мультик про тыквы хэллоуин
17 мистических мультфильмов к Хэллоуину
Хэллоуин – удивительный праздник, вызывающий интерес во многих странах мира. Мы предлагаем вам окунуться в его мистическую атмосферу! Чтобы не было слишком уж страшно спать ночью, посмотрите семейные мультфильмы, посвященные Дню всех святых и загробной жизни.
1. «Это огромная тыква, Чарли Браун», 1966
(It’s the Great Pumpkin, Charlie Brown)
Мультик из серии Peanuts остается одним из самых популярных фильмов для Хэллоуина вот уже более 60 лет. Чарли Браун, его верный пес Снупи и другие персонажи готовятся к празднованию Дня всех святых, надеясь на обилие угощений. Но там, где сладости, там и гадости. Наших маленьких героев ждут захватывающие и порой страшные приключения.
2. «Кентервильское привидение», 1970
Трогательный советский мультфильм, созданный по мотивам одноименного произведения великого Оскара Уайльда.
Эксцентричное семейство переезжает в старинный замок, некогда принадлежавший Саймону Кентервилю. Недовольный присутствием незваных гостей, дух Саймона всячески пытается их напугать, однако сделать это крайне сложно. Пожалев измученное привидение, маленькая Виргиния пытается помочь лорду Кентервилю обрести долгожданный покой. Вот только она еще не знает, что муки призрака – наказание за злодейство, совершенное им при жизни.
3. «Винсент», 1982
(Vincent)
Знаковая работа Тима Бертона задала тон его дальнейшим проектам. Примечательно, что в оригинале закадровый текст зачитывает сам Винсент Прайс, которому подражает герой этого короткометражного мультика.
Винсент Маллой – необычный маленький мальчик, слишком увлеченный своими фантазиями. Обыденный мир ему противен, так что все свободное время Винсент мечтает о мистических историях, в которых он отыгрывает главную роль. Ребенок так заигрался, что впрямь поверил в придуманных им монстров.
4. «Кошмар перед Рождеством», 1993
(The Nightmare Before Christmas)
Хотя мультфильму почти тридцать лет, он все еще смотрится на одном дыхании. События разворачиваются в необычном городке под названием Хэллоуин, обитатели которого раз в год пугают людей накануне одноименного праздника. Однажды самый почетный гражданин городка – Джек Скеллингтон – попадает в город Рождества. После этого ему в голову приходит идея объединить темы двух таких непохожих праздников.
5. «Труп невесты», 2005
(Tim Burton’s Corpse Bride)
Великолепный кукольный фильм о жизни после смерти от Тима Бертона очаровывает мрачной атмосферой. Главные герои – Виктор и Виктория – готовятся к венчанию, но их планы нарушил неприятный инцидент. Репетируя речь в лесу, Виктор невольно предложил руку и сердце трупу чужой невесты. Покойница пробудилась ото сна и утащила новоиспеченного жениха в загробный мир!
6. «Дом-монстр», 2006
(Monster House)
Трое ребятишек (Ди Джей, Заглотыш и Дженни) решают исследовать тайны дома по соседству. Вскоре дети понимают, что мрачное здание живет собственной жизнью. Близится Хэллоуин, а потому надо поспешить и обезвредить чудовищный дом, пока он не натворил бед!
7. «Коралина в Стране Кошмаров», 2009
(Coraline)
Блестящая экранизация произведения Нила Гейнмана, известного своими книгами с мистической атмосферой. Это поучительная история о том, как важно ценить и понимать стремления наших близки� проявлять заботу.
Маленькая Коралина разругалась с родителями и мечтает о другой семье. Что ж, ее желание сбылось: девочка попадает в мир, где ее родители выглядят точь-в-точь как куклы. Они обещают ей беззаботную жизнь, если она согласится сменить свои глаза на пуговки.
8. «Франкенвини», 2012
(Frankenweenie)
Мрачный, но трогательный мультфильм о маленьком гении и его страстном желании вернуть к жизни любимого пса. Наряду со многими другими лентами из нашей подборки, данный проект входит в число самых кассовых кукольных мультфильмов.
