Столыпинский галстук что это такое
Столыпинский галстук: фото, значение, история
Государственный деятель имперского масштаба
Пётр Аркадьевич родился в Дрездене 14 апреля 1862 года. В течение всей деятельной и насыщенной событиями жизни ему довелось занимать самые различные посты от предводителя дворянства небольшого уездного города до премьер-министра Российской империи.
Наиболее ярко его талант государственного деятеля проявился в восстановлении законного порядка, нарушенного событиями 1905-1907 года, а также в ряде реформ, главной из которых была аграрная. Его имя неразрывно связано также с мерами, предпринятыми для освоения Сибири, в частности, с переселением на её территорию почти 3 млн крестьян из густонаселённых районов России.
Полевые суды, как вынужденная мера
Но вернёмся, однако, к выражению, получившему жизнь благодаря советской пропагандистской машине и надолго очернившему имя одного из выдающихся политических деятелей прошлых лет. Предысторией возникновения выражения «столыпинский галстук» были события, связанные с волнениями 1905-1907 года, и той ролью, которую Столыпин, назначенный Николаем I министром внутренних дел, сыграл в их подавлении.
Поскольку для прекращения кровавых бесчинств, названных впоследствии Первой русской революцией, требовались экстренные меры, Пётр Аркадьевич был вынужден ввести так называемые полевые суды. Им предоставлялось право вынесения приговоров по делам, связанным с наиболее тяжкими преступлениями, наказания за которые были предельно ужесточены, в связи с чрезвычайностью сложившейся обстановки. Во многих случаях смертный приговор по ним приводился в исполнение через повешение.
Реакция либералов
Между тем, эти вынужденные и крайне необходимые для жизнеобеспечения страны меры подверглись резкой критике со стороны многих представителей либеральной общественности. Звучали подобные заявления также и на заседаниях Государственной думы, причём далеко не всегда ораторы считали необходимым оставаться в рамках общепринятых приличий. Появление выражения «столыпинский галстук» является ярким тому примером.
Произошло это на заседании Государственной думы, проводившемся 17 ноября (по старому ст.) 1907 года. На повестке дня стоял вопрос о законности предоставления полевым судам столь широких полномочий. Как это нередко бывало и прежде, обсуждение свелось к обвинению премьер-министра (Столыпин был к тому времени уже назначен на эту должность) в жестокости и попрании человеческих прав. Автором выражения «столыпинские галстуки» был поднявшийся в тот день на трибуну депутат от партии кадетов Фёдор Родичев. Волнение придало ему излишнюю эмоциональность.
Столыпинский галстук – что это такое?
В своей речи он провёл параллель между недавними действиями Столыпина и крайними мерами, предпринятыми генералом Муравьёвым, для подавления польского восстания 1863 года. Тогда, 44 года назад многие поляки закончили жизнь на виселице, что впоследствии дало повод видному государственному деятелю России В. М. Пуришкевичу назвать подобные методы усмирения «муравьёвским воротником».
Этим получившим популярность выражением и воспользовался кадет. Не стесняясь присутствия самого Петра Аркадьевича, он в запальчивости выкрикнул, что отныне «муравьёвский воротник» (то есть петля) войдёт в историю как «столыпинский галстук».
Реакция зала на оскорбление министра
Его слова были бестактны по отношению к уважаемому всеми министру и в то же время несправедливы. Широкое применение смертной казни, санкционированное Столыпиным, позволило пресечь происходившие кровопролития и избежать многих невинных жертв, тогда как жестокость генерала Муравьёва явно превосходила разумные пределы.
Свидетели того выступления впоследствии вспоминали, что выражение «столыпинский галстук» вызвало крайне бурную реакцию зала. Многие из присутствующих, вскочив с мест, криками выражали своё возмущение, а некоторые, прорвавшись к трибуне, пытались силой стащить с неё незадачливого оратора. Заседание в тот день было сорвано.
