картина виноградова обед работников
Сергей
Арсеньевич Виноградов
Сергей Арсеньевич Виноградов (1 (13) июня, по другим данным — 1 (13) июля 1869, Большие Соли — 5 февраля 1938, Рига) — талантливый русский художник, мастер импрессионистского пейзажа и «интерьерных» работ, ученик Василия Поленова, педагог Строгановского художественно-промышленного училища. Один из соучредителей Союза русских художников, организатор «Выставок работ 36 художников» и выставки русской живописи в США.
Особенности творчества художника Сергея Виноградова: картинам Виноградова присуще обилие воздуха и света и общее радостное настроение. Считается одним из представителей русской импрессионисткой живописи, но в последний период творчества вернулся к традициям реализма.
Судьба Сергея Виноградова сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую жизнь, получил признание, не голодал даже в первые послереволюционные годы, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. А после смерти был практически забыт. Советские историки искусства о Виноградове, который последние 15 лет провел в Латвии, вспоминали редко. Интерес к художнику возродился в перестроечные годы, когда его картины стали «всплывать» на русских торгах Christie’s и Sotheby’s и уходить с молотка за внушительные суммы.
Будущий художник родился в Больших Солях Костромской губернии в многодетной семье священника. Деревушка, стоящая на берегу речки, была окружена лесами и рощами, славилась церковной архитектурой и умелыми мастерами. Впоследствии художник Сергей Виноградов будет изображать и крестьянский быт, и религиозные сюжеты, а главной его страстью станут пейзажи — природу он боготворил.
Сережа часами наблюдал за работой жившего по соседству иконописца и не расставался с бумагой и карандашами. Родители поддержали выбор сына и в 11-летнем возрасте отправили его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Мальчик поселился у профессора Евграфа Сорокина, который также был родом из Больших Солей. Кроме Сорокина, классы вели Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Дмитриевич Поленов. Все как один — именитые живописцы и члены Товарищества передвижных художественных выставок.
Передвижники давали юным талантам не только творческую свободу, но и возможность зарабатывать. Они устраивали публичные выставки студенческих работ. Виноградов представлял на них жанровые рисунки и этюды, на которых были изображены крестьяне, работники и жители маленьких городков, церковные сюжеты. Москвичи охотно покупали рисунки, а преподавательский совет поощрял автора — кистями, красками и даже деньгами.
В Париже уже был Лувр, а в Москве еще не было Третьяковки. Но коллекции меценатов, которые легли в основу главных российских музеев, уже формировались. Поленов водил студентов в дом Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре и Павла Третьякова в Лаврушенском переулке, где они видели вживую работы Коро, Делакруа, Энгра, Курбе и многих других великих живописцев.
Деревенские сюжеты
В 20 лет Сергей Виноградов получил звание классного художника и поступил в Петербургскую академию, которую бросил, заболев тифом. А в 21 переехал в Харьков, где ему предложили должность преподавателя рисунка в ремесленном училище с освобождением от воинской службы. Оторванный от друзей, в следующие восемь лет он при каждом удобном случае вырывался в Москву.
Виноградов часто гостил в имениях московского сахарозаводчика и коллекционера Павла Харитоненко, расположенных в Харьковской губернии. Участвовал в барских забавах — выездах на рысаках, охоте на зайцев. И беспрестанно писал, уделяя особое внимание жанровым сценам из деревенской жизни (1, 2, 3).
Уже в юношеских работах «Пристань на Волге» (1885) и «У корчмы» (1887) «пробивается» импрессионистское видение Виноградова. Но идеологически молодой художник, как и большинство его друзей, тяготел к передвижникам. В товарищество его приняли только в 1899 году, когда взгляды художника на искусства стали постепенно меняться.
Импрессионистские пейзажи
В Москве, куда Виноградов вернулся, переведясь в Строгановское училище, он сблизился с Константином Коровиным. Художники часто ездили на природу, рыбачили на речке Нерль. Иногда к ним присоединялись Валентин Серов и Федор Шаляпин.