Виктор Франкенштейн умен не по годам и его научные знания пришлись кстати, когда под колесами автомобиля погиб Спарки – домашний питомец Виктора. Наш юный гений проводит опыт и возвращает песика к жизни!
9. «Монстры на каникулах», 2012
(Hotel Transylvania)
10. «Паранорман, или Как приручить зомби», 2012
(ParaNorman)
Еще один культовый кукольный мультфильм в нашей подборке, посвященный монстрам. Поразительно, но на создание этой ленты было потрачено более 60 000 000 долларов! Впрочем, фильм окупился, принеся создателям более 100 000 000 долларов. Уже одни эти цифры говорят о том, что лента явно качественная и интересная.
В небольшом и неприметном городке под названием Блит Холоул живет самый необычный мальчик в мире. В отличие от остальных жителей города, Норман Бэбкок может видеть призраков и даже умеет с ними общаться. Такой дар придется как нельзя кстати, ведь на Блит Холоул вот-вот нападут полчища мертвецов!
11. «Как приручить зомби», 2012
(Papá, soy una zombi)
Дикси никак не может смириться с разводом родителей. Девочка стала замкнутой, мрачной и нелюдимой, от чего одноклассники ее дразнят, называя Зомби. Обиженная очередными колкостями, Дикси убегает в лес, а затем попадает на заброшенное кладбище. Там наша героиня превращается в зомби по-настоящему!
12. «Книга жизни», 2014
(The Book of Life)
Не секрет, что на Хэллоуин во многом повлиял аналогичный мексиканский праздник – День мертвых. Данный мультфильм посвящен легендам, связанным с этим старинным празднованием.
Катрина и Шибальба – могущественные боги смерти, повелевающие мирами Забытых и Незабытых. Наблюдая за любовным треугольник людей, в День мертвых боги заключают спор, делая ставки на парней, влюбленных в одну и ту же девушку.
13. «Семейка монстров», 2014
(The Boxtrolls)
Великолепная экранизация романа «Здесь живут монстры» – культовой книги Алана Сноу. Персонажи мультика живут в городке Сырбург и до смерти боятся коробочных троллей, обитающих в канализации. Люди полагают, что это злые монстры, которые так и норовят похитить самое ценное – детей и сыр. Но так ли плохи коробочные тролли или кто-то просто подпортил им репутацию ради своих корыстных целей?
14. «Тайна Коко», 2017
(Coco)
Мигелю Ривере всего 12 лет, но его музыкальные таланты развиты не по годам. К сожалению, родня запрещает мальчику заниматься музыкой, так как она стала причиной разлада семьи при жизни прапрадедушки Мигеля. И все же ребенок не намерен отказываться от чарующей магии музыки. Мальчику безумно хочется стать таким же прославленным музыкантом, как и Эрнесто де ла Крус. Он отправляется в мир мертвых, чтобы пообщаться со своим кумиром и узнать тайны предков.
15. «Мы – монстры», 2017
(Happy Family)
Семейство Уишбоунов просто хотело отпраздновать Хэллоуин, нарядившись монстрами. Да вот беда: на наших героев наложили чары и они действительно превратились в монстров! Папа стал чудищем Франкенштейна, мама превратилась в вампира, дочь теперь мумия, а сынок оброс шерстью и смахивает на волчонка! Что же делать бедолагам? Как снять могущественные чары? Самое время забыть о семейных распрях и объединить усилия.
16. «Сельма в городе призраков», 2019
(Día de muertos)
Мексиканские ленты крайне редко вызывают всемирный интерес, но данный мультфильм стал приятным исключением. И снова события разворачиваются в День мертвых – мексиканский праздник, повлиявший на тематику Хэллоуина.
Несмотря на свой юный возраст, 16-летняя Сельма умна и необычайно храбра. Однажды девушка узнает о старинном предании, согласно которому в День мертвых можно открыть врата в иной мир. Когда братья Сельмы находят старинную книгу заклинаний, начинают творится невероятные события. Наши герои попадают в Город Призраков!
17. «Семейка Аддамс», 2019
(The Addams Family)
И завершаем мы нашу подборку обзором перезапуска культовой франшизы о чудаковатой семье Аддамс. Истории этого цикла легла в основу фильмов об озорных детях и добрых чудищах. Бесспорно, приключения очаровательных Аддамсов подарят идеальную атмосферу для Хэллоуина.
