божество с головой рыбы
Рыба.Значение в религиях мира.
К тематической неделе «Рыба» я подобрала из различных источников в интернете(более 50 источников) вот такую,на мой взгляд рыбы очень познавательную информацию.
В мифологических представлениях рыбы преимущественно связаны с Нижним миром, служат маркерами водной стихии и во многих древних религиях связываются с богинями любви и плодородия, являясь первоначально воплощениями богини-матери, а впоследствии ее атрибутом. Этот образ богини-матери в виде Рыбы пережил века. В эпоху бронзового века в Аладжа-Хююке ее статуэтка была отлита из серебра с золотой инкрустацией на груди. «У нее очень широкие бедра и тонкая талия, ее руки представляют собой плавники, а черты лица практически неразличимы».
Представления о водяном широко распространены у русских и нашли отражение в разных фольклорных жанрах: в заговорах и пословицах, сказках и былинах, в многочисленных мифологических рассказах. Обычно этого персонажа называют по месту его обитания в воде: «водяником», «водяным дедушкой». В его именованиях нередко также подчеркивается статус хозяина стихии — «водяной хозяин» или «царь».
Так же известно Чудо-Юдо.Подводное чудовище, иногда олицетворяемое щукой или другой невероятной рыбою. Древнему человеку туча казалась щукою — великаном, проглотившим прекрасное светило дня. Проглотив его, чудовище места себе не может найти от жара, сжигающего все его внутренности; оно мечется из стороны в сторону, пышет огнем, истекает горючими слезами и, наконец, в полном изнеможении — выбрасывает полоненное солнышко на свободный простор, исчезая с просветлевшего неба-моря.
В Грузии обнаружили статуи Вишапы — существа подводные и все их существование связано с водой и посвящено ей. В некоторых армянских сказках вишап фигурирует в виде «морской бури», а также словом «вишап» переводится слово «кит» в древнеармянском и древнегрузинском переводах Библии.Их огромные, покрытые чешуей тела, нередко источают воду вместо крови, они дышат жабрами и самим своим полетом могут порождать грозы и ураганы. Чаще всего вишап огромен и ужасен собой, иногда многоглав, как истинный дракон, иногда подобен гигантскому змею или чудовищной рыбе. Рассказывают как о вишапах в рост буйвола высотой и пяти буйволов в длину, так и о таких, что могут одним своим телом окружить целое войско. Самые могучие и грозные вишапы обычно закованы в чешую черного цвета, их менее опасные собратья же бывают белые.
В качестве символа плодородия рыба иногда изображалась в виде фаллоса. В искусстве палеолита известны изображения рыбы в виде фаллоса на ритуальных жезлах с отверстиями. В русских сказках беременность наступает от съеденной рыбы. «Великая богиня из Эфеса носит амулет в виде рыбы на гениталиях. Из традиций, связанных со знаком рыбы, становится ясно, что рыба была символом женских половых органов… В Египте, рыбу, проглотившую пенис Осириса, иногда сравнивают с влагалищем Исиды, которая была еще одной ипостасью изначальной бездны. Знак рыб был составлен из двух полумесяцев, что условно представляло Богиню в качестве источника всех вод на земле. Рыба всегда считалась пищей-афродизиаком вследствие ассоциаций с Афродитой и ее сексуальным характером».
Магическую цель имели распространенные на женской одежде «рыбные» орнаменты в Закавказье.
Здесь же известно лечение бесплодия с использованием форели. К этому же кругу явлений относится табу на называние рыбы и употребление некоторых рыб в пищу, ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей.
Соотнесенность мифологического образа рыбы с мотивами плодородия обусловила присутствие этого образа в мифологии умирающего и воскресающего божества плодородия. Показательна грузинская сказка «О девяти сыновьях царя», в которой младший из братьев берет живую воду из источника, принадлежащего женщине-рыбе. Когда юношу убивают, эта женщина-рыба собирает его тело и воскрешает с помощью воды из источника. Проглатывание «рыбой» и последующее изрыгание участника инициационных обрядов тоже можно рассматривать в рамках смерти и воскрешения. Во всех этих случаях рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, источника плодородия и порождения новой жизни.
В Китае, Индии и некоторых других ареалах Рыба символизирует новое рождение. Этим представлением объясняется использование рыб в похоронных ритуалах. Известны изображения рыб в древнеегипетских захоронениях. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых. Некоторые народы ритуально едят рыбу во время обрядов, связанных с мертвыми. У римлян рыба означает похороны, но в то же время и жизнь в следующем мире. Именно эта метафора рыбы как нового рождения легла в основу раннехристианских представлений.
