Статус получателя резидент что это значит

Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

Источник

Кто является налоговым резидентом

Статус получателя резидент что это значит. Смотреть фото Статус получателя резидент что это значит. Смотреть картинку Статус получателя резидент что это значит. Картинка про Статус получателя резидент что это значит. Фото Статус получателя резидент что это значит

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе

В большинстве стран отношения между государством и налогоплательщиками строятся на основе резидентства. По этому принципу все налогоплательщики отдельного государства делятся на резидентов и нерезидентов.

Физические лица в статусе резидента

Статус получателя резидент что это значит. Смотреть фото Статус получателя резидент что это значит. Смотреть картинку Статус получателя резидент что это значит. Картинка про Статус получателя резидент что это значит. Фото Статус получателя резидент что это значитЕсли физлицо находится на территории России минимум 183 календарных дня в течение 12 месяцев, следующих подряд, его можно назвать резидентом РФ. Эти 183 дня необязательно должны идти последовательно. Есть исключения, когда пребывание вне страны не делает лицо нерезидентом:

При отсутствии в стране в течение 183 и более дней за последний год физическое лицо считается нерезидентом. Статус резидента подтверждается сведениями из табеля учета рабочего времени, копиями страниц паспорта с отметками о пересечении границы, документы о регистрации по месту жительства, данными миграционных карт.

По закону гражданство лица не имеет значения для признания резидентом. Им можно признать лицо без гражданства или иностранного гражданина. ИП получают резидентство, если уплачивают российские налоги и зарегистрированы в органах ФНС России.

Юридические лица — резиденты

Резидентство юридического лица определяется принадлежностью к налоговой системе РФ. Юрлицо должно состоять на учете в соответствующих органах и уплачивать налоги в бюджет. Для присвоения этого статуса учитывайте место регистрации фирмы, месторасположение управляющего органа и место деятельности. Юридическим лицом — резидентом РФ считаются:

Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

Статус налогового резидента и его особенности

От того, является ли лицо резидентом страны, зависит, в какой стране оно будет платить налог на доходы и какие правила налогообложения будут для него применяться. Статьи 207, 209, 210 и 224 Налогового кодекса регулируют вопросы резидентства в России.

Резидент РФ обязан декларировать все доходы, в том числе полученные за пределами страны и уплачивать с них налоги; налоговая база рассчитывается как сумма всех доходов облагаемых налогом, за исключением сумм положенных налоговых вычетов. Сумма налога для резидента исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Нерезидент уплачивает налог только с тех доходов, которые получены на территории России; налоговый вычет не предоставляется. Сумма налога для нерезидента исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (за месяц).

Налог на доходы резидентов и нерезидентов

От налогового статуса физлица зависит ставка НДФЛ, по которой облагаются получаемые доходы. По статье 224 Налогового кодекса резидент РФ уплачивает стандартный НДФЛ по ставке 13%. Для лиц нерезидентов пункт 3 статьи 224 устанавливает специальную ставку НДФЛ 30%, которая может быть снижена при определенных условиях:

Особыми категориями нерезидентов признаются: работники по патенту, высококвалифицированные специалисты, переселенцы и беженцы, граждане ЕАЭС, члены экипажей судов.

Смена статуса налогового резидента

В течение года физическое лицо может изменить свой статус. Каждый раз, когда выплачивается доход, уточняйте статус сотрудника, чтобы не удерживать с него лишнюю сумму налога. Для этого каждый месяц при начислении зарплаты проверяйте, сколько времени работник провел на территории России в течение предшествующих 12 месяцев. Дополнительно по итогам налогового периода (календарного года) уточните статус работника и при необходимости сделайте перерасчет НДФЛ за год.

Если лицо получает резидентство, у него возникает возможность возвратить сумму переплаты по НДФЛ, накопленную в текущем календарном году (с 1 января). Работодатель должен провести перерасчет НДФЛ по ставке 13% с начала года и зачесть излишне уплаченную сумму налога. Если до конца года зачесть всю сумму переплаты невозможно, сотрудник может подать заявление в налоговый орган, чтобы налоговая провела перерасчет и вернула излишне уплаченную сумму. Для этого необходимо предоставить справку 2-НДФЛ, декларацию и документ, подтверждающий резидентство.

При утрате сотрудником в течение года резидентства страны, с начала текущего года производится перерасчет НДФЛ по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов. При начислении зарплаты, помимо налога необходимо удерживать сумму долга с начала года (но не более 50% от зарплаты). Если год уже закончился нужно подать в органы ФНС справку 2-НДФЛ по ставке 30% и передать долг на взыскание в налоговый орган. Во избежание этого можно договориться с работником о внесении наличных средств и за их счет погасить задолженность по налогу.

Ведете работу с налоговыми резидентами и нерезидентами? В течение месяца в сервисе Контур.Бухгалтерия можно бесплатно, легко и быстро формировать и отправлять декларации, вести учет и начислять зарплату.

