антибиотики только по рецепту закон
Аптеки работают по новым правилам
С 1 марта аптеки должны соблюдать «Правила надлежащей аптечной практики». Этот документ объясняет, в каком помещении можно продавать лекарства, как выбирать поставщиков, проверять фармацевтов и обслуживать покупателей.
А еще аптеки перестали продавать рецептурные лекарства без рецепта. Раньше тоже было нельзя, но строгость законов компенсировали необязательностью исполнения. Теперь аптеки чаще проверяют, жестко штрафуют и даже могут закрыть на три месяца.
Как было раньше?
Работу аптек регулирует много законов и стандартов. В них тяжело разобраться даже фармацевту, покупателям — тем более. Теперь есть короткие правила, в которых собрали прежние нормы и добавили новые требования.
А что в новых правилах?
Фармацевт не вправе скрывать, что есть дешевые аналоги нужного лекарства. Если покупатель пришел за спазмолитиком, ему не имеют права предлагать «Но-Шпу» за 250 рублей, как будто обычного дротаверина за 25 рублей нет в продаже. Вместо лоперамида за 30 рублей нельзя навязывать «Имодиум» за 350 рублей, а вместо «Ксилена» за 20 рублей — «Отривин» за 200.
Рецептурные препараты нельзя выкладывать в открытый доступ. Теперь в аптеке самообслуживания на полке в торговом зале может не быть нужного обезболивающего, сиропа или антибиотика. Лучше сразу спрашивать у фармацевтов, а не искать на витрине.
В правилах много условий приемки и контроля. Поставщиков лекарств, БАДов и медицинских изделий аптеки должны выбирать не только по цене и бонусам, но и по деловой репутации и качеству товаров. Можно рассчитывать, что в аптеках не будет подделок и просрочек детского питания, дезсредств и косметики.
Фармацевт не только продает лекарство, но и консультирует. Для консультаций аптеки оборудуют специальные места с ограничителями для очереди. Там можно обсудить с фармацевтом ассортимент презервативов и дозировку лекарства от венерической болезни без лишних ушей.
Аптеки обязаны предъявить по требованию все документы на лекарство: сертификаты, декларации, свидетельства. Если есть сомнения в подлинности дорогого препарата, можно запросить такие документы и убедиться в качестве.
Если аптека нарушит правила, что ей за это будет?
За нарушения штрафуют сотрудников и закрывают аптеки. Например, если фармацевт скрыл, что есть дешевое лекарство, его могут оштрафовать на 10 тысяч рублей, а всю сеть — на 30 тысяч.
За продажу лекарств без рецепта или неправильное хранение аптеку оштрафуют на 200 тысяч рублей или закроют на 90 дней.
Почему раньше продавали лекарства без рецепта, а теперь перестали?
Мы так и не поняли, честно говоря.
Штрафы были всегда. Федеральный закон и правила продажи лекарств запрещают свободно продавать рецептурные препараты. Слухи о жестких ограничениях появились в конце февраля. В аптеках начался ажиотаж, а на форумах — возмущение.
Мы это проверили. Из семи аптек в трех городах антибиотик «Флемоксин Солютаб» в детской дозировке, обезболивающие «Найз», «Нимесил» и «Кеторол», таблетки от давления «Капотен» и «Энап» без рецепта согласились продать только в одной. И нигде толком не объяснили, почему так именно с 1 марта. Фармацевты ссылаются на новый закон о штрафах и говорят, что теперь их чаще проверяют.
На самом деле нового закона о штрафах нет. Штрафы для фармацевтов и аптек были всегда. Закрыть всю сеть на три месяца за нарушение могли и в прошлом году. Просто не проверяли.
Возможно, есть какие-то внутренние распоряжения Росздравнадзора об усилении контроля. А может быть, фармацевты просто слышали про «Правила аптечной практики» с 1 марта и законопроект о штрафах до 1 млн рублей. Они не читали ни то, ни другое и решили на всякий случай строго соблюдать законы. Если это так, ажиотаж пройдет и всё будет как раньше.
Я регулярно покупаю лекарства. Что мне делать?
Cходите к врачу за рецептом. Для некоторых лекарств рецепт выписывают на год. Помогите родителям и бабушкам вовремя оформить документы, чтобы они внезапно не остались без лекарств.
Покупайте лекарства в одной аптеке. Если фармацевт будет знать вас в лицо, он не испугается проверки и может продать лекарство даже без рецепта.
Попросите врача подобрать безрецептурные аналоги.
Я редко покупаю лекарства. Мне нужно что-то делать?
Узнайте, как обстоят дела с рецептурными препаратами в вашем городе.
Проверьте аптечку, чтобы знать, какие из привычных лекарств рецептурные. Может оказаться, что обычные таблетки от головной боли, расстройства кишечника или капли от насморка продаются по рецепту. Или вы принимаете лекарство, которое нельзя пропускать — рецепта нет, а осталось 3 таблетки.
Учитывайте новые обстоятельства. Если заболеет ребенок, не надейтесь купить в аптеке привычное лекарство от кашля или отита. Сначала придется сходить к врачу за рецептом. Если нужно срочно, придется попасть на платный прием.
Готовьтесь к расходам на платных врачей для себя. Если нет времени ходить по поликлиникам, придется выписывать рецепты в медцентрах. По-другому антибиотик и обезболивающее купить не получится.
Оформите рецепт на лекарства, которые иногда нужны. Например, таблетки от изжоги или гормональную мазь от аллергии.
Оформите ДМС в платной клинике, если хотите иметь доступ к врачам и рецептам без очередей.
А как в других странах?
Во всём мире строго контролируют продажу рецептурных препаратов. В США фармацевтам нельзя консультировать покупателей — это должен делать врач. Американцам не придет в голову искать аптеку, где рецептурный препарат продадут без рецепта.
В Европе собственником аптеки может быть только фармацевт и государство следит за количеством аптек. В Великобритании фармацевт имеет право выписать покупателю лекарство, но для этого специалистов долго готовят и всё время контролируют.
Изменились правила продажи лекарств в аптеках
22 сентября вступили в силу новые правила продажи лекарств в аптеках. Теперь купить нужный препарат может быть сложно или невозможно. Аптеки требуют рецепты и даже забирают их на хранение. А родственникам лекарство могут вообще не продать: попросят доверенность.
Мы изучили новые правила и объясним, как они работают. Приказ Минздрава сложный и непонятный даже для фармацевтов, поэтому к нему уже выпустили разъяснения. Их мы тоже изучили.
Как было раньше?
Рецептурные препараты по правилам всегда нужно было продавать по рецептам. Для каждой категории — свои правила продажи и учета. Такие лекарства продают с учетом строгих федеральных требований, но аптеки не всегда их соблюдали.
Раньше можно было взять один рецепт и покупать по нему лекарство сколько угодно. Врачи не указывали сроки, а фармацевты не обращали на это внимания. И забирать рецепты могли только в редких случаях и на опасные препараты.
Никто не следил за дозировками обычных успокоительных и не отмечал на рецепте, сколько и когда по нему уже купили. А часто рецепт вообще не просили.
Даже если раньше вы покупали антибиотик, успокоительное или лекарство для бабушки без рецепта, это не значит, что препарат и правда в свободной продаже. Даже распространенные лекарства входят в список рецептурных, и с их покупкой теперь могут быть проблемы.
Как теперь? Где мне покупать лекарства?
Это зависит от того, нужен ли рецепт и к какой категории относится препарат. Таких категорий несколько, изучать их все заранее бессмысленно, но нужно иметь в виду.
Безрецептурные препараты можно купить в аптеке, аптечном пункте, киоске или у ИП с лицензией. А рецептурные препараты аптечные киоски не продают — придется искать полноценную аптеку.
Наркотические и психотропные препараты могут продавать только аптеки со специальным допуском. Свои ограничения для иммунобиологических препаратов: например, вакцину для прививки ребенку можно купить только в аптеке и аптечном пункте и только если есть термоконтейнер. Еще есть различия в бланках рецептов.
Если врач выписал лекарство по рецепту, лучше заранее уточнить, где его можно купить. И не стоит удивляться, если в каких-то аптеках препарат не продадут. Это не их прихоть, а требование закона.
Если на лекарство нужен рецепт, что делать?
Нужно этот рецепт получить: иначе аптека не продаст препарат. Даже если лекарство нужно срочно или его принимают постоянно, а идти к врачу нет времени — всё равно не продаст. Может быть, в некоторых городах есть аптеки, которые умудряются обходить правила, но на такое лучше не рассчитывать: закон есть закон.
Если на лекарство нужен рецепт, его придется предъявить в аптеке. И аптека имеет право забрать этот рецепт, если положено по новым правилам. То есть второй раз купить это лекарство по этому же рецепту не получится.
Рецепты тоже делятся на несколько видов. Бывают рецепты на один раз, срочные, для бесплатного отпуска и разные другие. Рецепт может действовать несколько дней, месяцев или год. Купить лекарство по рецепту можно, только пока он действует. Аптека может его забрать насовсем или вернуть с пометкой: сколько и когда продано, в какой дозировке и на какое время этого хватит.
А можно купить про запас? Побольше антибиотика, обезболивающего и таблеток от давления.
Нет, про запас теперь купить не получится. По правилам по рецепту продадут столько препарата, сколько выписал врач.
Для некоторых препаратов устанавливают предельно допустимое количество. Даже если для курса лечения нужно больше, продадут только это количество.
За этим должны следить фармацевты. Даже если выпросить у врача рецепт с запасом, в аптеке столько не продадут, да еще и сообщат о нарушении.
Как узнать, сколько действует рецепт?
Не на всех рецептах указан срок действия. Некоторые врачи не обращают на это внимания, а фармацевтам вообще было всё равно: главное, чтобы рецепт был.
Теперь это важно. Срок действия рецептов устанавливает Минздрав — это прописано в приказах.
Фармацевты должны следить за сроками и сообщать о нарушениях, если их обнаружат.
Получается, теперь рецепт заберут? И придется каждый раз ходить за новым?
Рецепты на некоторые препараты аптека обязана забрать и хранить. Они перечислены в п. 14 новых правил. Почитайте и проверьте инструкцию на лекарства. Вдруг это ваш случай.
Если вы или кто-то из родственников регулярно принимает эти лекарства, придется ходить за новым рецептом на каждую партию. Даже если эти таблетки нужны постоянно — например обезболивающие тяжело больному человеку. Или снотворные и успокоительные для регулярного приема. Такая же ситуация со спиртосодержащими препаратами — рецепт останется в аптеке.
Можно ли выписать рецепт не на один раз, а на длительный период, решает врач и проверяют аптеки.
Если рецепт выдан на год, его что, тоже заберут? Нужно будет ходить всё время в одну аптеку или каждый раз получать новый рецепт?
Нет, такой рецепт не заберут. Хотя ходят слухи, что забирают. Не верьте слухам — читайте закон. Забрать могут, только если рецепт выдан до 22 сентября, а потом для этого препарата изменились правила продажи.
О том, как быть с рецептами на долгий срок, написано в п. 10 новых правил.
Когда аптека продает лекарство по рецепту, который действует год, фармацевт должен отметить, когда и сколько препарата продано. И рецепт возвращают. В следующий раз по этому рецепту снова продадут нужное количество лекарства: учтут прошлые продажи и опять поставят отметку.
Когда срок действия рецепта закончится, купить по нему лекарство будет нельзя. Если рецепт подлежит хранению, аптека его заберет. Если хранить не нужно — отдадут, но использовать его всё равно не получится.