В библейской мифологии рыба связывается с мессией, который в Талмуде обозначается как Dag, «рыба», и его второе пришествие произойдет, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб. Иисус Христос в ранней христианской литературе тоже иногда называется «Рыбой».
Зодиакальное созвездие Рыб сыграло большую роль в древнейших христианских учениях. В атласе Фарнезе это созвездие изображено таким образом, что «первая рыба рыба, помещенная на север от экватора, расположена вертикально и головой указывает на северный небесный полюс; вторая, помещенная к югу от экватора, расположена горизонтально и указывает головой на запад. Их крестообразное расположение стало настойчиво подчеркиваться в христианские времена. Возможно, что вообще как христианский символ Рыбы впервые появились в Александрии приблизительно в 200г
У иранских народов и их соседей рыбы считались чистыми существами. Происхождение жабр объяснялось ранами, полученными рыбой от стрелы, когда она закрыла своим телом бога. По представлениям народов Северной Сибири у рыб есть «волосяной отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам. Иногда этот «хозяин» рыб имеет вид щуки или налима. Согласно хантыйским представлениям бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар Торум) в детстве был проглочен рыбой и принял в ее брюхе облик лягушки. В некоторых традициях образ хозяина моря является антропоморфным, например, у греческого Посейдона, осетинского Донбеттыра или нивхского хозяина моря, который живет со своей семьей в доме на дне, и в его распоряжении находится икра, которую он и бросает в море по мере надобности. В астекской и шумеро-аккадской мифологиях люди превращаются в рыб, когда боги водой смывают существующий мир. В ряде африканских традиций рыбы также представляются воплощениями душ умерших.
автор Медуза Вс Сен 09, 2018 11:28 pm
Рыба была связана с миром предков. Многие народы, среди них были и тюрки, считали, что, умирая, душа человека переселяется в рыбу и, чтобы душа вновь могла воплотиться в ребенке, надо просто съесть рыбу. Рыба также участвовала в обрядах, связанных с посвящением во взрослую жизнь. Входя в чрево «рыбы» (входы в специальные хижины, где проводились инициатические обряды, часто делались в виде пасти рыбы, кита или крокодила), неофит символически умирал, попадал в царство мертвых, а затем, выходя обратно, символически рождался к новой жизни. Теперь, обогащенный новыми священными знаниями (ведь мертвые знают больше живых), он мог вступить во взрослую жизнь.
Петроглифы, наскальные рисунки, многочисленные каменные и металлические украшения в виде рыб из археологических раскопов — весточки нам из тех далеких времен.
автор Дым Вс Сен 09, 2018 11:43 pm
автор Darkonix Вс Сен 09, 2018 11:53 pm
Символика рыбы вбирает в себя множество разнообразных, порой полярно противоположных значений. Со времен глубокой древности рыба ассоциировалась с Учителями, мировыми Спасителями, прародителями, мудростью. К символу рыбы имеют отношение индуистский Вишну, египетский Гор, халдейский Оаннес, а также Христос. Ученики, последователи, живущие в «воде учения», часто уподобляются рыбам.
Есть легенды (записи которых сохранились в храмах античности), согласно которым человеческая раса произошла от созданий, напоминающих амфибии. Их тела были покрыты чешуей и дышали они через жабры. В ряде мифов рыбы выполняют функцию демиурга, т.е. участвуют в сотворении мира: например, рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого создается суша, или же служит опорой земли.
Символизм рыбы тесно связан с символизмом воды, водной стихии. В самых различных мифологиях вода — первоначало, исходное состояние всего сущего, источник жизни. Поэтому рыбы, свободно обитающие в воде, в первозданном океане, наделяются демиургической силой, а также в ряде мифов оказываются предками людей. Вода также ассоциируется с бессознательным, в глубинах вод скрыто знание, которое трудно (или невозможно) добыть человеку, но которое доступно рыбе. Вода очищает, ритуальное омовение символизирует второе рождение, возвращение к первоначалу, поэтому рыба, живущая в воде, олицетворяет надежду на новое рождение. Но вода — это грозная стихия, что отражено в многочисленных вариантах мифа о потопе, и тут рыба также может проявить свою силу и помочь человеку спастись, как это произошло в мифе о Ману.
Вода является символом женского начала, поэтому рыба становится атрибутом многих Великих богинь (Атаргатис, Иштар, Астарты, Афродиты). В связи с этим она может символизировать не только плодовитость, плодородие, изобилие, чувственную любовь, но и такие негативные аспекты, приписывавшиеся богиням, как тщеславие, алчность.
