амри калибанган кот диджитал нундара лотхал мохенджо даро наушаро пирог
2.2 Раскопки и памятники
Перечень археологических объектов индской цивилизации: Ракхигархи, Амри, Калибанган, Кот-Диджи, Нал-Нундара, Лотхал, Мергарх, Мохенджо-Даро, Наушаро, Пирак, Хараппа, Чанху-Даро, Дхолавира и другие. Рассмотрим наиболее значительные центры.
Делись добром 😉
Похожие главы из других работ:
1. Археологические памятники Мустьерской эпохи
1.1 Памятники Олдувайской эпохи
2.1 Поиски и раскопки
Как свидетельствуют документы из архива Ватикана, ещё в 1601 году польский посол Лев Сапега и иезуит Пётр Аркудий получили задание разыскать царское собрание древних книг, но даже слухов о нём им собрать не удалось.
Раскопки
Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей.
Глава 2. Археологические памятники и их районирование
5. Памятники архитектуры и литературы
Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н.
1.2 Памятники катакомбной культуры
культура катакомбный исторический общность Памятники этой общности, встреченные в степной и лесостепной зонах от Волги до Нижнего Дуная, выделяются, прежде всего, тем, что умершего помещали в специальную камеру.
РАСКОПКИ НАСЫПЕЙ КУРГАНОВ
Раскопки крупных земляных курганов с применением раскопочной техники
В мировой археологии при полевых исследованиях широко применяется раскопочная техника: разной мощности скреперные лопаты и бульдозеры, транспортеры, подъемники для земли и др.
Раскопки земляных курганов методом секторов и кольцевых траншей
Это широко распространенный метод исследования средних и малых земляных курганов в степной и лесостепной зонах страны без применения раскопочной техники. Этим способом исследуют курганы размером примерно до 30 м в диаметре 1—1,5м высоты.
1.1 Памятники верхнего палеолита
Как уже отмечалось ранее, верхний палеолит характеризуется прогрессивным развитием культуры, значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отделка орудий стала более совершенной.
5. Раскопки торфяниковых памятников
Проведение раскопок торфяниковых памятник так же имеет свою специфику. Зачастую, место проведения раскопок не только труднодоступно, но и сильно заболоченно. В таком случае постоянный высокий уровень грунтовых вод мешает проводить работы.
1.5 Письменные памятники о военном искусстве
О военном искусстве древней Руси мы можем судить по письменным памятникам того времени. Правда, эти памятники не посвящены специально военным вопросам, но в них мы находим свидетельство того.
4. Раскопки Трои
1.2 Погребальные памятники ямной культуры
Отметим, что подкурганные захоронения являются единственными памятниками ямной культуры в регионе: поселения неизвестны. Большинство курганов сооружено непосредственно носителями ямной культуры.
Основные ее центры располагались в долине Инда − Мохенджо-Даро (в переводе с синдхи − «холм мертвых») близ современного г. Хайрпур, Чанху-Даро (г. Хайдарабад), Хараппа (на р. Рави близ г. Сахивал). Открыты и менее крупные города − Калибанган, Лотхал, Банавали, Суркхотада, Амри, Кот-Диджи, Мехргарх, Рангпур, Аллахдино и др. Шумеры называли дельту Инда Меллуха. Хараппская цивилизация несомненно связана с не менее загадочной культурой Древнего Элама, которая существовала в южном Иране в 3 тыс. − 6 в. до н.э. Лингвист Д. Макэлпин выдвинул гипотезу о родстве эламского и хараппского (протодравидийского) языков; он считает, что прародина эламо-дравидов − район современного Ирана. Кроме того, отмечаются сближения между сино-тибетскими и дравидийскими языками.
Общие сведения. Развивалась два тысячелетия на северо-западе Индостана (в основном на территории нынешнего Пакистана) в бронзовом веке (датируется временем 3300 – 1300 до н.
В XIX веке англичанин Александр Каннингем опубликовал первые сведения о центрах этой цивилизации, определенной им как доарийская, а подтверждение ее реальности было установлено раскопками в 1921—1922 годах британской же экспедицией во главе с Джоном Маршалом.