Купить всю партию на год нельзя. Для этого нужно разрешение врача и веские основания.
Какие правила установлены для продажи вакцин?
Вакцину для прививки продадут, только если у покупателя есть термоконтейнер. Доставить ее в поликлинику в обычной сумке нельзя: вакцина испортится и прививка будет бесполезной.
Купить контейнер можно прямо в аптеке. Это дополнительные расходы которые нужно учитывать: придется доплачивать или ехать со своим. Покупать вакцину заранее нельзя. Хранить такие препараты можно максимум двое суток. Если собираетесь делать ребенку прививку платной вакциной, учтите эти ограничения.
Кстати, купить вакцину без рецепта тоже нельзя. Придется сначала взять у врача рецепт, потом купить по нему препарат и в течение 48 часов опять попасть в поликлинику — уже на прививку.
Иногда проще записаться в платную клинику: там проведут осмотр, дадут направление и сделают все процедуры за один раз. Или согласиться на бесплатную прививку дешевой вакциной от государства.
Правила отпуска лекарственных препаратов
Приказ Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются:
— психотропные лекарственные препараты, внесенные в Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III);
— препараты, включенные в перечень лекарственных средств, подлежащих ПКУ, за исключением тех препаратов, которые отпускаются по форме № 107/у-НП;
— препараты, обладающие анаболической активностью и относящиеся по анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, к анаболическим стероидам (код А14А);
— препараты, указанные в пункте 5 «Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества» (приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 562н);
— препараты, изготавливаемые по рецепту на лекарственный препарат и содержащие наркотическое средство или психотропное вещество, внесенное в Список II, и другие фармакологические активные вещества в дозе, не превышающей высшую разовую дозу, и при условии, что этот комбинированный лекарственный препарат не является наркотическим или психотропным лекарственным препаратом Списка II.
Остальные рецептурные препараты, отпускаются по бланкам формы № 107–1/у, и действительны в течение двух месяцев со дня выписывания. Для пациентов с хроническими заболеваниями разрешается устанавливать срок действия рецепта формы № 107–1/у в пределах до одного года и превышать рекомендуемое количество препарата для выписывания на один рецепт. В таком рецепте должен быть указан период и количество отпуска лекарственного препарата. Рецепт возвращается покупателю с отметками о дате отпуска, дозировке и количестве отпущенного препарата. При следующем обращении пациента с этим же рецептом в аптеку фармацевт должен учесть отметки о предыдущем отпуске препарата.
Рецепт остается в аптеке
Пункт 14 Приказа устанавливает, что рецепты остаются у субъекта розничной торговли с отметкой «Лекарственный препарат отпущен» и хранятся:
— лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой;
Согласно пункту 15 Приказа рецепты, не указанные в пункте 14 Правил, отмечаются штампом «Лекарственный препарат отпущен» и возвращаются лицу, получившему лекарственный препарат.
Рецепты, выписанные с нарушением правил 14, регистрируются в журнале, в котором указываются выявленные нарушения в оформлении рецепта, фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации, принятые меры, отмечаются штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются лицу, представившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя соответствующей медицинской организации.
Нарушение первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске запрещается.
Нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случае, если количество лекарственного препарата, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.
Правах потребителей при покупке лекарственных препаратов и медицинских изделий
Как вернуть в аптеку лекарства, если по законодательству Российской Федерации возврат и обмен лекарственных препаратов в аптеку запрещен. Однако есть ряд случаев, когда вы можете его вернуть. Чаще всего работники аптеки отказывают вам в возврате, пользуясь юридической неграмотностью покупателей в данной сфере. В этой статье мы разберем случаи, когда лекарство вернуть невозможно, и случаи, когда вы можете возвратить его в аптеку.