В ряде мифологических сюжетов, где гигантская рыба (или кит) проглатывает, а затем выпускает героя (как, например, в мифе об Ионе), рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Эти сюжеты символизируют процесс инициации, возрождение после символической смерти.
На Ближнем Востоке рыба была атрибутом сирийской бо-гини любви и плодородия Атаргатис (при каждом ее храме был пруд со священной рыбой, ее сына звали Ихтис, что значит «рыба»). Эта богиня выступала под разными именами — Иштар, Деркето, Астарта — и часто изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом. В мифах говорилось, что рыбий хвост появился у богини, когда она вместе со своим сыном бросилась в воды Евфрата, спасаясь от чудовища. В шумерском письме знак «рыба» выражал понятие «плодородие» и «размножение». Вавилонский бог Эа мог представляться в виде человека-рыбы. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и способности целителя; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребенка. Оаннес, халдейский Спаситель, изображался с головой и телом рыбы и с человеческими руками и ногами. Он вышел из моря и научил людей письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т. д. Рыбья кожа применялась в качестве одеяния жрецами Эа и Оаннеса.
В египетской мифологии богиней города Мендес была Хатме-хит. Ее священное животное — рыба, а эпитет — Первая среди рыб. Изображалась она в виде женщины с рыбой на голове; в поздний период ее сближают с Исидой: считалось, что эта богиня помогала Исиде собирать части тела убитого Сетом Осириса.
Египетского бога Гора иногда представляли в виде рыбы. Исида, когда она нянчила маленького Гора, также изображалась с рыбой на головном уборе.
В индийской мифологии Вишну при первом своем воплощении в качестве аватара в облике рыбы предупреждает прародителя человечества Ману о предстоящем потопе. Убивая демона Хаягриву, Вишну возвращает похищенные демоном у Брахмы священные книги знаний — Веды. В Индии существует ритуал: на двенадцатый день первого месяца индийского года в сосуд с водой помещают рыбку и обращаются к ней с таким призывом: «Как ты, о Боже, принял облик рыбы и спас Веды, находившиеся в подземном мире, так же спаси и меня!»
В буддизме рыба символизирует следование за Буддой, освобождение от желаний и привязанностей. Будду, как и Иисуса Христа, называли ловцом людей.
В китайской мифологии рыба символизирует изобилие, богатство, плодородие, гармонию. В одном из мифов древнекитайской мифологии говорится о существе, которое зовут Линъюй («Холм-рыба»), с телом рыбы; руки, ноги и голова у него человеческие.
Для греков и римлян рыбы были священными в связи с культом Афродиты (Венеры), богини любви и плодородия. Рыба как символ силы вод также была атрибутом Посейдона (Нептуна). В ритуалах, посвященных Адонису, рыба использовалась как приношение для умерших.
У древних семитов благодетельное божество в облике рыбы носило имя Дагон. Оно также называлось Даг, что в переводе означает «рыба», «охранитель» или «Мессия». В иудаизме рыбы — это верующие Израиля в их истинной стихии, в водах Торы. Рыба — это пища Субботы, символ небесного пиршества.
В раннем христианстве рыба была принята как символ Христа многими Отцами церкви. Знак рыбы был пер-вой монограммой Христа. Таинственное греческое имя Иисуса означает «рыба». Именно братья-рыбаки стали первыми учениками Иисуса, сказавшего им, что они будут «ловцами человеков». Верующие, ученики Христа, как и он сам, часто уподоблялись рыбам, пребывающим в безопасности только в «воде учения». Крестильная купель довольно рано стала уподобляться рыбному садку (piscina). Три переплетенных рыбы или три рыбы с одной головой символизируют Троицу.
Приход Христа связывался с наступлением астрологической эры Рыб. Иисус «родился как первая рыба эры Рыб и был обречен умереть как последний агнец клонящейся к закату эры Овна» (К.Г.Юнг, AION).
автор Медуза Пн Сен 10, 2018 12:02 am
автор Медуза Пн Сен 10, 2018 12:04 am
автор Darkonix Пн Сен 10, 2018 12:05 am
А если «вообще говорить» о символах, то лучше прислушаться к своим ощущениям и понять какую информацию (ощущения, переживания) несёт тот или иной образ. Ведь на этом и основаны все эти интерпретации. И чем лучше вы поймёте эту информацию, тем эффективней будет использование образов в практиках.
автор Медуза Пн Сен 10, 2018 12:34 am
автор Медуза Пн Сен 10, 2018 12:47 am
Рыба: тунгусо-маньчжурских народов мифология
В мифологических представлениях верховых нанайцев в Охотском море жила хозяйка рыбных богатств Доромама, старуха, хранящая в своем жилище рыбью чешую. Когда она бросает чешую в воду, появляется рыба.
