акт замены продуктов питания в меню
Приказ о замене блюда в меню в ДОУ: образец
Из статьи вы узнаете:
Одной из главных задач руководства дошкольного учреждения является грамотная организация питания воспитанников. С этой целью обязательно разрабатывается сбалансированный рацион, снабжающий детский организм необходимыми витаминами и питательными элементами. Порой из-за пищевой аллергии у ребенка, диабета или выявления других заболеваний, возникает потребность внесения корректировок в ежедневный рацион. Для этого директор (заведующий) должен издать приказ о замене блюда в меню в ДОУ. Рассмотрим подробнее, что должен содержать распорядительный документ.
Обоснование замены блюда
Кроме того, при утверждении ежедневного рациона для обучающихся в ДОУ, следует учитывать рекомендации министерств и ведомств. Так, что касается замены блюда, руководителю ДОУ при организации питания дошкольников рекомендуется принимать во внимание индивидуальные особенности их организма.
Они могут выражаться в необходимости придерживаться диетического питания, исключить определенные продукты из-за аллергических реакций на них и тому подобное. Соответствующие положения изложены в Приказе Минздрава и Минобразования № 213н/178 от 11.03.2012 года.
Кроме того, замена блюда может потребоваться не только из-за индивидуальной непереносимости, но и по иным основаниям. Например, из-за срыва поставки необходимых продуктов от поставщика. Допустимо изменять рацион с учетом территориальных, конфессиональных, а также национальных особенностей питания.
Вам также будет интересно:
Как составить приказ на замену блюда?
Поскольку унифицированного бланка для замены блюда в меню ДОУ законодателем разработано не было, руководство образовательного учреждения вправе использовать собственный бланк распорядительного документа.
Как правило, в таком приказе указываются следующие сведения:
Кроме того, распорядительный документ в обязательном порядке должны подписать сотрудники учреждения, которые в нем упомянуты. Если в ДОУ ведется специальный журнал, то ознакомительные подписи могут быть оставлены в нем.
Таким образом, оформление приказа о замене блюда в ДОУ практически ничем не отличается от составления какого-либо другого приказа в учреждении.
Образец соответствующего документа, который может пригодиться для разработки собственного приказа, доступен для скачивания ниже.
Формы первичных учетных документов по учету операций в общественном питании
ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО УЧЕТУ ОПЕРАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
Калькуляционная карточка (Унифицированная форма N ОП-1) (ОКУД 0330501) >>>
План-меню (Унифицированная форма N ОП-2) (ОКУД 0330502) >>>
Требование в кладовую (Унифицированная форма N ОП-3) (ОКУД 0330503) >>>
Накладная на отпуск товара (Унифицированная форма N ОП-4) (ОКУД 0330504) >>>
Закупочный акт (Унифицированная форма N ОП-5) (ОКУД 0330505) >>>
Дневной заборный лист (Унифицированная форма N ОП-6) (ОКУД 0330506) >>>
Опись дневных заборных листов (накладных) (Унифицированная форма N ОП-7) (ОКУД 0330507) >>>
Акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов (Унифицированная форма N ОП-8) (ОКУД 0330508) >>>
Ведомость учета движения посуды и приборов (Унифицированная форма N ОП-9) (ОКУД 0330509) >>>
Акт о реализации и отпуске изделий кухни (Унифицированная форма N ОП-10) (ОКУД 0330510) >>>
Акт о продаже и отпуске изделий кухни (Унифицированная форма N ОП-11) (ОКУД 0330511) >>>
Акт о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (Унифицированная форма N ОП-12) (ОКУД 0330512) >>>
Контрольный расчет расхода специй и соли (Унифицированная форма N ОП-13) (ОКУД 0330513) >>>
Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне (Унифицированная форма N ОП-14) (ОКУД 0330514) >>>
Акт о снятии остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий кухни (Унифицированная форма N ОП-15) (ОКУД 0330515) >>>
Ведомость учета остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой) (Унифицированная форма N ОП-16) (ОКУД 0330516) >>>
Контрольный расчет расхода продуктов по нормам рецептур на выпущенные изделия (Унифицированная форма N ОП-17) (ОКУД 0330517) >>>
Акт о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица (Унифицированная форма N ОП-18) (ОКУД 0330518) >>>
Журнал учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам организации (Унифицированная форма N ОП-19) (ОКУД 0330519) >>>
Заказ-счет (Унифицированная форма N ОП-20) (ОКУД 0330520) >>>
Акт на отпуск питания сотрудникам организации (Унифицированная форма N ОП-21) (ОКУД 0330521) >>>
Акт на отпуск питания по безналичному расчету (Унифицированная форма N ОП-22) (ОКУД 0330522) >>>
Акт о разделке мяса-сырья на полуфабрикаты (Унифицированная форма N ОП-23) (ОКУД 0330523) >>>
Ведомость учета движения готовых изделий в кондитерском и других цехах (Унифицированная форма N ОП-24) (ОКУД 0330524) >>>
Наряд-заказ на изготовление кондитерских и других изделий (Унифицированная форма N ОП-25) (ОКУД 0330525) >>>
Меню-требование на выдачу продуктов питания
Меню-требование на выдачу продуктов питания относится к первичной документации и применяется на тех предприятиях, на которых предусмотрена организация централизованного питания сотрудников и иных, не входящих в штат компании, лиц. При этом предприятие может относиться как к коммерческой, так и к бюджетной сфере.
Правила применения меню-требования
По сути дела данный документ является запросом на выдачу определенного количества продуктов, необходимого для приготовления нужного количества блюд. Составляется он ежедневно и учитывает нормы раскладки мяса, круп, овощей, фруктов и пр. на одну готовую порцию, а также число довольствующихся сотрудников.
Заполнение документа производится непосредственно в момент выдачи-получения продуктов питания. На основе меню-требования происходит списание продуктов, хранящихся на складе, и принятие их в пищеблоке.
