Стиляги польза почему такое имя
Трагикомедия «Стиляги», про то как мы проплясали нашу страну
Разбор эпизода «Скованные одной цепью»
При просмотре эпизода первое, что приходит в голову, это то что Катя мстит мужчине, который предпочёл ей другую, более яркую и дерзкую, но давайте послушаем, что она говорит: «Ты под музыку толстых не смеешь плясать, не смеешь кривляться и нас предавать».
50ые годы это время напряжённых отношений СССР и США, холодная война (продлившаяся до 80ых), гонка вооружений, шпионские мосты и сбитые штатовские самолёты. В это время в благословенной америке экономический подъём, рок-н-рол, Элвис Пресли, Мэрилин (её предпочитают джентльмены) Монро, абстрактный экспрессионизм и маккартизм.
Молодёжь СССР робко поглядывает из-за железного занавеса к соседям и хочет такую же яркую юбку, помаду, причёску с лаком и чтобы мама за это не ругала.
«Ты за яркие тряпки врагу продаёшься…» Яркие тряпки и предательство…где тут связь?
А вот она: Молодёжь не хочет шить свои яркие вещи и играть свою яркую музыку, она хочет ту, которая за океаном, хочет не производить, а потреблять, не развивать себя и становиться лучше, а скопировать с соседа, не быть настоящим собой, а быть как «те». Это идеологическое предательство.
Украсть, тайком провезти, втридорога продать-вдесятеро купить. Это то чему вас учил Ленин? Нет, это то, чему вас научит Хрущёв.
«Мы не станем петь под чужую дудку — нам радостный горн играет побудку!»
Советский Союз после смерти Сталина уже не тот, который так чтит и стремится защитить Катя. И Катя это понимает. Она понимает, что теряет не просто мужчину, которого любит, но и соратника, соотечественника, потому что Союз для него, Мэл(с)а теперь враждебен, теперь он для него чужд и смешон.
Она верит, что помогает социализму, когда устраивает облавы на тайные клубы стиляг, когда режет волосы, платья, когда позорит студентов на собрании, она борется не с модниками, а с предателями коммунизма. Потому что не за культурой гонятся эти молодые люди, а за вещами, потребительством и как следствие капитализмом.
Кто стоит в авангарде движения стиляг? Дети рабочих и крестьян? Нет конечно, весело и гордо уводит в далёкие дали золотая молодёжь. Те, кто привык трудится шьют себе одежду сами (очень популярны были в те времена журналы и книги по пошиву одежды), но дети богатых родителей их высмеивают, зачем мол шить, когда можно купить!
«Нам радостно дальше идти без тебя. Быть скованными одной цепью связанными одной целью».
А верит ли Катя в то, что ещё есть кому и куда идти? Хочет верить. Должна верить. Но боец её отряда уходит в стан врага влекомый яркой юбкой и шпильками, и это важный сигнал для Кати, что она проигрывает войну.
Уже через год после описанных событий (1956-ой) Хрущёв «разоблачает» культ Сталина, в 59-ом пьёт пепси-колу на выставке, а в 74ом в Новороссийском заводе уже открыт первый цех «ПепсиКо» в СССР. 1962 год — предаёт Кубу, расстреливает бастующих рабочих в Новочеркасске.
Подытоживает этот эпизод другая сцена, возвращение Фрэда в москву из командировки в США:
— «У меня для тебя плохие новости: в Америке нет стиляг».
В Америке в 50ых стиляг уже не было, а были битники — совсем не яркие, наоборот, одетые в чёрное или чёрно-белое, но слушавшие всё тот же джазз, высмеивающие культуру потребительства и на первое место ставящие искусство, поэзию и этническую идентичность.
Мьюзикл «Стиляги» позиционируется как лёгкая комедия и фильм-праздник, для меня он таким и был ровно до эпизода «скованные одной цепью». Самая сильная сцена, которая переворачивает весь фильм, когда отрицательный персонаж становится героем, и внимание больше привлекают детали, нежели авансцена.
