караваджо ужин в эммаусе описание
Картина «Ужин в Эммаусе»
Подробное описание картины, предпосылок, религиозной и политической ситуации на момент написания работы.
Несмотря на краткость карьеры Микеланджело да Караваджо, его творчество является поворотным моментом в мировой истории искусства. Созданный мастером стиль еще несколько столетий был популярен и востребован.
Ужин в Эммаусе
Сюжет
«Ужин в Эммаусе» — популярный сюжет в христианском искусстве. В его основе лежит эпизод, о котором говорится в Евангелии от Луки.
После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. Именно краткий миг этого озарения и изображает Караваджо.
Предпосылки
Для кого художник написал картину — неизвестно, можно лишь утверждать, что она была создана в Риме, в 1602 году, в разгар rонтрреформации.
Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику. Для следования этой директиве мастера того времени должны были быть максимально реалистичными. Таким образом, стиль Караваджо был будто специально предназначен для создания произведений искусства на библейские темы, что соответствовало поставленным клерикальной властью задачам.
Освещение
Передаче глубокого драматизма картины служит использование светотени. Как и во многих других работах Караваджо, здесь можно наблюдать преобладание темно-коричневых тонов, в условиях закрытого помещения используется яркий свет, опускающийся вертикально на изображенных людей, создавая тем самым сильный контраст с затемненными участками.
Перспектива и связь с реальностью
Кажется, что протянутая рука апостола справа изнутри касается холста, на котором написана картина. Локоть второго выглядит так, будто он и в самом деле преодолел грань между пространством картины и реальностью. Корзина с фруктами, ненадежно стоящая на краю стола, создает ощущение, что её может опрокинуть малейший толчок. Включенности изображаемого в реальное пространство способствует отсутствие пола на картине.
Для подобных оптический иллюзий в произведениях Караваджо идеально подходила новая религиозная атмосфера в Риме. Так, святой Игнатий Лойола в своих духовных упражнениях призывал верующих при рассматривании христианских произведений задействовать все пять чувств, чтобы не только понять сюжет на полотне, но и попытаться физически представить себя в изображенной сцене.
Святой Матфей. 1602.
Тем не менее, для многих реализм мастера зашел слишком далеко. На картине «Святой Матфей», написанной в 1602 году для церкви Сан-Луиджи, святой изображен босым и сидящим со скрещенными ногами таким образом, что его правая нога кажется выступающей из пространства картины. Работа была отклонена, так как священники сочли изображенную фигуру непристойной. Позже художнику пришлось создать вторую версию, где святой приседает на колено.
Вторая версия Святого Матфея
Критика
Подобно «Святому Матфею», картина «Ужин в Эммаусе» также подверглась критике. Многих смущал деревенских вид апостолов и Христа, который — вопреки канонам — был изображен безбородым.
«Отсутствие приличий» — наиболее распространенная критика в адрес Караваджо. Неприятие у современников вызывало стремление Караваджо показать апостолов в неприукрашенном виде — грязными, оборванными, неопрятными.
Замечания вызывали и изображенные на столе фрукты: виноград, инжир и гранат. Это осенние плоды, в то время как распятие и воскресение Христа произошло весной. Но выбор именно этих фруктов можно объяснить, если принять во внимание их символическое значение. Гнилое яблоко — символ искушения и грехопадения, виноград символизирует жертву Христа. Также узнаваемым символом тела Иисуса в христианской символике является хлеб.
Поздняя версия картины
Спустя пять лет Микеланджело создал вторую, менее амбициозную, версию картины.
Ужин в Эммаусе, Караваджо: анализ, интерпретация 579 слов читать
4 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Текст ещё не готов
Ужин в Эммаусе Караваджо Анализ, Интерпретация библейской живописи итальянского барокко MAIN AZ INDEX
Ужин в Эммаусе.Автор Караваджо.Считается одной извеличайших картин всех времен.
Для других изображений см.:Анализ известных картин.
Содержание Описание • Интерпретация ужина в Эммаусе • Другие известные картины Караваджо
Описание Художник : Караваджо (1571–1610) Материал : Холст, масло, темпера Жанр : Историческая картина, иллюстрирующая библейский сюжет Направление : Караваджизм Местонахождение : Национальная галерея, Лондон.
Крупный план Христа
Значение картинДля анализа картинхудожников-караваджистов, таких как Караваджо, см.Наши образовательные статьи:Оценка искусства иКак ценить картины.
Краткая карьера Микеланджело Меризи да Караваджо стала поворотным моментом в истории искусства. Его короткая и бурная жизнь дает нам сенсационную и драматичную историю, и четыре века спустя его уникальный стиль живописи продолжает требовать нашего внимания. Для получения дополнительной информации о стиле Караваджо см.: Классицизм и натурализм в итальянской живописи 17 века.