Правила составления меню-требования
Документ имеет унифицированную форму, поэтому его заполнение строго регламентировано. В него включены:
Основная часть документа формируется в виде таблицы, в которую вписываются:
В документ нужно вносить только достоверные сведения, поскольку в дальнейшем при обнаружении в нем заведомо ложной информации, ответственные за заполнение документа лица могут понести серьезное наказание.
Правила оформления меню-требования
Заполнение меню-требования может происходить как в рукописном, так и в печатном виде.
ВАЖНО! Меню-требование должно быть в обязательном порядке удостоверено подписями руководителя предприятия и сотрудниками, ответственными за выдачу, прием и использование продуктов.
Количество листов в документе не ограничено если их несколько, то все они должны быть подсчитаны, пронумерованы и должным образом прошнурованы. Данные о количестве листов необходимо заверять подписью ответственного листа, а также печатью организации (при ее наличии).
После того, как бланк меню-требования будет оформлен и подписан всеми сотрудниками, он должен быть передан специалисту отдела бухгалтерии, которые проверяет внесенную в него информацию, а затем вносит ее в накопительную ведомость по расходу продуктов питания, составляемую ежемесячно.
Пример составления меню-требования
Заполнение данных предприятия
Утверждение общего итога
В этой части меню-требования с левой стороны несколько строк отводится для заполнения руководителем организации. Здесь, уже после окончательного оформления документа, в нужных ячейках ставится его подпись с расшифровкой, а также дата утверждения. Без заполнения этих строк, бланк не будет считаться действительным.
Далее идет табличка, в которую вписываются:
численность довольствующихся по плановой стоимости одного дня и т.п. (эти данные заполняются столько при необходимости).
А вот ячейки, касающиеся фактической стоимости, а также численности персонала заполнить нужно обязательно, так же как и ячейки под названием «всего».
Таблица заказываемых продуктов
Здесь идет основная таблица, в которую:
Например, напротив строки «говядина, баранина» в вертикальную графу под наименованием «суп» нужно внести количество килограмм мяса, которое потребуется для приготовления этого блюда исходя из общего количества человек, стоящих на довольствии. Аналогичным образом заполняется вся остальная таблица.
Подписи ответственными сотрудниками
После того, как вся таблица будет оформлена, она подписывается ответственными сотрудниками: обычно это
В завершение меню-требование должен подписать ответственный ха их использование работник. Все подписи должны быть расшифрованы.
Питание.
Питание обучающихся осуществляет: ООО «Кулинар».
Адрес: г. Красноярск, ул. Лиды Прушинской, 5А.
Телефон ООО «Кулинар» 221-85-27.
Телефон в школе (ответственный за питание Н.А. Матюнина): 246-84-37, 246-84-32.
Телефон горячей линии в Главном управлении образования 263-81-54.
Телефон горячей линии МАУ «Центр питания» 234-75-64, анкета на сайте (скачать ).
Горячая линия прокуратуры Красноярского края (скачать ).
Информация о контролирующих органах в области организации и обеспечения питанием в образовательных организациях, телефонах «горячих линий» по вопросам организации питания в образовательной организации, муниципальном органе управления образованием, министерстве образования края, контролирующих органах (скачать ).
Опросы о школьном питании: с целью улучшения организации питания родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся могут оставить свое мнение и пожелания по вопросам питания в анкете или в «почтовом ящике» на 1 этаже в фойе школы, а также в разделе «Комментарии» (смотри по ссылке) >>
Закон Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (скачать ).
Распоряжение Администрации города Красноярска от 18.08.2015 г. № 290-р (скачать ).
Постановление Правительства Красноярского края от 05.04.2016 г. № 155-п (скачать ).
Распоряжение Администрации города Красноярска от 14.03.2018 г. № 92-р (скачать ).
Распоряжение Администрации города Красноярска от 07.10.2019 г. № 321-р (скачать ).
Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 47-ФЗ от 01.03.2020 г. (скачать ).
Постановление Правительства Красноярского края от 14.07.2020 г. № 499-п (скачать ).
Письмо Министерства образования Красноярского края от 18.08.2020 г. № 75-11434 «Об организации горячего питания школьников» (скачать ).
Распоряжение администрации города Красноярска от 24.08.2020 г. № 651 «О внесении изменений в постановление администрации города от 27.06.2005 № 367» (скачать ).
Письмо Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 26.08.2020 г. № 14-00-05/02-11633-2020 (скачать ).
Методические рекомендации MP 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.) (скачать ).
Концепция развития системы школьного питания города Красноярска на период до 2022 года (скачать ).
Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации. МР 2.4.0180-20 от 18.05.20 (скачать ).
Распоряжение Правительства Красноярского края от 16.07.2020 № 506-р (скачать ).
Положение об организации питания обучающихся МБОУ СШ № 95 (скачать ).
Положение о бракеражной комиссии МБОУ СШ № 95 (скачать ).
Положение об организации питания без взимания платы отдельных категорий обучающихся МБОУ СШ № 95 (скачать ).
Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией горячего питания обучающихся в муниципальной общеобразовательной организации, а также доступа родителей (законных представителей) обучающихся в помещение для приема пиши (школьную столовую) МБОУ СШ № 95 (скачать ).
График посещения школьной столовой членами родительского контроля МБОУ СШ № 95 (скачать ).
Решения органов управления образовательной организацией в части вопросов организации питания обучающихся (скачать ).
График питания учащихся в школьной столовой в 2021-2022 учебном году (скачать ).
Информация о организации горячего питания (скачать ).
Информация о порядке обеспечения питанием обучающихся на период дистанционного обучения (скачать ).
Информация о порядке предоставления родителям (законным представителям) обучающихся сведений о состоянии здоровья ребенка и организации специализированного питания для детей в нем нуждающихся (скачать ).
Заявление для получения горячего питания без взимания платы (скачать ).
Перечень необходимых документов для бесплатного питания ребенка (скачать ).
Часто задаваемые вопросы по организации питания: «Горячее питание для школьников начальных классов» (скачать ).