В 1902 году Виноградов вместе с Василием Переплетчиковым отправился на Север. Путь пролегал через Рыбинск, Архангельск. Шли по Серверной Двине, Сухону и Белому морю, мимо Соловецких островов. Из этой поездки художник привез знаменитую «Северную деревню», на которой отчетливо виден переход Виноградова к импрессионизму.
Талантливый организатор
На рубеже веков русская живопись искала выход из кризиса идей академизма и передвижничества. Сергей Дягилев проводил в Петербурге выставки «мирискусников», а Виноградов при поддержке Коровина и Переплетчикова организовал в Москве «Выставку работ 36 художников». За первой успешной выставкой последовала вторая, а в 1903 году их участники основали Союз русских художников. Виноградова, который вышел из товарищества передвижников, избрали в комитет.
Знаток и ценитель французской живописи, художник часто помогал коллекционерам. В 1902 году в Париже Виноградов консультировал Михаила Морозова. Среди прочих москвичи отобрали работы Гогена, Сезанна, Дега. Самым успешным приобретением был «Портрет Жанны Самари» Ренуара, купленный за 20 тысяч франков у Амбруаза Воллара (сейчас хранится в Эрмитаже).
Оставшись в Париже, Виноградов часто посещал галерею Дюран-Рюэля и любовался работами импрессионистов. Больше других его восхищал Ренуар: влияние французского живописца заметно на картине Виноградова «Испанская танцовщица (Отеро)» (1903).
Успех и достаток
В конце нулевых – начале десятых годов центральной темой творчества Сергея Виноградова становится дворянская усадьба. Десять лет подряд он приезжал погостить в имение Головинка в Тульской губернии, принадлежащее Всеволоду Мамонтову. Там писал жанровые картины, пейзажи и интерьеры: «Летом» (1908), «Цветник» (1910), «В доме» (1910), «Играет» (1914). Проникнутые лиризмом работы воспевали уклад жизни, который безвозвратно уходил в прошлое.
В 1912 году Виноградову присвоили звание академика. Он оформляет детские книги. Во время Первой мировой войны рисует агитационные плакаты (1, 2). Участвует в европейских выставках Союза русских художников. И даже пробует себя в роли литературного критика.
Это самый успешный период в жизни художника Сергея Виноградова: его картины раскупают еще до открытия выставок, он обретает личное счастье. Женой 49-летнего Виноградова становится его бывшая ученица, 33-летняя Ирина Войцеховская.
Революция и эмиграция
События 1917-го года Виноградова поначалу воодушевили. Он пытался встроиться в новую действительность и даже принимал участие в оформлении московского Кремля к первой годовщине революции.
Вскоре энтузиазм сменился горечью. Художник с грустью наблюдал за разграблением дворцов и поместий друзей-меценатов и расцветом левого искусства, вытеснявшего все другие направления. Конструктивизм с его угловатыми формами он не принял, а выставки реалистической живописи в Москве больше не проводились. Чтобы помочь бедствующим художникам, Виноградов взялся за организацию выставки русского искусства в США.
Два года хлопот, и в декабре 1923 года работы отправили морем в Нью-Йорк. Архипов, Грабарь, Кустодиев, Григорьев, Серебрякова, Юон, сам Виноградов — в здании на Лесингтон-авеню разместилось больше тысячи работ почти ста авторов. Выставка привлекла 17 тысяч посетителей, но продалась лишь десятая часть работ…
Оценка, продажа и реализация картин С.А. Виноградова
Успешный художник-импрессионист С.А. Виноградов
Сергей Арсеньевич родился в Костромской губернии в 1869 году. Рос он вместе с братьями и сестрами в семье сельского священнослужителя. Выросший среди живописных деревенских и церковных видов, Виноградов впитал в себя всю их красоту и в дальнейшем сделал главной темой своей живописи.
Ребенок часами наблюдал за работой местного иконописца и уже с юных лет пробовал свои силы в рисовании, так что в 11 лет родители отдали его в Московское училище живописи. Там он прошел отличную школу у талантливых живописцев, таких как Маковский, Поленов, Прянишников.
