адабы еды и питья
Сунны принятия пищи
Еду нельзя воспринимать как должное и превращать прием пищи в рутину, ведь нам бесконечно повезло: мы не страдаем от голода, тогда как голод – одна из серьезных проблем современности. В наших сердцах должна быть благодарность Аллаху за то, что Он наделил нас пропитанием.
К еде следует приступать с намерением поесть, чтобы получить силы на поклонение Всевышнему и совершение благих дел. А соблюдение следующих сунн делает прием пищи богоугодным делом.
✓ Принимать пищу, сидя на полу, – это сунна. Следует снять обувь до начала еды и вымыть руки до запястий
✓ Во время принятия пищи следует сидеть на коленях так, чтобы внешняя сторона стоп опиралась на землю, или сидя на левой стопе так, чтобы пальцы правой ноги упирались в землю
✓ Перед принятием пищи нужно сказать: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Аллаха или بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ –Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим – Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Имам аль-Газали сказал: «Следует произнести басмалу вслух, чтобы напомнить об этом окружающим»
✓ Ешьте то, что перед вами. Эта и некоторые другие сунны собраны в хадисе: «О, мальчик, помяни Аллаха, ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой» (Муслим)
✓ По возможности старайтесь есть тремя пальцами. «Пророк, мир ему и благословение, ел тремя пальцами» (Муслим). Так Пророк, мир ему и благословение, делал в большинстве случаев и для его уммы это также является предпочтительным
✓ Не следует есть очень горячую еду и не следует дуть на еду
✓ Если кусок пищи упал на землю, протрите / подуйте на него и съешьте. «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать» (Муслим).
В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая (человека) и во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя его шайтану».
✓ Не следует критиковать еду. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её» (Аль-Бухари; Муслим).
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, мир ему и благословение, попросил у своих домочадцев (какую-нибудь) приправу, а они сказали ему: «У нас нет ничего, кроме уксуса». Тогда он велел принести (уксус) и стал есть, приговаривая: «Какая прекрасная приправа уксус, какая прекрасная приправа уксус!» (Муслим)
✓ Во время еды не молчите все время
✓ После еды следует облизать пальцы и полностью очистить посуду. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел (своим сподвижникам) облизывать пальцы и очищать блюдо и сказал: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске вашей пищи скрыта) благодать (барака)» (Муслим)
✓ Затем нужно вознести хвалу Аллаху, произнеся الحمد لله – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)
После еды Пророк, мир ему и благословение, совершал такое дуа: الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة – АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин – Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю
✓ По окончании трапезы нужно убрать оставшуюся еду, помыть руки и прополоскать рот
Сунны питья
✓ Перед питьем говорите: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Алла ха. В конце одного длинного хадиса, переданного Абу Хурайрой, говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, взял стакан с молоком, произнес «Бисмиллях» и выпил, а затем воздал хвалу Аллаху» (Тирмизи, Кыйамат, 2595)
✓ Стакан следует держать правой рукой. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим, Ашриба, 105)
✓ Воду следует пить медленно, не торопясь. Передается от Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)
✓ По возможности выпивайте содержимое стакана в три глотка, каждый раз отдаляя стакан от рта
✓ Не следует выдыхать в стакан. Абу Катада, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас пьет воду, пусть не дует в стакан» (Джамиус-Сагыр, 1/294). Абу Саид, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Убери стакан с водой ото рта, а затем выдохни» (Джамиус-Сагыр, 1/38)
✓ Старайтесь не пить стоя. Нужно сначала присесть, а потом попить. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не пьет стоя» (Муслим). Однако в другом риваяте сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, пил воду, стоя у дверей мечети в Куфе, а затем сказал: «Некоторые считают неподобающим пить воду стоя. Однако я сам видел как посланник Аллаха пил воду стоя» (Бухари, Ашриба, 7/200)
✓ Не следует пить прямо из бутылки. Правильней будет перелить воду в стакан
✓ После питья говорите: الحمد لله – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)
Ежедневно можно выполнять около 20 сунн, т.к. они распространяются на холодные и горячие напитки.