Условия организации питания обучающихся в МБОУ СШ № 95:
Договор о питании, список поставщиков продуктов на 2021-2022 учебный год:
Договор на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся муниципальных учреждений Октябрьского района (скачать ).
Договор оказания услуг (за счет средств родителей) (скачать ).
Стоимость питания: стоимость питания для всех категорий обучающихся (скачать ).
2021-2022 учебный год:
Примерное цикличное двенадцатидневное меню (скачать ).
Меню ежедневное на 1 и 2 неделю (скачать ).
Меню, фото завтрака и обеда, акты общественного контроля (скачать ) за сентябрь 2021 г.
Меню, фото завтрака и обеда, акыты общественного контроля (скачать ) за октябрь 2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 08.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 09.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 10.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 11.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 12.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 15.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 16.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 16.11.2021 г.
Меню (скачать ), фото завтрака (скачать ) и обед (скачать ) 16.11.2021 г.
Меню для свободного выбора (ООО «Кулинар»):
Ассортимент дополнительного питания для реализации (скачать ).
2020-2021 учебный год:
Примерное цикличное двенадцатидневное меню (скачать ).
Меню ежедневное на 1 и 2 неделю (скачать ).
Меню, фото завтрак и обед (скачать ) за март 2021 г.
Меню, фото завтрак и обед (скачать ) за апрель 2021 г.
Меню, фото завтрак и обед (скачать ) за май 2021 г.
Меню для свободного выбора (ООО «Кулинар»):
Ассортимент дополнительного питания для реализации (скачать ).
Меню для питания в детском оздоровительном лагере «Дружба» с дневным пребыванием детей:
Примерное цикличное двенадцатидневное меню для оздоровительного учреждения в дневным пребыванием детей в период каникул (скачать ).
Меню ежедневное на 1 неделя (скачать ) и 2 неделя (скачать ).
Меню, фото завтрак, фото обед (скачать ) за июнь 2021 г.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Обучающиеся школы, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим питанием в дни учебных занятий.
Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной услуги.
В школьной столовой созданы условия для питания детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, столовая располагается на 1 этаже школы, что позволяет детям данной категории беспрепятственно посещать помещение для приема пищи.
В целях реализации прав детей на образование предусмотренных статьей 11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» обеспечиваются горячим питанием без взимания платы следующие категории обучающихся:
обучающиеся из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума;
обучающиеся из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума;
обучающиеся, воспитывающиеся одинокими родителями со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума;
обучающиеся из семей, находящихся в социально опасном положении, в которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
обеспечение обучающихся по образовательных программам начального общего образования (1-4 классы) в муниципальных образовательных организациях не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием;
обеспечение горячим питанием льготных категорий обучающихся и обучающихся, посещающих группы продленного дня.
Стоимость набора продуктов питания для горячих завтраков, обедов, расчитана изходя из стоимости утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», с учетом внесенных изменений, Постановлением администрации города Красноярска от 14.11.2019 г. № 867 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в городе Красноярске» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», Распоряжением администрации города Красноярска от 24.03.2014 г. № 85-р «Об утверждении реграмента взаимодействия органов администрации города Красноярска по раходованию и учету средств субвенций городу Красноярску на реализацию Законов Красноярского края от 27.12.2005 г. № 17-4379, № 17-4377» с учетом индексации в соответствии с Законом Красноярского края от 05.12.2019 № 8-3414 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4002 «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере защиты прав ребенка».
Информация о порядке предоставления льготного питания:
Для получения обучающимся питания без взимания платы один из родителей (законных представителей) обучающегося обращается в школу, с заявлением по форме с приложением документов, подтверждающих состав и среднедушевой доход семьи обучающегося.
Полный пакет документов предоставлять классному руководителю после чего ответственному за организацию питания в кабинет 3-01.
Учащиеся начинают питаться на основании приказа «Главного управления образования администрации города Красноярска «О назначении мер социальной поддержки».
Заявление для получения горячего питания без взимания платы (скачать ).
Перечень необходимых документов для бесплатного питания ребенка (скачать ).
Информация о порядке доступа и осуществления родительского контроля за организацией питания, результаты родительского (общественного) контроля:
Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией горячего питания обучающихся в муниципальной общеобразовательной организации, а также доступа родителей (законных представителей) обучающихся в помещение для приема пиши (школьную столовую) МБОУ СШ № 95 (скачать ).
Акт комиссии от 15.09.2020 г. (скачать ). | Акт комиссии от 14.10.2020 (скачать ) | Акт общественного контроля от 21.12.2020 (скачать ) |
Акт мониторинга от 29.04.2021 (скачать ) | ||
Акт от 02.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 03.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 06.09.2021 г. (скачать ). |
Акт от 07.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 08.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 09.09.2021 г. (скачать ). |
Акт от 10.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 13.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 14.09.2021 г. (скачать ). |
Акт от 15.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 16.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 20.09.2021 г. (скачать ). |
Акт от 21.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 22.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 23.09.2021 г. (скачать ). |
Акт от 24.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 27.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 28.09.2021 г. (скачать ). |
Акт от 29.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 30.09.2021 г. (скачать ). | Акт от 01.10.2021 г. (скачать ). |
Акт от 04.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 05.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 07.10.2021 г. (скачать ). |
Акт от 08.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 11.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 12.10.2021 г. (скачать ). |
Акт от 13.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 14.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 15.10.2021 г. (скачать ). |
Акт от 18.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 19.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 20.10.2021 г. (скачать ). |
Акт от 21.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 22.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 25.10.2021 г. (скачать ). |
Акт от 26.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 27.10.2021 г. (скачать ). | Акт от 28.10.2021 г. (скачать ). |
Акт от 08.11.2021 г. (скачать ). | Акт от 09.11.2021 г. (скачать ). | Акт от 10.11.2021 г. (скачать ). |
Акт от 11.11.2021 г. (скачать ). | Акт от 12.11.2021 г. (скачать ). | Акт от 15.11.2021 г. (скачать ). |
Акт от 16.11.2021 г. (скачать ). | Акт от 17.11.2021 г. (скачать ). |
Информация об организованной работе по формированию навыкв и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний:
Школьная программа «Школа здоровья» по формированию здорового образа жизни среди учащихся МБОУ СШ № 95″ (подробнее о программе >>).
Ссылка на раздел «Профилактика» (смотри по ссылке) >>
Документы об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (смотри по ссылке) >>
Школа является участником программы «Основы здорового питания».
Памятки по формированию навыков и культуры здорового питания:
Памятка «Правила здорового питания» (скачать ).
Памятка для детей «Здоровое питание. Профилактика йодного дефицита» (скачать ).
Памятка «Рекомендации как правильно хранить продукты» (скачать ).
Памятка «Основные правила здорового питания» (скачать ).
Памятка «Правила кулинарной обработки и гигиенические правила приема пищи» (скачать ).
Координаты школы: Россия, 660115, Красноярский край, город Красноярск, улица Юшкова, 38.
Телефоны: (391)246-84-37, (391)246-84-32. Факс: (391)246-84-37.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
В связи с этим организация рационов питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Для организации питания в детском саду имеются функциональные помещения: пищеблок, склад продуктов питания
КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ В ДОУ
Питание воспитанников МБДОУ «Детский сад №3» осуществляется в соответствии с документами, регламентирующими организацию питания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Общий контроль за качеством питания осуществляет заведующий МБДОУ «Детский сад №3» Мигаль Т.В.
Специалист по охране здоровья и организации питания воспитанников Холодова Оксана Михайловна составляет ежедневное меню-требование, следит за качеством приготовления пищи в соответствии с технологическими картами приготовления блюд, производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС, следит за выполнением графика получения пищи группами, проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах, ведет необходимую документацию.
Количество приёмов пищи в группах– четыре:
Поставщиком продуктов питания является
ИП Соколов С.Н.,ООО «Торговый дом ВКЗ»
Аверьянова Анна Михайловна
Бекренева Алина Анатольевна
Образование:Профессиональное училище №31г.Петушки
Образование:Петушинский промышленно-гуманитарный колледж г.Петушки
Стаж работы: 3 года
Устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и нормам к организации детского общественного питания. Пищеблок состоит цеха и склада, оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием в рабочем состоянии. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают следующим требованиям:
— столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов цельнометаллические;
— для разделки сырых и готовых продуктов имеются отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород без щелей и зазоров, гладко выструганные. Разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры к использованию не допускаются;
— посуда, используемая для приготовления и хранения пищи безопасная для здоровья детей;
— компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделена отдельная посуда;
— количество одновременно используемой столовой посуды и приборов соответствует списочному составу детей в группе. Для персонала имеется отдельная столовая посуда. Посуду хранят в буфете.
Пищеблок оборудован системой приточно-вытяжной вентиляции. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
При приготовлении пищи соблюдаются следующие правила:
— обработку сырых и вареных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей;
— на пищеблоке имеется 2 мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключается жарка блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов.
При обработке овощей соблюдаются следующие требования:
— Овощи сортируют, моют и очищают. Очищенные овощи повторно промывают в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток.
— Не допускается предварительное замачивание овощей.
— Очищенные картофель, корнеплоды и другие овощи, во избежание их потемнения и высушивания, допускается хранить в холодной воде не более 2 часов.
— Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, корнеплоды и др.) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.
— Овощи, предназначенные для приготовления винегретов и салатов, варят в кожуре, охлаждают; очищают и нарезают вареные овощи в холодном цехе или в горячем цехе на столе для вареной продукции. Варка овощей накануне дня приготовления блюд не допускается. Отваренные для салатов овощи хранятся в холодильнике не более 6 часов.
— Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей. Салаты заправляют непосредственно перед раздачей. В качестве заправки салатов используется растительное масло. Использование сметаны и майонеза для заправки салатов не допускается.
— Фрукты, включая цитрусовые, тщательно промывают в условиях цеха первичной обработки овощей (овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах.
— Ряженку, йогурт и другие кисломолочные продукты разливают порционно в чашки непосредственно из пакетов или бутылок перед их раздачей.
Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)
Энергетическая потребность(в ккал)
Углеводы в граммах
В связи с этим организация рационов питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а Обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
— Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде.
— Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий.
— Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста.
— Требования к перевозке и приему в дошкольные организации пищевых продуктов.
Для организации питания в детском саду имеются функциональные помещения: пищеблок, склад продуктов питания.
Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.
к СанПиН 2.3/2.4.1.3590-20
Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах)
Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации. Обязательно приводят ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий, в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном цикличном меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.
Ежедневно в меню включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) 2-3 раза в неделю. В течение двух недель ребенок должен получить все продукты в полном объеме. При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты. На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. На каждое блюдо заведена технологическая карта.
В целях улучшения витаминного статуса, нормализации обмена веществ, снижения заболеваемости, укрепления здоровья подрастающего поколения, в организованных детских и подростковых учреждениях, согласно требованиям нормативных документов (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) проводится круглогодичная или сезонная «С» – витаминизация.
Искусственная витаминизация в ДОУ осуществляется из расчета для детей от 1-3 лет – 35мл., для детей 3-7 лет – 50мл. (на порцию).
Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот или кисель). После его охлаждения до температуры 15 0 С. (для компота) и 35 0 С. (для киселя) не посредственно перед реализацией. Подогрев витаминизированных блюд не допускается.
Витамин «С» (аскорбиновая кислота) необходим для биохимических окислительно-восстановительных процессов. Витамин «С» способствует образованию дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).
Аскорбиновая кислота имеет огромное значение для правильного обмена веществ, недостаток ее приводит к ломкости сосудов, усиленной пигментации кожи. Считается, что ударные дозы этого витамина успешно борются с сенной лихорадкой и пищевой аллергией.