Источник

Резидент и нерезидент иностранец: как определить и для чего это важно

Статус получателя резидент что это значит. Смотреть фото Статус получателя резидент что это значит. Смотреть картинку Статус получателя резидент что это значит. Картинка про Статус получателя резидент что это значит. Фото Статус получателя резидент что это значит

Каждый работник, который работает официально, обязательно платит налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это касается в том числе и иностранцев. Ставки и деятельность, которая облагается налогом, могут быть разными. И зависят от налогового статуса иностранца. Этот же статус влияет на получение вычетов.

Резиденты и нерезиденты – кто это..

Определение статуса резидента и нерезидента в отношении иностранных граждан важен для бухгалтерии: он влияет на налоговую ставку, а также на получение иностранцем налоговых вычетов.

Любой иностранный гражданин может быть резидентом или нерезидентом. В определенный момент времени он еще нерезидент, а потом становится резидентом. И наоборот.

Как определить статус резидента и нерезидента

Еще один важный документ, который определяет разницу между резидентом и нерезидентом – Налоговый кодекс РФ. Он определяет специфику налогообложения и тех, и других как получателей дохода и налогоплательщиков.

Согласно ст. 207 НК РФ, резидент – человек, который:

При этом срок нахождения человека в РФ прерывается на момент выезда за границу, кроме случаев лечения и обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). То есть, чтобы проверить статус, необходимо взять произвольный период в 12 месяцев и посчитать, сколько дней в году человек был в РФ. Как это проверить? По отметкам о въезде и выезде в загранпаспорте.

Все остальные граждане признаются нерезидентами РФ.

Ставка НДФЛ для резидента и нерезидента

Статус получателя резидент что это значит. Смотреть фото Статус получателя резидент что это значит. Смотреть картинку Статус получателя резидент что это значит. Картинка про Статус получателя резидент что это значит. Фото Статус получателя резидент что это значит

Зачем контролировать статус резидента и нерезидента? У этих категорий есть различия в налогообложении:

Статус резидента РФ дает право оформить налоговые вычеты. Нерезидент не может оформить налоговые вычеты (п. 3, 4 ст. 210 НК РФ).

Если работник лишается статуса резидента, его НДФЛ пересчитывается. Если работник получает статус резидента, то весь ранее уплаченный налог также подлежит перерасчету.

Особый статус иностранца

Однако, здесь есть исключения. Особый статус – у следующих иностранцев. Для них также действует ставка налога на доход в размере 13% с 1 дня работы, независимо от статуса резидент или нерезидент:

Статус резидент или нерезидент фактически влияет только на визовых иностранных граждан, работающих по разрешению на работу.

Несмотря на то, что по остальным иностранцам налоговая ставка не меняется, отслеживать их налоговый статус важно. После его получения иностранец имеет право на получение налоговых вычетов, в том числе и через работодателя.

Примечание редакции: помимо налогового статуса, важно разбираться и в правовых статусах иностранцев. Подробную информацию о них вы найдете в разделе «Правовые статусы иностранца».

Итак, от статуса резидент/нерезидент зависит, какой процент от дохода человек будет отчислять и сможет ли он оформить налоговый вычет. Таким образом, определяя размер НДФЛ для иностранца, следует обращать внимание на:

Источник

Статус получателя резидент что это значит. Смотреть фото Статус получателя резидент что это значит. Смотреть картинку Статус получателя резидент что это значит. Картинка про Статус получателя резидент что это значит. Фото Статус получателя резидент что это значитБлог

МАТЕРИАЛЫ

Статус получателя резидент что это значит. Смотреть фото Статус получателя резидент что это значит. Смотреть картинку Статус получателя резидент что это значит. Картинка про Статус получателя резидент что это значит. Фото Статус получателя резидент что это значит

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

В случаях, когда отметки о пересечении границы в паспортах не проставляются, в качестве таких документов выступают сведения из табеля учета рабочего времени, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Письмо ФНС России от 19.12.2014г. №ОА-4-17/26338).

— справки работодателей, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени;

— квитанции о проживании в гостинице;

— другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации, например, справка из учебного заведения, справка, полученная по месту проживания в Российской Федерации. Указанные разъяснения следуют из Писем ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@, Минфина России от 13.01.2015г. №03-04-05/69536, Минфина России от 26.04.2012г. №03-04-05/6-557, ФНС России по г. Москва от 13.05.2011г. №20-14/04697@.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.

При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют. Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше. Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

Обратите внимание! П ри определении налогового статуса физического лица гражданство и место прописки значения не имеют. Физическое лицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физического лица на этот статус не влияет (Письмо ФНС России от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@. Исключение — лица, отдельно упомянутые в ст. 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим при получении дохода от продажи имущества на территории РФ для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, получит доход от продажи имущества в России, то обложение НДФЛ полученного дохода подлежит по ставке 30 процентов. При этом налоговым вычетом налоговый нерезидент воспользоваться не может (Письмо ФНС России от 27.09.2017 № ГД-3-11/6410@). В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом.

