Стало необычно тепло для такого времени моросил мелкий как бисер дождь такой воздушный
Доктор Живаго
Ночь принесла много непредвиденного. Стало тепло, необычно для такого времени. Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли, и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. Но это была видимость. Его теплых, ручьями растекавшихся вод было достаточно, чтобы смыть дочиста снег с земли, которая теперь вся чернела, лоснясь, как от пота.
Малорослые яблони, все в почках, чудесным образом перекидывали из садов ветки через заборы на улицу. С них, недружно перестукиваясь, падали капли на деревянные тротуары.
Барабанный разнобой их раздавался по всему городу.
Лаял и скулил во дворе фотографии до утра посаженный на цепь щенок Томик. Может быть, раздраженная его лаем, на весь город каркала ворона в саду у Галузиных.
В нижней части города купцу Любезнову привезли три телеги клади. Он отказывался её принять, говоря, что это ошибка и он такого товару никогда не заказывал. Ссылаясь на поздний час, молодцы ломовики просились к нему на ночлег. Купец ругался с ними, гнал их прочь и не отворял им ворот. Перебранка их тоже была слышна во всем городе.
В час седьмЫй по церковному, а по общему часоисчислению в час ночи, от самого грузного, чуть шевельнувшегося колокола у Воздвиженья отделилась и поплыла, смешиваясь с темною влагой дождя, волна тихого, темного и сладкого гудения. Она оттолкнулась от колокола, как отрывается от берега и тонет, и растворяется в реке отмытая половодьем земляная глыба.
Это была ночь на Великий четверг, день Двенадцати евангелий. В глубине за сетчатою пеленою дождя двинулись и поплыли еле различимые огоньки и озаренные ими лбы, носы, лица. Говеющие прошли к утрене.
Через четверть часа от монастыря послышались приближающиеся шаги по мосткам тротуара. Это возвращалась к себе домой лавочница Галузина с едва начавшейся заутрени. Она шла неровною походкою, то разбегаясь, то останавливаясь, в накинутом на голову платке и расстегнутой шубе. Ей стало нехорошо в духоте церкви и она вышла на воздух, а теперь стыдилась и сожалела, что не достояла службы и второй год не говеет. Но не в этом была причина её печали. Днем её огорчил расклеенный всюду приказ о мобилизации, действию которого подлежал её бедный дурачок сын Тереша. Она гнала это неудовольствие из головы, но всюду белевший в темноте клок объявления напоминал ей о нем.
Дом был за углом, рукой подать, но на воле ей было лучше.
Ей хотелось побыть на воздухе, её не тянуло домой, в духоту.
Грустные мысли обуревали ее. Если бы она взялась продумать их вслух по порядку, у нее не хватило бы слов и времени до рассвета. А тут, на улице, эти нерадостные соображения налетали целыми комками, и со всеми ими можно было разделаться в несколько минут, в два-три конца от угла монастыря до угла площади.
Светлый праздник на носу, а в доме ни живой души, все разъехались, оставили её одну. А что, разве не одну? Конечно, одну. Воспитанница Ксюша не в счет. Да и кто она? Чужая душа потемки. Может, она друг, может, враг, может, тайная соперница. Перешла она в наследство от первого мужнина брака, Власушкина приемная дочь. А может, не приемная, а незаконная?
А может, и вовсе не дочь, а совсем из другой оперы! Разве в мужскую душу влезешь? А впрочем, ничего не скажешь против девушки. Умная, красивая, примерная. Куда умнее дурачка Терешки и отца приемного.
Вот и одна она на пороге Святой, покинули, разлетелись, кто куда.
Муж Власушка вдоль по тракту пустился новобранцам речи говорить, напутствовать призванных на ратный подвиг. А лучше бы, дурак, о родном сыне позаботился, выгородил от смертельной опасности.
Сын Тереша тоже не утерпел, бросился наутек, накануне великого праздника. В Кутейный посад укатил к родне, развлечься, утешиться после перенесенного. Исключили малого из реального. В половине классов по два года высидел без последствий, а в восьмом не пожалели, выперли.