Необходимые расчеты и оценку использованного на одного ребенка среднесуточного набора пищевых продуктов проводится 1 раз в десять дней. По результатам оценки, при необходимости, проводится коррекцию питания в течение следующей недели (декады).
Подсчет энергетической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) проводят ежемесячно.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации, медицинского работника. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале. Масса порционных блюд должна соответствовать выходу блюда, указанному в меню.
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №3» г.Петушки _____________Т.В.Мигаль Приказ №02 от « _ 11__» января 20 _21_г.
ГРАФИК ВЫДАЧИ ПИЩИ С ПИЩЕБЛОКА
на 2020-2021 учебный год
График закладки продуктов на пищеблоке:
7.15 – закладка продуктов на завтрак (кроме масла и сахара)
8.00 – закладка сахара, масла, сыра на завтрак
9.00 – закладка мяса (рыбы, птицы) на обед
10.00 – закладка крупяных и овощных продуктов на обед (кроме масла, сметаны и сахара), теста на полдник
11.00 – закладка масла, сахара, сметаны на обед
13.00 – закладка основных продуктов на уплотненный полдник
ПОЛОЖЕНИЕ об организации питания в ДОУ МБДОУ «Детский сад №3» г. Петушки
на Педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад №3» г. Петушки
(наименование дошкольного образовательного учреждения)
подпись расшифровка подписи
Заведующий МБДОУ «Детский сад №3» г. Петушки
(наименование дошкольного образовательного учреждения)
подпись расшифровка подписи
об организации питания в ДОУ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3» г. Петушки
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2021 года, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», нормами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом Минздравсоцразвития России № 213н и Минобрнауки России №178 от 11.03.2012г «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений», Федеральным законом № 29-ФЗ от 02.01.2000г «О качестве и безопасности пищевых продуктов» с изменениями на 13 июля 2020 года, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение разработано с целью создания оптимальных условий для организации полноценного, здорового питания воспитанников в детском саду, укрепления здоровья детей, недопущения возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, отравлений в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Настоящий локальный акт определяет основные цели и задачи организации питания в детском саду, устанавливает требования к организации питания детей, порядок поставки продуктов, условия и сроки их хранения, возрастные нормы питания, регламентирует порядок организации и учета питания, определяет ответственность и контроль, а также финансирование расходов на питание в дошкольном образовательном учреждении, определяет учетно-отчетную документацию по питанию.
1.4. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на договорной основе с «поставщиком» как за счёт средств бюджета, так и за счет средств родителей (законных представителей) воспитанников.
1.5. Порядок поставки продуктов определяется муниципальным контрактом и (или) договором.
1.6. Закупка и поставка продуктов питания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013г с изменениями на 30 декабря 2020 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на договорной основе, как за счет средств бюджета, так и за счет средств платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении.
1.7. Организация питания в детском саду осуществляется штатными работниками дошкольного образовательного учреждения (работниками предприятия общественного питания).
2. Основные цели и задачи организации питания
2.1. Основной целью организации питания в ДОУ является создание оптимальных условий для укрепления здоровья и обеспечения безопасного и сбалансированного питания воспитанников, осуществления контроля необходимых условий для организации питания, а также соблюдения условий поставки и хранения продуктов в дошкольном образовательном учреждении.
2.2. Основными задачами при организации питания воспитанников ДОУ являются:
· обеспечение воспитанников питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в рациональном и сбалансированном питании;
· гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
· предупреждение (профилактика) среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
· пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
· анализ и оценка уровня профессионализма лиц, участвующих в обеспечении качественного питания, по результатам их практической деятельности;
· разработка и соблюдение нормативно-правовых актов ДОУ в части организации и обеспечения качественного питания в дошкольном образовательном учреждении.
3. Требования к организации питания воспитанников
3.1. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду по нормам, утвержденным санитарными нормами и правилами.
3.2. Требования к деятельности по формированию рациона и организации питания детей в ДОУ, производству, реализации, организации потребления продукции общественного питания для детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, установленными санитарными, гигиеническими и иными нормами и требованиями, не соблюдение, которых создаёт угрозу жизни и здоровья детей.
3.3. Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации.
3.4. Для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники пищеблока ДОУ обязаны:
• оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви;
• снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, фартук, головной убор при посещении туалета либо надевать сверху халаты; тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета;
• сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу предприятия общественного питания;
• использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе.
3.5. Оборудование и содержание пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормам организации общественного питания, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоке. Посуда, инвентарь, тара должны иметь соответствующие санитарно-эпидемиологическое заключение. Для приготовления пищи используется электрооборудование.
3.6. Пищеблок для приготовления пищи должен быть оснащен техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления пищевой продукции.
3.7. Внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений пищеблока должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.
3.8. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.
3.9. Система приточно-вытяжной вентиляции пищеблока должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания, включая санитарно-бытовые помещения.
3.10. Зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам.
3.12. В помещениях пищеблока не должно быть насекомых и грызунов, а также не должны содержаться синантропные птицы и животные.
3.13. В производственных помещениях не допускается хранение личных вещей и комнатных растений.
4. Порядок поставки продуктов
4.1. Порядок поставки продуктов определяется договором (контрактом) между поставщиком и дошкольным образовательным учреждением.
4.2. Поставщик поставляет товар отдельными партиями по заявкам дошкольного образовательного учреждения, с момента подписания контракта.
4.3. Поставка товара осуществляется путем его доставки поставщиком на склад продуктов дошкольной образовательной организации.
4.4. Товар передается в соответствии с заявкой ДОУ, содержащей дату поставки, наименование и количество товара, подлежащего доставке.
4.6. Товар должен быть упакован надлежащим образом, обеспечивающим его сохранность при перевозке и хранении.
4.7. На упаковку (тару) товара должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.8. Продукция поставляется в одноразовой упаковке (таре) производителя.
4.9. Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на пищеблок должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на пищеблоке не принимаются.
4.10. Перевозка (транспортирование) и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов.
4.11. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок ДОУ (Приложение 1).
5. Условия и сроки хранения продуктов, требования к приготовленной пище
5.1. Доставка и хранение продуктов питания должны находиться под строгим контролем заведующего, заведующего производством (шеф-повара) и кладовщика ДОУ, так как от этого зависит качество приготовляемой пищи.
5.2. Пищевые продукты, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
5.3. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5.4. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) должны сохраняться до окончания реализации продукции.
5.5. Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов должны соблюдаться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
5.6. Дошкольное образовательное учреждение обеспечено холодильными камерами. Кроме этого, имеются кладовые для хранения сухих продуктов, таких как мука, сахар, крупы, макароны, кондитерские изделия, и для овощей.
5.7. Складские помещения (кладовые) и холодильные камеры необходимо содержать в чистоте, хорошо проветривать.
5.8. Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается:
• раздача на следующий день готовых блюд;
• замораживание нереализованных готовых блюд для последующей реализации в другие дни;
• привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.
5.10. С целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи должны использоваться термометры.
5.11. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.
6. Нормы питания и физиологических потребностей детей в пищевых веществах
6.1. Воспитанники ДОУ получают питание согласно установленному и утвержденному заведующим детским садом режиму питания в зависимости от длительности пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 2).
6.2. Питание детей должно осуществляться в соответствии с меню, утвержденным заведующим дошкольным образовательным учреждением.
В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей в ДОУ, меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться заведующим детским садом.
В случае если в организации питания детей принимает участие индивидуальный предприниматель, меню должно утверждаться индивидуальным предпринимателем, согласовываться заведующим детским садом.
6.3. Меню является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке дошкольного образовательного учреждения.
6.4. Вносить изменения в утверждённое меню, без согласования с заведующим дошкольным образовательным учреждением, запрещается.
6.5. При необходимости внесения изменений в меню (несвоевременный завоз продуктов, недоброкачественность продукта) медицинской сестрой ДОУ составляется объяснительная записка с указанием причины. В меню вносятся изменения и заверяются подписью заведующего детским садом. Исправления в меню не допускаются.
6.6. Основное меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в Приложении 3).
6.7. Масса порций для детей должны строго соответствовать возрасту ребёнка (Приложение 4).
6.8. При составлении меню для детей в возрасте от 1 года до 7 лет учитывается:
· среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы (Приложение 5);
· объём блюд для каждой возрастной группы (Приложение 6);
· нормы физиологических потребностей;
· нормы потерь при холодной и тепловой обработке продуктов;
· выход готовых блюд;
· нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд;
· требования Роспотребнадзора в отношении запрещённых продуктов и блюд, использование которых может стать причиной возникновения желудочно-кишечного заболевания или отравления (Приложение 7).
6.9. Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности (Приложение 8).
6.10. Меню допускается корректировать с учетом климато-географических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ (Приложение 9).
6.11. Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий.
6.12. Для обеспечения преемственности питания родителей (законных представителей) информируют об ассортименте питания ребёнка. Вывешивается на раздаче и в приёмных группах (холле, групповой ячейке) следующая информация:
• ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции;
• рекомендации по организации здорового питания детей.
6.13. При наличии детей в дошкольном образовательном учреждении, имеющих рекомендации по специальному питанию, в меню обязательно включаются блюда диетического питания.
6.14. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача.
6.15. Индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).
6.16. Дети, нуждающиеся в лечебном и/или диетическом питании, вправе питаться по индивидуальному меню или пищей, принесённой из дома. Если родители выбрали второй вариант, в детском саду необходимо создать особые условия в специально отведённом помещении или месте.
6.17. Выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в дошкольном образовательном учреждении.
6.18. Контроль качества питания (разнообразия), витаминизации блюд, закладки продуктов питания, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи, санитарного состояния пищеблока, правильности хранения и соблюдения сроков реализации продуктов осуществляет шеф-повар (заведующий производством), старшая медсестра, кладовщик.
7. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении
7.1. Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо в дошкольном образовательном учреждении (член комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции), должно проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в Приложении 10) на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену.
Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями должны временно отстраняться от работы с пищевыми продуктами и могут по решению работодателя быть переведены на другие виды работ.
7.2. Изготовление продукции должно производиться в соответствии с меню, утвержденным заведующим детским садом или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом. В этом документе должна быть прописана температура горячих, жидких и иных горячих блюд, холодных супов и напитков. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах.
7.3. Контроль организации питания воспитанников ДОУ, соблюдения меню осуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением.
7.4. При формировании рациона здорового питания и меню при организации питания детей в ДОУ должны соблюдаться следующие требования:
• питание детей первого года жизни должно назначаться индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими потребностями, учитывая своевременное введение дополнительно к грудному вскармливанию всех видов прикорма в соответствии с таблицей 4 приложения №7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
• питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях №6-13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
• меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
— при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5% соответственно.
— допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/-5% при условии, что средний % пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в Приложении 13, по каждому приему пищи.
— разрешается производить замену отдельных видов пищевой продукции в соответствии с санитарными правилами и нормами в пределах средств, выделяемых на эти цели организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения №7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, питание детей должно быть организовано 5-6 разовое в сутки по месту фактического пребывания ребенка.
7.5. Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, приведен в Приложении 7.
7.6. В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблоке отбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции.
Суточная проба отбирается в объеме:
· порционные блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды – поштучно, в объеме одной порции;
· порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбаса и т.д. оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции).
7.8. Суточные пробы должны храниться не менее 48 часов в специально отведенном в холодильнике месте/холодильнике при температуре от +2°С до +6°С.
7.9. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения контроля комиссией по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции в составе не менее 3-х человек. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой пищевой продукции (Приложение 11).
7.10. Масса порционных блюд должна соответствовать выходу блюда, указанному в меню.
7.11. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков. Выдача пищи на группы детского сада осуществляется строго по графику.
7.12. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается:
· использование запрещенных пищевых продуктов;
· изготовление на пищеблоке ДОУ творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом или с творогом, макарон с рубленным яйцом, зельцев, холодных напитков и морсов из плодово-ягодного сырья (без термической обработки), форшмаков из сельди, студней, паштетов, заливных блюд (мясных и рыбных);
· окрошек и холодных супов;
· использование остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне;
· пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи);
· овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили.
7.13. Проверку качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляет медицинский работник (комиссия по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции). Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой пищевой продукции дошкольного образовательного учреждения.
7.14. В компетенцию заведующего ДОУ по организации питания входит:
· утверждение ежедневного меню;
· контроль состояния производственной базы пищеблока, замена устаревшего оборудования, его ремонт и обеспечение запасными частями;
· капитальный и текущий ремонт помещений пищеблока;
· контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и норм;
· обеспечение пищеблока детского сада достаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно-гигиеническими средствами, разделочным оборудованием, и уборочным инвентарем;
· заключение контрактов на поставку продуктов питания поставщиком.
7.15. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:
· в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
· в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
7.16. Привлекать воспитанников дошкольного образовательного учреждения к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
7.17. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:
· промыть столы горячей водой с мылом;
· тщательно вымыть руки;
· надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
· сервировать столы в соответствии с приемом пищи.
7.18. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.
7.19. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение воспитанников в обеденной зоне.
7.20. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:
· во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом;
· разливают III блюдо;
· подается первое блюдо;
· дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи;
· по мере употребления воспитанниками ДОУ блюда, помощник воспитателя убирает со столов салатники;
· дети приступают к приему первого блюда;
· по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;
· подается второе блюдо;
· прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.
7.21. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.
8. Организация питьевого режима в ДОУ
8.1. Питьевой режим в дошкольном образовательном учреждении, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен осуществляться с соблюдением следующих требований:
8.1.1. Осуществляется обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям.
8.1.2. Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипяченой питьевой воды. Чаша стационарного питьевого фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств.
8.1.3. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка.
8.2.1. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих её происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям.
8.3. Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
8.4. Допускается организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды, при условии соблюдения следующих требований:
• кипятить воду нужно не менее 5 минут;
• до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
• смену воды в емкости для её раздачи необходимо проводить не реже, чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
9. Порядок учета питания
9.1. К началу учебного года заведующим ДОУ издается приказ о назначении ответственных за организацию питания, создание комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции, определяются их функциональные обязанности.
9.2. Ответственный за организацию питания осуществляют учет питающихся детей в Журнале учета посещаемости детей.
9.3. Ежедневно лицо, ответственное за организацию питания, составляет меню на следующий день. Меню составляется на основании списков присутствующих детей, которые ежедневно с 8.00 ч. до 8.15 ч. подают воспитатели.
9.4. На следующий день в 8.15 воспитатели подают сведения о фактическом присутствии воспитанников в группах лицу, ответственному за питание, который рассчитывает выход блюд.
9.5. С последующим приемом пищи (обед, полдник) дети, отсутствующие в дошкольном образовательном учреждении, снимаются с питания, а продукты, оставшиеся невостребованными, возвращаются на склад по требованию.
9.6. В случае снижения численности детей, если закладка продуктов для приготовления завтрака произошла, порции отпускаются другим детям, как дополнительное питание, главным образом детям старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста в виде увеличения нормы блюда. На следующий день не пришедшие дети снимаются с питания автоматически.
9.7. Если на завтрак пришло больше детей, чем было заявлено, то для всех детей уменьшают выход блюд, составляется акт и вносятся изменения в меню на следующие виды приёма пищи в соответствии с количеством прибывших детей.
9.8. Учет продуктов ведется в книге учета материальных ценностей (журнале подсчета калорийности). Записи в книге производятся на основании первичных документов в количественном и суммовом выражении, по мере поступления и расходования продуктов.
10. Финансирование расходов на питание воспитанников
10.2. Объёмы финансирования расходов на организацию питания на очередной финансовый год устанавливаются с учётом прогноза численности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Порядок организации и финансирования питания, предоставляемого на льготной основе, вносится дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основании региональных постановлений, распоряжений, приказов.
11. Финансовое обеспечение
11.1. Источники и порядок определения стоимости организации питания
11.1.1. Финансирование питания воспитанников осуществляется за счет:
• средств родителей (законных представителей) воспитанников (далее – родительская плата);
• детей-инвалидов и детей с ОВЗ из ассигнований муниципального бюджета;
11.2. Организация питания за счет средств родительской платы
12.2.1. Предоставление питания воспитанникам за счет родительской платы осуществляется в рамках средств, взимаемых с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в детском саду.
12.2.2. Заведующий детским садом издает приказ, которым утверждает список воспитанников, имеющих право на обеспечение питанием за счет средств родителей (законных представителей).
12.2.3. Списки детей для получения питания за счет средств родителей (законных представителей) воспитанников формирует два раза в год (на 1 сентября и 1 января) и ежемесячно корректирует ответственный за организацию питания при наличии:
• воспитанников, находящихся на длительном стационарном лечении.
12.2.4. Начисление родительской платы производится на основании табеля посещаемости воспитанников.
12.2.5. Родительская плата начисляется авансом за текущий месяц и оплачивается по квитанции, полученной родителями (законными представителями) воспитанников в детском саду. Оплата производится в отделении банка по указанным в квитанции реквизитам.
12.2.6. Внесение родительской платы осуществляется ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, в котором будет организовано питание, но не позднее 15-го числа, что оговорено в договоре, заключённом между родителями (законными представителями) и учреждением.
12.2.7. О непосещении воспитанником детского сада родители (законные представители) воспитанников обязаны сообщить воспитателю. Сообщение должно поступить заблаговременно, то есть до наступления дня отсутствия воспитанника.
12.2.8. При отсутствии воспитанника по уважительным причинам и при условии своевременного предупреждения воспитателя о таком отсутствии ребенок снимается с питания. При этом ответственное лицо производит перерасчет стоимости питания и уплаченные деньги перечисляются на счет родителя (законного представителя).
11.3. Организация питания за счет бюджетных ассигнований областного и муниципального бюджета
11.3.1. Обеспечение питанием воспитанников за счет бюджетных ассигнований бюджета Владимирской области осуществляется в случаях, установленных органами государственной власти, воспитанников за счет бюджетных ассигнований муниципального бюджета – органом местного самоуправления.
11.3.2. Порядок расходования бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов органов власти.
11.4. Организация питания за счет внебюджетных средств
11.4.1. Внебюджетные средства детский сад направляет на обеспечение питанием всех категорий воспитанников.
12. Ответственность и контроль за организацией питания
12.1. Заведующий дошкольным образовательным учреждением создаёт условия для организации качественного питания воспитанников и несет персональную ответственность за организацию питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
12.2. Заведующий ДОУ представляет учредителю необходимые документы по использованию денежных средств на питание воспитанников.
12.3. Распределение обязанностей по организации питания между заведующим, работниками пищеблока, кладовщиком в дошкольном образовательном учреждении отражаются в должностных инструкциях.
12.4. К началу нового года заведующим ДОУ издается приказ о назначении лица, ответственного за питание в дошкольном образовательном учреждении, комиссии по
контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции, определяются их функциональные обязанности.
12.5. Контроль организации питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляют заведующий, медицинский работник, комиссия по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции, утвержденные приказом заведующего детским садом и органы самоуправления в соответствии с полномочиями, закрепленными в Уставе дошкольного образовательного учреждения.
12.6. Заведующий ДОУ обеспечивает контроль:
· выполнения суточных норм продуктового набора, норм потребления пищевых веществ, энергетической ценности дневного рациона;
· выполнения договоров на закупку и поставку продуктов питания;
· условий хранения и сроков реализации пищевых продуктов;
· материально-технического состояния помещений пищеблока, наличия необходимого оборудования, его исправности;
· обеспечения пищеблока дошкольного образовательного учреждения и мест приема пищи достаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно-гигиеническими средствами, разделочным оборудованием и уборочным инвентарем.
12.7. Комиссия по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции (медицинский работник) детского сада осуществляет контроль:
· качества поступающих продуктов (ежедневно): осуществляет бракераж, который включает контроль целостности упаковки и органолептическую оценку (внешний вид, цвет, консистенция, запах и вкус поступающих продуктов и продовольственного сырья), а также знакомство с сопроводительной документацией (товарно-транспортными накладными, декларациями, сертификатами соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями, качественными удостоверениями, ветеринарными справками); положения по питанию http://ohrana-tryda.com/node/2256
· технологии приготовления пищи, качества и проведения бракеража готовых блюд, результаты которого ежедневно заносятся в журнал бракеража готовой пищевой продукции;
· режима отбора и условий хранения суточных проб (ежедневно);
· работы пищеблока, его санитарного состояния, режима обработки посуды, технологического оборудования, инвентаря (ежедневно);
· соблюдения правил личной гигиены сотрудниками пищеблока с отметкой в гигиеническом журнале (ежедневно);
· информирования родителей (законных представителей) о ежедневном меню с указанием выхода готовых блюд (ежедневно);
· выполнения суточных норм питания на одного ребенка;
· выполнения норм потребления основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), соответствия энергетической ценности (калорийности) дневного рациона физиологическим потребностям воспитанников (ежемесячно).
12.8. Лицо, ответственное за организацию питания, осуществляет учет питающихся детей в журнале питания, который должен быть в бумажном виде прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и подписью заведующего дошкольным образовательным учреждением. Возможно ведение журнала в электронном виде.
13.1. В ДОУ должны быть следующие документы по вопросам организации питания (регламентирующие и учётные, подтверждающие расходы по питанию):
· настоящее Положение об организации питания в ДОУ;
· Положение о производственном контроле за организацией и качеством питания в ДОУ;
· Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции;
· договоры на поставку продуктов питания;
· основное 2-х недельное меню, включающее меню для возрастной группы детей (от 1 до 3 лет и от 3-7 лет), технологические карты кулинарных изделий (блюд);
· ежедневное меню с указанием выхода блюд для возрастной группы детей (от 1 до 3 лет и от 3-7 лет);
· Ведомость контроля за рационом питания детей (Приложение N13 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Документ составляется ответственным работником детского сада каждые 7-10 дней, а заполняется ежедневно.
· Журнал учета посещаемости детей;
· Журнал учета калорийности (расчет и оценка использованного на одного ребенка среднесуточного набора пищевых продуктов проводится один раз в 10 дней, подсчет энергической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ проводится ежемесячно);
· Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции (в соответствии с СанПиН);
· Журнал бракеража готовой пищевой продукции (в соответствии с СанПиН);
· Журнал учета работы бактерицидной лампы на пищеблоке;
· Журнал генеральной уборки, ведомость учета обработки посуды, столовых приборов, оборудования;
· Журнал учета температурного режима холодильного оборудования (в соответствии с СанПиН);
· Журнал учета температуры и влажности в складских помещениях (в соответствии с СанПиН).
13.2. Перечень приказов:
· Об утверждении и введение в действие настоящего Положения;
· О введении в действие примерного 2-х недельного меню для воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
· Об организации лечебного и диетического питания детей;
· О контроле за организацией питания;
· Об утверждении режима питания;
· Приказ выдачи пищи;
· Приказ за отбор и хранение суточных норм;
· Приказ об ответственных за организацию питания;
· Приказ о бракеражной комиссии;
· Приказ об утверждении норм.
14. Заключительные положения
14.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
14.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
14.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1. настоящего Положения.
14.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
к положению об организации питания
воспитанников в ДОУ
бракеража скоропортящейся пищевой продукции,