Несостоявшаяся дуэль
Весть о примирении сторон быстро облетела депутатов и внесла в их ряды успокоение. Однако выражение, брошенное столь опрометчиво и едва не ставшее причиной дуэли, шагнуло в народ, и с этого времени петля, являвшаяся одним из традиционных орудий казни в России, получила название «столыпинский галстук». Фото одного из них приводится в нашей статье.
Очернение памяти Столыпина
По всей видимости, скандальное выражение постепенно забылось бы, но тому помешала новая жизнь, которую в него вдохнула советская пропаганда. В её интерпретации «столыпинский галстук» – это символ произвола военно-полевых судов, вешавших неповинных людей, прикрываясь полномочиями, данными им Столыпиным. Создателем этого идеологического клише стал Ленин, в одной из своих статей назвавший Столыпина «обер-вешателем» и погромщиком, получившим министерский пост ценой истязания крестьян.
На протяжении всех десятилетий советского режима власти продолжали обвинять Столыпина в предоставлении полевым судам широких полномочий, положивших конец насилию и грабежам 1905-1907 года и, как полагают исследователи, значительно отсрочивших трагедию 1917-го.
Люди старшего поколения помнят преподносившийся на уроках истории миф о, Столыпине как о палаче, залившем кровью факел Первой русской революции. В те годы всю многолетнюю и плодотворную деятельность этого реформатора пытались свести к набившему оскомину выражению «столыпинский галстук», определение которому кочевало из учебника в учебник.
Ещё одно выражение, ставшее крылатым
Попутно следует упомянуть ещё об одном словосочетании, укоренившемся в русском языке и имеющем отношение к Петру Аркадьевичу. Это – «столыпинский вагон». Его появление связано с деятельностью Столыпина, направленной на освоение восточных районов России и Сибири. Поскольку этот край заключал в себе неисчерпаемый потенциал для развития как сельского хозяйства, так и целого ряда отраслей промышленности, необходимо было принять меры по переселению на его территорию крестьян из других районов страны.
Программа эта была успешно проведена в жизнь, благодаря чему жителями Сибири за короткий срок стали около 3 млн человек, а в Алтайском крае их обосновалось более 600 тыс. Естественно, что одной из проблем, связанных со столь масштабным переселением, стал вопрос транспортировки огромного количества людей. Для его решения в 1910 году были выпущены специальные вагоны, получившие название столыпинских. Их особенность заключалась в том, что одна половина в них предназначалась для крестьянских семей, а вторая, отгороженная деревянной перегородкой, для скота и различного имущества.
В сталинские годы эти вагоны служили для принудительной отправки в Сибирь и Среднюю Азию кулаков, а также прочих «контрреволюционных элементов», для чего на окнах установили железные решётки. С этих пор вагоны, некогда перевозившие в новые края вольных хлебопашцев, стали чем-то вроде тюрьмы на колёсах. Название же за ними сохранилось прежнее. Таким образом, если выражение «столыпинский галстук», означает петлю, то «столыпинский вагон» – это символ неволи и произвола властей.
Возрождение доброго имени
В наши дни, когда коммунистическая идеология отошла в прошлое, развеиваются многие мифы, связанные с историей нашей Родины. По-новому начинают звучать имена людей, чья память была осквернена клеветой, порождённой интересами правившей партийно-номенклатурной верхушки. К их числу относится и Столыпин, чья роль в развитии России получила за последние годы совершенно иное освещение.
Наряду с признанием его заслуг как ведущего государственного деятеля своего времени, отдаётся дань и личному мужеству Петра Аркадьевича. Известно, что террористами, именовавшими себя борцами за счастье народа, на Столыпина было организовано 11 покушений, последнее из которых, совершённое 5 сентября (по старому ст.) в Киеве, закончилось его смертью. Многие исследователи склонны полагать, что если бы судьбе было угодно отвести тогда руку убийцы, то будущее России могло сложиться совершенно иначе. Возможно, что и так, но история, как известно, не терпит сослагательных наклонений.