Фильм «Стиляги». Системный взгляд на молодежную субкультуру 50-х годов
Красочный и позитивный фильм-мюзикл «Стиляги» вышел на большой экран в 2008 году и в одно мгновение вернул в моду яркий макияж, пышные юбки и клетчатые пиджаки на вечеринках.
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»
Главный герой картины, примерный комсомолец Мэлс, во время очередной облавы на «стиляг» влюбляется в девушку Полину по прозвищу Польза. Вооружившись портняжными ножницами, борцы за советскую нравственность разрезают зауженные штанины выловленных пижонов, остригают их «коки» в стиле Элвиса Пресли и изрядно портят броские наряды модниц.
Но после знакомства с Полиной Мэлс уже по-другому смотрит на стиляг. Буквально через пару дней из серого «жлоба» он сам превращается в «бродвейского» тусовщика. А позднее, заработав грузчиком на саксофон, он становится одним из лучших джазменов местного ресторана.
Сшив на заказ ярко-зеленый клетчатый костюм и прикупив модный галстук, Мэлс становится одним из тех, кого вчера считал своими врагами. Комиссар Катя, его недавняя подруга, называет Мэлса предателем. Теперь ему не место среди нормальных людей, а значит, он уже не комсомолец. Как он смеет вычеркнуть из своего имени, в котором за каждой буквой стоит великий для того времени человек (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), букву «с», став Мэлом на западный манер?
В послевоенное время стиляг преследовали и высмеивали в среде советской молодежи. Издавались газеты и писались фельетоны, позорящие любителей иноземных танцев и эпатажной внешности. Их приравнивали к тунеядцам, бездельникам, способным не сегодня завтра пойти на преступление. Члены добровольной дружины устраивали облавы на стиляг и пытались их перевоспитывать.
Таким образом активные комсомольцы пытались сохранить советское общество как целостный народ, всячески презирая тех, кто пренебрегал нравственными нормами, пытаясь противопоставить себя обществу.
Наше и ваше
Советская идеология была очень сильной и во многом способствовала консолидации общества, помогала народу выживать и побеждать в сложные исторические периоды. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это тем, что она была комплементарна уретрально-мышечному менталитету русского народа.
Менталитет каждого народа формируется в зависимости от географических и климатических условий его проживания. В сложном климате России, с его суровыми зимами и периодическими голодными годами, люди выживали только сообща, вместе. Поодиночке было не выжить. Поэтому русские отличаются общинным характером, коллективизмом, приоритетом общественного над личным.
Подтверждением тому служит жизнь в коммунальной квартире Мэлса – одной из тысяч подобных квартир в советское время. В таких условиях общежития с общей кухней и единственным санузлом может жить только народ с уретральным менталитетом.
То есть в русском обществе не было своего и чужого, всегда было наше, общее. Вот почему фразой «НАШ богатырь» встречает из роддома отец Мэлса своего чернокожего внука. Не важно, что ребенок отличается цветом кожи. В советском обществе все дети – «наши».
В основе уретрального менталитета – справедливость и милосердие. Это прямо противоположно западному кожному менталитету с индивидуалистическими ценностями, где людьми управляет закон и порядок. В России – уретральная вольница, в Америке – свобода. В западном понимании свобода – это не беспредел и вседозволенность, это, прежде всего, одинаковые стандарты для всех и закон, который защищает каждого: и меня от соседа, и соседа от меня. А для этого не надо выделяться, для этого надо соблюдать закон, работать и не нарушать нормы морали. Герои же фильма «Стиляги» хотели добиться русского, а не западного понимания свободы, когда подражали американской жизни.
Жертвы заблуждений
Эту разницу в понятиях сразу почувствовал Фред, который уехал в Америку на стажировку. По наставлению папы-дипломата он выгодно женился и уехал работать за границу на родину Чака Берри. Рассчитав для себя пользу-выгоду, Фред, как обладатель кожного вектора, быстро расстался с жизнью стиляги.