Аддамсы переезжают в новый дом. Старинное поместье идеально подходит мрачному стилю жизни семейства, чего не скажешь о городке в целом. Мортиша и Гомес крайне недовольны тем, какое влияние здешние школьники оказывают на их ненаглядную Уэнсдэй. Впрочем, девочка с косичками тоже немало повлияла на поведение детишек, вызвав негодование горожан.
Хотя бытует мнение, будто праздники в духе Хэллоуина вредны, позвольте не согласиться с этим заблуждением. Подобные празднования напоминают нам о близости смерти, о ее многоликости, неизбежности и естественности. Благодаря таким праздникам начинаешь больше ценить прелести жизни и видишь свои страхи в совсем ином свете. Так что не надо бояться мрачных историй! Давайте лучше научимся извлекать из них полезные уроки.
Наслаждайтесь просмотром этих удивительных мультфильмов в кругу семьи и друзей и счастливого вам Хэллоуина!
«Кошмар перед Рождеством»: как создавался культовый хэллоуино-рождественский мультфильм
400 голов Джека Скеллингтона, три года работы и более 120 человек, участвовавших в проекте. Рассказываем, как создавался мрачный шедевр анимации, и о его визуале.
В зарубежном сегменте интернета нередко встречаются споры о том, какому все-таки празднику посвящен «Кошмар перед Рождеством». Съемочная группа не только не внесла ясности, но лишь больше всех запутала. Режиссер Генри Селик утверждает, что сделал хэллоуинскую историю. С ним не согласен композитор Дэнни Эльфман. Он считает, что мультфильм получился о Рождестве. В действительности совершенно не важно, кто прав, ведь смотреть этот анимационный мюзикл, пересматривать его и получать удовольствие можно круглый год. Вспоминаем, как создавался «Кошмар перед Рождеством», и восхищаемся трудолюбием, терпением и талантом авторов.
Тим Бертон родился и вырос в Бербанке — небольшом городе в округе Лос-Анджелес. В детстве праздники — особенно Хэллоуин и Рождество — находили в нем живой отклик. Они давали возможность среди прочего почувствовать смену времен года, которой как таковой нет в Калифорнии. По мнению Бертона, смысл Хэллоуина заключается в том, чтобы получить удовольствие от испуга, ведь никого не пытаются всерьез напугать до смерти. То же самое можно сказать и о «Кошмаре перед Рождеством».
Магазины Бербанка старались максимально заработать на праздниках, продавая соответствующие товары. Из-за этого мерчендайзеры начинали выставлять рождественские вещи уже в хэллоуинский сезон. Такая смесь и натолкнула Тима на мысль придумать историю о персонаже, попадающем из Хэллоуина в Рождество.
Бертон впервые подступился к реализации проекта о Джеке Скеллингтоне в начале 1980-х годов после того, как завершил короткометражный черно-белый мультфильм «Винсент». В качестве первоисточника выступило стихотворение, толчком к созданию которого стала любовь Тима к творчеству писателя и мультипликатора Доктора Сьюза, а также праздничным мультфильмам, виденный в детстве, — «Как Гринч украл Рождество» и «Рудольф, красноносый олень». Кроме того, Бертон вдохновлялся известной в США поэмой Клемента Кларка Мура «Визит святого Николая», впервые изданной в 1823 году. Во время написания первого варианта стихотворения Тим представлял звезду фильмов ужасов Винсента Прайса как рассказчика.
Бертон подготовил раскадровки и зарисовки и пошел с ними по студиям. Их представители на словах проявляли заинтересованность в «Кошмаре перед Рождеством», но на деле не спешили давать ему зеленый свет. При этом Тим был готов реализовать проект чуть ли не в любом виде: в частности, его устраивала даже короткометражка. Тем не менее тогда ему не удалось достичь успеха в переговорах.
