5 главных обманов индустрии еды
Как хитрят производители еды: 10 главных уловок на упаковках
В поисках полезной еды мы научились читать составы на этикетках. Но производители придумывают все новые ходы, чтобы нас запутать. Например, «обезжиренный» не значит полезный, а за таким здоровым словом «цельнозерновой» часто скрывается пробитая в пыль мука (но из цельных зерен). Мы собрали топ-10 маркетинговых ходов производителей еды — теперь вы точно не попадетесь.
1. Обезжиренный
Магазины заполнили переработанные продукты с пониженным содержанием жира. Обычно на них есть этикетки: «обезжиренный», «без жира», «с низким содержанием жира».
Многие люди считают, что это более здоровая пища. Но это не обязательно так: нежирный продукт часто не очень вкусный, поэтому в него добавляют много сахара или других подсластителей.
2. Цельнозерновой
Мы часто слышим, что цельные зерна полезнее очищенных.
Проблема в том, что цельные зерна не всегда «цельные»: они измельчены в муку очень мелкого помола, из-за чего перевариваются человеком так же быстро, как и очищенные.
Кроме того, продукт даже с небольшим количеством цельного зерна может содержать массу других вредных ингредиентов, в том числе сахар и кукурузный сироп с высоким количеством фруктозы.
3. Натуральный
Производители любят писать на своих продуктах «100% натуральный» или «Натуральный продукт». Это бросается в глаза. Кажется, что этот продукт — хороший, полезный.
Но это не всегда так: маркировка «натуральный» никак не регламентируется и не дает никаких гарантий качества.
4. Без глютена
Безглютеновая диета — модная тема последних лет. Теперь на ней сидят не только для лечения целиакии, но и чтобы улучшить память и похудеть.
Проблема в том, что обработанные продукты с надписью «без глютена» часто вредны и дорого стоят. Обычно их изготавливают из высокоочищенных крахмалов с высоким гликемическим индексом: кукурузного, картофельного. Также они могут содержать сахар.
5. Без сахара
Если на продукте написано, что он не содержит сахара, это еще не значит, что его и правда там нет.
Производители часто добавляют в продукты разные виды сахара. Кукурузный сироп и сгущенный тростниковый сок — все тот же сахар, только спрятавшийся в списке ингредиентов.
6. Без ГМО
Надпись «без ГМО» не означает, что продукт не был модифицирован. А продукт без этой надписи вполне может быть без ГМО.
По законодательству РФ, если в пищевых продуктах меньше 0,9% ГМО, то упоминать о наличии ГМО в продукте производитель не должен.
7. Калории на порцию
Вместо общего числа калорий на этикетке может быть указано количество на одну порцию. Это сделано, чтобы вы успокоились, что продукт не очень калорийный.
На самом деле производитель может считать, что в одном шоколадном батончике — три порции, а вы, порадовавшись цифре на этикетке, съедите его за раз.
8. Со вкусом клубники
Упоминание натурального продукта в названии не гарантирует его наличия в составе.
Возможно, вы будете шокированы, но в газировке со вкусом клубники нет никакой клубники. Она сладкая из-за сахара, а клубничная из-за химикатов.
9. Содержит омега-3
Хорошая уловка для родителей — писать на детских пюре, кашах и печенье «содержит омега-3» или еще что-нибудь полезное. Люди верят, что делают лучший выбор для своих детей.
К сожалению, это маркетинговый трюк: обычно количество этих полезных веществ очень мало и не компенсирует вред от других ингредиентов.
10. Е вместо глутамата натрия
Глутамат натрия — пищевая добавка, которая усиливает вкус и запах продуктов, из-за чего мы сильнее хотим их съесть. Не все хотят, чтобы естественный вкус усиливался таким способом.
Но производители на шаг впереди: вместо глутамата натрия они пишут его техническое название — Е621. Так они как будто бы не скрывают наличие вредного вещества. В то же время люди могут не обратить внимание на наличие Е621 и купить продукт.
