Страна советов что значит
Страна Советов
Смотреть что такое «Страна Советов» в других словарях:
страна советов — Советский Союз, СССР Словарь русских синонимов. страна советов сущ., кол во синонимов: 3 • советский союз (10) • … Словарь синонимов
Страна Советов — Стран а Сов етов (об СССР) … Русский орфографический словарь
СТРАНА — СТРАНА, страны, мн. страны и (устар.) страны, жен. 1. Местность, область, территория. «Там за далью непогоды, есть блаженная страна.» Языков. «Птичка в дальние страны, в теплый край за сине море улетает до весны.» Пушкин. Страна чудес. || только… … Толковый словарь Ушакова
Советов, Александр Васильевич — Александр Васильевич Советов Дата рождения … Википедия
Список игроков ФК «Крылья Советов» Самара — Футболисты выступавшие за клуб «Крылья Советов» Самара (бывший Куйбышев) в 1942 2012 годах. 615 игроков. Жирным шрифтом выделены футболисты сыгравшие более 100 матчей # А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия
Крылья Советов (футбольный клуб — Крылья Советов (футбольный клуб, Самара) Крылья Советов Полное название ЗАО ПФК «Крылья Советов» … Википедия
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов — II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов … Википедия
Игроки Крыльев Советов — Игроки футбольного клуба «Крыльев Советов» Самара/Куйбышев 1945 2008 года. 541 игрок. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х … Википедия
I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов — Заседание Съезда Орган власти … Википедия
Страна Советов
Смотреть что такое «Страна Советов» в других словарях:
страна советов — Советский Союз, СССР Словарь русских синонимов. страна советов сущ., кол во синонимов: 3 • советский союз (10) • … Словарь синонимов
Страна Советов — … Википедия
СТРАНА — СТРАНА, страны, мн. страны и (устар.) страны, жен. 1. Местность, область, территория. «Там за далью непогоды, есть блаженная страна.» Языков. «Птичка в дальние страны, в теплый край за сине море улетает до весны.» Пушкин. Страна чудес. || только… … Толковый словарь Ушакова
Советов, Александр Васильевич — Александр Васильевич Советов Дата рождения … Википедия
Список игроков ФК «Крылья Советов» Самара — Футболисты выступавшие за клуб «Крылья Советов» Самара (бывший Куйбышев) в 1942 2012 годах. 615 игроков. Жирным шрифтом выделены футболисты сыгравшие более 100 матчей # А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия
Крылья Советов (футбольный клуб — Крылья Советов (футбольный клуб, Самара) Крылья Советов Полное название ЗАО ПФК «Крылья Советов» … Википедия
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов — II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов … Википедия
Игроки Крыльев Советов — Игроки футбольного клуба «Крыльев Советов» Самара/Куйбышев 1945 2008 года. 541 игрок. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х … Википедия
I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов — Заседание Съезда Орган власти … Википедия
Почему советский?
Нет, меня не забанили в гугле. Но инфу найти не могу. Кто-нибудь может объяснить почему союз советских социалистических республик называется именно «советским»? То есть в корне «совет» это явно какой-то идеологический прием, означающий что у нас нет законов только советы. Напишите в комменты пруфы.
Советы — избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в Российской республике, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках. Возникли как органы руководства стачками, а в дальнейшем и руководства борьбой с правительством, в том числе и вооружённой.
Вот и выросло поколение.
Потому что советы это такие органы власти в начале xx века.
Всякое государство есть диктатура правящего класса. В буржуазном государстве правящий класс буржуазия. Диктатура буржуазии может принимать различную форму, от парламентской демократии до фашистской диктатуры.
О, ещё один вылупился.
Потому что функции кабинета министров выполнял совет народных комиссаров.
Потому что страна рождена советом рабочих и солдатских депутатов
А в некоторых постсоветских странах за такую символику можно реальный срок получить
Одному кавказцу нужен был баран, чтобы сварить плов на свадьбу сыну. Он пошел к богатому соседу и попросил у него барана. Тот ответил:
— Я тэбэ не дам барана, я тэбэ дам совет. Пойди к моему брату, вот на той горе. Он тэбэ поможэт.
Пошел горец к его брату. Тот сказал:
— Я тэбэ не дам барана, я тэбэ дам совет. Пойди к моему старшему брату, вон там в низине. Он тэбэ поможэт.