В течение почти десяти лет Бертон не раз возвращался к мысли снять «Кошмар перед Рождеством». В 1990 году он решил вновь перейти к активным действиям. Для начала Тим попросил агента узнать, владеет ли Disney правами на проект. Дело в том, что Бертон работал на «Мышиный дом», когда придумал историю о Джеке Скеллингтоне. Студия внимательно следила за идеями сотрудников, ничто не ускользало от ее пристального взгляда. Оказалось, что и права на «Кошмар перед Рождеством» она успела получить. Благодаря успеху «Эдварда руки-ножницы» и «Бэтмена», Тим получил от Disney согласие на финансирование. Поскольку Бертон в то время работал над «Бэтменом возвращается», пришлось искать другого режиссера. Выбор пал на Генри Селика, хорошо владевшего техникой кукольной анимации. Тим знал его еще с 1970-х годов, более того — на заре 1980-х он показывал ему первые эскизы «Кошмара перед Рождеством».
Перед Бертоном стояла задача превратить небольшое стихотворение в сценарий полнометражного мультфильма. Сперва он привлек к работе Майкла Макдауэлла, ранее написавшего «Битлджуса», но с ним ничего не получилось. Тогда Тим решился на оригинальный ход и начал с музыкальной стороны. Для этого Бертон пригласил композитора Дэнни Эльфмана. Вместе они обозначили сюжетную линию, а также сочинили значительную часть песен. Интересно, что Тим и Дэнни подошли к «Кошмару перед Рождеством» не как к мюзиклу, а как к оперетте — жанру более старомодному, в котором музыкальные композиции теснее переплетены с повествованием.
Когда Генри Селик и его команда приступили к созданию мультфильма, сценария еще не было. Он появился лишь после того, как к проекту присоединилась Кэролайн Томпсон, работавшая с Бертоном над «Эдвардом руки-ножницы». В итоге поначалу в распоряжении Селика находились всего три песни Эльфмана. Отложить старт съемок не было возможности из-за ограниченного бюджета, то есть мультфильм требовалось во что бы то ни стало завершить вовремя.
Самым сложным испытанием для Эльфмана стало написание песни Poor Jack. Дело в том, что за две с половиной минуты Джек Скеллингтон должен был не просто исполнить композицию, но и перевернуть историю. Сначала он подавлен из-за того, что все испортил, а затем ему приходится убеждать себя, что все прекрасно и у него еще имеется возможность исправить ситуацию.
Есть у Эльфмана и любимый трек — The Town Meeting, который представляет собой разговор нескольких персонажей. При его создании Дэнни вдохновлялся в том числе творчеством Курта Вайля — немецкого композитора, наиболее известного благодаря работе с драматургом Бертольдом Брехтом, создателем эпического театра. Эльфману хотелось придумать нечто непохожее на современные бродвейские номера, и Тим Бертон был полностью согласен с таким подходом.
Несмотря на то, что «Кошмар перед Рождеством» снимал Генри Селик, мультфильм выдержан в фирменном бертоновском стиле, что касается в том числе и его визуальной составляющей. Город Хэллоуина создавался под заметным влиянием немецкого экспрессионизма, который так любит Тим Бертон. Представители этого направления в искусстве отказывались от воспроизведения, копирования и имитации реальности. Каждое художественное творение рассматривалось как проекция глубинного «Я» художника. Если говорить о визуальных приемах, то среди отличительных черт киноэкспрессионизма — ассиметричные композиции, а также резкие контрасты света и тени.
Никто не сомневается, что предстающая перед нами внешняя реальность не может быть подлинной. Реальность должна создаваться нами. Смысл предмета стоит искать вне видимости. Мы не вправе довольствоваться тем, что верим фактам, представляем факты, регистрируем факты, — нужно дать чистое, неискаженное отражение картины мира. А она заключена только в нас самих.
Город Хэллоуина отличает угловатая архитектура с искаженными формами и линиями, которая отражает то, как Бертон в свое время чувствовал себя изгоем, и то, как общество воспринимает все странное и необычное. Чтобы добиться от художников нетривиальных перспектив, Генри Селик порой просил правшей рисовать левой рукой и наоборот. Вместе с тем персонажам мультфильма комфортно жить в мире вечного ужаса, они не воспринимают его как нечто кошмарное. Соответственно, выбранный дизайн призван продемонстрировать их инаковость, а не извращенность. Преобладающая цветовая гамма обители страха — оттенки серого, черного и приглушенного оранжевого, что дополнительно подчеркивает ее мрачность.