Орочи считали, что души шаманов выковывались из железа небесным божеством. Затем жена бога вынянчивала эту душу шамана, превращала ее в рыбу и выпускала в реку. «Пройдя через различные испытания, душа (уже в человеческом облике) вселялась в избранного человека».
Согласно эвенкийским представлениям о вселенной, обитаемая людьми земля опирается на спину гигантской щуки (по другим вариантам – двух щук или двух окуней). Считалось, что нижняя земля состоит из трех ярусов, а за крайней землей нижнего мира лежит подземное море, по которому и плавают две огромные рыбы, держащие на своих спинах землю. Вход в этот подземный мир охраняют два гигантских тайменя, хвосты которых сомкнуты вместе, а головы направлены в разные стороны.
Таймень и щука пользовались особым почитанием у эвенков Подкаменной Тунгуски. По обычаю, рыбак, поймавший тайменя или щуку, должен был вырезать на коре дерева изображение рыбы, равное по величине пойманной рыбе, и смазать это изображение ее кровью. Считалось, что «таким путем он переселял душу священной рыбы в дерево и якобы давал ей возможность вернуться со временем в родную стихию – воду».
Ульчи вносили новорожденного в дом в сумке из рыбьей кожи, а нанайцы шили для него халатик из кожи 9 пород рыб.
Смоляк А.В. Представления нанайцев о мире//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (Вторая половина XIX—начало ХХ в.);
В.Н. Басилов. Избранники духов;
А.Ф. Анисимов. Религия эвенков.
автор Дым Пн Сен 10, 2018 3:20 pm
По сообщению Г.В. Ксенофонтова при камлании якутского шамана в нижний мир изготавливались деревянные изображения быка и рыб. Рыбы были соединены хвостами и слегка окрашены охрой. Их устанавливали на западной половине юрты, чтобы шаман мог использовать их для закрытия «выхода из нижнего мира». Кроме того шаман использовал лоскут медвежьей шкуры. По материалам А. Н. Никифорова для камлания к корню глазных болезней кроме 9 изображений птиц была изготовлена лодка и 9 палочек, изображавших рыб с обратной чешуей.
Необычный вид любой рыбы служил признаком принадлежности нижнему миру. Н.А. Алексеев приводит запись, сделанную В.М. Ионовым: «По дороге из Первого Игидейского наслега в Жулейский есть мыс, наверху которого находится глубокое озеро. В старину туда закинули вершу. В нее вошла щука с жабрами, направленными в обратную сторону, и со спинными позвонками, идущими назад. Думая, что это рыба нижнего мира, отпустили ее обратно в воду. Этот мыс имеет духа-хозяина и не остается без подарка».(1)
По верованиям вилюйских якутов, знаменитые шаманы, независимо от пола, на тридцатом году жизни становились беременными и рожали в лесу ворону или гагару, которые тут же улетали. Затем они рожали щуку и еще через год – медведя или волка.
автор Дым Пн Сен 10, 2018 3:21 pm
Рыба: финно-угорских народов мифология
В древнефинской мифологии молния олицетворялась «пестрой змеей», которая упала в морские глубины, где ее проглотил лосось. Вяйнямейнен мудрый старец, чародей и шаман карело-финского эпоса «Калевала», сумел добыть огонь из чрева огненной рыбы (лосося), изготовив первую сеть для рыбной ловли (в некоторых рунах говорится, что эта рыба поглотила первую искру, которую высек Вяйнямейнен из своего ногтя или при помощи кремня и трута). Еще в одном эпизоде, связанным с лососем, цель, которую преследует Вяйнямейнен, весьма прозаична: он хочет приготовить себе на обед лосося. Однако пойманная им рыба оказывается чудесной девой-лососем Велламо. Она упрекает Вяйнямейнена в неразумности, признаваясь, что хотела стать его женой, а не быть съеденной. Незадачливый рыболов вновь пытается поймать Велламо, но его попытки безуспешны. Возможно, миф о Велламо восходит к тотемическим мифам о женитьбе героя на хозяйке животных. Из челюсти огромной щуки Вяйнямейнен делает свою кантеле. Когда он запел, играя на кантеле, рыбы и птицы тысячами поспешили к нему, заливаясь сладкими слезами, и сам певец начал плакать от умиления. Его слезы скатывались на колени, а с них – в море и превращались в жемчуг.
Лемминкяйнена, отправившегося незваным во враждебную страну Пяйвёлу («солнечная страна»), по одному из вариантов убивает побегом боли-голова оскорбленный героем слепой старец и швыряет его тело в реку Туони. Мать, узнавшая о смерти сына по крови, текущей из гребня (или конька крыши) отправляется в загробный мир Туонелу, где вылавливает тело сына, но его уже нельзя вернуть к жизни, он превратился в рыбу в Туони.