Пошел он к третьему брату, а тот ему говорт:
— Я тэбэ не дам барана, я тэбэ дам совет.
Пруф на запрещённом домене )
Советы это форма государственного строя, как федерация или республика.
Теперь она селебрити
Интересная фича
Про фильму
22 декабря
Все мы немного приемные
Музыкальное сопровождение
Сдала квартиру музыкантам
Служба безопасности сбербанка
Искал медь,нашёл золото
Когда написал анонимный пост и он вылетел в лучшее
Хитрая бабуля
Религиозное воспитание
Только эльфу не говорите
«Зато физкультуры нет»: физрука из Ростова пытаются признать педофилом
Учителю Вадиму Шерстенникову 49 лет, и последние три года жизни он провел в судах. С 2018 года педагога ростовской школы № 30 обвиняют в педофилии по заявлению матери первоклашки. Мужчина даже провел полгода в колонии, пока апелляционный суд не постановил отпустить Шерстенникова и заново рассмотреть дело, приняв во внимание показания других учителей и учеников о невиновности физрука. Но теперь все снова идет к обвинительному приговору.
История одного учителя
Шерстенников пришел работать в школу № 30 из другого образовательного учреждения, где много лет был тренером по баскетболу. Общий стаж его работы — 25 лет, но в 30-ке учитель оказался лишь в 2018 году. В новой школе, кроме физкультуры в старших классах, Шерстенников вел гимнастику у первоклашек.
По словам коллег, педагог мог заинтересовать детей. Первоклашки особенно тянулись к игровым формам занятий, среди которых была и гимнастика.
— Вадим вел уроки интересно, ребята с удовольствием ходили на занятия. Никто из учителей, родителей, а тем более детей, кто знал педагога, не верит в то, что творится сейчас с ним, — рассказывает его бывшая коллега. — Его оболгали, а он, будучи честным человеком, даже не представлял себе, что такое может происходить у нас.
В роковой день физрук учил малышей делать «мостик» на козле — семилетняя Оля (все имена детей изменены — Прим. ред.) лежа выгибала спину, пытаясь достать руками мячик. Учитель страховал детей по инструкции: правой рукой поддерживал колено, левой — спину. Все упражнения провели в группе из 30 детей.
Через месяц после того урока Шерстенникова вызвали в Следственный комитет. Физруку сказали, что подозревают в педофилии: якобы учитель лез в трусы к девочке-первоклашке. Почти сразу мужчину отстранили от преподавания, хотя и оставили на свободе. При этом, никто из опрошенных 115 детей из пяти классов этого не видел. Все свидетельствовали, что «урок нравился, а учитель хороший».
Следствие трижды прекращало уголовное преследование за отсутствием состава преступления. А прокурор возвращал дело на дорасследование.
Четвертый следователь прямо сказал мне: «Ничем помочь не могу, хотя вижу, что ничего нет. Прокурор требует обвинительного заключения»,
Как пояснил 161.RU источник в силовых структурах, статья 132 УК РФ — тяжкая. Поэтому то, что учителя лишь отстранили от работы, но не задержали, может говорить о том, что у СК не было реальных доказательств для ареста. В большинстве случаев по такой статье на время следствия человека садят в СИЗО.
У нас в стране принято верить детям. Если ребенок говорит, то значит, правда, — отметил силовик. — В большинстве случаев, дети — наговаривают, не понимая последствий. После такого приговора, проводилась внутренняя проверка, как велось следствие и почему ряд показаний не были указаны в деле. Скорее всего, именно по результатам проверки Шерстенников позже выиграл апелляцию.
После встречи со следователями Шерстенникова вызвали и сказали, что в прокуратуру поступило заявление от мамы одной из девочек. Согласно показаниям матери, первоклашка рассказала ей, что во время гимнастики физрук правой рукой залез под леггинсы, трусики. Этих слов матери хватило, чтобы завели уголовное дело.
Родительница написала, что ребенок пришел из школы и [сказал, что] не хочет ходить на физкультуру. Якобы на уроке физкультуры учитель трогал причинные места, — вспоминает коллега Шерстенникова. — В зале есть камеры, но, к сожалению, именно в тот день их не успели подключить по техническим причинам.
Сначала следователь отказал в возбуждении уголовного дела, но мама ребенка оказалась непростой. Она — бывший сотрудник органов на пенсии.