Итак, статья 18 закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на возврат товара с видимыми или скрытыми недостатками. Об этом говорится и в «Правилах отпуска лекарственных средств в аптечных организациях». Из этого следует, что если вы приобрели товар ненадлежащего качества, в том числе и лекарственные средства, то вы имеете полное право возвратить его и вернуть уплаченные деньги.
На основании п. 1 статьи 18 вышеупомянутого закона известно, что потребитель в случае приобретения некачественного лекарственного товара может потребовать:
— заменить купленный товар аналогичным без указанных недостатков;
— заменить на товар схожего действия другой марки;
— потребовать компенсацию, разницу между прежним товаром и его заменой;
— потребовать вернуть деньги, затраченные на данный товар.
Аптечный ассортимент, не подлежащий возврату
Если к качеству товара у потребителя нет существенных претензий, то вернуть товар не получится. Сотрудник аптеки имеет все основания не принимать купленный товар обратно.
Существует перечень аптечных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Этот список законодательно закреплен Правительством Российской Федерации Постановлениями № 55 от 19.01.98 и №1222 от 20.10.98. В данном списке присутствуют:
-лекарственные препараты, которые используются для домашнего лечения;
-предметы личной гигиены (зубная паста, зубные щетки, расчески);
-косметические средства и парфюмерия (крема для кожи, средства для волос);
-медицинская аппаратура, приборы для контроля показателей здоровья;
-материалы для единоразового применения (шприцы, пластыри и т.п.).
В чем проявляется недостаток лекарств?
Если истек срок годности препарата;
Если имеет место дефект маркировки (не указаны серия и сроки годности, или же серия и сроки годности на упаковке и препарате не совпадают);
Если отсутствует инструкция по применению препарата (либо она от другого лекарства);
Если описание препарата в инструкции не соответствует реальному цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата.
Если есть брак в упаковке: есть сколы, отсутствует герметичность, пробка или крышка, коробка порвана или же смазана полиграфия.
Если имеет место недостаток, описанный в п. 2, то это веское основание для изъятия всей партии лекарства из оборота, а изготовителю грозит не маленький штраф.
Лекарство не подлежит обмену или возврату, если оно надлежащего качества. Лекарственные препараты входят в список непродовольственных товаров, не подлежащих обмену в надлежащем качестве на аналогичный товар другого размера, габарита, расцветки, фасона, формы или комплектации.
Даже если вы еще не вышли из аптеки, но передумали на счет правильности своего выбора относительно купленного препарата, вы не можете вернуть его назад. Как только вы пробили чек, возврат невозможен. Однако есть некоторые нюансы, ссылаясь на которые вы можете вернуть лекарство в аптеку.
Как вернуть лекарственный препарат надлежащего качества?
Например, вы приобрели препарат, отпускающийся по рецепту врача, а вам его продали без рецепта. В этом случае вы можете требовать его замены или возврата, поскольку работник аптеки совершил правонарушение. В случае отказа в возврате, изложите в книге жалоб и предложений суть ситуации, обязательно указав, что вас не предупредили о том, что препарат отпускается по рецепту врача и имеет массу побочных эффектов.
Если имела место ошибка фармацевта при продаже вам препарата. Например, он ошибся в дозировке, или продал вам вместо крема — мазь, и т.п. В этом случае вам обязаны обменять товар с перерасчетом цены.
Если вы приобретаете препарат, отпускающийся без рецепта врача, и вас не предупредили о противопоказаниях, а сам препарат рекомендовали, как безопасный. Ознакомившись с инструкцией и списком противопоказаний, вы обнаружили, что вам категорически нельзя его применять по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям. Вы можете обменять или вернуть лекарство, взяв у врача заключение об имеющихся у вас заболеваниях, а также привести свидетеля того, что вас не предупредили работники аптеки о противопоказаниях препарата.
Если вам отказали в обмене или возврате препарата, а у вас есть основания это требовать
Если вам отказано в обмене или возврате товара, то вы можете пожаловаться в Росздравнадзор, Общество по защите прав потребителей, Роспотребнадзор.
На информационном стенде аптеки указаны все данные: Ф.И.О. руководителя, фактический и юридический адрес аптеки, а также телефоны организаций, борющихся с нарушением прав потребителей. Перепишите себе все данные.
Попросите у продавца книгу жалоб и предложений. Укажите свои Ф.И.О., контактные данные, изложите всю ситуацию в подробностях. В конце обращения пригрозите, что если в течение 5 дней ваши требования не удовлетворят, вы обратитесь в надзорные организации и суд.
Если ответа не последовало от руководства аптеки, то напишите подробные письма во все надзорные организации, приложив копии всех имеющихся у вас подтверждающих документов (чеки, инструкция препарата, фотографии, письменный отказ руководителя аптеки в удовлетворении ваших требований и т.п.)
В России с возвратом лекарственных средств в аптеку сложно, и работники аптеки редко идут навстречу покупателю. Их можно понять, ведь данная группа товаров находится под особым надзором. Может иметь место подмена лекарственного средства, и тогда следующий покупатель может купить подделку и нанести вред своему здоровью.
Будьте предельно осторожны при покупке лекарственных препаратов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.
Что понадобится и в какие сроки можно вернуть покупку? Если покупатель выявил после приобретения недостатки у лекарственного препарата или товара, ему следует собрать следующие документы для возврата: заявление в свободной форме с просьбой вернуть или обменять товар; упаковка, инструкция лекарственного средства (или их копии), в зависимости от того, где дефект или несоответствие имело место быть; кассовый или товарный чек; рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту; показания свидетелей (если имеют место быть); гарантийный талон (если есть в наличии). Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока товара. Когда у товара отсутствует гарантийный срок, в течение первых двух лет с даты приобретения. Порядок возврата или обмена Составление претензии Когда потребитель сталкивается с бракованным товаром, первое, что он должен сделать — написать заявление в свободной форме на имя организации (в частности, на имя заведующего аптекой), где был приобретен товар. В претензии обязательно указываются следующие аспекты: Реквизиты организации, где был приобретен товар. Важно уточнить уставное название организации, должность и ФИО руководителя, на чье имя будет написано заявление. Эту информацию можно получить либо на сайте компании, либо в уголке потребителя в самой аптеке. ФИО и данные паспорта покупателя. Описание товара (серийный номер, артикул, модель, марка и т.д.) с указанием на его недочеты. Описание ситуации, при которой произошла покупка, а именно: дата, время, адрес торговой точки, ФИО работника аптеки. Описание, как именно и когда были обнаружены недостатки в товаре покупателем. Если покупатель не сохранил чек, то в заявлении необходимо сослаться на п. 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», которая определяет, что чек не является основанием лишения покупателя возможности возврата недоброкачественного товара после покупки. Если же чек есть — важно указать это в заявлении, это может ускорить процесс получения денежных средств. В конце документа проставляется дата и подпись покупателя с расшифровкой. Претензия оформляется в 2-х экземплярах. На одном из них проставляется отметка продавца о том, что тот принял данную претензию к рассмотрению.
Вернуть денежные средства за некачественный товар продавец должен в течение 10 дней с момента обращения покупателя. Если покупатель желает заменить товар на другой, то аптека обязана удовлетворить просьбу об обмене не позднее, чем через 7 дней с момента обращения покупателя с заявлением.
Что делать при отказе?
Если после подачи заявления в аптеку покупатель получил отказ в удовлетворении своей просьбы, то с этим письменным отказом можно обратиться в дальнейшем в следующие государственные и общественные организации в своем регионе: Росздравнадзор. Роспотребнадзор. Общество по защите прав потребителей. Вышеперечисленные организации могут помочь потребителю отстоять свои права, поспособствовать санкциям в сторону аптеки за правонарушение. Если требование потребителя не было удовлетворено и таким образом, то он может обратиться в суд.