«Столыпинский галстук». История одного антироссийского мифа
Большинство антироссийских мифов рождается вне нашей страны, в стане ее геополитических и идеологических противников. Однако изрядная доля русофобских настроений присутствует и внутри России, подтачивая основы государства. Создавать мифы о беспробудном народном пьянстве, об «империи зла», «тюрьме народов» и «церковном мракобесии» становится признаком принадлежности к особому «элитному» клубу, где его члены не ассоциируют себя с «этой» страной. Василий Розанов в «Апокалипсисе нашего времени» определил опасный диагноз: «Россия погибает от нигилизма, то есть от неуважения к себе».
Бороться с русофобией, искоренять мифы – это задача любого мыслящего человека, кто чувствует себя причастным к России, ее прошлому, настоящему и будущему.
Есть одно «крылатое выражение», долгое время очернявшее имя великого сына России Петра Аркадьевича Столыпина.
Событие имело место 17 ноября (по старому стилю) 1907 года на заседании III Государственной Думы. На трибуну поднялся известный кадет Федор Родичев. Начало его речи вызвавало недовольную реакцию депутатов. Затем, теряя самообладание, в запальчивости, Родичев вспоминает выражение В. Пуришкевича о «муравьевском воротнике» (имелвась в виду деятельность генерала М.Н. Муравьева по ликвидации Польского восстания 1863 г. – Ред). И дальше, как сообщает стенограмма заседания, он произнес: «то, что Пуришкевич называет муравьевским воротником, потомки назовут столыпинским галстуком». Кадет подразумевал под этим веревку для виселицы…
Реакция зала на произнесенные слова была молниеносной. Отовсюду неслись возгласы негодования. Депутаты кричали, что нечестно и подло оскорблять представителя Государя, бросились к трибуне и пытались силою стащить с нее зарвавшегося Родичева. Несмотря на разные политические взгляды, депутаты выразили свое резко негативное отношение к отвратительному сравнению. Сам Пуришкевич был недоволен речью кадета. Заседание было сорвано. Взволнованный и бледный Столыпин при первых криках покинул зал. За ним последовал председатель III Государственной Думы Н.А. Хомяков и министры.
В перерыве Петр Аркадьевич, как дворянин, передал Родичеву вызов на дуэль. Родичев тут же примчался к Столыпину, в присутствии нескольких человек раскаялся в содеянном и попросил прощения.
«Я вас прощаю», – сказал Столыпин, и инцидент был исчерпан. Известие, как пишется в стенограмме, о том, что Председатель Совета министров принял извинение, быстро облетело Думу и внесло успокоение. Но Столыпин, по свидетельству очевидцев, больше никогда после этого не подавал Родичеву руки.
Казалось, этот факт останется лишь частью истории, однако миф зажил своей собственной жизнью. Большевики раздули миф о реформаторе–вешателе, который решениями военно-полевых судов уничтожил множество невинных людей. В.И. Ленин в статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911г.) писал о нём как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян…».
Конечно, большевики не простили Столыпину, введение военно-полевых судов, пытавшихся сбить пламя бунта, остановить грабежи и насилия первой революции 1905-1907 годов; а также реформы, благодаря которым была отсрочена кровавая революция 1917 года. При Советской власти миф стал кочевать из одного учебника истории в другой. Фраза переросла с подачи правящего коммунистического режима в ярлык. Вся деятельность великого государственного деятеля России была сведена к «крылатой фразе». И дожила успешно до сознания сегодняшнего молодого поколения.