К концу ХХ века археологи обнаружили более 1000 поселений харапской культуры. Наиболее значительные города этой цивилизации (названные по современным населенным пунктам поблизости) — Ракхигархи (Rakhigarhi) (220 га), Мохенджо-даро (200 га), Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира, наиболее полно раскопаны два из них – Мохенджо-даро и Хараппа. В Мохенджо-даро археологи предполагают 35 – 41 тыс. жителей, в Хараппе – 21 – 35 тыс, а из остальных лишь в 15 число жителей превышало 5 тыс. человек. Город Хараппа дал в науке название всей культуре, а также цивилизации, хотя последнюю также называют цивилизацией долины Инда или протоиндийской (в Индии также – Синдху-Сарасватской). Население всего ареала в годы расцвета цивилизации составляло около 5 миллионов человек.
Быт и хозяйство. Монументальное строительство хараппцев превосходило многие древние центры мира своей организованностью. Продуманная фортификация обеспечивала защиту. Поселения состояли из цитадели и нижнего города, были тщательно спланированы (улицы пересекались под прямыми углами) и очищались канализацией. Жилые дома были двух- и трехэтажными, а общая площадь дома иной раз превышала 300 кв. м., но это уже дворцы. В Мохенджо-даро обнаружены общественные туалеты.
Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы. Бронза в нижних слоях составляла лишь 6% всего металла, в более поздних – 23%. Земледелием занимались жители не только сел, но и городов. Культивировали пшеницу, ячмень, просо, горох, сезам, кунжут и хлопчатник. Вне долины Инда, на юге, также и рис. Ввиду того, что земледелие в условиях страны нуждалось в ирригации, а устройство и поддержание такой системы требовало массовых усилий и хорошей организации, возникал институт государственной власти со всеми атрибутами раннего государства – наследственной властью и аристократической элитой вокруг нее, обожествлением верхушки иерархии, участием жречества в этих процессах.
Практиковали и скотоводство, разводили коров, овец, коз, зебу, свиней и кур. Домашняя лошадь долго считалась отсутствующей, но сейчас есть находки, хотя и редкие
Как обычно в бронзовом веке, внешняя торговля играла важную роль: для сплавов нужны были руды и разные металлы, для оформления аристократии и царской власти требовались предметы роскоши. Какое-то сырье и изделия ремесел находились для эквивалента. У хараппской цивилизации были связи с Месопотамией, Средней Азией, прямые контакты достигали Шумера и Аравии. Хараппская цивилизация была основным поставщиком лазурита из горного Бадахшана (хараппская колония Шортугай) как по древнему сухопутному маршруту через Иранское нагорье, так и через Инд по морю.
Керамика Индской цивилизации изготовлена на гончарном круге и обожжена в гончарных горнах. По красной грунтовке расписана черной краской. Мотивы – кружки, треугольники, клетки и т. п., реже – фигуры птиц и зверей.
Умершие похоронены в ямах с керамикой и сопроводительным инвентарем, есть и погребения в урнах. В Лотхале есть парные погребения.
Происхождение хараппской культуры. Неолит с его производящим хозяйством появляется в долине Инда и Сарасвати с VII тысячелетия до н. э. В среднем течении Инда выделена раннеземледельческая культура, названная мергарской (по поселению Мехргарх или Мергар). Позже развилась культура Рана-Гхундай. Неподалеку от устья Инда – другая такая культура – Амри. По всем этим материалам можно проследить постепенное развитие культуры с переходом к хараппской. Но является ли хараппская результатом исключительно местного развития или тут проявляется лишь обычное для миграций включение местного населения в общий процесс, неясно. Для этого требуется более детальное изучение соседних территорий. Пока ясно лишь, что развитие Северо-Западного Индостана сильно опережало остальные регионы полуострова.
Письменность, язык и этнос. Письменность хараппской цивилизации часто именуется протоиндийской. Она до сих пор не дешифрована, так как язык неизвестен, билингвы нет, а обнаруженных надписи очень кратки, часто это всего несколько знаков — до восьми. В письменности же знаков 400, так что это не буквенное (алфавитное) письмо, а скорее иероглифическое или слоговое, а надписей найдено более двух тысяч. Часто они на печатях, но также на изделиях, керамике, медных пластинах. Установлено (Б. Б. Лал, Ю. Кнорозов), что харрапцы писали справа налево и бустрофедоном. Высказано и предположение, что найденные таблички представляют собой не настоящую письменность, а лишь рисунки или пиктограммы (Майкл Витцель), но оно остается маргинальным.