Спустя месяц после первая заявления еще одна девочка — Света — из того же класса заявила, что тоже кое-что вспомнила. Вторая первоклашка сказала, что Шерстенников приставал и к ней. По словам адвокатов, мамы детей дружат много лет — переехали в Ростов с Дальнего Востока.
Поддержка довела до тюрьмы
По словам самого учителя, на последнее перед приговором заседание пришел «какой-то полковник в погонах», подошел к судье и сказал: «Это ужас. Ему нужно 15 лет дать». Шерстенников спросил за что. Тот ответил: «За моральный ущерб ребенку».
Шерстенникову дали 13 лет лишения свободы и отправили в ИК-2 на Каменку, а через месяц перевели в новочеркасскую ИК-14. Ни коллеги, ни сам Шерстенников до последнего не верили, что дело закончится колонией.
Понимаете, он до такой степени человек советской закалки, который никогда никуда не попадался и верил в учителей, в правосудие, в суд.
Поэтому в первый раз в суде никого и не допрашивали. Вадим подумал, что суд разберется и понятно, что никто его не осудит. Теперь у него, конечно, такого мнения нет. Он в шоке, — вспоминает один из адвокатов Шерстенникова.
Коллеги, родственники и даже школьники создали петицию с требованием отменить приговор и заявили, что педагога оболгали. Все опрошенные дети говорили в присутствии психологов и родителей — только после этого подписали петицию. Коллективное обращение было отправлено в суд. Его подписали все родители класса, кроме двух мам-заявительниц.
При первом рассмотрении судья решил, что «пострадавших» девочек опрашивать не будут. Следственного эксперимента с участием детей для установления фактических обстоятельств также не было. А самое главное в том, что фактические обстоятельства — условия — не вписываются в предъявленные обвинения, — рассказал Шерстенников.
По словам физрука, свидетелей в деле нет, хотя рядом было около 30 детей, которые следили за выполнением упражнений, сидя на скамейках. Суд решил не опрашивать и не уточнять, как именно учитель страховал девочек. Шерстенников для наглядности снял видео, в котором показал свои действия и содержани упражнений.
Как рассказал нам коллега Шерстенникова, малый зал, в котором проходили занятия с малышами — это просто кабинет, в котором просто нет парт и другой мебели.
При выполнении упражнения одна рука страхует спину ребенка, вторая держит колени, чтобы они не поднимались, иначе ребенок просто упадет назад. Нет же у него третьей руки, которая бы в это время лезла в трусы? — пояснил спортивный тренер.
Чьи показания оказались нужнее?
Позиция обвинения в суде первой инстанции была проста: дети лгать не будут. Обвинение привело в качестве доказательств слова девочек без анализа на предмет противоречий.
Так, в показаниях второй девочки фактически пересказана та же история, что и ее подруги. Школьница лишь добавила, что остальные дети просто ничего не видели. При этом в протоколе допроса этой же пострадавшей говорится, что «все дети видели доступно упражнения». В самом приговоре снова: «никто ничего не видел».
По словам адвоката Михаила Ревякина, дело Шерстенникова полностью сфабрикованное — построенное на словах одной из мам девочек. Заседания по делу закрытые, аудиозапись не ведется.
Противоречия при вынесении приговора увидел не только Шерстенников и его защита.
В апелляционном определении судебной коллегии по уголовным делам указано: «[Районный] суд в приговоре не привел показания несовершеннолетних свидетелей — шестерых детей — о том, что им ничего неизвестно о том, что Шерстенников совершал в отношении потерпевших действия сексуального характера, данных событий они не видели, потерпевшие им об этом не рассказывали. Эти показания могли повлиять на выводы, при этом суд не дал им оценку».
В основу обвинительного приговора суд положил показания несовершеннолетних потерпевших девочек и их мам. При этом не учтено, что несовершеннолетние потерпевшие в ходе расследования неоднократно меняли свои показания, поясняли, что Шерстенников на уроке физкультуры засовывал им руку в трусы, в ходе дополнительных допросов поясняли, что контакт был через одежду, к коже половых органов он никогда не прикасался, однако какой-либо оценки данные обстоятельства в приговоре не получили, — рассказал адвокат Ревякин.
Когда в мае 2020-го Ростовский областной суд отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение, Вадима Шерстенникова освободили в зале суда.