За внушающими уверенность в пользе продукта словами вроде «обезжиренный», «натуральный», «без сахара» могут скрываться вредные ингредиенты.
Мало просто читать состав: нужно изучать его на наличие скрытых сахаров и добавок.
Если вы стремитесь исключить из рациона глютен и сахар, ориентируйтесь на цельные продукты, где их заведомо не может быть.
самых подделываемых продуктов в России
Мало кто задумывается о том, что подделывать продукты питания выгоднее, чем драгоценности. Ведь золотые кольца мы покупаем по особым случаям, а продукты каждый день. В Уголовном кодексе с недавних пор есть статья, по которой проходимцев, мухлюющих с товарами, могут упечь в тюрьму на пару лет, но пока не было слышно ни об одном процессе, когда таких жуликов, подмешивающих говяжий брюшной жир в сливочное масло или продающих мусор вместо чая, отправили бы за решетку. Поэтому программа «НашПотребНадзор» составила самых подделываемых в России продуктов.
В топе самых подделываемых продуктов чай. А все потому, что мы сами к нему не очень требовательны, объясняет глава Роспотребнадзора по Московской области. На одном подмосковном рынке, к примеру, пачку весом в полкило отдают всего за сто рублей. На упаковке не найти ни адрес производителя, ни дату фасовки, и даже названия нет. Покупать такое не стоит. Это лишь множит число чайных подделок на рынках и в магазинах, в том числе и в пачках под самыми известными брендами.
Ранее были проверены два десятка самых популярных марок, и во всех нашли пестициды. Сельскохозяйственные яды специалисты обнаружили даже в чаях, которые заявлены как органические, то есть должны выращиваться без применения и капли даже разрешенной химии. Среди проваливших проверку цейлонский чай Richman и краснодарский «Мацеста». Причем химикаты эти, как признаются сами сотрудники фабрики, попадают в пачки с чаем границы.
Мясо, в отличие от чая, у России почти все свое (96%), но колбасы и фарши все же в лидерах по фальсификации. К примеру, докторская колбаса. По классическому рецепту, ее обязаны делать из свинины и говядины. Но экспертиза показала, что из сорока проверенных образцов больше трети фальсификат.
Наталья Завьялова, эксперт «Роскачества»: «Докторская колбаса, к примеру, была в составе. При этом говядины в составе вообще не было, даже на следовом уровне ДНК говядины мы не обнаружили. Просто чистая свинина».
А свинина вдвое дешевле. Некоторые производители, чтобы на упаковке можно было написать «говядина», от коров в прямом смысле добавляют одни рога и копыта. Даже коровьи головы, чего раньше не было, тают в колбасных батонах.
А еще эксперты обнаружили в докторской ДНК лошади. Но это все же редкость. Как правило, популярный сорт колбасы подделывают, разбавляя дорогое мясо дешевой курятиной. Во время проверки «НашПотребНадзора» следы куриного мяса обнаружили почти во всех сырокопченых колбасах.
В фарш нередко замешивают и более экзотические виды мяса. Еще в 2014 году в свином и говяжьем фаршах, которые продавались в крупной федеральной сети гипермаркетов, нашли кенгурятину. Разразился скандал, сеть оштрафовали, вот только не за добавку мяса сумчатых, а за то, что об этом не указали в составе. Ведь российские законы не запрещают подмешивать кенгурятину, которая существенно дешевле традиционных видов мяса.
Не уступает по объему подделок мясному фальсификату и оливковое масло. Ведь его даже в Италии нещадно фальсифицируют в подпольных цехах. В бутылки и жестяные банки с надписью оливковое из грязных бочек разливают суррогат дешевых масел. Журналист Том Мюллер за годы жизни в Италии собрал столько признаний от участников теневого масляного картеля, что хватило на книгу, согласно которой семь из десяти бутылок всего итальянского масла подделка. Том намекает, что за всем стоит мафия, и жирует на масле она давно. А химичить без последствий с растительным маслом очень просто, подтверждают эксперты.
А какое же тогда масло доезжает до России? Поставщик Наталья Намли уверяет, что в российских магазинах конкурировать за полку приходится часто с некачественной подделкой.
А некоторые бренды масла из других растений не подмешивают, но все равно выпускают подделку: обещают самый дорогой сорт оливкового Extra Virgin, но по бутылкам разливают более низкий сорт.
В печальном списке самых подделываемых продуктов оказалось и молоко, точнее оно его уже много лет возглавляет. И не только молоко, а все молочные продукты. В основном фальсификаторы заменяют главный ингредиент молочный жир на растительный. Причем закон это разрешает, если на этикетке написано так: «молокосодержащий напиток с заменителем молочного жира, произведенный по технологии молока».
Однако для продвинутых фальсификаторов растительное масло это уже вчерашний день, ведь любая лаборатория его легко находит. Расследование сразу нескольких ведомств показало, что жирность молочки теперь повышают не растительными, а животными жирами.
Как со всем этим быть и защитить себя от подделок? Изучать состав, маркировки, не покупать продукты в сомнительных местах, где не дают чека, и, конечно, следить за экспертизами в эфире программы «НашПотребНадзор». Кстати, самым редко подделываемым продуктом контролеры официально признали водку. Вот только сыт ей одной особо не будешь.
Нутрициолог предупредила россиян об опасности употребления ряда напитков натощак
Нутрициолог Кристина Журавлева предупредила россиян о том, что не следует пить на голодный желудок ряд напитков. Об этом она рассказала в беседе с РИА Новости.
Материалы по теме
«Эклеры не виноваты, и вообще ничьей вины здесь нет»
«Чем больше кулинарное раздолье, тем больше мы едим»
По ее словам, употребление кофе натощак стимулирует функции желудочно-кишечного тракта, в том числе секрецию соляной кислоты. Данный процесс может привести к развитию гастрита, объяснила эксперт. Журавлева также добавила, что кофе приводит в действие поджелудочную железу, которая вырабатывает ферменты для переваривания еды, отсутствующей в желудке. «Это может привести к сбою ее функционирования и заболеваниям ЖКТ», — подчеркнула она.
Помимо этого, специалист рассказала, что нельзя утром пить холодную воду. Она пояснила, что организм плохо переносит холодные продукты и встреча с охлажденной водой для желудка, который еще находится в «спящем режиме», может быть опасной и обернуться стрессом. Натощак лучше употреблять теплые напитки, добавила нутрициолог.
Ранее британский диетолог Фрэнки Филлипс назвала оптимальное количество чашек кофе в день и рассказала о полезных свойствах напитка. По мнению Филлипс, оптимальное количество чашек кофе в день для взрослого человека составляет от трех до пяти. При этом суммарное потребление кофеина в сутки не должно превышать 400 миллиграммов. Диетолог добавила, что это правило не распространяется на беременных.
5 главных обманов индустрии еды
Эвершед Ричард, Темпл Никола
Состав: Как нас обманывают производители продуктов питания
Переводчик Евгения Воробьёва
Редактор Антон Рябов
Руководитель проекта О. Равданис
Корректоры М. Смирнова, С. Чупахина
Компьютерная верстка А. Абрамов
Дизайн обложки Ю. Буга
© Richard Evershed & Nicola Temple, 2016
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017
Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).
Большинство людей уверены, что мошенничество в пищевой промышленности – это банальные приемы обмана покупателей в мясном магазине или точке фастфуда, вроде пригоршни опилок, подсыпанных в фарш при изготовлении сосисок, или закачивания какой-нибудь жидкости в баранье мясо, чтобы увеличить его вес. Без сомнения, такие вещи случаются довольно часто, и это плохо, но пищевое мошенничество, о котором мы хотим рассказать в этой книге, – явление гораздо более сложное, организованное и опасное как для бизнеса, так и для здоровья тех, кто имел несчастье оказаться его жертвой. Я не раз общался с владельцами пищевых предприятий, вынужденными делать непростой выбор: прибегать к тем же уловкам, что и конкуренты, либо выйти из бизнеса. И даже если они избирают для себя «праведный путь», они рискуют потерять контракты с партнерами, которые этого не сделали.