Наиболее вероятным претендентом на язык хараппской цивилизации является дравидийская языковая семья, в настоящая время распространенная в основном в Южной Индии (языки тамильский, телугу и др.). На ней говорит более 200 млн. человек. Но дравидийская народность брагуи (или брахуи) проживает в Афганистане, а сохранились свидетельства, что в древности дравиды были распространены от Элама и Бенгальского залива до юго-западных районов Средней Азии (поселение Шортугай). С другой стороны, существует предположение об относительно позднем переселении брагуи в места нынешнего обитания из Центральной Индии. Поскольку на значительной части той же территории, что и хараппская цивилизация в последующее время расположилась культура серой расписной керамики, ассоциируемая с индоариями, и в ней сильны влияния предшествующей, хараппской культуры, а в языке и мифологии индоариев Ригведы заметен незначительный дравидский субстрат (чуть ли не единственный в ней), естественно было предположить, что хараппская цивилизация и есть этот дравидский источник заимствований. Дравидийскую гипотезу поддержали финский ученый Аско Парпола, индиец Иравадхам Махадэван, русский Ю. В. Кнорозов другие.
Дравидов лингвисты включают в ностратическую макросемью наряду с индоевропейцами, афразийцами, картвелами, уральцами и алтайцами, считая, что дравидийские языки наиболее родственны уральским. Видимо, прадравидийская языковая общность существовала задолго до Хараппы к северо-западу от долины Инда. По глоттохронологии она распалась в IV тыс. до н. э. с движением протодравидов к югу и юго-востоку. К середине III тыс. они находились уже в долине Инда, придя туда на тысячу лет раньше индоевропейцев – ариев.
Этноним «Мелухха» в шумерских текстах предположительно относится к хараппской цивилизации. Видимо, из шумерских текстов название отдаленного государства на краю мира перекочевало в древнееврейскую среду, а из Библии вошло в идиш: «мелухе» на идише означает ‘государство’, ‘царство’ и ‘весь мир’. По другой линии этноним «Мелухха» связывают с санскритским термином «млеччха», которым индоарии в «Ригведе» обозначали ‘варваров’, ‘не-ариев’, наделяя их всякими нелестными качествами.
Печать 3 тысячи лет до нашей эры (Индия)
(Так чей же на самом деле.. символ использует Христианство?)
В последнее время набирает силу старая идея индийских ученых, антиколониалистски настроенных, — об автохтонности индоариев в Индии, только теперь к ним присоединились некоторые западные ученые, особенно археологи. В связи с этим они поставили вопрос о признании хараппской цивилизации индоарийской или включающей индоарийский компонент. Они отыскивают в «Ригведе» и «Махабхарате» данные, согласуемые с находками в поселениях харапской цивилизации – сведения о кораблях, о повозках, о сельскохозяйственных культурах, о развитом земледелии. Они отмечают аналогии между материальной культурой хараппской цивилизации и описаниями в поздневедийской литературе — брахманах и араньяках (в частности, в «Шатапатха-брахмане»). Они всячески удревняют возраст индоарийских культурных явлений и сведений, чтобы те легли в пределы хараппской цивилизации.
Так, они указывают, что Сарасвати в «Ригведе» – полноводная река, а по гидрохронологическим данным она обмелела и частично пересохла к 2600 г. до н. э., значит, «Ригведа» слагалась индоариями в Индии до 2600 г. Оппоненты возражают, что фольклорная идея полноводной Сарасвати могла перейти от дравидов к индоариям, а могла и вовсе быть реконструкцией (по виду русла). Казалось бы, против этого говорит тот факт, что в речной системе Инда и Сарасвати дравидские гидронимы начисто отсутствуют, а название Сарасвати («изобилующая затоками») – сугубо индоевропейского происхождения. Но сохранение или отсутствие старой гидронимики вообще-то говорит не о наличии или отсутствии субстрата, а о степени радикальности смены населенния. На хараппских печатях изображено трехликое божество, которое Дж. Маршал связал с Шивой индуистского пантеона. Но это может быть и субстратное воздействие дравидов на ариев.