При Сталине на окнах таких вагонов появились тюремные решетки, вагоны приобрели зловещую славу как транспорт для доставки людей в лагеря. Но это уже был «вагон-зак», а не «столыпинский вагон». К сожалению, людей, извративших добрую идею, вызвать на дуэль Столыпин уже не мог…
А.И. Солженицын, большой поклонник П.А. Столыпина, пытался в своих книгах защитить этого видного общественного деятеля, развенчать мифы вокруг его имени. В качестве замены он предложил название «сталинский вагон», что было бы точнее.
Борьба с мифами – это борьба за собственную историю, за наше будущее.
История появления выражения «столыпинский галстук», мифы и факты
Часто бывает так, что эмоциональная фраза, брошенная в присутствии большого количества людей, обретает иной смысл, а иногда даже становится крылатой. К числу подобных вырванных из контекста выражений относят словосочетание «столыпинский галстук», обозначающее петлю на шее. История возникновения этой фразы, получившей антисоциальную окраску, действительно заслуживает внимания.
Значение выражения
Столыпинским галстуком принято называть веревку для повешения. Эту фразу связывают с деятельностью Петра Столыпина, которому приписывают организацию массовых казней бунтовщиков периода 1905–1907 годов. Фраза обладает резко негативной окраской, используется для очернения личности одного из лучших российских политиков всех времен.
Словосочетание «столыпинский галстук» напоминает другую похожую фразу с тем же значением – «пеньковые галстуки». Известно, что веревки чаще всего делали из пеньки. Доподлинно происхождение фразы неизвестно, но она широко встречается в русской художественной литературе начала XX века.
История появления
Предыстория крылатого выражения приходится на 1905–1907 годы, когда после Первой русской революции в разных губерниях страны вспыхивали волнения, сопровождавшиеся, как правило, массовым кровопролитием. Чтобы прекратить бесчинства, требовались жесткие экстренные меры. Именно поэтому тогдашний председатель Совета Министров Петр Аркадьевич Столыпин ввел военно-полевые суды. Они могли выносить решения по самым тяжким преступлениям. С учетом государственной обстановки наказания были ужесточены. Нередки были смертные казни, осуществлявшиеся через повешение. У либеральной части общества такой подход не нашел понимания.
Чрезвычайное положение было введено в более 70% губерний. Прямая директива Столыпина звучала так: «Меньше арестов, больше расстрелов». Впоследствии ему доложили, что казни через расстрел негативно действуют на военных. Поэтому было принято решение о сооружении виселиц. Столыпина прозвали «вешателем», а виселицы – «столыпинским галстуком».
Впервые это высказывание было произнесено во время одного из заседаний Госдумы 17 ноября 1907 года (по старому стилю). Депутаты обсуждали проблему предоставления военно-полевым судам расширенных полномочий. Дискуссия свелась к оскорблениям личности тогдашнего председателя Совета Министров Петра Столыпина.
На трибуну вышел представитель партии кадетов Федор Родичев. Он сильно волновался, потому выражался излишне эмоционально. В произнесенной речи он сравнил действия Столыпина с мерами, которые принял генерал Муравьев при подавлении Польского восстания 1863 года. Многие из зачинщиков тех беспорядков были повешены. Такие действия получили прозвище «муравьевский воротник». Именно об этом вспомнил кадет, сказав, что борьба с бунтовщиками может войти в историю как «столыпинский галстук».
Заявление было бурно воспринято залом. Столыпин тут же покинул комнату. Следом за ним вышел председатель Госдумы Хомяков, а потом все министры. Петр Аркадьевич вскоре подал Родичеву вызов на дуэль. Оба они относились к дворянам, а по их кодексу чести подобный позор требовалось смывать кровью. Кадет не стал усугублять положение и прилюдно извинился перед премьер-министром. Тот великодушно согласился простить наглеца, но впоследствии никогда больше не подавал Родичеву руки. Такое разрешение конфликта успокоило депутатов. Однако брошенная Родичевым фраза не забылась и стала известной.
