может быть летальным. Это самое дорогое, что есть у нас, наших детей, внуков.
Юридически Архангельский траловый флот был образован в 1920 году. Но это не просто дата рождения конкретного предприятия. Это год рождения промышленного рыболовства России, и начиналось оно именно в Архангельске. Уже потом будут Мурманск, Дальний Восток, Прибалтика.
Создавался наш флот силами, старанием, умом и добросовестностью моряков-поморов. Они приходили на флот из поморских деревень, жители которых занимались рыболовством не один век. Отсюда родом династии капитанов, мастеров добычи и обработки, механиков. Для поморов промысел всегда был родной стихией. Он – в генах многих поколений рыбаков, и эту связь нельзя разрушать.
Возьмите статистику по Героям Социалистического Труда в рыбной отрасли всего бывшего Советского Союза. Все они както связаны с Архангельском. Рыбаки, именами которых названы улицы в Мурманске, тоже наши поморы. Во времена главка Севрыба судам нашего тралфлота плановые задания всегда давали больше, чем другим. Называлось это – «15 процентов на архангельских капитанов». Потому что лучшие! Потому что за ними уникальная архангельская школа. И по любой специальности так. Хочешь стать хорошим судоводителем – научись тралы вооружать и чинить, вот тогда с тебя и на мостике толк будет.
Понимаете, Владимир Владимирович, для некоторых чиновников, что дрова продать, что тралфлот – одинаково. А нам и представить страшно, как будет жить без него Архангельск, особенно Фактория. Она ведь и называется так – рыбацкая слобода. Здесь все на тралфлот завязано. Да и сам район на деньги рыбаков построен. В каждой семье: рыбак или судоремонтник, ветеран флота или курсант рыбопромысловой мореходки, которая тоже на Фактории. Пацаны, что в ней учатся, знают: Архангельский тралфлот на практику возьмет, потом на работу. А не будет флота?
У рыбаков – ветеранов в каждой факторской школе подшефный класс, с юнгашами встречаемся. А тралфлотовский музей чего стоит! Да сюда не только школьники со студентами – губернаторы с зарубежными послами приходят, нет такого другого в стране! И все это – не мелочи. На традициях совесть рыбацкая формируется.
За последние двадцать лет скольких флотов уже не стало. Где мурманские Мурманрыбпром, рыбакколхозсоюз, промразведка? Сколько траулеров брошено мелкими компаниями в портах Норвегии, выжмут все из судна, а до судьбы экипажа и дела нет. Архангельские рыбаки тралфлот сохранили: и суда, и репутацию. Даже в лихие девяностые в браконьерстве не замечены, потому что бережное отношение к кормильцу морю – это тоже в традиции, это от прадедов, что на Грумант ходили. В 2003 году, чтобы спасти тралфлот от банкротства, рыбаки согласились урезать зарплату на 40 процентов. Дожидаясь квот, которых так не хватало в то время, подрабатывали кто грузчиком, кто шофером, а с флота не уходили. Появились квоты – вернулись все.
Архангельский тралфлот – единственный на всю отрасль, кто сумел успешно выйти из банкротства, наладить экономику. Вот, говорят, долги сейчас у предприятия большие. Так ведь долги долгам рознь. Наши рыбаки взяли кредит, чтобы модернизировать и вернуть в строй три самых молодых и мощных траулера тралфлота, которые были похищены у предприятия международными аферистами во время работы в Мавритании. Сколько судебных процессов в разных странах выдержали, возвращая государству его собственность, сколько денег рыбацких на это ушло… Но сейчас¬-то суда в строю. И флот с прибылью работает, его только поддержать надо, а не из города уводить.
В наше время говорили: один рыбак в море дает шесть–семь рабочих мест на берегу. А ведь это правда. Архангельский тралфлот не только плавсостав работой обеспечивает. Для двух районов Архангельска наше предприятие – градообразующее. Даже в годы экономических потрясений АТФ сохранил всю береговую инфраструктуру. С одной стороны Маймаксанского ковша – судоремонтная база флота, большинство наших траулеров обслуживаются здесь. С другой стороны – рыбоперерабатывающий завод АТФ, один из самых современных в регионе. Не будет флота – не нужна станет и вся эта инфраструктура. И куда людям идти? Значит, безработица, разрушенные семьи, несчастные дети и старики, пьянство и криминогенная обстановка. И это не десятки, а десятки тысяч сломанных судеб!