Всё же сторонники у этой гипотезы есть и вне Индии (бельгиец К. Эльст, К. К. Клостермайер, англичанин Ф. Олчин, американцы Д. Шэффер, Д. М. Кеннойер, греческий ученый Н. Казанас, А. А. Семененко в России).
Антропология и генетика. Ареал хараппской цивилизации совпадает с современным распространением Y-гаплогруппы L, но и гаплогруппа R1a1a (M17) именно в этом ареале проявляет наивысшее разнообразие, то есть здесь был центр ее распространения. Последнюю обычно связывают конкретно с ариями, которые ведь тоже в этой местности издавна, но она может остаться в них от очень давнего субстрата. Остается ли группа L главной для дравидов и хараппской цивилизации?
Символ, который возник в долине ИНДА, позже был взять на вооружение Буддистами и Индуизмом, еще чуть позже появился в древней Европе, во времена Греко Римской культуры. Называется символ -СВАСТИКА-
Что в переводе с санскрита означает СЧАСТЬЕ (благополучие)
Рептилия на нижнем рисунке, просто так да?
А Веды тоже выдумка? (На Конте многие пишут, Веды, Арии, бла бла бла, фейк, новодел и всё такое)
Vedic Period
Кто подсунул? Какова цель?
И так смотрим фильм:
Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мертвых». Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
282,Индская (Хараппская) Цивилизация (видео)
История древних цивилизаций удивительна и порой необъяснима. Предлагаем вашему вниманию краткое описание Хараппской цивилизации.
Хараппская или Индская цивилизация – это третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, после египетской и месопотамской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь.
Однако Египет и Месопотамия просуществовали как государства намного дольше. Хараппская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600-1900 годами до нашей эры.
Предыстория
С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.
Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской
Открытие Хараппской цивилизации
В начале 1920-х годов британские археологи исследовали два древних кургана в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) – один возле деревни Мохенджо-Даро, а второй в Хараппе.
В обоих местах они обнаружили засыпанные землей останки больших городов, находившихся возле давно пересохших русел рек. При раскопках были найдены массивные городские стены из кирпича сырца и улицы, проложенные по прямоугольной схеме.
Царь-жрец
Этот маленький (всего 18 см высотой) бюст из мыльного камня был найден в небольшом доме в руинах Мохенджо-Даро.
Сейчас никто не знает, кого изобразил древний скульптор, но из-за роскошного одеяния и властного выражения лица статуэтку назвали «царь-жрец».
Предхараппская цивилизация
Мехргарх — это цивилизация неолита, между 7000 и 2500 лет до нашей эры. Располагалась к Западу от долины реки Инд, недалеко от столицы района Качхи, Пакистан, на равнине Качхи, в Белуджистане, недалеко от перевала Болан. Данный археологический объект, является одним из древнейших свидетельств о развитии сельского хозяйства, как зернового так и пастбищного, в Южной Азии. Согласно Парполе, данная культура в итоге мигрировала в долину Инда и основала цивилизацию Инда — Раннюю Хараппу.
На жителей Мехргархской культуры оказывал влияние Ближневосточный кластер древних земледельческих образований. Возраст соприкосновения и обмена знаниями, датируется в 7000 лет назад. Уже тогда происходил обмен умениями в выращивании нескольких сортов пшеницы, гончарными технологиями, домашними животными. Именно в Мехргархе 7000 лет назад началось скотоводство в Южной Индии.
Так же, в долине ныне пересохшей реки Сарасвати или Гхаггара-Хакры, существовала связанная с Индской культурой, культура Хакры. Бхиранна это археологический объект, расположен в Фатехабад (округ), Индия. Его предельная древность определяется в 8 — 7 тысяч лет до нашей эры и основана на датировке древесного угля, найденного на объекте.
На месте этого поселения между 3300-2800 гг. до н. э. сформировалась и развивалась культура Хакра-Варе. Она совпадала по времени развития с Ранней Хараппой-Индской культурой. Уже на раннем периоде своего развития, культура владела навыками обработки меди, терракота, сердолика, лазурита и стеатита. Были найдены медный браслет, наконечник стрелы из меди, бусинки сердолика.
