астафьев фотография на которой меня нет иллюстрации
Презентация по литературе на тему «В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
20 апреля
Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Описание слайда:
Описание слайда:
это плавучая ледяная гора,
отколовшаяся от ледника,
большая часть которой скрыта под водой
Описание слайда:
родился
в селе Овсянка
Красноярского края
1 мая 1924 года
Описание слайда:
Детство Астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.
Описание слайда:
Воспитанием маленького Вити занялась его бабушка – Екатерина Петровна Потылицына. Вглядитесь в её фотографию. Суровое, сухое лицо у астафьевской бабушки. Ведь не зря её в деревне звали «генерал».
Описание слайда:
Сибирь – родина писателя
Описание слайда:
Описание слайда:
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
Описание слайда:
Работа со словом
Память – это:
1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
2.Воспоминание о ком – чём-нибудь.
3.То, что связано с умершим (воспоминания о нём).
(С.Ожегов. Словарь русского языка)
Описание слайда:
доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщины, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые руки, натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки
Описание слайда:
Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.
Учитель
12
Описание слайда:
Быт деревенской школы
30-х годов 20 века
В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей.
13
Описание слайда:
«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»
Описание слайда:
Описание слайда:
Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).
На выбор (по желанию):
1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
2. Написать сочинение «История одной фотографии».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Тест по творчеству Н.В. Гоголя (10 класс)
Тест по роману «Преступление и наказание» (10 класс)
Проверочная работа на знание 1 тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 класс)
Карточки для контрольной работы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)
«Пути исканий Пьера Безухова по роману Л.Н.Толстого Война и мир»
Презентация по литературе на тему «Прототипы героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»» (10 класс)
Статья. Александр Исаевич Солженицын
Презентация » Дом-музей» М.Ю. Лермонтова. Заочная экскурсия»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5316197 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему: В.П.Астафьев. “Фотография, на которой меня нет”.
Цели:
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: В.П.Астафьев. “Фотография, на которой меня нет”.»
В. П.Астафьев. Фотография, на которой меня нет.
Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.
В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история.
История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.
Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка
От чьего лица ведется повествование?
Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.
Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
(В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
Учимся понимать текст
В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.
В других даже стёкла были не везде.
В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.
Учимся понимать текст
2. Рассказ о Витьке и Саньке
— Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади) .
С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу
«Фотография, на которой меня нет»
Учимся понимать текст
2. Рассказ о Витьке и Саньке
— Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе).
“ Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.
Бабушка главного героя – добрая и заботливая.
В её речь автор включил огромное количество
диалектных и просторечных слов и выражений.
Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
— Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
— Подтвердите примерами из текста
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
-Как бабушка лечила Витьку?
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
Учимся понимать текст
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
внимание автор при
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
— Как относились к учителям в деревне? За что уважали?
Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
В какой школе учителя начали работу?
Что сделали учителя для школы?
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
В какой школе учителя начали работу?
Что сделали учителя для школы?
Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.
В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
— Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?
Учимся понимать текст
-Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?
-Над чем заставляет задуматься эта фотография?
— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?
(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»
-Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
— о том, как быть добрым;
— о человеческой памяти;
— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям;
— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит;
— о любви к родной земле.
Гимнастика для глаз
Составить связный рассказ:
— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»
Второстепенные персонажи: Санька (верный друг Вити), бабушка Вити, Евгений Николаевич (учитель)
Автор: Астафьев В.П. | Дата публикации: 1968 | Форма произведения: рассказ | Жанр: автобиографический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: детство, дружба, образование и воспитание, патриотизм
Приезд фотографа
Иллюстрация к рассказу
Однажды в середине зимы жителей сибирской деревни взволновала новость: к ним приезжает фотограф. Снимать будут не жителей, а учеников местной школы. Так как Витя и его друг Санька учились плохо, им объявили, что посадят их позади всех учеников. От обиды мальчишки пошли на обрыв кататься на санках. Домой они вернулись все в снегу, с промокшими насквозь ногами.