Но главное – это рыбный порт Архангельского тралфлота. За последние годы на деньги предприятия два новых холодильника здесь построили, чтоб еще больше рыбы в родной порт везти. А уберут флот из Архангельска – кто Север наш кормить будет? Поэтому ветераны тралового флота уверены: приватизация Архангельского тралового флота должна проходить только в виде конкурса, когда будут прописаны социальные обязательства: сохранение флота в родном Архангельске, сохранение рабочих мест и береговой инфраструктуры предприятия. А еще нашему флоту нужен хороший инвестор, чтоб не только за тралфлотовскими квотами гонялся, но и был готов его развивать. А квоты свои наши рыбаки и без чужой помощи освоят.
Очень просим Вас, Владимир Владимирович, выясните у чиновников из Министерства экономического развития, думают ли они об этой самой социальной составляющей при проведении приватизации тралфлота, и если думают, что именно.
Очень надеемся на Вашу поддержку.
По поручению ветеранской организации АТФ капитаны: Филипп ГУЛЯЕВ – Герой Социалистического Труда, Владимир БОБРЕЦОВ, Александр БОБРОВ, Георгий ГУРИНОВИЧ, Иван ДЕГТЯРЕВ, Владимир ЛУПАЧЕВ, Алексей РАШЕВ; председатель обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Геннадий ХВИЮЗОВ.
Новый траулер «Баренцево море» передали Архангельскому траловому флоту
На его борту есть консервная фабрика, можно производить рыбий жир, филе и муку
Сейчас в Выборге для АТФ строится еще три траулера: «Белое море», «Карское море» и «Балтийское море»
Фото: Выборгский судостроительный завод / vyborgshipyard.ru
Новый траулер «Баренцево море» передали Архангельскому траловому флоту
Новый траулер «Баренцево море», который построили на Выборгском судостроительном заводе, официально передали заказчику — Архангельскому траловому флоту (АТФ). Об этом сегодня, 17 сентября, сообщили в пресс-службе правительства региона.
«Баренцево море» — это первый из четырех судов проекта КМТ01, которые строятся в Выборге для АТФ в рамках инвестиционного проекта «Строительство и приобретение рыболовных судов». Он был заложен в мае 2017 года, а в декабре следующего года спущен на воду. Во время ходовых испытаний в сентябре в Балтийском море специалисты проверили, насколько надежно работают у него оборудование и судовые системы.
По информации пресс-службы завода в Выборге, «Баренцево море» оснащено современным траловым комплексом последнего поколения, что позволяет осваивать донные промысловые объекты, пелагические виды рыб, креветку в разных рыбохозяйственных бассейнах, а рыболовные морозильные траулеры проекта станут одними из самых крупных судов донного промысла в Северном бассейне. Кроме того, на всех четырех траулерах проекта устанавливают автоматизированные фабрики для того, чтобы делать филе, рыбий жир, консервы на борту. Производство безотходное, переработать можно до 160 тонн рыбы в сутки.
Ранее другое судно проекта, «Белое море», было спущено на воду. Также в Выборге для АТФ построят еще два траулера с названиями северных водоемов — «Карское море» и «Балтийское море».
В рыбном порту Архангельского тралового флота (в Маймаксе) идет разгрузка большого транспорта «Green Tromso», который привез в областной центр 2400 тонн скумбрии. Судно доставило улов траулеров АТФ из района Фарерских островов. Руководство рыбоперерабатывающего завода тралфлота уверено: сложные времена позади, сырье высочайшего качества всегда рядом и можно думать только о развитии.