Найденные изображения танцующих «русалок», возможно имеющих сакрально-религиозный смысл, Сходство этих изображений, с танцующей девушкой, найденной в Мохенджо Даро столь велико, что археолог L.S. Rao вынес версию, в прямом обучении мастера в Хакра Варе у мастеров в Мохенджо Даро, настолько сходна техника работы.
Эти девушки в Хакра Варе и девушка из Мохенджо Даро, возможно являются общим для региона культом, связанным с Апсара — полубоги, духи облаков и воды. С ними связаны водные обряды, которые проводились в Индской культуре, в том числе и с помощью больших, общих ванн. Подобные сходства в технике выполнения работ, в религии, говорят о тесном культурном взаимодействии.
Имеются свидетельства умеренного смешивания населения уже на этой ранней исторической стадии. культуры находились в тесном, непрерывном взаимодействии, при этом культуры неолитические плавно перешли к культуры медного века. Согласно исследованиям погребений, зубов и останков людей, в формировании мехргархского населения принимали участие иранские земледельцы и южно-азиатские охотники собиратели и происходило это между 4700 — 3000 лет до нашей эры
Цивилизация
Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду— по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из неё инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика.
Из-за крайне высокой роли ирригационной системы в жизни общины, требовался хорошо организованный институт власти. Возможно, что институт наследственной власти возник из культа предков, а жречество выполняло роль посредника между обожествляемой верхушкой политической иерархии и остальными слоями общества.
Письменность
Иконография
Ранняя Хараппская цивилизация
Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до нашей эры. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки. связан с культурой Хакры, найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 гг. до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры.
Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до нашей эры и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.
Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы, привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления.
В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий
Первая из них упирает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации
Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт. При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до нашей эры, и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города, было реакцией как раз на возникающие трудности в плане воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг
Закат
Зрелая Хараппская цивилизация
Продолжалась между 2600—1900 лет до нашей эры. По данным исследований от 2012 года, медленное перемещение муссонов в Азии на Юг, позволило развивать деревни в долине Инда, дополняя наводнения на реке и её притоках. Фермы, расположенные вдоль рек, благодаря периодическим наводнениям и дождям, смогли выйти на уровень перепроизводства сельскохозяйственной продукции, к избытку еды. Такое положение способствовало росту городов, однако городские власти и фермеры не заботились о развитии систем ирригации, полностью полагаясь на естественные муссонные осадки, которые орошали землю в летний период.
В процессе развития культуры, происходит рост городов, который увязывается с сокращением осадков. Люди вынуждены были укрупняться, что бы иметь больше людских и материальных ресурсов, для дальнейшего выживания и развития. К 2600-м годам до нашей эры, общины ранней Хараппы превратились в крупные города. Часть из них располагалась в нынешнем Пакистане — Хараппа, Ганверивал, Мохенджо-Даро. Другие, на территории нынешней Индии — Дхолавира, Калибанган, Ракхигархи, Рупар, Лотхал. Общее число археологических объектов в виде поселений и городов — 1052, все в районе реки Инда и его притоков
Этническая и генетическая принадлежность
Древняя Индия — хараппская цивилизация
Теории о причинах упадка Индской — Хараппской культуры
В 1953 году археолог Мортимер Уилер предположил, что спад Хараппской-Индской культуры мог быть вызван вторжением одного из индоевропейских племён из Центральной Азии — ариев. В доказательство он привёл группу из 37 скелетов, найденную в разных частях Мохенджо Даро и упоминания в Ведах о битвах и крепостях. Однако вскоре другие учёные отвергли теорию Уилера, поскольку скелеты принадлежали периоду, когда город уже был заброшен. Дальнейшие исследования скелетов проведённые Кеннетом Кеннеди в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.