В мифологии удмуртов на небе обитает бог Кылдысин, управляющий вселенной. В древние времена он жил на земле, среди людей и в образе старика в белой одежде, обходил поля земледельцев. Когда поля настолько расширились, что ему стало негде ходить, оскорбленный бог удалился на небо. Люди долго молили его у священной березы спуститься к ним вновь. Тогда Кылдысин появился на вершине березы в виде красной белки. Охотники, намереваясь оставить бога на земле, подстрелили белку, которая падая, превратилась в рябчика, когда же подстрелили рябчика, тот превратился в тетерева, затем в окуня – и скрылся в реке.
По мифологическим представлениям мордвы (эрзя) верховный бог Нишке создал небо и землю и пустил в мировой океан 3-х рыб, на которых держится земля, насадил леса и сотворил человеческий род.
У восточных хантов известен миф о том, что люди произошли из рыб, ногти – это остатки рыбьей чешуи. «На землях питлярских хантов, по легенде, прежде жили сорт ях (народ Щуки). От них осталось кладбище, глиняные черепки, обломки оленных загородей. Среди жителей Ляпина тоже известны люди Щуки, манси рода Сайнаховых, духом-покровителем которых был Сорт ойка (Щука-старик)».(3) Некоторые группы хантов клялись, целуя морду щуки. Изображения рыб ставились на берегу реки головой в том направлении, вкотором должна была идти рыба.
У вепсов одним из оберегов служила челюсть щуки.
Коми-зыряне долгое время продолжали почитать стерлядь и, поймав ее, выкидывали в реку.
Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
Мифы народов мира, т. I, II;
Головнев А.В. Говорящие Культуры.
автор Дым Пн Сен 10, 2018 3:24 pm
Рыба: славянских народов мифология
Образ щуки наиболее популярен как в мифологических представлениях восточных славян, так и в народных русских сказках. Так, представлялось, что транспортным средством мифическому Водяному служит щука (или сом) и сам он имеет вид пучеглазого голого старика с рыбьим хвостом. Считалось, что зимой он спит. В жертву ему в полночь приносили коня.
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.2, 1995г;
А. Голан. Миф и символ;
И.В. Люсиченко. Миф, ритуал и власть у восточных славян;
Русский Север. Проблемы этнографии и фольклора;
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции.
Божество с головой рыбы
Первое занятие – бесплатно.
Москва | Санкт-Петербург | Великий Новгород | Владивосток | Вoлгоград | Воронеж | Екатеринбург | Ижевск | Калининград | Краснодар | Нижний Новгород | Новосибирск | Пермь | Новый Акрополь: что это? | Петрозаводск | Самара | Челябинск |
Человек и Вселенная | Мудрость Древней Индии | Мудрость Древнего Египта | Будда и его учение | Тибет | Философия Конфуция | Лекции по философии |
Обучение и развитие дошкольников | Занятия школьников | Группа раннего развития | Сказкотерапия для детей | День рождения |
Древний Египет | Древняя Греция | Древняя Индия | Япония | Месопотамия |
Будда | Лао Цзы | Конфуций | Пифагор | Платон | Сократ | Сенека | Марк Аврелий | Плотин | Елена Блаватская | Николай Рерих |
Лекции | Вечера в «Новом Акрополе» | Философский киноклуб | Музыкальная гостиная, концерты | Рождественский фестиваль | Ночь в музее |
Семинар «Открой самого себя» | Семинар «Царскосельский лицей: воспитание Человека» | Семинар для Дедов Морозов |
Тайны Байкала | Летний отпуск на Алтае | Путешествие в Армению | Путешествия в Индию | Экскурсии по Москве | Путешествие в Израиль |
Книги | Книга «Ангелы» | «Молитвы» | «Сокровенный смысл жизни» | «Притчи о главном» | «Япония» (сборник) | Журнал «Человек без границ» |
Дeкупaж | Керамика | Батик | Орaтoрcкое иcкуcствo | История музыки | Сервировка | Иcтoрия cтилeй | Танцы | Витраж | Живопись | Гитара |
Классному руководителю | Для младших школьников | Музей своими руками | Героям 1812 года посвящается | Балы и вечера для школьников | Занятия в мастерских |
Афиша Москвы по дням | Лекции в Москве | Выставки в Москве | Киноклуб в Москве | Курсы в Москве | Все мероприятия |
|
Обучение | |
|
Деятельность | |
|
|
Наш телефон:
8 495 973-11-63