Апелляция была выиграна именно благодаря двум его адвокатам, которые, практически перелопатили около десяти томов по 400 листов дела.
Мама Оли в показаниях говорит о том, что «это началось с первого урока физкультуры в сентябре 2018 года и происходило каждый урок во время гимнастических упражнений на козле». Но эти упражнения ученики стали выполнять только в октябре. Согласно журналу занятий, до отстранения Шерстенников провел 21 занятие. Защита спрашивает, возможно ли такое, что, находясь в нескольких метрах от происходящего, почти 30 учеников, не увидели, как учитель на 21 уроке кряду залезал в трусы к девочкам.
В выводах заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы указано, что у Вадима Шерстенникова нет никакой склонности к педофилии. Кроме того, согласно уголовно-процессуального закона в основы приговору могут быть положены только те доказательства, которые исследовались в судебном заседании. Именно поэтому, мы ходатайствовали о допросе в качестве свидетелей — двух одноклассников потерпевших, которые были на всех уроках, с участием их законных представителей, педагога и психолога. Но суд не дал на это разрешение, — рассказал адвокат Ревякин.
Во время суда мне судья делал замечание, когда я отвечал на вопрос стороны обвинения, и грозил удалением из зала суда в случае еще одного замечания. В течении последнего заседания суда судья сделал мне около 20 замечаний без всяких на то оснований, — сетует Шерстенников.
В результате меня осудили, так и не доказав вины, на 13 лет. Я пять месяцев провел в СИЗО в полной антисанитарии, с зэками, которые меня унижали в быту — заставляли перестирывать их вещи несколько раз, мыть за ними, убирать.
25 декабря 2019-го Ворошиловским районным судом в отношении Вадима Шерстенникова был вынесен обвинительный приговор. Его приговорили к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима по части 4 статьи 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера» и в зале суд взяли под стажу. 27 мая 2020-го областной суд при апелляционном рассмотрении отменил приговор суда и отправил дело на новое рассмотрение. Шерстенников до сих порт под подпиской о невыезде.
После апелляции — оправдали и снова обвиняют
После апелляции дело вернулось в Ворошиловский райсуд Ростова. По словам адвокатов и самого Шерстенникова, все снова идет по старой схеме: заседания закрыты, свидетелей защиты отказываются слушать. Девочкам, которые заявили на учителя, уже по 10 лет. Обе уже перевелись в другие школы.
Все идет только со слов двух мам, плюс еще психологи, которых привлекло следствие для того, чтобы дети допрашивались в их присутствии. При этом есть мальчики, которые и спустя три года все четко помнят и готовы говорить, но их не привлекают как свидетелей.
Во время суда психологи, привлеченные следствием из социального центра и те, которых привлекла сторона защиты после психологической экспертизы не сошлись во мнениях. Первые сделали вывод, что «девочки говорят правду». Вторые утверждают обратное.
Как могут социальные психологи делать какой-то вывод? Там должна быть комиссия, заключение экспертно-психиатрическое для того, чтобы выявить говорят ли правду дети. А у них какой-то психолог из социального центра поприсутствовал при допросе, а теперь его допрашивают, как свидетеля. Он говорит: «Девочки говорили правду три года назад». Понимаете, как все там происходит? — рассказал адвокат Шерстенникова.
На опросе вне судебного заседания два мальчика, которых так и не сделали свидетелями, рассказали, что Оля якобы призналась одноклассникам, что выдумала историю о домогательствах.
То есть, мальчики это помнят, они готовы это рассказать, но им не дают. Когда учителя уволили, они же не сразу узнали, из-за каких девочек. Потом подошли к этой Оле и спросили: «Ты зачем такое наговорила про учителя?»
Она в ответ: «Ну и что? Захотела и наговорила. Зато теперь физкультуры нет».
адвокат Михаил Ревякин
Адвокаты Шерстенникова уверены, если бы другим родителям разрешили дать показания в суде, то дело сразу бы приняло другой оборот.
По словам адвоката, сейчас в деле нет ссылки на заключение судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов, где есть подробнейшая характеристика первой девочки. Исследование провели по заказу стороны защиты, документы не приобщены к делу.
Согласно заключению, копия которого есть у редакции, Оля характеризуется импульсивным поведением, по незначительным поводам у нее могут возникать бурные эмоциональные реакции, «аффективно реагирует на замечания, наказания, строгое обращение», может быть лидером.