Ах какая тоска! О Господи! Отчего стало так плохо, просто руки опускаются. Всё из рук валится, не хочется жить! Отчего это так сделалось? В том ли сила, что революция? Нет, ах нет!
От войны это всё. Перебили на войне весь цвет мужской, и осталась одна гниль никчемная, никудышная.
То ли было в батюшкином дому, у отца подрядчика? Отец был непьющий, грамотный, дом был полная чаша. И две сестры Поля и Оля. И так имена складно сходились, такие же обе они были согласные, под пару красавицы. И плотничьи десятники к отцу ходили видные, статные, авантажные. Или вдруг вздумали они, — нужды в доме не знали — вздумали шести шерстей шарфы вязать, затейницы. И что же, такие оказались вязальщицы, по всему уезду шарфы славились. И всё, бывало, радовало густотой и стройностью, — церковная служба, танцы, люди, манеры, даром что из простых была семья, мещане, из крестьянского и рабочего звания. И Россия тоже была в девушках, и были у ней настоящие поклонники, настоящие защитники, не чета нынешним. А теперь сошел со всего лоск, одна штатская шваль адвокатская, да жидова день и ночь без устали слова жует, словами давится.
Власушка со приятели думает замануть назад золотое старое времячко шампанским и добрыми пожеланиями. Да разве так потерянной любви добиваются? Камни надо ворочать для этого, горы двигать, землю рыть!
Доктор Живаго Поэма «Встреча»
О*уетительное произведение.
Рекомендую
Стало необычно тепло для такого времени моросил мелкий как бисер дождь такой воздушный
Ночью, вероятно, было прохладно, и окна отпотели, а звезды, если через отпотевшие стекла смотреть, — вспухли. И как раз против моего окна расположилась Большая Медведица. Не знаю, чем это объясняется, но Большую Медведицу начинаешь замечать почему-то с осени.
Начали слегка днем — протапливать печи. Сегодня — сквозь запотелые окна утром яркое солнце, и роса сплошная блестит не алмазными каплями, а прямо всем лопухом или всей грядкой свеклы.
На небе с утра барашки белые, кудрявые на голубом поле, и по радио обещают, что этот день пройдет без дождя. Сколько же сухих дней должно пройти, чтобы потребитель природы не ругал бы природу за дождливое лето?
Тихо, и синева повисла между еще зелеными деревьями. Сквозь туман и облака солнце с утра медленно пробивает себе путь.
Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе, на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.
Вечером месяц из-за деревьев пожаром поднимался. Утро солнечное, залитое росой в густых синих тенях.
То дождик, то солнце обрадует: во дню сто перемен.
Когда все одожденное вспыхнет на солнце, то и маленькая сосна, вся убранная блестящими каплями, стоит как девочка и только не говорит: «Я — тоже большая!»
В таком большом дне с такими частыми переменами бывает какая-то минутка полного спокойствия: кажется, вот все шел, шел на гору и теперь дошел: отдохну минутку и буду спускаться в долину.
Так начинается осень.
Лиловый подлесок пожелтел, и под ним уже ковер желтой листвы, и в лесу пахнет пряниками.
Листья земляники кровавого цвета. Крапива стоит выше человеческого роста, почернела, лист измельчал и в дырочках, старая-старая… Хотел пожалеть, тронул, а она, такая старая, кусается по-прежнему, как молодая!
За елками, если глянуть в глубину их между стволами, выдвинулась золотая стена рая — эта стена озолоченных осенью лип. В большом количестве высыпали опята. И лесник доложил, что, если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами: завтра, послезавтра будет их время.
Теплое пасмурное утро, и чуть-чуть моросит. Хорошо грибам! И мне тоже здесь, а не в Москве.
Чудесно охотился, пережидал дождь под елкой. Капельки падали, листья дрожали и некоторые падали.
Дрогнет листик под каплей и удержится, а другой упадет.
С утра мокро, на небе надежды на свет. День вытекает из ночи, как из темного леса река.
Ветер, все ветер, он дует и дует осенью, как дул весной и летом, и он даже радуется, когда отрывает с дерева лист и с ним улетает.
Ветер не знает, что эти листья уже мертвые и не могут далеко с ним лететь.