Посуда
Разрешена посуда из фаянса, стекла, фарфора, меди и многих других материалов.
Согласно шафиитскому мазхабу, как для мужчин, так и для женщин запрещено использование посуды из золота или серебра (тарелок, ложек, вилок, ножей и т. д.) для какой бы то ни было цели. Исключение – только в случае отсутствия обычной дозволенной посуды. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет свой желудок oгнем ада» (Муслим).
Смысл этого запрета в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши. Ибн Кудама доходчиво разъясняет суть данного предписания: «Запрещение в хадисе равно относится как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих. Ношение золота и шелка было разрешено женщинам с тем, чтобы они мoгли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не распространяется на другие предметы» (Ибн Кудама. Аль-Мугни, т. 8, с. 323).
Хузайфа ибн Яман сообщает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не пейте и не кушайте из серебряной и золотой посуды – это для них (неверующих) в мирском мире и для вас в ахирате» («Булюгу аль-Марам», № 16). Имам ан-Навави, да будет доволен им Аллах, сказал: «Использовать золотую или серебряную посуду согласно достоверному известному мазхабу является запретным» («аль-Маджмуъ», № 1/248).
Запрещено держать в доме такую посуду, потому что она может быть использована. Ислам также запрещает изготавливать золотую и серебряную посуду, куплю-продажу такой посуды и обмен её на что-либо.
Шариат допускает изготовление посуды из смешанных металлов – с золотом и серебром – при условии, что недрагоценный металл составляет большую часть.
Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и её можно употреблять, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду.
По материалам книги шейха Юсуфа Карадави «Дозволенное и запретное в исламе»
Адабы еды и питья
Сунны застолья (Источник фото: shutterstock.com).
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Во всех своих действиях мусульманин должен придерживаться определенных норм. Эти нормы совершенным образом показаны посланником Аллаха (ﷺ), который не делал что-либо беспричинно. И даже если мы не знаем или не понимаем мудрость того или иного действия, мы всё равно получим пользу от подражания любимцу Аллаха (ﷺ). И самая великая польза – это любовь Аллаха, Свят Он и Велик, к нам.
«Скажи [о Мухаммад, каждому, кто заявляет, что любит Аллаха]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах [и будет доволен вами] и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милующий [Своих рабов]»» (али Имран, 31).
Адабы принятия пищи
Пророк (ﷺ) сказал: «Я был послан для усовершенствования благого нрава» (Ахмад, Хаким).
Общие правила приема пищи:
1. Ешьте тогда, когда вы проголодались.
2. Продукты питания должны быть дозволенными (халяль) и чистыми: «Не ешьте того, над чем не произнесено имя Аллаха» (аль-Ан’ам, 121).
3. Перед едой сделайте намерение набраться сил, чтобы продолжать совершать поклонения Аллаху.
4. Обращайте внимание на цвет, вид, запах, вкус еды и на то, какими путями она оказалась у вас на столе.
5. После трапезы отдайте остатки пищи бедным. Это может стать причиной их благих дуа.
Адабы, совершаемые до еды:
1. Вымойте руки: «Благодатью потребления пищи считается мытье рук до и после приема пищи» (Абу Дауд, Тирмизи).
2. Ешьте на земле или за столом. Рассказывает Абдуллах бин Буср (р.а.): «Как-то пророку Мухаммаду (ﷺ) преподнесли немного бараньего мяса. Чтобы поесть, пророк Мухаммад (ﷺ) согнул колени и сел за стол. Бедуин, который тоже присутствовал там, от удивления воскликнул: «Это еще что за манера сидеть?» На что пророк Мухаммад (ﷺ) ответил ему следующее: «Несомненно, Аллах сотворил меня скромным и благородным рабом. Он не сделал меня упрямцем и высокомерным» (Ибн Маджа).
3. Не ешьте, опираясь на что-либо. Абу Джухайфа (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я не ем прислонившись» (Бухари, Ахмад, Тирмизи).
4. Будьте довольны тем, что имеете: «А если вы будете благодарны [уверовав и совершая праведные поступки], то Он будет доволен вами» (аз-Зумар, 7).
5. Если стол был накрыт во время намаза, то приступайте к еде, а потом совершите намаз. Пророк (ﷺ) сказал: «Если одному из вас подали ужин, а потом было объявлено о начале молитвы, он не должен вставать с места, пока не поест» (Абу Дауд).
6. Не ешьте еду, если вы не проголодались, и вставайте со стола до того, как вы наелись. Салман ал-Фариси (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) сказал: «Люди, которые чаще всех насыщались в этом мире, будут дольше всех голодать в последней жизни» (Абу Ну‘айм).
7. Не ешьте горячую еду, подождите, пока она немного остынет. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Остужайте горячую еду, ибо, поистине, горячая еда не благодатна» (Хаким).
8. Для бараката покрывайте свою еду. Передают со слов Джабира (р.а.), что Пророк (ﷺ) сказал: «И завязывай свой мех, поминая имя Аллаха, и прикрывай свой сосуд, поминая имя Аллаха, (а если прикрыть нечем), положи что-нибудь поперёк него» (Бухари). «Закрывайте посуду, закрывайте сосуды с водой, поистине в году есть ночь, в которую снисходит болезнь и какая бы чаша или сосуд с водой будет незакрытым, она обязательно проникнет в нее» (Муслим).
9. Разделите свой желудок на три части, где одна часть для еды, вторая – для воды и третья – для воздуха. «Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно несколько кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину, если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (Ибн Маджа, Тирмизи).
Пища – это милость Аллаха, которой Он одарил человечество и все живое. Исполняя адабы принятия пищи, мы воздаем хвалу Аллаху, стремимся приблизится к Нему и достичь Его довольства.
Адабы, совершаемые во время еды:
1. Начните еду с именем Аллаха («Бисмиллях»). Передаётся от Аиши (р.а.), что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Пусть каждый из вас, принимаясь за еду, помянет имя Всевышнего Аллаха. Если же он забудет помянуть имя Всевышнего Аллаха в начале еды, пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её! («Бисми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи»)» (Абу Дауд).
2. Ешьте ту еду, которая находится перед вами: «О, мальчик, помяни Аллаха, ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой» (Муслим).
3. Ешьте правой рукой: «Вы ешьте и пейте правой рукой, также берите и отдавайте правой рукой, поистине, шайтан ест, пьет, берет и отдает только левой рукой» (Ибн Маджа).
4. Начинайте и заканчивайте трапезу щепоткой соли. Али ибн Талиб (р.а.) сказал: «Кто бы ни начал трапезу с соли, того Аллах очистит от семидесяти видов болезней» (Байхаки).
5. Ешьте маленькими кусочками.
6. Перед тем, как проглотить, тщательно прожуйте.
7. Ешьте с края тарелки, а не с середины. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Ешьте то, что по краям и находится перед вами, и оставляйте серединку, ибо тогда эта еда будет сделана благодатной для вас» (Абу Дауд);
8. Не разговаривайте с набитым ртом.
9. Проявляйте уважение к хлебу.
10. Не остужайте еду, подув на нее. Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Посланник Аллаха (ﷺ) никогда не дул ни на еду, ни на питье. И никогда не выдыхал в посуду» (Ибн Маджа).
11. Не наклоняйтесь над тарелкой, чтобы положить кусочек в рот.
12. Не расточительствуйте (исраф): «Ешьте [разрешенную пищу] и пейте, но не будьте расточительны, поистине, Он [ваш Господь] не любит расточительных» (аль-А’раф, 31). «Воистину, есть и пить все, что желает душа, является большим расточительством!» (Ибн Маджа).
13. Если есть надобность вытащить что-либо изо рта, то отверните свое лицо от стола и поверните голову влево.
14. Не добавляйте в еду откусанный кусок.
15. Не пейте много воды.
16. Во время чихания или кашля отверните свое лицо от тарелки.
17. Ешьте сидя, а не стоя и не во время ходьбы.
18. Не критикуйте еду. Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха, (ﷺ) никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её» (Бухари, Муслим).
Адабы принятия пищи
Существует множество действий, которые практиковал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и совершение которых считается для нас сунной. Среди этих действий есть и такие, о которых многие позабыли и больше не практикуют. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал что-либо беспричинно. И даже если мы не знаем или не понимаем мудрость того или иного действия, мы всё равно получим пользу от подражания Любимцу Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха). И самая великая польза – это любовь Аллаха, Свят Он и Велик, к нам.
﴿قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ (31) ﴾ سورة آل عمران
«Ты скажи (о Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, следуйте за мной и Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах Прощающий, Милосердный» (сура Али Имран, 31).
У каждого есть шанс стать любимцем Аллаха, совершая лёгкие и полезные поступки. Каждый человек ежедневно по несколько раз принимает пищу. А если начать трапезу с мытья рук и с произнесения слов «Бисмилляхи-ррахмани-ррахим», мы получим дополнительную пользу. Эти сунны известны практически всем мусульманам, и большинство из них соблюдает их. Есть и другие сунны, связанные с принятием пищи.
Один человек пришел к Ибн Сирину и сказал:
— Не научишь ли ты меня адабам поклонения?
Ибн Сирин спросил у него:
— А знаешь ли ты адабы принятия пищи?
— Получается, что ты ешь и пьешь, как животное. Прежде всего, тебе следует узнать адабы приема пищи, а затем приходи ко мне, и я научу тебя адабам поклонения.
Избранник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ اللَّهَ لَيَرْضَى عَنْ الْعَبْدِ أَنْ يَأْكُلَ الْأَكْلَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا أَوْ يَشْرَبَ الشَّرْبَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا. رواه مسلم 2734
«Поистине, Всевышний Аллах бывает доволен рабом, когда тот, приняв пищу, воздаёт благодарность Ему, или когда воздаёт Ему благодарность после того, как выпьет напиток» (Муслим, 2734).
Имам аль-Бухари приводит следующий дуа, как один из вариантов выражения благодарности Всевышнему после принятия пищи:
الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا
«Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!» (Бухари, 5458). Есть и другие варианты проявления благодарности и дуа после еды, поэтому можно читать те, что вы знаете. Если не знаете ни одного дуа, достаточно своими словами поблагодарить Аллаха за пищу и возможность её принять.
Выпивая напиток или воду, желательно присесть. От Анаса (да будет доволен им Аллах)передаётся:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от питья стоя». (Муслим, 5275).
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полоскал рот после питья молока и говорил: «Поистине, в нём содержится жир» (Бухари и Муслим, 798, 5609).
В другом хадисе сказано:
«Выпивмолока, прополощите рот [водой], поистине в нём (то есть в молоке) содержится жир» (Ибн Хиббан, 404). Также этот хадис указывает на то, что после принятия любой пищи, содержащей жир, желательно прополоснуть рот.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не критиковал еду. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают:
«Посланник Аллаха никогда не критиковал еду. Если ему еда понравилась, он её ел, если не понравилась, оставлял». (Бухари, Муслим, 5380, 5409).
Принимая пищу, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал три пальца правой руки. От Кааба ибн Мала передаётся:
«Посланник Аллаха брал пищу тремя пальцами, а прежде чем вытереть их [после еды], облизывал». (Муслим, 5297).
Кого-то может смутить то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) облизывал пальцы, однако, если учесть, что перед едой сунной является помыть руки и не вытирать их, то очевидно, что на руке после еды будут лишь остатки еды иникакой грязи. Мудрость этой привычки можно понять из другого хадиса:
وقد روى ابن أبي شيبة في «المصنف» (24934) عن جابر قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( إذا طعم أحدكم فلا يمسح يده حتى يمصها ، فإنه لا يدري في أي طعامه يبارك له فيه)
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда кто-либо из вас примет пищу, пусть не вытирает свою руку, пока не оближет, потому что он не знает, в каком куске еды будет для него благодать» (аль-Мусаннаф, 24934).
Из этого хадиса можно понять, что если мы едим не руками, а ложкой или вилкой, то желательно облизать и их после завершения трапезы.
Если мы хотим в Судный день встретиться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нам необходимо следовать его сунне и стараться походить на него нравом и во всеми поступками. Да сделает нас Всевышний истинными последователями пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Адабы еды и питья
Сунны застолья. Часть 2 (Источник фото: freepik.com).
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Безгранична милость Того, Кто дарует пропитание, и Того, Кто дает возможность получать награду даже во время еды.
Следуя за Пророком (ﷺ) мы не только добиваемся пользы в этом мире, но и зарабатываем саваб за оживление сунны, а самое главное – довольство Аллаха.
Всевышний говорит Своему любимцу (ﷺ): «Поистине, ты – человек превосходного нрава» (аль-Калям, 4).
Продолжаем перечислять адабы, которые совершал во время еды посланник Аллаха (ﷺ). Среди них то, чему обычно уделяется очень мало внимания и то, что несмотря на это, служит показателем высокой культуры человека во время приема пищи. Эти мелкие детали говорят о воспитании человека в духе ислама.
Во время еды следует:
– начинать прием пищи с фруктов, затем приступать к мясным блюдам, а завершить трапезу можно сладким, если, конечно, все это присутствует на столе;
– перед тем, как съесть мясо, съесть пару ломтиков хлеба;
– брать, отдавать и есть правой рукой;
– не ставить над хлебом ничего, кроме того, что едят вместе с хлебом;
– не класть в рот большие куски еды;
– жевать как следует;
– жевать пищу, закрыв рот;
– не протягивать руку к другой еде, пока не будет проглочено то, что во рту;
– вести разговор во время трапезы о том, в чем нет греха, с теми, кто разделяет трапезу, но не с набитым ртом.
Адабы после принятия пищи:
1. После еды вымойте руки и высушите их.
«Если с тем, кто лег спать, так и не помыв руки после приема пищи, случится что-либо неприятное, пусть винит в этом только себя!» (Абу Дауд). Существует предание, что если после еды вымыть руки и протереть влажными руками глаза, то это сотрет мелкие грехи и оздоровит глаза.
2. Соберите и съешьте крошки хлеба, оставшиеся на столе.
«Кто съест оставшиеся крошки хлеба, тот будет избавлен от проблем, связанных с детьми и будет жить в достатке» (Ибн Асакир).
3. Не оставляйте упавшие остатки еды и те, что на пальцах.
Как передает Анас бин Малик (р.а.), когда пророк Мухаммад (ﷺ) принимал пищу, он облизывал три своих пальца (когда употреблял пищу руками, без ложки). И при этом он (ﷺ) говорил: «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок еды, пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком куске его пищи скрыта благодать» (Муслим).
4. Не оставляйте остатки еды на дне тарелки.
Пророк (ﷺ) сказал: «Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет: «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана»; а в риваяте от имама Ахмада говорится «Тарелка будет просить для него прощения».
5. Доедая остатки еды после мусульман, знайте, что в этом кроется благо и баракат.
6. Не ложитесь спать, пока съеденная пища не переварится, потому что это вредно для здоровья.
7. После еды почистите зубы мисваком или зубной щеткой.
При этом не проглатывайте остатки пищи между зубов. Это увеличит пропитание. Аиша (р.а.) передала слова посланника Аллаха (ﷺ): «Использование мисвака приносит чистоту рта и довольство Господа» (Бухари).
8. После еды прочитайте дуа.
الْحَمْدُ للهِ الَّذِىْ اَطْعَمَنَا وَسَقَاناَ وَجَعَلَناَ مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат‘аманаа ва сакаанаа ва джа‘алянаа миналь-муслимиин».
«Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами» (Абу Дауд).
Дуа муфтия четырех мазхабов – Али Хайдара Ахисхави (куддиса сирруху):
اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ ثُمَّ وَ ثُمَّ اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَطْعَمَنَا وَ سَقَانَا وَ أَشْبَعَنَا وَ أَرْوَانَا وَ كَفَنَا وَاٰوَانَا مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ وَ لَا قُوَّةٍ مِنَّا، وَ كَمْ مِمَّنْ لَا كَافِي لَهُ وَ لَا مَأْوٰى، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَنْعَمَ عَلَيْنَا وَأَفْضَلَ وَجَعَلَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَسْبَغٰ عَلَيْنا نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَ بَاطِنَةً، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ حَمْدُ يُوَافِي نِعَمَهُ وَ يُكَافِئُ مَزِيدَهُ، اَللّٰهُمَّ أَخِرْنَا مِنَ النَّارِ، وَاحْفَظْنَا عَنْ شُرُورِ الْأَشْرَارِ، وَأَلْحِقْنَا بِعِبَادِكَ الْأَبْرَارِ بِجَاهِ الْمُجْتَارِ عِنْدَكَ وَ اٰلِهِ الْأَخْيَارِ، اَللّٰهُمَّ أِنَّا نَسْأَلُكَ تَمَامَ النِّعْمَةِ، وَ دَوَامَ الْعَافِيَةِ، وَحُسْنَ الْجَاتِمَةِ، وَإِلٰى شَرَفِ النَّبِيِّ وَ اٰلِهِ وَأَصْحَابِهِ وَ مَشَايِخِنَا الْفَاتِحَةْ
«Альхамдулиллях сумма уа сумма альхамдулиллях. Альхамдулилляхил-лязи ат’амана ва сакана ва ашба’ана ва арвана ва кафана ва авана мин гайри хавлин ва ля кувватин минна ва кам мимман ля кафийа лаху ва ля ма’ва. Альхамдулилляхиль-лязи ан’ама ’аляйна ва афдала ва джа’аляна миналь-муслимин. Альхамдулилляхиль-лязи асбага ’аляйна ни’амаху захиратан ва батинатан. Альхамдулилляхи хамдан увафи ни’амаху ва укафи мазидаху. Аллахумма аджирна минан-нари ва-хфазна ан шуруриль-ашрар. Ва алхикна би ’ибадикаль-арбар. Би джахин-набийиль-мухтар ’индака ва алихиль-ахйар. Аллахумма инна наc’алука тамаман-ни’мати ва дауамаль-ав’ийати ва хусналь-хатимати. Ва иля шарафин-набийи ва алихи ва асхабихи ва машайиналь-фатиха»
«Все блага принадлежат Всевышнему Творцу. Снова и снова благодарю Всевышнего Творца за то, что Он нас накормил, напоил, утолил голод, удостоил нас благами, дал нам достаток и крышу над головой. И ведь у нас нет ни сил, ни мощи. (Это означает, что мы достигли этих благ, не имея в действительности никакого влияния, лишь милостью Всевышнего Творца). Ведь сколько тех, у кого нет ни крова, ни достатка. Слава Аллаху, который дарует нам различные блага, одаривает нас добродетелью и делает нас мусульманами. Слава Богу, который щедро одаривает нас явными и скрытыми благами. Слава Всевышнему Творцу за все блага, которыми Он одаривает нас соответствующими и приумноженными благами. О, мой Господь! Убереги нас от адского пламени, защити нас от злодеяний тех, кто преисполнен злобой. Сделай нас обладателями хороших нравов. Восхваляю Господа и избранного Им Пророка (ﷺ). О, мой Господь! Даруй нам достаток благого, продолжительное здоровье и благой конец на смертном одре (смерть со словами шахады). Молюсь за упокой души Пророка (ﷺ), достопочтенных ученых и сподвижников». Далее читается сура «Фатиха».