Рыбоперерабатывающий завод АТФ возобновил производство в начале 2014 года, после нескольких месяцев вынужденных «каникул». Перед приватизацией тралфлота он оказался на грани закрытия. Тогда завод выпускал всего порядка восьми тонн продукции в месяц — в десять раз меньше, чем в лучшие для себя времена Часть постоянных покупателей, обеспокоенных глобальными переменами в жизни тралфлота, временно прекратила сотрудничество с заводом.
Вскоре после смены собственника — уже к весне 2014 года — завод перешел на самоокупаемость.
Своя торговая точка у предприятия одна — здесь же, у входа в Маймаксанский рыбный порт. Сюда без дополнительной рекламы приезжают покупатели из всех округов Архангельска. Рядом заканчивается строительство нового торгового павильона: горожанам больше не придется тесниться в очереди за деликатесами в стареньком вагончике. Рыбоперерабатывающий завод АТФ по-прежнему ориентируется на производство простой, но самой любимой северянами и всегда востребованной продукции: свежемороженой рыбы (стейки — в тралфлотовском магазине); соленой сельди, скумбрии и трески; скумбрии, палтуса, мойвы, окуня, зубатки и ерша холодного копчения; зубатки, окуня и трески горячего копчения; в летний период — вяленого ерша. Все позиции в ассортименте — топовые, «балластовых» нет.
Как узнать на прилавках продукцию Архангельского тралового флота? Все пресервы, произведенные на рыбоперерабатывающем заводе АТФ, являются брендированными. Как пояснила Татьяна Ефимова, не раскрывая пока всех секретов (над брендом еще предстоит большая работа), новые экономические условия — хороший стимул для маркетинговых идей.
АТФ по-прежнему закупает для коптильных печей германского производства только натуральное топливо: опилки определенных пород дерева, выдержанные, освободившиеся от смолы и высушенные естественным путем. Предприятий ЛПК вокруг много — недостатка в поставщиках нет. Довольно затратный (как говорят специалисты завода — только по времени), но проверенный метод: процесс горячего копчения длится порядка трех часов, холодного — пяти-шести. Есть, конечно, способы коптить рыбу быстрее и дешевле, однако тогда она будет только пахнуть «дымком».
По словам исполнительного директора ОАО «Архангельский траловый флот» Сергея НЕСВЕТОВА, в береговую инфраструктуру АТФ в 2015-м будет вложено 150 млн, столько же предполагается на 2016-й.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей КОРОТЕНКОВ, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:
Ситуация на рынке сегодня такова, что не продавцы ищут покупателей, а покупатели продавцов. Хорошо, что наши предприятия, ведущим из которых является АТФ, «не научились» использовать различные химические, влагоудерживающие и другие добавки: продукция безопасная, очень качественная и вкусная. Да, объемы не так велики, но мы делаем ровно столько, сколько нужно нашему рынку.
Другое дело, что не все умеют рыбу продавать. Порой она «закутана» в целлофановые пакеты так, что невозможно понять, треска это или, к примеру, путассу, не то что прочитать данные о производителе. В этом направлении нам — министерству АПК и торговли — еще предстоит большая работа с ритейлом: научить продаже рыбной продукции так, как это делается, например, в Норвегии, Португалии, Японии, Китае. В этом отношении стоит отметить архангельские магазины «Альбатрос», Центральный рынок (это, кстати, тоже постоянные партнеры АТФ) — там работают профессионалы, отлично умеющие выкладывать товар.
Работа над единым брендом для местной продукции продолжается. Мы ставим себе задачу защитить нашего товаропроизводителя, донести до покупателей идею о том, что, покупая местное, они не только «голосуют рублем» в пользу качества, но и поддерживают налогоплательщиков региона: эти деньги останутся в бюджете области, города и пойдут в том числе и на решение социальных задач.
Министерство использует любую возможность для того, чтобы показать продукцию предприятия за пределами региона, на всероссийских и международных выставках, форумах и других отраслевых мероприятиях. В конце августа в Санкт-Петербурге проходила выставка «Агрорусь», на которой рыбная отрасль нашего региона была представлена товарами АТФ и продукцией рыболовецких колхозов. После этого, в ходе визита в Архангельскую область, губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко начал переговоры об увеличении поставок рыбы на рынок Петербурга.