Что касается Светы, которая стала наговаривать на учителя через месяц после первой [девочки], согласно выводам психолого-психиатрической комиссии, выявлена склонность к повышенной внушаемости, — добавил адвокат Ревякин.
Из показаний свидетельства Оли в разное время: «Я делала мостик стояла на руках, а Вадим Николаевич меня трогал», «Ну я делала мостик на козлике, а учитель засунул руку туда». На вопрос о том, где находились дети, когда учитель приставал, Оля отвечает «отжимались». Уточняющий вопрос: «Все время отжимались? Ответ: «Угу».Спустя год Оля заявила, забыв, что говорила ранее, что дети сидели на лавочке и смотрели на гимнакстическое упражнение на козле.
Адвокат говорит, что хочет придать огласке мнение о противоправных действиях следствия, прокуратуры и районного суда — тщательно проверить действия на всех уровнях обвинения.
Видя все проведенные защитой экспертизы и доказательства в виде показаний детей, должно быть понимание, что этого не могло произойти, что это все наговоры на учителя. Но, к сожалению, они не отказываются от этого чудовищного обвинения. И причиной этому является безальтернативная вера своему ребенку, не смотря на факты, вера в то, что ребенок не может обманывать. Однако, все мы понимаем, что дети врут не реже, а порой и чаще взрослых, — заявил Ревякин.
Защита Вадима Шерстенникова в течение трех лет бьется за честное имя педагога ростовской школы. Обращения в генеральную прокуратуру РФ ни к чему не привели — документ спустили на местный уровень. Накануне адвокаты направили письмо в телепередачу «Человек и закон», чтобы на беду одного учителя физкультуры обратили внимание. Вадим Шерстенников написал петицию, в которой просит неравнодушных людей принять участие в его нелегком деле и помочь разобраться. Кроме того, учитель физкультуры написал обращение на имя Владимира Путина, в котором рассказал о том, что творится в ростовском правосудии и попросил вмешательства в его судьбу.
Три года Вадим Шерстенников лишен права работать и зарабатывать деньги.
Оплачивать адвокатов и многочисленные экспертизы уже нет средств, так как Шерстенников весь в долгах.
Дело в отношении меня было сфабриковано под давлением экс-прокурора Ростовской области Юрия Баранова (Летом 2020 года прокурор подал в отставку на фоне проверки из Москвы.
Поводом для проверок стали сразу несколько скандалов с участием прокурора, — Прим. ред.), — говорит Вадим Шерстенников.
Я лично ходил к нему на прием и мне было сказано, что ничем не смогут помочь, потому что надо сесть. Прошу ваших молитв, чтобы был нейтрализован, обращен вспять и уничтожен обвинительный уклон и свершилось правосудие в моем деле.
Чтобы неукоснительно соблюдались принципы презумпции невиновности и состязательности сторон, зафиксированных в Уголовно-процессуальном кодексе России.
Расшифровка СССР — что это была за страна, ее история и опыт
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С момента распада СССР родилось и встало на ноги не одно поколение, воспоминания о нем все больше обрастают мифами.
Для кого-то СССР – это ностальгия по ушедшей молодости, качественным продуктам, комсомолу и бесплатному жилью.
Люди помоложе ориентируются на версию из учебника истории и немного – на бабушкины рассказы о высоконравственной советской молодежи.
Абстрагируемся от светлого образа колбасы за 2.20 и нарисуем портрет некогда могучей страны без резких оценок и фантазий на тему «А вот, если бы…»
СССР — что это (расшифровка и суть)
СССР – это название государства, которое в период с 1922 по 1991 год располагалось на территории Восточной Европы и части Азии. В его состав входило 15 союзных и 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 129 областей и краев.
Каждое слово присутствовало в аббревиатуре не для красивого звучания, а отражало принцип, на котором строилась держава.
Союз Советских Социалистических Республик, на момент распада занимавший практически 1⁄6 часть обитаемой суши, просуществовал 68 лет. До 69-летней годовщины ему не хватило 4 дня.
15 республик из состава союза
Образование СССР — как все начиналось
Начало XX века выдалось для России нелегким, испытания «сыпались» одно за другим: революции, Первая мировая, Гражданская война. Проблем было много, и создание союзов с «соседями» упрощало их решение. Так, еще в 1919 году Россия, Украина и Белоруссия для эффективного отпора «белым» объединились в военно-политический союз.