Археологи — Кенойер и Хьюстон изложили объяснение — дальнейшие изыскания не обнаружили следов битв, сражений, захоронений, которые указывали бы на войну между жителями Индской цивилизации и «ариями». Города Поздней Хараппской культуры не были разрушены при штурмах, они были заброшены из за постепенной, нарастающей аридизации климата. Спутниковые снимки высохшего русла реки Сарасвати и раскопки вдоль её русла, указывают на то, что ширина реки, в период расцвета Хараппской — Индской культуры, достигала в период половодий 5 — 7 километров. когда она стала пересыхать, начался исход людей из мест, терявших свою привлекательность для жизни, в том числе на Юг и на Восток и в долины рек Ганг и Ямуна.
В Культуре Клабдища Н некоторые из рисунков на погребальных урнах, были итерпретированы через Ведическую литературу — например павлины с человеческими фигурами внутри их тел, что было истолковано как души мёртвых. Это может указывать на проникновение новых религиозных практик в этот период, но археологические данные не подтверждают гипотезу, что люди этой культуры были разрушителями городов Индской цивилизации.
Дальнейшее развитие культур — непрерывность
Археологические раскопки показывают, что падение цивилизации Инда привело людей на Восток. По словам Посслея, после 1900 г. до н. э. число посёлков на современной территории Индии увеличилось с 218 до 853. Раскопки вдоль Гангской равнины показывают, что там начали появляться города, начиная примерно с 1200 г.. до н. э. Джим Шаффер указывает — что это была серия непрерывных культурных циклов, связанных с двумя основными фазами урбанизации в Южной Азии.
Население, до этого жившее в долине реки Сарасвати, стало активно мигрировать, спасаясь от засухи, в долины рек Ямуна, Ганг, Рави. Это был период с 1900 по 1000 годы до нашей эры.
На археологических раскопках Бхагванпура в Харьяне обнаружено одновременное существование нескольких культур, с разного типа керамикой. Были обнаружены смешанные слои, в которых находилась керамика периода Поздней Хараппской культуры и Культура серой расписной керамики, последняя связана с Ведийской цивилизацией и датируется примерно 1200 годами до нашей эры. При этом наряду с керамикой, по раскопкам заметно, что люди жили в разного типа домах. Постепенно Хараппская керамика окончательно сменилась Серой и в дальнейшем культура угасла, полностью перейдя в Ведийскую цивилизацию. Затем последовало освоение лошадей, железных орудий и новых религиозных практик.
Согласно дальнейшим раскопкам и сравнениям, в том числе на объекте Роджди, рядом с городом Раджкот, было доказано, что, по словам Поссель, Грегори — Несмотря на наличие очевидной преемственности между Индской цивилизацией и более поздними Южно-Азиатскими культурами, многие аспекты Хараппской культуры были потеряны навсегда. Вторая волна урбанизации Индии, увязываемая с Культурой северной чёрной лощёной керамики, уже не связана с культурой Хараппской цивилизации.
Раскопки и памятники
Первые случайные находки, относящиеся к древней цивилизации Инда, попадались европейцам с середины XIX века (Чарльз Мэйссон первым описал руины Хараппы в 1842 году; затем в 1856 году их посетил Александр Каннингем), но для науки протоиндийская цивилизация была открыта индийскими археологами Раем Бахадуром Дайя Рамом Сахни и Ракхалом Дасом Банерджи в начале 1920-х. Тогда начались планомерные раскопки холмов Мохенджо-Даро и Хараппы, которые продолжались до конца 1960-х (с перерывом, который был связан с началом Второй мировой войны). В то же время раскопки шли в других местах — Кот-Диджи (1955—1957), Амри (1959—1961), Калибанган, Лотхал, Рангпур, Аллахдино и пакистанской части пустыни Тар. К концу XX века археологами было обнаружено около 1000 поселений, принадлежащих к хараппской культуре. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего были исследованы два центра — Мохенджо-Даро и Хараппа.
Перечень археологических объектов индской цивилизации:
Амри
Даймабад
Калибанган
Кот-Диджи
Нал-Нундара
Лотхал
Мергарх
Мохенджо-Даро
Наушаро
Пирак
Хараппа
Чанху-Даро
В текстах шумерских, индийских легенд и преданий говорится о том, что боги непрерывно конфликтовали между собой за власть над отдельными городами и целыми странами. Тексты «Махабхараты» указывают на то, что за всеми ядерными войнами стояли боги, воевавшие между собой за верховную власть среди богов.