Вернувшись, Фред заходит в гости к своим старым товарищам Мэлсу и Полине, привозит им заморские сувениры и сообщает «страшную правду» о том, что в Америке нет стиляг. Правду о том, что самый модный американец носит однотонный стильный костюм, плащ и шляпу, которые отличаются от российских лишь качеством и лейблом.
Эта новость заставляет Мэлса испытать настоящее потрясение. Оказывается, они подражали тому, чего в реальности нет! Они просто запутались, приняли ценности западного мира через свое понимание свободы и ошиблись. Конечно, Мэлс не мог поверить в это. Но что стоит за его словами «Но мы-то есть»?
Есть такая особенность у русских – привечать иностранцев и ругать себя. Мышечная часть менталитета дает нам желание делить людей на своих и чужих. Обычно в таком случае свои считаются хорошими, а чужие – плохими. Но в сочетании с уретральной мерой, нацеленной на отдачу, на приоритет интересов других людей над личными интересами, мы получаем мышечный менталитет, вывернутый наизнанку: мы любим и хвалим все иностранное, а свое, русское, при любом удобном случае пытаемся принизить. Мы превозносим западную культуру, но на самом деле любим в этой культуре себя, потому что в России – самая элитарная культура, что признается во всем мире.
Будучи долгие годы в изоляции от всего иностранного, советский народ получил первые знания о заграничной жизни, благодаря трофейным вещам, которые были привезены в страну из Германии в 1940 годах. И теперь нам понятно, почему все заграничное, что с таким трудом просачивалось в российскую жизнь, представлялось в очень положительном свете. Интерес к нему еще больше подогревался существующей жесткой цензурой – запретный плод сладок. Тем более что цензура на самом деле пропускала только самые качественные кино, музыку, литературу. И нам казалось, что «там» в Италии, Франции, США все фильмы и книги, картины и шлягеры одинаково высокого уровня.
Трофейные фильмы и привезенные журналы мод во многом составляли российский стереотип о европейской культуре и стали основой для создания гардероба стиляг. Первые голливудские картины с яркими красотками на экране и американские гангстеры в двубортных костюмах быстро копировались нашими модниками. В это же время появились и первые пластинки с джазовыми композициями и рок-н-роллом, под строгим секретом стали разучиваться танцы в ритме буги-вуги.
В фильме «Стиляги» Мэлс просит товарища, студента медицинского факультета Боба (Бориса), научить его танцевать. И тот проводит мастер-класс для товарища, пока родителей нет дома. Однако запуганный политическими репрессиями и отсидевший отец Бориса просит пожалеть их с матерью и прекратить в их доме пропаганду западной культуры.
Устав слушать «буги на костях» (пластинки, записанные на рентгеновских снимках), в один прекрасный день Боб идет к гостинице «Интурист» в надежде купить оригинал пластинки Билла Хейли, его задерживает милиция. Подругу ребят, Бетси, высылают из Москвы. Еще одного товарища забирают в армию. Жизнь идет своим чередом, разводя друзей и разбивая вдребезги мечты о западной свободе.
Любители выделиться из толпы
В послевоенное время в СССР каждый мужчина работал на заводе, возделывал целину и строил коммунистическое будущее. На плечах женщины лежал долг воспитания подрастающего поколения.
Ценности приоритета общества над личностью прививались всем с детства и хорошо усваивались обладателями уретрального менталитета. Но мы уже стояли на пороге новой эпохи – кожной фазы развития человечества, в которую весь мир шагнул после Второй мировой войны, а Россия – только после развала СССР. Эта фаза характеризуется ростом индивидуализма и потребления.
Это сейчас мы видим мир, «раскрашенный» зрительной мерой в самые разные яркие насыщенные краски и оттенки. А до того он был серо-черным, что хорошо показано в фильме – на противопоставлении уныло одетого большинства и ярких костюмов стиляг. Это были первые звоночки, предвестники общества потребления.
С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, стиляги – это люди с кожно-зрительной связкой векторов. Яркие краски, незаурядная внешность, стремление к новизне – все это во многом характеризует их. Кроме того, обладатели зрительного вектора очень любят быть в центре внимания.
Душа кожно-зрительного человека просит праздника, красоты, чувственности. Примкнувшая к течению стиляг молодежь пыталась придумать себе праздник, стать яркими актерами хоть на короткое время. После стиляг появилось еще достаточно много молодежных субкультур, которые объединились на экране в конце фильма. В их числе всегда кожно-зрительные люди, привлекающие к себе внимание, бессознательно идущие на зов природы и объясняющие это желанием быть не как все.
Человек с более развитым зрительным вектором уже не будет выставлять напоказ свою внешность, увешиваясь яркой атрибутикой или оголяя тело. Такой человек будет реализовывать свое предназначение в социально полезной деятельности: искусстве, медицине, воспитании детей, а также в волонтерстве и помощи нуждающимся.
Вместо эпилога
Яркий и музыкальный фильм «Стиляги» пришелся по вкусу многим зрителям. Но обладая системным мышлением, мы видим не просто красивый мюзикл с прекрасным актерским составом и грамотно подобранными песнями. Мы становимся способны глубоко понять смысл фильма, а также характеры и мотивы поведения главных героев, заглянуть в их сердца, а также разобраться в культурных и социальных перипетиях того времени. А значит, увидеть чуть больше, чем просто красивый праздник на экране.
Записки кудесника
О всяком, примерно 9 раз в месяц 🙂
Стиляги
Посмотрели в пятницу вечером. Хороший фильм, понравился. Сюжет фильма, действие которого происходит в Москве в 1955-56 годах, можно кратко описать словами из фильма «Был советский студент Мэлс, теперь перед нами стиляга Мэл«. Разница в одной букве в имени главного героя весьма существенна и фактически определяет судьбу главного героя (об этом ниже). Стиляги действительно существовали в то время и даже имели свою субкультуру.
Мелкая деталь. Мэлса исключают из комсомола (как я понял, он кладет комсомольскую книжку, а не студ.билет) фактически за то, что он став стилягой выкинул из своего священного имени Мэлс, Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин, букву «с». «А теперь давайте подумаем что означает небрежно выброшенная им буква ‘с’?» 🙂 Да, святое имя и все такое, но здесь такой момент: Сталин умер в 1953 году и следующий генсек, Хрущев, Сталина жаловал не особо. Настолько не особо, что в феврале 1956 года на 20-ом съезде КПСС взял и осудил товарища Сталина. Это я все к тому, что после этого съезда совершенно точно можно было без каких-либо последствий порочить усатого грузина, не говоря уже там о выкидываниях какой-то буквы. Так или иначе, хронологически сцена в аудитории происходит в 1955 году поэтому формально все верно (не знаю как было, но полагаю, что от смерти Сталина до 20-го съезда Сталин также оставался ‘святым’ именем) — исключение из комсомола за «выброшенного» из имени Сталина небольшое наказание.
Не понял сцену где Мэлс танцует перед комсомолкой. Что у него с лицом? Выглядело как-будто он полностью упорот.
Фактическая ошибка: Фрэд в конце фильма говорит Мэлсу, что стиляг в США нет. Это конечно не так — «стиляги» безусловно в штатах имелись. Но, думаю, не стоит винить Фрэда в неверной информации. Он хоть и был в штатах, но, по большому счету видел Америку из окон здания советского консульства (консульские работники да еще в советское время покидали здание консульства не так уж и часто) — многое ли он вообще видел? На американских стиляг (=обычные американские девушки и юноши, любящие потанцевать) того времени можно посмотреть в фильме Hair Spray (действие в США в 1962 году). Очень похожи. Отличие во внешнем виде с советскими пожалуй разве в отсутствии гипертрофированности в прическах, одежде и т.д.
Стиляги
Содержание
Сюжет [ править ]
Середина 1950-х, Москва. В свете начавшейся за кадром Холодной войны в Советском Союзе активно преследуют молодых балбесов, которые открыто выражают свою симпатию к американцам, их музыке и образу жизни. Их называют стилягами, они носят вызывающе яркие шмотки и пышные прически-коки, любят собираться вместе и … нет, не строить планы по проведению диверсий, а всего лишь, слушать любимую музыку и танцевать под нее. Но в стране все еще не каждую музыку можно слушать, не будучи заподозренным в продаже Родины. И потому на стиляг устраивают облавы. С этого и начинается фильм. В Парке Горького комсомольцы под руководством идейной бой-бабы и синего чулка Кати готовятся накрыть одно из таких гнезд разврата. В процессе завязавшейся потасовки одной из стиляжек удается бежать. В погоню за ней устремляется главный герой, обыкновенный советский комсомолец по имени Мэлс (что значит Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин). Он догоняет паршивку, но та, сделав вид, что подвернула ногу и идти не может, подпускает его ближе и толкает в пруд. А потом с издевкой приглашает облапошенного преследователя «прийти на Бродвей, чтобы провести время с Пользой». Польза — это ее имя «для друзей». На самом деле она Полли, а по документам — Полина. Просто в среде западников-стиляг принято брать себе в качестве псевдонимов американизированные варианты их настоящих имен. Мэлс принимает приглашение за чистую монету и на самом деле приходит «на Бродвей» (в сленге стиляг Бродвеем или Бродом называлась главная улица города, в Москве это — улица Горького). Там он на самом деле сталкивается с группой стиляг, встретивших его насмешками. Полли, продолжая играться с влюбленным Мэлсом, как кошка с мышкой, целует его в щеку. Заодно мы знакомимся и с повседневной жизнью Мэлса, которая отображает существование девяноста процентов хомо советикус того времени. Шумная и грязная коммуналка, две комнаты на семью, чтобы просто попасть в туалет, нужно стоять в очереди. В общем становится понятно, почему Мэлсу захотелось попасть в мир ярких красок, ярких людей и яркой любви, как в кино. Но предварительно он сам должен стать ярким. То есть одеться как все стиляги. Это не так-то просто. В советских магазинах исключительно совпаршив темных оттенков, до унылости одинаковый. Мэлс отчаивается стать таким же клёвым, как его вчерашние идейные враги. Но на ловца и зверь бежит. И его цепляет фарцовщик по прозвищу Нолик, который одевает новоявленного стилягу с головы до ног в правильную одежду. Осталось дело за малым: научиться вести себя, как настоящий чувак. И Мэлс не придумывает ничего лучше, чем подловить стилягу, на котором он при последней облаве лично распарывал стильные штаны. Ему удается где уговором, а где угрозой заставить того научить его стильно танцевать. Так Мэлс обретает себе первого друга в этой среде — Боба, в миру Бориса.
Потом он является на Бродвей и уже при полном прикиде сразу признается стилягами за своего и допускается в тусовку. Мэлс (с подсказки Боба отныне он — Мэл) знакомится с другими ребятами — Дрыном, Бетти, лидером компании Фредом и другими. Также впервые предпринимает активные попытки завоевать сердце Пользы. И впервые же светится перед суровыми комсомольцами в новом облике. Те пребывают в шоке. А Катя, будучи тайно влюбленной в Мэлса, замечает как Полли страстно сжимает руку того, словно специально ее поддразнивая. И объявляет ее про себя своим злейшим врагом. А Мэлса официально переводит в разряд предателей. Мэлс продолжает активные попытки покорить свою возлюбленную. Для этого он даже покупает саксофон и учится на нем играть, слушая по радио доносящийся из Нью-Йорка джаз. Под аккомпанемент Чарли Паркера, подбадривающего нашего героя своими «Йес, бэби», Мэлс неожиданно быстро становится сносным музыкантом. В это же время признание в любви Полли на хате у Фреда предваряет неудачную попытку с ней переспать. После чего искушенный в амурных делах Фред учит Мэла жизни и обхождению с девушками, заодно подсовывая ему Кама-Сутру. В конце концов, Мэл добивается своего. Песня-признание со сцены растопила сердце Полли. И они провели первую ночь в хате, предоставленной им за деньги Ноликом.
Веселье продолжается. Комсомолка Катя, мучающаяся от неразделенных чувств, затаскивает Мэлса к себе под предлогом починить приемник. Тот знакомит ее с «музыкой толстых», включив на граммофоне запись Гленна Миллера на рентгентовском снимке. А заодно увлекает ее в страстный стиляжий танец. Но когда распаленная Катя его целует, он резко дает ей понять, что любовь своей жизни уже обрел и менять ее на кого-то не собирается. Мир Кати рушится, она истерит и прогоняет Мэлса. А потом устраивает комсомольское собрание, на котором честит его и провоцирует на добровольную сдачу комсомольского билета. Остальным стилягам тоже приходится нелегко. Фред, будучи сыном дипломата, готовится пойти по стопам отца. Первый шаг в этом действе — стажировка в Америке. Но ради этого он должен перестать быть стилягой, бросить своих друзей и даже любимую девушку, а вместо нее жениться за невзрачной дочке какого-то академика. Фред принимает все условия, передавая осиротевшим друзьям в наследство весь свой шмот. А Полли в это время выгоняет из дома истеричка-мать, потому что девушка оказывается беременной неизвестно от кого. Но Мэлс решает ее проблему, забрав к себе в коммуналку, где его отец благородно уступает молодой семье целую комнату. Польза выхаживает ребенка и рожает неожиданно… негра. Мэлс, будучи осведомленным заранее, что ребенок не от него, все равно пребывает в шоке. Но сына признает. И его добродушный отец тоже признает негритенка своим внуком.
А потом в гости к Мэлсу неожиданно нагрянул Фред. Он привез друзьям дорогие подарки, в том числе и фирменный саксофон. И при этом ошарашивает Мэлса новостью о том, что «в Америке нет стиляг». Это и ставит точку в фильме.
Персонажи и актеры [ править ]
Добрая половина актёров сами исполняют свои песни, а именно: Войнаровский, Акиньшина, Брик, Гармаш, Горбунов. За остальных поют профессиональные певцы.
Что здесь есть [ править ]
Пусть в угол летят дорогие шузы, Пусть кок не сверкает уже бриолином, Но я не пролью ни единой слезы, Прощай, мой любимый, любимый мужчина!
Стиль определяет человека, и даже его жизнь. Что делать если общество не принимает? ⊙︿⊙
Первый раз я смотрела фильм «Стиляги» давно и запомнила только общее весёлое настроение фильма, а недавно случайно посмотрела этот фильм по телевизору и у меня появились мысли, которыми я хочу поделиться в этом отзыве.
В фильме попытались показать атмосферу 50-х годов, с его плохими и хорошими сторонами. Мне кажется, режиссерам отлично удалось показать серых блёклых людей, типовые магазины, характеры того времени. Показали коммуналки, завистливых соседей, которые постоянно подслушивают и судачат, злых детей, которые сначала просят починить велики, а если ты в чём-то «провинился», готовы «закидать камнями», точнее оскорблениями.
Коммунальная квартира того времени, в фильме выглядит несколько в бутафорно-сценическом виде, но тоже хорошо. В музыкальной сцене можно было увидеть типичные характеры кухарок, старушек, физкультурников и многих других, было очень смешно, чувствовалась настоящая обстановка того времени.
На протяжении всего фильма, мне нравилась игра актёров. Эмоции были очень натуральные, где-то хотелось смеяться и танцевать вместе с актёрами, где-то плакать, где-то возникал внутренний протест против советских штампов и жестокости.
Отряд комиссара Кати, правильного члена общества 50-х, устраивала облавы на стиляг, питала к ним лютую ненависть. В одной из облав люди рвали одежду прямо на стилягах, били их, даже резали ножницами капроновые колготки у девушек.
Потом, когда Катя узнала, что её товарищ, Мэлс Бирюков, стал стилягой, её отношение к нему упало ниже плинтуса, она перестала считать его за человека. Мэлс говорит:
«Это же я, Кать, только одежда другая».
Но общество таких не принимает, смотрит злобно, завистливо и осуждающе, как будто стиляги виноваты в том, что яркие, молодые, танцуют…