Между Россией и близлежащими республиками сформировалась договорная федерация – прототип СССР.
И.В.Сталин, нарком по делам национальностей, предложил план автономизации (республики СССР теряют самостоятельность и становятся автономиями). В.И.Ленин предложил другую схему: объединение на условиях равноправия и республиками сохранения суверенных прав.
Приняли ленинский план. Результатом стал Договор, ратифицированный 30 декабря 1922 года – день, вошедший в историю как дата образования СССР.
Карта СССР со временем изменялась, но неизменным оставался декларируемый принцип равноправия республик и сохранения права свободного выхода из союза. По факту важные решения принимались в «союзном центре», что приводило к недовольству местных властей.
Символом объединенной страны СССР стал фонтан «Дружба народов», сооруженный на ВДНХ (сегодня – ВВЦ) в 1954 году.
Гимн, флаг и герб СССР
У каждого государства имеются отличительные знаки, выделяющие его в мировом сообществе. Государственная символика СССР была такова, что по ней страну узнавали практически в любом уголке мира.
До 1943 года гимном Страны Советов был «Интернационал». С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость в патриотическом гимне. Объявили конкурс, и из представленных 223 гимнов утвердили вариант А.В.Александрова, С. В. Михалкова и Эль-Регистана.
Гимн СССР, текст которого правил, в числе прочих, лично И.В.Сталин, впервые был исполнен по радио в 1944 году. Его мелодия используется по сей день как музыка Гимна России.
Слова редактировались: в 70-х годах утвердили новый гимн СССР без упоминаний о Сталине.
Герб СССР
По Конституции 1977 года, герб СССР изображался как серп и молот на фоне земного шара в «объятиях» колосьев и в солнечных лучах.
В нижней части колосьев, на перехватах ленты, надписи на языках республик гласили: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху располагалась 5-конечная звезда.
Изображение герба менялось. Первый вариант (его узаконила Конституция СССР 1924 года) имел по 3 витка красной ленты с каждой стороны. К 1956 году таких лент стало 15.
Это было полотнище-прямоугольник красного цвета, символизирующего героическую борьбу за построение социализма. В верхнем углу (у древка) располагались серп с молотом, а над ними красная 5-конечная звезда в обрамлении золотой каймы.
Флагом-рекордсменом по высоте расположения стал тот, что был закреплен на орбитальной станции «Мир». Он продолжал курсировать на орбите, даже когда распался СССР.
Красный флаг с серпом и молотом до сих пор используется на постсоветском пространстве на митингах и демонстрациях.
Правители — кто, как и когда управлял СССР
Советская история была наполнена противоречивыми событиями, от головокружительных побед и достижений до разрухи, бедствий и унижений. Многие из них в конечном итоге ускорили распад СССР.
Самой влиятельной структурой была коммунистическая партия СССР. Это закреплялось ст. 6 Конституции СССР 1977 года.
Высшие партийные органы выполняли функции наднационального управления (Съезд КПСС, Всесоюзные партконференции, ЦК КПСС, собиравшийся дважды в год). На постоянной основе работал аппарат ЦК КПСС (центрального комитета). Его влияние было колоссальным, сотрудники ставились в один ряд с государственными чиновниками.
Высшим законодательным и представительным органом формально был 2-х палатный Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. Его работой руководил Президиум.
Главным исполнительным и распорядительным органом выступал Совет Министров СССР, до 1946 года называвшийся Советом Народных комиссаров.
Исторически сложилось, что правители СССР были Председателями Президиума Верховного Совета. Эта должность, учрежденная в 1922 году, фактически стала важнейшей в стране.
В хронологическом порядке список правителей (руководителей) союза советских социалистических республик выглядит так:
1917—1924 | Ульянов (Ленин) Владимир Ильич (р. 1870) |
1924—1953 | Сталин Иосиф Виссарионович (р. 1879) |
1953 | Маленков Георгий Максимилианович (р. 1902) |
1953—1964 | Хрущёв Никита Сергеевич (р. 1894) |
1964—1982 | Брежнев Леонид Ильич (р. 1906) |
1982—1984 | Андропов Юрий Владимирович (р. 1914) |
1984—1985 | Черненко Константин Устинович (р. 1911) |
1985—1991 | Горбачёв Михаил Сергеевич (р. 1931) |
Последний лидер державы, Михаил Горбачев, статус Генсека совмещал с новой для советского государства должностью: Президент СССР.