Бывает, стоит трава на горе густо-зеленая, и в тенях междутравье при этом бывает почти что черно. Случается, ветерок пробежит, погладит свежий травостой, и вся обласканная ветром трава заблестит.
На рассвете сгущался туман, и капли падали на листики березы, и листики с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю.
Когда солнце взошло и туман рассеялся, капли перестали падать и утренний легкий ветер-забавник стал играть осиновыми листиками, а от листиков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени.
Время от времени какой-нибудь листик отрывался и улетал, и с ним исчезала его веселая тень.
Бывает утро, или день, или вечер идет, и ты идешь вслед своей походкой шаг в шаг. Трудно сказать, как надо вести себя, чтобы сошлось. Но только если на таком согласном ходу ты будешь на что-нибудь обращать внимание, то оно становится тебе, как человек, и если — ты о нем что-нибудь напишешь, то оно будет так, будто ты о человеке писал.
Вот сейчас сижу на пне, и я вижу: лист потек и ветер понес, навалило чуть не по колено, и все-таки не могло засыпать листвой высокого голубого колокольчика, и он остался голубым цвести в конце сентября над желтой листвой.
Солнечный луч в темном лесу встретил его, ажурного на длинной соломине, и он, не сгорая, светил.
Тишина была, и звенели где-то невидимые жуки, а казалось, будто это солнечные лучи, влетая в темный лес, в тишине так звенят.
Мороз ночью, наверно, был. Утром после мороза солнце ожгло огуречные листья, они свернулись, почернели, и многие скрываемые ими зеленые огурчики открылись.
Опять звездная ночь, но утром мороза не было, а когда разогрело солнце, то лето вернулось, и только остались на памяти от мороза на огородике черные листья огурцов, похожие на крылья летучих мышей.
Ветер несет, аромат тлеющих листьев, но душа отчего-то при этом ветре бодреет, как будто там везде в природе готовится удобрение на будущее лето, а в своей душе поднимается озимь.
Желтые листья березы, как перелетные птички, расселись отдохнуть на аллее, и так на всех елках листья. Но тоже и птички иногда настоящие садятся: им теперь перелет.
Каждый день хожу по берегу реки, и, чуть небо закроется — какая она холодная, страшная. А когда небо засветится — как она теперь отвечает радости.
Суровые облака — и река им отвечает: лежит холодная, глядит загадочно, как кошка, когда ей ничего от человека не нужно. И ты на нее смотришь и узнаешь не по себе, а со стороны: кошка и кошка глядит!
В поле что-то лежит. Издали не видно, что именно, а волей-неволей все поглядываешь и поглядываешь в ту сторону и спрашиваешь себя: «Что это лежит?»
И как-то это не просто, бывает «подозрительно» глядишь, а что-то держишь в уме, вроде того, не человек ли это лежит убитый?
Что это? Пусть даже камень, но-раз он лежит, то уже и подозрительно: в поле как-то ничему лежать не положено.
День был очень тихий, в больших облаках с просветами солнца. И куда попадал луч — там открывалась чудесная картина с золотыми рощами, и земля в этом свете так вспыхивала бодро, по-своему, что если бы на картину, так никто и не поверил бы художнику.
Некоторые сорта винограда дают особое ощущение вкусового аромата. Так и то, что берется на глаз, иногда переходит на звук: я видел однажды в октябре морозным солнечным утренником золотую березку и слышал от нее звон золотых колокольчиков.
А весной на тяге свет, и цвет, и звук постоянно заступают места друг друга.
Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое. Вот пень, сгнивая, оделся плющом зеленого моха. В пазухе старого пня, плотно одетого зеленым плющом, вырос красавец мухомор.
Среди знакомого леса теряешься, как будто все деревья и кусты скинули свою общую зеленую маску и каждое дерево стало особенным. И когда сам поднял голову, взглянул на них, они тоже на тебя поглядели, каждое по-своему.
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях, только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, ноя нашел немного и рыжиков, и подосинников, и подберезовиков.
Стало необычно тепло для такого времени моросил мелкий как бисер дождь такой воздушный
Скобки ставятся при вводных и вставных предложениях, например: В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (С. Аксаков); Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Толстой).
1) при прямой речи, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Горький);
2) при цитатах, например: Говоря о поэзии Пушкина, Н.Л. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь; впервые открылся нам действительный русский мир»;
3) при названиях литературных произведений, произведений искусства, органов печати, предприятий, марок изделий, знаков отличия и т. д., например: роман «Отцы и дети», картина «Утро в сосновом лесу», балет «Раймонда», журнал «Огонек», завод «Красный путиловец», автомобиль «Чайка», трактор «Беларусь», духи «Красный мак», конфеты «Ромашка», медаль «За отвагу», орден «За заслуги перед Отечеством».
Дивной вязью он [народ] плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.
Николай Васильевич Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Вдумайтесь в эту мысль: писателя восхищает метко сказанное слово, то есть слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя.
Искусству образной речи нас учат писатели и поэты. В чем же особенность использования языковых средств художниками слова? Как им удается достичь красочности описаний?
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например:
Стало тепло, необычно для такого времени. Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. Но это была видимость. Его теплых ручьями растекавшихся вод было достаточно, чтобы смыть дочиста снег с земли, которая теперь вся чернела, лоснясь, как от пота.
Малорослые яблони, все в почках, чудесным образом перекидывали из садов ветки через заборы на улицу. С них, недружно перестукиваясь, падали капли на деревянные тротуары. Барабанный разнобой их раздавался по всему городу. В час ночи от самого грузного, чуть шевельнувшегося колокола у Воздвиженья отделилась и поплыла, смешиваясь с темной влагой дождя, волна тихого, темного и сладкого гудения. Она оттолкнулась от колокола, как отрывается от берега и тонет, и растворяется в реке отмытая половодьем земляная глыба (Б. Пастернак).
Описание теплого дождя и колокольного звона в предутренний час легко переносит наше воображение в ту далекую пасхальную ночь, о которой повествует автор. В чем же секрет этой наглядности, картинности описания? Несомненно, в использовании лексических образных средств. Писатель называет дождь бисерным, воздушным, сравнивает его с дымкой водяной пыли; земля под пером мастера становится живой: ее поверхность лоснится, как от пота яблони тоже оживают и перекидывают свои ветки через заборы… Колокольный звон обретает зримые очертания: он отделяется и плывет волной, отталкиваясь от колокола, и автор сравнивает его тяжелый звук с земляной глыбой, что в половодье отделяется от берега и тонет, растворяясь в реке!
Эту картинность описаний создают тропы (от греч. тропос — образ) — слова, употребленные в переносном, образном значении. Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения предметов, явлений, картин природы, тех или иных событий.
Иногда неправильно считают, что к тропам обращаются лишь при изображении необычных, исключительных картин. Тропы могут быть и ярким средством реалистических описаний, лишенных романтического ореола. В таких случаях самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу. Например:
Я был жалок. Исхудалое лицо мое несло на себе пережитое — морщины лагерной вынужденной угрюмости, пепельную мертвизну задубенелой кожи, недавнее отравление ядами болезни и ядами лекарств, от чего к цвету щек добавлялась еще и зелень. От охранительной привычки подчиняться и прятаться спина моя была пригорблена. Полосатая шутовская курточка едва доходила мне до живота, полосатые брюки кончались выше щиколоток, из тупоносых лагерных кирзовых ботинок вывешивались уголки портянок, коричневых от времени. Последняя из этих женщин не решилась бы пройтись со мною рядом. Но я не видел сам себя (А. Солженицын).
Разве может оставить нас равнодушными такое описание? В нем образность речи создают художественные определения, которые с беспощадной откровенностью рисуют трагизм вынужденного падения человека, ставшего жертвой произвола.
Можно привести немало примеров, как с помощью тропов изображаются явления, лишенные возвышенного, романтического ореола; предметы неэстетические, вызывающие у нас отрицательную оценку. Сошлемся на известные строки О. Мандельштама: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез… Петербург, у меня еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок. И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».