Мифы и правда о реформаторе Столыпине
Возможно, скандальное высказывание со временем забылось бы, если бы о нем не вспомнили большевики. Хлесткое выражение было использовано пропагандой ленинской гвардии. «Столыпинский галстук» стал символом массовых казней невинных крестьян, за которыми стоял министр-садист и сходные с ним подчиненные. Это идеологическое клише было создано Лениным, называвшим Петра Аркадьевича не иначе как погромщиком и вешателем, который получил свое кресло благодаря издевательствам над крестьянами.
Согласно статистическим опросам, сегодня лишь 22% россиян могут ответить, что означает понятие «столыпинский галстук», и какова его история.
Люди, учившиеся при советской системе, прекрасно помнят, насколько сильно учебники истории принижали роль Столыпина в российской истории. Всю его многолетнюю деятельность на благо Родины пытались свести к одному лишь «столыпинскому галстуку» несмотря на то, что полевые суды положили конец бесчинствам 1905-1907 годов, во время которых погибло более 9 тысяч мирных граждан, политических деятелей и военных.
С положительной работой Петра Аркадьевича Столыпина связано еще одно словосочетание – «столыпинские вагоны». Политик стремился освоить бескрайнюю Сибирь, организовал программу по добровольному переселению туда людей. Она оказалась успешной – за несколько лет в незаселенные местности переехало около 3 миллионов человек. Их везли в специальных вагонах, где одна половина была предназначена для членов семей, а во второй, отгороженной деревянной стенкой, находился скот и разное имущество.
В советское время эти вагоны использовались для перевозки заключенных в Центральную Азию и Сибирь. Поэтому их пришлось дополнительно оборудовать железными решетками на окнах. Несмотря на такую перемену использования, название вагонов в народе осталось прежним.
Видео
Факты против лжи: разбираемся со «столыпинскими галстуками»
Сегодня я бы хотел в очень краткой форме поделиться некими статистическими рядами, в дополнении к сравнению применения ВМН в Российской Империи 1825-1917 и СССР 1930-1953гг. Меня всегда занимало и вдохновляло создание неких устойчивых образов и стереотипов в общественном сознании, благодаря применению усиленных пафосных эпитетов и публицистических экзерсизов. Самое удивительное, что в народном сознании эти образы настолько устойчивы, что живы даже в научном сообществе.
Забавно, когда на явления математически в разы менее страшные применяют ну совершенно неуместные пафосные эпитеты, особенно будучи апологетом режима, который позволял себе опять же чисто математически в разы более кровавые и масштабные репрессии. Я бы принял критику столыпинских казней и условий содержания в царской тюрьме от инопланетян, но не от лауреата сталинской премии Михаила Николаевича Гернета. Оцените моральный пафос М.Н. Гернета: «В каждой из глав этой книги излагаются факты гнета и произвола суда и администрации царизма, нисколько не ценивших человеческую жизнь… Тюремный режим был вернейшим средством физического и душевного калечения и уничтожения пленников царизма. В. И. Ленин не раз вскрывал подлинные задачи царской тюрьмы и тюремного режима. В. И. Ленин писал об истреблении «. тюрьмой, ссылкой, расстрелами и пытками всего цвета крестьянской молодежи», о зверствах «. царских тюремщиков, истязавших в Вологде и Зерентуе наших товарищей каторжан, преследуемых за их геройскую борьбу в революции. » «Царская тюремная медицина сделала все зависящее от нее для распространения болезней и для укорачивания жизни тех, кто имел несчастье попасть в заключение; тюремная медицина, за редчайшими исключениями, не только уживалась с совершавшимся на ее глазах изо дня в день, из года в год безобразнейшим попиранием всех требований врачебной науки, но даже санкционировала такие способы физического калечения, как телесные наказания, карцер, истязания, избиения и т. д.».
Чтобы сказал Михаил Николаевич глянув одним глазком на Кулойлаг 1938г. или Сазлаг 1931г.? Думаю, превратился бы в свеклу от стыда.
А теперь внимание. Смотрим на статистику, которую аккуратно приводит тот же Троицкий: «При Александре III прошли 98 судебных процессов против более 400 «политических» вынесены 86 смертных и 210 ссыльно-каторжных приговоров.» Вот это у нас «азиатское варварство» в конкретно-статистическом выражении. За 10 лет. 86 смертных приговоров и 210 каторжан. Причем реально казнено было еще меньше. Запомним эти цифры. За уголовные преступления (разбой, убийство, сопротивление властям) за все время правления А3(13 лет) казнили около двухсот человек. Я не буду даже близко трогать 1937-1938гг. когда в среднем расстреливали по тысяче человек в день в течение одного года. Вы также можете быстро проглядеть статистику смертных казней с любого года, начиная с 1917 по 1945гг. Так вот, за каждый год советской власти казнили больше(иногда более чем в 3500 (. ) раз), чем за все время правления «азиатского варвара», «торжествующей свиньи» Александра III и почти всегда больше, чем за все время «невероятных» репрессий П.А.Столыпина. Вдумайтесь в эти математические, совершенно нейтральные и конкретные пропорции, а теперь прикиньте, какими бы пафосными эпитетами можно поименовать советскую власть c позицией Н.Троицкого, если честно и универсально одинаково применять морально-этические критерии на карательную политику двух режимов.
Но давайте не трогать выделяющиеся даже на фоне остальных лет аномальные 1937-1938гг., 1930г. или там 1933г. в аспекте расстрелов. Обратимся далеко не к 1920-1953гг., там разница будет совершенно астрономическая, а к вполне себе развенчавшему культ личности, «подобревшему» СССР образца 1960-х годов. Глянем на статистику смертных казней одного мирного 1962 года. Сталина уже давно нет. Пост-индустриальное общество маячит на горизонте. Космос. Внимание: в 1962 г. в РСФСР(даже не во всем СССР) было осуждено к смертной казни 2159 человек. Иначе говоря, в 30 раз больше, чем за 10 лет правления «чудовищного» Александра III было осуждено к ВМН политических(еще было около двухсот приговоров по уголовным статьям, т.е если говорить об общей пропорции разница составит примерно 9 раз). Хочу напомнить: мы говорим об СССР, который осудил культ личности.
А теперь сравним со «столыпинской реакцией», да и вообще с репрессиями царизма. Всего по подсчетам дореволюционных исследователей с 1825 года по 1905 год к смертной казни в царской России был приговорен 1397 человек, казнено 894 человека. За 100 лет «кровавого» царизма. Можно спорить насколько эти данные полны для довольно архаичных времен Александра I и Николая I, но порядок цифр достоверен с 1860-х готов, абсолютно очевиден и он не изменится. Одиозные военно-полевые суды Столыпина, действовавшие 8 месяцев с 1906 по начало 1907г. вынесли чуть больше тысячи смертных приговоров, реально казнено 683 человека. В основном, за убийство. А вот в 1962 году в РСФСР осудили к смертной казни 2159 человек. А теперь вдумаемся в очередной медицинский факт: в 1962 году в одной только республике Союза было приговорено к смертности казни больше людей, чем приговорено и казнено за всю деятельность военно-полевой юстиции при Столыпине.
А теперь еще показательная статистика: с 1962-1989 в СССР к смерти было приговорено к смертной казни 24 422 человека, из них помиловано 2 355. Соответственно, реально казнено было за эти годы 22 тысячи человек. Напомню, что с 1825 по 1913 год в Российской Империи было казнено по линии ординарной юстиции 3875 человек(есть оценки в 5-6 тыс. в самых оппозиционных правительству изданиях). Почти за 100 лет, включая военно-полевую юстицию и правление Александра III.