Ужин в Эммаусе – популярная тема в христианском искусстве – представляет собой историю, рассказанную в Евангелии от Луки, когда после распятия два апостола Христа приглашают кажущегося незнакомца, которого они только что встретили, разделить с ними трапезу. Когда он благословляет и преломляет хлеб, они понимают, что их гость на самом деле Воскресший Христос. Святой Лука называет одного из апостолов Клеофой, но не называет другого. «И их глаза открылись, и они узнали его, и он исчез из их поля зрения». За ними непонятно смотрит трактирщик.Караваджо решил изобразить один точный момент, а именно ту долю секунды после того, как два апостола осознали, что они стали свидетелями чуда невообразимой силы. Он останавливает этот момент, делает его постоянным и дает нам возможность не торопиться, подумать о чуде и испытать на себе то чувство потрясения и удивления, которое испытали два апостола.
Два шедевра Караваджо. Ужин в Эммаусе
Караваджо написал две картины на один и тот же сюжет.Разница составляет 5 лет.У нас есть возможность сравнить эти два шедевра,мы можем увидеть как менялось мастерство Караваджо.
Картина была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу Караваджо получил 7 января 1602 года 150 крон. Позднее картина была приобретена кардиналом Сципионом Боргезе. В настоящее время на правах аренды она экспонируется в Институте искусств Чикаго, постоянное местонахождение — Национальная галерея в Лондоне.
Это полотно отличается драматичностью освещения, театральностью жестов и высочайшим реализмом в передаче деталей. Караваджо на картине показывает момент благословения Иисусом хлеба и раскрытия его личности этим двум ученикам.
На первый взгляд, если не знать содержания, перед нами обычная жанровая сцена в таверне, где трое мужчин обедают вместе, они рады встрече и о чем-то оживленно беседуют.
На картине Христос изображен безбородым юношей, как у Леонардо, что не соответствовало иконографической традиции, с полноватым, даже мясистым лицом, с вьющимися волосами (внешность Спасителя, скорее всего, соответствовала натурщику, которого художник сумел найти). Одет в красный хитон с прикрывающей плечо светлой накидкой, в отличие от одежды простолюдинов, в которых изображены ученики.
Апостолы бородаты, с обветренными лицами паломников и взлохмаченными волосами.Хозяин дома – правоверный иудей в ермолке.
Узнав Спасителя, ученик Клеопа (слева) от изумления привстал со стула и будто отодвигает его в сторону зрителя, его правый локоть вырывается за пределы композиции, дырка на рукаве белым пятном привлекает внимание и выходит за рамки холста.
Удивленный ученик справа (имя его не указано в Евангелии) с раскинутыми широко руками, символизирует распятие, левая рука почти тычет в глаз зрителю, стоящему рядом с картиной. Благодаря этим эффектам зритель будто вынужден принять участие в нарисованной религиозной сцене.
Исследователи считают, что Караваджо в образе ученика справа изобразил апостола Петра или апостола Иакова-старшего (Зеведеева, брата Иоанна Богослова), на одежде которого пришита ракушка, знак пилигрима и символ Святого апостола Иакова, высоко почитаемого в католическом мире. А протянутые руки ученика соединяют и нас с паломниками, т.к. все мы паломники в поисках спасения.
Даже те, кто не признает Христа, находятся на этом пути: владелец гостиницы, который видит и ничего не понимает, представляет мир язычников, иудеев и еретиков, которые не признают Христа и его церковь, но фигура хозяина дома бросает тень, которая формирует темный ореол-нимб вокруг головы Христа, как будто указывает, что мы чтим Спасителя, даже игнорируя или отказывая Ему.
По замыслу зритель становится активным участником не только изображенной сцены. Протянутая рука Христа — жест благословения хлеба, а также жест приглашения каждого из нас присесть за один с Ним стол. Напоминает о наших личных отношениях со Христом, наш собственный опыт прозрения.
Караваджо будто приглашает нас присоединиться к трапезе в Эммаусе, разделить хлеб и соединиться со Спасителем, будто Он сам зовет нас присоединяться к нему за этим столом воспоминания, за которым мы считаем Христа Воскресшим и живущим в наших сердцах.
Караваджо делает яркий акцент на натюрморте, который имеет символическое значение. Было предпринято множество попыток раскрыть его. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, черный виноград также указывает на нее, а белый является олицетворением Воскресения.
Еще одним символом Воскресения является гранат. Яблоки в системе значений «читаются» двояко: и как плоды благодати, и как указание на первородный грех, искупленный кровью Христа. Обращает на себя внимание то, что в реальности весной, когда происходит действие сюжета, такие фрукты не могли быть на столе. Это лишь доказывает их символическое значение.