Учителя водили своих учеников в дома Павла или Сергея Третьякова для знакомства с работами лучших художников, всячески поощряли их свободу творчества и помогали принять участие в выставках передвижников. Позже юноша поступил в петербургскую Академию художеств.
Большое трудолюбие и интерес к своему делу привели к тому, что Виноградов стал успешным живописцем и жил в достатке. В 43 года он стал академиком Академии художеств, а в 47 лет ее действительным членом.
Сергей Арсеньевич участвовал в таких выставках, как «Московское товарищество художников», «Мир искусства», «Союз русских художников», «36 художников и других. Его мастерски созданные полотна раскупали еще до открытия выставок, так что Виноградов не испытывал затруднений с деньгами. Примеры его известных работ: «Северная деревня», «Южная ночь», «Бабы (Подруги)», «В доме».
Виноградов вначале с воодушевлением принял события революции, однако зрелище разрушаемых источников культуры и пропаганда нового искусства все более угнетали его и в конце концов вынудили уехать в Ригу. В Латвии он продолжал с вдохновением трудиться и тоже обрел популярность.
Умер художник в 68 лет от воспаления легких и был похоронен в Риге.
Направление в живописи
Пейзажи в стиле импрессионизма
В 1903 году Виноградов стал одним из организаторов «Союза русских художников» — общества, объединившего тех живописцев, которым нравилось создавать произведения национально-самобытного характера.
Он много путешествовал по российским просторам, побывав в Архангельске, Рыбинске, Сухоне, где родилась одна из его известных картин «Северная деревня». Это произведение создано уже после поездки в Париж, из которой Виноградов вернулся под впечатлением от картин французских импрессионистов. При этом можно заметить в нем черты русского импрессионизма с их содержательными образами и передачей впечатления автора.
Художник часто выезжал со своими коллегами Коровиным и Серовым на природу. В этих поездках также рождались новые идеи, новое видение российских просторов. Для пейзажей Виноградова характерны яркость, насыщенность, что полностью соответствует жизнеутверждающей позиции художника. Не только его пейзажи, но и работы в других направлениях отличают светлые тона, яркость красок, вызывающие у зрителей радостные переживания.
Жанровые картины и интерьеры
Виноградова особо привлекал быт, сюжеты из жизни. На его полотнах часто можно встретить жанровые сцены с участием простых людей («Обед работников», «Крестьянка с граблями», «Крестьянская девочка»), изображение деревенских изб и церквей («В церкви», «Изба», «В избе»), сцены из жизни более обеспеченных особ («Солнечный день. Дама у балюстрады», «Летом», «Интерьер вечером»).
По огромной цепочке его жанровых картин можно проследить, как постепенно меняется уклад жизни русского человека, но жизнь продолжает играть в нем со всей полнотой красок.
Рекорды продаж, стоимость картин художника
Сергей Арсеньевич считается успешным художником, прожившим счастливую жизнь. Он никогда не испытывал нужды, получил призвание, оставил после себя большое наследие картин и талантливых учеников. Однако переезд в другую страну сделал свое дело — после смерти о художнике забыли и заговорили о нем снова только тогда, когда на международных аукционах стали за большие суммы уходить его работы.
Выясним, сколько стоят картины Виноградова сегодня и каковы рекорды его продаж на аукционах.
В 2010 году на «Сотбис» была представлена картина Виноградова «Вид на Ай-Петри, Крым». Работа была создана в 1916 году и куплена у художника в 1920-х годах, после чего передавалась владельцем по наследству. В год создания холст участвовал в XIV выставке «Союза русских художников».
Хотя на дворе был экономический кризис, коллекционеры готовы были платить за русскую живопись огромные деньги, считая ее более стабильным капиталовложением, нежели обвалившиеся акции и недвижимость. В начале торгов сразу восемь российских покупателей вступили в борьбу за «Вид на Ай-Петри», желая заполучить ее в свои коллекции. В результате острой аукционной битвы полотно с эстимейтом около 150 тысяч долларов ушло за 902 тысячи долларов, превысив первоначальную стоимость в шесть раз.
В 2007 году состоялась еще более яркая продажа. Картина «Вид на Печерский монастырь» была представлена на аукционе «Сотбис» с эстимейтом 60-80 тысяч фунтов стерлингов. В ходе торгов предварительная стоимость была превышена в семь раз — полотно ушло за 513 тысяч фунтов, что соответствует 1,06 миллиону долларов.
Также к числу крупнейших продаж художника относятся уходы картин «Усадьба Мамонтовых» (продана в 2014 г. за 760 тыс. долларов), «В усадьбе» (2006 г., 449 тыс. долларов), «Летний день. Крым» (2017 г., 363 тыс. долларов), «Колокольня Псковско-Печерского монастыря» (2011 г., 337 тыс. долларов).
Чтобы ответ на вопрос о том, сколько стоят картины Виноградова, был объективным, приведем еще несколько примеров продаж другой ценовой категории. В разные годы на аукционе Sotheby`s были проданы его работы: «Деревенский пейзаж» (180 тыс. долларов), «Вид на церковь. Москва» (114 тыс. долларов), «На Волге» (15,6 тыс. долларов) и многие другие.
Из этих примеров мы видим, что некоторые произведения художника стоят миллионы, а другие уходят за несколько тысяч. От чего это зависит, а также как оценить, как и где продать картину Виноградова, разберем ниже.
Продажа, скупка и экспертиза картин Виноградова
Как оценить картину Виноградова
Перед продажей произведения столь известного художника может возникнуть естественный вопрос о цене. Как не прогадать, чтобы и цена была достойной и риск не продать холст свелся к минимуму? Для этого рекомендуется оценить картину Виноградова в специальном научно-исследовательском центре.
Преимущества обращения в такой центр велики. При проведении экспертизы картины Виноградова эксперт тщательно изучит его с помощью приборов, поиска по каталогам и иным источникам. Так как специалисты хорошо разбираются в конкретных эпохах, деятельности художников, имеют доступы к различным базам знаний, они смогут найти достоверную информацию, сопоставить результаты лабораторного и информационного исследования и предоставить полученные данные клиенту.
На основании того, к какому периоду относится картина, каковы ее особенности, художественная и культурная ценность, эксперт сделает заключение о предварительной стоимости произведения.
Как продать картину Виноградова
В отличие от продажи работ неизвестных художников, перед продажей полотна популярного мастера рекомендуется проделать определенную работу. К ней относится сбор информации об истории перепродаж картины, знаменательных событиях (музейных и иных экспозициях, награждении за нее автора, попадании на обложки популярных журналов или газет и др.), об особенностях создания картины и описание ее как материального объекта (указание размеров, вида, качества материалов и другое).
Необходимость такой работы продиктована тем, что разница в цене для картины известного художника при наличии подробной информации и ее отсутствии может быть довольно внушительной. Так, картина, за которую автор получил золотую медаль или которую у него купил меценат Третьяков, будет куда более ценной для покупателей, чем обычная работа. Но весь вопрос в том, что продавец часто не знает таких подробностей о своей картине и продает ее едва ли не за бесценок.
Где продать картину Виноградова
Существует несколько способов продажи полотен известных мастеров: от аукционов до частных встреч через знакомых. Мы расскажем только о двух из них — продаже через сайт и прямой продаже нам.
Первый вариант подразумевает, что вы публикуете на сайте информацию о своей картине (представляете ее фотографии, описание и указываете цену). Одним из таких сайтов является «Лермонтов» — он имеет большую аудиторию ценителей живописи.
Второй вариант — это продажа холста нам за часть его стоимости. Реалиацию картин Виноградова мы ведем только после их оценки нашим экспертом.
Для продажи картины или заказа экспертизы позвоните нам по телефону: +7 (495) 969-14-05.
Обед работников
Автор: | Виноградов Сергей Арсеньевич |
---|---|
Арт-стиль | Русская живопись XIX века |
Тематика: | Быт и жизнь людей |
Выберите размер: | |
Тип исполнения: | |
Подрамник: | |
Текстурный гель: | да нет |