«Столыпинский галстук»
Большинство антироссийских мифов рождается вне нашей страны, в стане ее геополитических и идеологических противников. Однако изрядная доля русофобских настроений присутствует и внутри России, подтачивая основы государства. Создавать мифы о беспробудном народном пьянстве, об «империи зла», «тюрьме народов» и «церковном мракобесии» становится признаком принадлежности к особому «элитному» клубу, где его члены не ассоциируют себя с «этой» страной. Василий Розанов в «Апокалипсисе нашего времени» определил опасный диагноз: «Россия погибает от нигилизма, то есть от неуважения к себе».
Бороться с русофобией, искоренять мифы – это задача любого мыслящего человека, кто чувствует себя причастным к России, ее прошлому, настоящему и будущему.
Есть одно «крылатое выражение», долгое время очернявшее имя великого сына России Петра Аркадьевича Столыпина.
Событие имело место 17 ноября (по старому стилю) 1907 года на заседании III Государственной Думы. На трибуну поднялся известный кадет Федор Родичев. Начало его речи вызвавало недовольную реакцию депутатов. Затем, теряя самообладание, в запальчивости, Родичев вспоминает выражение В. Пуришкевича о «муравьевском воротнике» (имелвась в виду деятельность генерала М.Н. Муравьева по ликвидации Польского восстания 1863 г. – Ред). И дальше, как сообщает стенограмма заседания, он произнес: «то, что Пуришкевич называет муравьевским воротником, потомки назовут столыпинским галстуком». Кадет подразумевал под этим веревку для виселицы…
Реакция зала на произнесенные слова была молниеносной. Отовсюду неслись возгласы негодования. Депутаты кричали, что нечестно и подло оскорблять представителя Государя, бросились к трибуне и пытались силою стащить с нее зарвавшегося Родичева. Несмотря на разные политические взгляды, депутаты выразили свое резко негативное отношение к отвратительному сравнению. Сам Пуришкевич был недоволен речью кадета. Заседание было сорвано. Взволнованный и бледный Столыпин при первых криках покинул зал. За ним последовал председатель III Государственной Думы Н.А. Хомяков и министры.
В перерыве Петр Аркадьевич, как дворянин, передал Родичеву вызов на дуэль. Родичев тут же примчался к Столыпину, в присутствии нескольких человек раскаялся в содеянном и попросил прощения.
«Я вас прощаю», – сказал Столыпин, и инцидент был исчерпан. Известие, как пишется в стенограмме, о том, что Председатель Совета министров принял извинение, быстро облетело Думу и внесло успокоение. Но Столыпин, по свидетельству очевидцев, больше никогда после этого не подавал Родичеву руки.
Казалось, этот факт останется лишь частью истории, однако миф зажил своей собственной жизнью. Большевики раздули миф о реформаторе–вешателе, который решениями военно-полевых судов уничтожил множество невинных людей. В.И. Ленин в статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911г.) писал о нём как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян…».
Конечно, большевики не простили Столыпину, введение военно-полевых судов, пытавшихся сбить пламя бунта, остановить грабежи и насилия первой революции 1905-1907 годов; а также реформы, благодаря которым была отсрочена кровавая революция 1917 года. При Советской власти миф стал кочевать из одного учебника истории в другой. Фраза переросла с подачи правящего коммунистического режима в ярлык. Вся деятельность великого государственного деятеля России была сведена к «крылатой фразе». И дожила успешно до сознания сегодняшнего молодого поколения.
При Сталине на окнах таких вагонов появились тюремные решетки, вагоны приобрели зловещую славу как транспорт для доставки людей в лагеря. Но это уже был «вагон-зак», а не «столыпинский вагон». К сожалению, людей, извративших добрую идею, вызвать на дуэль Столыпин уже не мог…
А.И. Солженицын, большой поклонник П.А. Столыпина, пытался в своих книгах защитить этого видного общественного деятеля, развенчать мифы вокруг его имени. В качестве замены он предложил название «сталинский вагон», что было бы точнее.
Борьба с мифами – это борьба за собственную историю, за наше будущее.