Болезнь Вити
Ночью у Вити так разболелись ноги, что он не мог сдерживать стонов. Что только ни делала бабушка: и растирала ноги спиртом, и кутала их в шаль покойной Витиной мамы и даже носила Витю в баню для пропарки. Но все эти мероприятия не помогли, боль не утихала. Утром пришел Санька, но Витя не смог сделать даже шага. Бабушка отругала Саньку за то, что он затеял эти катания на санках и стал причиной Витиной болезни. Тогда Санька объявил, что раз Витя не будет фотографироваться, то и его не будет на этой фотографии.
Окна, как люди
Пока Витя болел, у него было только одно развлечение – изучать окна в деревенских избах. Все окна были разными, и каждое могло бы рассказать о своем хозяине. В их избе пространство между рамами было украшено ветками рябины и брусники. Окно тетки Авдотьи – калиной, мхом, разными цветами. Посередине всего этого великолепия восседала безногая кукла. А вот у «лиходея из лиходеев» Левонтия окно было треснуто и между рамами ничего не было.
Уважение к учителям
Витю навестил учитель. Он принес фотографию, на которой не было ни Вити, ни его друга Саньки. Учитель успокаивал мальчика, но Витя знал, что его уже никогда не будет на этом фото. Бабушка пригласила учителя к столу, за чаем он рассказал ей, что кто-то привез к его дому целую кучу дров.
Так повелось, что сельчане из уважения к учителям часто «забывали» в их доме продукты, тайно чинили обувь. Учителя устраивали в местном клубе спектакли про буржуев, их всегда приглашали на все деревенские мероприятия, включая свадьбы. Они никогда не отказывали людям, но водку не пили, в отличие от местных.
Школьный дом
Раньше школа была жилой избой, которую срубил еще прадед Вити Яков. Не было там тогда ни книг, ни учебников, ни парт, а был один на всех карандаш красного цвета. С этим домом у Вити были связаны лучшие воспоминания детства, ведь он сам родился в бане, рядом с этой избой. Когда раскулачили Витиного деда Павла, всю семью выгнали на улицу. Все раскулаченные семьи тогда разбрелись по стайкам и сарайчикам, которые постепенно превратили в дома. Все их вещи были разворованы захватчиками.
Раскулачивание
За одну зиму сгорело полсела. Когда Платоновских выгоняли в первый раз, немой Кирила жил на заимке. Тогда его обманули, сказав, что выселение временное. Когда же Платоновских выселяли уже во второй раз, Кирила, примчавшись в деревню, разрубил голову оперуполномоченному. Он буйствовал до тех пор, пока его не скрутили и не передали властям. Это происшествие ускорило ссылку и выселение.
Иллюстрация к рассказу
Судьба дома
После этого Витя с другими пацанами выламывал перегородки в своем бывшем доме. Этот дом и был запечатлен на этой фотографии. Потом туда перевели правление колхоза, потом его заселили пьяницы, а потом дом опустел. В конце концов, его разобрали на дрова.
Но все это будет потом. Пока же учитель мирно разговаривал с бабушкой за чаем, а когда уходил, сказал Вите, что фотограф еще обязательно приедет. В том году Витя часто болел. Учитель часто водил ребят в лес и рассказывал им о природе. Однажды им попалась змея. Учитель, опасаясь за ребят, начал бить ее палкой. Они смотрели и не знали, что учитель в первый раз видел живую змею.
Воспоминания
Прошло много лет, но Виктор не забыл своих учителей. Сохранилась и пожелтевшая школьная фотография. Виктор всегда с улыбкой смотрит на нее, вглядываясь в лица ребят и в свой дом, где прошло его детство.
Презентация по литературе к рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виктор Петрович Астафьев
«Последний поклон» – это воспоминания о детстве, о близких людях, о родной Сибири
Зеркальная камера для съёмок. Начало XX века
Мне вспомнились детства далёкие годы…
«Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям. »
«рематизм» (ревматизм), «хорошенчье» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робенок» (ребенок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголек обмерзнуть стеклом не дает»
Особенности речи бабушки Диалекты Народные обороты Приметы Присловья Искажённые общеупотребительные слова
С. Сюхин Иллюстрация к рассказу «Фотография, на которой меня нет»
«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»
Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет… (Н. Рубцов)
И близких всех душа не позабудет…
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1171089
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.