ВТОРАЯ КАРТИНА Караваджо»Ужин в Эммаусе, 1606. Пинакотека Брера, Милан.
Написание картины приходится на весьма щекотливый период в жизни художника: лето 1606 года. В возрасте 35 лет Караваджо находится в Риме, где наконец достигает славы и успеха. Но внезапно все меняется. Во время драки он убивает человека и вынужден бежать. Кроме того, во время столкновения его самого тяжело ранили. С этого момента его объявляют в розыск и для художника начинается жизнь в бегах. Картина вероятнее всего была написана в то время, когда Караваджо скрывался в усадьбах князей Колонна, его защитников, чтобы исцелиться и бежать в Неаполь.
В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи.
Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего. Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на одноимённую работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками.
Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. В картине не достаёт тщательности юношеских работ Караваджо, где подчёркнутая проработка деталей могла отвлекать от общего смысла. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета.
Однако высочайшее мастерство художника выдают некоторые натуралистические детали, такие как контраст между молодой и нежной рукой Христа и обожжённой солнцем натруженной рукой ученика. Акцент также сделан и на простоте и бедности учеников, трактирщика и служанки, которые изображены с морщинистыми лицами и шеями. Это роднит «Ужин…» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее.
Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагическим.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: некоторые считают, что в образе Христа, Караваджо изобразил самого себя.
Описание картины Микеланджело Караваджо «Ужин в Эммаусе»
В своем произведении Микеланджело Караваджо обращается к излюбленной художниками сцене из Евангелия от Луки.
Согласно библейской истории, на третий день после распятия Христос явился к своим ученикам. Двое из них, погруженные в свое горе, шли из Иерусалима в местечко Эммаус. По дороге им встретился странник, который спросил почему они так печальны (то был Иисус в другом облике). Ученики не узнали своего учителя и удивились его неведению: ведь известие о распятии облетело все окружающие деревни, но рассказали незнакомцу о том, что случилось. После этого они пригласили странника разделить с ними ужин. Во время трапезы Христос разломил хлеб, как во время таинства евхаристии, и благословил своих последователей. Тогда-то ученики узнали своего Учителя, но в тот же миг он исчез, став невидимым для них.
Караваджо изображает последователей учения Христа пожилыми мужчинами в бедной поношенной и заплатанной одежде. У одного из них на груди прикреплена ракушка – этот символ используют паломники, путешествующие к святым местам. Мужчина, сидящий слева, схватился за подлокотники своего кресла и в изумлении пытается подняться – он готов мгновенно отвечать на речи учителя. Другой раскинул руки в стороны, подобно распятому Иисусу – это поза символизирует схожесть каждого верующего с Христом.
На картине представлен еще один персонаж – хозяин трактира. Он не упомянут в тексте, но его изображение добавляет произведению реалистичности, поскольку он единственный из присутствующих не понимает истинного смысла происходящего.
За изображение самого Христа художника часто критиковали, поскольку оно было далеко от иконографии: он представлен без бороды, с округлым женоподобным лицом. Возможно, так художник пытался передать тот «иной образ», в котором ученики не узнали своего предводителя.
На столе перед героями изображен натюрморт, все элементы которого имеют аллегорическое значение. Так, жареная курица является аллегорией смерти, как и черный виноград. Гроздь белого винограда символизирует воскрешение Христа, а гранат – его искупительные страдания. Яблоки – достаточно неоднозначный символ, который трактуется как указание на первородный грех или как Божественный дар. Тень от корзины на столе образует очертания рыбы – это один из символов Христианства.
Богатый символический язык и новаторские приемы делают картину Караваджо шедевром, выделяют ее среди прочих изображений этого библейского сюжета.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Приложения
—Новости
—Фотоальбом
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Caravaggio, «Supper at Emmaus» (Ужин в Эммаусе),1601
Караваджо / Ужин в Эммаусе, 1599—1602/ Национальная картинная галерея, Лондон
Картина была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу Караваджо получил 7 января 1602 года 150 крон. Позднее картина была приобретена кардиналом Сципионом Боргезе. В настоящее время на правах аренды она экспонируется в Институте искусств Чикаго, постоянное местонахождение — Национальная галерея в Лондоне.
Сюжет
О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века. Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Тот осведомляется, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. В ответ незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «…стал невидим для них».
Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.
Вторично к этому евангельскому сюжету Караваджо обратился в 1606 году, находясь в изгнании.
Ужин в Эммаусе, 1606. Пинакотека Брера, Милан
Это вторая версия картины «Ужин в Эммаусе», написанная Караваджо после убийства партнера по игре в мяч, когда художник был вынужден бежать из Рима. Эмоциональное состояние сказалось на полотне, жесты фигур гораздо сдержаннее. Добавлены два персонажа, угощение на столе более скупое, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям