как баба рязанская что значит
Откуда пошло выражение «баба рязанская»?
В «Большом словаре русских поговорок» Валерия Мокиенко и Татьяны Никитиной выражение «баба рязанская» указано как просторечное
и ироническое. Оно означает неловкую, рассеянную или глупую женщину. «Рязанской бабой» можно назвать и человека, который намеренно привлекает
к себе много внимания.
— Стой! — выкрикнул пронзительно Сероштан.
— Ла-апшин! Ты там что так семетрично дурака валяешь! Суешь кулаками, точно рязанская баба уфатом: хоу, хоу. Делай у меня движения чисто, матери твоей черт!
Это выражение появилось примерно в XIV веке. В то время на Руси главным местом торговли была Москва. В город съезжались купцы из многих земель,
но самую масштабную ярмарку устраивали торговцы из Рязани. В основном
за прилавками стояли женщины, которые очень громко зазывали покупателей. Чтобы привлекать ещё больше внимания, они одевались в пёстрые одежды, носили много украшений и ярко красились. Поэтому со временем «рязанскими бабами» стали называть женщин, которые чересчур ярко и неуместно наряжаются.
Однако рязанские женщины стали знамениты ещё раньше, в XIII веке. Сохранилась легенда об Авдотье Рязаночке, которая жила во времена нападения на город войск хана Батыя в 1237 году:
. Да скажи ты мне, жонка Авдотья Рязаночка,
Как ты эти заставы прошла й проехала?
Ответ держит жонка Авдотья Рязаночка:
— А й ты, славный король Бахмет турецкие!
Я эты заставы великие
Прошла не путем, не дорогою.
Как я реки, озера глубокие
Те я пловом плыла,
А чистые поля те широкие,
Воров-то разбойников,
Тех-то я ополдён прошла,
Ополдён воры-разбойники,
Они опочив держа.
В 1927 году на экраны вышел немой драматический фильм Ивана Правова
и первой советской женщины-кинорежиссёра Ольги Преображенской «Бабы рязанские». Картину снимали в рязанском селе Сапожок. В основу сценария
лёг материал местной учительницы, дочери этнографа и заслуженного врача России Павла Стаханова.
По сюжету сироту Анну насильно выдают замуж за наследника из семьи зажиточных крестьян. Фильм рассказывает о тяжёлой судьбе русских женщин
и их бесправном положении в дореволюционной деревне. Второстепенные роли в фильме играли непрофессиональные актёры, а также в картину вошло много сцен, которые с документальной точностью показывали особенности деревенского быта жителей Рязани: свадьбу, праздник Троицы, отбеливание холстов и другие традиции.
Из жизни русской деревни кануна революции и первых послеоктябрьских лет. Сделанная в реалистических традициях Малого театра, картина правдиво и обстоятельно показала тяжёлое, бесправное положение женщины-крестьянки в дореволюционной России.
Во время и после Великой Отечественной войны рязанские женщины олицетворяли всех советских солдаток и матерей, чьи сыновья и мужья
не вернулись с фронта. Их начали называть «рязанские мадонны».
В 1965 году поэт Анатолий Поперечный и армянский композитор Александр Долуханян написали песню, посвящённую этим женщинам.
И матери, и жены.
Дороги без конца.
Рязанские мадонны —
Прекрасные сердца!