Такие примеры убеждают нас в том, что тропы могут живописать и явления неэстетические, которые все же нас глубоко волнуют. Так что не правы те, кто утверждает, что образная речь призвана украшать описания, придавать стилю изящество и легкость. Для стилистической оценки тропов важна не их условная красивость, а их органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения.
В то же время важно заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический прием, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях. Например:
Такая художественная речь, в которой все слова используются лишь в прямом значении, называется автологической, в отличие от металогической, оснащенной тропами. Как видно из примера, отсутствие тропов в речи еще не свидетельствует о ее бедности, невыразительности. Все зависит от мастерства писателя, поэта. Однако если он не использует тропов, условием художественности речи является наблюдательность автора, его умение подчеркнуть характерные детали, точность словоупотребления и т. д. В речи же, насыщенной тропами, мастерство писателя проявляется в искусной метафоризации, в привлечении разнообразных стилистических приемов для создания ярких художественных образов.
Совершенства в стилистике образной речи достигают большие художники; наиболее интересные примеры находим в поэзии, так как здесь каждое слово особенно выпукло, заметно, и каждый художественный образ получает особый заряд выразительности благодаря законам воздействия стихотворных строк на наше восприятие. Как эмоциональна, например, образная речь цитированного уже поэта! Какой силой веет от таких его строк!
Тесты для абитуриентов федеральный центр тестирования тесты
Главная > Тесты
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении
Он писал, что, как ни тяжело для него было то, что он перенес и что предстоит ему, он рад, что ему пришлось пострадать за Отчизну.
А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:
В этот день (1)12 мая (2) Мольер (3) предупредив короля, (4) что пьеса еще не готова, показал двору и королю три акта из этой самой таинственной пьесы о ханже, называвшейся «Тартюф, (5) или Лицемер».
А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове
1) жа’люзи 2) премированный
3) де’фисное (написание) 4) жда’ла
А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении
Все танцевали очень хорошо, но особенно нам понравился тот актер, который танцевал роль принца.
В воскресенье мы должны были классом пойти на спектакль «Двенадцатая ночь», но его отменили из-за болезни актрисы, исполняющей заглавную роль.
Эти меры, принятые правительством, получили в обществе позитивную оценку.
Выиграв в лотерею, он отправился в круиз вокруг Европы.
Высоцкий, как гигантский магнит, притянул в его орбиту тысячи поклонников.
А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении
От рождения он был уделен особым чувством прекрасного.
Двухгодовой жеребец был продан на аукционе по беспрецедентно высокой цене.
Наконец-то прошли долгожданные дожди, и сразу ожила степь, зазеленела, запестрела цветами.
На первенстве мира она прекрасно выступила в отборном туре, но в заключительном ей не повезло.
А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании
натирание для радикулита
изжить грязь в помещении
дистанция, равная две тысячи сто пятьдесят километров
А27. Речевая ошибка допущена в предложении
Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.
Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, прочитал ряд публичных лекций.
Двое ее сыновей учатся в институте, а трое дочерей еще школьницы.
А28. Определите стиль приведенного ниже текста:
Дворцовые комплексы, испытывающие вечный финансовый голод, без особых афиш стали предоставлять в аренду свои великолепные площади для проведения подобных частных мероприятий. Тем более что цены для небедных клиентов вполне приемлемые.
художественный, с элементами публицистического
научный, с элементами художественного
Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В1—В12), начиная с первой клетки. Каждую букву слова пишите в отдельной клетке по приведённым образцам. При раздельном написании делается пропуск одной клетки, при дефисном — черточка в отдельной клетке между частями слова.
Задания В1-ВЗ относятся к тексту задания А28.
Укажите происхождение подчеркнутого слова.
Укажите, какое средство выразительности употреблено в выделенной части предложения.
Каким членом предложения является выделенное жирным шрифтом слово?
Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).
85. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его
ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в
предложении).
Я сам предложил себя, и это доставляет мне удовольствие. Но, кроме удовольствия, есть ответственность. И ответственность тяжелая. Если бы с вами что-нибудь у нас случилось, кто прежде всего был бы виноват? Я! И по тому я вздохну облегченно в ту минуту, когда мы с вами благополучно расстанемся!
86. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и
напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно должно
быть употреблено в предложении).
Казакову тоже не удалось завершить Царицынский дворец: к власти пришел Павел I, и по его указанию строительство бросили. В конце XIX века крыша дворца так обветшала, что ее пришлось разобрать, что, безусловно, отразилось на состояние здания.
87. Укажите цифрой количество грамматических основ в
следующем предложении.
Король, которого, очевидно, трудно было поразить сомнительными чудесами, велел открыть инструмент, и тут на глазах ахнувших зрителей из клавесина вытащили скорчившегося замученного и необыкновенно грязного мальчишку, который играл на внутренней клавиатуре.
В10. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Выпишите в строгом соответствии с последовательностью номеров слов буквы выбранных ответов.
(1) Знаменитая парижская Клермонская коллегия, (2) впоследствии Лицей Людовика Великого, действительно нисколько (3) не (4) напоминала приходскую (5) школу.
A. Существительное Б. Глагол
B. Предлог Г. Наречие
Д. Частица Е. Прилагательное
В12. Укажите (цифрами) количество звуков в словах (цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова, без пропусков и запятых).
прибрежье чайная гребля спектакль
федеральный центр тестирования
Тест по русскому языку № 3 Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А и В, На его выполнение отводится 100 минут. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.
А1. Буква О пишется в слове
1) по држать старшим 2) загорелый
3) вымкнуть 4) п_лисадник
5) клорийный
А2. Ь знак пишется в слове
1) лосон 3) клянчит 5) жгуч_
2) сиз_яном 4) уважте
A3. Буква О пишется в слове
1) куриная печ_нка 2) смешн
А4. Согласная буква пропущена в слове
1) гамбурский 3) компрометация 5) раслышать
2) пятитонка 4) идилия
А5. Буква Е пишется в слове
1) щавелвый 3) непремлемый 5) пркомичный
2) звоночк 4) првидения
А6. Буква Е пишется во всех словах ряда
думать о кризис; недостаток аргументаци_
жить в сырост_; мечтать о счасть_
в искреннм взгляде; в певучм звуке
сделать ошибку в управление участвовать в экспромт_
держишься особняком; поглядываем по сторонам
А7. А(Я) пишется в слове
1) раскатившись 3) значащий 5) умаслнный
2) жаждщий 4) навевший
А8. НН пишется в слове
1) мазаая хата 3) баклажаая
2) жеваый 4) утеряый
В эту зиму сшила себе Матрена пальто из ношеой железнодорожной шинели, что подарил ей муж Киры.
Бабушка вынула из-за пазухи лакомство, и корова успокоео начала жевать ломоть хлеба, шумно и благодарно вздыхая.
Слабо светится вверху стеклеое на зиму окно.
И деревянной поступью монаха мощеый двор когда-то мерил ты.
А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
(не)мало лет; забор (не)окрашен
ничем (не)возместимая потеря; отнюдь (не)напрасно
(не)суразно; (не)заменимые в дороге вещи
(не)думая о последствиях; (не)красное платье
(не)слышу своего голоса; (не)закончено собрание
All. НИ пишется в предложении
Кто н_ вспомнил об этом, тот забыл о своем долге.
Она н_ на минуту не упускала меня из виду.
Боже мой, как только н_ пахнут ветры!
Но не было и сожаления о том, что нкогда уже больше не увидит он Машеньку.
Говорил он гладко, так что н_ за что было зацепиться, но и соглашаться почему-то не хотелось.
А13. Дефис ставится
2) (пол)луковицы 4) (желто)ротый
А14, Тире на месте пропуска ставится в предложении
Британский офицер _ не слишком сообразительный тип, но безупречный в поведении.
Ватто Антуан _ французский художник XVIII в., в творчестве которого преобладали театральные и любовные темы, фантастические сюжеты.
Они прошли уже половину склона _ ни одного выстрела сверху.
Никому: ни интервьюирующим, ни интервьюируемому _ и в голову не приходит, что роман может не быть издан вообще!
А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении
В тот год я провалился на экзамене по закону божьему за седьмой класс_ и для меня началась трудовая жизнь.
Это был тот самый Кузнецов, который спустился к нам на парашюте у хутора_ и которого тогда я очень ждал.
Ковалёв вспомнил свою первую поездку в Крым_ и ему захотелось в горы.
Приближалось мое тридцатитрехлетие, я был нищ_ и одинок, и безвестен.
А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не только искусства, но и социальной психологии.
В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь парадного крыльца и вышел в синеву сумерек.
Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не упасть.
Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться опрятно и по моде.
А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
Самолет дважды подпрыгнул круша многотонной тяжестью лёд и замер.
Как-то приехал в заповедник местного масштаба начальник большой любитель охоты.
Безразличная к холодным капелькам воды вышла из реки девушка.
Вице-консул не спеша вдел руки в рукава шёлкового халата и завязал пояс с кистями.
Уже несколько минут пассажиры мчались по бескрайней волжской степи.
А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
У нас с вами нет улик, но_ возможно_ будет свидетель.
Не знаю, чем всё это кончится, поэтому_ скажу сейчас то, что обязан сказать.
Было распоряжение, чтобы_ возможно_ чаще производились в моем присутствии упражнения на лошадях.
Старик_ по-видимому_ метался в дурном, тяжелом сне.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Для меня в те годы каждый день и час был не менее важен, чем экзамен или первый бой.
Сразу подумалось как здорово было бы иметь дома электрический водонагреватель.
Я отвечаю за рекламную кампанию не только как художник, но и как человек.
Девять судов такого же, как и этот теплоход, типа пришли на Волгу.
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Мне это уже приходило в голову раньше по ходу нашего интервью, но теперь, когда я выслушал всю вашу историю я считаю своим долгом высказать свою мысль вслух.
Кроме того, мы решили серьёзно заняться аналитикой, чтобы понять, кто у нас покупает и какие товары пользуются наибольшим спросом.
В деревне знали, что если среди дня на улице раздается звонкий, раскатистый хохот, то это смеётся председатель сельсовета Кузьма Петрович Коровин.
Шёл за окнами такой нудный и холодный дождь, какой бывает только осенью, когда пустеют скошенные поля, да скрипят на шестах скворечники.
А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении
А сегодня Анка еще два раза прибегала и все-все рассказала: «И как отец встретил братьев, и чем угощал, и какие разговоры вел за столом».
А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:
Мольер прочитал кардиналу пьесу, (1) причем, (2) ко всеобщему удивлению (3) папский легат любезно сказал, (4) что не видит в комедии ничего плохого, (5) и оскорбления религии в ней не усматривает.
А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове
1) диспансе’р 2) де’фисное (написание)
А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении
Этот прибор уже широко используется на практике.
Родителей попросили возместить причиненный сыном материальный ущерб.
Подойдя к театру, мы увидели, что спектакль аннулируется в связи с болезнью главной исполнительницы.
На брифинге президенты решили много важных вопросов, в том числе об увеличении экономического сотрудничества.
Принятие такого закона сыграет, безусловно, большое значение в развитии местного самоуправления.
А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении
Только теперь нам становятся известны многие подробности этой трагедии.
Гарантийная мастерская была на другом конце города.
Валентина оказалась уже немолодой, но очень эффектной женщиной в меховом манто.
Все атрибуты царственной власти хранятся теперь в Оружейной палате.
А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании
больше миллиона триста пятидесяти тысяч
мазь для ревматизма
достичь намеченных рубежей
А27. Речевая ошибка допущена в предложении
Я всегда включаю радио, когда передается эта замечательная передача.
Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.
Мальчик воображал себя астрономом, открывшим новую звезду.
А28. Определите стиль приведенного ниже текста:
Стало необычно тепло для такого времени. Моросил мелкий, как бисер, дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. Но это была видимость. Его теплых, ручьями растекавшихся вод было достаточно, чтобы смыть дочиста снег с земли, которая теперь вся чернела, лоснясь, как от пота.
В час ночи от самого грузного, чуть шевельнувшегося колокола у Воздвиженья отделилась и поплыла, смешиваясь с влагой дождя, волна тихого, тёмного и сладкого гудения.