Как только люди занялись продажей еды, они стали прибегать к различным уловкам и махинациям в этой сфере. История пищевого мошенничества – практически готовое пособие по изучению темных сторон человеческой натуры. Некоторые виды махинаций приводят к тяжелому отравлению, некоторые – к смерти, но чаще всего они проходят совершенно незамеченными. Разумеется, именно в этом и состоит «бизнес-план» мошенников: чем дольше им удастся проворачивать свои дела, тем больше денег они заработают на доверчивых потребителях. Я провел небольшое расследование относительно скандала с «троянской кониной», разразившегося в Европе в 2013 г.[1], и, насколько мне удалось выяснить, все это продолжалось не меньше пяти лет, пока случайно проведенный тест не выявил истинный масштаб проблемы. Не так давно мне случилось разоблачить мошенников, занимавшихся подделкой орегано в Великобритании, и из нескольких надежных источников ко мне поступила информация, что этот обман длился и того дольше.
Банальный обман превращается в преступную деятельность в тот момент, когда его организация поднимается на достаточно высокий уровень и в махинации вовлекается целая сеть формальных и неформальных исполнителей, играющих каждый свою роль. Во-первых, имеется «автор замысла», то есть человек (возможно, не один), придумавший способ обмана. На страницах этой книги вы найдете несколько поистине уникальных примеров изобретательности этих людей. Во-вторых, есть те, кто занимается логистикой, – люди, организующие перевозку самых употребительных товаров через границу между различными странами, а иногда и целыми континентами. В-третьих, есть специалисты, чья задача – воспрепятствовать разоблачению махинации. Они ищут способы избежать лабораторных проверок и обмануть аудит. И наконец, самый важный член команды – так называемый инфорсер, который угрозами и силой заставляет самые уязвимые звенья в пищевой индустрии закрыть глаза на мошенническую деятельность или стать ее соучастниками. Я встречался с несколькими представителями этой профессии и знаю, насколько убедительными они могут быть. Хватило бы у меня храбрости противостоять им, если бы я владел маленьким пищевым предприятием и прекрасно понимал, что полиции нет дела до махинаций в моей сфере деятельности? Я много раз возвращался к этой мысли, и в хорошие дни мне казалось, что хватило бы.
Книга, которую вы держите в руках, дает вам потрясающую возможность разобраться во многих из упомянутых проблем. Приведенные в ней примеры позволят глубже понять механизмы, лежащие в основе пищевого мошенничества, долгосрочные схемы, направленные на получение максимальной прибыли, и то, как наука может способствовать предотвращению преступности в одной из самых быстроразвивающихся отраслей промышленности. Не проходит и дня, чтобы в новостях нам не сообщили о разоблачении очередной махинации с продуктами в том или ином уголке мира. Меня беспокоит, что многие из них могут иметь для Великобритании такие последствия, по сравнению с которыми «троянская конина» покажется невинной забавой.
Речь идет о скандале, который случился после обнаружения во многих странах Европы конины в говяжьих продуктах. – Здесь и далее прим. ред.
Завтра съешь сам: тренды российского и мирового рынка FoodTech
Ключевые направления мирового рынка FoodTech
Новые источники белка и инновационные продукты питания
Сегодня перед людьми встала задача освоить альтернативные источники белка. Это необходимо по ряду причин:
Сегмент аналогов мяса, в том числе, созданного на основе растительного белка в лабораторных условиях, к 2025 году может составить 10% мирового рынка мяса. По прогнозам, в ближайшие десять лет этот сегмент перерастет в индустрию стоимостью $140 млрд.
Растет и интерес потребителей к альтернативной рыбе — как на основе растительного сырья, так и с использованием клеточных технологий. Согласно прогнозам, к 2025 году объем этого рынка будет достигать более $300 млн.
В сегменте новых источников белка в России отчасти сформировался только рынок протеина из насекомых. Но на данный момент существующие немногочисленные проекты специализируются на переработке отходов животноводства и выпуске на основе биомассы насекомых кормов для животных. То есть об употреблении насекомых в пищу человеком речи пока не идет.
IoT в сельском хозяйстве
Что касается России, то здесь активно развиваются системы автоматизации тепличных хозяйств и городских вертикальных ферм с использованием IoT-датчиков (iFarm, «Сити Фермер», Greenbar).
Сельскохозяйственные биотехнологии
Мировой̆ рынок сельскохозяйственных биотехнологий, по прогнозам, к 2025 году достигнет $67 млрд. Активно будет развиваться сегмент редактирования генома. Ключевым драйвером этого рынка будет растущий спрос на технологии, способствующие повышению урожайности. При этом более 50% прогнозируемого роста мирового рынка сельскохозяйственных биотехнологий обеспечит США, в том числе и благодаря своей одобрительной законодательной политике в области генной инженерии.
Доля России в общем объеме мирового рынка генетических технологий очень мала. Ключевым барьером в развитии российского рынка сельскохозяйственных биотехнологий является принятый еще в 2016 году закон о запрете ГМО. По оценкам экспертов, этот закон может зафиксировать отставание России в области Ag Biotechnology навсегда.
Smart Packaging (интеллектуальная и активная упаковка)
Рынок «умной» и активной упаковки к 2025 году составит $32,3 млрд. «Умные» компоненты — это, например, индикаторы свежести и временно-температурные индикаторы. Они могут дать ясную информацию о состоянии продукта без использования условной маркировки «годен до», максимально сокращая излишние отходы. Активная упаковка содержит специальные добавки — поглотители газов и влаги, антимикробные препараты и другие.
В России рынок Smart Packaging остается слабо развитым. Например, активной упаковкой занимается только ООО «Активная упаковка». Также предпринимались попытки разработать упаковку с антимикробными свойствами. В 2016 году ученые из МГУ им. Ломоносова создали долговечные и нетоксичные полимерные покрытия, способные уничтожать до 99.999% патогенных микроорганизмов.
Персонализированное питание
Мировые тренды в области персонализированного питания — это:
Мировой̆ рынок персонализированного питания развит достаточно хорошо и к 2025 году его объем может достигнуть $11,5 млрд.
В России рынок персонализированного питания в основном развивается на уровне сервисов по доставке готовых наборов питания, основанных на персонализированных предпочтениях (Elementaree, Яндекс.Шеф, Ужин дома, Easy Meal, Шефмаркет, Just Food).
Sustainable Packaging (экологичная, перерабатываемая упаковка)
Основная тенденция на мировом рынке упаковочных материалов — поиск наиболее экологичных решений. Это перерабатываемая и биоразлагаемая упаковка, а также упаковка для многоразового использования. Объем мирового рынка Sustainable Packaging к 2024 году составит до $297 млрд. Наиболее высокие темпы роста рынка экологичной упаковки характерны для Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевыми трендами на мировом рынке экологичной упаковки являются:
Общемировой тренд роста экологичной упаковки с опозданием, но добирается и до России, хотя говорить о полноценной циркулярной экономике пока рано. Одной из важных проблем в России является отсутствие системы раздельного сбора мусора, что тормозит развитие систем по переработке.
Важным шагом в сфере переработки и утилизации отходов стала так называемая «мусорная реформа», которая стартовала 1 февраля 2019 года (хотя Федеральный закон 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят еще 29 декабря 2014 года). Теперь полномочия и ответственность за всю цепочку движения мусора от баков до полигонов в каждом регионе возлагается на единого оператора. Все без исключения отходы будут проходить через мусоросортировочные заводы для отделения максимального количества сырья, пригодного для вторичного использования. Однако пока качественных улучшений в сборе мусора не произошло.
Среди компаний, которые в России занимаются новыми технологиями в области экологичных упаковочных решений можно выделить: Данафлекс, Stora Enso, Европласт, GCD.
Крупные инициативы на российском рынке экологичной упаковки:
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.