Идеология союза
По официальной идеологии СССР позиционировался как мировой центр. «Начинается земля, как известно, от Кремля», – эти слова популярной песни с детства укореняли мысль о проживании в лучшей части мира.
Сведения о происходящем за пределами страны население СССР получало только из советских СМИ.
Вот несколько слагаемых идеологии, царившей в СССР:
КПСС имела практически священное значение. Портреты вождей пролетариата висели в школьных и чиновничьих кабинетах, на предприятиях, не сходили со страниц газет, порой заменяли иконы в домах простых граждан.
Образ Ленина входил в жизнь человека с детства: детсадовцы учили трогательные стихи о нем, добрый дедушка смотрел с первой страницы «Букваря». Затем «всплывал» октябрятский, пионерский, комсомольский значок, партбилет.
Центром жизни города или поселка становилась площадь Ленина, на ней располагался памятник вождю. Здесь проводились торжественные и праздничные мероприятия.
Индустриализация в СССР
После образования СССР был взят курс на преобразование страны из аграрной в индустриальную.
Требовалось срочно модернизировать экономику и укрепить обороноспособность – у нового государства было много внешних врагов.
С 1927 года началась индустриализация: активно перестраивались старые предприятия, строились новые.
Промышленное развитие форсировалось, составлялись 5-летние планы, которые предписывалось выполнять досрочно. Ставились задачи догнать и перегнать капстраны, ставка делалась на развитие тяжелой промышленности и в ущерб легкой. Поэтому товаров не хватало, цены на них росли.
Форсированная индустриализация в СССР привела к внушительным достижениям, но она требовала средств, которые «перекачивались» из аграрного сектора. Здесь выросли налоги, а закупочные цены на хлеб занижались.
Это породило кризис, и в качестве выхода была объявлена коллективизация. Крестьяне добровольно-принудительно вступали в колхозы. У тех, кто использовал наемный труд или механизмы, торговал своей продукцией (так называемые кулаки) – хозяйства отбирали. Это называлось «раскулачивание».
Курс на ускоренное развитие привел к возведению крупных промышленных объектов, метрополитена, дорог, т.д. Однако уровень жизни людей был невысок: товаров (даже хлеба) не хватало. Особенно страдал аграрный сектор.
По мнению историков, уже в 30-е годы в СССР сложилась командно- административная система управления всеми сферами жизни страны. КПСС вмешивалась в работу узкопрофильных органов, давая «ценные» рекомендации и предписания, обязательные к выполнению.
Возникновение недовольства было неизбежно, оно пресекалось «на корню» – начались политические репрессии. Параллельно набирал силу культ личности И.В.Сталина. Хотя, большую часть этой «черной полосы» в нашей истории нам вбили в головы в «святые девяностые» агитаторы от стран Запада.
В это же время в США люди работали за еду (великая депрессия), строя дороги и другую инфраструктуру, что мало отличалось от труда заключенных гулагов. За этот же период американцев погибло на порядок больше, чем во всех лагерях союза (около восьми миллионов за время «великой депрессии»). Но об этом не принято говорить, ибо.
Эти тенденции в целом выдерживались в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Экономика переводилась на военные рельсы и обратно, вводилась и отменялась карточная система, но централизация управления усиливалась, управленческий аппарат разрастался.
В период «оттепели» ситуация в аграрной сфере несколько стабилизировалась, но непродуманность решений (например, рекомендации Н.С.Хрущева массово переходить на посев кукурузы) только обостряла проблемы.
В приоритете по-прежнему было развитие тяжелой промышленности. Осваивали целину и новые отрасли: ракетостроение, приборостроение, покорили космос.
Активно строилось жилье, почти четверть населения переселилась в новые квартиры. Началось разоблачение сталинского культа личности и реабилитация жертв репрессий.
Распад СССР — когда и по каким причинам произошел развал
К 80-м годам вместо заявленного «развитого социализма» заметно упала рождаемость, выросло социальное неравенство (процветал особый привилегированный слой – это номенклатура), обострились межнациональные отношения. Расцвел товарный дефицит.
Огромные средства тратились на гонку вооружений. Производственные фонды износились до крайности. Средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС составлял почти 75 лет, люди столь преклонного возраста физически не могли эффективно управлять государством.
К 1985-му году необходимость кардинальных реформ стала очевидна. Новый генсек М.С.Горбачев объявил о новой программе под общим названием «перестройка»: в СССР был взят курс на гласность, демократизацию, децентрализацию в экономике.
Появились кооперативы и фермерские хозяйства, но отсутствие рыночных механизмов негативно сказалось на ходе реформ. В 1989 году официально объявили о начале экономического кризиса. Из свободной продажи исчезли почти все основные товары: они продавались нормировано, по талонам.
Экономический кризис обострил национальную напряженность, перед которой центральная власть оказалась беспомощной.
Так называемый «парад суверенитетов» привел к выходу из Союза Эстонии (1988 год), Литвы, Латвии, Азербайджана (1989 год), Грузии, Молдавии (1990 год). Начинался развал СССР.
Вопрос о существовании Союза рассматривался на IV съезде народных депутатов в декабре 1990 года. Было решено сохранить СССР, преобразовав его в демократическое федеративное государство. Съезд постановил провести всесоюзный референдум (что это?), по итогам которого 76,5% проголосовавших высказались за сохранение СССР.
Начавшееся в 1991 году обсуждение нового союзного договора усилило политический раскол.
За несколько дней до подписания первый Президент СССР силами оппозиции был отстранен от власти, вводилось чрезвычайное положение, власть передавалась Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП), который выступал за возвращение доперестроечных порядков. Эти действия были объявлены антиконституционным переворотом, членов ГКЧП арестовали.
Вернувшийся в столицу Горбачев стремительно терял рычаги управления, переходившие к Президенту России Б.Н.Ельцину. События августа 1991 ускорили распад СССР, дата которого была уже не за горами.
8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще на совещании лидеров суверенных на тот момент России, Беларуси и Украины было заявлено об аннулировании союзного договора от 1922 года. Страна Советов официально прекратила существование.
Основные причины распада СССР лежали в жестко централизованной системе управления, в неэффективной экономике, неравномерном распределении ресурсов между центром и регионами, которое дополнительно «подогревало» центробежные националистические тенденции.
Это, как бы, официальное мнение. Мое личное мнение — амбиции руководителей союзных республик, захотевших стать «царьками» в своем уделе, перевесили здравый смысл. Страну развалили люди, а не обстоятельства. Алчность, жажда власти и недалекость ума.
Заключение
История не терпит необъективных оценок и сослагательного наклонения.
СССР не был ни хорошим, ни плохим – он просто был, для каждого разный.
Это исторический опыт, который стоит принимать спокойно, без идеализации и бездумного порицания, извлекая уроки во избежание «неполадок» в будущем.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Бесит когда ссср идеализируют. Ну например посты в вк типа как все было круто. Все было лучшее, трава зеленее, образование качественнее, все дружили и никто в инете не сидел. Понятно, в детстве и молодости все кажется другим. Это ностальгия по лучшим годам, а они прошли в ссср.
Но тут по делу написано. Без идеализации. Как было так было. Чувствуется что человек со знанием дела писал который в истории шарит. Спасибо.
Лично мне очень не нравилось, что из Союза был затруднен выезд в другие страны. При всех плюсах государства, был и есть один огромный, неоспоримый минус — чрезмерно холодный климат.
И из-за тупой политики невозможно было сесть в самолет и улететь недельки на две к теплому морю. Не давался большей части граждан такой выбор. Поэтому я бы обязательно бежал из Союза, не развались он сам. Тюрьма не имеет права на существование.
Костян: это вам сейчас тесно в одной стране, а 99.99% тогдашних жителей чувствовали себя отлично на территории СССР. Благо страна была огромная. И никуда вы бы не бежали — просто незачем было.
Современный мещанский подход делает страну советов непригодной для жизни, но большинство ее граждан жили счастливо, ибо мещанство им было чуждо. Вернуться в ту благостную эпоху уже нельзя и невозможно, но сердце все равно рвется туда.
Глупо, что развалили такую страну за кока-колу и джинсы. Но есть и плюсы. СССР было очень напряжно тянуть на своем горбу весь соцблок. Сейчас Россия почти не имеет подобного балласта и может динамично развиваться сама, а не вкладывать деньги в неблагодарных «друзей» и «братьев».