Королевству Джека Скеллингтона противопоставлен созданный под влиянием иллюстраций Доктора Сьюза город Рождества, получившийся ярким, красочным, уютным, со множеством вкраплений рождественской иконографии. Селик намеревался представить перед зрителями совершенно другой мир, и блестяще справился с этой задачей. При этом оба места показаны как варианты нормы, ведь на самом деле все праздники нужны и имеют право на существование.
Команда Селика стремилась воссоздать в физических декорациях штриховки и текстуры, характерные для работ двух замечательных художников XX столетия — Эдварда Гори и Рональда Сирла. Для этого предметы мазали глиной или штукатуркой, а затем царапали на них линии, чтобы придать им вид «живого эскиза».
По словам Бертона, в анимации крайне важны глаза для выразительности персонажа. У части кукол «Кошмара перед Рождеством» либо их нет, либо они зашиты. Это касается и Джека Скеллингтона. На месте глаз у него красуются две больших черных дыры. Боссам Disney такой внешний вид главного героя мультфильма очень не нравился, но Бертон и Селик сумели настоять на своем и не прогадали. В дизайне головы Джека угадывается любовь Тима к эстетике Дня мертвых — праздника, посвященного памяти умерших, чей символ — калавера, то есть любое художественное изображение черепа.
На оригинальных набросках Тима Бертона костюм Джека полностью черный. Тонкие белые полосы добавил Генри Селик на ранних этапах тестирования камеры, так как в своем первоначальном виде Скеллингтон сливался с темным фоном города Хэллоуина.
Звук записывался еще до создания анимации. Это было крайне важно для Селика, который хотел, чтобы рты кукол двигались в полном соответствии с тем, что говорят актеры. Изначально на роль Санта-Клауса пригласили Винсента Прайса. С ним даже успели сделать пробные записи. Получившийся материал не подошел, так как Прайс на тот момент недавно потерял жену, был сильно подавлен, и его голос казался слишком мрачным. Далее создатели мультфильма встретили с лауреатом премии «Оскар» Доном Амичи, но он оказался чересчур ворчливым, что не могло способствовать плодотворной работе. Следующим претендентом стал Джеймс Эрл Джонс, озвучивавший Дарта Вейдера. Здесь все испортил Дэнни Эльфман. Он зачем-то сказал Джонсу, что роль писалась специально для него, а тот в ответ очень разозлился и крикнул: «Ты не знаешь меня!». В результате Сантой стал Эдвард Айвори, которого нашли в Сан-Франциско.
Дэнни Эльфман не только написал песни для «Кошмара перед Рождеством», но и исполнил все партии Джека Скеллингтона. Впрочем, когда король города Хэллоуина просто произносит реплики, зрители слышат голос актера Криса Сарандона, звезды комедийного фильма ужасов «Ночь страха». Так получилось из-за того, что уровень озвучивания разговорных сцен у композитора не соответствовал уровню его пения. Эльфман очень расстроился, узнав, что Селик не хочет, чтобы он говорил за Джека. Режиссер остался непоколебим и пошел просить разрешения у Бертона. Несмотря на то, что Дэнни и Тим были давними друзьями, последний согласился на предложение Селика.
«Кошмар перед Рождеством» снят преимущественно в технике покадровой анимации, которая в начале 1990-х считалась старомодным искусством. Временами при создании мультфильма использовались другие технологии, но в основе — работа художников, нарисовавших декорации и придумавших множество крутых фишек.
Когда перед вами прекрасное творение, вы ощущаете энергию его создателя. Это некая субстанция, которую никогда не смогут передать компьютеры — им не подвластен этот элемент. Он относится скорее к той сфере, которая включает в себя художников и их полотна. К тому же визуальному ряду принадлежит и мой проект с его персонажами, а единственным способом осуществить его была покадровая съемка — работа весьма специфическая.
Мультфильм снимался в основном на специально построенной для этого студии Skellington Productions, расположенной в Сан-Франциско. Несколько раз туда приезжал Тим Бертон, чтобы проконтролировать процесс, но преимущественно Генри Селик держал с ним связь на расстоянии, регулярно высылая готовый материал. У команды «Кошмара перед Рождеством» было 19 звуковых павильонов для съемок, в которых разместили 230 мини-декораций. Чтобы упростить работу мультипликаторов, делались специальные люки. За счет них управление марионетками становилось гораздо удобнее.
В мюзикле около 60 персонажей, и для каждой куклы смастерили несколько дубликатов. Процесс изготовления фигурок проходил в несколько этапов. Сперва их лепили из пластилина. На следующем шаге заливали глиной и делали форму. Далее пластилин убирали и вставляли подвижный железный остов. Именно благодаря ему впоследствии обеспечивалась гибкость движений. Затем форму заполняли пластиком и отправляли в печь. После этого от формы избавлялись, а кукла попадала в руки художников, которые ее красили, одевали, приклеивали волосы или шерсть.
Для Джека Скеллингтона создатели мультфильма сделали около четырех сотен разных голов. Каждую из них сфотографировали, а снимки занесли в компьютер. При помощи специальной программы определялось, какая гримаса нужна при произнесении того или иного звука.
У Салли был комплект масок. Новая надевалась, когда у персонажа менялось выражение лица. Создатели мультфильма выбрали этот вариант, так как от изготовления голов пришлось отказаться из-за длинных волос девушки.
У Джека Скеллингтона есть необычная собака по кличке Зеро. У пса относительно нормальная мордочка и нос, но тело и уши постоянно словно растекаются. Сделать такого персонажа для мультфильма — тяжелая задача в плане поиска подходящих материалов. Создатели «Кошмара перед Рождеством» выбрали свинцовый лист, обладающий нужной гибкостью. Именно из него изготовили уши и тело, которые затем покрыли тканью. В кадрах, где есть Зеро, приходилось прибегать к старой технике иллюзионизма, известной как призрак Пеппера и требующей использования листа стекла и специального освещения.
Производство мультфильма с использованием техники покадровой анимации — кропотливый труд. Каждая секунда «Кошмара перед Рождеством» — это 24 кадра. Чтобы сделать всего одну минуту анимационного мюзикла, требовалась неделя упорной работы. В целом производственный процесс занял около трех лет. В пиковые периоды в перенесении стихотворения Бертона на экран участвовало более 120 человек. Один из самых сложных кадров — момент, когда Джек смотрится в блестящую дверную ручку, словно в зеркало. Создатели мультфильма старались сделать все максимально реалистичным, поэтому им пришлось немало постараться, чтобы получить правильное отражение Скеллингтона и окружающих его предметов.
Чтобы отделить «Кошмар перед Рождеством» от сильно отличающейся от него продукции студии, боссы Disney решили выпустить мюзикл под брендом Touchstone Pictures. Кроме того, в название они добавили имя Тима Бертона для дополнительной рекламы, из-за чего многие и сегодня считают его режиссером мультфильма.
На производство мюзикла потратили всего 18 миллионов долларов. Согласно данным на 2020 год, он собрал в прокате примерно в четыре раза больше. Столь внушительная сумма обусловлена тем, что его не единожды перезапускали в кинотеатрах. Со временем «Кошмар перед Рождеством» обзавелся солидной фанбазой и приобрел культовый статус. По сей день он не теряет актуальности и популярности. В 2019 году бренд Vans вместе с Disney выпустил коллекцию, посвященную ему. Линейка включает в себя обувь, одежду и аксессуары с тематическими принтами. Например, в ней есть кеды, на одной стороне которых изображен Джек Скеллингтон на холме, а на другой — его прогулка по городу Хэллоуина.
В феврале 2019 года появились слухи о том, что Disney готовит то ли игровую адаптацию, то ли сиквел мультфильма. Скорее всего, Тиму Бертону возвращение к Джеку и компании пришлось не по вкусу. Режиссер не раз говорил, что выступает против продолжения. Будем надеяться, что слухи так и останутся слухами, а Бертон при необходимости сможет отстоять «Кошмар перед Рождеством».
Текст написала Мария Букалова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.