алгоритм подготовки пересказа метод рыба
Алгоритм подготовки пересказа метод рыба
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ ЛЕГКО И БЫСТРО!
Кто-нибудь рассказывает ребенку, как устроена его память? А как легче запоминать стихи и формулы? Руководитель Белгородской школы скорочтения и развития памяти у детей расскажет нашим читателям, как помочь ребенку быстрее и эффективнее запоминать и пересказывать учебный материал.
Как правильно повторять материал, чтобы помнить его долго? А читать научные тексты и работать с ними? Как легко запоминать исторические даты? А понимать целостно весь предмет и структурировать у себя в голове знания? В большинстве случаев родители не знают ответов на эти вопросы. Чаще всего родители школьников жалуются на низкую концентрацию внимания, плохую память и низкую успеваемость в школе.
Помните ли вы себя в детстве, когда стояли у доски? Учительница окидывает вас недобрым взглядом и спрашивает: «Ну как ты не можешь вспомнить? Это же элементарно!». Вы готовы провалиться сквозь землю, потому что ведь учили, а ощущение такое, будто не учили вовсе. Ваше лицо наливается краской, вас охватывает чувство стыда и другие негативные эмоции… Ваши-то неприятные ощущения давно прошли, а вот наши дети испытывают их прямо сейчас, в настоящем.
Как же избавить ребенка от этих неприятностей и подарить радость успешных ответов перед классом? Умение запоминать – самый главный навык для школьника. Запоминать и пересказывать параграфы, учить стихи, а также исторические факты и даты, название стран и их столицы. К сожалению, таких школ, где учат запоминать, практически нет.
Как стандартно происходит подготовка ребенком пересказа? Он читает 3-4, а иногда и 7 раз, а затем пытается пересказать. В действительности – это самый неэффективный способ подготовки пересказа. Существуют методики, которые позволяют делать это в разы эффективнее.
Именно этому учатся ребята на «Курсе по развитию памяти» в Белгородской школе скорочтения и развития памяти у детей Шамиля Ахмадуллина. С легкостью запоминать столицы и население стран, быстро учить стихи, запоминать даты и формулы – это далеко не все, чему научится ребенок на этом курсе.
Дополнительным бонусом является то, что мы учим детей выступать публично. По нашему опыту, такими навыками владеет не более 5-10% учащихся. Умение встать перед классом и учителем и качественно, без страха выступить – это сложная задача. На наших занятиях каждый ребенок по окончании тренинга подготовит свое, выполненное по всем правилам выступление.
Как легко и быстро научить ребенка пересказывать?
Умение пересказывать – один из важнейших навыков, необходимый школьнику для успешной учебы. Предлагаю рассмотреть пошаговый алгоритм одного из наиболее эффективных способов пересказа – метод «Рыба».
1.В любом современном учебнике после параграфов имеются вопросы. Первым делом ребенок попросту читает их.
2.Затем пытается ответить на них, НЕ читая параграфа. Как ни удивительно, но большую часть информации ребенок получает по ТВ, из интернета и от сверстников, а не из учебников. Поэтому, возможно, он уже знает ответы на эти вопросы. Правильные они или неправильные, в любом случае их нужно проговорить.
3.На третьем шаге необходимо нарисовать схему, изображенную на рисунке. Она называется РЫБА. В голове РЫБЫ пишется название параграфа. На основных костях – кратко вопросы.
4.Далее ребенок ищет в параграфе ответы на вопросы. Важно, что он не читает параграф, а именно ищет ответы на вопросы. Так он пропускает ненужную информацию, а ищет только то, что нужно. Эта избирательность – одна из особенностей строения человеческого мозга. Вспомните, к примеру, когда вы собираетесь купить автомобиль определенной марки, то вокруг постоянно видите такие машины. И дело не в том, что их стало больше. Дело в избирательности человеческого мозга, который из огромного потока информации вычленяет только то, что ему нужно.
5.На 5 этапе ребенок заполняет схему. Тезисно пишет ответы на вопросы. На каждый – не более пяти.
6.Далее он пересказывает параграф, опираясь на схему. Важно, что фактически вся информация находится у него перед глазами, на одном листе. Такой пересказ получается намного более качественным и структурированным, чем после трех или даже пяти прочтений.
7.На 7 этапе ребенок полностью читает параграф и дополняет недостающие части РЫБЫ.
Возможно, на первый взгляд эта схема кажется сложной. Но это именно тот инструмент, при овладении которым ребенок будет тратить минимум в 2-3 раза меньше времени для подготовки к контрольным и пересказам. Это всего лишь одна из десятков и даже сотен техник, которые позволяют ребятам учиться в разы эффективнее своих сверстников. Изучением таких техник и занимаются наши ученики.
Если хотите, чтобы ваш ребенок научился быстро читать, овладел феноменальной памятью или развил логику, записывайтесь на собеседование по телефону 8-920-578-98-08 или оставляйте заявку на сайте http://belgorod.turboread.ru/courses/
Благодарим за предоставленный материал
руководителя Белгородской школы скорочтения для детей
Как эффективно и просто научить ребенка пересказывать текст
В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.
Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль
Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста
Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал
Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом
Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.
А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.
[Техника эффективного обучения «Гамбургер»]
Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.
Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.
Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.
1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.
2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.
3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.
Пример использования «Гамбургера»
[Техника эффективного обучения «Рыба»]
Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.
Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.
Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.
Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.
Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.
Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.
[Техника эффективного обучения «Паук-карты»]
Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.
Сделать это вам поможет паук-карта.
1. Напишите название параграфа в центре.
2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.
Пример использования «паучка»
[Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]
Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов
Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.
Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).
Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.
Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.
Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.
Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.
Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»
Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.
Мы разработали уникальные тренажеры «16 минут чтения и пересказа» для отработки навыков беглого чтения и легкого пересказа.
Идеально подойдет для занятий с ребенком в период летних каникул.
Тетради разработаны для детей 1-4 классов.
В результате работы с тетрадью ребенок будет себя чувствовать уверенно!
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Пересказ – это творческий процесс, т.к., читая и анализируя текст, отбираются слова и выражения, необходимые для передачи содержания, заменяют их другими. Осмысленное воспроизведение текста в устной речи, деятельность в которой участвуют мышление, память, воображение.
«Современные подходы к обучению пересказу школьников с интеллектуальным недоразвитием»
Козлова Галина Леонидовна
ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Балаково»
Тема мастер – класса: «Современные подходы к обучению пересказу школьников с интеллектуальным недоразвитием»
В октябре Сережа и Витя удочку и застыл от изумления. ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя
По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.
Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке.
Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды белок.
Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек, желудей.
Пересказ с опорой на таблицу
Характеристика времени действия
Характеристика места действия
Сведения о персонажах, участвующих в действии
При каких обстоятельствах?
Описание ситуации, во время которой разворачивается действие
Назвать проблему, которую необходимо преодолеть
Что надо было делать?
Что надо было предпринять, чтобы изменить ситуацию? Что для этого необходимо сделать?
Чем всё закончилось?
Чем любил заниматься кот?
Ловил ли кот мышей? Зачем?
За что хозяйка любила Ваську?
Как относился кот к другим животным?
. Не ссорился, не дрался,
Алгоритм подготовки пересказа. Метод «Рыба» Шамиля Ахмадуллина
1. Открыть рассказ с конца.
2. Прочитать вопросы в конце текста.
3. Самостоятельно попытаться ответить на вопросы (без чтения), предложить свои ответы.
4. Найти ответы на вопросы в самом тексте (не читая текста).
5. Просмотреть текст в поиске слов, значение которых не знакомо.
6. Прочитать текст, заполнить наружные рёбра «Рыбы», записать вопросы.
7. Заполнить схему «Рыба», дополнить каждый вопрос ответами.
8. Пересказать по схеме.
Русская народная сказка «Журавль и Цапля»
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляются знания». В. Даль
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Нажмите для увеличения
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Нажмите для увеличения
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Пример 1.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Пример 2.
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Пересказ – это творческий процесс, т.к., читая и анализируя текст, отбираются слова и выражения, необходимые для передачи содержания, заменяют их другими. Осмысленное воспроизведение текста в устной речи, деятельность в которой участвуют мышление, память, воображение.
«Современные подходы к обучению пересказу школьников с интеллектуальным недоразвитием»
Козлова Галина Леонидовна
ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Балаково»
Тема мастер – класса: «Современные подходы к обучению пересказу школьников с интеллектуальным недоразвитием»
В октябре Сережа и Витя удочку и застыл от изумления. ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя
По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.
Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке.
Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды белок.
Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек, желудей.
Пересказ с опорой на таблицу
Характеристика времени действия
Характеристика места действия
Сведения о персонажах, участвующих в действии
При каких обстоятельствах?
Описание ситуации, во время которой разворачивается действие
Назвать проблему, которую необходимо преодолеть
Что надо было делать?
Что надо было предпринять, чтобы изменить ситуацию? Что для этого необходимо сделать?
Чем всё закончилось?
Чем любил заниматься кот?
Ловил ли кот мышей? Зачем?
За что хозяйка любила Ваську?
Как относился кот к другим животным?
. Не ссорился, не дрался,
Алгоритм подготовки пересказа. Метод «Рыба» Шамиля Ахмадуллина
1. Открыть рассказ с конца.
2. Прочитать вопросы в конце текста.
3. Самостоятельно попытаться ответить на вопросы (без чтения), предложить свои ответы.
4. Найти ответы на вопросы в самом тексте (не читая текста).
5. Просмотреть текст в поиске слов, значение которых не знакомо.
6. Прочитать текст, заполнить наружные рёбра «Рыбы», записать вопросы.
7. Заполнить схему «Рыба», дополнить каждый вопрос ответами.
8. Пересказать по схеме.
Русская народная сказка «Журавль и Цапля»
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляются знания». В. Даль