В случае нахождения физического лица в Российской Федерации более 183 дней в налоговом периоде такое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации и к доходам от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут применяться положения статей 208, 217, 220,224 НК РФ.

Обратите внимание! Согласно п.17.1 ст. 217 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения.

В редакции, действующей в отношении правоотношений, возникших до 1 января 2016 года, в соответствии с п.17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартир, комнат и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Таким образом, если на момент получения дохода от продажи квартиры физическое лицо будет признано налоговым резидентом и период владения реализованным недвижимым имуществом составит три года и более (в случае приобретения до 01.01.2016г.), либо пять и более (в случае приобретения после 01.01.2016г.), то такой доход освобождается от налогообложения, и соответственно отсутствует обязанность его декларировать (п.1 ст.229 НК РФ).

Понятия резидента и нерезидента даны в пунктах 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту Закон №173-ФЗ).

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (Указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).

К резидентам относятся физические лица:

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

Соответственно, к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ст. 1 Закона №173-ФЗ.

Обратите внимание! Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев ). Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.

Таким образом, «валютными» резидентами признаются граждане РФ, кроме постоянно проживающих за границей не менее одного года либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей/учебной визы.

Статус нерезидента для граждан РФ начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина РФ возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан РФ за пределами территории РФ не прерывался.

Таким образом, наличие права долговременного пребывания за рубежом само по себе не является основанием для признания гражданина РФ валютным нерезидентом.

Такое право должно подтверждаться документами, свидетельствующими о непрерывном пребывании за пределами РФ в течение одного года.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.

Валютный резидент обязан уведомлять налоговые органы Российской Федерации:

1) об открытии счетов (вкладов) в иностранных банках;

2) о закрытии счетов (вкладов) в иностранных банках;

3) об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках;

4) о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках;

Резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов)(ч.1, 2 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).

Обратите внимание! Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. Непредставление такого уведомления влечет административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб. (ч.2, 2.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Валютный резидент обязан представлять налоговые органы Российской Федерации отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей.

Резидент обязан представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей (ч.7 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (пп.2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015г. №1365).

Обратите внимание! За несоблюдение физическими лицами– резидентами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3 000 руб. (ч.6, 6.1 – 6.3 ст.15.25 КоАП РФ).

Таким образом, за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей предусмотрена административная ответственность – ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ. Уголовная ответственность за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей не предусмотрена.

То есть, за неуведомление о наличии счета в иностранном банке или за отсутствие отчета о движении средств по нему необходимо было уплатить штраф и учесть на будущее.

Однако в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@налоговая служба высказала иную позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (то есть даже если такие операции Законом № 173-ФЗ в принципе отнесены к числу разрешенных).

При этом, стоит отметить, что ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Новый подход, изложенный в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@, влечет совершенно иные последствия:

1) штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ),

2) штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Данная позиция ранее в правоприменительной и праворазъяснительной практике не встречалась.

Кроме того, данная позиция налогового органа при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определение Конституционного суда РФ от 07.12.2010 №1570, от 16.07.2013 №1076-О, от 17.07.2014 №1651-О-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 23.09.2014 №24-П, Определение от 29.01.2015 №185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.

Кроме того, в более позднем Письме от 05.09.2017 № ОА-3-17/5973@ ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, незаконность или запрещенность операции налоговым органам нужно устанавливать и доказывать отдельно.

Валютные резиденты РФ могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.

Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов, а также не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.

То есть валютных резидентов РФ физических лиц (граждан) могут привлечь:

— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) ;

— за представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 3 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней, к предупреждению или штрафу от 300 до 500 руб. (часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за аналогичное п.6.1 КоАП нарушение, но более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за аналогичное п.6.1 и п.6.2 КоАП нарушение, более чем на тридцать дней, к штрафу от 2 500 до 3 000 руб. (часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ);

— за повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.;

— за повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф 20 000 руб.

Обращаем внимание! Федеральным законом от 14.11.2017 №325-ФЗ внесены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП. Изменения больше коснулись индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начнут действовать с 14 мая 2018 года. Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Незаконные валютные операции

В Федеральном законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятия «незаконных» или «запрещенных» валютных операций нет. Эти понятия содержатся в статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), пункт 1 которой гласит, что осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (часть 1 ст.15.25 КоАП РФ).

С 14.05.2018 г. ч.1 ст.15.25 КоАП РФ будет действовать в следующей редакции:

— влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб.

1. Незаконные валютные операции:

— валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ

— валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства РФ

2. Осуществление валютных операций в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

При этом за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов установлена уголовная ответственность по статье 200.1 УК РФ, согласно которой:

наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) в особо крупном размере;

За проведение незаконных валютных операций установлена уголовная ответственность на основании ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193 УК РФ, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер не зачисленных средств превысил 9 млн. руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

Ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *